Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ 5 страница



Исследователи считают, что по мере овладения способами игровой деятельности организация предметно-игровой среды усложняется за счет увеличения количества ифушек и использования предметов по- лифункционатьного назначения. Необходимо предоставлять детям возможность пользоваться атрибутами, предметами и ифушками в иг­ровых зонах и уголках. Для игры в магазин, в больницу, в парикмахер­скую. в путешествия на корабле, на машине отведенные зоны могут быть оборудованы как стационарно, так и временно и сменяться с воз­
никновением нового игрового замысла. Во второй младшей группе стационарных зон должно быть несколько, так как дети постепенно ос­ваивают ту или иную территорию игры и для них важно, чтобы все имело привычное место для продолжения игры в следующий раз. Ди­намичные зоны предполагают подвижность и сменяемость игровых «за­мыслов и решений. В таких зонах могут располагаться игровые моду­ли (неоформленные и полифункциональные предметы: бруски, кубики, дощечки, бумажки, кусочки ткани, камешки, детали предме­тов. игрушек), которые могут применяться в качестве подручного и заместительного материала. В этих зонах можно достаточно быстро изменить предметную обстановку, создать новые условия для игры. II. Я. Михайленко считает, что в управлении самостоятельной игрой младших дошкольников важным моментом является предварительная организация взрослым предметно-игровой среды, ее специфическое изменение и обновление, так как предметная обстановка определяет для малышей сюжет игры.

Хорошим сюрпризом для детей будут постройки, периодически возникающие во время их отсутствия в игровых уголках групповой комнаты. Подойдя к постройке, сделанной воспитателем во время дневного сна. ребенок начинает манипулировать отдельными предме­тами; в процессе этих действий у него появляется замысел новой иг­ры. Малыш дополняет недостающие детали, оборудование, используя заместители, перекраивая игру на свой лад. Возникают новые персо­нажи. в игру вовлекаются другие дети, обрадовавшиеся такой слож­ной и красивой постройке.-- игра набирает ход и может продолжать­ся достаточно долго.

Одной из трудностей, возникающих в подобного рода играх, явля­ется неумение детей ладить между собой. Если игра начинается с по­дачи взрослого, по его предложению, то сюжетные линии сразу во мно­гом определены: вот озеро, а вот утка ведет утят купаться. Когда же дети видят перед собой неизвестное сооружение, постройку для игры, то они должны определить ее назначение, функциональные возможно­сти. Ребенок, первым увидевший постройку (например, воспитатель построил целый комплекс из подручных материалов: дворец, башни, дома, площадки, мосты), сразу пытается действовать. Подоспевшие малыши подходят к постройке с другой стороны, реализуя свой, новый замысел. Воспитатель, создав такую полифункциональную предмет­ную среду, должен позаботиться о том. чтобы дети могли соотносить свои интересы и желания, уважали чужое творчество и труд. Поэтому еще до того, как малыши встанут с кроваток, педагог должен попро­сить их поскорее одеться, потому что в игровой комнате их ждет сюр­приз; тот. кто увидит и раньше всех отгадает, что это такое и для чего это нужно, первый начнет игру. Педагог приводит детей в комнату, они рассматривают постройку и обмениваются впечатлениями. Затем с по­мощью взрослого дети играют, следуя замыслу.

Детские замыслы не стойки и распадаются, едва возникнув, поэто­му педагог должен постоянно заботиться о формировании у детей уме­ния вести игру, опираясь на замысел. Этому надо начинать учить их как можно раньше именно в предметно-игровой деятельности. Детям второй младшей группы доступно понимание смысла их деятельности. Для определения смыслового содержания игры воспитатель должен с помощью уточняющих вопросов побуждать детей к ее дальнейшему планированию, развитию, речевому сопровождению («Скажи. Влади к. куда отправится твой паровоз? Кто будет машинистом? А где же раз­местятся пассажиры» которые ожидают посадки?»).

В совместной игре воспитатель должен научить детей общаться, взаимодействовать в конкретных ситуациях, объяснять выбор роли, поступка. Именно при анализе конкретных действий, ситуаций прояв­ляется эмоциональное отношение ребенка к обыгрываемому сюжету, персонажу. Дети этого возраста в основном еще продолжают играть «рядом», но интерес побуждает их все чаще обращаться к товарищу, например, заглядывать на площадку к соседу, чтобы узнать, чем он за­нимается. Малыши пытаются обмениваться игрушками («Дай мне трактор, а то у меня машина здесь буксует»), идеями и советами («Ты бы лучше здесь другую дощечку приставил»), взаимодействуют по просьбе воспитателя («Мишенька, ты хороший водитель! Отвези, по­жалуйста. кирпичи на Алешину площадку»). Воспитатель выступает в роли организатора, координатора и вдохновителя в их сюжетно-роле­вой игре. Он направляет начавшуюся игру в нужное русло, способст­вует увеличению количества ролей в игре, устраняет конфликтные си­туации. вызывает речевую активность детей в ролевом диалоге.

Для развития ролевого повеления и взаимодействия детей в сюжет­но-ролевой игре воспитатель должен использовать литературно-худо- жественный материал, способствующий ознакомлению с различными сюжетами, развитию умения анализировать поступки героев, улавли­вать на слух особенности интонаций в ролевом диалоге в различных ситуациях. В каждой игре заложена возможность драматизации, по­этому воплощение в роли в сюжетно-ролевой игре невозможно без пе­реживания тех обстоятельств, в которых ребенок действует как персо­наж. Развитие эмоциональной отзывчивости является объективно необходимым процессом, влияющим на форми|м>ванис начал общей духовной культуры личности и способствующим введению ребенка в игровую ситуацию, его вхождению в роль.

Разыгрывание сказок, потешек, песенок позволяет раскрыть эмо­циональную сферу малыша, вооружить его арсеналом игровых при­емов: помочь ему реализовать творческий потенциал, получить удо­вольствие от сыгранной роли. Для развертывания самостоятельной игры недостаточно воспроизводить какие-либо действия; необходи­мо. чтобы у детей возникло эмоционально-положительное отноше­ние к персонажу. После прочтения в лицах небольшого произведения
взрослый лает некоторые пояснения, вместе с детьми еще раз «про­сматривая» каждый образ. В беседе с детьми составляется словесный портрет персонажа («мышка маленькая, юркая, быстро бегает»). Вос­питатель оставляет в комнате атрибуты, а дети проводят самостоя­тельную игру но произведению. При этом, казалось бы. точно следуя литературному тексту, они по-своему обыгрывают давно знакомый сюжет, используя предметы-заместители, элементы костюмов, выра­зительные средства.

А. II. Усова рекомендует педагогам вовлекать детей в пересказывание сказки и делать драматизацию обычным явлением, так как именно в процессе пересказа и драматизации формируются чувства детей, а при­емы и жесты становятся личиостно присвоенными, потому что ребенок самостоятельно находит их в свободной ролевой игре, Л. С. Выготский пишет, что игра ребенка это не просто воспоминание о пережитом, а творческая переработка пережитых впечатлений. В игре ребенок может проявить свое творчество, заключающееся в умении создавать продукт из различных элементов, комбинируя старое и новое, а сам факт приня­тия роли уже есть акт творчества.

театрализованная игра

Для детей второй младшей группы характерно принятие действии взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. В самодеятельной игре детей отражается литературно-художествен­ный материал, с которым воспитатель знакомит их в течение гола (чте­ние художественных произведений и показ их инсценировок в театре). Специалисты утверждают, что только яркие художественные образы, запоминающиеся, увлекательные сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка, становятся основой для свободной детской игры.

При чтении художественной литературы необходимо увлечь детей не только сюжетом, но и ярким об|>азным преподнесением материала. Выразительное, неторопливое чтение сказок помогает им услышать интонационные особенности речи, представить внешний облик героя. Малыши любят слушать сказки несколько раз; при каждом прочте­нии педагог должен ставить новые художественно-игровые задачи и применять различные формы ролевого обыгрывания. При первом вы­разительном прочтении дети усваивают общую канву сюжета, знако­мятся с героями сказки. При втором прочтении можно изобразить ге­роев сказки с помощью жестов, мимики, движений и интонаций. Позже дети могут рассматривать иллюстрации, изображающие героев сказки в различные моменты повествования. В сознании ребенка воз­никает не только конкретный образ, но и вся художественно-образная
ситуация: вот герой, его жилище, его взаимодействие с другим героем. Чтение сказки необходимо сочетать с ее рассказыванием, тогда у вос­питателя будет больше возможностей для интерпретации, а у ребенка — простора для воображения. 'Гак. читая детям сказку «Теремок», педа­гог обыгрывает ее в лицах: передает голосом, движениями, мимикой и жестами маленькую, юркую мышку, толстушку-лягушку, быстрого зайку, неповоротливого медведя. При этом в сознании каждого ребен­ка возникает свой образ героя. Следующим этапом знакомства со сказкой может быть ее фрагментарное обыгрывание. Рассказывая сказку, воспитатель останавливается на каком-либо эпизоде и предла­гает детям показать действия героя. Например, можно попросить их показать, как мышка бежала к теремку, как она спрашивала: «Кто. кто в теремочке живет? Кто. кто в невысоком живет?». Дети по ходу рас­сказывания сказки изображают разных героев голосом, движениями, жестами, мимикой; это не мешает шк-приятию сказки, так как эти ко- роткие имитации рассматриваются в качестве ее сопровождения кон­кретным действием.

Вое и и та тел ь. Бежит к теремку мышка-норушка. Лена, по­кажи мышку. (Девочка изображает бегущую мышку.) Мышка спрашивает тоненьким голосом...

Таким образом, происходит естественное, не заученное обыгрыва­ние сказки: по мере знакомства с ней малыши непроизвольно запо­минают сюжет, слова, действия героев. Дети второй младшей группы способны показать в «домашнем» театре, то есть в условиях своей группы, маленький спектакль, в котором организующая центральная роль принадлежит педагогу. Такой спектакль не требует специально приглашенных зрителей - ими могут стать посаженные на стульчи­ки куклы —и специальной подготовки: долгих репетиций, лишнего беспокойства детей и воспитателей («чтобы все было правильно»). Он полезен для создания положительной мотивации, то есть наце­ленности детей на драматизацию вообще и на конкретный спектакль в частности. Но, как и любое другое мероприятие, спектакль требует некоторой подготовки. Детям, уже имеющим опыт выступления в концертах для игрушек, педагог предлагает показать понравившуюся им сказку в театре для кукол. Воспитатель объявляет, что сейчас со­стоится спектакль, и предлагает ребятам подумать, что им для этого понадобится. Необходимо приобщать детей к обустройству самого действия. С помощью воспитателя они могут посалить на места зри- телей-кукол, найти в театральном уголке шапочки и элементы кос- тюмов и нарядиться в героев сказки; некоторые детали они могут сделать самостоятельно, например, при подготовке сказки «Кот, пе­тух и лиса» выполнить аппликацию для шапочки лисы, украсить избу петушка—словом, посильно включаться в элементарную подготовку к спектаклю.

Следует постепенно усложнять замыслы спектаклей. Можно пред­ложить детям подобрать музыкальные характеристики героев, напри­мер. придумать и спеть песенку лисы («Петушок, петушок, золотой гре­бешок. выгляни в окошко, дам тебе горошку») или кота, который пост и играет на музыкальном инструменте возле ее норы. Беседа по сказке поможет выявить степень понимания сюжета, характеров героев и их поступков («Кто оставался в избе? Кто пел пол окошком у Петушка? Как Лиса называла, подзывала Петушка? Кто помог Петушку?»).

На этане фрагментарного обыгрывания использование костюмов нежелательно, так как основное внимание и время будут уходить толь­ко на их примерку и дети отвлекутся от главного - вхождения в образ; на этапе непосредственной подготовки к выступлению использование костюмов зависит от игровой задачи. Например, идет разговор о том, как нарядить героев: «Примерь. Миша, эту накидку. Посмотрите, дети, похож ли Миша на Петушка? А теперь походи, как Петушок, похлопай крылышками и закричи .Ку-ка-рс-куГ». В театрализованном пред­ставлении наличие костюмов, конечно же. обязательно: это создает у детей праздничное настроение, позволяет им почувствовать свою роль, осознать себя в ней.

Для накопления театральных впечатлений, создания у малышей мотивации к театрализованной деятельности следует приглашать старших детей выступить перед ними с постановками. Узнав о том. что им предстоит выступать перед младшими, старшие дошкольники на­чинают относиться к предстоящему показу более ответственно. Они тщательно осматривают свои костюмы, повторяют роли, осматривают место, где им придется выступать, а после выступления интересуются у воспитателей, понравился ли малышам спектакль. Малыши, в свою очередь, воспринимают старших детей как настоящих артистов. Чем лучше играют ребята, тем внимательнее смотрят маленькие зрители. После просмотра спектакля проводится беседа, в которой воспитатель спрашивает, понравилась ли детям сказка, кто из героев больше понра­вился и почему, любят ли они сами выступать.

Таким образом дети начинают приобщаться к миру театра. Необхо­димо уже в этом возрасте давать им элементарные сведения, которые помогут разобраться в этом волшебном мире (что такое геатр. как нужно вести себя в зрительном зале, кто такие артисты). Следует про­водить специальные беседы до и после просмотра театральной поста­новки. рассказывая детям о предстоящем спектакле, стараясь заинтере­совать их темой и напоминая правила поведения. После просмотра спектакля можно попросить их изобразить в лицах некоторых персона­жей. Например, взрослые решили показать детям кукольный спектакль «Мойдодыр». На подготовительном этапе воспитатель провел беседу «Кто как умывается», в которой объяснил детям, что все животные обя­зательно умываются для того, чтобы быть чистыми. Занятие на тему «Котик-чистюля», проведенное в игровой форме, позволило налом-
нить детям о том, зачем и как нужно мыть руки. Затем ребятам сооб­щили. что скоро они пойдут в театр смотреть спектакль со смешным названием «Мойдодыр»; Мойдодыр—самый главный в борьбе за чис­тоту. но если его не слушаться и быть неопрятным, то могут случиться разные неприятжх'ти. о которых они узнают в театре. В спектакле Мойдодыр говорит громким. 1-розиым голосом. Для того чтобы лети не испугались его появления, необходимо заранее «познакомить» их с этим героем, например, воспитатель с театральной куклой может зайти в группу накануне спектакля. Тогда малыши не испугаются Мойдодыра. будут внимательно, без страха смотреть спектакль. Это касается и других, наиболее «страшных», как кукольных, так и драма­тических персонажей, которые появляются на спектаклях и утренни­ках. Знакомя детей с правилами повеления в театре, педагог говорит, что в театре (в музыкальном зале) надо внимательно слушать, о чем идет речь в спектакле, иначе можно ничего не понять и помешать со­седу. По окончании представления следует спросить у детей, понра­вился ли им спектакль, а беседа по спектаклю может состояться через некоторое время, чтобы в их сознании отложилось увиденное. В по­следующем разборе театрализованного действа нужно попросить ребят вспомнить наиболее интересные моменты спектакля, подражая голосом и мимикой персонажам. Воспитатель должен выслушать все мнения и поблагодарить всех за внимательный просмотр, побуждая к ответам самых пассивных ребят.

Детям этого возраста очень интересны спектакли, показанные вос­питателями, Специально подобранные по тематике, идейному содер­жанию. с использованием доступных для восприятия средств вырази­тельности. эти спектакли должны соответствовать детскому мировосприятию. интересам, поэтому педагоги должны творчески, грамотно подходить к составлению сценария. Это означает, что всякий материал, который предлагается для инсценирования, должен быть разложен на ролевые диалоги не в ущерб основной идее и состоять из коротких, понятных фраз; продолжительность спектакля не должна превышать 10-15 минут. Слишком короткий кукольный спектакль может «обрастать» в сценарии живыми, образными вступлением и за­ключением. в которых могут появляться в качестве ведущих нерсона- жи-артисты (Осень. Карлсон, доктор Пилюлькии и др.). Также в сце­нарий включаются игры и хороводы, пение несен, чтение стихов, слушание музыкального отрывка. Например, кукольный спектакль «Пых» может быть показан на осеннем празднике. В начале представ­ления выходит Осень и заводит с ребятами хороводы, игры; затем де­ти читают стихи; в заключительной части, после спектакля. Осень рас­сказывает о своих щедрых дарах, поет с малышами осенние песни и дарит им подарки. Не следует заслонять играми-хороводами основную идею спектакля она должна доминировать в сознании детей, чтобы они могли прочувствовать нравственные уроки, которые несет теат­
рал мим» представление, поэтому спектакль лучше планировать в кон­це сценария праздника.

Для создания интересного спектакля воспитатели должны хоро­шо выстроить его «партитуру», подчинив реализации основной идеи его замысел; для этого следует полнее использовать средства выра­зительности и элементы художественного оформления театральной постановки: свет, декорации, музыку, костюмы, атрибуты, приемы кукловождения. артистические качества кукловодов и др. Яркие ху­дожественные образы, созданные взрослыми, способствуют углуб­ленному восприятию, надолго остаются в памяти и переходят в са­мостоятельные игры детей.

Для того чтобы сюжет спектакля получил продолжение в творчес­ких играх детей, выступление должно глубоко запасть в детскую ду­шу. пробудить воображение, вызвать желание «играть в театр». Мож­но напомнить им спектакль и предложить сыграть в него, предоставив необходимые атрибуты. Так, для игры в сказку «Колобок» можно предложить детям фигурки настольного театра, дать возможность свободно поиграть с ними, спросить, как двигаются персонажи, по­просить сказать :1а них слова соответствующим тоном («Смотри. Ма­рина. это Лиса. Как она будет ходить? Вспомни, каким голосом Лиса обращается к Колобку?»).

Во вто|юй младшей группе целесообразно продолжать использо­вать в работе с детьми произведения малых фольклорных форм. Дра­матизация небольших песенок вызывает интерес малышей, стремле­ние быть любым действующим лицом сказки, только чтобы взаимодействовать со взрослым. В песенке «Тень-тень, потетень» дети могут исполнять роли, действуя как индивидуально (лиса, зайка), так и коллективно (ежи). Исполняя песенку, малыши двигаются в соот­ветствии с текстом: каждый по-своему проявляет характер изображае­мого героя. От занятия к занятию следует разнообразить работу с де­тьми: включая инструментальные импровизации, можно нацеливать их на выразительное исполнение на детских шумовых инструментах музыкального сопровождения для танца конкретных персонажей, под­черкивая его соответствие характеру героя.

В играх импровизационного типа используются различные виды кукол настольного театра (вязаные, бумажные, баночные, плоскост­ные фигурки, картинки и др.). Так. при исполнении диалога «Кисонь- ка-мурысонька» ребенок, передвигая игрушку по столу, изображает киску, используя в основном интонацию; его мимика отражает харак­тер персонажа. Нравственный урок, содержащийся в конце сти­хотворения. преподается и самому ребенку: «Не ешь одна!». В таких произведениях раскрывается характер героя, его поведение, которые помогает выявить специально проведенная беседа: развивается умение ребенка сочувствовать герою, вставать на его позицию. Произведения народного творчества способствуют развитию жизненно-игрового
опыта и эмоциональной сферы детей. Воспитатель, используя малые формы фольклора, готовит их к восприятию более крупных произве­дений — сказок, рассказов.

Основным видом детского творчества остается имитация.

Воспитатель. Птички, летите! (Дети «летят».) Птички, домой! (Дети садятся на стульчики.)

Птички встали поутру - много у них корма.

ТУ-ру-ру. ту-ру-ру. птички клюют зерна!

Дети выполняют соответствующие движения.

Дети 3-4 лет могут выражать различные эмоции и настроения. Так. изоб|>ажан героев сказки «Айболит», они могут передать походку боль­ных (медведицы, бегемота), показать внимательною и строгого доктора Айболита и его друзей. Легко входя в образ, они на ходу придумывают песенки героев, если этого требует ситуация.

Воспитатель. Больная медведица долго ждала доктора Айболита и затянула грустную-ирегрустную песенку... (Пока­зывает на ребенка, изображающего медведицу, и тот поет свою импровизированную песенку.) Доктор Айболит тем вре­менем осматривал свой кабинет—все ли готово к приему больных зверюшек. Он ходил по кабинету и говорил... (Ребе­нок. изображающий Айболита, на ходу придумывает фразу.)

Отражая свои эмоции в театрализованной игре, дети выражают ра­дость. интерес, грусть, входя в роль персонажа, но воплощенные ими образы достаточно однотипны и обобщены. Малышам пока не подвла­стны оттенки эмоций, более тонкие чувства. Им не сложно изобразить грустного Ослика, веселого Винни-Пуха, но довольно трудно —злого или очень-очень злого Волка, так как. начиная его показывать, они тут же зажимают рот руками, потому что сами его боятся; малыши именно поэтому не любят играть отрицательных персонажей. Специалисты считают, что дети распознают и присваивают только ту эмоцию, кото­рая называется, обозначается взрослым.

Воспитатель. К нам пришел веселый Петрушка. (Кукла появляется на ширме.) Он попляшет иод веселую музыку. (Петрушка пляшет.)

Или:

Воспитатель. Сейчас к нам придет Петрушка. Музыка подскажет нам. какое у него настроение. (Играет веселая му­зыка.) Какое настроение у нашего Петрушки? Какая была му­зыка по настроению? Попляши, Петрушка! (Петрушка пля­шет.) А вы. ребята, похлопайте.

В нервом случае воспитатель заранее дает образ Петрушки и харак­теризует музыку, сопровождающую его появление. Во втором примере воспитатель действует, используя косвенные методы, побуждая детей к активной мыслительной деятельности. Оба метода, как прямой, так и косвенный, могут применяться во второй младшей группе, но в этом возрасте следует чаще употреблять косвенные методы педагогического руководства детской творческой игрой.

Распознавать эмоции помогают пиктограммы, на которых изображе­ны основные эмоции человека. Эти картинки могут соотнос1гться с ха­рактером эмоций, вызываемых тем или иным художественным произве­дением (музыкальным, словесным, живописным). Такую игру можно назвать «Подбери музыку (стихотворение, картинку)» и проводить вплоть до выпуска детей в школу, постепенно усложняя.

Воспитатель. Нина, смотри, какая веселая картинка! Она подходит для нашей песенки? Песенка веселая, и картинка ве­селая — на ней рожица улыбается.

Эмоции детей проявляются непосредственно и ярко. Ребенок не может изобразить грустного заику, если не задумается о чем-то груст­ном; не покажет веселого героя, если не почувствует, что ему весело. Поэтому путь к эмоциональной выразительности лежит через созда­ние эмоциональной ситуации на занятии или празднике. Педагог, ра­ботающий с детьми, должен уметь управлять их эмоциями; регулиро­вать интонацию; «зажечь», если требуется, зал.

Дидактическая игра

Во второй младшей группе продолжается сенсорное развитие ре­бенка. восприятие которого наиболее успешно формируется при нали­чии сенсорных эталонов, с которыми сравнивается воспринимаемый объект. Дети могут выделять не только форму, цвет и величину пред­мета. но и фактуру; группировать предметы но представленному об­разцу. Например, в игре «Собери по цвету» дети должны собрать из ча­стей геометрические фигуры, различая их по цвету. Эгл игра может проводиться с различными усложнениями (подобрать фигуры того же или контрастного цвета; собрать фигуры, определяя цвета но выбору; подобрать по цвету предметы, сделанные только из бумаги, и т.д.). При этом необходимо учить их не только выполнять действие, группи­ровать фигуры по внешним признакам, но и правильно называть свой­ства (например, цвета).

Дети 3-4 лет хотят действовать все более самостоятельно, поэтому часто недослушивают задание до конца. Столкнувшись с трудностями, не придя в итоге к желаемому результату, они начинают проявлять от­
рицательные эмоции, бросают игру. Воспитатель должен уметь удер­живать внимание детей, объясняя им игровые пранила, порядок дейст­вия в игре, предлагая осуществить и|юбныс ходы, показывая, как надо поступать. 'Гак. в игре «Чудесный мешочек» ребенок должен назвать предмет и определить его форму, не доставая руку из мешка. Нередко дети, не дослушав правила игры, еще не ощупав предмет, уже называют его и пытаются второпях определить его форму. Правила нарушаются, ребенок чувствует себя несправедливо обиженным. Воспитатель может сгладить промашку малыша, попросив других детей выполнить дейст­вие правильно, обращая их внимание на последовательность ходов, а затем снова пригласить допустившего ошибку ребенка и помочь ему выполнить задание правильно.

Следует заботиться о создании в игре благополучной эмоциональ­ной атмосферы. Стремление преодолеть возникшие трудности вызы­вает положительные эмоции, чувство удовлетворения, желание доби­ваться результата. Иногда педагог не обращает внимания на то. что ребенок уже освоил способы действий с какими-либо предметами, и продолжает упражнять его в них, следуя программе. Используя инди­видуальный подход, воспитатель может обучать малыша более слож­ным приемам работы, активизируя его действия. Например, если де­ти уже умеют без труда нанизывать бусинки, то поддержать их интерес к игре можно, предложив чередовать бусинки разных цветов или размеров. Хорошим дополнением к этому занятию будет и фа «Со6е|)см бусинки для ошейника козочки Милы». Дети охотно накле­ивают цветные бусинки на готовую основу в форме силуэта козочки, выполняя правила (приклеивать бусинки но одной, точно по нарисо­ванной ниточке так. чтобы получились бусы).

Воспитатель помогает детям выделить нужное свойство для реше­ния сенсорной задачи, применяя анализ, сравнение, обобщение. Ис­пользуя необходимый дидактический материал, педагог проводит ди­дактические упражнения на усвоение отдельных свойств предметов, на определение положения предмета в пространстве (собирание мозаич­ных узоров, конструирование построек из определенных материалов), на способы взаимодействия предметов (вкладывание одних предметов в другие, прокатывание тележек под какой-либо конструкцией). В ка­честве дидактических материалов могут выступать обычные предметы, картинки, ифушки. Необходимо формировать у детей представление о внешних признаках предметов на примере вещей, которые повседневно окружают их. Детям предлагают различные изображения предмета (картинки, схемы), которые соотносятся с предметом.

В дидактических играх могут ставиться различные игровые задачи (собери в корзину предметы одной формы; положи в вазу овощи толь­ко зеленого цвета; подбери такие же предметы, как на картинке; дай каждому игроку (в круге) но одному резиновому мячу и др.). Ребята могут использовать в игре камешки, крупные пуговицы, формочки.

пластилиновые изделия и другой подручный материал. Игровые пра­вила позволяют дисциплинировать детей, очертить круг их действий; помогают им научиться ладить друг с другом, так как невыполнение правил не одобряется самими играющими. Детям интересны игры с разрезными картинками: «Накроем на стол». «Зеленый огород», «На­ши игрушки». «Одежда» и др.. цель которых состоит в том. чтобы со­брать картинку но образцу из отдельных частей.

Полезны и интересны детям этого возраста всевозможные игры со словом. Применение таких игр способствует развитию речи, мышле­ния ребенка: формированию словарной) запаса. В таких играх малыш опирается паевой представления. Словесные игры часто основаны на фольклорном материале. Во второй младшей группе детям предлага­ются игры «Ладушки», «Сорока-ворона», «Гуси-Гуси». «Дождик» и др.

В игре «Дождик» ребенок учится соотносить свои действия со сло­вами заклички:

Дождик, дождик, нуте.

Дадим тебе тци.

Дадим тебе ложку.

Хлебай понемножку!

Дети взмахивают руками ладошками вверх, ожидая сильного дож­дя. показывают ладошку с одной и с другой стороны, зачерпывают ложкой воображаемую гущу.

В игре «Пошел котик на Торжок» дети сначала знакомятся с котиком (игрушка), который раздает им подарки (пирожки, булочки).

В словесных играх могут использоваться стихотворные произведе­ния современных детских авторов. Используя такой материал, педагог должен четко определять дидактическую задачу и цели, которые он ставит в данной игре. Очень важным представляется умение воспита­теля позабавить детей, .гать им эмоциональную разрядку. В игре « Пры­гали мышки» (слова Н. Колпаковой) внимание педагога нацелено на развитие двигательно-речевой активности. Он артистично показывает движения, а малыши, стоя в кругу, выполняют движения, соответству­ющие тексту:

Прыгали мышки окаю коврижки.

Прыгали, плясали, ко|хг1ки кусали.

Прыгали, пели... и нею коврижку съели?

Дети выполняют энергичные движения: прыгают, пляшут, сужают круг, дружно выкрикивая: «А-ам!» и присаживаясь на пол. Эта подвиж­но-дидактическая словесная игра активизирует артикуляционный ап­парат. придает речи (за счет акцентов на сильных долях такта) ритмиче­скую упругость, которая подкрепляется выразительными движениями.


Для развитии выразительных движений следует часто использовать музыку, чтобы движение отражаю музыкально-слуховые представле­ния детей: игры, в которых малыши самостоятельно изменяют движе-
ни я н соответствии с изменением динамики Оромко или тихо), формы (одна или две части) музыкального произведения. Со временем движе­ния обогащаются разнообразными элементами: дети не только имити­руют музыкально-игровой образ при помощи простых средств (ходят вперевалку, как медвежата; мягко идут. пе|>ебирая руками-лапками, как кошечки; рычат и «выпускают когти», как тигрята), но и могут изобра­жать различное настроение в данном образе (веселые или грустные медвежата, сердитые кошечки или тигрята). Усложняются элементы в плясках; они отражают особенности ритма, общего характера произве­дения; используются движения с игрушками и с другими атрибутами (флажками, султанчиками, цветами), которые помогают разнообразить игровые задачи, действия и правила (дети проходят с синими флажка­ми под спокойную музыку, с красными — под марш).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.