Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ 6 страница



Воспитатель применяет показ, объяснение, образное сравнение; об­ращает внимание на тех детей, которые правильно выполняют зада­ния; активизирует детское творчество дополнительными заданиями, усложнением игровых действий.

В младших группах дидактические игры могут охватывать целиком все непродолжительное занятие, включая в себя разные виды деятель­ности (собственно игру, музыку, слово, движение, изобразительную дея­тельность). Воспитатель (музыкальный руководитель) проводит музы­кально-дидактические игры на различение динамики («Тихие и громкие звоночки» Р. Русгамова). звуковысотных соотношений («Пти­ца и птенчики» Е. Тилнчеевой). вступления и окончания музыки («Дождик», русская народная песенка в обработке Т. Поиатенко), на имитацию игрового образа («Птички» Т. Ломовой) и лр. Эти игры тре­буют определенных умений и навыков, которые вырабат ываются посте­пенно, от занятия к занятию. В этом возрасте дети не только восприни­мают контрастные по характеру произведения, но и воспроизводят их ритмические основы, силу звука. В музыкально-дидактической игре пе­дагог должен заинтересовывать детей самой музыкой, не заслоняя ее звучания излишним дидактизмом, так как необходимо вслушиваться в каждый звук, чтобы понять содержание музыки.

Во второй младшей группе при ознакомлении с окружающим ми­ром часто проводят специальные наблюдения (на прогулке, из окна группы). Во время таких наблюдений они учатся вслушиваться, всмат­риваться в природные явления: меняют наряд деревья, становится светлее или темнее на улице, холоднее или теплее. Дидактические иг­ры «Найди,что изменилось?», «Кто как кричит?», «На что похоже?» и др. способствуют развитию памяти, внимания, воображения детей. Эффективность занятия зависит от пробуждения интереса к игре, под­готовленности воспитателя к ее проведению, от степени проработан­ности основных понятий в дидактических упражнениях.

Перед игрой «Найди, что изменилось?» педагог использует специ­альные упражнения, соответствующие заложенным в данной игре ти­
нам дидактических задач, при решении которых дети учатся запоми­нать предметы, явления, состояния, подмечать произошедшие в них изменения, сравнивать и приходить с помощью взрослого к выводам. Например, дети замечают на небе тучу; видят, как она становится боль­ше. темнеет; как начинается дождь. Воспитатель с помощью вопросов строит последовательность высказываний: «Что мы увидели на ули­це? (Тучу.) Что с ней произошло? Что случилось потом?». Затем в иг­ре воспитатель дает детям задание продемонстрировать наблюдения, выкладывая карточки в определенном порядке, например: солнце — туча —темная большая туча-дождь-зонтик. Подобная игра может перерасти в подвижную музыкальную игру «Солнышко и дождик». Дети посредством музыки чувствуют контрастные состояния в приро­де—оттенки грустного и радостного настроения.

Воспитатель при желании может сочетать в одной игре задачи раз­ного плана. Например, в разработанной нами игре «Интонационный календарь природы» («Живая картина в проеме окна») сочетаются за­дачи развития художественного и экологического восприятия детей на основе сходства и различия интонаций в природе и в музыке. Дети, на­чиная со второй младшей группы, учатся определять состояние приро­ды. открывшейся им из окна. Проем окна — словно рамка картины, ко­торую нарисоват удивительный художник: в ней все подвижно, меняется настроение, в отличие от настоящей картины, в которой все явления даны как бы в застывшем виде (вот почему дети с трудом мо­гут определить настроение настоящей картины даже в старшем возра­сте. если не видят такого «живого» полотна и на этом примере не учат­ся анатизировать природные «выразительные средства»: цвет, фактуру, первые и вторые планы). Каждый раз дети получают новые впечатления и сравнивают их с прежними: вчера деревья еще были совсем зеленые, а сегодня видны следы осени - тут и там на них появи­лись желтые листья; только что был сильный ветер, и вдруг все стихло и т.д. Задача состоит в том. чтобы расшифровать увиденное, придать ему эмоционально-смысловое содержание. В этом ребенку поможет яркий рассказ воспитателя о наблюдаемом. Эта игра синтезирует в се­бе учебные, эстетические и творческие моменты и может сопровож­дать ребенка весь дошкольный период, обогащая его новыми впечатле­ниями. обрастая новыми заданиями и вариантами. Во второй млаиней группе перед детьми ставятся простые затачи: расскажи о том. что ты видишь; опиши, каким тебе кажется вид из окна: я подберу музыку к этому настроению, а ты послушай и ответь, подходит она или нет (со­звучна или нет) к погоде на улице.

При проведении дидактической игры важно вызвать у детей жела­ние выполнять то или иное задание. Ятя этого воспитатель вводит та­ких ш-ровых персонажей, которые, по условию, не умеют выполнять какие-либо действия (одеться на прогулку, собрать пирамидку из уменьшающихся или увеличивающихся ио размеру колец, сложить
разрезную картинку и т.д.). сообщает об этом детям и предлагает им помочь героям добиться успеха, научив их действовать правильно. Ру­ководствуясь желанием помочь, дети целенаправленнее, а потому и ус­пешнее выполняют задание. Интерес к дидактической игре закрепля­ется. если ребенок получает удовлетворение от результата (заслужит благодарность вводимого в игру персонажа и положительную оценку своих действий со стороны взрослого).

В дидактической игре нередко используется драматизация. Имита­ция образов животных, героев любимых сказок способствует выраже­нию отношения детей к изображаемому явлению через мимику, жесты, интонацию. Драматизация эффективно применяется в разных видах деятельности и на различных занятиях. В дидактическую игру «Музы­кальный теремок», разработанную Э. II. Костиной, включены музы­кально-творческие задания, объединенные единой игровой ситуацией. К плоскостному домику с оконцем ведет музыкальная лесенка (метал­лофон); каждый персонаж (ребенок) подбегает к домику и придумыва­ет свои ритмические группировки, характеризующие бег героя. 11а во­прос: «Кто живет в теремочке?» — каждый герой отвечает своей песенной импровизацией. В этой игре тесно сплетаются различные ви­лы деятельности и действия (подобрать на предложенную музыку ха­рактерные для данного персонажа движения, дать музыкальный ответ, изобразить при помощи мимики, интонации и жеста своего героя, на­звать его и т.д.).

Воспитатель всегда должен быть внутренне готов к совершенство­ванию каждого компонента игры (дидактической и игровой задач, иг­рового действия), ведь она должна развиваться, обретая все большее число вариантов, ходов, действий, правил, которые, в свою очередь, де­лают игру более интересной. Игра может существенно разнообразить­ся и усложниться, если ввести новых персонажей, изменить задания и условия, в которые попадают герои. 11апримср. в теремок могут прибе­жать белка и лосенок, собачка и муравей, которые принесут с собой припасы на зиму, интересные игрушки, новые песенки и т.д.

В дидактической игре, проводящейся на физкультурном занятии, также может использоваться драматизация. Такие сюжетно-игровые занятия содержат игровую ситуацию, отражающую окружающий мир. и включают в себя движения имитационного и общеразвивающего ти­на. Игровые упражнения «Подбери кубику пару». «Большие и малень­кие мячики». «Обезьянки в цирке» способствуют познавательному развитию матыша. более качественному и прочному усвоению знаний, умений и навыков в области физического воспитания, пространствен­ных представлений. Использование подвижно-дидактических игр во время утренней гимнастики закрепляет прыжки, бег, ходьбу, навыки правильного дыхания, образного выполнения движений. Подвижные игры подробно описаны в пособии Степаненковой Э. Г. «Физическое воспитание в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).


Во второй младшей группе дети начинают осваивать настолько-пе­чатные игры, с удовольствием играют в дидактические игры, сделан­ные руками старших детей, например, в лото, разрезные картинки «Со­бери по цвету». «На лугу расцвели красивые цветы» и т. п.

Средняя группа

(от четырех до пяти лет)

Сюжетно-ролевая игра

В этом возрасте сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей. У них появляется стремление не просто иг­рать. а исполнять ту или иную рать. Приняв на себя роль, ребенок ве­дет себя в соответствии с правилами, которые она налагает на него. Со­держанием игры становится не предмет и его употребление или изменение, а отношения между людьми. Предметное содержание роли требует выполнения игровых обязательств (например, «воспитатель» учит детей мыть руки, застилать кровать; кормит их обедом, читает им сказки); это выражает единство предметного и социального содержа­ния игры дошкольника. В играх сюжет помогает подчиняться прави­лам: представив себя шофером, ребенок по сигналу светофора отправ­ляется в путь; вживаясь в роль летчика, по приказу диспетчера ищет место для посадки на аэродроме.

Исследователи рекомендуют для развития полноценной сюжетно- ролевой игры параллельно проводить игры с правилами, развивающие познавательную активность детей, регулирующие отношения между играющими, побуждающие их к самостоятельным действиям.

Игры с правилами учат детей придумывать новые игры, воспитывают творческое отношение к игре в целом. Такой подход к детской игре из­бавляет ее от примитивизма, оснащает ребят способами игровых дейст­вий. позволяет варьировать игру. Например, в подвижных музыкальных играх «Кот и мыши». «Займи домик» и др. дети учатся ловко выполнять движения, соблюдать правила (идти тихо, крадучись; не сопротивляться, если тебя поймали; выразительно передавать образы). В играх «Горячий конь». «Машины и пешеходы» дети учатся выполнять команды, действо­вать согласованно. вместе начинать и заканчивать действие: в шрах «Ли­са и зайцы», «Магазин игрушек» их внимание обращают на выразитель­ность и оригинальность в передаче образа. По мнению А. П. Усовой, игра должным образом организует всю жизнь ребенка, которая из стихийной превращается в организованное явление.

В этом возрасте ребенок становится более инициативным и овладе­вает самостоятельным ведением игры. В связи с этим меняются нози-
ции воспитателя и ребенка в игре: педагог активнее применяет формы косвенного руководства детской игрой, предоставляя ребенку возмож­ность действовать более самостоятельно, поощряя его инициативу. Например, в развернутой по инициативе детей игре в магазин, педагог дает им образец обогащения сюжета новыми линиями («Приехала ма­шина с хлебом —что делать?»), побуждает к дальнейшему развитию действия («Какие еще продукты необходимы в магазине?»), в котором будут использоваться предметы-заместители.

В процессе формирования игровой деятельности детей воспитатель старается привлечь их внимание к различным предметам, которые мо­гут быть применены в игре в качестве заместителей. Для этого необхо­димо пополнять специально выделенные шкафы, отделения, ящики соответствующим материалом; при уборке группы не выбрасывать ле­тали игрушек и другие предметы, которые могли бы пригодиться в ка­честве вспомогательных средств, привлекать детей для отбора различ­ных подручных элементов. I 1еобходимо периодически пересматривать накопленный материал, отмечая то. что может быть особенно полезно в игре («Что на что похоже?»).

Дети средней группы могут изготавливать необходимые игрушки и атрибуты для игр. На это следует отводить время на занятиях по труду и в свободной деятельности. Ребята будут особенно стараться, если из­готовят поделки специально для игры и тут же смогут пустить их в ход. Со временем дети 4-5 лет все более изобретательно пользуются в игре заместителями (вот мост из дощечек и брусочков, по нему едут сделан­ные своими руками машины, которые взбираются на перевернутый стульчик, служащий эстакадой; кедровые шишки становятся резервуа­рами для бензина, коробки — автозаправочной станцией.

Роль взрослого в играх детей этого возраста обусловлена не толь­ко чисто «техническими» средствами; педагогическое воздействие на игровую деятельность ребят во многом определяется личностью са­мого воспитателя. Пробудить интерес детей к игре может лишь тот педагог, который не только умеет «всколыхнуть» их эмоции, владеет теорией и практикой игры, но и является просто неравнодушным че­ловеком. Воспитатель не может стоять в стороне от играющих в роле­вые игры детей; он должен уметь наблюдать за игрой для того, чтобы вовремя дать ей новую жизнь, новое направление.

В разветвленной детской игре воспитатель является партнером-ко- ординатором: он посоветует, что делать в тупиковой ситуации (если на станции скопились неразгруженные вагоны, то их следует разгрузить, а товар отправить в магазин, доставить в детский сад), вовлечет детей в игру так. чтобы предоставить каждому на выбор роли, в которых они будут взаимодействовать попарно, втроем. При нехватке ролей следует объяснить детям, что для игры в магазин будут необходимы еще и ме­неджеры. грузчики, водители, кассиры и др. Пока еще ролевое взаимо­действие ограничивается отдельным действием в цепочке согласно сю­
жету: водители везут фуз — грузчики его разгружают; боцман отдает команды — матросы выполняют. Игра идет по принципу «рядом и вме­сте», но взаимодействие между играющими постепенно становится все более продолжительным, а ролевое поведение все более осознанным и эмоционально окрашенным («Давайте все сюда, у меня машина застря­ла! Прокладывайте дорогу!»). Происходит оценка своего и чужого тру­да («Смотри-ка. ты уже все построил!»), контроль за качеством работы и корректировка действий («Не хватает немного, надо добавить»). Для того чтобы дети смогли почувствовать себя уверенно в игре, нужно дать им возможность проиграть все роли, которые есть в этой игре. Таким образом, происходит обмен ратями, накапливается игровой опыт: каж­дый ребенок побывал в роли грузчика, машиниста, кассира.

Воспитатель, наблюдающий детскую игру, не должен прерывать ее, без надобности вмешиваться в детские отношения. Если игра явно за­вершится не скоро, следует тактично и твердо заранее предупредить детей о том. что надо сделать перерыв в игре или оставит ь ее до следу­ющего раза; при этом они должны иметь возможность на он редел ей иск* время оставить на месте свои постройки.

Ребенок, находясь в детском сообществе, не столько пользуется его преимуществами, сколько удовлетворяется самим фактом при­надлежности к нему, учится строить взаимоотношения в игре. Дети выбирают самые разные роли, изображая людей, находящихся в оп­ределенных социальных отношениях, а отношения этих людей-пер­сонажей перелают с помощью игрового действия. Л. А. Венгер счита­ет. что в игровом моделировании дети выделяют только самые общие отношения, а второстепенные опускают, что позволяет им понять суть отношений между людьми, которая в реальной действительнос­ти заслонена массой несущественных деталей. Д. Б. Эльконии делает вывод о том. что способ действия с предметом может быть освоен че­рез образец, а смысл действия будет понят только через включение действия в систему человеческих отношений. Например, дети играют в общей куче песка и старательно выводят колесами дорожки; у всех получается так же красиво, как показывал воспитатель. Но вдруг воз­никает проблема: как проехать, не задев чужую постройку? Нужно искать выход, учиться ладить в игре: однажды уступишь ты. а потом пойдут навстречу тебе. Эти нехитрые премудрости ведения общей игры дети узнают непосредственно на практике и, если воспитатель сумеет не только благополучно разрешить конфликт, но и научить их мирно уживаться в игре, получают урок нравственности. В следую­щий раз они сами будут регулировать отношения, разъясняя правила повеления в общей игре: разве шофер не уступит дорогу шоферу, не поможет в ремонте? Таким образом в игре соединяются игровые и ре­альные отношения.

Дети средней фуппы живо интересуются профессиональной дея­тельностью вз|юслых. Они любят наблюдать, как мама дома гладит
белье, как продавец в машине ловко взвешивает товар. Ребенок в ре­альной жизни еще не готов к овладению многими леятельностями. но с увлечением может это делать в игре. Для развития сюжетно-ролевой игры воспитатель должен расширять жизненные и игровые представле­ния детей, раскрывая смысл отношений между людьми в профессио­нальной деятельности: читать книги и рассказывать о профессиях, во­дить на экскурсию, в том числе по детскому са^у. и продолжать знакомить с трудом работников дошкольного учреждения: побуждать к разговору о профессиях родителей; водить их в зоопарк, учить наблю­дать за природой, отражать свои впечатления в игре. Педагог должен подбирать художественную литературу соответствующего содержания, которая смогла бы увлечь детей, дать сюжет для игры.

Иногда воспитатель тратит много времени на оборудование игро­вого уголка, предоставляет различные игровые материаты. а дети, ед­ва заинтересовавшись новыми игрушками, оставляют их: игра быст­ро затухает. Происходит это по разным причинам. Возможно, лети не смогли распределить роли, договориться, как станут играть, что каж­дый будет делать; может быть, игра не развивается потому, что дети не знают назначения некоторых предметов, не умеют ими пользо­ваться. В научно-методической литературе описываются случаи, ког­да дети не могли развернуть сюжет игры про моряков, потому что в той местности, где они проживали, нет водоема. Воспитатель в таком случае должен тщательно подготовиться к общению с детьми: прочи­тать им интересную, познавательную книгу о моряках, об их повсед­невных обязанностях, о морской дружбе и взаимовыручке, о захваты­вающих приключениях на море. Можно проиграть с детьми некоторые сюжеты на морскую тематику, придумать ролевые игры («Подготовка корабля к плаванию», «День на корабле». «Приключе­ния на необитаемом острове», познакомить с ранговыми и нрофессио- нальными отношениями на флоте в играх «Кок и команда». «Коман­дир и боцман». «Радист на корабле»).

Хорошим действенным средством для развертывания сюжета явля­ются игры-упражнения, в которых у детей формируется умение при­думывать истории и сказки. Такие упражнения будят фантазию, раз­вивают речь и псрвоначатьные навыки сюжетосложеиия.

Привлекая внимание родителей к играм детей, нужно объяснять им важность повседневного общения с ребенком, расширения его круго­зора: указать на необходимость заниматься самообразованием, читать педагогическую литературу, уметь играть в разнообразные игры. В груп­пе можно устроить «День любимых профессий», в котором будут уча­ствовать не только воспитатели и дети данной фуппы. но и другие со­трудники детского сада, а также родители. Взрослые расскажут о том. какие профессии сегодня важны, интересны. Затем можно подвести итоги экскурсии по детскому саду и попросить выступить сотрудни­ков (повара, медицинскую сестру, работницу прачечной и других).

которые не только расскажут о радостях и трудностях своей работы, но и сделают детям подарки: принесут испеченный заранее пирог, сдела­ют в их присутствии вкусный салат, поделятся рецептом витаминного напитка, повесят в группах чистые полотенца и т.д. Итогом такой ра­боты может стать праздник, на котором дети выступят с инсцениров­ками на тему «Кто работает в детском саду», споют для всех сотрудни­ков. прочитают стихотворения и т.д.

Не менее интересными для детей являются походы и экскурсии за пределы дошкольного учреждения. Воспитатели всегда тревожатся, что вполне оправданно, особенно в наше неспокойное время, когда им приходится брать детей на различные мероприятия. Вместе с тем хо­рошо организованное совместное путешествие оставляет в сознании детей массу впечатлений, дает им возможность в неформальной обста­новке многое увидеть, услышать и, если возможно, потрогать собст­венными руками.

Сегодня ученые обеспокоены тем. что самодеятельная ролевая иг­ра угасает, но в тех дошкольных учреждениях, где педагоги делают все возможное для развития игровой деятельности, игра процветает. 'Гак. воспитатели, узнав о приезде зоопарка или зооцирка, идут туда с воспитанниками, проведя с ними предварительную работу (чтение книг о местах обитания диких зверей, их повадках, особенностях ухо­да за ними). В перерыве или по окончании представления воспитате­ли договариваются с работниками зоопарка (театра) о встрече, на ко­торой дети в свободном общении смогут получить интересующие их сведения о животных, о работе с ними. Во время таких походов педа­гоги стремятся расширить кругозор детей: обращают их внимание на временные и погодные условия, красоту природы, архитектурных ан­самблей. После такого путешествия можно провести с детьми инте­ресные викторины, конкурсы на лучший рассказ о поездке, выставки детских рисунков и поделок из пластилина по теме: поиграть в роле­вые игры, предоставить время для свободной игры. К экскурсиям и поездкам с детьми следует привлекать родителей.

Постепенно, с развитием игровых умений, лети подходят к созда­нию и грового замысла; у них формируются умение планировать игру, осуществлять ролевое взаимодействие. Ребята увлеченно готовят ме­сто для игры, оснащают его различным заместительным материалом, расширяют количество игровых точек: так появляются игры в зоо­парк. парикмахерскую, ремонт обуви, кинотеатр, кафе, милицию. Мо­тивация игровой деятельности ребенка этого возраста направлена на совершенствование роли и игровых правил; у него развиваются воле­вые качества: самостоятельность, инициатива, лидерство, умение ор­ганизовать сверстников в игре. Сюжетно-ролевая игра формирует нравственность ребенка через положительное влияние коллективно­го общения, ситуации выбора поступка, линии поведения. Эмоцио­нальность развивается под воздействием неравнодушного отношения
к роли, ее толкованию, идентификации себя с персонажем, выражаю­щейся в форме сочувствия.

К концу года у детей средней группы появляются небольшие ком­пании играющих. Дети обговаривают замысел игры, распределяют роли; при этом видны лидеры и аутсайдеры. Пассивным детям, как правило (это их мнение), достаются невыигрышные роли, а инициа­тивным достаются роли, о которых мечтают все ребята. Воспитатель должен предоставить каждому ребенку возможность пробовать себя в престижной роли, проиграв ее с ним; это способствует активизации познавательно-творческого потенциала. Дети, которым достаются только пассивные роли, могут и в будущем вести пассивный образ жизни; у них закрепляются нежелательные формы общественного поведения.

Педагог должен учиться руководить индивидуальным игровым развитием ребенка: прослеживать проигрываемые в течение учебно­го года роли; предоставлять право выбора наиболее близких и инте­ресных ему ролей; приветствовать каждую попытку ребенка осваи­вать новую для себя роль; отмечать успехи в ролевом поведении и взаимодействии, а также в умении обустраивать место и подбирать атрибуты для игры.

Необходимо помнить о том, что дети часто находятся в плену сте­реотипов.

Вое и итател ь. Ты кто? (Спрашивает у ребенка в белом ха­лате.) А я думала, что ты ученый-химик (птичница, доктор, медсестра,фармацевт и т.д.).

В игре педагог учит детей обращаться друге другом. Например, иг­рают два мальчика, оба они — шоферы. Дети ездят по комнате, почти не взаимодействуя. Педагог предлагает им отправиться в дальнюю по­ездку вдвоем, подсказывает, как лучше общаться в пути.

1- й     ребенок. Коллега, как дела?

2- й    ребенок.! 1ормально. друг. Тебе помощь не нужна?

1 - й ребе н о к. Да нет. все в порядке, только вчера мотор по­чинил. работает.

2-й р е б е и о к. У меня тоже порядок. До свидания, коллега! 1 - й ребе н о к. До свидания! Доброго пути!

Первые диалоги впоследствии обрастают подробностями и стано­вятся привычно употребляемыми. В игровом взаимодействии появля­ется много импровизационных моментов, дети на ходу придумывают вопросы и ответы, реплики, монологи; это придает игре творческий ха­рактер. По мнению Д. Б. Эльконина. само принятие роли это уже творческий акт, потому что оно выступает в качестве результата сим­волической функции воображения — ребенок отождествляет себя с другим человеком.

Театрализованная игра

У детей средней группы при условии систематических занятий те­атрализованной игрой появляется возрастающий, устойчивый интерес к перевоплощению. Этому способствуют приобретенные ребенком умения и навыки: умение воспринимать художественный образ, ви­деть его развитие и взаимодействовать с другими детьми; умение иг­рать роль, применять средства театральной выразительности; владе­ние навыками импровизации. Дети иод воздействием игровой ситуации легко входят в образ, но ими овладевает желание играть «бо­лее существенную» роль. Новизна и сложность вот. по мнению пси­хологов. два основных стимула развития интереса. Театрализованная игра как творческая деятельность мотивируется интересом, который педагог должен поддерживать, не давая ему затухать.

Для развития навыков ролевого воплощения и умения действовать в воображаемом плане следует использовать специальные трениро­вочные упражнения — гимнастику. Гимнастика способствует накопле­нию интонационно-образных впечатлений, развитию моторно-двига- тельных, пространственных представлений. Изменяя некоторые операции, можно добиться выразительности в отдельных движениях, интонациях. Музыкальное сопровождение даст определенный наст­рой. Так. иод музыку Р. Шумана «Весенняя песня» проводится следу­ющее упражнение.

Восп итател ь.

Капельки, капельки

Стряхиваем с пальчиков.

Капельки — долой.

А пальчики домой!

Дети выполняют соответствующие текст)* движения.

Используя стремление детей к фантазированию, педагог создает иг­ровые ситуации, которые могут играть роль этюдов. В них дети оказы­ваются в «предлагаемых обстоятельствах». Темы таких этюдов-ситуа- ций могут быть самые разные: «Зайцы и охотники», «У медвежонка день рождения», «Прилет птиц», «Морозным днем» и др. Этюды могут выполняться с музыкальным сопровождением, которое сразу задает тон всему действию. Используя музыку, следует учитывать, что образы, созданные детьми под ее воздействием, наполнены эмоциями больше, чем те. которые появляются вне музыки. В основу таких музыкальных этюдов кладутся различные классические, народные, современные про­изведения. Если к подобному этюду добавляется текст, то получается готовый мини-спектакль. Когда педагог идет от образа, навеянного му­зыкой, и вместе с детьми воплощает его в конкретных героях, давая им
словесную характеристику, ему следует изучить музыкальный матери­ал. определить действующих лиц будущей игры-драматизации.

Воспитатель. Сегодня, ребята, мы отправимся в неболь­шое путешествие и послушаем музыку, которая |>асскажет нам. каким оно будет. (Дети слушают пьесу «Всадник* Р. Шу­мана.) Как вы думаете, на чем мы поедем? Нам будет удобно скакать на лошадях. (Звучит I часть.) Давайте посмотрим вокруг, все ли благополучно, нет ли повода для тревога? Отправим вперед разведку для проверки обстановки. (Зву­чит II часть.) О чем нам говорит музыка? Ее тревожное наст­роение предупреждает нас об опасности. Что там? Будем двигаться осторожно. Но вот. кажется, опасность миновала, можно ехать дальше. (Звучит III часть.)

Театрально-игровые этюды и упражнения положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно-об- разного мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого пе­ревоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы: дети мгновенно, в |>амках заданного образа, реагируют на смену музы­кальных характеристик, подражают новым героям.

В этом возрасте ребята охотно разыгрывают знакомые сказки и произведения, которые произвели на них сильное впечатление. Неко­торые дети приносят книжки, которые им читают дома родители, и просят воспитателей прочитать им любимые произведения еще и еще раз. Часто ребенок, по книге которого устраивается самодеятельная игра, по решению детей получает самую привлекательную роль. Зада­ча воспитателя — помочь без обид распределить остальные роли.

Сказочные сюжеты остаются для детей занимательными, но наи­большим успехом, особенно среди мальчиков, пользуются истории на героическую тему— их привлекают рассказы и сказки, в которых со­вершаются смелые поступки, преодолеваются преграды. В таких сю­жетах добро всегда побеждает зло; герои проявляют выдумку, силу и упорство. Дети подражают положительным героям мультфильмов и кинофильмов, стремясь быть похожими на них. Современные кино­фильмы нередко дают эрзац-образ супергероя, которому все нипочем; ему не свойственны душевные терзания. 11а фоне этого у детей проис­ходит атрофия чувств, проявляющаяся в том. что ребенок не в силах понять моральное состояние другого человека. Следует акцентировать внимание детей на нравственной стороне поступков героев изучаемых художественных произведений: почему так поступил тот или иной ге- |юй. кто ему помогал (или мешал). Умение встать на позицию героя позволяет ребенку глубже понять мотивацию его поступков, а значит, в дальнейшем понять и самого себя, разобраться в своих чувствах.

В самостоятельной игре дети отражают сюжеты, навеянные произве­дениями художественной литературы. Дошкольники узнают о морской
службе из книг (например, «По морю-океану» А. Некрасова, «Ездим, плаваем, летаем» В. Тюрина), диафильмов, специальных иллюстриро­ванных журналов. В приобретении знаний о конкретной профессии по­может экскурсия, например, в школьный музей боевой славы, особенно ест и на ней будет специально организована встреча с бывшим моряком- ветераном и показан фильм по теме. После таких встреч дети, как прави­ло. некоторое время с большим воодушевлением играют в военные игры. Очень важна для ребят возможность играть коллективно. Воспитатель помогает распределить роли, нацеливая детей на создание атрибутики, элементов костюмов; на правдивое изображение персонажа.

Для музыкального оформления игр по сюжетам литературных про­изведений подходит инсценировка знакомых песен на героическую те­матику. Например, дети инсценируют песню «Военная игра», музыка В. Витлина. Воспитатель обращает их внимание на различные рода войск, останавливаясь более подробно на морской пехоте. Дети узнают о том. что бойцы морской пехоты десантируются на сушу с морских во­енных кораблей и тут же вступают в бой. Ребята разбиваются на коман­ды; у каждой команды свой командир, который отдает приказы. При подготовке к инсценировке специально отводится время на то. чтобы сделать костюмы, подобрать необходимое снаряжение. Активная совме­стная деятельность способствует формированию положительных взаи­моотношений сверстников. Именно занимаясь совместным увлекатель­ным делом, дети проявляют выдумку, ловкость, сметливость, азарт, необходимые для их творческого развития. При обсуждении плана ин­сценирования песни воспитатель выслушивает все предложения ребят и составляет вместе с ними общую канву исполнения песни: например, сначала они маршируют (на музыкальное вступление), затем поют за­пев песни, йотом на припев изображают десантирование с корабля.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.