|
|||
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ 8 страницаВ совместных играх развиваются воображение, мышление, речь, внимание и память детей, укрепляется воля, происходит передача традиций, накапливается игровой опыт. Усложнению содержания игр способствует обогащение рлзнооб|>азных сюжетных линий, насыщенность действий, привлечение большего количества детей для участия в игре. В режиссерской игре, например, ншможно объединение нескольких «режиссеров» с их играми. Особенно любят объединяться мальчики, у которых есть многочисленные игрушечные войска, для ведения баталий. «Полководцы» сообща определяют место для совместной |х*жиссерской игры, для обсуж- ения плана игры собираются на совет и очерчивают ход действий: один намечает расположение своих войск для марша, другой — для резерва. третий—для отражения атаки. Такая игра может продолжаться долго и идти с перерывами, во время которых играющие обговаривают дальнейшую стратегию действий. Девочки любят играть в семью, и их режиссерские игры тоже могут объединяться (две кукольных семьи, которыми управляют две девочки, решили поехать отдыхать на озеро; гости приехали на празднование дня рождения). Они разворачивают игру, используя игрушки-персонажи, кукольную мебель, применяя подручные средства для строительства и обустройства комнат, чтобы полнее реализовать свое желание играть в семью. Если в предыдущих группах игра стимулировалась в основном предметной средой, то у детей 5-6 лет замысел игры все больше влияет на обустройство и содержание игры. Зная особенности и интересы каждого ребенка, педагог может полностью использовать воспитательную силу игры. Воспитатель. Подойди поближе. Лена. Если ты работаешь нянечкой, то будь внимательна к своим бальным. Может, кто-то из них хочет попить или ему просто холодно, положи тогда теплую грелочку. Молодец* ты добрая и заботливая няня, больные скоро пойдут на поправку. Интерес к игре может возникнуть на прогулке. В любое время года детям есть чем заняться на участке. Зимой можно превратить часть участка в снежную крепость и захватывать ее у противника; устроить на Масленицу взятие снежного городка, как подсказывает народная традиция, а можно организовать конкурс снежных скульптур (герои сказок, замысловатые фантазийные образы). Но для того, чтобы у детей не было проблем со здоровьем и игра не стала в будущем причиной отказа от праздников на улице, следует заранее позаботиться о сменной одежде. Летом на улице можно устраивать подвижные игры и хороводы, в которых дети смогут себя выразить: почувствовать простор, свободу; не бояться громко говорить, быстро бегать. Ролевая игра будет украшена букетами цветов, природными материалами-заместителями - головки желтых цветков станут яичницей, листья травы - луком, и маленькие хозяйки начнут усиленно готовить в игрушечных кастрюльках. Осенью особый интерес у детей вызывает игра с ворохами разноцветных листьев, например. «Репортаж с осенней выставки», в которой есть роли журналистов, освещающих выставку, кинооператоров. снимающих фильм, посетителей, оставляющих пожелания в книге отзывов, и т.д. Весной можно устроить ярмарку, на которой продаются сделанные руками детей товары, ходят скоморохи с учеными медведями, балаганщики, соревнуются в устной и живописной рекламе товара зазывалы. На такие ифы-развлечения надо приглашать гостей, которыми могут быть не только родители, но и дети, сотрудники близлежащих детских садов, чтобы можно было обменяться идеями, посмотреть зрелище и стать участниками игры. Родители могут не только В игре дети знакомятся с взаимоотношениями взрослых: нередко игра не находит продолжения, обрывается из-за того, что они еще не понимают этих отношений. Большая роль в приобретении опыта взаимоотношений отводится наблюдениям, экскурсиям. В такой работе, несомненно, должна соблюдаться преемственность: намеченные цели и содержание планируются в несколько этапов. Это может быть наблюдение за поведением людей в транспорте, в поликлинике, в парке, в магазине, на выставке — там. где можно увидеть, как люди общаются друг с другом, каковы их профессиональные обязанности. Отражая в самодеятельной сюжетно-ролевой игре увиденное, дети под руководством взрослого моделируют предметные действия, ролевое поведение. реальные отношения людей. Н.Я. Михайлснко выделяет три основных этапа формирования игры: усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями: усвоение ролевого поведения: усвоение способов построения сюжета. Для овладения способами сюжетосложения воспитатель приучает детей индивидуально и совместно развивать сюжет. Целесообразно использовать прием коллективного творчества. Например. дается тема «Путешествие на необитаемые острова», и воспитатель или кто-либо из ребят начинает первую фразу: «Однажды, когда все еще спали, двое друзей, Гарик и Алик, собрали заранее приготовленные вещи и через открытое окно вылезли в сад...» Дети, сидя в кругу, по очереди продолжают рассказ. Самые интересные рассказы можно записывать. прочитывать целиком, создавать по ним рисунки, которые обязательно должны выставляться в группе. Эти рисунки вывешивают в порядке следования сюжетной линии, причем дети могут дополнительно в течение дня рисовать другие сюжеты (их помещают в канву сюжета). В другом случае воспитатель предлагает детям сочинить сказку, навеянную различными предметами, которые он специально приготовил в форме сюрприза, например, дети находят рюкзак, в котором лежат бинокль. ружье, компас. Кому могут они принадлежать? Отталкиваясь от содержания находки, дети иод руководством воспитателя строят сюжет. который можно разыграть, определяют ход игры, количество играющих, роли, предметную среду, место действия. Проигрывая совместно придуманные сюжеты, дети стремятся выбрать себе роли, которые их привлекают. Задача педагога состоит в том. чтобы показать ребенку возможности выбранной роли, черты и качества которой выступают поначалу недостаточно ярко в его представлении. Можно попросить ребенка создать устный портрет героя: какой он. что делает, каковы его поступки, как он выходит из трудного Лети этого возраста демонстрируют свои игровые возможности в качественном исполнении роли. Переиграв достаточное количество ролей и побывав в разных играх ведущим и ведомым, лидером и исполнителем (продавцом, шофером, врачом, испытателем, моряком, покупателем. пациентом и др.). ребенок старается достоверно исполнить выбранную им роль. Он может самостоятельно оценить качество сыгранных другими детьми ролей и поэтому пытается критически относиться к себе. Воспитатель помогает ребенку быть убедительным в исполняемой роли, дает советы по усовершенствованию игры. Творческая активность детей проявляется в умении описать особенности данной роли; сыграть ее по-своему, оригинально, раскрыть свои способности. Так. играя в больницу, одна девочка-врач может показать себя очень приветливой, заботливой, а другая — деловитой, собранной. оперативной. Воспитатель одобряет дружеские отношения детей в игре, умение находить в товарищах новые положительные качества, доброжелательно давать советы сверстникам. театрализованная игра По мере развития самостоятельности у детей появляются все новые и новые замыслы театрализованных игр, толчком для развертывания которых являются сказки, рассказы, истории, мультфильмы, вызвавшие своими яркими образами и интересными сюжетами желание играть. К этому возрасту, как правило, дети переиграли в инсценировках немало ролей. Показывая преимущество той или иной роли. воспитатель призывает их меняться ролями, чтобы попробовать себя в другом амплуа, научиться по-разному истолковывать один и тот же образ. Привычка действовать в роли только но показу воспитателя. склонность к стандартному поведению рождают шаблонность мышления. Обмен ролями предоставляет шанс почувствовать себя другим и в этой 4оболочке» осваивать новые роли, подбирая средства выразительности, характерные для данного образа, интонацию, жесты, позу. В старшей группе воспитатель действует преимущественное помощью косвенных методов педагогического руководства, активизируя восприятие и воображение ребенка, давая простор для выхода его творческой энергии. Побуждая детей к осмыслению событий, игровых ситуаций, воспитатель постоянно заботится о том. чтобы перевоплощение притягивало их. не стало скучным делом. С этой целью необходимо отводить место новым элементам, усложнять учебный материал, ставить новые перспективные художественные задачи. В этой группе можно добиваться от детей более выразительного исполнения путем неоднократного повторения текста, движений, интонаций в целях наибольшего вживания в роль. Меняя тактику и приемы работы, воспитатель не оставляет места для скуки. Это способствует эффективности занятий театрализованной игрой. Полезно использовать в работе с детьми «ситуации погружения в роль». Например, педагог предлагает инсценировать русскую народную песню «Как на тоненький ледок». Для этого нужно выделить главных героев и продумать общий план хоровода. Исходя из текста песни, дети определяют ее основных гер«к*в — Ваню и двух его подружек, которые выбираклтя из числа желающих. Воспитатель просит детей объяснить характер героев, их эмоциональное состояние в ходе действия, ролевое поведение и взаимодействие. Вот Ваня—добрый молодец, он едет на коне. Кругом зима, морозно, красиво, поэтому у Вани хорошее настроение, он едет и напевает. Вдруг—неудача, упал! Но веселые подружки подоспели вовремя, и у Вани нет времени отрчаться — он пляшет вместе с ними. Подружки провожают Ваню, машут рукой. Стоящие в кругу лети —свидетели событий выражают свое отношение в движениях, подбадривают героев пением. Такова общая фабула инсценировки. и в процессе осушествления действий воспитатель на первых порах постоянно обминается к хору, к героям. Со временем дети все более уверенно действуют в рамках общего плана. В ролях Вани и подружек могут выступать всякий раз новые желающие, задача которых — предложить свои варианты в решении данных образов. В старшей группе у детей появляются первые оригинальные находки в ролевом воплощении, в оформлении игры. Этому способствует творческая атмосфера занятий, если воспитатель приветствует всякое нестандартное решение, самостоятельно выдвинутую идею, оригинальный ответ на поставленный вопрос, умение воплощать один и тот же сюжет разными средствами. Создавая обстановку свободы и раскованности. необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой. вводить в действие новых персонажей. Не сводя процесс творчества в драматизации к простой переделке сюжетов и изменению ролевой» повеления конкретной» героя, педагог должен стремиться к тому. чтобы в результате такой трансформации возникло свежее решение, качественно иной образ, открылись новые возможности роли, интересные полхолы к оформлению спектакля. Воспитатель, ориентируя детей на драматизацию, применяет различные педагогические методы: выразительное чтение, иллюстрированное рассказывание, фрагмен- тарно-эинзодное обыгрывание, беседу по сказке с анализом ситуаций, драматизацию с объединением детей в ролевые творческие группы. В этом возрасте у дошкольников появляется желание участвовать как в самостоятельных мини-спектаклях, так и в более продолжительных постановках, осуществляемых с помощью педагога для показа младшим детям, сверстникам или родителям. Ребятам нравится наряжаться в костюмы, изображая определенных персонажей: разыгрывать в лицах понравившуюся сказку или фильм; готовить элементарную атрибутику. украшать место для выступления. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, особенно если это игра не «на показ», а «для себя», то есть проводится в группе. Сам процесс драматизации захватывает ребенка гораздо сильнее, чем результат. Проживание в роли, взаимодействие с другими детьми-персо- пажами, игровая ситуация, возможность проявить себя все это привлекает его внимание, дает чувство удовлетворенности и душевного комфорта при условии чуткого отношения воспитателя, создающего вокруг себя атмосферу любви и доверия. Дети любят не только играть «для себя», но и выступать. К сожалению. выступление детей в детском саду иногда подчиняется задаче удивить взрослых и превращается в процесс бесконечных изматывающих репетиций, в котором нет места выдумке, терпеливому взращиванию талантов, а есть следование указаниям «давать план», «показывать свою работу». Выступления могут стать поистине радостным событием и для самих ребят, если работу по подготовке к сценической деятельности вести систематически, поэтапно, сочетая импровизацию с заучиванием, соблюдая меру в прямых указаниях, направляя процесс подготовки в творческое русло. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению, но важнее всего -удержать их интерес к игре, к готовящемуся театральному представлению. Предстоящий спектакль должен родиться, «выйти» из набросков и эскизов. сложиться из этюдной работы. Методы и приемы обращения к тексту произведения при помощи разного рода обыгрываний (чтение в лицах, разыгрывание фрагментов и т.д.) и постановки всякий раз новых художественных задач способствуют ненавязчивому, постепенному. все более глубокому знакомству с предлагаемым произведением и параллельному непроизвольному запоминанию роли. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки воспитатель каждый раз уточняет с детьми их ролевое поведение, побуждает вступать в диалоги и постепенно подводит к заключительной части работы над пьесой: она превращается в спектакль. Для тот чтобы воодушевить на спектакль • загореться идеей постановки спектакля на сцене; • предложить эту идею детям, объяснив, как это интересно выступать на сцене в костюмах, среди декораций; • в течение года рассказывать о театре, о театральных профессиях, о магическом воздействии театрального искусства на человека; • предложить детям самим обустроить спектакль и привлечь к этому творческому делу родителей; • убедить детей показать спектакль не только родителям, но и другим детям; • призвать их не бояться трудностей и подготовить хороший спектакль. Пекле того как дети переиграли разные роли в сказке, которую решили поставить на сцене, воспитатель предлагает им определить окончательны й состав выступающих. В этом возрасте ребята уже могут достаточно адекватно оценивать игру сверстников, поэтому при распределении ролей они учитывают личностные качества претендентов: соответствующая внешность (подходит для данной роли), артистические данные (сумеет выразительно сыграть роль), чувство товарищества (не подведет в игре), уверенность и деловитость (лидирует среди претендентов). Наметив состав играющих, воспитатель говорит, что многим ребятам не досталось ролей, поэтому они должны сами решить, каким образом будут участвовать в спектакле. Общими усилиями выясняется, что в театре существует много профессий, которые являются очень важными, так как для создания спектакля нужен свет, грим, костюмы, декорации, музыка, массовка. Дети но желанию распределяются в творческие группы декораторов, гримеров, костюмеров, постановщиков. актеров, музыкантов, осветителей. В свободное от занятий время они под руководством воспитателя продумывают общий план подготовки: какие нужны декорации, что можно взять для музыкального сопровождения. какие обязанности у режиссеров-постановщиков, когда и где будут репетировать актеры, какое оборудование нужно для освещения. где взять грим и т.д. Затем идет работа с отдельными группами. творческая активность которых должна проявиться в разработке собственных проектов. Например, в «Сказке о бобовом зернышке» необходимо изобразить боб, который ежедневно растет и к концу сказки пробивается над крышей. Таким образом, перед декораторами встает задача осуществить этот замысел не только художественно, но и технически. Для этого можно сделать коллективное полотно, изображающее растущий боб и состоящее из нескольких частей, которые могут надстраиваться в ходе спектакля, имитируя его рост. С группой костюмеров нужно решить, во что одеть актеров, чтобы их костюмы соответствовали эпохе разыгрываемой пьесы. С музыкантами, прежде чем подбирать В старшей группе описанные выше виды работы только намечаются: сказывается отсутствие у детей опыта деятельности в некоторых областях. поэтому основная нагрузка по осуществлению подготовки к прел- стоящему спектаклю ложится на воспитателя, который корректирует, дополняет, изменяет, поддерживает и вдохновляет творческий процесс. Он должен помочь ребенку войти в какую-либо творческую группу, позволять переходить из группы в группу для того, чтобы определиться. где работать интереснее. В своем творческом порыве воспитатель не может быть одинок, ведь рядом с ним работает коллектив единомышленников. целый детский сад. Спектакль в детском саду— это настоящее событие для всего коллектива, и здесь не может быть равнодушных. Как артисты со стажем, имеющие большой опыт творческой работы в педагогическом театре, воспитатели других групп во главе с музыкальным руководителем являются хорошо организованной, профессиональной силой, в опоре на которую и должен работать каждый воспитатель. Театр взрослых образец не только сугубо театральных умений педагогов, но и. что самое выжное. образец сплоченности, профессионального педагогического мастерства, творческих качеств. Дошкольники. столько раз видевшие своих любимых воспитателей в театральных постановках, доверяют их мнению, признают авторитет, восхищаются их артистизмом и поэтому всегда рады сотрудничать с такими творческими людьми. Воспитатель всегда может рассчитывать на помощь коллег, которые конкретным делом, советом помогут в подготовке и проведении спектакля. Педагог должен установить тесный контакт с родителями воспитанников. Планируя работу по осуществлению постановки, он распределяет усилия таким образом, чтобы спектакль, по выражению Л. С. Выготского, «от занавеса и до развязки был сделан руками детей», и только часть приготовлений была произведена с помощью взрослых. Поэтому воспитатель поручает родителям только ту работу. которую не в силах выполнить дети, а также ту, которую полезно делать родителям вместе со своими детьми, чтобы она увлекла их общим интересом. Например, к спектаклю «Волк и семеро козлят» необходимо сделать фартучки козляткам. Воспитатель предлагает это задание родителям, сообщая о намерении группы подготовить спектакль. Дети дома рассказывают о предстоящем спектакле, воодушевляя родителей на совместное творчество. При подготовке спектакля большая нагрузка ложится на самых главных участников—актеров-исполнителей, ведь им придется не только репетировать, учить роли, чтобы не ошибаться во время спектакля, но и. что самое тяжелое, вынести груз психологического дискомфорта, который испытывают почти все выступающие артисты, особенно начинаю- Маленьким актерам следует объяснить, что поведение артист на сцене отличается от повеления человека в игре, так как в первом случае надо играть роль для зрителей, а во втором — для себя. Актер должен быть артистичным, уметь выразительно говорить, двигаться в соответствии с игровой ситуацией, не теряться на сцене. Для того чтобы обезопасить себя от излишнего волнения, нужно репетировать. Воспитатель должен объяснить детям, что репетиции должны быть эффективными. правильно организованными: их нельзя пропускать: следует не отвлекаться во время работы, прикладывать старание, трудиться, общими усилиями постепенно достигать поставленной цели, ладить друг с другом, создавая дружелюбную атмосферу. Даже заключительные репетиции не могут преследовать только тренировочные цели: они должны быть организованы как творческое дело. 11а любой стадии работа с детьми не исключает творческого «прорабатывать» материала. Долгое «ведение» одной и той же сказки притупляет чувствительность к ней даже у взрослых, не говоря уже о детях, поэтому лучше иногда оставлять ее на время, а йотом брать отдельные части для отработки элементов. Эпизоды можно постепенно соединять в единое целое. каждый раз увлекая детей новыми художественными задачами («Сегодня будем репетировать с музыкой и внимательно ее слушать». «Давайте попробуем сыграть в костюмах и посмотрим, как это повлияет на выразительность игры»). На любом этане работы нужно предоставлять детям возможность импровизировать, обдумывать ролевые ситуации. Так. обсуждая оформление театральной постановки, педагог просит их представить и описать обстановку действия, чтобы продумать декорации и правильно расставить их на сцене. Составляя план музыкального сопровождения, нужно учитывать стилевые особенжктти произведения. Например, при шх-тановке русской народной сказки «Хвосты» следует использовать в музыкальном оформлении русскую народную музыку, подбирая для разных персонажей соответствующий характер звучания, настроение. Например, под мелодию песни «Заинька посеничкам» бежит заяц, под В атом возрасте лети могут не только оценивать игру сверстников, но и подсказывать верное решение, в некотором смысле даже руководить творческой группой. 'Гак. ребята из группы рсжиссеров-постанов- щиков. просматривая фрагменты спектакля, анализируют вместе с век питателем игру детей-актеров, делают замечания, показывают, как. но их мнению, надо играть, продумывают постановочное решение спектакля: где размещать декорации, куда нап|>авлять свет, когда включать музыку, какие нужны костюмы. При распределении ролей следует учитывать возможности детей, с одной стороны, не давая большие или сценически сложные роли менее опытным, слабым детям и, с другой стороны, привлекая даже самых пассивных ребят к участию в общем деле. Все это лучше обдумать заранее; найти компромисс помогает наличие творческих групп (декораторов. костюмеров и т.д.). в которых может найти себе применение любой, даже самый слабый ребенок: при достаточном количестве ролей можно выбрать самую легкую роль или сочинить ее. например, в сказке о бобовом зернышке предложить такому ребенку роль самого боба: сначала он сидит на корточках, затем встает, потом становится на скамеечку и раскидывает руки в стороны боб «растет». 11осле исполнения такой роли пассивный ребенок проявляет активность, у него появляется радость творчества. Важным этаном работы является извещение будущих зрителей о предстоящем спектакле. Дети по инициативе взрослого коллективно рисуют афишу и придумывают оформление пригласительных билетов. На афише можно указать имена исполнителей ролей, а пригласительные билеты — украсить рисунком на сюжет сказки. Можно показать подготовленный спектакль родителям, сверстникам. младшим детям, жителям микрорайона, на территории которого находится детский сад. Родители всегда с интересом смотрят выступление своих детей, а те в свою очередь любят выступать перед родителями. показывать им свои достижения. Выступая перед сверстниками, дети стараются продемонстрировать актерские умения, показать свою взрослость. Когда их выступление смотрят малыши, дети становятся особенно серьезными, деловито приходят к ним в группу, приглашая на спектакль. И вот наконец наступает торжественный день премьеры. В этот день в детском саду царит доброжелательная, праздничная атмосфера, отменяются все занятия. Детям предоставляется возможность спокойно подготовиться к спектаклю, который проводится утром или во второй половине дня. Родителям нужно посоветовать не приводить участвую- Работа но развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа но его воплощению, само проведение спектакля — все это сближает участников творческой) процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами. Детям интересно учиться у взрослых, а взрослым - видеть, как быстро развиваются способности ребят, как из достаточно разрозненной группы складывается крепкий коллектив, с которым легко не только вести работу но драматизации и проводить другие занятия (дети становятся более дисциплинированными, умеют выражать свое мнение, чувствуют поддержку товарищей), но и воплощать самые смелые проекты, требующие высокой работоспособности, слаженности детского коллектива. Дидактическая игра Дети 5-6 лет проявляют в дидактических играх самостоятельность и устойчивость внимания, повыиячшый интерес к решению умственных задач. Если в средней группе детей в основном увлекал сам процесс игры, то теперь важнее оказывается результат, выигрыш, приз. Дети 4-5 лет в процессе игры действуют эмоционально, радуясь самому Дети этот возраста могут устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, выявлять закономерности» анализировать, сравнивать, обобщать и делать простейшие выводы. Они не только составляют целое из частей, но и учатся делить его на равные части, воспринимая соотношение целого и части. Дидактические упражнения типа «Мы делили апельсин». «Каждому гостю — по куску пирога». «Поделись с товарищем» помогут детям решить поставленную задачу путем создания соответствующей шровой ситуации. Для измерения величины предмета используются приемы наложения и приложения предметов (подходит ли Мишке кроватка, машине — гараж, какой кукле подойдет платье).
|
|||
|