|
|||
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ 11 страницаВ ролевых играх дети наигрывают различные ситуации, в которых иногда требуется разрешить противоречие, урегулировать откровенный конфликт, найти выход из сложного положения. Здесь на помощь ребенку приходит воображение, которое подскажет ему. как герой должен поступить в конкретной ситуации. Дидактическая игра может представить ситуации» комично, фантастично или даже нелепо, тогда задача играющих будет состоять в том, чтобы разобраться в реалистичности событий, например, в игре в небылицы. Если в старшей группе дети сравнивали в такой игре 2-3 небылицы, то в теперь они запоминают 6-7 и более нелепиц, а также придумывают их самостоятельно. Если «переложить» на музыку настроение таких игр. то дети смогут определить, какая музыка больше подходит к небылицам. Это может быть гротесковая, юмористическая, шутливая музыка, которая поможет оттенить интонацию, создать нужное настроение. Можно подобрать подходящую музыку из некоторых произведений С. Прокофьева. В. Гаврил и на, Д. Шостаковича и др. Воспитатель, вслушиваясь в строчки небылицы, может подобрать музыку, в которой, например. слышен громкий вой летящих но небу медведей, и радостный визг поросят, и свист ветра, и хохот зрителей, показывающих па происходящее пальцами: Медвежата летят, толстопятые кричат: «У-у-у. мы летим н Москву!» Поросята летят, еще больше кричат: «Хрю-хрю-хрх>. шипим на Луну!». Дети в таких играх иод музыку должны внимательно следить за каждой строчкой, чтобы успеть вовремя сменить движения и мимику. Интерес к таким играм долго не угасает, если воспитатель обладает хорошим воображением и не только разбирает с детьми все ситуации, которые исходят из смыслового содержания небылицы (бывает или не бывает), но и пробует изобразить драматически каждую сцену, чтобы детям было интересно играть, а не просто стало смешно. Для этого надо отдельно работать над каждым образом, пытаться его раскрыть в ролевом воплощении. Неисчерпаемая фантазия воспитателя и детей поможет совершенствовать игровую ситуацию и сделать ее учебной. Обучение созданию художественного образа требует особой атмосферы доверия, радости, тепла и внимания. Можно использовать в играх не только словесные небылицы, небылицы с музыкальным фоном-сопровождением, но и просто музыкальные небылицы. Например, мы разработали музы кал ыю-дидак- тичсские игры под общим названием «Перевертыши» (из серии «Узнай мое настроение»). В этих играх словесный и музыкальный тексты неечт противоположную интонационно-смысловую нагрузку, происходит несовпадение музыки и слов. Ребятам нелегко распознать подлинное состояние персонажа, от имени которого ведется повествование. Вот первый перевертыш — «Я плачу...»: Я плачу целый вечер. Совсем не хохочу. Я очень загрустила. Гулять я не хочу. Музыка этой игры прямо противоположна тексту по кигтонации: она веселая. Перевертыш «Песенка моя»: Лх. какая в парке музыка и грана. Пели и смеялись псе мои друзья. Веселей была всех я. Со мной — песенка моя. Самая веселая моя. В этой игре словесная интонация имеет оптимистичный, радостный, а музыкальная грустный характер. Примером перевертыша, в котором не просто разобраться, может служить песенка Е. Поил я новой на слова Б. Заходера «Киски но горе»: Плачет киска в коридоре. У нее большое юре: Злые люди бедной киске 11е дают украсть сосиски. Фабула проста на первый взгляд, но можно разыграть целый оперный спектакль на тему «Киска и сосиски». Исходя из содержания сло- весного и музыкального текста, трактовка может быть двоякой; можно представить, что киска действительно несчастна: люди бессердечны, ни за что ее не пожалеют, но в связи с тем, что музыка — это открытая для прочтения система, возможна прямо противоположная интерпретация: киска — проныра, сколько не дай. ей все мало. «Ах. жадные людишки. не дают мне, киске, стащить чего-нибудь иовкуснее!» — возмущается оскорбленная кошка. Это прочтение подтверждается музыкальным сопровождением (динамика «форте», аккордовая фактура и т.д.). и песня может быть трактована как небольшая комическая оперная сцена, в которой роль обиженной, горделивой кошки, не понятой людьми, музыкальный руководитель должен исполнять, комично имитируя оперный голос. Современная дидактическая игра, как отмечают исследователи, в частности. О. В. Дыбина. должна раздвинуть рамки традиционности. Для того чтобы «синтезировать элементы познавательного, игрового и учебного взаимодействия детей, исследования, экспериментирования и общения со взрослым» с целью развития важных для современной) человека качеств, нужны новые игры. Художественно-эстетическое взаимодействие также не всегда укладывается в рамки познавательных, только ш-ровых. жестко дидактических задач. В воспитании старших дошкольников важное место занимает дидактическая игра с элементами драматизации. Использование драматических элементов (принятие на себя роли) в дидактической игре вносит разнообразие в игровую деятельность детей. Например, для тот чтобы научить детей различать мажорный и минорный лады, мы успешно использовали разработанную нами дидактическую игру «Торт», в которой мелодия движется по ступеням мажорных и минорных трезвучий, всякий раз задерживаясь на каждой отдельно, чтобы более устойчиво почувствовать себя на этих ступенях: (Мажор, радостно) Торт. торт, торт! Мы купили торт! Начинаем есть нершочки — очень икусныс цветочки, Л на самой серединке - шоколадная начинка. А им и.!>■ — помадка, тоже очень сладко! (Минор, унию) Торт. торт. торт. Мм доели торт. Где же тут вершочки? Где же серединка? И куда исчезла помадная начинка? Очень важным моментом в этой игре является использование наглядного пособия - трехслойного торта, сделанного из поролона, оформленного «кремовыми» розами и раскрашенного. Торт очень похож на настоящий. Воспитатель (музыкальный руководитель) использует воздействие пособия на детей с целью внимательного интонирова- ния устойчивых ступеней мажорного и минорного лада, не абстрактно показывая расположение ступеней рукой в воздухе, а наглядно дотрагиваясь до каждого слоя рукой. Благодаря впечатляющему торту и ясному мелодическому рисунку дети легко усваивают на слух отличия двух ладов в этой музыкальной игре. В подготовительной группе дидактическая игра должна стать одной из важнейших ступенек подготовки детей к школе. Дети этого возраста в силах придумать (и придумывают, особенно когда педагог их поддерживает, дает ориентир, наталкивает на тему, помогает технически воплотить) дидактические игры самостоятельно (лото, домино, разрезные картинки и т.д.). В научно-методической литературе приводятся примеры игр, придуманных старшими дошкольниками. Например, в исследованиях Т. С. Комаровой описаны игры «Домино» (дети сравнивают изображения соцветий, листьев, грибов, правильно их называя и выстраивая по принципу домино). «Радуга» (дети подбирают предметные картинки по цвету радуги). «Рыбки плавают в пруду» (дети подбирают рыбок, подходящих по цвету к ручью, к пруду: располагают их в ряд от светлых к темным оттенкам одного цвета). Такие игры особо любимы детьми, так как они сделали их своими руками. По мнению Т. С. Комаровой, участвуя в создании такой игры, дети в деятельной форме познают и отражают объекты природы и их свойства. В такие игры могут играть и ребята других групп. К концу дошкольного детства у детей накапливается достаточно большой опыт дидактической игры. Играя самостоятельно, они могут обучать друг друга незнакомым играм, вводить новые правила, условия в известную игру. Для обучения новой игре воспитатель не всегда должен привлекать всю группу детей. Он может дать объяснение нескольким рбятам, а остальные будут обучаться с их помощью. При этом педагог следит, чтобы владеющие игрой дети смогли доходчиво объяснить игру остальным ребятам. Взаимсюбучение имеет важную |х>ль в формпрова- нни активности детей, развитии их интеллектуальной сферы. Рекомендуемая литература Богуславская 3. М.. Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение. 1991. Бондарен ко А. К. Дидактические игры в детском сад)': Книга для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение. 1991. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. - М.: Просвещение. 1991. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение. 1981. Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца н А. П. Усовой. — М.: Просвещение. 1966. Зворыгина К. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1988. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада / Сост. Л.А. Венгер.О.М.Дьяченко. — М.: Просвещение, 1989. Комарова Т. С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольного учреждений. — М.: Мнемозина, 1999. Комиссарова Л. П.. Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. — М.: Просвещение, 1986. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. ТА. Марковой. — М.: Просвещение, 1982. Недоспасова В. А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение. 2003. Смолснцева А. А. Сюжстно-дилактические игры с математическим содержанием. — М.: Просвещение. 1987. Усова А. II. Роль игры в воспитании детей / Иод ред. А. В. Запорожца.— М.: Просвещение. 1976. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлу тиной.—М.: Педагогика. 1972. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов. — М.: Просвещение, 1981. Эльконнн Д. Б. Психология игры. - М.: Владос. 1999. Содержание Предисловие ......................................................................................................... 3 Программа ......................................................................................................................................................................................................................................... 4 Первая младшая группа (от двух до трех лет)....................................................... 4 Вторая младшая группа (от трех до четырех лет) ................................................. 6 Средняя группа (от четырех до пяти лет).............................................................. 9 Старшая группа (от пяти до шести лет).............................................................. 12 Подготовительная к шкапе группа (от шести до семи лет).................................. 15 Методические рекомендации.............................................................................. 18 Первая младшая группа (от двух до трех лет)..................................................... 31 Вторая младшая группа (от трех до четырех лет) ............................................... 47 Средняя группа (от четырех до пяти лет)............................................................ 65 Старп1ая группа (от пяти до шести лет)............................................................. 81 Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет)................................ 100 Рекомендуемая литература............................................................................... 121 Наталья Федоровна Губанова Игровая деятельность в детском саду Программа и методические рекомендации Главный редактор Л. Дорофеева Редактор В. Вилюнопа Художественный редактор Т. Чижко&а Серийный дизайн Л. Люскин Компьютерная верстка О. Пятакова Корректор И. Васильева Издательство «Моинка-Сиите* ЛР КЮ66285 Сертификат №77. ФЦЛ5.953.П.ООО»46.04.0*. 123308. с Москва, ул. Мнепкикм. .г7. корп.1. тел. <499) 728-3610 < многоканальный). Формат 70x100/16. >Ь.-псч. л. Ю.З. Тираж 10000 ж*. Отпечатано в (XX) «Пгрный полиграфический комбинат». 143405. Моск. о&и Красноярский р-н. 4-й км Ильинского шоссе. п/о «Красногорск-.*» По вопросам приобретения «Программы воспитания и обучения в детском саду» и пособий к этой программе обращайтесь в издательство «Мозаика-Синтез» по телефону в Москве: (499) 728-36-10 (многоканальный) При издательстве работает магазин по адресу: г. Москва, ул. Мневники, д. 7, корп. 1 (ст. м. «Полежаевская»), тел.: (499) 946-38-05 Полный каталог издательства «Мозаика-Синтез» смотрите на сайте: \м\л/\лгт5Ьоок.ги Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» Подписной имде*с в каталоге «Роспечать»: в каталоге «Почта России»
|
|||
|