Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Название документа 13 страница



<1> Kever M. Cruise Ship Sewage // The New York Times. 2016. June 30. P. A24.

 

В деле обеспечения надлежащего качества и безопасности окружающей среды, как и продукции, важнейшая роль принадлежит инновациям, внедрению новых, более совершенных технологий.

Одно из важнейших направлений развития автоиндустрии - использование в качестве источника энергии электричества. Электричество бесспорно является наиболее чистым и эффективным источником энергии. Поэтому на рубеже XX и XXI столетий началась усиленная разработка работающих на электроэнергии автомашин. Разумеется, здесь множество инженерных проблем: вес автомашины, компактные батареи, способные обеспечить движение автомашины на достаточно большие расстояния без дозаправки на специализированных станциях, и др.

В поисках промежуточного решения, до перехода исключительно на электромашины, автопроизводители, и прежде всего японские, стали выпускать автомашины-гибриды, работающие одновременно на традиционном топливе (бензине) и электричестве.

Наиболее распространенная модель автомашины-гибрида на мировом рынке - японская Toyota Prius. Она выпускается с 1997 г., а ее улучшенная версия появилась на европейском и американском рынках в 2000 г. Пока еще затраты на ее производство выше, чем на автомашины, работающие на бензине. Соответственно выше и розничная цена. Но это вопрос времени.

Постоянно идет работа по усовершенствованию Toyota Prius, в том числе увеличению дальности пробега на один галлон бензина. В 1998 г. норматив был 42 мили на галлон (42 mpg), в 2004 г. - 55 миль на галлон бензина (55 mpg) <1>.

--------------------------------

<1> Carillo-Hermosilla J., Gonzales P., Konnola T. Eco-Innovation. Palgrave Macmillan, 2009. P. 177 - 179. В этой книге широко представлена практика автоиндустрии внедрения инноваций по собственной инициативе в целях обеспечения качества и экологической безопасности выпускаемых автомашин и соответственно повышения конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. Интересен и подзаголовок книги: "When sustainability and competitiveness shake hands", что значит: "Когда устойчивое развитие (имеется в виду экономическое и благоприятная окружающая среда) и конкурентоспособность обмениваются рукопожатием".

 

EPA планирует ввести более высокий норматив - 60 миль на галлон (60 mpg) на городских улицах и 51 миля на галлон (51 mpg) на скоростных автотрассах (freeway, highway).

Все больше на дорогах США автомашин, работающих только на электричестве (zero emission cars), особенно в муниципальных службах и аэропортах.

Новым этапом научно-технического прогресса должны стать самоходные (driverless, autonomous cars) автомашины. Они могут двигаться самостоятельно без водителя, на автопилоте. По мнению специалистов, эти машины могут появиться в эксплуатации уже в 2018 г., а в 2020 г. они будут выпускаться повсеместно и станут серьезным прорывом в транспортной отрасли. А пока ведутся интенсивные разработки новых технологий <1>.

--------------------------------

<1> Masunaga S. Anxiety Overobot Car Rules // Los Angeles Times. 2016. October 20. P. C. 1, 5; Vlasic B. Tesla Will Give New Cars Tools for Self-Driving, but Leave the System of for Now // The New York Times. 2016. October. 21. P. B4; Mitchell Russ. Nissan plans to make robot cars // Los Angeles Times. 2017. January 7. P. C2.

 

В сентябре 2016 г. вышла из печати книга двух авторов - Hod Lipson, ученого-специалиста в области робототехники, и Melba Kurman, бывшего руководителя производства автомашин, в настоящее время аналитика в области программирования и компьютерной техники. Название книги "Driverless: Intelligent Cars and the Road Ahead", то есть "Движение без водителей: умные машины и дороги будущего". Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга читателей.

По мнению авторов, массовое производство этих машин начнется в ближайшие 5 лет, и они станут основным видом автотранспорта примерно через 40 лет. Но уже через 20 лет они составят большинство на дорогах США. Переход на этот вид автотранспорта - процесс постепенный. Достаточно сказать, что переход от гужевого транспорта на автотранспорт занял несколько десятилетий.

Выпуск самоходных автомашин в современных условиях базируется на двух факторах. Во-первых, техническом; достижения науки и техники позволяют разработать и внедрить в производство необходимые для этого новейшие технологии. Во-вторых, социальном; люди, и прежде всего молодежь, все более уверенно овладевают сложнейшей техникой и не испытывают особой потребности самим управлять автомашиной <1>.

--------------------------------

<1> Mitchell R. Driverless Cars are Here. Are We Ready for Them? // Los Angeles Times. 2016. Oct. 29. P. C3.

 

Разумеется, при этом должна быть гарантирована безопасность, ведь каждую неделю в мире в результате автомобильных аварий погибают 28 тысяч человек. Этой проблеме уделяется сейчас главное внимание, особенно после двух аварий, имевших место в мае 2016 г. в Китае и США, когда водители, испытывавшие автомашины, погибли. Во время движения автомашины по шоссе (штат Флорида) идущий по встречной полосе трактор с прицепом неожиданно сделал левый поворот и выехал перед машиной, двигающейся в это время на автопилоте. Водитель не среагировал и в результате столкновения погиб <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Hiltzik M. Ready for self-driving cars // Los Angeles Times. 2016. May 8. P. C1, 8; Boudette N. A Second Federal Safety Agency Is Investigating a Fatal Tesla Crash // The New York Times. 2016. July 11. P. B5; Lessons From the Tesla Crash // The New York Times. 2016. July 11 P. A22; Boudette N. Tesla Is Set to Upgrade Autopilot Technology // The New York Times. 2016. Sept. 12. P. B1, 5; Boudette N. Ford's Driverless Car Plan: Embrace Tech and Go Slow // The New York Times. 2016. Sept. 13. P. B2.

 

Рассматриваются различные конструктивные решения, обеспечивающие безопасность (автоматическая остановка машины, предупредительный сигнал радара о препятствии за минуту до возможного столкновения и др.).

Очевидно одно: требования, нормы, правила безопасности должны предъявляться и к специальному оборудованию, и к водителю. Ключевым звеном в развитии этого вида автотранспорта является разработка и утверждение обязательного федерального стандарта на проведение испытаний автомашин, гарантирующих их безопасность.

Безусловно, научно-технической базой этого стандарта являются разработки промышленности, где новые идеи рождаются и воплощаются в жизнь. Проблема стандартизации, как добровольной, так и обязательной, уже стоит на повестке дня и обсуждается специалистами <1>.

--------------------------------

<1> Quain John R. Self-Driving Cars might Need Standards, but Whose? // The New York Times. 2017. February 24. P. B4.

 

Анализы общественного мнения показывают, что пока еще очень многие испытывают предубеждение и настроены весьма скептически к разработке и эксплуатации самоходных автомашин, полагая, что человек-водитель обеспечивает более надежную безопасность. В перспективе самоходные автомашины способны обеспечить более безопасное движение на дорогах, чем машины, управляемые водителем.

Предмет настоящего исследования - безопасность продукции, правовая охрана человека и среды его обитания от дефектной, не отвечающей требованиям безопасности продукции. В данном случае - автотранспортных средств. Однако общеизвестно, что главной причиной аварийности на дорогах является человеческий фактор.

По данным постоянно проводимого анализа автоаварий, на дорогах США ежегодно погибает более 35 тысяч человек. Из них в 90 процентах случаев причина аварии - нарушения правил движения, допущенные водителями <1>.

--------------------------------

<1> Mitchell Russ. State rules for driverless cars stall. Other states are speeding ahead // Los Angeles Times. 2017. January 29. P. C1, 8.

 

Достаточно знаменательное событие произошло 25 октября 2016 г. Самоходная грузовая машина доставила груз из одного города в другой, проделав путь длиной 120 миль (192 км) по скоростной трассе штата Колорадо. На водительском месте никого не было. Водитель-испытатель находился на заднем сиденье, и его задачей был лишь мониторинг правильности и безопасности движения. Специалисты полагают, что в будущем роботы смогут заменить водителей грузового автотранспорта. Интересно, что затраты грузовой автоиндустрии в США в 2015 г. составили примерно 720 млрд долл., и одна треть из этой суммы шла на оплату 1,7 млн водителей <1>.

--------------------------------

<1> Isaac M. The First Mission for a Self-Driving Truck: A Beer Run // The New York Times. 2016. October 26. P. B3; Peltz J. 1st Self-Driving Truck Delivers // Los Angeles Times. 2016. October 26. P. C2.

 

Молодая, но очень амбициозная американская компания ведет разработку автомобиля, способного перемещаться не только по обычным дорогам, но и по воздуху. Предсерийный, то есть полный, рабочий образец должен появиться уже в 2018 г. Автомобиль оснащен гибридной силовой установкой, а также выдвигающимися из корпуса крыльями, на каждом из которых размещается по электродвигателю суммарной мощностью 300 л. с. Крейсерская скорость - 322 км/ч, дальность полета - 805 км, практически как у лайнера, курсирующего на внутренних авиалиниях. Четырехместная летающая машина является, по существу, беспилотником. Водителю достаточно включить компьютер и ввести адрес назначения.

Промышленное производство этого средства передвижения компания намерена наладить через 8 лет. Однако вряд ли оно станет массовым в ближайшем будущем. Ведь для того, чтобы такие автомашины появились на дорогах общего пользования, особенно в городах, надо будет кардинальным образом менять абсолютно всю, а не только дорожную инфраструктуру <1>.

--------------------------------

<1> См.: Летающий автомобиль сделают к 2024 году // www.vnovomsvete.com. 2016. March 14 - 16.

 

И все же представляется, что это доступно нашей цивилизации, пусть даже не в ближайшем будущем. Ведь стали повседневной реальностью в нашей жизни предсказания великих писателей-фантастов Ж. Верна и Г. Уэллса.

История авиации по историческим меркам сравнительна недолгая. Однако современное общество уже нельзя представить себе без воздушного транспорта, пассажирских и грузовых авиалайнеров. И даже в этой отрасли, наряду с экономным расходованием энергоресурсов и нормированием выброса в атмосферу загрязняющих веществ, ведутся разработки, направленные на использование "чистых", возобновляемых источников энергии.

Побочный эффект роста авиаперевозок - загрязнение атмосферного воздуха. По данным ЕРА, в 2014 г. на долю авиатранспорта приходилось примерно 8% общего количества парниковых газов, выброшенных в атмосферу всеми видами транспорта. В целях сокращения выброса в атмосферу загрязняющих веществ ведутся, в частности, работы по созданию самолета, работающего на солнечных батареях <1>.

--------------------------------

<1> См.: Masunaga S. Electric Planes Present Challenges // Los Angeles Times. 2016. September 11. P. 1, 8.

 

Такой экспериментальный самолет приземлился в штате Аризона после 16-часового полета из Калифорнии. Теоретически самолет способен постоянно находиться в воздухе, так как накопленной днем энергии хватает на полет ночью. Его крейсерская скорость составляет около 140 км/ч <1>.

--------------------------------

<1> См.: Самолет на солнечных батареях приземлился в Аризоне // Эхо недели. 2016. 4 - 10 мая. С. 3.

 

Анализируя уровень концентрации парниковых газов и данные о снижении количества выбрасываемых в атмосферу газов, необходимо установить, является ли это результатом инноваций, достижений науки и техники либо каких-либо иных факторов, причем далеко не всегда благоприятных для экономики.

Так, в гл. 1 книги приведены сведения о сокращении в США выброса парниковых газов к 2012 г. по сравнению с 1994 г. В значительной степени это результат стагнации экономики; более теплой погоды в отдельные годы и соответственного уменьшения расхода энергоресурсов; снижения цен на природный газ и замены им во многих случаях потребления угля, содержащего по сравнению с газом больше загрязняющих веществ.

Для США как федерального государства исключительно важное значение имеет соотношение природоохранного законодательства и нормативно-технического регулирования между федерацией и отдельными штатами.

Законодательство, в том числе техническое, - прежде всего средство реализации общенациональной экологической политики. Вместе с тем штаты вправе дополнять, конкретизировать, закреплять более высокие требования к качеству компонентов (объектов) окружающей среды и более жесткие нормативы для потенциальных источников ее ухудшения по сравнению с федеральным законодательством.

В этом же ряду энергетическая политика штатов, направленная на развитие возобновляемых, альтернативных источников энергии и сокращение использования традиционных ископаемых источников энергии. Все это определяется в зависимости от природно-климатических условий, инфраструктуры, экономических факторов, имея в виду прежде всего, какие отрасли индустрии являются ведущими в данном штате, определяют его экономику. К примеру, в штатах Среднего Запада это прежде всего добывающая индустрия и металлургия.

В этой связи представляет интерес экономическая и экологическая политика ряда штатов, активно работающих над внедрением возобновляемых источников энергии.

Губернаторы штатов Нью-Йорк, Массачусетс, Коннектикут, Орегон, Мэриленд, Род Айленд и Вермонт поддержали инициативу штата Калифорния в деле борьбы с загрязнением атмосферного воздуха, подписав совместное соглашение о проведении всех необходимых мероприятий, с тем чтобы к концу 2025 г. количество автомашин, работающих на электроэнергии (zero-emission cars), на дорогах перечисленных восьми штатов увеличилось еще на 33 млн единиц.

Соглашение не предусматривает для его участников каких-либо обязательств, и в нем не указывается объем инвестиций. Это своего рода соглашение о намерениях. Указывая на уже проделанную работу, участники соглашения отмечают, что на долю указанных штатов приходится 23% общего количества работающих на электроэнергии автомашин в стране. Во всех этих штатах приняты нормативно-правовые акты, обязывающие ведущих автопроизводителей обеспечить к 2025 г. продажу определенного процента этих автомашин.

В целях реализации соглашения проводятся мероприятия, направленные на создание и развитие соответствующей инфраструктуры, строительство заправочных станций и необходимые для этого изменения строительных норм и правил (buildings codes), стимулирование автопроизводителей и граждан-потребителей, в том числе снижение платы за электроэнергию гражданам, заправляющим автомашины электроэнергией в собственных домах <1>.

--------------------------------

<1> Woodyard Ch. 8 States Take Zero-Emission Car Pledge // USA Today. 2015. October 25. P. B4.

 

Особенности определения и реализации государственной экологической политики США, в частности нормативно-технического регулирования в области охраны окружающей среды, характеризуются, наряду с государственным устройством, спецификой политической системы.

Это, во-первых, принцип разделения властей (separation of power) и механизм сдержек и противовесов (checks and balances) <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее в гл. 1 и 2.

 

Во-вторых, различные концепции двух главных политических партий, сменяющих друг друга у власти на протяжении всей истории США, о степени и пределах государственного регулирования в области экономики и вообще во всех сферах социальной жизни общества, вмешательства в производственно-хозяйственную деятельность, особенно в частный сектор.

Обе партии, Республиканская и Демократическая, однозначно заявляют о необходимости всемерной охраны окружающей среды и развития "зеленого" сектора экономики ("чистые" технологии, альтернативные источники энергии и др.). Однако их подход к решению разный.

Платформа Республиканской партии основана на том, что рыночные механизмы сами по себе способны заставить бизнес бережно относиться к окружающей среде, и "невидимая рука рынка" - главная движущая сила экономики, именно она, так сказать, "правит бал". Соответственно, один из основных сформулированных Президентом Рональдом Рейганом девизов республиканцев - "The government is not the solution, the government is the problem". Это означает, что государство, государственное вмешательство, регулирование не только не решает проблему, а, наоборот, лишь усугубляет ее, препятствует свободному развитию предпринимательства. Другими словами, лишь создает дополнительные трудности.

Отсюда стремление к сокращению государственного аппарата, снижению налогов, особенно с потенциальных работодателей, то есть компаний, от которых можно ожидать создания новых рабочих мест, и др.

Отсюда приоритет интересов промышленности (pro-industry agenda), стремление максимально избежать такого уровня нормирования негативного воздействия производственно-хозяйственной деятельности на экологию, который мог бы сказаться на ее прибыльности и конкурентоспособности американской продукции.

Демократическая партия, наоборот, делает упор на государственное воздействие, управление, в том числе более агрессивную экологическую политику, ужесточение технических нормативов и требований к потенциальным источникам ухудшения качества окружающей среды, усиление контроля и повышение ответственности.

Отсюда более детальная регламентация; увеличение государственного аппарата; большая вероятность повышения налогов; реорганизация системы здравоохранения; государственное финансирование, инвестирование и субсидирование в целях оживления экономики, прежде всего "зеленой"; разработка и внедрение возобновляемых источников энергии; повышение эффективности работ в сфере экологии и др. (the government is the solution).

Отсюда стремление максимально возможного государственного нормирования отраслей производства, побочным результатом деятельности которых в большей или меньшей степени является негативное воздействие на окружающую среду.

Охрана окружающей среды - одна из ключевых проблем в политической жизни США наряду с такими, как состояние экономики, контроль за вооружениями, борьба с международным терроризмом и др. В течение многих лет она является неотъемлемой частью предвыборных программ и предметом острых дискуссий перед выборами президента страны, а также конгрессменов, губернаторов и других должностных лиц государственных органов всех ветвей власти и на всех уровнях государственного управления.

Не была исключением и президентская гонка на следующий четырехлетний срок - 2017 - 2021 гг. Более того, такого резкого противостояния в определении стратегии в области экономики, энергетики и экологии, пожалуй, не было за всю историю Америки.

В предвыборных платформах кандидатов отчетливо проявляются различные подходы к решению экологических проблем. Особенно когда речь идет о глобальном потеплении и изменении климата.

Победа Хиллари Клинтон означала бы продолжение как экономической, так и экологической политики администрации Барака Обамы: добиться сокращения выброса в атмосферу парниковых газов, уровень которых к 2025 г. должен быть на 26 - 28% ниже по сравнению с уровнем 2005 г. Ее программа включала также всемерное развитие возобновляемых источников энергии и оказание финансовой помощи регионам, экономика которых в значительной степени зависит от добычи угля и которые понесли большие убытки в период рецессии.

Вопреки всем прогнозам политологов и результатам опросов общественного мнения президентом стал Дональд Трамп, никогда раньше не занимавшийся политической деятельностью и широко известный как успешный бизнесмен, миллиардер, специализирующийся на строительстве домов.

По мнению специалистов, комментирующих эти события, выбор избирателя в пользу Трампа обусловлен прежде всего необходимостью решения экономических проблем. Американский избиратель традиционно отдает предпочтение внутренней политике правительства перед внешней политикой. Его неудовлетворенность состоянием экономики в настоящее время - неоспоримый факт.

Достаточно назвать уровень безработицы, инфляцию, рост цен, особенно на жилье, все увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными и гигантский государственный долг США (The United States government debt). К началу 2016 г. он превысил более 19 трлн долл. <1>.

--------------------------------

<1> http://www.polidiotic.com/by-the-numbers/us-national-debt-by-year/

 

Америка в течение достаточно длительного периода времени теряет рабочие места, поскольку бизнес, производство перемещается в страны третьего мира. Это обусловлено более благоприятными условиями для получения максимальной прибыли, и прежде всего дешевой рабочей силой. В этом ряду стоят и более жесткие экологические требования к потенциальным источникам ухудшения качества окружающей среды.

Неожиданная для большинства победа Дональда Трампа в президентской гонке и что ждет Америку, да и весь мир с приходом к власти созданного им правительства, широко обсуждается в политических и деловых кругах, а также рядовыми гражданами <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Trump Choosing Leaders to Roll Back Environmental, Energy Policies // The Associated Press. 2016. Nov. 14; How Hard (or Easy) It Will Be for Trump to Fulfill His 100-Day Plan // The New York Times. 2016. November 24. P. A24; Orremus W. News. Climate skeptics in charge // The Week. 2016. Nov. 25. P. 12.

 

Америка как никогда расколота на два лагеря. У Дональда Трампа как нового президента есть и сторонники, и противники. Сторонники ждут перемен, и прежде всего экономических преобразований. Отсутствие у Трампа политического опыта, поскольку он никогда не занимал выборные должности, они рассматривают как положительный фактор. К тому же он не принадлежит к политической элите (establishment) Республиканской партии, в отличие от Хиллари Клинтон, выдвиженке политического руководства Демократической партии <1>.

--------------------------------

<1> Многие политологи полагают, что политическое руководство Демократической партии было необъективно в предвыборной борьбе за выдвижение кандидата от Демократической партии на пост президента, явно "подыгрывая" Хиллари Клинтон, на которую сделало ставку. Более того, по их мнению, оно вынудило Берни Сандерса (Bernie Sanders), ее главного соперника, весьма популярного у левой, наиболее радикальной части электората, особенно у молодежи, выйти из гонки и публично поддержать кандидатуру Хиллари Клинтон как единого кандидата от Демократической партии.

 

Нужно сказать, что в настоящее время политические элиты обеих партий весьма непопулярны у граждан страны. Сторонники Дональда Трампа полагают, что его опыт крупного бизнесмена поможет решить экономические проблемы.

Наряду со сторонниками у Дональда Трампа есть и яростные противники. Достаточно назвать многотысячные антитрамповские протесты в крупнейших городах США (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Филадельфия, Сиэтл, Портланд и др.), в столичном округе Колумбия, а также в других городах и населенных пунктах страны. Америка давно не знала такого резкого противостояния претендентов на пост президента и непредсказуемости внутренней и внешней политики избранного президента.

Избирательная кампания Дональда Трампа проводилась под лозунгом "Сделаем Америку снова великой!" ("We will make America great again!"). Страна ждет перемен. Какие из своих предвыборных предложений и обещаний будет реализовывать правительство Трампа и насколько ему удастся претворить их в жизнь, покажет время. Остановимся кратко на предлагаемых Дональдом Трампом преобразованиях в сфере экологии и неразрывно с ней связанной сфере энергетики.

Одним из ключевых положений его экономической программы является увеличение добычи традиционных энергоресурсов, всемерное развитие энергетического комплекса, и за счет этого - создание новых рабочих мест. Дональд Трамп заявил, что увеличение добычи нефти, газа и угля, чему будет способствовать снятие ограничений экологического характера, "откроет поток триллионов долларов".

В комплексе средств повышения активности соответствующих отраслей производства предполагается снижение экологических требований, закрепляемых обязательными федеральными стандартами: отмена или внесение изменений в действующие стандарты, выдача разрешений на отступление от закрепленных в них нормативов.

Такого рода практика имела место в период президентства Джорджа Буша-младшего (2000 - 2008) <1>. Не исключено, что экологическая политика президента Дональда Трампа будет означать еще больший крен в сторону промышленности, индустрии, и прежде всего добывающей традиционные источники энергии, в ущерб экологии.

--------------------------------

<1> Брославский Л.И. Правовая охрана окружающей среды в США // Журнал российского права. 2005. N 6. С. 96 - 98.

 

Ожидается отмена запретов на добычу полезных ископаемых в Арктике и в других заповедных зонах. В целях резкого увеличения добычи нефти и газа планируется, в частности, разрешение буровых работ на федеральных землях и на глубоководное бурение на шельфе Атлантического океана, а также в других местах, где правительство президента Барака Обамы блокировало их в целях охраны окружающей среды и борьбы с глобальным потеплением.

Одно из первых решений Конгресса по ослаблению экологических требований принято 2 февраля 2017 г. - отмена, причем еще не введенного в действие, нормативного акта об охране от загрязнения водотоков в процессе добычи залежей угля на поверхности <1>.

--------------------------------

<1> Tabuchi Hiroco. G.O.P. Reverses Obama-Era Rule to Protect Streams From Coal Mining // The New York Times. 2017. February 3. P. A17.

 

Группа крупнейших корпораций энергетического комплекса подготовила перечень действующих нормативно-правовых актов, своего рода "дорожную карту" (A Roadmap to Repeal), которые, по их мнению, являются тормозом развития экономики и должны быть отменены или пересмотрены. Опираясь на свое лобби в Конгрессе, они требуют от нового федерального правительства пересмотра экологических требований, чего они безуспешно пытались добиться в предыдущие восемь лет, используя для этого свои рычаги в органах законодательной и исполнительной власти и неоднократно обращаясь с исками в различные судебные инстанции. На лоббирование своих интересов в Конгрессе энергетический комплекс ежегодно выделяет порядка 300 млн долл. Он финансировал также последние президентские выборы, выделив для этого 160 млн долл., из которых 80% поступило в фонд кандидатов от Республиканской партии <1>.

--------------------------------

<1> Lipton Eric. G.O.P. and Trump Hurry to Slash Oil and Gas Rules, Ending Industries' 8-year Wait // The New York Times. 2017. February 5. P. A1, 15.

 

Особо хотелось бы остановиться на продолжающихся с 2010 г. баталиях, связанных с прокладкой нефтепровода Keystone от Канады до Мексиканского залива. В соответствии с проектом по этому нефтепроводу сырая нефть должна поступать из провинции Альберта (Западная Канада) в США. Протяженность нефтепровода на территории США 1 084 мили (1 744 км). Нефтепровод должен проходить через территории нескольких штатов. Конечный пункт назначения - нефтеперерабатывающие заводы города Хьюстона, штат Техаса Канада - крупнейший экспортер нефти в США, и реализация проекта Keystone имеет большое значение для экономик обеих стран. Вокруг этого проекта, пожалуй, больше, чем всегда, дискуссий о том, что является приоритетным, экономика или экология.

В ноябре 2015 г. президент Барак Обама наложил вето на закон о реализации проекта Keystone <1>.

--------------------------------

<1> The Associated Press. 2015. November 6.

 

Как полагали аналитики экономической стратегии Дональда Трампа в период президентской гонки, одним из первых его решений после инаугурации вполне может стать разрешение на проведение работ по данному проекту.

Их прогнозы полностью оправдались. 24 января 2017 г. буквально в течение первых же недель после вступления в должность президента Дональд Трамп подписал указ об отмене запрета на строительство нефтепровода Keystone <1>.

--------------------------------

<1> Baker Peter and Davenport Coral. Trump Revives Keystone Pipeline Rejected by Obama. 2017. January 24. http://news.sky.com/story/trump-revives-dakota-and-keystone-xl-pipeline-projects-10741320.

 

Дебаты о целесообразности этого проекта тем не менее продолжаются. Заслуживает внимания, в частности, мнение аналитиков, полагающих, что решение президента Барака Обамы принято по политическим, идейным соображениям, как своего рода символ экологической политики, направленной на максимальную охрану окружающей среды. И это несмотря на то, что в соответствии с заключением его же собственного госдепартамента вред окружающей среде в результате строительства нефтепровода был бы минимальным. Президент Дональд Трамп, наоборот, по их мнению, поступил как прагматик. Реализация этого проекта позволит создать десятки тысяч новых рабочих мест в течение ближайших нескольких лет, увеличить энергоресурсы страны и снизить зависимость от импорта нефти из других стран. Ежедневно 800 тысяч баррелей сланцевой нефти будут поступать по нефтепроводу на нефтеперерабатывающие заводы <1>.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.