Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ 11 страница



В ролевых играх дети наигрывают различные ситуации, в которых иногда требуется разрешить противоречие, урегулировать откровенный конфликт, найти выход из сложного положения. Здесь на помощь ре­бенку приходит воображение, которое подскажет ему. как герой должен поступить в конкретной ситуации.

Дидактическая игра может представить ситуации» комично, фантас­тично или даже нелепо, тогда задача играющих будет состоять в том, чтобы разобраться в реалистичности событий, например, в игре в небы­лицы. Если в старшей группе дети сравнивали в такой игре 2-3 небы­лицы, то в теперь они запоминают 6-7 и более нелепиц, а также приду­мывают их самостоятельно.

Если «переложить» на музыку настроение таких игр. то дети смо­гут определить, какая музыка больше подходит к небылицам. Это мо­жет быть гротесковая, юмористическая, шутливая музыка, которая поможет оттенить интонацию, создать нужное настроение. Можно подобрать подходящую музыку из некоторых произведений С. Про­кофьева. В. Гаврил и на, Д. Шостаковича и др. Воспитатель, вслушива­ясь в строчки небылицы, может подобрать музыку, в которой, напри­мер. слышен громкий вой летящих но небу медведей, и радостный визг поросят, и свист ветра, и хохот зрителей, показывающих па про­исходящее пальцами:

Медвежата летят, толстопятые кричат:

«У-у-у. мы летим н Москву!»

Поросята летят, еще больше кричат:

«Хрю-хрю-хрх>. шипим на Луну!».

Дети в таких играх иод музыку должны внимательно следить за каждой строчкой, чтобы успеть вовремя сменить движения и мимику. Интерес к таким играм долго не угасает, если воспитатель обладает хо­рошим воображением и не только разбирает с детьми все ситуации, ко­торые исходят из смыслового содержания небылицы (бывает или не бывает), но и пробует изобразить драматически каждую сцену, чтобы детям было интересно играть, а не просто стало смешно. Для этого на­до отдельно работать над каждым образом, пытаться его раскрыть в ро­левом воплощении. Неисчерпаемая фантазия воспитателя и детей по­может совершенствовать игровую ситуацию и сделать ее учебной. Обучение созданию художественного образа требует особой атмосфе­ры доверия, радости, тепла и внимания.

Можно использовать в играх не только словесные небылицы, не­былицы с музыкальным фоном-сопровождением, но и просто музы­кальные небылицы. Например, мы разработали музы кал ыю-дидак- тичсские игры под общим названием «Перевертыши» (из серии «Узнай мое настроение»). В этих играх словесный и музыкальный тексты неечт противоположную интонационно-смысловую нагрузку, происходит несовпадение музыки и слов. Ребятам нелегко распоз­нать подлинное состояние персонажа, от имени которого ведется по­вествование.

Вот первый перевертыш — «Я плачу...»:

Я плачу целый вечер.

Совсем не хохочу.

Я очень загрустила.

Гулять я не хочу.

Музыка этой игры прямо противоположна тексту по кигтонации: она веселая.

Перевертыш «Песенка моя»:

Лх. какая в парке музыка и грана.

Пели и смеялись псе мои друзья.

Веселей была всех я.

Со мной — песенка моя.

Самая веселая моя.

В этой игре словесная интонация имеет оптимистичный, радост­ный, а музыкальная грустный характер.

Примером перевертыша, в котором не просто разобраться, может служить песенка Е. Поил я новой на слова Б. Заходера «Киски но горе»:

Плачет киска в коридоре.

У нее большое юре:

Злые люди бедной киске

11е дают украсть сосиски.

Фабула проста на первый взгляд, но можно разыграть целый опер­ный спектакль на тему «Киска и сосиски». Исходя из содержания сло- весного и музыкального текста, трактовка может быть двоякой; можно представить, что киска действительно несчастна: люди бессердечны, ни за что ее не пожалеют, но в связи с тем, что музыка — это открытая для прочтения система, возможна прямо противоположная интерпре­тация: киска — проныра, сколько не дай. ей все мало. «Ах. жадные лю­дишки. не дают мне, киске, стащить чего-нибудь иовкуснее!» — возму­щается оскорбленная кошка. Это прочтение подтверждается музыкальным сопровождением (динамика «форте», аккордовая фак­тура и т.д.). и песня может быть трактована как небольшая комичес­кая оперная сцена, в которой роль обиженной, горделивой кошки, не понятой людьми, музыкальный руководитель должен исполнять, ко­мично имитируя оперный голос.

Современная дидактическая игра, как отмечают исследователи, в частности. О. В. Дыбина. должна раздвинуть рамки традиционности. Для того чтобы «синтезировать элементы познавательного, игрового и учебного взаимодействия детей, исследования, экспериментирования и общения со взрослым» с целью развития важных для современной) че­ловека качеств, нужны новые игры. Художественно-эстетическое взаи­модействие также не всегда укладывается в рамки познавательных, только ш-ровых. жестко дидактических задач.

В воспитании старших дошкольников важное место занимает ди­дактическая игра с элементами драматизации. Использование драма­тических элементов (принятие на себя роли) в дидактической игре вносит разнообразие в игровую деятельность детей. Например, для тот чтобы научить детей различать мажорный и минорный лады, мы успешно использовали разработанную нами дидактическую игру «Торт», в которой мелодия движется по ступеням мажорных и минор­ных трезвучий, всякий раз задерживаясь на каждой отдельно, чтобы более устойчиво почувствовать себя на этих ступенях:


(Мажор, радостно)

Торт. торт, торт! Мы купили торт!

Начинаем есть нершочки — очень икусныс цветочки,

Л на самой серединке - шоколадная начинка.

А им и.!>■ — помадка, тоже очень сладко!

(Минор, унию)

Торт. торт. торт. Мм доели торт.

Где же тут вершочки?

Где же серединка?

И куда исчезла помадная начинка?

Очень важным моментом в этой игре является использование на­глядного пособия - трехслойного торта, сделанного из поролона, оформленного «кремовыми» розами и раскрашенного. Торт очень по­хож на настоящий. Воспитатель (музыкальный руководитель) исполь­зует воздействие пособия на детей с целью внимательного интонирова- ния устойчивых ступеней мажорного и минорного лада, не абстрактно показывая расположение ступеней рукой в воздухе, а наглядно дотра­гиваясь до каждого слоя рукой. Благодаря впечатляющему торту и яс­ному мелодическому рисунку дети легко усваивают на слух отличия двух ладов в этой музыкальной игре.

В подготовительной группе дидактическая игра должна стать одной из важнейших ступенек подготовки детей к школе. Дети этого возраста в си­лах придумать (и придумывают, особенно когда педагог их поддерживает, дает ориентир, наталкивает на тему, помогает технически воплотить) ди­дактические игры самостоятельно (лото, домино, разрезные картинки и т.д.). В научно-методической литературе приводятся примеры игр, придуманных старшими дошкольниками. Например, в исследованиях Т. С. Комаровой описаны игры «Домино» (дети сравнивают изображения соцветий, листьев, грибов, правильно их называя и выстраивая по прин­ципу домино). «Радуга» (дети подбирают предметные картинки по цвету радуги). «Рыбки плавают в пруду» (дети подбирают рыбок, подходящих по цвету к ручью, к пруду: располагают их в ряд от светлых к темным от­тенкам одного цвета). Такие игры особо любимы детьми, так как они сде­лали их своими руками. По мнению Т. С. Комаровой, участвуя в создании такой игры, дети в деятельной форме познают и отражают объекты при­роды и их свойства. В такие игры могут играть и ребята других групп.

К концу дошкольного детства у детей накапливается достаточно боль­шой опыт дидактической игры. Играя самостоятельно, они могут обу­чать друг друга незнакомым играм, вводить новые правила, условия в из­вестную игру. Для обучения новой игре воспитатель не всегда должен привлекать всю группу детей. Он может дать объяснение нескольким рбятам, а остальные будут обучаться с их помощью. При этом педагог следит, чтобы владеющие игрой дети смогли доходчиво объяснить игру остальным ребятам. Взаимсюбучение имеет важную |х>ль в формпрова- нни активности детей, развитии их интеллектуальной сферы.

Рекомендуемая литература

Богуславская 3. М.. Смирнова Е.О. Развивающие игры для де­тей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детско­го сада. — М.: Просвещение. 1991.

Бондарен ко А. К. Дидактические игры в детском сад)': Книга для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение. 1991.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. - М.: Просвещение. 1991.

Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение. 1981.

Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка // Психология и педа­гогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца н А. П. Усо­вой. — М.: Просвещение. 1966.

Зворыгина К. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1988.

Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада / Сост. Л.А. Венгер.О.М.Дьяченко. — М.: Просвещение, 1989.

Комарова Т. С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов до­школьного учреждений. — М.: Мнемозина, 1999.

Комиссарова Л. П.. Костина Э. П. Наглядные средства в музы­кальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. — М.: Просвещение, 1986.

Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. ТА. Марковой. — М.: Просвещение, 1982.

Недоспасова В. А. Растем играя: Средний и старший дошколь­ный возраст: Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Просвеще­ние. 2003.

Смолснцева А. А. Сюжстно-дилактические игры с математичес­ким содержанием. — М.: Просвещение. 1987.


Усова А. II. Роль игры в воспитании детей / Иод ред. А. В. Запо­рожца.— М.: Просвещение. 1976.

Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлу ти­ной.—М.: Педагогика. 1972.

Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов. — М.: Просвещение, 1981.

Эльконнн Д. Б. Психология игры. - М.: Владос. 1999.


Содержание

Предисловие ......................................................................................................... 3

Программа ......................................................................................................................................................................................................................................... 4

Первая младшая группа (от двух до трех лет)....................................................... 4

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет) ................................................. 6

Средняя группа (от четырех до пяти лет).............................................................. 9

Старшая группа (от пяти до шести лет).............................................................. 12

Подготовительная к шкапе группа (от шести до семи лет).................................. 15

Методические рекомендации.............................................................................. 18

Первая младшая группа (от двух до трех лет)..................................................... 31

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет) ............................................... 47

Средняя группа (от четырех до пяти лет)............................................................ 65

Старп1ая группа (от пяти до шести лет)............................................................. 81

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет)................................ 100

Рекомендуемая литература............................................................................... 121


Наталья Федоровна Губанова

Игровая деятельность в детском саду

Программа и методические рекомендации

Главный редактор Л. Дорофеева Редактор В. Вилюнопа Художественный редактор Т. Чижко&а Серийный дизайн Л. Люскин Компьютерная верстка О. Пятакова Корректор И. Васильева

Издательство «Моинка-Сиите* ЛР КЮ66285 Сертификат №77. ФЦЛ5.953.П.ООО»46.04.0*. 123308. с Москва, ул. Мнепкикм. .г7. корп.1. тел. <499) 728-3610 < многоканальный). Формат 70x100/16. >Ь.-псч. л. Ю.З. Тираж 10000 ж*.

Отпечатано в (XX) «Пгрный полиграфический комбинат». 143405. Моск. о&и Красноярский р-н. 4-й км Ильинского шоссе. п/о «Красногорск-.*»


По вопросам приобретения «Программы воспитания и обучения в детском саду» и пособий к этой программе обращайтесь в издательство

«Мозаика-Синтез» по телефону в Москве:

(499) 728-36-10

(многоканальный)

При издательстве работает магазин по адресу: г. Москва, ул. Мневники, д. 7, корп. 1 (ст. м. «Полежаевская»), тел.: (499) 946-38-05

Полный каталог издательства «Мозаика-Синтез» смотрите на сайте:

\м\л/\лгт5Ьоок.ги

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Подписной имде*с в каталоге «Роспечать»:

в каталоге «Почта России»

1ЧВ\97К.$.Х6775->$1-


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.