Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Название документа 10 страница



Второй вид - это стандарты, основанные на наилучшей технологии контроля обычных загрязняющих веществ (Best Conventional (pollutant control) Technology - BCT). По идее, эти стандарты должны быть более строгими и служить переходным этапом к третьей ступени. Здесь EPA также сопоставляет затраты и выгоды, определив разумное соотношение между ними, чтобы промышленность не несла чрезмерных расходов. Фактически эти стандарты мало чем отличаются сейчас от стандартов первого вида (ступени), хотя затраты, связанные с внедрением стандартов BCT и обеспечением соблюдения их более строгих требований по сравнению со стандартами BPT, в принципе могут быть больше.

Стандарты BCT не обязательно отменяют или заменяют стандарты BPT. Они могут служить дополнением к ним, обеспечивая тем самым последовательное ужесточение нормативов и усиление контроля за выбросом загрязняющих веществ.

Третий вид - это стандарты, основанные на наилучшей, технически доступной и экономически достижимой технологии (Best Available Technology (economically achievable) - BAT). Утверждая такой стандарт, EPA может ориентироваться на лучшее, наиболее передовое предприятие отрасли, а также на технологию, которой еще нет, но которую можно будет внедрить к сроку введения стандарта в действие. При этом не обязательно, чтобы затраты и выгоды были соразмерны, как это имеет место при утверждении стандартов BPT и BCT. Следовательно, здесь затраты могут значительно превышать предполагаемые выгоды.

EPA может предусмотреть в стандарте этой ступени полный запрет выброса определенных токсичных загрязняющих веществ. Стандарты BAT ориентируют промышленность на внедрение более современной технологии, чтобы в конечном итоге полностью прекратить выброс в воды каких-либо загрязняющих веществ.

Стандарты указанных трех видов распространяются на действующие предприятия. Для новых предприятий законом предусмотрен четвертый вид стандартов - стандарты, базирующиеся на лучших имеющихся образцах технологий (Best Demonstrated Available Technology - BDAT). При утверждении такого стандарта EPA рассматривает вопрос о затратах и оценивает, насколько они обоснованы применительно к конкретной отрасли (подотрасли) промышленности.

Предприятия промышленности нередко оспаривают в судебном порядке обоснованность распространения на них технологических стандартов, заявляя, что соблюдение установленных в них нормативов требует от предприятий непомерных экономических затрат, а сумма этих затрат несоразмерна с тем количеством загрязняющих веществ, выброса которых в воды удастся в результате этого избежать. Суд обычно полагается на решение EPA, его экспертизу и компетентность как федерального органа, которому Конгресс делегировал право нормативно-технического регулирования. Поэтому, чтобы отменить или изменить то или иное решение EPA, стороны должны представить бесспорные доказательства его неправомерности или необоснованности.

Стандарты, нормирующие сброс сточных вод через муниципальные водостоки. Бурный рост городов, расширение их границ, совершенствование городских инфраструктур - безусловное свидетельство прогресса человечества и улучшения качества жизни людей. Вместе с тем эти положительные явления и процессы неизбежно ставят перед обществом и государством ряд задач, связанных с охраной окружающей среды. Одна из них - охрана вод от загрязняющих веществ, сбрасываемых через муниципальные водостоки в реки, их притоки, ручьи, каналы, озера, пруды, морские заливы, лагуны и т.п. В США она наиболее остро стоит в крупных городах, особенно в мегаполисах, насчитывающих несколько миллионов человек (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго и др.). Те же проблемы все больше возникают перед быстро растущими городскими мегаполисами Азии (Токио, Сингапур и др.), крупными городами стран Западной Европы (Великобритания, Германия, Италия и др.) и, конечно же, России. Их нельзя решить только на локальном уровне, необходимы специальные общенациональные программы и соответствующее законодательство.

В последние три десятилетия проблеме уменьшения и предотвращения загрязнения вод через муниципальные водостоки придается в США все большее значение. Ею занимались все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. Постоянное внимание уделяли ей пресса и общественные организации инвайронменталистов. Промышленность не является больше главным источником загрязнения вод, и это, безусловно, результат реализации Закона о чистоте вод. "Первенство" принадлежит теперь городам и сельскому хозяйству.

Муниципальные водостоки включают в себя канализационные водостоки и водостоки для дождевой воды.

Канализационные водостоки - это канализационные трубы большого размера, находящиеся под землей и тянущиеся на тысячи миль. Они предназначены для сбора сточных вод, поступающих из жилых домов, школ, больниц и других зданий и несущих биологические отходы жизнедеятельности людей и животных, а также различные загрязняющие вещества, накопившиеся в воде в процессе мытья, стирки и приготовления пищи. По этим водостокам сточные воды попадают на муниципальные водоочистные сооружения (станции), где подвергаются соответствующей обработке и очистке. Очищенная вода частично используется повторно, например для поливки парков и спортивных площадок, остальная обычно направляется в близлежащие водостоки и водоемы.

Водостоки для дождевой воды - это трубы, предназначенные для обеспечения стока дождевых вод с городских улиц, строительных площадок, территорий жилых массивов, предприятий, учреждений, организаций и различного рода бизнесов, занимающихся производственной, коммерческой и иной деятельностью, чтобы не допустить их затопления. Урбанизация расширяет площадь водонепроницаемых участков земли. Отсюда возникает необходимость не только сбора дождевых потоков, но и разработки мер по предотвращению от загрязнения принимающих эти потоки вод. Ведь льющаяся с неба вода смывает выпадающие из атмосферы радиоактивные и другие вредные осадки, грязевые отложения от транспортных средств, бытовой и строительный мусор, удобрения и несет все это в муниципальные водостоки, откуда они, минуя очистные станции, напрямую попадают в ближайшие водотоки и водоемы.

В современных условиях канализационные водостоки и водостоки для дождевых вод обычно строятся отдельно. Однако раньше эти водостоки объединялись в единую систему (combined sewer system). Сточные воды смешиваются с дождевыми, и все это поступает на водоочистные станции. В результате, особенно во время проливных дождей, муниципальные водостоки настолько переполняются, что неочищенные сточные и дождевые воды не попадают на водоочистные станции и несут в водотоки и водоемы большое количество загрязняющих веществ. Достаточно сказать, что, по данным EPA, в водотоки и водоемы США ежегодно сбрасывается 1,2 триллиона кубометров таких неочищенных вод, и это в настоящее время является причиной загрязнения вод в 772 городах страны <1>.

--------------------------------

<1> http://cfpub.epa.gov/npdes/home.cfm

 

Необходимое условие предотвращения загрязнения вод через муниципальные водостоки - установление эффективного правового режима функционирования водоочистных станций и муниципальных водостоков дождевых вод с учетом их специфики.

Наряду с предприятиями (компаниями, корпорациями) закон относит муниципальные водостоки городов и других населенных пунктов США к определенным источникам загрязнения, и на них распространяется действие национальной системы (программы), направленной в конечном итоге на полное прекращение загрязнения вод (National Pollutant Discharge Elimination System).

Муниципальные водоочистные станции. Закон регулирует деятельность муниципалитетов по очистке использованных вод, которые поступают в их канализационные системы и содержат загрязняющие вещества, и выделяет эту деятельность в качестве общественных работ (Publicly Owned Treatment Works). Ответственность за проведение этих работ на определенной территории возложена на соответствующие муниципальные службы, в распоряжении которых находятся указанные очистные станции.

В отличие от промышленных предприятий, очистные станции - пассивный получатель сточных вод, содержащих загрязняющие вещества. Главное предназначение этих станций - сбор, очистка и сброс сточных вод, поступающих из жилых домов, а также зданий, в которых расположены различного рода предприятия, учреждения и организации.

Многие промышленные предприятия, как уже отмечалось, предпочитают избавляться от отходов производства через муниципальные водостоки, осуществляя тем самым непрямой, окольный сброс в воды загрязняющих веществ (indirect discharge).

Объясняется это тем, что при сбрасывании сточных вод непосредственно в водотоки и водоемы (direct discharge) предприятия должны руководствоваться более строгими требованиями распространяющихся на них технологических стандартов, которые регламентируют сброс загрязняющих веществ как отходов производства.

В этих же случаях, в соответствии с законом, они обязаны произвести лишь предварительную обработку (очистку) сточных вод (pretreatment requirements).

EPA разрабатывает и утверждает стандарты, закрепляющие требования к предварительной очистке сточных вод. Эти стандарты должны разрабатываться на основе наилучшей технически доступной и экономически достижимой технологии (Best Available Technology Economically Achievable - BAT). При утверждении стандарта EPA проводит экспертизу: ориентируется ли он на лучшее, наиболее передовое предприятие отрасли, а также на технологию, которой еще нет в наличии, но которую при обоснованных и приемлемых затратах можно будет внедрить к сроку введения стандарта в действие.

Таким образом, сточные воды, сбрасываемые промышленными предприятиями в муниципальные канализационные водостоки, проходят двойную очистку - сначала предварительную на самих предприятиях, а затем на водоочистных станциях.

Наряду с проверками соблюдения стандартов предварительной очистки EPA осуществляет контроль за сбрасываемыми промышленными предприятиями в канализационные системы отходами, с тем чтобы не допустить нарушения работы водоочистных станций. Запрещается, например, сброс кислот, вязких, горючих и легковоспламеняющихся веществ.

Для очистных станций утверждаются отдельные стандарты, закрепляющие допускаемое количество загрязняющих веществ, содержащихся в сбрасываемых ими сточных водах. При этом учитывается уровень существующей технологии и применяемого водоочистными станциями оборудования. Требования этих стандартов менее строгие, чем требования технологических стандартов, регламентирующих сброс сточных вод как результат промышленного производства. Другими словами, для очистных станций установлены нормативы сброса загрязняющих веществ ниже (то есть допускаемое количество больше), чем для промышленных предприятий.

Применяются различные способы очистки водоочистными станциями сточных вод, попадающих в муниципальные канализационные водостоки.

Первичная очистка (primary treatment) предполагает сбор сточных вод в специальных резервуарах, где оседают твердые фракции, из которых затем при помощи химикатов удаляются органические вещества. Эффект такой очистки сравнительно невелик. Поэтому наиболее распространен сейчас другой способ - вторичная очистка (secondary treatment). При этом способе производится дальнейшее удаление органических веществ с помощью физических, биологических и химических методов. Закон специально оговаривает, что окислительные и отстойные бассейны, распределительные каналы и биофильтры рассматриваются как вторичная очистка. При таком способе очистки происходит своего рода процесс самоочистки воды, как это имеет место в природе при быстром течении рек и других водотоков.

Согласно закону на водоочистные станции возложена обязанность производить вторичную очистку сбрасываемых из муниципальных канализационных водостоков сточных вод. EPA вправе освободить муниципальные очистные станции от вторичной очистки сточных вод, сбрасываемых в океан или приливно-отливные реки, если эти сточные воды не попадают в системы водоснабжения людей, не причиняют ущерб живым водным организмам и не препятствуют использованию соответствующих водоемов для отдыха и развлечений.

Наиболее совершенный способ очистки заключается в применении химических средств, позволяющих очистить воду настолько, чтобы она могла быть использована повторно и стать составной частью водоснабжения населения, промышленности и др. Таких систем в США существует сравнительно немного, прежде всего из-за их дороговизны. Однако по мере возрастания потребности в воде и в связи с ее недостатком все более актуальной становится проблема разработки более совершенных и экономически эффективных технологий, обеспечивающих химическую очистку сточных вод.

Таким образом, в США в области охраны вод действуют две системы стандартов: первая - закрепляющая нормативы выброса загрязняющих веществ потенциальными источниками загрязнения; вторая - закрепляющая требования к качеству вод, необходимому для их использования по назначению. И обе имеют одну цель - гарантировать качество и безопасность вод <1>.

--------------------------------

<1> В рамках настоящего исследования рассматривается только система нормативно-технического регулирования. О механизме ее реализации с использованием других ее элементов - сертификата и TMD, см.: Брославский Л.И. Экология и охрана окружающей среды. Законы и реалии США и России. Гл. 5.

 

Нормативно-техническое регулирование качества и безопасности питьевой воды. Система обязательных федеральных стандартов установлена Законом "О пригодности питьевой воды". Этот Закон регулирует отношения, связанные с обеспечением надлежащего качества и безопасности потребляемой людьми питьевой воды и предотвращением ее загрязнения токсичными и другими загрязняющими веществами. Он распространяется на системы общественного снабжения питьевой водой, поступающей из поверхностных и подземных водных источников. В настоящее время в США примерно 170 тыс. таких систем: от громадных систем снабжения питьевой водой жителей больших городов и мегаполисов до небольших систем, установленных в зонах отдыха, кемпингах и т.п.

К системам общественного снабжения относятся сооружения, обеспечивающие питьевой водой через трубы или иные предназначенные для этого устройства и имеющие не менее 15 точек для получения питьевой воды или постоянно снабжающие питьевой водой не менее 25 человек.

В систему нормативно-технического регулирования входят обязательные федеральные стандарты: первичные и вторичные (primary and secondary standards). Во исполнение закона EPA утвердило комплекс федеральных стандартов (National Primary Drinking Water Regulations - NPDWRs).

Первичные стандарты закрепляют максимально допустимый уровень содержания в питьевой воде загрязняющих веществ, вредных для здоровья людей (maximum contaminant level, MCL). Так, в федеральном стандарте был закреплен максимально допустимый уровень содержания в питьевой воде мышьяка (arsenic): 50 частей на миллиард. Этот норматив был предусмотрен в США еще в 1942 г. на основе проведенных исследований, установивших, что, если человек постоянно выпивает ежедневно 2 л воды, в которой содержание мышьяка превышает данный норматив, он подвергается риску раковых заболеваний.

Вторичные стандарты устанавливают эстетические показатели питьевой воды, показатели питьевой воды, такие как цвет и запах, нарушение которых не опасно для здоровья людей. В стандартах закрепляются нормативы допускаемого количества загрязняющих веществ, которые могут вызвать неприятные вкусовые ощущения, запах и цвет.

Дальнейшие исследования показали, что содержащийся в питьевой воде мышьяк оказывает негативное воздействие на здоровье людей и в меньшей концентрации. Исходя из этого, EPA пошло по пути дальнейшего ужесточения требований к безопасности питьевой воды, предусмотрев в 2002 г. в стандарте более низкий предел - 10 частей на миллиард и установив срок внедрения этого - 2006 г.

В 1986 г. EPA закрепило в федеральном стандарте максимально допустимое содержание в питьевой воде фтористых соединений (fluoride) - 4 мг/л. Дальнейшие исследования показали, однако, что этот норматив не обеспечивает надлежащую охрану здоровья людей, особенно детей, у которых могут возникнуть заболевания зубов. Согласно заключению специалистов, его необходимо уменьшить.

Несколько штатов установили более жесткие требования, уменьшив допускаемое содержание фтористых соединений в питьевой воде.

К загрязняющим веществам, вредным для здоровья людей, особенно малолетних детей, относится свинец, попадающий в поступающую от водоочистных станций питьевую воду главным образом из труб, подвергшихся коррозии. В случаях, когда содержание в питьевой воде свинца превышает закрепленный федеральным стандартом норматив - 15 частей на миллиард, необходимо провести замену труб и установить фильтры для дополнительной очистки.

Штаты вправе утверждать свои стандарты, закрепляя в них более высокие показатели качества окружающей среды и дополнительные или более жесткие требования к потенциальным источникам ее загрязнения по сравнению с федеральными стандартами.

В феврале 2008 г. EPA одобрило разработанный и представленный Департаментом природных ресурсов (Department of Natural Resources) штата Айова новый стандарт качества вод, распространяющийся на участок поверхностных вод штата общей протяженностью 14 тыс. миль (22,4 тыс. км), предназначенных для жизнедеятельности водной фауны и флоры, рыболовства, купания и других видов отдыха и развлечений. По сравнению с ранее действовавшим стандартом в нем закреплены более высокие показатели качества вод, гарантирующие их безопасность и пригодность использования по указанному назначению, с учетом проведенных штатом мероприятий по охране вод от загрязнения и на основе новейших научных методов определения качественных характеристик вод и проверки их соответствия установленным требованиям.

Стандарты качества питьевой воды штата Нью-Джерси закрепляют максимально допустимые нормативы содержания в ней загрязняющих веществ в соответствии с федеральными стандартами и дополнительно 18 других синтетических органических соединений.

Локальные стандарты, утверждаемые органами местного самоуправления, вправе устанавливать дополнительные или более высокие показатели качества отдельных объектов окружающей среды и более жесткие нормативы выброса загрязняющих веществ и требования к потенциальным источникам ее загрязнения по сравнению со стандартами штата и федеральными стандартами.

Нормативно-техническое регулирование (стандартизация) качества атмосферного воздуха. Национальная программа обеспечения качества атмосферного воздуха, действующая в США в соответствии с Законом "О чистоте атмосферного воздуха", базируется на комплексе утверждаемых EPA обязательных федеральных стандартов (National Ambient Air Quality Standards - NAAOS) двух типов:

- нормирующих качество атмосферного воздуха, то есть устанавливающих допустимое содержание в нем загрязняющих (вредных) веществ;

- лимитирующих выброс загрязняющих веществ потенциальными источниками загрязнения атмосферного воздуха.

Первый тип стандартов - стандарты качества атмосферного воздуха (health-based standards). Они должны гарантировать охрану здоровья людей и обеспечить безопасность окружающей среды. Эти стандарты, в свою очередь, подразделяются на два вида:

- первичные стандарты (primary standards), направленные на охрану здоровья людей, и особенно наиболее уязвимых, "чувствительных" к качеству воздуха (престарелые, дети, больные астмой);

- вторичные стандарты (secondary standards), направленные на защиту растительного и животного мира, материальных ценностей, зданий, поддержание надлежащей видимости.

Во исполнение закона EPA утвердило 25 ноября 1971 г., с изменениями и дополнениями от 17 марта 1976 г., 20 января 1983 г., 12 февраля 1998 г., комплекс федеральных стандартов (National Primary and Secondary Ambient Air Quality - AAQS), закрепляющих допустимую концентрацию вредных для здоровья людей и окружающей среды основных загрязняющих воздух веществ, среди которых: окись углерода (carbon monoxide), свинец (lead), двуокись азота (nitrogen dioxide), озон (ozone), двуокись серы (sulfur dioxide) <1>.

--------------------------------

<1> CFR, v. 40, part 50.

 

Так, в соответствии с первичными и вторичными стандартами допустимое содержание распространяющегося в течение 3 месяцев в воздухе свинца не должно превышать в среднем 0,15 микрограмма на 1 куб. м воздуха. Допускаемое содержание окиси углерода предусмотрено только в первичных стандартах: девять частей на миллион или десять миллиграммов в течение 8 часов.

При разработке и утверждении стандартов качества атмосферного воздуха приоритетным является качество атмосферного воздуха, максимально возможный уровень его качества, а не предстоящие экономические затраты и технические возможности действующего производства. Такая трактовка закона отчетливо прослеживается и в судебной практике. Верховный Суд США при рассмотрении конкретного дела подчеркнул, что в соответствии с Законом "Об охране атмосферного воздуха" при разработке и утверждении первичных и вторичных стандартов качества атмосферного воздуха необходимо руководствоваться прежде всего интересами граждан, максимальной охраной их здоровья <1>.

--------------------------------

<1> Whitman v. American Trucking Association, 531 U.S. 457, 121 S. Ct. 903, 149 L. Ed. 2d 1 (2001).

 

Закон исходит из очень важной идеи: стандарт качества - это цель, и лишь по ее достижении можно заявить, что граждане не только имеют право на здоровую окружающую среду, но что такая среда стала реальностью.

В отдельных зонах (регионах, территориях) качество атмосферного воздуха может быть выше уровня, закрепленного федеральными стандартами. В этих случаях штаты обязаны предусматривать в планах по реализации требований стандартов мероприятия по предотвращению ухудшения качества по сравнению с достигнутым.

Второй тип обязательных федеральных стандартов - технологические стандарты, лимитирующие (нормирующие) выброс в атмосферу загрязняющих веществ потенциальными источниками загрязнения, стационарными и подвижными (technology-based standards).

Закон обязывает разработчиков технологических стандартов и утверждающее эти стандарты ЕРА закреплять в них оптимальные нормативы выброса в атмосферу загрязняющих веществ, направленные на поддержание надлежащего качества атмосферного воздуха и предотвращение его ухудшения. В отличие от стандартов качества, технологические стандарты должны разрабатываться с учетом экономических и технических возможностей производства. Однако технологические стандарты должны быть ориентированы на новые технологии, передовой опыт, новейшие достижения науки и техники, ни в коем случае не ограничиваясь фиксированием уже достигнутого уровня. Они должны быть одной из движущих сил научно-технического прогресса, стимулируя, "толкая" производство к внедрению технологий, уменьшающих выброс в атмосферу загрязняющих веществ (technology forcing effect).

На этих положениях основываются решения судов при рассмотрении дел, когда производственные компании и корпорации, и это случается нередко, оспаривают закрепление в технологических стандартах тех или иных нормативов, утверждая, что они слишком жесткие, нереальные, невыполнимые при существующем уровне производства.

Так, при рассмотрении дела, связанного с выбросом в атмосферу загрязняющих веществ изготовителями цемента, суд признал обоснованной позицию EPA, закрепившего в федеральном стандарте нормативы (лимиты) выброса в атмосферу загрязняющих веществ, основанные на технологических процессах, внедренных только на четырех цементных заводах.

Технологические стандарты, в свою очередь, подразделяются на три вида:

- стандарты исполнения для новых источников загрязнения (new sources performance standards - NSPSs);

- стандарты, лимитирующие выброс в атмосферу опасных для здоровья людей загрязняющих веществ (hazardous air pollutants limitations);

- стандарты, устанавливающие нормативы допускаемого содержания загрязняющих веществ в выхлопных газах автомашин (motor vehicles emission standards).

К новым источникам загрязнения относятся стационарные источники загрязнения, построенные или реконструированные после утверждения распространяющихся на них технологических стандартов, если функционирование этих источников может привести к увеличению выброса в атмосферу загрязняющих веществ.

Несмотря на то что технологические стандарты этого вида предназначены в принципе для новых источников загрязнения, источники загрязнения, существующие и действующие до момента введения в действие стандартов, также руководствуются ими. Штаты обязаны утвердить соответствующую программу и контролировать внедрение этих технологических стандартов согласно разрабатываемым ими планам мероприятий.

Стандарты, лимитирующие выброс в атмосферу загрязняющих веществ, опасных для здоровья людей, в большей степени, чем другие технологические стандарты, ориентированы на достижение показателей стандартов качества атмосферного воздуха. В соответствии с законом эти стандарты должны обеспечить максимально возможный уровень безопасности. Требования стандартов этого вида чаще других являются объектом противостояния промышленности и инвайронменталистов. Закон обязывает EPA закрепить максимально достижимые нормативы (лимиты) выброса опасных загрязняющих веществ, с учетом тем не менее экономических и технических факторов (best available control technology).

Третий вид технологических стандартов нормирует выброс подвижными (мобильными) источниками загрязнения - автомашинами таких загрязняющих веществ, как углеводороды, окись углерода и окись азота.

Действующая в настоящее время система нормативно-технического регулирования включает в себя три элемента:

- стандарты, лимитирующие выброс загрязняющих веществ для различных классов (видов, моделей) автомашин;

- нормы и требования к содержанию топлива (бензина);

- программа стимулирования внедрения и использования более "чистого" по сравнению с бензином топлива.

Возложив на EPA обязанность утверждения и пересмотра федеральных стандартов, Конгресс стремился исключить разнобой в определении нормативов выброса загрязняющих веществ, что, скорее всего, случилось бы при утверждении стандартов самими штатами.

Установив своего рода единую общегосударственную планку допускаемого выброса загрязняющих веществ, ориентированную на передовые достижения науки и техники, то есть, как уже отмечалось, подталкивая автоизготовителей к разработке более эффективных технологий, EPA периодически пересматривает стандарты и, базируясь на неуклонном развитии научно-технического прогресса, последовательно ужесточает нормы и требования к автоизготовителям, уменьшая допускаемое количество выброса загрязняющих веществ автомашинами.

Ужесточение требований к автопроизводителям идет и по пути расширения перечня загрязняющих веществ, выброс которых в атмосферу лимитируется (нормируется).

Поручив EPA закрепить единые общегосударственные лимиты (нормативы) выброса загрязняющих веществ автомашинами, Конгресс особо оговорил в законе 1970 г. право штата Калифорния устанавливать более жесткие нормативы, поскольку загрязнение атмосферного воздуха Калифорнии вызвано прежде всего тем, что автомашины, причем до настоящего времени, являются основным видом транспорта.

Разумеется, что и другие штаты вправе устанавливать в нормативном порядке более жесткие требования по сравнению с федеральными стандартами, исходя из общего принципа: на федеральном уровне устанавливается "граница", минимум требований, которые штаты не вправе нарушать. Стандарты штата Калифорния относятся к числу наиболее жестких в мире.

Система нормативно-технического регулирования постоянно совершенствуется. Ужесточаются нормативы для потенциальных источников загрязнения окружающей среды. Принимаются новые обязательные стандарты и другие НТД.

Рассмотрим конкретные примеры. В декабре 2014 г. EPA приняло обязательный для работающих на угле электростанций нормативный акт, регулирующий их деятельность, связанную с удалением угольной золы, загрязняющей близлежащие водные объекты. При сжигании угля выделяется значительное количество канцерогенов. Накопление угольной золы на свалках и в специальных золоотстойниках представляет угрозу для здоровья людей, вдыхающих каменноугольную пыль.

Широкое внимание общественности эта проблема привлекла в 2008 г. после экологического происшествия, имевшего место в штате Теннесси. Потоки сточных вод, содержащие донные илистые отложения, полужидкие отбросы и различные загрязняющие вещества, прорвали стену золоотстойника и хлынули в воды реки Теннесси. Это была крупнейшая в США подобного рода экологическая катастрофа.

EPA закрепило нормы, требования и правила, которые должны соблюдать электростанции в процессе удаления и накопления угольной золы на свалках и в золоотстойниках. Электростанции обязаны также осуществлять мониторинг в целях предотвращения случаев загрязнения вод каменноугольной золой.

Этот стандарт стал первым нормативным актом, принятым на федеральном уровне. До этого отдельные, не унифицированные правила издавались самими штатами.

Реакция на этот нормативный акт неоднозначна. Отмечая необходимость и своевременность решения данной проблемы, ряд инвайронменталистов полагают, что закрепленные в нем требования недостаточно жесткие. Руководитель EPA Gina McCarthy заявила, что федеральное ведомство исходило из современных реалий, проявило прагматический подход, и это лишь первый шаг, позволяющий индустрии подготовиться к новым требованиям.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.