Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ 8 страница



В совместных играх развиваются воображение, мышление, речь, вни­мание и память детей, укрепляется воля, происходит передача традиций, накапливается игровой опыт. Усложнению содержания игр способствует обогащение рлзнооб|>азных сюжетных линий, насыщенность действий, привлечение большего количества детей для участия в игре. В режиссер­ской игре, например, ншможно объединение нескольких «режиссеров» с их играми. Особенно любят объединяться мальчики, у которых есть мно­гочисленные игрушечные войска, для ведения баталий. «Полководцы» сообща определяют место для совместной |х*жиссерской игры, для обсуж- ения плана игры собираются на совет и очерчивают ход действий: один намечает расположение своих войск для марша, другой — для резерва.

третий—для отражения атаки. Такая игра может продолжаться долго и идти с перерывами, во время которых играющие обговаривают дальней­шую стратегию действий.

Девочки любят играть в семью, и их режиссерские игры тоже могут объединяться (две кукольных семьи, которыми управляют две девоч­ки, решили поехать отдыхать на озеро; гости приехали на празднова­ние дня рождения). Они разворачивают игру, используя игрушки-пер­сонажи, кукольную мебель, применяя подручные средства для строительства и обустройства комнат, чтобы полнее реализовать свое желание играть в семью. Если в предыдущих группах игра стимулиро­валась в основном предметной средой, то у детей 5-6 лет замысел иг­ры все больше влияет на обустройство и содержание игры. Зная осо­бенности и интересы каждого ребенка, педагог может полностью использовать воспитательную силу игры.

Воспитатель. Подойди поближе. Лена. Если ты работаешь нянечкой, то будь внимательна к своим бальным. Может, кто-то из них хочет попить или ему просто холодно, положи тогда теп­лую грелочку. Молодец* ты добрая и заботливая няня, больные скоро пойдут на поправку.

Интерес к игре может возникнуть на прогулке. В любое время года детям есть чем заняться на участке. Зимой можно превратить часть участка в снежную крепость и захватывать ее у противника; устроить на Масленицу взятие снежного городка, как подсказывает народная традиция, а можно организовать конкурс снежных скульптур (герои сказок, замысловатые фантазийные образы). Но для того, чтобы у детей не было проблем со здоровьем и игра не стала в будущем причи­ной отказа от праздников на улице, следует заранее позаботиться о сменной одежде. Летом на улице можно устраивать подвижные игры и хороводы, в которых дети смогут себя выразить: почувствовать про­стор, свободу; не бояться громко говорить, быстро бегать. Ролевая иг­ра будет украшена букетами цветов, природными материалами-замес­тителями - головки желтых цветков станут яичницей, листья травы - луком, и маленькие хозяйки начнут усиленно готовить в игрушечных кастрюльках. Осенью особый интерес у детей вызывает игра с вороха­ми разноцветных листьев, например. «Репортаж с осенней выставки», в которой есть роли журналистов, освещающих выставку, киноопера­торов. снимающих фильм, посетителей, оставляющих пожелания в книге отзывов, и т.д. Весной можно устроить ярмарку, на которой про­даются сделанные руками детей товары, ходят скоморохи с учеными медведями, балаганщики, соревнуются в устной и живописной рекла­ме товара зазывалы. На такие ифы-развлечения надо приглашать гос­тей, которыми могут быть не только родители, но и дети, сотрудники близлежащих детских садов, чтобы можно было обменяться идеями, посмотреть зрелище и стать участниками игры. Родители могут не только
помогать в подготовке мероприятия, но и выступать в некоторых ро­лях. участвовать в конкурсах и эстафетах. На прогулке можно устраи­вать разновозрастные сообщества, тогда старшие будут передавать младшим разнообразные игры и в том числе умение строить сюжетно- ролевую игру.

В игре дети знакомятся с взаимоотношениями взрослых: нередко игра не находит продолжения, обрывается из-за того, что они еще не понимают этих отношений. Большая роль в приобретении опыта взаи­моотношений отводится наблюдениям, экскурсиям. В такой работе, несомненно, должна соблюдаться преемственность: намеченные цели и содержание планируются в несколько этапов. Это может быть на­блюдение за поведением людей в транспорте, в поликлинике, в парке, в магазине, на выставке — там. где можно увидеть, как люди общаются друг с другом, каковы их профессиональные обязанности. Отражая в самодеятельной сюжетно-ролевой игре увиденное, дети под руковод­ством взрослого моделируют предметные действия, ролевое поведе­ние. реальные отношения людей.

Н.Я. Михайлснко выделяет три основных этапа формирования иг­ры: усвоение условных действий с игрушками и предметами-замести­телями: усвоение ролевого поведения: усвоение способов построения сюжета. Для овладения способами сюжетосложения воспитатель приучает детей индивидуально и совместно развивать сюжет. Целесообразно использовать прием коллективного творчества. Напри­мер. дается тема «Путешествие на необитаемые острова», и воспита­тель или кто-либо из ребят начинает первую фразу: «Однажды, когда все еще спали, двое друзей, Гарик и Алик, собрали заранее приготовлен­ные вещи и через открытое окно вылезли в сад...» Дети, сидя в кругу, по очереди продолжают рассказ. Самые интересные рассказы можно запи­сывать. прочитывать целиком, создавать по ним рисунки, которые обя­зательно должны выставляться в группе. Эти рисунки вывешивают в порядке следования сюжетной линии, причем дети могут дополнитель­но в течение дня рисовать другие сюжеты (их помещают в канву сюже­та). В другом случае воспитатель предлагает детям сочинить сказку, на­веянную различными предметами, которые он специально приготовил в форме сюрприза, например, дети находят рюкзак, в котором лежат би­нокль. ружье, компас. Кому могут они принадлежать? Отталкиваясь от содержания находки, дети иод руководством воспитателя строят сю­жет. который можно разыграть, определяют ход игры, количество игра­ющих, роли, предметную среду, место действия.

Проигрывая совместно придуманные сюжеты, дети стремятся вы­брать себе роли, которые их привлекают. Задача педагога состоит в том. чтобы показать ребенку возможности выбранной роли, черты и качества которой выступают поначалу недостаточно ярко в его пред­ставлении. Можно попросить ребенка создать устный портрет героя: какой он. что делает, каковы его поступки, как он выходит из трудного
положения, кто его друзья и т.д. Специальные творческие задания по­могут активизировать фантазию ребенка, вызвать интерес к роли (представь своего героя в другой ситуации, например, в роли ведуще­го телепередачи; подумай, какие знания и умения ему будут нужны в новой роли и т.д.). Творческие задания могут выполняться индивиду­ально. например: придумай историю про любимую игрушку и покажи ее в кукольном (настольном) театре. Индивидуальное сюжетосложе- иие может выражаться в режиссерской игре. Упражняться в этом дети могут путем придумывания творческих рассказов по картинке, на те­му. но предложенным взрослым обстоятельствам.

Лети этого возраста демонстрируют свои игровые возможности в качественном исполнении роли. Переиграв достаточное количество ролей и побывав в разных играх ведущим и ведомым, лидером и ис­полнителем (продавцом, шофером, врачом, испытателем, моряком, по­купателем. пациентом и др.). ребенок старается достоверно исполнить выбранную им роль. Он может самостоятельно оценить качество сыг­ранных другими детьми ролей и поэтому пытается критически отно­ситься к себе. Воспитатель помогает ребенку быть убедительным в ис­полняемой роли, дает советы по усовершенствованию игры.

Творческая активность детей проявляется в умении описать осо­бенности данной роли; сыграть ее по-своему, оригинально, раскрыть свои способности. Так. играя в больницу, одна девочка-врач может по­казать себя очень приветливой, заботливой, а другая — деловитой, со­бранной. оперативной. Воспитатель одобряет дружеские отношения детей в игре, умение находить в товарищах новые положительные ка­чества, доброжелательно давать советы сверстникам.

театрализованная игра

По мере развития самостоятельности у детей появляются все но­вые и новые замыслы театрализованных игр, толчком для разверты­вания которых являются сказки, рассказы, истории, мультфильмы, вызвавшие своими яркими образами и интересными сюжетами жела­ние играть. К этому возрасту, как правило, дети переиграли в инсце­нировках немало ролей. Показывая преимущество той или иной ро­ли. воспитатель призывает их меняться ролями, чтобы попробовать себя в другом амплуа, научиться по-разному истолковывать один и тот же образ. Привычка действовать в роли только но показу воспи­тателя. склонность к стандартному поведению рождают шаблонность мышления. Обмен ролями предоставляет шанс почувствовать себя другим и в этой 4оболочке» осваивать новые роли, подбирая средст­ва выразительности, характерные для данного образа, интонацию, жесты, позу.

В старшей группе воспитатель действует преимущественное помо­щью косвенных методов педагогического руководства, активизируя восприятие и воображение ребенка, давая простор для выхода его творческой энергии. Побуждая детей к осмыслению событий, игровых ситуаций, воспитатель постоянно заботится о том. чтобы перевопло­щение притягивало их. не стало скучным делом. С этой целью необхо­димо отводить место новым элементам, усложнять учебный материал, ставить новые перспективные художественные задачи. В этой группе можно добиваться от детей более выразительного исполнения путем неоднократного повторения текста, движений, интонаций в целях на­ибольшего вживания в роль. Меняя тактику и приемы работы, воспи­татель не оставляет места для скуки. Это способствует эффективности занятий театрализованной игрой.

Полезно использовать в работе с детьми «ситуации погружения в роль». Например, педагог предлагает инсценировать русскую народ­ную песню «Как на тоненький ледок». Для этого нужно выделить глав­ных героев и продумать общий план хоровода. Исходя из текста песни, дети определяют ее основных гер«к*в — Ваню и двух его подружек, кото­рые выбираклтя из числа желающих. Воспитатель просит детей объяс­нить характер героев, их эмоциональное состояние в ходе действия, ро­левое поведение и взаимодействие. Вот Ваня—добрый молодец, он едет на коне. Кругом зима, морозно, красиво, поэтому у Вани хорошее настроение, он едет и напевает. Вдруг—неудача, упал! Но веселые по­дружки подоспели вовремя, и у Вани нет времени отрчаться — он пля­шет вместе с ними. Подружки провожают Ваню, машут рукой. Стоя­щие в кругу лети —свидетели событий выражают свое отношение в движениях, подбадривают героев пением. Такова общая фабула инсце­нировки. и в процессе осушествления действий воспитатель на первых порах постоянно обминается к хору, к героям. Со временем дети все более уверенно действуют в рамках общего плана. В ролях Вани и по­дружек могут выступать всякий раз новые желающие, задача которых — предложить свои варианты в решении данных образов.

В старшей группе у детей появляются первые оригинальные наход­ки в ролевом воплощении, в оформлении игры. Этому способствует творческая атмосфера занятий, если воспитатель приветствует всякое нестандартное решение, самостоятельно выдвинутую идею, ориги­нальный ответ на поставленный вопрос, умение воплощать один и тот же сюжет разными средствами. Создавая обстановку свободы и раско­ванности. необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющего­ся опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает ге­рой. вводить в действие новых персонажей. Не сводя процесс творче­ства в драматизации к простой переделке сюжетов и изменению роле­вой» повеления конкретной» героя, педагог должен стремиться к тому.

чтобы в результате такой трансформации возникло свежее решение, качественно иной образ, открылись новые возможности роли, интерес­ные полхолы к оформлению спектакля. Воспитатель, ориентируя де­тей на драматизацию, применяет различные педагогические методы: выразительное чтение, иллюстрированное рассказывание, фрагмен- тарно-эинзодное обыгрывание, беседу по сказке с анализом ситуаций, драматизацию с объединением детей в ролевые творческие группы.

В этом возрасте у дошкольников появляется желание участвовать как в самостоятельных мини-спектаклях, так и в более продолжитель­ных постановках, осуществляемых с помощью педагога для показа младшим детям, сверстникам или родителям. Ребятам нравится наря­жаться в костюмы, изображая определенных персонажей: разыгрывать в лицах понравившуюся сказку или фильм; готовить элементарную ат­рибутику. украшать место для выступления. В драматизации дети про­являют себя очень эмоционально и непосредственно, особенно если это игра не «на показ», а «для себя», то есть проводится в группе. Сам процесс драматизации захватывает ребенка гораздо сильнее, чем ре­зультат. Проживание в роли, взаимодействие с другими детьми-персо- пажами, игровая ситуация, возможность проявить себя все это при­влекает его внимание, дает чувство удовлетворенности и душевного комфорта при условии чуткого отношения воспитателя, создающего вокруг себя атмосферу любви и доверия.

Дети любят не только играть «для себя», но и выступать. К сожале­нию. выступление детей в детском саду иногда подчиняется задаче удивить взрослых и превращается в процесс бесконечных изматываю­щих репетиций, в котором нет места выдумке, терпеливому взращива­нию талантов, а есть следование указаниям «давать план», «показы­вать свою работу». Выступления могут стать поистине радостным событием и для самих ребят, если работу по подготовке к сценической деятельности вести систематически, поэтапно, сочетая импровизацию с заучиванием, соблюдая меру в прямых указаниях, направляя процесс подготовки в творческое русло. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению, но важнее всего -удер­жать их интерес к игре, к готовящемуся театральному представлению. Предстоящий спектакль должен родиться, «выйти» из набросков и эс­кизов. сложиться из этюдной работы. Методы и приемы обращения к тексту произведения при помощи разного рода обыгрываний (чтение в лицах, разыгрывание фрагментов и т.д.) и постановки всякий раз но­вых художественных задач способствуют ненавязчивому, постепенно­му. все более глубокому знакомству с предлагаемым произведением и параллельному непроизвольному запоминанию роли. Во время обсуж­дения и пересказа содержания сказки воспитатель каждый раз уточня­ет с детьми их ролевое поведение, побуждает вступать в диалоги и по­степенно подводит к заключительной части работы над пьесой: она превращается в спектакль. Для тот чтобы воодушевить на спектакль
детей, которые уже давно знают сюжет и обсудили все его тонкости, переиграли в разных вариантах роли, воспитатель должен:

• загореться идеей постановки спектакля на сцене;

• предложить эту идею детям, объяснив, как это интересно высту­пать на сцене в костюмах, среди декораций;

• в течение года рассказывать о театре, о театральных профессиях, о магическом воздействии театрального искусства на человека;

• предложить детям самим обустроить спектакль и привлечь к этому творческому делу родителей;

• убедить детей показать спектакль не только родителям, но и дру­гим детям;

• призвать их не бояться трудностей и подготовить хороший спек­такль.

Пекле того как дети переиграли разные роли в сказке, которую ре­шили поставить на сцене, воспитатель предлагает им определить окон­чательны й состав выступающих. В этом возрасте ребята уже могут до­статочно адекватно оценивать игру сверстников, поэтому при распределении ролей они учитывают личностные качества претенден­тов: соответствующая внешность (подходит для данной роли), артис­тические данные (сумеет выразительно сыграть роль), чувство товари­щества (не подведет в игре), уверенность и деловитость (лидирует среди претендентов).

Наметив состав играющих, воспитатель говорит, что многим ребя­там не досталось ролей, поэтому они должны сами решить, каким об­разом будут участвовать в спектакле. Общими усилиями выясняется, что в театре существует много профессий, которые являются очень важными, так как для создания спектакля нужен свет, грим, костюмы, декорации, музыка, массовка. Дети но желанию распределяются в творческие группы декораторов, гримеров, костюмеров, постановщи­ков. актеров, музыкантов, осветителей. В свободное от занятий время они под руководством воспитателя продумывают общий план подго­товки: какие нужны декорации, что можно взять для музыкального со­провождения. какие обязанности у режиссеров-постановщиков, когда и где будут репетировать актеры, какое оборудование нужно для осве­щения. где взять грим и т.д. Затем идет работа с отдельными группа­ми. творческая активность которых должна проявиться в разработке собственных проектов. Например, в «Сказке о бобовом зернышке» не­обходимо изобразить боб, который ежедневно растет и к концу сказки пробивается над крышей. Таким образом, перед декораторами встает за­дача осуществить этот замысел не только художественно, но и техниче­ски. Для этого можно сделать коллективное полотно, изображающее растущий боб и состоящее из нескольких частей, которые могут надст­раиваться в ходе спектакля, имитируя его рост. С группой костюмеров нужно решить, во что одеть актеров, чтобы их костюмы соответствовали эпохе разыгрываемой пьесы. С музыкантами, прежде чем подбирать
сопровождение, нужно составить список музыки. Если нужные номера отсутствуют, можно предложить детям сочинить музыку для спектакля самостоятельно.

В старшей группе описанные выше виды работы только намечаются: сказывается отсутствие у детей опыта деятельности в некоторых обла­стях. поэтому основная нагрузка по осуществлению подготовки к прел- стоящему спектаклю ложится на воспитателя, который корректирует, дополняет, изменяет, поддерживает и вдохновляет творческий процесс. Он должен помочь ребенку войти в какую-либо творческую группу, позволять переходить из группы в группу для того, чтобы определить­ся. где работать интереснее. В своем творческом порыве воспитатель не может быть одинок, ведь рядом с ним работает коллектив единомыш­ленников. целый детский сад. Спектакль в детском саду— это настоя­щее событие для всего коллектива, и здесь не может быть равнодуш­ных. Как артисты со стажем, имеющие большой опыт творческой работы в педагогическом театре, воспитатели других групп во главе с музыкальным руководителем являются хорошо организованной, про­фессиональной силой, в опоре на которую и должен работать каждый воспитатель. Театр взрослых образец не только сугубо театральных умений педагогов, но и. что самое выжное. образец сплоченности, про­фессионального педагогического мастерства, творческих качеств. До­школьники. столько раз видевшие своих любимых воспитателей в теа­тральных постановках, доверяют их мнению, признают авторитет, восхищаются их артистизмом и поэтому всегда рады сотрудничать с та­кими творческими людьми. Воспитатель всегда может рассчитывать на помощь коллег, которые конкретным делом, советом помогут в подго­товке и проведении спектакля.

Педагог должен установить тесный контакт с родителями воспи­танников. Планируя работу по осуществлению постановки, он рас­пределяет усилия таким образом, чтобы спектакль, по выражению Л. С. Выготского, «от занавеса и до развязки был сделан руками де­тей», и только часть приготовлений была произведена с помощью взрослых. Поэтому воспитатель поручает родителям только ту рабо­ту. которую не в силах выполнить дети, а также ту, которую полезно делать родителям вместе со своими детьми, чтобы она увлекла их об­щим интересом. Например, к спектаклю «Волк и семеро козлят» не­обходимо сделать фартучки козляткам. Воспитатель предлагает это задание родителям, сообщая о намерении группы подготовить спек­такль. Дети дома рассказывают о предстоящем спектакле, воодушев­ляя родителей на совместное творчество.

При подготовке спектакля большая нагрузка ложится на самых глав­ных участников—актеров-исполнителей, ведь им придется не только репетировать, учить роли, чтобы не ошибаться во время спектакля, но и. что самое тяжелое, вынести груз психологического дискомфорта, кото­рый испытывают почти все выступающие артисты, особенно начинаю-
щме. Для преодоления ст|)аха детей перед сценой воспитатель своевре- менно предпринимает некоторые шаги: путем постепенного освоения содержания сказки определяются роли и выучивается текст: постоян­ный взаимообмен ролями в процессе работы позволяет не бояться ли­шиться исполнителя какой-либо рати в ответственный момент выступ­ления. например, из-за болезни маленького актера. Лети уже имеют некоторый опыт выступлений в своей группе в небольших сценках, а также в младших группах. Педагог активно включает их во все моменты подготовки и проведения спектаклей. Дошкольники, не оснащенные знаниями и умениями в театрализованной деятельности, которым вос­питатели «навязывают», чтобы ускорить выступление, не только саму постановку, но и все ее наполнение, диктуют шаблоны, демонстрируют отсутствие эстетического вкуса и приобретают отрицательный опыт.

Маленьким актерам следует объяснить, что поведение артист на сцене отличается от повеления человека в игре, так как в первом слу­чае надо играть роль для зрителей, а во втором — для себя. Актер дол­жен быть артистичным, уметь выразительно говорить, двигаться в со­ответствии с игровой ситуацией, не теряться на сцене. Для того чтобы обезопасить себя от излишнего волнения, нужно репетировать. Воспи­татель должен объяснить детям, что репетиции должны быть эффек­тивными. правильно организованными: их нельзя пропускать: следует не отвлекаться во время работы, прикладывать старание, трудиться, общими усилиями постепенно достигать поставленной цели, ладить друг с другом, создавая дружелюбную атмосферу. Даже заключитель­ные репетиции не могут преследовать только тренировочные цели: они должны быть организованы как творческое дело. 11а любой стадии работа с детьми не исключает творческого «прорабатывать» матери­ала. Долгое «ведение» одной и той же сказки притупляет чувствитель­ность к ней даже у взрослых, не говоря уже о детях, поэтому лучше иногда оставлять ее на время, а йотом брать отдельные части для отра­ботки элементов. Эпизоды можно постепенно соединять в единое це­лое. каждый раз увлекая детей новыми художественными задачами («Сегодня будем репетировать с музыкой и внимательно ее слушать». «Давайте попробуем сыграть в костюмах и посмотрим, как это повли­яет на выразительность игры»).

На любом этане работы нужно предоставлять детям возможность импровизировать, обдумывать ролевые ситуации. Так. обсуждая оформление театральной постановки, педагог просит их представить и описать обстановку действия, чтобы продумать декорации и правильно расставить их на сцене. Составляя план музыкального сопровождения, нужно учитывать стилевые особенжктти произведения. Например, при шх-тановке русской народной сказки «Хвосты» следует использовать в музыкальном оформлении русскую народную музыку, подбирая для разных персонажей соответствующий характер звучания, настроение. Например, под мелодию песни «Заинька посеничкам» бежит заяц, под
мелодию песни «Уж нм сени», сыгранную в низком регистре и в мед­ленном темпе, может выйти медведь, а под песню «Светит месяц» идет выбирать себе хвост свинья и т.д. Мри постановке сказок зарубежных писателей, например, сказки III. Перро «Золушка», логично взять клас­сическую западноевропейскую музыку, например, клавесинную.

В атом возрасте лети могут не только оценивать игру сверстников, но и подсказывать верное решение, в некотором смысле даже руково­дить творческой группой. 'Гак. ребята из группы рсжиссеров-постанов- щиков. просматривая фрагменты спектакля, анализируют вместе с век питателем игру детей-актеров, делают замечания, показывают, как. но их мнению, надо играть, продумывают постановочное решение спектакля: где размещать декорации, куда нап|>авлять свет, когда включать музыку, какие нужны костюмы.

При распределении ролей следует учитывать возможности детей, с одной стороны, не давая большие или сценически сложные роли менее опытным, слабым детям и, с другой стороны, привлекая даже самых пассивных ребят к участию в общем деле. Все это лучше обдумать за­ранее; найти компромисс помогает наличие творческих групп (декора­торов. костюмеров и т.д.). в которых может найти себе применение любой, даже самый слабый ребенок: при достаточном количестве ро­лей можно выбрать самую легкую роль или сочинить ее. например, в сказке о бобовом зернышке предложить такому ребенку роль самого боба: сначала он сидит на корточках, затем встает, потом становится на скамеечку и раскидывает руки в стороны боб «растет». 11осле испол­нения такой роли пассивный ребенок проявляет активность, у него по­является радость творчества.

Важным этаном работы является извещение будущих зрителей о предстоящем спектакле. Дети по инициативе взрослого коллективно рисуют афишу и придумывают оформление пригласительных биле­тов. На афише можно указать имена исполнителей ролей, а пригласи­тельные билеты — украсить рисунком на сюжет сказки.

Можно показать подготовленный спектакль родителям, сверстни­кам. младшим детям, жителям микрорайона, на территории которого находится детский сад. Родители всегда с интересом смотрят выступ­ление своих детей, а те в свою очередь любят выступать перед родите­лями. показывать им свои достижения. Выступая перед сверстниками, дети стараются продемонстрировать актерские умения, показать свою взрослость. Когда их выступление смотрят малыши, дети становятся особенно серьезными, деловито приходят к ним в группу, приглашая на спектакль.

И вот наконец наступает торжественный день премьеры. В этот день в детском саду царит доброжелательная, праздничная атмосфера, отме­няются все занятия. Детям предоставляется возможность спокойно подготовиться к спектаклю, который проводится утром или во второй половине дня. Родителям нужно посоветовать не приводить участвую-
кцих н спектакле летей непосредственно перед началом выступления, потому что они не успеют проникнуться атмосферой ожидания празд­ника и вместо этого будут в спешке надевать костюмы, заставляя пере­живать других. С самого утр;* воспитатель настраивает детей на удач­ное выступление, вселяет в них уверенность в собственных силах, умело планирует день так. чтобы они не переутомились, ожидая празд­ник и участвуя в нем. Учитывая напряженное состояние выступающих, следует предоставить им в этот день наиболее ком<|м>ртиые условия, не привлекая к лишней работе (накрывать на стат. выполнять дополни­тельные задания). Во время праздника воспитатель поддерживает де­тей. помогает им в случае недоразумений, задает своим присутствием верный тон. Но окончании спектакля выводит их на поклон и объявля­ет имена исполнителей. Затем можно предоставить слово родителям, которые поблагодарят детей за интересное выступление. Хорошим за­вершением праздника будет совместное чаепитие, которое позволит де­тям расслабиться, поможет снять напряжение.

Работа но развитию театрализованной деятельности и формирова­нию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетическо­го воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театра­лизованной деятельности складывается особое, эстетическое отноше­ние к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная рабо­та но его воплощению, само проведение спектакля — все это сближает участников творческой) процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами. Детям интересно учиться у взрослых, а взрослым - видеть, как быстро развиваются способности ребят, как из достаточно разрозненной группы складывается крепкий коллектив, с которым легко не только вести работу но драматизации и проводить другие занятия (дети становятся более дисциплинированными, умеют выражать свое мнение, чувствуют поддержку товарищей), но и вопло­щать самые смелые проекты, требующие высокой работоспособности, слаженности детского коллектива.

Дидактическая игра

Дети 5-6 лет проявляют в дидактических играх самостоятельность и устойчивость внимания, повыиячшый интерес к решению умствен­ных задач. Если в средней группе детей в основном увлекал сам про­цесс игры, то теперь важнее оказывается результат, выигрыш, приз. Де­ти 4-5 лет в процессе игры действуют эмоционально, радуясь самому
действию, а в 5-6 лет проявляют сосредоточенность и целенаправлен­ность, стремясь произвести действие наиболее точно. У них возраста­ет желание преодолеть препятствия, справиться с заданием. Это поло­жительно влияет на качество поведения игры и вызывает желание играть самостоятельно. К. И. Радина отмечает самостоятельность и об­щительность у детей данного возраста, положительно влияющую на способность к самоорганизации. Эти качества характерны лишь для тех детей, у которых есть некоторый опыт дидактической игры. Воз­росшее стремление более точно соблюдать правила свидетельствует о развитии произвольности психических процессов.

Дети этот возраста могут устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, выявлять закономерности» анализировать, срав­нивать, обобщать и делать простейшие выводы. Они не только составля­ют целое из частей, но и учатся делить его на равные части, воспринимая соотношение целого и части. Дидактические упражнения типа «Мы де­лили апельсин». «Каждому гостю — по куску пирога». «Поделись с това­рищем» помогут детям решить поставленную задачу путем создания со­ответствующей шровой ситуации. Для измерения величины предмета используются приемы наложения и приложения предметов (подходит ли Мишке кроватка, машине — гараж, какой кукле подойдет платье).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.