Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Название документа 9 страница



--------------------------------

<1> Code of Federal Regulations. Part 123.

 

В области рыбоводства рассматриваемый нормативный акт регулирует деятельность хозяйствующих субъектов, отечественных и зарубежных, а также контролирующих органов FDA, связанную с оценкой безопасности рыбы для употребления в пищу людьми в процессе ее разведения, вылова, упаковки, маркировки, погрузки, разгрузки, транспортировки и хранения, в свежем виде и замороженном, в том числе обработанной (потрошение, разделка и т.п.).

Типичными примерами нарушения установленных требований являются применение в процессе такой деятельности запрещенных веществ и препаратов и ненадлежащее использование веществ и препаратов, разрешенных управомоченными государственными органами.

Инспекционные проверки контролирующих органов FDA не ограничиваются только фиксированием конечного результата, то есть соответствия показателей качества и безопасности рыбы установленным требованиям. Их задача заключается в том, чтобы определить причину нарушений. Исходя из этого контролирующие органы проверяют действующую на данном объекте проверки систему управления качеством и безопасности, осуществляют мониторинг путем проведения инспекционных проверок в течение определенного периода времени, а также путем анализа документации.

FDA проводит испытания корма для рыбы с целью определения уровня содержания опасных для здоровья людей загрязняющих веществ. FDA запрещает также использование гормонов роста. Несмотря на то что рыбоводы некоторых стран регулярно добавляют антибиотики в корм для рыб, FDA запрещает использование антибиотиков для немедицинских целей. Для использования антибиотиков требуется заключение ветеринарного врача.

Особое внимание уделяется проверке соответствия закрепленных в обязательных стандартах качества вод водных объектов, используемых для разведения данного вида рыбы.

Инспектора, разумеется, вправе посещать соответствующие хозяйствующие субъекты в любое время и требовать любую документацию, связанную с целями проверки.

Ежегодно FDA утверждает для своих территориальных органов планы инспекционных проверок.

Каждые 3 года FDA разрабатывает отдельные программы проверки соответствия установленным требованиям отечественной рыбной продукции (Domestic Fish and Fishery Products Compliance Program) и импортной рыбной продукции (Import Fish and Fishery Products Compliance Program). В этих программах определяются приоритетные направления контроля предназначенных для употребления людьми в качестве пищевых продуктов видов рыбы, представляющих потенциальную опасность для здоровья людей.

Правила контроля безопасности рыбы предусматриваются и другими нормативно-правовыми актами, закрепляющими санитарно-гигиенические требования, а также требования к ее термической обработке.

У людей зачастую складывается предубеждение против искусственно выращиваемых видов рыбы. Основанием для этого являются многочисленные случаи производства и потребления рыбы низкого качества, нередко в той или иной степени вредной для здоровья людей. Все это результат плохой постановки работы по управлению качеством в хозяйствах, занимающихся рыбоводством. В законодательстве США их обычно называют "фермы".

Правильное ведение рыбоводства позволит обеспечить бесперебойное круглогодичное снабжение здоровой, вкусной, содержащей белки пищей. Одно из необходимых условий для этого - запрещение использования антибиотиков, пестицидов и фунгицидов. Стандарты и другие нормативно-правовые акты регулируют развитие экологически чистой аквакультуры.

В США сложилась система управления качеством и обеспечения безопасности рыбной продукции, элементами которой являются различного рода стандарты и сертификация.

Для стандартов, закрепляющих обязательные требования к безопасности различных видов рыбы, характерны следующие правовые нормы запретительного характера.

В процессе производства, то есть выращивания, рыбы запрещается:

- использование антибиотиков;

- использование пестицидов;

- добавление в корм гормонов роста и использование для этого мяса птицы и млекопитающих;

- выращивание генетически модифицированных или клонированных видов рыбы;

- добавление в корм консервантов, таких как бисульфит натрия, триполифосфат (STP) и метабисульфит натрия.

Кроме того, регламентируются:

- правила доставки продукции для дальнейшего хранения;

- аудиторские проверки третьей стороной, независимой компетентной организацией.

В стандартах, регламентирующих организацию работ и механизм управления качеством, предусматриваются:

- мероприятия, направленные на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, особенно в наиболее уязвимых местах разведения и обитания рыбы;

- мониторинг качества используемых кормов и содержащихся в них ингредиентов;

- мониторинг качества вод и экосистемы;

- порядок проведения очистных работ и мероприятий по предотвращению загрязнения природной среды.

В 1990 г. Конгрессом США был принят действующий в настоящее время с дополнениями от 29 декабря 2000 г. Закон "О контроле за устойчивым экологическим развитием и о предотвращении загрязнения вод" (Nonindigenous Aquatic Nuisance Prevention and Control Act) <1>.

--------------------------------

<1> 16 U.S. Code. Chapter. 67.

 

Закон закрепил общие правила, направленные на поддержание надлежащего качества водных объектов в зависимости от их целевого назначения: сельскохозяйственное производство, рыбоводство, рекреационные и другие цели.

Любой из этих видов деятельности не должен приводить к нарушению установленных показателей качества вод данного водного объекта. Применительно к объектам, предназначенным для рыбоводства, особенно важно то положение, что хозяйствующие субъекты обязаны принимать все необходимые меры по предотвращению размножения инородных водных организмов, которые угрожают разнообразию и изобилию местных видов рыбы.

В соответствии с законом Министерству сельского хозяйства было поручено разработать методические рекомендации, а затем на их базе специальная рабочая группа должна была разработать обязательные правила (regulations), распространяющиеся на все суда, оборудованные цистернами для обмена балластной воды. Эти правила обязательны как для американских, так и для иностранных судов, входящих в воды Великих озер, а также другие водные объекты, определяемые в установленном порядке, например в порт на реке Гудзон, Нью-Йорк.

В правилах закрепляются допускаемые нормативы выброса загрязняющих веществ, порядок отбора проб и мониторинга. Владельцы судна обязаны предварительно, до вхождения в воды США, представить в Министерство сертификат соответствия судна установленным требованиям. Правила пересматриваются не реже чем каждые 3 года.

Цель рассмотренного нормативно-технического регулирования - поддержание надлежащего качества водных объектов, его соответствие обязательным стандартам качества вод, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, предусмотренном Законом "О чистоте вод" <1>.

--------------------------------

<1> См. подробно с. 92 - 103.

 

Министерство координирует эту работу с управомоченными на то органами зарубежных стран, экспортирующих в США свою продукцию на судах этих стран, к примеру Канады и Мексики, являющихся, кстати, постоянными экспортерами в США рыбы и рыбопродуктов.

Техническое регулирование качества и безопасности окружающей среды в США осуществляется в правовой форме обязательных стандартов, утверждаемых на трех уровнях управления: федеральном, штатов, локальном (региональном).

Раньше, примерно до середины XX в., принятие природоохранных стандартов было прерогативой главным образом штатов и органов местного самоуправления. Это было обусловлено особенностями американского федерализма, главная отличительная черта которого состоит в том, что это так называемый двойной федерализм (dual federalism).

Исходя из этого действуют две параллельные, независимые друг от друга системы (федеральные и штатов) законодательных, исполнительных и судебных органов. На федеральном уровне законы и издаваемые на их основе нормативные акты исполнительной власти, в том числе обязательные стандарты, принимаются Конгрессом США и федеральными ведомствами. На уровне штатов, субъектов федерации, наделенных соответствующими суверенными правами, законы и нормативные акты исполнительной власти принимаются легислатурами штатов и органами исполнительной власти штатов.

При этом, разумеется, действует принцип верховенства федерального закона. Однако две параллельные, независимые друг от друга системы (федеральные и штатов) органов исполнительной власти, контрольно-надзорных органов, судов, прокуратуры и тюремных учреждений функционируют на началах взаимного сотрудничества и партнерства, а не субординации и подчинения.

В области законотворчества можно выделить два фундаментальных положения. Первое: полномочия федеральной власти ограничены, и она может принимать законы только в предоставленных ей Конституцией пределах. Второе: принятие законодательных актов - это прежде всего компетенция штатов. "Компетенция федеральных органов - исключение, которое всегда должно основываться на определенной статье Конституции" <1>.

--------------------------------

<1> Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 344.

 

Конституция США действует более 200 лет, и основные ее положения доказали свою жизнеспособность. Вместе с тем развитие науки и техники, преобразования в экономической и социальной сферах выдвигают новые задачи, которые нельзя было предвидеть при принятии Конституции. Их решение требует проведения единой общенациональной политики в различных сферах. Охрана окружающей среды - одна из них. Достаточно сказать, что уровень требований, например, к качеству атмосферного воздуха и вод существенно различается в разных штатах.

Отсюда необходимость выработки единой экологической политики для всей страны и принятия федеральных природоохранных законов. На их основе и в развитие необходимо было принять обязательные федеральные стандарты, устанавливающие нижнюю границу качества и безопасности объектов окружающей среды.

В 1970 - 1980-е гг. были приняты основополагающие федеральные законы, определившие систему правового регулирования в области охраны окружающей среды, в том числе обязательные стандарты как ее неотъемлемая часть. Правовым основанием принятия федеральных законов в этой области, так же как и в других областях, где необходимо проведение общенациональной политики, явилась так называемая торговая оговорка, закрепленная в разд. 8 (4) ст. 1 Конституции.

На протяжении всей истории страны, да и в настоящее время, идет противостояние органов власти штатов и федерации: с одной стороны, не нарушили ли федеральные органы суверенные права того или иного штата, а с другой - не противоречит ли деятельность отдельных штатов общенациональным интересам. Это относится ко всем сферам экономической и социальной жизни общества, в том числе и к экологии. Арбитром при столкновении такого рода интересов и возникающих в связи с этим споров является суд.

Наряду с такого рода делами в судебной практике США заметное место занимают другие дела, связанные с нормативно-техническим регулированием в области охраны окружающей среды. Это прежде всего дела об уровне закрепляемых в стандартах и других НТД нормативов, а также о невыполнении предписания закона об утверждении того или иного документа в определенный срок.

Суды рассматривают иски, предъявляемые заинтересованными сторонами, требующими отмены, пересмотра или изменения нормативов. Хозяйствующие субъекты - потенциальные источники загрязнения обычно заявляют, что закрепленные в документе нормативы завышены, слишком "жесткие", "строгие" и обеспечить их выполнение технически невозможно или экономически нецелесообразно. Общественные экологические организации зачастую, наоборот, полагают, что нормативы занижены и не решают задачу охраны окружающей среды. Иски о невыполнении предписаний закона о принятии документа обычно предъявляются экологическими организациями <1>.

--------------------------------

<1> Более подробно см.: Брославский Л.И. Экология и охрана окружающей среды. Законы и реалии США и России. М., 2013. Гл. 1, 5.

 

В декабре 1969 г. был принят Закон "О национальной политике в области охраны окружающей среды" (National Environmental Policy Act - NEPA) <1>, введенный в действие с 1 января 1970 г.

--------------------------------

<1> U.S.C. & 4321 - 4347.

 

Закон провозгласил: "Предотвращение и устранение ущерба, причиняемого окружающей среде, в целях обеспечения здоровья и благосостояния людей являются делом национальной политики; все граждане имеют право жить в здоровой окружающей среде и обязаны способствовать сохранению и улучшению ее качества".

Основной лейтмотив закона - здоровье и безопасность каждого человека так же важны, как и экономическое развитие и процветание страны в целом. Государственная политика должна гарантировать и обеспечить всем гражданам США безопасную, здоровую и благоприятную среду обитания, отвечающую их эстетическим и культурным запросам. Каждый гражданин должен пользоваться здоровой окружающей средой, и каждый гражданин несет ответственность за сохранение и повышение качества окружающей среды.

Этот закон стал первым федеральным законом современного этапа развития американского экологического (природоохранного) законодательства. На его основе и в развитие в последующие годы были приняты федеральные законы, в том числе по отдельным сферам окружающей среды.

Определив главные стратегические направления на длительную перспективу, эти законы, по мнению специалистов, произвели революцию в области охраны окружающей среды (Environmental Revolution), которую по своему воздействию на все стороны жизни общества можно сравнивать с промышленной революцией <1>.

--------------------------------

<1> Shabecoff Ph. A Fierce Green Fire. The American Environmental Movement. Hill and Wang. New York, 1993. P. 130 - 137.

 

В настоящей работе рассматриваются три закона и системы нормативно-технического регулирования (обязательной стандартизации) в соответствующих сферах окружающей среды как средство реализации закрепленных в этих законах положений и достижения поставленных целей.

Это Законы от 1972 г. "О чистоте вод" (с дополнениями 1977 и 1987 гг.) (Clean Water Act - CWA) <1>; от 1974 г. "О безопасности (пригодности) питьевой воды" <2> (с изменениями и дополнениями 1986 и 1996 гг.) (Safe Drinking Water Act - SDWA) и от 1970 г. "О чистоте атмосферного воздуха" (с дополнениями 1977 и 1990 гг.) (Clean Air Act - CAA) <3>.

--------------------------------

<1> 33 U.S.C. & 1251 to 1387.

<2> 42 U.S.C. & 300f to 300j-26.

<3> 42 U.S.C. & 7401 to 7671q.

 

Следует отметить, что еще до принятия федеральных природоохранных законов США стали переходить на разработку федеральных программ, основанных на обязательных федеральных стандартах. По вопросам качества атмосферного воздуха, например, с 1955 г. на штаты возлагалась ответственность за претворение в жизнь требований федеральных стандартов.

Нормативно-техническое регулирование в области охраны вод. Закон "О чистоте вод" утвердил национальную программу (систему) прекращения загрязнения вод (National Pollutant Discharge Elimination System) <1>, закрепленную актами законодательного и нормативно-технического регулирования и направленную на обеспечение надлежащего качества и безопасности вод.

--------------------------------

<1> В дальнейшем - национальная система.

 

Закон регулирует отношения, связанные с чистотой поверхностных вод и контролем за их загрязнением во всех водоемах и водотоках страны, как естественных, так и искусственных. Это реки и их притоки, ручьи, озера, заливы, лагуны, моря и океаны, относящиеся к территориальным водам США, каналы, водохранилища, пруды и др., находящиеся на поверхности земли, а также втекающие в них подземные воды. Подземные воды не являются объектом данного закона.

Национальная система включает в себя наряду с положениями данного закона другие федеральные законы и законы штатов в области охраны вод, нормативные акты EPA, а также местных органов власти. Обязательные стандарты, утверждаемые на всех уровнях управления, являются неотъемлемой частью национальной системы, средством реализации положений законодательства через технические нормативы, требования, правила.

Элементами национальной системы являются:

- стандарты качества вод (water quality standards);

- "технологические стандарты", закрепляющие технически обоснованные нормативы - допускаемые количество и концентрацию сбрасываемых в воды загрязняющих веществ (effluent standards);

- нормативы допускаемого общего количества загрязняющих веществ ежедневно сбрасываемых всеми источниками загрязнения в конкретный водный объект (total maximum daily loads - TMDL);

- сертификаты, устанавливающие лимиты выброса загрязняющих веществ индивидуальным источникам загрязнения (permits).

Стандарты и TMDL выполняют регулирующие, а сертификаты - правоприменительные функции.

Различные правила нормирования и контроля за выбросом загрязняющих веществ установлены в зависимости от вида источника загрязнения.

Закон выделяет две группы источников загрязнения: определенные и неопределенные.

Определенные источники загрязнения несут непосредственно в водные объекты содержащие загрязняющие вещества воды, являющиеся результатом производственно-хозяйственной и иной деятельности (direct discharge).

В свою очередь, они подразделяются на предприятия (компании промышленности и муниципальные водостоки городов и других населенных пунктов. Все они сбрасывают сточные воды по трубам, каналам, тоннелям, дренажным канавам, акведукам, желобам и другим стационарным, специально предназначенным для этих целей стокам. В числе средств и путей перемещения загрязненных вод и других жидкостей определенными источниками закон называет также траншеи, колодцы, водоемы, резервуары, контейнеры, подвижные составы и т.п. Поэтому определенными источниками загрязнения могут быть речные и морские суда, животноводческие фермы, имеющие автоматические линии, и т.д.

К неопределенным источникам загрязнения относятся различные виды деятельности человека, когда мусор и другие отходы не сбрасываются непосредственно в водные объекты, а попадают туда другим путем.

Так, при поливе и орошении посевов вода, стекающая с сельскохозяйственных земель в близлежащие воды, несет большое количество пестицидов и различных химикатов. Дожди, снега, бури, ураганы несут в воды мусор и другие отходы с городских улиц и строек, бензин с автостоянок, отходы с шахт, рудников и приисков. Сюда же относится и круговорот воды в природе, когда содержащиеся в воздухе вредные вещества попадают в воды в результате выпадения атмосферных осадков.

Национальная система распространяется только на определенные источники загрязнения. Для неопределенных источников загрязнения установлен иной правовой режим.

Стандарты качества вод. Их утверждение - прерогатива штатов, на которые возложена и обязанность реализации закрепленных в стандартах требований. EPA как федеральный орган разрабатывает предельные, максимально допустимые нормативы выброса в воды загрязняющих веществ. Эти нормативы устанавливают минимальные физические, химические и биологические параметры, которым должно отвечать качество вод при их использовании по тому или иному назначению.

EPA издает также методические указания по определению показателей качества и качественных характеристик, закрепляемых стандартами отдельных штатов, и предоставляет штатам техническую информацию о средствах, способах и методах, применяемых для восстановления и поддержания надлежащего качества вод.

Все стандарты качества вод представляются в EPA на рассмотрение и согласование. Если тот или иной стандарт не закрепляет необходимый уровень требований, EPA дает штату обязательные для исполнения указания о внесении в стандарт соответствующих изменений и дополнений. В случаях, когда штат вообще не утвердил стандарт или закрепленный в нем уровень ниже федеральных требований, EPA само утверждает стандарт для данного штата. Такой порядок позволяет проводить единую техническую политику в области экологической стандартизации качества вод и не допускать снижения уровня требований, что нередко пытаются сделать штаты, ссылаясь на характерную для данной местности специфику. Стандарты периодически пересматриваются, не реже чем через каждые 3 года.

Стандарты закрепляют нормы и требования, распространяющиеся на конкретные водоемы и водотоки или их участки, зоны и т.п. с учетом их целевого назначения. Стандарты состоят из трех разделов: 1) целевое назначение вод; 2) показатели качества вод; 3) политика, направленная на предотвращение ухудшения качества вод.

В первом разделе указывается назначение вод: промышленное или сельскохозяйственное производство; водоснабжение городов и других населенных пунктов, в том числе питьевой водой; рыбоводство и обеспечение жизнедеятельности водной фауны и флоры; место отдыха и развлечения людей и т.д. Обычно водные объекты используются для ряда назначений. Бывает, что качество вод не позволяет обеспечить их использование по всем намечаемым назначениям. В этих случаях планируется проведение определенных работ, чтобы обеспечить возможность использования вод по каждому назначению, а в стандарте устанавливается дата, к которой эта задача должна быть решена.

Целевое назначение вод штаты должны согласовывать с EPA, осуществляющим контроль за тем, чтобы штаты не снижали уровень требований к качеству вод и они использовались бы по всем возможным назначениям, в числе которых обычно есть рыбоводство и купание людей.

Бывает, что отдельные водоемы и водотоки вообще непригодны для рыбоводства, жизнедеятельности живых организмов и купания людей из-за загрязнения в результате природных катаклизмов, слишком медленного течения и других обстоятельств. Штаты представляют данные об этом в EPA, и оно вправе разрешить использование этих вод только, к примеру, для промышленных и сельскохозяйственных нужд, снизив соответственно требования к их качеству.

Во втором разделе закрепляются собственно показатели качества вод, базирующиеся на нормативах EPA. Их соблюдение - необходимое условие поддержания надлежащего качества вод, гарантирующего их использование по целевому назначению. Как правило, показатели качества вод выражаются в виде количественных характеристик, то есть концентрации определенных загрязняющих веществ, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья людей, а также для жизнедеятельности водной фауны и флоры. Обычно это количество миллиграммов конкретного вещества на литр воды. Причем концентрация может быть разной, в зависимости от температуры воды.

Так, в одном из стандартов качества вод штата Аризона предусмотрено, что для обеспечения жизнедеятельности водной фауны и флоры содержание аммиака не должно превышать 6,67 мг/л при температуре от 0 до 14 °C, 4,68 мг/л при температуре 20 °C и т.д.

В отдельных случаях в стандартах дается описательная характеристика надлежащего качества вод. Например, "отсутствие видимых пенообразований", "отсутствие запаха". Такие нормы стандартов должны быть исключением из правила и могут предусматриваться в стандартах только тогда, когда невозможно установить количественные показатели.

Анализ практики применения закона показал, что одной из причин недостаточной эффективности применения стандартов качества вод является установление в них описательных характеристик вместо количественных. Поэтому в дополнениях к закону, принятых в 1987 г., была предусмотрена обязанность штатов во всех случаях закреплять в стандартах количественные показатели допускаемого содержания в них токсичных веществ.

В стандартах качества вод могут содержаться нормы запретительного характера. Так, в соответствии с рассмотренным стандартом штата Аризона запрещается выброс в реку Sabino Creek любых сточных вод, в том числе и подвергшихся очистке.

Включаемое в стандарт требование о проведении политики, направленной на недопущение ухудшения качества вод, основано на трех правилах: 1) обязанность сохранить существующий уровень качества вод и возможность их использования по всем установленным целевым назначениям; 2) если качество вод выше закрепленного уровня качества, поскольку это было необходимо, к примеру, для купания людей и рыбоводства, снижение показателей допускается лишь в исключительных случаях, вызванных потребностями социального и экономического развития и в установленном законом порядке; 3) ни при каких обстоятельствах не допускается ухудшение качества вод, представляющих собой особую важность и ценность для общества и являющихся частью национальных парков и заповедников.

Экономический фактор, то есть предстоящие затраты в целях обеспечения соблюдения стандартов, могут, конечно, учитываться при их утверждении. Однако, в отличие от технологических стандартов, что будет рассмотрено далее, это не обязательное условие, с учетом того что затраты могут быть достаточно большими и не всегда точно исчисляемыми в случаях, когда решено добиться уровня качества, необходимого для определенного целевого использования, что называется, "любой ценой".

Разрешаемая производственно-хозяйственная деятельность не должна препятствовать использованию вод в соответствии с их установленным целевым назначением. Например, не допускается, чтобы в результате деятельности гидроэлектростанции уменьшались установленные соответствующим органом штата объем и уровень вод, необходимые для разведения рыбы, несмотря на то, что качественные показатели вод отвечают всем предусмотренным требованиям.

Стандарты качества вод могут распространяться на источники загрязнения, находящиеся как в данном штате, так и в другом, вверх по течению водотока, в который они сбрасывают загрязняющие вещества, что приводит к ухудшению качества расположенных вниз по течению вод. Выдача сертификатов на сброс загрязняющих веществ с учетом указанных стандартов позволяет предотвращать загрязнение вод источниками загрязнения, расположенными в штате вверх по течению водотока.

Технологические стандарты, нормирующие выброс загрязняющих веществ промышленными предприятиями. Эти стандарты утверждаются EPA с учетом следующих факторов: категория загрязняющих веществ и степень их токсичности; продолжительность воздействия на качество вод; распад, разложение, растворение, расщепление и (или) прекращение отрицательного воздействия; обычная или предполагаемая выживаемость находящихся в воде организмов, подвергшихся воздействию этих загрязняющих веществ; ценность таких организмов; каким образом и в какой степени воздействуют токсичные вещества на организмы.

Загрязняющие вещества подразделяются на три категории: обычные, необычные и токсичные. Обычные загрязняющие вещества - это нефть, жиры, бактерии фекальных масс и др.; они характерны для сточных вод, поступающих из муниципальных водостоков, и для очистки от них строятся специальные водоочистные станции.

Необычные загрязняющие вещества - это все загрязняющие вещества, не включенные в перечни обычных и токсичных загрязняющих веществ; среди них можно назвать азот, фосфор, окиси углерода и др.

Токсичные загрязняющие вещества - это загрязняющие вещества или их комбинации, которые в результате выброса попадают в организм непосредственно из окружающей среды или через потребляемые продукты питания и согласно располагаемым EPA данным могут являться причиной смерти или различных заболеваний, прежде всего рака и генетических мутаций.

К ним относятся, например, ДДТ; углеводороды, содержащие хлор, ртуть, кадмий, свинец и другие токсичные металлы.

Закон установил перечень особо опасных загрязняющих веществ, включив в него 126 загрязняющих веществ, и обязал EPA регулярно его пересматривать и обновлять.

В зависимости от степени опасности той или иной категории загрязняющих веществ для здоровья людей и жизнедеятельности водных организмов, в технологических стандартах закрепляются допускаемые нормативы их выброса в воды. Естественно, наиболее строгие нормы, то есть наименьшее разрешаемое количество выброса, предусмотрены для токсичных веществ, к примеру таких, как ртуть. Менее опасны обычные загрязняющие вещества. Выброс любых радиологических, химических и биологических боевых отравляющих веществ, а также высокоактивных радиоактивных отходов и медицинских отходов полностью запрещается. Выделение тепла - также фактор, способствующий ухудшению качества вод, соответственно, оно лимитируется точно так же, как и выброс загрязняющих веществ.

Есть четыре вида стандартов, нормирующих выброс загрязняющих веществ исходя из технических возможностей и затрат, необходимых для обеспечения соблюдения этих норм; от категории загрязняющих веществ, а также от того, являются ли эти предприятия новыми или действовавшими на момент введения в действие стандарта.

Первый вид - это стандарты, базирующиеся на наилучшей применяемой в настоящее время на практике технологии (Best Practicable Control Technology Currently Available - BPT). При утверждении такого стандарта для соответствующей отрасли или подотрасли EPA обязано провести экономический анализ, сопоставив предстоящие затраты с экономическими и социальными выгодами от уменьшения загрязнения вод. Это означает, что затраты должны быть соразмерны с предполагаемыми выгодами.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.