|
|||
Название документа 16 страница
В соответствии со ст. 1 Регламента "О косметике" в нем закреплены обязательные для всех хозяйствующих субъектов стран Евросоюза правила и требования ко всем видам косметики, поступающей на единый рынок ЕС. Эти требования направлены на свободное обращение изделий и препаратов косметики в рамках ЕС и высокий уровень охраны здоровья людей. Правовые нормы, регулирующие деятельность в сфере обращения косметики, в принципе такие же, как и в любом законе. Их цель - потребительская безопасность. В рамках настоящего исследования нас интересует нормативно-техническое регулирование, то есть каким образом реализуются положения регламента посредством технико-юридических норм. Ответ находится в самом регламенте, а именно в обязательных приложениях к регламенту. Приложение 2 "Перечень веществ, содержание которых в косметике запрещено" (List of substances prohibited in cosmetic products). В настоящее время он насчитывает 1 328 наименований. Приложение 4 "Перечень красителей, разрешаемых в выпускаемой косметике" (List of colorants allowed in cosmetic product). Применительно к отдельным химикатам закрепляется определенный цвет: красный, зеленый, желтый, оранжевый, коричневый. Приложение 5 "Перечень консервантов, разрешаемых в выпускаемой косметике" (List of preservatives allowed in cosmetic products). Применительно к отдельным консервантам закрепляется максимально допустимая их процентная концентрация в изделиях и препаратах косметики. Приложение 6 "Перечень ультрафиолетовых фильтров, разрешаемых в косметике" (List of filters allowed in cosmetic products). Закрепляется максимально допустимая концентрация содержащихся в косметических изделиях компонентов, предназначенных для снижения воздействия ультрафиолетовых лучей. Во всех перечисленных приложениях содержатся технико-юридические нормы, обязательные для хозяйствующих субъектов, участвующих в разработке, производстве и реализации косметики. Отсюда естественная ассоциация этих нормативов и требований со стандартами. Специалисты, анализирующие уровень качества и безопасности косметики, вполне логично называют их обязательными стандартами, имея в виду, что это стандарт-норматив, облекаемый в правовую форму регламента (европейского закона). Другое дело, нужно ли все эти достаточно подвижные количественные показатели включать в текст закона, даже приложений к нему. Не проще ли возложить пересмотр, актуализацию конкретных нормативов на орган исполнительной власти, тот же Европейский комитет по стандартизации? Но это вопрос целесообразности. А с точки зрения юридической все эти технико-юридические нормы - результат обязательной стандартизации. Техническое регулирование качества и безопасности окружающей среды, как и продукции (работ и услуг), в странах Евросоюза осуществляется на двух уровнях. На уровне Содружества принимаются директивы и регламенты. Термин "регламент" употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это любой нормативно-правовой акт. Когда речь идет вообще о regulations в той или иной сфере, имеются в виду оба вида названных нормативно-правовых (законодательных) актов ЕС. В узком смысле регламент (regulation) - это один из видов нормативно-правовых актов. Об их различиях уже было сказано. Термин "стандарт" как правовая форма, как вид документа применительно к экологии, как правило, не употребляется. Он обычно используется для характеристики содержания нормативно-правового акта, и в этом смысле стандарт - это норматив. Так, в специальной литературе и в комментариях к европейскому природоохранному законодательству мы сталкиваемся с понятием emissions standards, то есть допускаемые нормативы выброса в атмосферу загрязняющих веществ (air pollution). Сами же нормативы закрепляются в директивах ЕС. Поскольку директивы по определению дают странам - членам ЕС определенную свободу, то в нормативно-правовых актах национального законодательства страны - члены ЕС вправе закреплять свои нормативы в предоставленных им директивами пределах. Рассмотрим, к примеру, Директиву о качестве атмосферного воздуха 2008/50/ЕС, принятую Европарламентом и Советом Европы 21 мая 2008 г. Директива закрепила обязательные нормативы содержания в воздухе микрочастицы размером 2,5 микрона. Страны - члены ЕС обязаны к 2020 г. уменьшить выброс этого загрязняющего вещества в городах на 20% по сравнению с 2010 г. Его количество не должно превышать 20 микрограммов на 1 куб. м воздуха. На остальных территориях и в населенных пунктах допускаемое количество - 25 микрограммов на 1 куб. м воздуха. В Директиве содержится также перечень мероприятий, необходимых для достижения этой цели к установленному сроку, - до 2015 г. Директива предусматривает двухлетний срок имплементации установленных в ней положений в национальное законодательство. Во исполнение Директивы страны обязаны принять законодательные и иные нормативные акты, закрепляющие указанные нормативы-цели, технические нормы, требования и правила, действующие в данной стране, и порядок проведения работ, обеспечивающих решение поставленных задач. Регламенты как правовая форма гармонизации европейского природоохранного законодательства используются реже, чем директивы. Поскольку регламенты являются нормативно-правовыми актами прямого действия, они принимаются, если требуется абсолютно одинаковое регулирование во всех странах и необходимо закрепить в рамках Сообщества единые нормы, требования и правила. Например, при импорте и экспорте опасных веществ и материалов, торговле редкими видами животных и растений, при защите озонового слоя Земли. Действующие в настоящее время директивы можно разделить на две группы. Первая - директивы, регулирующие деятельность по обеспечению и поддержанию надлежащего качества окружающей среды в целом, как экосистемы. Вторая - директивы, принятые по вопросам охраны отдельных объектов (компонентов) окружающей среды, а также предотвращения ухудшения ее качества в результате определенных видов деятельности или эксплуатации (потребления) определенных видов продукции. К первой группе относятся, в частности, директивы: - об оценке воздействия на окружающую среду (от 16 апреля 2014 г. N 2014/52); - о проведении комплексных контрольных проверок состояния окружающей среды в целях предотвращения ее загрязнения (от 15 января 2008 г. N 2008/1/ЕС); - о доступе общественности к информации об окружающей среде (от 28 января 2003 г. N 2003/4/ЕС); - об опасных отходах и др. Стандарты-нормативы обычно закрепляются в директивах второй группы. В качестве примеров можно привести следующие директивы: - об оценке качества атмосферного воздуха (от 27 сентября 1996 г. N 96/2); - о предотвращении загрязнения атмосферного воздуха в результате выброса загрязняющих веществ в выхлопных газах автотранспортных средств (Директива от 20 марта 1970 г. N 70/220 и принятая в дополнение Директива от 13 октября 1998 г. N 98/69); - о нормировании содержания двуокиси азота в стандартах качества атмосферного воздуха (от 7 марта 1985 г. N 85/203); - о качестве и чистоте атмосферного воздуха в Европе (от 21 мая 2008 г. N 2008/50/ЕС); - о контроле и предотвращении загрязнения атмосферного воздуха предприятиями промышленности (от 24 ноября 2010 г. N 2010/75/ЕС); - о качестве вод в предназначенных для купания людей водоемах и водотоках (от 8 декабря 1975 г. N 76/160), с изменениями и дополнениями в соответствии с Директивой от 23 декабря 1991 г. N 91/692/ЕЭС; - о качестве питьевой воды (от 3 ноября 1998 г. N 98/83/ЕС); - об охране вод от загрязнения нитратами в процессе сельскохозяйственного производства (от 12 марта 1991 г. N 91/676/ЕЭС); - о загрязнении вод в результате выброса в водную среду опасных для здоровья людей и жизнедеятельности водной фауны и флоры загрязняющих веществ в соответствии с прилагаемым к Директиве перечнем (от 15 февраля 2006 г. N 2006/11/ЕС); - об охране от загрязнения и ухудшения качества подземных вод (от 12 декабря 2006 г. N 2006/118/ЕС); - об очистке муниципальных водостоков от содержащихся в сточных водах загрязняющих веществ (от 21 мая 1991 г. N 91/271/ЕЭС и от 3 ноября 1998 г. N 98/83/ЕС); - о защите почвы от загрязнения сточными водами, образуемыми в процессе сельскохозяйственного производства (от 12 июня 1986 г. N 86/278); - о реализации на европейском рынке веществ и материалов, предназначенных для защиты растительного мира (от 15 июля 1991 г. N 91/414); - о качестве бензина и дизельного топлива (от 13 октября 1998 г. N 98/70/ЕС); - о предотвращении загрязнения окружающей среды асбестом (от 19 марта 1987 г. N 87/217); - об использовании генетически модифицированных микроорганизмов (от 23 апреля 1990 г. N 90/219); - о контроле за выбросом летучих органических соединений в процессе хранения бензина и его поступления из терминалов на станции технического обслуживания (от 20 декабря 1994 г. N 94/63); - о выбросе загрязняющих веществ из кондиционеров автомашин (от 17 мая 2006 г. N 2006/40/ЕС). Приведенный перечень - лишь небольшая часть достаточно обширного массива нормативно-правовых актов технического регулирования, базирующегося на обязательной стандартизации. В качестве примера регламента, закрепившего единые стандарты-нормативы, автоматически действующие во всех странах Евросоюза без трансформации в национальное законодательство, можно назвать Регламент о защите озонового слоя Земли 2037/2000, принятый Европарламентом и Советом Европы 29 июня 2000 г. (с изменениями и дополнениями от 16 сентября 2009 г. N 1005/2009). Регламент закрепляет обязательные для всех стран - членов ЕС правила производства, реализации, импорта, экспорта, переработки, восстановления, утилизации и уничтожения продукции и оборудования, содержащих вещества, разрушающие озоновый слой Земли. Другой пример такого рода регламента - принятый 23 апреля 2009 г. Регламент Евросоюза N 443/2009, закрепляющий предельно допускаемые нормативы (стандарты) CO2 для автотранспортных средств, внедорожной подвижной техники (например, тракторов), поездов, грузовых барж <1>. -------------------------------- <1> Стандарт не распространяется на морские суда и авиалайнеры. В настоящее время, как уже отмечалось, специалисты обсуждают вопрос о целесообразности установления таких стандартов и для этих быстро развивающихся видов транспорта.
Для новых легковых автомашин норматив (стандарт) - 130 г на километр пробега. Стандарт должен был быть внедрен с 2012 по 2015 г. С 2021 г. предусмотрен стандарт - 95 г на километр. Для легких коммерческих транспортных средств с 2017 г. норматив составляет 175 г на километр, а с 2020 г. - 147 г. По данным Института по вопросам экологической политики Евросоюза (Institute for European Environmental Policy), созданной в 1976 г. независимой нехозрасчетной организации, по состоянию на 2012 г., то есть за более чем 30-летний период развития этого законодательства, было принято и действует сейчас более 500 директив и других нормативно-правовых актов, что, естественно, затрудняет их применение на практике. Отсюда задача - упорядочение законодательства, устранение дублирования, повторов, противоречий, создание подсистем исходя из таких критериев, как объекты регулирования, то есть компоненты окружающей среды, источники загрязнения и др. Это относится к внешнему и внутреннему праву Евросоюза, к национальным правовым системам стран - членов ЕС. Принятие ряда директив было непосредственно связано с серьезными авариями и катастрофами, результатом которых был не только огромный материальный ущерб, но и человеческие жертвы. Важную роль в развитии европейского природоохранного законодательства сыграла принятая 24 июня 1982 г. Директива 82/501 об экологических катастрофах и крупных авариях в процессе промышленного производства содержащей особо опасные вещества продукции. Эта Директива, называемая также Севесо 1, была принята после трагедии, имевшей место в Италии, в небольшом населенном пункте Севесо с населением 17 тыс. человек, примерно в 15 км от Милана. На химическом заводе, выпускающем пестициды и гербициды, произошел выброс диоксина, представляющего серьезную угрозу для жизни людей даже в минимальных дозах. Загрязнению подверглась значительная территория, включая несколько населенных пунктов; больше всего пострадали жители Севесо. Более 600 жителей были эвакуированы из своих домов, а 200 человек прошли немедленный курс лечения от разных болезней, вызванных отравлением диоксином. Местному населению было рекомендовано не употреблять в пищу выращенные на близлежащих территориях фрукты и овощи. Ликвидация последствий этой экологической катастрофы легла главным образом на плечи государства из-за нехватки средств и некомпетентности руководства завода и местных властей. Негативное воздействие на здоровье тысяч людей подтверждалось многочисленными медицинскими проверками, проводимыми в течение десятилетий. Потерпевшим гражданам выплачивались компенсации по гражданским искам. Два из пяти привлеченных к уголовной ответственности виновных должностных лиц были приговорены к лишению свободы. В первоначальную Директиву Севесо 1982 г. дважды (в 1987 и 1988 гг.) вносились дополнения в свете имевших место других крупных экологических катастроф, приведших к гибели людей и причинению огромного вреда живой природе. Так, утечка метилизоцианита на заводе в Бхопале, Индия, в 1984 г. привела к смерти 2 500 человек, а при тушении пожара на складе в Базеле, Швейцария, в 1986 г. загрязнение вод реки Рейна ртутью, фосфороорганическими пестицидами и другими химическими веществами стало причиной гибели примерно полумиллиона особей рыб. В соответствии с внесенными в Директиву дополнениями она распространялась не только на производство, но и на хранение особо опасных веществ. Впоследствии взамен этой Директивы 9 декабря 1996 г. была принята новая Директива N 96/82 (Севесо 2). В настоящее время действует принятая 4 июля 2012 г. Директива N 2012/18 (Севесо 3) о контроле и предотвращении аварий в процессе промышленного производства содержащей особо опасные вещества продукции. Она регулирует деятельность более чем 10 тыс. промышленных предприятий Евросоюза, главным образом химических, нефтехимических и металлообрабатывающих, которые используют и хранят большое количество особо опасных веществ. Принимая во внимание высокий уровень индустриализации в Европейском союзе, эффективное применение директив Севесо способствовало предотвращению крупных аварий и подобного рода экологических катастроф. Этот опыт следовало бы использовать и в российской практике. Приведенная ранее Директива о доступе общественности к информации об окружающей среде была принята вместо действовавшей с 1990 г. Директивы N 90/313, впервые гарантировавшей на европейском уровне право граждан на доступ к этой информации. В соответствии с ныне действующей Директивой страны - члены ЕС обязаны в законодательном порядке обеспечить доступ к достоверной информации о состоянии окружающей среды всем заинтересованным физическим и юридическим лицам. Директива содержит перечень оснований, по которым такая информация может быть признана закрытой (информация, затрагивающая государственную или международную безопасность, коммерческую тайну и др.). Лицам, которым, по их мнению, необоснованно отказано в получении экологической информации, должно быть гарантировано право на защиту их прав и интересов. Действующее экологическое законодательство (в том числе техническое) непрерывно развивается и совершенствуется, особенно директивы и регламенты. Для этих нормативно-правовых актов особенно характерны мобильность и гибкость, с учетом роста общественного производства, достижений научно-технического прогресса и соответственно необходимости решения новых задач, связанных с обеспечением экологической безопасности и реализацией права граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду. Так, в Директиву N 98/83/ЕС о качестве питьевой воды недавно внесены дополнения в части порядка мониторинга и контроля за качеством питьевой воды (Директива N 2015/1787, принятая Европейской комиссией 6 октября 2015 г.). Новые правила должны быть трансформированы в национальное законодательство не позднее 27 октября 2017 г. и призваны повысить качество и обеспечить безопасность питьевой воды, поступающей из примерно 100 тыс. источников водоснабжения стран Евросоюза. Эти правила предоставляют странам право конкретизировать требования с учетом их специфики, определять периодичность отбора образцов, дополнять подлежащий мониторингу и контролю перечень загрязняющих веществ, являющийся обязательным минимумом, закрепляемым на уровне законотворческих органов Сообщества. Другой пример. Указанная ранее Директива об оценке воздействия на окружающую среду от 16 апреля 2014 г. Впервые она была принята еще 30 лет тому назад, 27 июня 1985 г. (N 85/337). В нее вносились изменения и дополнения в 1997, 2003 и 2009 гг. Директива 2014 г. введена в действие с момента ее принятия. Предусмотренные в ней дополнительные положения и правила страны ЕС обязаны трансформировать в национальное законодательство не позднее 16 мая 2017 г. Техническое регулирование производственно-хозяйственной деятельности, связанной с выбросом в атмосферу парниковых газов, осуществляется путем закрепления в законодательном порядке нормативов выброса каждого такого газа. Это необходимое средство в борьбе с глобальным потеплением и адаптацией к изменяющимся климатическим условиям. Естественно, закрепляемые нормативы должны учитывать уровень общественного производства и научно-технического прогресса и базироваться на ресурсосберегающих технологиях и замене, где это возможно, ископаемых источников энергии альтернативными, возобновляемыми. Рассмотрим конкретные примеры из новейшей нормотворческой практики Евросоюза. ЕС в законодательном порядке запретил начиная с 2017 г. использование фторсодержащих газов, выброс которых способствует глобальному потеплению еще в большей степени, чем двуокись углерода, в частности в системах кондиционирования воздуха легковых автомашин и автофургонов. Нормативно-правовой документ, регулирующий выброс фторсодержащих газов, был принят в 2006 г. В 2014 г. были установлены новые нормативы, действующие с 1 января 2015 г. Дальнейшее ужесточение требований к производству и эксплуатации машин и оборудования, связанных с выбросом фторсодержащих газов, позволит уменьшить общий объем выброса этих газов в странах ЕС на две трети по сравнению с 2014 г. <1>. -------------------------------- <1> Press release. 2015. September 12.
На рассмотрении компетентных органов ЕС и стран - членов Содружества находится проект директивы о нормировании выброса в атмосферу ряда загрязняющих веществ (двуокись серы, окись азота, аммоний, метан, летучие органические вещества и др.). Она будет принята взамен Директивы от 28 октября 2001 г. N 2001/81, в соответствии с которой в каждой стране - члене ЕС был установлен верхний предел, "потолок" допускаемого выброса этих загрязняющих веществ (National Emission Ceilings). Согласно новой Директиве с 2020 г. должны быть введены более жесткие нормативы, то есть уменьшено допускаемое содержание выброса в атмосферу этих загрязняющих веществ. Закрепленные в соответствии с ней допускаемые нормативы выброса загрязняющих веществ будут действовать до 2030 г. По оценкам специалистов, это позволит уменьшить к 2030 г. негативное воздействие загрязняющих веществ на качество атмосферного воздуха и, соответственно, на здоровье людей на 52%, в результате чего сократятся затраты на лечение, повысится производительность труда, увеличится число рабочих мест в интенсивно развивающейся "зеленой" экономике. Следует отметить, что загрязнение, плохое качество атмосферного воздуха являются причиной преждевременной смерти в странах ЕС более 400 тыс. человек ежегодно <1>. -------------------------------- <1> Press release. 2015. October 28.
Рассмотренная в предыдущей главе практика фальсификации результатов испытаний компанией Volkswagen подвергается серьезному анализу и проверке и в странах Евросоюза. Компания TUV Nord (г. Ганновер, Германия), специализирующаяся на инженерных и испытательных работах, отобрала три предназначенные для продажи автомашины и провела собственные испытания на городских и скоростных дорогах от Штутгарта до Мюнхена. Было установлено, что выброс загрязняющих веществ, содержащихся в выхлопных газах всех этих автомашин (марки Volkswagen, BMW, Mazda), превышает нормативы, закрепленные европейскими стандартами, в ряде случаев более чем в шесть раз. Эти данные значительно расходятся с результатами проведенных ранее испытаний. Проверка названной независимой компетентной компании стала еще одним подтверждением необходимости пересмотра стандартов на методы испытаний на соответствие требованиям стандартов, закрепляющих допустимые нормативы выброса в атмосферу выхлопных газов автотранспортными средствами. Названная компания, один из ведущих разработчиков в этой области, планирует представить свои предложения до конца 2016 г. <1>. -------------------------------- <1> Hakim D., Bowley G. Cozy Relations Complicate Europe's Bid for New Car Tests // The New York Times. 2015. October 15. P. B1, 2.
Контролирующие органы Германии проводят в настоящее время расследование, задача которого установить, использовалось ли специальное программное обеспечение моторов при проведении испытаний автомашин марки Opel, выпускаемых компанией General Motors, и автомашин Fiat (Италия) в целях фальсификации данных испытаний о соблюдении или несоблюдении закрепленных в обязательных стандартах нормативов выброса выхлопных газов. Контролирующие органы Республики Южная Корея обвиняют в подобного рода нарушениях японского автопроизводителя - компанию Nissan Motor <1>. -------------------------------- <1> Boudette N.G.M. to Compensate 135,000 Owners of S.U.V.s That Overstate Milage // The New York Times. 2016. May 21. P. B2.
Важное место в экологической политике Евросоюза занимает проблема глобального потепления, решение задач, связанных с поддержанием надлежащего качества окружающей среды в условиях изменения климата Земли. Следует отметить, что в рамках Евросоюза немало противоречий между странами, принимая во внимание такие факторы, как уровень общественного производства и природно-климатические условия. В зависимости от этого каждая страна ставит перед собой конкретные задачи, определяет формы, средства и методы их решения. Тем не менее подтверждением значительного вклада Евросоюза являются работы, проводимые в рамках Содружества в течение последних лет, и его ключевая роль в подготовке, разработке основных положений и проведении Парижской конференции, единодушном принятии первого в XXI столетии многостороннего соглашения в области охраны окружающей среды. В рамках Евросоюза разработан пакет "энергетика - климат" (energy-climate-package) и принято законодательство, направленное на сокращение к 2020 г. выброса в атмосферу парниковых газов на 20% по сравнению с 1990 г. Этот норматив является обязательным для всех стран - членов Евросоюза. Вместе с тем Евросоюз считает необходимым проведение мероприятий, позволяющих уменьшить выброс парниковых газов на 30%. В 2007 г. страны - члены Евросоюза пришли к соглашению, что в рамках Евросоюза 20% потребляемой энергии должно приходиться на возобновляемые, "чистые" источники энергии. Проводятся, в частности, мероприятия, направленные на уменьшение потребления ископаемого топлива автотранспортом. К 2020 г. легковые и грузовые автомашины должны потреблять не менее 10% топлива за счет возобновляемых источников энергии, таких как биотопливо. Евросоюз определил стратегию адаптации к происходящим климатическим изменениям (European Climate Adaptation Platform). Ежегодные отчеты о состоянии ее реализации публикуются Европейским агентством охраны окружающей среды. В рамках Евросоюза действует система мониторинга и оценки деятельности в рамках Евросоюза, направленная на адаптацию в связи с изменением климата (National monitoring, reporting and evaluation of climate change adaptation in Europe). На ее основе страны ЕС разрабатывают национальные системы. При разработке и принятии документов нормативно-технического регулирования перед каждой страной стоит задача - найти баланс между развитием экономики и охраной окружающей среды, в том числе адаптацией к изменяющимся климатическим условиям. В качестве примера обычно называют Германию, положительный опыт которой может быть использован странами Евросоюза, а также другими промышленно развитыми странами мира. Германия, четвертая экономика мира и ведущая экономика Евросоюза, значительно сократила использование ископаемых энергоресурсов и соответственно выброс в атмосферу парниковых газов. В то же время она сумела сохранить экономический рост - 1,5%, хотя в мировой практике это обычно происходит в период рецессии, экономического застоя, когда многие промышленные предприятия - потенциальные источники негативного воздействия на окружающую среду закрываются, приостанавливаются или сокращают объем работ. Достижения Германии одновременно в области экономики и в области экологии - результат развития возобновляемых источников энергии, сокращения использования угля и нефти электростанциями, внедрения ресурсосберегающих технологий, инвестиций в инновации. В частности, широко используется энергия ветра. Однако из-за политики свертывания деятельности атомных электростанций экономика Германии пока еще во многом зависит от работающих на угле электростанций. Тем не менее во исполнение Парижских соглашений Германия планирует сократить выброс парниковых газов к 2020 г. на 40% по сравнению с 1990 г., в то время как Евросоюз (включая, разумеется, Германию) намечает добиться этого к 2030 г. <1>. -------------------------------- <1> Eddy M. Germany's Approach to Reducing Fossil Fuel Use May Be Global Model // The New York Times. 2015. December 4. P. A8.
Глава 4. О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Закон "О техническом регулировании" сыграл определенную положительную роль в области нормативно-технического регулирования: введение системы добровольной стандартизации, регламентация на законодательном уровне работ по аккредитации, оценке соответствия и сертификации. Принципиально важное, можно сказать революционное положение Закона - добровольная стандартизация как необходимое средство создания и развития социально ориентированной рыночной экономики. Вместе с тем этот Закон решил далеко не все проблемы и, как справедливо отмечается специалистами, себя исчерпал. Свидетельство тому многочисленные изменения и дополнения. В период с 9 мая 2005 г. по 5 апреля 2016 г. их стало двадцать три. Недостатки Закона "О техническом регулировании", которые в течение более чем 10 лет после его принятия постоянно дискутируются, вовсе не означают, что надо принять еще один закон, чтобы его "подправить". Эту задачу очевидно должен был решить принятый 29 июня 2015 г. Закон "О стандартизации". Представляется, что он не решил эту задачу, да и не мог ее решить по определению. По нашему мнению, попытка разобраться с законодательством в рассматриваемой сфере путем издания двух законов, разграничение которых заключается в том, что технический регламент - обязательный документ, а стандарт, как правило, рекомендательный, неудачна и создает еще большую путаницу, о чем свидетельствует новейшая практика разработки и принятия нормативно-технической документации. Нарушен системный подход, когда в одной и той же сфере одновременно действуют два закона, к тому же не увязанные между собой, а в ряде случаев противоречащие друг другу. Внесение изменений в оба закона, и прежде всего в Закон "О техническом регулировании", с тем чтобы как-то их увязать, устранить противоречия и дублирование, ничего не изменило по существу и выглядит как "косметический ремонт", попытки свести концы с концами. После принятия Закона "О стандартизации" под него, как более поздний акт, подстраивается Закон "О техническом регулировании". Однако вносимые в него изменения и дополнения порождают еще большую путаницу. Так, в Закон "О техническом регулировании" первоначально была включена отдельная гл. 3 "Стандартизация". В связи с принятием Закона "О стандартизации" она была фактически ликвидирована. Однако вместо нее теперь в Законе "О техническом регулировании" содержится достаточно "куцая" глава, которая после внесения изменений в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. имеет достаточно длинное и неудобоваримое название "Документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов". Статьи 11 - 16 Закона "О техническом регулировании" утратили силу с 1 июля 2016 г., и таким образом гл. 3 содержит только одну статью, к тому же внесенную в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г., а теперь еще и в редакции Федерального закона от 5 апреля 2016 г. Это ст. 16.1 "Правила формирования перечня документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований федеральных стандартов".
|
|||
|