Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ 2 страница



Воспитывать любовь к театру. Широко использовать в театрализо­ванной деятельности детей разные виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и др.).

Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театраль­ному искусству через просмотр театральных постановок, видеомате­риалов; рассказывать детям о театре, театральных профессиях.

Учить постигать художественные образы, созданные средствами те­атральной выразительности (свет, грим, музыка, слово, хо|>еография, декорации и др.) и распознавать их особенности.

Использовать разные формы взаимодействия детей и взрослых в театрал и зова н ной и гре.

Способствовать формированию оценочных суждений в процессе анализа сыгранных ролей, просмотренных спектаклей.

Развивать воображение и фантазию дошкольников в создании и ис­полнении ролей.

К концу года дети могут


• Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, ре­жиссерский замысел, нравственную идею, используемые средства вы­
разительности и элементы оформления спектакля; пршюлить убеди­тельные аргументы н качестве доказательства.

• Выбирать драматургический материал для последующей драмати­зации.

• Использовать средства художественной выразительности для пере­дачи образа героя.

• Создавать предметно-пространственную среду для игры.

• Владеть навыками театральной культуры: определять внешние и внутренние признаки театрального помещения; знать театральные профессии, правила поведения в театре; владеть навыками «кормле­ния спектакля.

• Использовать опыт педагогического театрального коллектива, его отдельных участников в самодеятельной постановке.

дидактическая игра

Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, бирюльки и др.). Формировать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего.

Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и дру­гих участников игры. Развивать в игре сообразительность, умение са- мостоятельно решать поставленную задачу.

Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно- образного и логического мышления, жюбражения. познавательной ак­тивности. Привлекать детей к созданию некоторых дидактических игр («Шумелки», « Шуршал ки* и т.д.). Развивать и закреплять сенсорные способности детей.

К концу года дети могут

• Предвосхищать эмоционально насыщенное общение в последую­щем ходе игры, настраиваться на игру.

• Сам«юрганизовываться в процессе игры, подчиняться правилам.

• Планировать самостоятельную игру, налаживая контакты с партне­рами по совместной игре: договариваться с участниками коллектив­ной игры об очередности ходов, выборе позиций, карт, схем, ролей.

• Совершенствовать игру (изменять функции к«)миопентов игры), комбинируя свои действия в наиболее целесообразном направлении.

• Использовать имеющийся у них игровой опыт при создании и про­ведении новых видов дидактических игр.

• Анализировать результат коллективной игры, обсуждая роль каж­дого участника.

Методические рекомендации

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры использу­ются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в приду­манные ими игры. Исследователи (Л.С. Выготский. Д. В. Эльконнн, А. П. Усова. Л. В. Менджерицкая, Л. А. Венгер. Н.Я. Михайленко и лр.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С.Т. Шацкий), наиболее полно проявляет­ся личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).

В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зре­ния философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъек­тивности. Человек играющий -это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприят ия, памяти, воображения, мышления; на становление его про­извольности. Социальный аспект проявляется в том. что игра —это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит иод влиянием окружающих детей взрослых.

К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные сто­роны человеческих отношений, которые будут реализованы впослед­ствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как фор­мы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д. В. Менджерицкой. следующие по­ложения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, перво­
очередной среди которых является развитие нравственных и общест­венных качеств: игра должна носить развивающий характер и прохо­дить иод пристальным вниманием педагога: особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды де­ятельности (труд, учеба, быт).

Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно- ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

Сюжетно^юлевые — это игры на бытовые темы, с производствен­ной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, те­атрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

К и/рам с гцншиачи относятся дидактические игры (игры с пред­метами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкалыю-дндактнчсские игры) и подвижные (сюжетные, бессю­жетные. с элементами спорта).

Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятель­ной игре, развитию педагогического творчества. В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и ак­тивной деятельности на основе умственного усилия: это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка.

В программе определены задачи развития всех видов игр с учетом возраста детей. В данном пособии даются общая характеристика сю- жетно-ролевых. театрализованных и дидактических игр. а также мето­дические рекомендации по реализации программных задач в каждой возрастной группе.

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит не­сколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакоми­тельная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразнтельная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация. Вместе с игрой развивает­ся и сам ребенок: сначала его действия с предметом-игрушкой носят манипулятивный характер, затем он усваивает различные способы действия с предметами, в которых отражены его представления об их существенных свойствах.

На стадии сюжетно-отобразитсльной игры ребенок раннего возрас­та направляет свои действия на выполнение условной цели, то есть вместо реального результата появляется шюбражаемый (вылечить кук­лу. перевезти на машине груз). Появление в игре обобщенных дейст­вий. использование предметов-заместителей, объединение предметных действий в единый сюжет, называние ребенком себя именем героя, обо­бщение содержания игры —все это свидетельствует о переходе к сю-
жетно-ролевон игре, которая начинает постепенно развиваться со вто­рой младшей группы. В этих играх начинают отражаться человеческие взаимоотношения, нормы поведения, социальные контакты.

Д. Б. Эльконнн называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщен­ной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, ис­пользуя предметы-заместители. Осваивая сначала действия с предме­тами. затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане.

Исследователи выделяют различные структурные элементы игры - основные и второстепенные: сюжет, содержание, игровую ситуацию, за­мысел. роль. |кхтевое действие, ролевое поведение, ролевое взаимодей­ствие. правила.

Сюжет (тема) игры — это. по Д. Б. Эльконииу, та сфера действи­тельности. которая отражается в игре.

Содержание — это то. что конкретно отражается в игре.

Иг/ювая (вооб/тжаемая, мнимая) ситуация — совокупность обстоя­тельств ифы, не существующих реально, а создаваемых в<ю6ражением.

Замысел — план действий, задуманный играющими.

Роль — это образ существа (человека, животного) или предмета, ко­торый ребенок изображает в игре.

Ролевое (игровое) действие — это деятельность ребенка в роли. Оп­ределенная комбинация, последовательность ролевых действий харак­теризуют ролевое повеление в игре.

Ролевое (игровое) взаимодействие предполагает осуществление вза­имоотношений с партнером (партнерами) по игре, диктуемых ролью, так как ребенок, взявший на себя какую-либо роль, должен принимать во внимание и роль своего партнера по игре, координируя с ним свои действия.

Правша - это порядок, предписание действий в игре.

Структурные элементы игры тесно взаимосвязаны, подвержены вза­имовлиянию, могут по-разному соотноситься в различных вилах игр.

В сюжете отражаются события окружающей жизни, поэтому он за­висит от социального опыта детей и степени понимания ими взаимо­отношений людей. Сюжет определяет направленность игровых дейст­вий. разнообразие содержания игры (при одном и том же сюжете— разное содержание игры).

Замысел игры, по мнению А. П. Усовой,-это не плод отвлечен­ной фантазии детей, а результат наблюдения ими происходящего во­круг. Замысел игры у младших детей направляется игровой пред­метной средой, новая сюжетная линия выстраивается благодаря введению дополнительного игрового материала. Ребенок идет от действия к мысли, тогда как у более старших детей, напротив, замысел обеспечивает создание обстановки действия (ребенок идет от мысли к действию).

Осуществляя замысел, ребенок действует по определенным прави­лам. Эти правила могут создаваться самими детьми, исходить из обще­го замысла игры или устанавливаться взрослыми. Правила регулиру­ют игровое поведение участников, организуя их взаимоотношения в игре, координируют содержание игры.

Содержание игры определяется возрастными особенностями детей. Если содержание игры малышей отражает действия с предметами-иг­рушками. то в играх старших дошкольников отражаются взаимоотно­шения людей, показывая глубину проникновения детей в смыслы этих отношений. Содержание игры старших дошкольников зависит от ин­терпретации роли, выстраивания ролевого поведения участников иг­ры. разработки конкретной игровой ситуации, установленных правил, направленности ролевых действий.

Ролевое (игровое) действие является способом реализации роли, сред­ством воплощения сюжета и. обогащаясь, приводит к появлению новых ратей. Роль может существовать только благодаря наличию ролевых дей­ствий. так как они придают ей значимость, и является центром игры. Роль и связанные с ней действия, но выражению Д. Б. Эльконина. представля­ют собой неразложимую единицу развитой <|юрмы игры.

Исследователи считают сюжетно-ролевую игру творческой дея­тельностью. В ней дети воспроизводят все то. что они видят вокруг. Л. А. Люблинская отмечает, что ролевая игра является <|юрмой твор­ческого отражения ребенком действительности, сплетения реальнос­ти и вымысла. По мнению Д. Б. Эльконина. сам факт принятия на се­бя роли и умение действовать в воображаемой ситуации есть акт творчества: ребенок творит, создавая замысел, разворачивая сюжет иг­ры. Л. С. Выготский считает, что переход к творческой деятельности связан с появлением у дошкольников замысла игры, который, в свою очередь, означает возникновение и развитие творческого воображе­ния. Творчество детей проявляется в ролевом поведении в соответст­вии с видением роли и в то же время сдерживается наличием игровых правил. Развитие игрового творчества ученые связывают прежде веет с постепенным обогащением содержания игры.

Исследователи подчеркивают важную роль в развитии детского творчества самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Именно самодея­тельная игра детей (то есть «делаю сам») составляет сущность воспи­тания. В творческой самодеятельной игре ребенок не просто запечат­левает увиденное. В ней. но мнению. А. II. Усовой, происходит творческая переработка, преобразование и усвоение всего того, что он берет из жизни. Педагогическое руководство детской творческой иг­рой с точки зрения ее сохранности и дальнейшего развития в дошколь­ном учреждении имеет большое значение.

В настоящее время ученые обеспокоены состоянием игровой дея­тельности в детском саду. Игра уходит на обочину жизнедеятельнос­ти детей в образовательном процессе детского сада. В. В. Давыдов.

В. А. Недоспасова. П. Я. Михайленко к другие видят опасную тенден­цию превращения детского сада в мини-шкапу, перечеркивания первен­ствующей) значения ифы в дошкольном учреждении (дети не успевают полноценно и свободно поиграть из-за перенасыщения режимного вре­мени дополнительными занятиями, регламентированной деятель­ностью). Ослабление внимания к сюжетно-ролевой игре происходит также и в связи с непониманием практическими работниками роли иг­ры в психическом развитии ребенка, с недостаточностью профессио­нальных знаний и умений в области игровой деятельности детей.

Для того чтобы вернуть в детский сад полноценно развивающуюся самодеятельную сюжстно-ролевую игру, необходимо прежде всего хо­рошо понимать, в чем состоят педагогические возможности сюжетно- ролевой игры по отношению к ребенку, определить содержание и цели педагогической работы по развитию ифы.

1 (едагог должен помнить о том, что обогащение содержания ифы во многом зависит от того, как организовано наблюдение детей за жизнью и деятельностью взрослых и общение с ними. В этом помогут экскурсии по детскому саду и за его пределы, встречи и беседы с представителями р&шых профессий, чтение соответствующей литературы.

Большое значение придается в игре возникновению замысла. Педагог, принимая на себя руководство игрой, в младших фуппах выступает в ро­ли участника ифы, а в старших чаще является советчиком, партнером.

Совершенствование игровых умений (создание замысла, придумы­вание сюжета, определение содержания игры, распределение ролей и т.д.) происходит в совместной игре, когда дети и воспитатель явля­ются партнерами. Взаимодействие в ролевом диалоге учит детей плани­ровать свои ролевые действия, а на более позднем этапе овладения игро­выми навыками — действовать более свободно, импровизированно.

11олходить к игре творчески это значит учить детей создавать не­обходимую игровую среду: окружать себя предметами-ифушками и заместителями, использовать и конструировать игровые зоны и угол­ки (стационарные, временные). К старшей фуипе параллельно с сю­жетно-ролевой игрой в жизнь ребенка входит режиссерская игра, в ко­торой он одновременно управляет всеми персонажами и действием. Это индивидуальная игра* в которой дошкольник учится планировать, создавая замысел (оттачивая игровые действия за всех героев), и удов­летворяет свою потребность быть организатором, распорядителем иг­ры. Воспитанные в режиссерской игре1 положительные качества ребе­нок переносит в коллективную игру. А. П. Усова пишет о том. что. повседневно встречаясь в детском саду, дети активно общаются в кол­лективных играх; на основе взаимоотношений у них формируется привычка действовать сообща, развивается чувство содружества.

В сюжстно-ролевую ифу дошкольники включают различное содер­жание. Строгого деления иф на классы здесь нет. но наиболее харак­терны следующие разновидности сюжетно-ролевой игры:

• игры, отражающие профессиональную деятельность люлей (мо­ряков. ст|юитслей. космонавтов и т. п.);

• игры в семью:

• игры, навеянные литературно-художественными произведения­ми (на героическую, трудовую, историческую тематику). Взаимоотношения взрослых и детей в сюжетно-ролевых играх стро­ятся на основе личностно-ориситированиого подхода, с соблюдением принципов партнерского взаимодействия, активности в построении предметно-игровой среды, творческого характера игровых действий.

Основными специфическими методами педагогического руковод­ства детской творческой сюжетно-ролевой игрой являются: метод ди­алогического общения, метод полилогического общения, предполага­ющий диалог с несколькими участниками игры одновременно (во время многоотраслевого сюжетного построения) и воспитывающий полифоничное слуховое восприятие: создание проблемных ситуаций, позволяющих стимулировать творческие проявления детей в поиске решения задачи.

Общими методами (приемами) руководства детской творческой сюжетно-ролевой игрой являются прямые (предполагают «вмеша­тельство» взрослого в виде прямого показа и руководства деятельнос­тью) и косвенные (предполагают ненавязчивое побуждение к деятель­ности) воздействия на игру и играющих.

Специалисты советуют проводить сюжетно-ролевую игру в утрен­ние и вечерние часы, находить время для индивидуально-групповых игр в перерывах между занятиями, обустраивать вместе с детьми игро­вые зоны на прогулочных площадках, специально отводить для сю­жетно-ролевой игры время после дневного сна, предоставляя детям возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятель­ностью. Воспитатель должен планировать свою работу по сюжетно-ро­левой игре, намечая конкретное ее содержание, планируя тематику, це­ли. задачи, примерные роли; постоянно анализировать игру, намечая пути дальнейшего совершенствования игровой деятельности до­школьников.

Театрализованная игра

Важное значение в возникновении у детей игры особого рода — теа­трализованной — имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрали­зованной игры состоит в том. что со временем дети уже не удовлетворя­ются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры явля­ются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но
текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изоб|>аженис. чем вы­разительность исполняемых ратей. Таким образом, именно сюжетно- ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра. Оба вида игры раз­виваются параллельно, но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная — у детей 6-7 лет. Обеим играм со­путствует режиссерская игра, которая отличается своим индивидуаль­ным характером. Индивидуальная режиссерская игра находит свое от­ражение и в сюжетно-ролевой игре с ее героико-бытовыми сюжетами, и в театрализованной игре.

Исследователи отмечают близость сюжетно-ролевой и театрализо­ванной игр на основе общности их структурных компонентов (наличие воображаемой ситуации, воображаемого действия, сюжета, рати, со­держания и др.). В сюжетно-ролевой игре, как и в театрализованной, прослеживаются элементы драматизации. Эти игры могут существо­вать как самостоятельная деятельность детей и относятся к разряду творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной — полученные из готового источника (литературно-художественного). В сюжетно-ролевой игре инициатива детей направлена на создание сюжета, а в театрализован­ной игре—на выразительность разыгрываемых ролей. Деятельность детей в сюжетно-ролевой игре является ориентировочной, не имеет своего продукта в полном смысле этого слова и не может быть пред­ставлена для показа зрителю, а в театрализованной игре действие мо­жет быть показано зрителям: детям, родителям.

В старшей группе театрализованная деятельность начинает интен­сивно развиваться. Именно в возрасте 5-7 лет. считают исследователи, у детей появляется способность показать образ в развитии, передать различные состояния персонажа и его поведение в требуемых игрой об­стоятельствах. Это не означает, что нужно приобщать к театрализован­ной игре лишь старших дошкольников. Дети младших групп также с интересом относятся к играм, так или иначе связанным с воплощением в роли (показ взрослыми или старшими детьми спектаклей кукольного и драматического театров, вовлечение в игры-забавы с игрушками-пер­сонажами. обыгрывание простейших сюжетов самими детьми и др.).

В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущ­ность понятий «театрализованная игра» и «игра-драматизация». Од­ни ученые полностью отождествляют театрализованную игру и игру- драматизацию. другие считают, что игра-драматизация является разновидностью театрализованных игр. По мнению Л. С. Выготско­го. всякая драма связана с игрой, следовательно, во всякой игре су­ществует возможность драматизации. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется осо­
бенность игры-драматизации как творческой деятельности. При со­ответствующем оформлении игра-драматизация может стать спек­таклем как для самого ребенка, так и для зрителей, тогда ее мотив сдвигается с самого процесса игры на результат, и она становится те­атрализованным действом.

Л. С. Фурмнна считает, что театрализованные игры —это игры- представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. По мнению исследователя, в дошкольном учреждении театрально-иг­ровая деятельность детей принимает две формы: когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль. Предметные игры составляют первый тип театрализованных игр, к ко­торым относятся игры с куклами в различных видах кукольного театра (настольный, на ширме), а непредметиые — второй тип игр. к которым относятся драматизации.

Исследователи (Л. С. Выготский. Д. Н. Леонтьев. Н.А. Ветлугина. Д. В. Менджерицкая. Л. С. Фурмнна и др.) считают театрализованную игру (игру-драматизацию) прелэстетической деятельностью, усматри­вая в ней источник художественного творчества, а возраст 5-7 лет - наиболее благоприятным (сснзитивным) для детского творчества. Д. В. Менджерицкая. в частности, видит переход игры-драматизации к искусству в том. что у детей 6-7 лет она часто становится спектаклем. Л. С. Фурмнна считает, что творчество детей в театрализованной игре проявляется в трех аспектах: в создании драматургического материа­ла. в исполнении своего или авторского замысла, в оформлении спек­такля. Таким образом, в театрализованной игре (в разыгрывании сю­жета с куклой и в игре-драматизации) деятельность детей предстает как творческая художественно-эстетическая деятельность (то есть ле- ятсльность в области искусства, живу ниш по законам красоты), нося­щая иг|Х)вой (импровизационный) характер.

Важным моментом, определяющим творческое художественно-эс­тетическое развитие детей, является личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Это означает, что педагог и ребенок являются партнерами в условиях их сотрудничества.

Мы выявили этапы фор.хицюваиия творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности: накопление художественно- образных впечатлений через восприятие театрального искусства, ак­тивное включение в художественно-игровую деятельность, поиск-ин­терпретация поведения в роли, создание и оценка детьми продуктов совместного и индивидуального творчества.

Работу по формированию театрализованной деятельности дошколь- ников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувст­венного опыта: развивать интерес и эмоционально-положительное отно­
шение к театрализованной деятельности. Приобщение детей к театраль- ному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрос­лых: сначала близких ребенку но эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. В дальнейшем чередова­ние просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позво­ляет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, пости­жении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начи­нает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. В процессе совместных обсуждений дети оценивают возможности друг друга: это помогает им осознать свои силы в художественном творчестве. Дети под­мечают удачные находки в искусстве перевоплощения, в разработке сов­местного проекта (оформительского, постановочного и др.).

Для успешного формирования творческой активности детей в теат­рализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий.

• Следует осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являть­ся образцом творческого поведения для своих подопечных. Этого можно достичь созданием в дошкольном учреждении педагогического театра — коллектива единомышленников, объединенных общим жела­нием приобщать детей к театральному искусству, воспитывать азы те­атральной культуры. Дополнительная подготовка педагогов с исполь­зованием методов театральной педагогики должна проходить непосредственно в стенах детского сада. В результате такой подготов­ки. осуществляемой музыкальным руководителем, который является своеобразным координатором всей музыкально-педагогической рабо­ты в детском саду, раскрываются творческие возможности воспитате­ля, и дети, подражая ему, учатся творческому поведению.

Чаще всего в дошкольных учреждениях мы встречаемся с неорга­низованной театрализованной деятельностью взрослых: им приходит­ся ставить детские спектакли, не владея в полной мере искусством те­атра. Одиночные, стихийные представления кукольного театра, редкие выступления воспитателя в роли персонажа или ведущего на празднике не способствуют развитию театрализованной деятельности детей в силу отсутствия систематического восприятия полноценного сценического искусства. Таким образом, налицо неподготовленность большинства педагогов к руководству творческой театрализованной деятельностью детей. Кроме того, сегодня оказываются почти невоз­можными организованные поездки детей в театр. Педагогический те­атр взрослых должен взять на себя приобщение детей к театральному искусству и воспитание у них творческих качеств под воздействием обаяния творчески активной, артистичной личности воспитателя, вла­деющего искусством перевоплощения.

• Для успешного овладения способами творческих действий в театрали­зованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовы­
ражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и (кормле­нии своих и авторских сюжетов). Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями. Объединение педагогов. детей и родителей в совместной работе но приобщению к миру творчества и те­атра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность ро­дителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расши­рению форм сотрудничества семьи и детского сада (повелению досугов, тематических вечеров и бесед, консультаций). • 11едатг должен сознательно выбирать художественные произведения для работы. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, со­ответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словес­ных. изобразительных).

В руководстве формированием творческой деятельности детей в те­атрализованной игре воспитатель должен опираться на принципы гу­манистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми); интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности): творческого взаимодей­ствия взрослого и ребенка (сотворчества в художествен но-эстстичес- кой деятельности).

Основными специфическими методами работы по совершенствова­нию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

• метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);

• метод творческой беседы (предполагает введение детей в худо­жественный образ путем специальной постановки вопроса, такти­ки ведения диалога);

• метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мы­шление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на осно­ве возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театра­лизованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоя­тельному действию) приемы.

Театрализован пая игра может использоваться педагогом в любых вилах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельнос­ти впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных про­граммных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).

Для оформления детских спектаклей следует организовать специ­альную работу, в результате которой дети объединяются в творческие
группы («костюмеров», «режиссеров», «художников» и др.). Родителей нужно вовлекать в такие виды деятельности, которые недоступны детям (техническое устройство сцены, изготовление костюмов).

Дидактическая игра



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.