|
|||
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ 6 страницаВоспитатель применяет показ, объяснение, образное сравнение; обращает внимание на тех детей, которые правильно выполняют задания; активизирует детское творчество дополнительными заданиями, усложнением игровых действий. В младших группах дидактические игры могут охватывать целиком все непродолжительное занятие, включая в себя разные виды деятельности (собственно игру, музыку, слово, движение, изобразительную деятельность). Воспитатель (музыкальный руководитель) проводит музыкально-дидактические игры на различение динамики («Тихие и громкие звоночки» Р. Русгамова). звуковысотных соотношений («Птица и птенчики» Е. Тилнчеевой). вступления и окончания музыки («Дождик», русская народная песенка в обработке Т. Поиатенко), на имитацию игрового образа («Птички» Т. Ломовой) и лр. Эти игры требуют определенных умений и навыков, которые вырабат ываются постепенно, от занятия к занятию. В этом возрасте дети не только воспринимают контрастные по характеру произведения, но и воспроизводят их ритмические основы, силу звука. В музыкально-дидактической игре педагог должен заинтересовывать детей самой музыкой, не заслоняя ее звучания излишним дидактизмом, так как необходимо вслушиваться в каждый звук, чтобы понять содержание музыки. Во второй младшей группе при ознакомлении с окружающим миром часто проводят специальные наблюдения (на прогулке, из окна группы). Во время таких наблюдений они учатся вслушиваться, всматриваться в природные явления: меняют наряд деревья, становится светлее или темнее на улице, холоднее или теплее. Дидактические игры «Найди,что изменилось?», «Кто как кричит?», «На что похоже?» и др. способствуют развитию памяти, внимания, воображения детей. Эффективность занятия зависит от пробуждения интереса к игре, подготовленности воспитателя к ее проведению, от степени проработанности основных понятий в дидактических упражнениях. Перед игрой «Найди, что изменилось?» педагог использует специальные упражнения, соответствующие заложенным в данной игре ти Воспитатель при желании может сочетать в одной игре задачи разного плана. Например, в разработанной нами игре «Интонационный календарь природы» («Живая картина в проеме окна») сочетаются задачи развития художественного и экологического восприятия детей на основе сходства и различия интонаций в природе и в музыке. Дети, начиная со второй младшей группы, учатся определять состояние природы. открывшейся им из окна. Проем окна — словно рамка картины, которую нарисоват удивительный художник: в ней все подвижно, меняется настроение, в отличие от настоящей картины, в которой все явления даны как бы в застывшем виде (вот почему дети с трудом могут определить настроение настоящей картины даже в старшем возрасте. если не видят такого «живого» полотна и на этом примере не учатся анатизировать природные «выразительные средства»: цвет, фактуру, первые и вторые планы). Каждый раз дети получают новые впечатления и сравнивают их с прежними: вчера деревья еще были совсем зеленые, а сегодня видны следы осени - тут и там на них появились желтые листья; только что был сильный ветер, и вдруг все стихло и т.д. Задача состоит в том. чтобы расшифровать увиденное, придать ему эмоционально-смысловое содержание. В этом ребенку поможет яркий рассказ воспитателя о наблюдаемом. Эта игра синтезирует в себе учебные, эстетические и творческие моменты и может сопровождать ребенка весь дошкольный период, обогащая его новыми впечатлениями. обрастая новыми заданиями и вариантами. Во второй млаиней группе перед детьми ставятся простые затачи: расскажи о том. что ты видишь; опиши, каким тебе кажется вид из окна: я подберу музыку к этому настроению, а ты послушай и ответь, подходит она или нет (созвучна или нет) к погоде на улице. При проведении дидактической игры важно вызвать у детей желание выполнять то или иное задание. Ятя этого воспитатель вводит таких ш-ровых персонажей, которые, по условию, не умеют выполнять какие-либо действия (одеться на прогулку, собрать пирамидку из уменьшающихся или увеличивающихся ио размеру колец, сложить В дидактической игре нередко используется драматизация. Имитация образов животных, героев любимых сказок способствует выражению отношения детей к изображаемому явлению через мимику, жесты, интонацию. Драматизация эффективно применяется в разных видах деятельности и на различных занятиях. В дидактическую игру «Музыкальный теремок», разработанную Э. II. Костиной, включены музыкально-творческие задания, объединенные единой игровой ситуацией. К плоскостному домику с оконцем ведет музыкальная лесенка (металлофон); каждый персонаж (ребенок) подбегает к домику и придумывает свои ритмические группировки, характеризующие бег героя. 11а вопрос: «Кто живет в теремочке?» — каждый герой отвечает своей песенной импровизацией. В этой игре тесно сплетаются различные вилы деятельности и действия (подобрать на предложенную музыку характерные для данного персонажа движения, дать музыкальный ответ, изобразить при помощи мимики, интонации и жеста своего героя, назвать его и т.д.). Воспитатель всегда должен быть внутренне готов к совершенствованию каждого компонента игры (дидактической и игровой задач, игрового действия), ведь она должна развиваться, обретая все большее число вариантов, ходов, действий, правил, которые, в свою очередь, делают игру более интересной. Игра может существенно разнообразиться и усложниться, если ввести новых персонажей, изменить задания и условия, в которые попадают герои. 11апримср. в теремок могут прибежать белка и лосенок, собачка и муравей, которые принесут с собой припасы на зиму, интересные игрушки, новые песенки и т.д. В дидактической игре, проводящейся на физкультурном занятии, также может использоваться драматизация. Такие сюжетно-игровые занятия содержат игровую ситуацию, отражающую окружающий мир. и включают в себя движения имитационного и общеразвивающего тина. Игровые упражнения «Подбери кубику пару». «Большие и маленькие мячики». «Обезьянки в цирке» способствуют познавательному развитию матыша. более качественному и прочному усвоению знаний, умений и навыков в области физического воспитания, пространственных представлений. Использование подвижно-дидактических игр во время утренней гимнастики закрепляет прыжки, бег, ходьбу, навыки правильного дыхания, образного выполнения движений. Подвижные игры подробно описаны в пособии Степаненковой Э. Г. «Физическое воспитание в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез, 2005). Во второй младшей группе дети начинают осваивать настолько-печатные игры, с удовольствием играют в дидактические игры, сделанные руками старших детей, например, в лото, разрезные картинки «Собери по цвету». «На лугу расцвели красивые цветы» и т. п. Средняя группа (от четырех до пяти лет) Сюжетно-ролевая игра В этом возрасте сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей. У них появляется стремление не просто играть. а исполнять ту или иную рать. Приняв на себя роль, ребенок ведет себя в соответствии с правилами, которые она налагает на него. Содержанием игры становится не предмет и его употребление или изменение, а отношения между людьми. Предметное содержание роли требует выполнения игровых обязательств (например, «воспитатель» учит детей мыть руки, застилать кровать; кормит их обедом, читает им сказки); это выражает единство предметного и социального содержания игры дошкольника. В играх сюжет помогает подчиняться правилам: представив себя шофером, ребенок по сигналу светофора отправляется в путь; вживаясь в роль летчика, по приказу диспетчера ищет место для посадки на аэродроме. Исследователи рекомендуют для развития полноценной сюжетно- ролевой игры параллельно проводить игры с правилами, развивающие познавательную активность детей, регулирующие отношения между играющими, побуждающие их к самостоятельным действиям. Игры с правилами учат детей придумывать новые игры, воспитывают творческое отношение к игре в целом. Такой подход к детской игре избавляет ее от примитивизма, оснащает ребят способами игровых действий. позволяет варьировать игру. Например, в подвижных музыкальных играх «Кот и мыши». «Займи домик» и др. дети учатся ловко выполнять движения, соблюдать правила (идти тихо, крадучись; не сопротивляться, если тебя поймали; выразительно передавать образы). В играх «Горячий конь». «Машины и пешеходы» дети учатся выполнять команды, действовать согласованно. вместе начинать и заканчивать действие: в шрах «Лиса и зайцы», «Магазин игрушек» их внимание обращают на выразительность и оригинальность в передаче образа. По мнению А. П. Усовой, игра должным образом организует всю жизнь ребенка, которая из стихийной превращается в организованное явление. В этом возрасте ребенок становится более инициативным и овладевает самостоятельным ведением игры. В связи с этим меняются нози- В процессе формирования игровой деятельности детей воспитатель старается привлечь их внимание к различным предметам, которые могут быть применены в игре в качестве заместителей. Для этого необходимо пополнять специально выделенные шкафы, отделения, ящики соответствующим материалом; при уборке группы не выбрасывать летали игрушек и другие предметы, которые могли бы пригодиться в качестве вспомогательных средств, привлекать детей для отбора различных подручных элементов. I 1еобходимо периодически пересматривать накопленный материал, отмечая то. что может быть особенно полезно в игре («Что на что похоже?»). Дети средней группы могут изготавливать необходимые игрушки и атрибуты для игр. На это следует отводить время на занятиях по труду и в свободной деятельности. Ребята будут особенно стараться, если изготовят поделки специально для игры и тут же смогут пустить их в ход. Со временем дети 4-5 лет все более изобретательно пользуются в игре заместителями (вот мост из дощечек и брусочков, по нему едут сделанные своими руками машины, которые взбираются на перевернутый стульчик, служащий эстакадой; кедровые шишки становятся резервуарами для бензина, коробки — автозаправочной станцией. Роль взрослого в играх детей этого возраста обусловлена не только чисто «техническими» средствами; педагогическое воздействие на игровую деятельность ребят во многом определяется личностью самого воспитателя. Пробудить интерес детей к игре может лишь тот педагог, который не только умеет «всколыхнуть» их эмоции, владеет теорией и практикой игры, но и является просто неравнодушным человеком. Воспитатель не может стоять в стороне от играющих в ролевые игры детей; он должен уметь наблюдать за игрой для того, чтобы вовремя дать ей новую жизнь, новое направление. В разветвленной детской игре воспитатель является партнером-ко- ординатором: он посоветует, что делать в тупиковой ситуации (если на станции скопились неразгруженные вагоны, то их следует разгрузить, а товар отправить в магазин, доставить в детский сад), вовлечет детей в игру так. чтобы предоставить каждому на выбор роли, в которых они будут взаимодействовать попарно, втроем. При нехватке ролей следует объяснить детям, что для игры в магазин будут необходимы еще и менеджеры. грузчики, водители, кассиры и др. Пока еще ролевое взаимодействие ограничивается отдельным действием в цепочке согласно сю Воспитатель, наблюдающий детскую игру, не должен прерывать ее, без надобности вмешиваться в детские отношения. Если игра явно завершится не скоро, следует тактично и твердо заранее предупредить детей о том. что надо сделать перерыв в игре или оставит ь ее до следующего раза; при этом они должны иметь возможность на он редел ей иск* время оставить на месте свои постройки. Ребенок, находясь в детском сообществе, не столько пользуется его преимуществами, сколько удовлетворяется самим фактом принадлежности к нему, учится строить взаимоотношения в игре. Дети выбирают самые разные роли, изображая людей, находящихся в определенных социальных отношениях, а отношения этих людей-персонажей перелают с помощью игрового действия. Л. А. Венгер считает. что в игровом моделировании дети выделяют только самые общие отношения, а второстепенные опускают, что позволяет им понять суть отношений между людьми, которая в реальной действительности заслонена массой несущественных деталей. Д. Б. Эльконии делает вывод о том. что способ действия с предметом может быть освоен через образец, а смысл действия будет понят только через включение действия в систему человеческих отношений. Например, дети играют в общей куче песка и старательно выводят колесами дорожки; у всех получается так же красиво, как показывал воспитатель. Но вдруг возникает проблема: как проехать, не задев чужую постройку? Нужно искать выход, учиться ладить в игре: однажды уступишь ты. а потом пойдут навстречу тебе. Эти нехитрые премудрости ведения общей игры дети узнают непосредственно на практике и, если воспитатель сумеет не только благополучно разрешить конфликт, но и научить их мирно уживаться в игре, получают урок нравственности. В следующий раз они сами будут регулировать отношения, разъясняя правила повеления в общей игре: разве шофер не уступит дорогу шоферу, не поможет в ремонте? Таким образом в игре соединяются игровые и реальные отношения. Дети средней фуппы живо интересуются профессиональной деятельностью вз|юслых. Они любят наблюдать, как мама дома гладит Иногда воспитатель тратит много времени на оборудование игрового уголка, предоставляет различные игровые материаты. а дети, едва заинтересовавшись новыми игрушками, оставляют их: игра быстро затухает. Происходит это по разным причинам. Возможно, лети не смогли распределить роли, договориться, как станут играть, что каждый будет делать; может быть, игра не развивается потому, что дети не знают назначения некоторых предметов, не умеют ими пользоваться. В научно-методической литературе описываются случаи, когда дети не могли развернуть сюжет игры про моряков, потому что в той местности, где они проживали, нет водоема. Воспитатель в таком случае должен тщательно подготовиться к общению с детьми: прочитать им интересную, познавательную книгу о моряках, об их повседневных обязанностях, о морской дружбе и взаимовыручке, о захватывающих приключениях на море. Можно проиграть с детьми некоторые сюжеты на морскую тематику, придумать ролевые игры («Подготовка корабля к плаванию», «День на корабле». «Приключения на необитаемом острове», познакомить с ранговыми и нрофессио- нальными отношениями на флоте в играх «Кок и команда». «Командир и боцман». «Радист на корабле»). Хорошим действенным средством для развертывания сюжета являются игры-упражнения, в которых у детей формируется умение придумывать истории и сказки. Такие упражнения будят фантазию, развивают речь и псрвоначатьные навыки сюжетосложеиия. Привлекая внимание родителей к играм детей, нужно объяснять им важность повседневного общения с ребенком, расширения его кругозора: указать на необходимость заниматься самообразованием, читать педагогическую литературу, уметь играть в разнообразные игры. В группе можно устроить «День любимых профессий», в котором будут участвовать не только воспитатели и дети данной фуппы. но и другие сотрудники детского сада, а также родители. Взрослые расскажут о том. какие профессии сегодня важны, интересны. Затем можно подвести итоги экскурсии по детскому саду и попросить выступить сотрудников (повара, медицинскую сестру, работницу прачечной и других). которые не только расскажут о радостях и трудностях своей работы, но и сделают детям подарки: принесут испеченный заранее пирог, сделают в их присутствии вкусный салат, поделятся рецептом витаминного напитка, повесят в группах чистые полотенца и т.д. Итогом такой работы может стать праздник, на котором дети выступят с инсценировками на тему «Кто работает в детском саду», споют для всех сотрудников. прочитают стихотворения и т.д. Не менее интересными для детей являются походы и экскурсии за пределы дошкольного учреждения. Воспитатели всегда тревожатся, что вполне оправданно, особенно в наше неспокойное время, когда им приходится брать детей на различные мероприятия. Вместе с тем хорошо организованное совместное путешествие оставляет в сознании детей массу впечатлений, дает им возможность в неформальной обстановке многое увидеть, услышать и, если возможно, потрогать собственными руками. Сегодня ученые обеспокоены тем. что самодеятельная ролевая игра угасает, но в тех дошкольных учреждениях, где педагоги делают все возможное для развития игровой деятельности, игра процветает. 'Гак. воспитатели, узнав о приезде зоопарка или зооцирка, идут туда с воспитанниками, проведя с ними предварительную работу (чтение книг о местах обитания диких зверей, их повадках, особенностях ухода за ними). В перерыве или по окончании представления воспитатели договариваются с работниками зоопарка (театра) о встрече, на которой дети в свободном общении смогут получить интересующие их сведения о животных, о работе с ними. Во время таких походов педагоги стремятся расширить кругозор детей: обращают их внимание на временные и погодные условия, красоту природы, архитектурных ансамблей. После такого путешествия можно провести с детьми интересные викторины, конкурсы на лучший рассказ о поездке, выставки детских рисунков и поделок из пластилина по теме: поиграть в ролевые игры, предоставить время для свободной игры. К экскурсиям и поездкам с детьми следует привлекать родителей. Постепенно, с развитием игровых умений, лети подходят к созданию и грового замысла; у них формируются умение планировать игру, осуществлять ролевое взаимодействие. Ребята увлеченно готовят место для игры, оснащают его различным заместительным материалом, расширяют количество игровых точек: так появляются игры в зоопарк. парикмахерскую, ремонт обуви, кинотеатр, кафе, милицию. Мотивация игровой деятельности ребенка этого возраста направлена на совершенствование роли и игровых правил; у него развиваются волевые качества: самостоятельность, инициатива, лидерство, умение организовать сверстников в игре. Сюжетно-ролевая игра формирует нравственность ребенка через положительное влияние коллективного общения, ситуации выбора поступка, линии поведения. Эмоциональность развивается под воздействием неравнодушного отношения К концу года у детей средней группы появляются небольшие компании играющих. Дети обговаривают замысел игры, распределяют роли; при этом видны лидеры и аутсайдеры. Пассивным детям, как правило (это их мнение), достаются невыигрышные роли, а инициативным достаются роли, о которых мечтают все ребята. Воспитатель должен предоставить каждому ребенку возможность пробовать себя в престижной роли, проиграв ее с ним; это способствует активизации познавательно-творческого потенциала. Дети, которым достаются только пассивные роли, могут и в будущем вести пассивный образ жизни; у них закрепляются нежелательные формы общественного поведения. Педагог должен учиться руководить индивидуальным игровым развитием ребенка: прослеживать проигрываемые в течение учебного года роли; предоставлять право выбора наиболее близких и интересных ему ролей; приветствовать каждую попытку ребенка осваивать новую для себя роль; отмечать успехи в ролевом поведении и взаимодействии, а также в умении обустраивать место и подбирать атрибуты для игры. Необходимо помнить о том, что дети часто находятся в плену стереотипов. Вое и итател ь. Ты кто? (Спрашивает у ребенка в белом халате.) А я думала, что ты ученый-химик (птичница, доктор, медсестра,фармацевт и т.д.). В игре педагог учит детей обращаться друге другом. Например, играют два мальчика, оба они — шоферы. Дети ездят по комнате, почти не взаимодействуя. Педагог предлагает им отправиться в дальнюю поездку вдвоем, подсказывает, как лучше общаться в пути. 1- й ребенок. Коллега, как дела? 2- й ребенок.! 1ормально. друг. Тебе помощь не нужна? 1 - й ребе н о к. Да нет. все в порядке, только вчера мотор починил. работает. 2-й р е б е и о к. У меня тоже порядок. До свидания, коллега! 1 - й ребе н о к. До свидания! Доброго пути! Первые диалоги впоследствии обрастают подробностями и становятся привычно употребляемыми. В игровом взаимодействии появляется много импровизационных моментов, дети на ходу придумывают вопросы и ответы, реплики, монологи; это придает игре творческий характер. По мнению Д. Б. Эльконина. само принятие роли это уже творческий акт, потому что оно выступает в качестве результата символической функции воображения — ребенок отождествляет себя с другим человеком. Театрализованная игра У детей средней группы при условии систематических занятий театрализованной игрой появляется возрастающий, устойчивый интерес к перевоплощению. Этому способствуют приобретенные ребенком умения и навыки: умение воспринимать художественный образ, видеть его развитие и взаимодействовать с другими детьми; умение играть роль, применять средства театральной выразительности; владение навыками импровизации. Дети иод воздействием игровой ситуации легко входят в образ, но ими овладевает желание играть «более существенную» роль. Новизна и сложность вот. по мнению психологов. два основных стимула развития интереса. Театрализованная игра как творческая деятельность мотивируется интересом, который педагог должен поддерживать, не давая ему затухать. Для развития навыков ролевого воплощения и умения действовать в воображаемом плане следует использовать специальные тренировочные упражнения — гимнастику. Гимнастика способствует накоплению интонационно-образных впечатлений, развитию моторно-двига- тельных, пространственных представлений. Изменяя некоторые операции, можно добиться выразительности в отдельных движениях, интонациях. Музыкальное сопровождение даст определенный настрой. Так. иод музыку Р. Шумана «Весенняя песня» проводится следующее упражнение. Восп итател ь. Капельки, капельки Стряхиваем с пальчиков. Капельки — долой. А пальчики домой! Дети выполняют соответствующие текст)* движения. Используя стремление детей к фантазированию, педагог создает игровые ситуации, которые могут играть роль этюдов. В них дети оказываются в «предлагаемых обстоятельствах». Темы таких этюдов-ситуа- ций могут быть самые разные: «Зайцы и охотники», «У медвежонка день рождения», «Прилет птиц», «Морозным днем» и др. Этюды могут выполняться с музыкальным сопровождением, которое сразу задает тон всему действию. Используя музыку, следует учитывать, что образы, созданные детьми под ее воздействием, наполнены эмоциями больше, чем те. которые появляются вне музыки. В основу таких музыкальных этюдов кладутся различные классические, народные, современные произведения. Если к подобному этюду добавляется текст, то получается готовый мини-спектакль. Когда педагог идет от образа, навеянного музыкой, и вместе с детьми воплощает его в конкретных героях, давая им Воспитатель. Сегодня, ребята, мы отправимся в небольшое путешествие и послушаем музыку, которая |>асскажет нам. каким оно будет. (Дети слушают пьесу «Всадник* Р. Шумана.) Как вы думаете, на чем мы поедем? Нам будет удобно скакать на лошадях. (Звучит I часть.) Давайте посмотрим вокруг, все ли благополучно, нет ли повода для тревога? Отправим вперед разведку для проверки обстановки. (Звучит II часть.) О чем нам говорит музыка? Ее тревожное настроение предупреждает нас об опасности. Что там? Будем двигаться осторожно. Но вот. кажется, опасность миновала, можно ехать дальше. (Звучит III часть.) Театрально-игровые этюды и упражнения положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно-об- разного мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы: дети мгновенно, в |>амках заданного образа, реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новым героям. В этом возрасте ребята охотно разыгрывают знакомые сказки и произведения, которые произвели на них сильное впечатление. Некоторые дети приносят книжки, которые им читают дома родители, и просят воспитателей прочитать им любимые произведения еще и еще раз. Часто ребенок, по книге которого устраивается самодеятельная игра, по решению детей получает самую привлекательную роль. Задача воспитателя — помочь без обид распределить остальные роли. Сказочные сюжеты остаются для детей занимательными, но наибольшим успехом, особенно среди мальчиков, пользуются истории на героическую тему— их привлекают рассказы и сказки, в которых совершаются смелые поступки, преодолеваются преграды. В таких сюжетах добро всегда побеждает зло; герои проявляют выдумку, силу и упорство. Дети подражают положительным героям мультфильмов и кинофильмов, стремясь быть похожими на них. Современные кинофильмы нередко дают эрзац-образ супергероя, которому все нипочем; ему не свойственны душевные терзания. 11а фоне этого у детей происходит атрофия чувств, проявляющаяся в том. что ребенок не в силах понять моральное состояние другого человека. Следует акцентировать внимание детей на нравственной стороне поступков героев изучаемых художественных произведений: почему так поступил тот или иной ге- |юй. кто ему помогал (или мешал). Умение встать на позицию героя позволяет ребенку глубже понять мотивацию его поступков, а значит, в дальнейшем понять и самого себя, разобраться в своих чувствах. В самостоятельной игре дети отражают сюжеты, навеянные произведениями художественной литературы. Дошкольники узнают о морской Для музыкального оформления игр по сюжетам литературных произведений подходит инсценировка знакомых песен на героическую тематику. Например, дети инсценируют песню «Военная игра», музыка В. Витлина. Воспитатель обращает их внимание на различные рода войск, останавливаясь более подробно на морской пехоте. Дети узнают о том. что бойцы морской пехоты десантируются на сушу с морских военных кораблей и тут же вступают в бой. Ребята разбиваются на команды; у каждой команды свой командир, который отдает приказы. При подготовке к инсценировке специально отводится время на то. чтобы сделать костюмы, подобрать необходимое снаряжение. Активная совместная деятельность способствует формированию положительных взаимоотношений сверстников. Именно занимаясь совместным увлекательным делом, дети проявляют выдумку, ловкость, сметливость, азарт, необходимые для их творческого развития. При обсуждении плана инсценирования песни воспитатель выслушивает все предложения ребят и составляет вместе с ними общую канву исполнения песни: например, сначала они маршируют (на музыкальное вступление), затем поют запев песни, йотом на припев изображают десантирование с корабля.
|
|||
|