Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ 1 страница



 

Н. Ф. Губанова

Библиотека программы

воспитания и обучения в детском саду

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ


Программа и методические рекомендации

Для занятий с детьми 2-7 лет


Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду

Н.Ф. Губанова

Игровая деятельность в детском саду

Программа и методические рекомендации

Для занятий с детьми 2-7 лет

Издательство Мозаика Синтез Москва 2008


ББК 74.100.5

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

под обшей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Программа « Игровая деятельность в детском саду» печатается по тексту книги «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. В. В. Гербовой. Т. С. Комаровой.

Губанова Н. Ф.

Игровая деятельность в детском сад)'. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез. 2008. - 128 с.

В пособии представлены нрог |ммма и методические рекомендации по руководству игровой деятельностью детей 2-7 лет. В каждой вшрастной группе определены виды, задачи и содер­жание работы с детьми, приведены примеры игр и упражнений.

15ВМ 978-5-86775-351-1

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студен­там педагогических колледжей и вузов.

О Губанова Н.Ф., 2006 С «Мдоика Синтеэ». 2006


Предисловие

Настоящее издание является частью методического комплекта к «Программе воспитания и обучения в детском саду* (под редакцией М.А. Васильевой. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд.. испр. и дои. — М.: Мозаика-Синтез. 2005). кото|»ая в соответствии с современ­ными задачами дошкольного образования предусматривает всесторон­нее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индиви­дуальных способностей.

Ведущие цели «Программы» — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, форми­рование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обще­стве, к школе.

«Программа» рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для учреждений дошкольного образования.

К «Программе» подготовлены краткие «Методические рекоменда­ции» (М.: Издательский лом «Воспитание дошкольника», 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2005), раскрывающие особенности организации и методики работы но всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах до­школьного детства.

Более подробные методические руководства к «Программе» содер­жатся в базовых методических пособиях: Комарова Т. С. «Изобразитель­ная деятельность в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез). Гербова В. В. « Развитие речи в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Теплюк С. П., Ля- мина Г. М.. Зацепина М. Б. «Дети раннего возраста в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Комарова Т. С., Кулакова Л. В., Павлова Л. Ю. «Трудовое воспитание н детском саду» (М.: Мозаика-Синтез) и др.


Программа

(Х-обой формой общественной жизни дошкольников является игра, н которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осу­ществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая дея­тельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

В программе определены задачи развития и совершенствовании всех видов игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно орга­низовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры.

Стратегия программы в области развития игровой деятельности де­тей строится на основе исследовании отечественных ученых (Л. С. Вы­готский. Д. Б. Эльконии. А. П. Усова и др.). рассматривавших игру как- важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка. В соответствии с содержанием прог]»аммы дети овладевают необходимыми для полноценного умственного и лично­стного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых. дидактических и подвижных игр с правилами, игр-лрам<ггизаций, а так­же игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями.

Первая младшая группа

(от двух до трех лет)

Сюжетно-ролевая игра

Удовлетворять потребность детей в разнообразном общении со взрослым. Вводить детей в предметный мир. раскрывая способы упо­требления предметов и их назначение.

Учить выполнять несколько действий с одним предметом и перено­сит!» знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с по­мощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжет­ной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты .тля игры, использовать предметы-заместители.

Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать началь­ные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

К концу года дети могут

• Эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым; об­щаться с ним в диалоге.

• Подражать действиям взрослого с предметами.

• Самостоятельно выполнять игровые действия с предметами, осуще­ствлять перенос действий с объекта на объект.

• Использовать в игре замещение недостающего предмета.

• Проявлять интерес к игрушкам, к играющим рядом сверстникам.

Театрализованная игра

Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), рас­ширением контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревен­ский двор).

Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музы­ку, иод звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).

Способствовал» проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

Создавать условия для систематического восприятия театрализо­ванных выступлений педагогического театра (взрослых).

К концу года дети могут

• Следить за действиями героев кукольного театра.

• Эмоционально отзываться на действия взрослого с персонажем-иг­рушкой.

• Имитировать повадки животных (мишек, зайцев) и птиц.

• Активно действовать с предметами (игрушками, музыкальными ин­струментами. атрибутами) в обозначенной взрослым предметно-игро­вой ситуации («Сыграем пляску для мишки»; «Дует ветер»; «Приеха­ли в осенний лес»).

• Создавать элементы предметно-пространственной среды по предло­жению и с помощью взрослого («Построим домик для сказочного

героя»; «Повяжем мишке в праздник нарядный шарфик»: «Сделаем площадку для игры»).

дидактическая игра

В играх с дидактическим материалом обогащать чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометричес­кой мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); состав­лять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных куби­ков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных призна­ков (цвет, форма, величина).

Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек». «Теплый - холодный». «Легкий —тяжелый» и т.п.): мел­кой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

К концу года дети могут

• Проявлять интерес к игре.

• Осваивать действия с предметом.

• Принимать игровую задачу.

• Эмоционально-положительно относиться к взаимодействию со сверстниками в коллективной игре.

Вторая младшая группа

(от трех до четырех лет)

Сюжетно-ролевая игра

Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жиз­ни. по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, ска­зок. стихов): обогащению игрового опыта детей посредством объеди­нения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить взаимодействиям в сюжетах с двумя действу­
ющими лицами (шофер — пассажир, мама —дочка, врач—больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями учить испол­нять роль за себя и за игрушку.

Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в не­продолжительной совместной игре.

Показывать детям способы ролевого поведения, используя обучаю­щие игры. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атри­буты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недоста­ющими предметами, игрушками.

Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использо­вания предметов полифункционалыюго назначения и увеличения ко­личества игрушек. Учить детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины), простейшие деревянные и пласт­массовые конструкторы, природный материал (песок, снег, вода); раз­нообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки).

К концу года дети могут

• Проявлять эмоции в игровом взаимодействии со взрослым.

• Пользоваться готовыми постройками для возникновения замысла.

• Отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоот­ношения (копать лопаткой копать, как дядя Миша копать огород у бабушки).

• Принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре; называть себя именем героя.

• Разыгрывать простейшие сюжеты в режиссерской сюжетно-роле- вой игре.

• Подбирать игровой материал; использовать предметы полифунк­ционалыюго назначения для организации предметно-пространствен- иой среды.

театрализованная игра

Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать ус­ловия для ее проведения. Развивать умение следить за развитием дей­ствия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных си­лами взрослых и старших детей.

Увлекать детей образным преподнесением художественного мате­риала (сказки, песенки, музыкальной игры), попутно вовлекая их в процесс драматизации при помощи различных форм обыгрывания (обыгрывания в лицах - но ход)' рассказывания воспитателем сказки; фрагментарного обыгрывания после знакомства со всем произведени­ем целиком и др).

Учить детей имитировать характерные действия персонажей (птич­ки летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние че­ловека (мимикой, лозой, жестом, движением).

Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения простой песенкой.

Вызывать желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и т.д.) и атрибутами как внешними символами роли.

Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты пе­сен. сказок. Вызывать желание выступать перед куклами и сверстни­ками, обустраивая место для выступления.

К концу года дети могут

• Следить за развитием театрализованного действия (кукольный, драматический театр взрослых и старших детей) и эмоционально на нет отзываться.

• Разыгрывать по просьбе взрослого небольшие отрывки из знако­мых песенок и сказок; имитировать движения, интонацию, мимику изображаемых героев.

• Усложнять имитацию образов животных и птиц через воспроизведе­ние характерных действий и настроений (птички летают - взволнован­ные птички летают — взволнованные птички летают над гнездом).

• Активно действовать с игрушками-персонажами, говорить от их имени.

• Создавать для игры элементы предметно-пространственной среды по предложению взрослого.

• Выражать одобрение по поводу участия в совместной игре со свер­стниками.

• Вступать в беседу о театре («Что такое театр», «Кто становится зри­телем». «Как вести себя в зрительном зате»).

• Использовать полученные знания и применять изготовленные на занятиях поделки в своей самостоятельной деятельности.

Дидактическая игра

Закреплять умение детей подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2-3 цветов), собирать пира­мидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета. Учить собирать картинку из 4-6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.).

В совместных дидактических играх учить детей выполнять посте­пенно усложняющиеся правила.

К концу года дети могут

• Эмоционально, с интересом включаться в игру.

• Принимать игровую задачу и адекватно выполнять игровое действие.

• Придерживаться игровых правил.

• Использовать в самостоятельной игре дидактические материалы.

• Сохранять интерес к процессу игры; осознавать результат игры.

• Реагировать на оценку своих действий со стороны взрослого.

• Взаимодействовать со сверстниками в коллективной игре.

Средняя группа

(от четырех до пяти лет)

Сюжетно-ролевая игра

Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; исполь­зуя косвенные методы руководств;!, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. В совместных с воспитателем играх, содер­жащих две-три роли, совершенствовать умение объединяться в игре, рас­пределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, посту­пать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

Учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Развивать умение использовать в сюжстно-ролевой игре постройки из строительного материала. Побуждать детей создавать постройки разной конструк­тивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в два-три :>тажа. широкий мост для проезда автомашин или поездов, идущих в двух направлениях, и др.). Учить договариваться о том. что они будут строить, распределять между собой материал, согласовы­вать действия и совместными усилиями достигать результата.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, разви­вать умение считаться с интересами товарищей.

Расширять область самостоятельных действий детей в выбо|>е ро- ли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счет осмысления про­фессиональной деятельности взрослых.

Развивать эмоционально-положительное отношение к игровому персонажу.

К концу года дети могут

• Тесно взаимодействовать со взрослым, добиваясь его расположения.

• Вести режиссерскую игру, опираясь на замысел; соединять замыслы в едином сюжете, охватывая ситуацию целом; планировать игру.

• Принимать на себя роль, выступая от лица персонажа; владеть спо­собами ролевого поведения.

• Перекраивать игру на свой лад. применяя предметы-заместители.

• Использовать атрибуты для реализации роли; соотносить сюжет с действиями и атрибутикой, которые диктует роль.

• Знать взаимозависимые роли и их ролевое соподчинение (напа­дете, продавец - покупатель), воплощать роли через ролевой диалог.

• Использовать в игре готовый литературно-художественный материал.

• Взаимодействуя со сверстниками, распределять роли в игре, брать на себя инициативу в развитии сюжета.

• Придерживаться в игре соблюдения игровых правил.

театрализованная игра

Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализо­ванной игре путем приобретения более сложных игровых умений и на­выков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей).

Проводить этюды для развития необходимых психических качеств (восприятия, воображения, внимания, мышления), исполнительских навыков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане) и ощущений (мышечных, чувственных), используя музыкаль­ные. словесные, зрительные образы.

Учить детей разыгрывать несложные представления но знакомым литературным произведениям, используя бытовые, героические, исто­рические. фантастические сюжеты: применяя для воплощения образа выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

Побуждать к инициативе и самостоятельности в выборе роли, сю­жета, средств перевоплощения: предоставлять детям возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа. Учить детей чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, всту­пать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Способствовать разностороннему развитию детей в театрализован­ной деятельности путем прослеживания количества и характера ис­полняемых каждым ребенком ролей.

Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предо­ставляя место, игровые материалы и возможность объединения не­скольких детей в длительной игре.

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластмассы, пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов.

Продолжать использовать возможности педагогического театра взрослых для накопления эмоционально-чувственного опыта детей, понимания комплекса выразительных средств, применяемых в спек­такле.


К концу года дети могут

• Адекватно воспринимать изображенный в театре (кукольном, дра­матическом) художественный образ в действии, развитии и взаимо­действии с другими образами.

• Осуществлять выбор ролей, осознавать себя в определенной роли, производя соответствующие ролевые действия.

• Воплощаться в роли, используя выразительные средства (интона­цию. мимику, движение), применяя атрибуты, реквизит.

• Сопровождать свое выступление музыкой (песенкой, инструмен­тальной импровизацией).

• Пересказывать и сочинять небольшие сказки, истории, рассказы: отвечать на вопросы по содержанию, драматизировать.

• Владеть способами действий с различными игрушками, театраль­ными куклами.

• Обустраивать место для игры (режиссерской, драматизации).

• Отражать полученные впечатления (от окружающей жизни, от ху­дожественных произведений, от театральных постановок) в своей са­мостоятельной деятельности.

• Взаимодействовать с другими детьми в самостоятельной театрали­зованной игре.

• Иметь представления о театральных профессиях, входить в мигри­рующие творческие группы по созданию своих спектаклей.

Дидактическая игра

Учить детей дидактическим играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравни­вать предметы но внешним признакам, группировать; составлять це­лое из частей (кубики, мозаика, наззлы).

Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения де­тей («Определи на ощупь (но вкусу, по звучанию)»). Развивать наблю­дательность и внимание («Что изменилось*, «У кого колечко»).

Поощрять стремление детей освоить правила простейших настоль- но-печатных игр («Домино», «Лото»).

К концу года дети могут

• Находить удовольствие от процесса и результата игры.

• Изменять свое поведение согласно вводимым правилам игры.

• Связывать решение игровой задачи с результатом игры.

• Стремиться к достижению результата игры, вступая в соревнование со сверстниками.

• Противостоять трудностям в игре, принимая усложнение игровых задач, действий, правил.

• В самостоятельных играх выступать в роли ведущего, объяснять правила игры.

• Самостоятельно играть, налаживать отношения, взаимодействуя группами по 2 -4-6 человек.

Старшая группа

(от пяти до шести лет)

Сюжетно-ролевая игра

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

Поощрять выбор темы для шры; учить развивать сюжет на основе зна­ний. полученных при восприятии окружающего, из литературных произ­ведений и телепередач, экскурсий, выставок, путешествий, походов.

Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготав­ливать необходимые условия, договариваться о последовательности сов­местных действий, налаживал» и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться,уступать, убеждать и т.д.: самостоятель­но разрешал» конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать ук­реплению устойчивых детских игровых объединений.

Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие н ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.

Учить усложнять игру путем расширения состава ратей, согласования и протезирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюже­том игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями (участием взрослого, изменением атрибутики, внесением предметов- заместителей или введением новой роли). Создавать условия для творческого самовыражения детей: для возникновения новых игр и их развития.

Учить детей коллективно возводить постройки, необходимые для иг­ры. планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. Учить применять конструктивные умения, полученные на занятиях.

Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.

К концу года дети могут

• Договариваться с партнерами по игре о создании игрового замысла: вносить предложения по его совершенствованию.

• Отбирать и придумывать сюжеты для игры; объединять несколько отдельных сюжетов в общую смысловую линию; вносить изменения в сюжет в ходе игры.

• Изменять содержание игры в зависимости от количества играющих детей, от особенностей сюжета.

• Использовать различные источники для развития сюжета игры (экскурсии, кино, литературу, впечатления из окружающей жизни).

• Осуществлять выбор ролей, эмоционально проживать принятую роль: иметь в творческом опыте несколько постоянно прошрываемых ролей.

• Взаимодействуя с партнерами по ходу игры, подчиняться прави­лам. анализировать игровой процесс, корректировать ролевые дейст­вия и правила игры.

• Использовать в игре неоформленный, полифункциональный мате­риал, предметы-заместители, создавая творческую предметно-игро­вую среду.

Театрализованная игра

Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем ак­тивного вовлечения детей в игровые действия. Вызывать у них жела­ние попробовать себя в разных ролях.

Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач («Ты была бедной Золушкой, а теперь ты красавица-принцесса», «Эта роль еще никем не раскрыта»); смены тактики работы над игрой, спектаклем.

Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, про­цесса игры.

Учить детей создавать творческие группы для подготовки и прове­дения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.

Учить выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.

Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли.

Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий по­тенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представ­ления: игры в концерт, цирк; показ сценок из спектаклей. Предостав­лять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

К концу года дети могут

• 11одходить к пониманию образного ст|х)я спектакля, оценивая игру ак­теров. используемые средства художественной выразтгельности (плас­
тику, интонацию голоса), элементы художественного оформления спек­такля (музыкальное сопровождение, грим. свет, декорации, костюмы).

• Заботиться о качественном исполнении роли; интерпретировать роль; принимать новые художественные задачи, поставленные ре­жиссером-воспитателем; иметь в творческом опыте несколько сыг­ранных ролей.

• Распределять между собой роли в театрализованной игре, догова­риваясь о линии поведения в роли.

• Выделять фабулу игры и действовать сообразно замыслу. Видоиз­менять драматургический материал (сюжет, ролевой состав, игровые ситуации) и на его основе создавать новую игру.

• Достигать в ку кл овождеи и и выразительности (движений, интона­ций) создаваемого образа.

• Оформлять свой спектакль, используя подручный материал, сде­ланные своими руками поделки, готовые атрибуты, реквизит.

• Участвовать в творческих группах («режиссеров», «актеров», «деко­раторов». «костюмеров» и др.) по созданию спектаклей.

• Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в общем спектакле.

Дидактическая игра

Обогащать и систематизировать знания детей о природе, явлениях общественной жизни, предметах окружающего мира.

Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруп­пы по 2-4 человека; учить выполнять правила игры.

Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь, сен­сорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать не­значительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, мате­риал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, паззлы). определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, пол. над. посередине, сбоку).

Формировать желание действовать с разнообразными дидактически­ми играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.). Побуждать к самостоятельности в игре, вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие и материал.

Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дру­желюбие. дисциплинированность. В4нпитывать культуру честного со­перничества в играх-соревнованиях.

К концу года дети могут

• Эмоционально реагировать на процесс и результат игры.

• Анализировать возможность получения выигрыша.

• Оценивать результат игры.

• Воспринимать словесные объяснения в игре без опоры на зритель­ный показ.

• Подчиняться правилам игры, как регуляторам деятельности.

• Совершенствовать процесс игры (вводить новые правила, изменять игровые задачи, действия, роль ведущего).

• Самостоятельно придумывать и оформлять отдельные игры.

• Действовать, договариваясь с участниками игры.

• Объяснять содержание и правила игры сверстникам.

Подготовительная к школе группа

(от шести до семи лет)

Сюжетно-ролевая игра

11родолжать учить исполнять различные роли в соответствии с сюже­том игры, используя атрибуты, конструкторы, строительный материал.

Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, само­стоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы, детали (овощи и фрукты для игры в магазин, угощения для игры в се­мью. билеты для игры в театр, деньги для разных игр).

Способствовать творческому использованию в играх представле­ний об окружающей жизни, впечатлений от произведений художест­венной литературы, мультфильмов. Обращать внимание детей на до­стоверность и качество исполняемых ролей, социальную значимость изображаемых в игре персонажей.

Развивать творческое воображение, способность совместно развер­тывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать ((юрмировать умение договариваться, плани­ровать и обсуждать действия всех играющих.

Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимо­помощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить то­варища; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

К концу года дети могут

• Проявлять инициативу в создании игрового замысла, увлекая парт­неров по игре его новизной и необычностью.

• Согласовывать свой замысел с замыслами сверстников: придержи­ваться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для

т ворческой им 11 ро низа ц и и.

• Отражать в содержании игры взаимоотношения людей, эмоцио­нально передавая их внутреннее состояние.

• Самостоятельно отбирать, придумывать разнообразные сюжеты для игры: намечать поворотные моменты в их развитии.

• Выполнять одновременно несколько игровых ролей (водитель—дис­петчер, конструктор летчик): уделять внимание их качественному и оригинальному исполнению: соотносить роль и свои реальные действия.

• Осуществлять поиск необходимой атрибутики, реквизита; пользо­ваться ими для агентирования социальной значимости роли.

• Взаимодействовать с товарищами в коллективной режиссерской игре, ведя диалогическое общение.

• Моделировать предметно-игровую среду, внося в нее многофунк­циональные материалы.

театрализованная игра

Развивать самостоятельность дошкольников в организации теат­рализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихо­творение. песню для постановки, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обя­занности и роли; развивать творческую самостоятельность, эстети­ческий вкус в передаче образа; отчетливость произношения: учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, инто­нация. движения).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.