Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Название документа 7 страница



Обязательные стандарты, закрепляющие требования к безопасности продукции и окружающей среде - необходимое средство, используемое государством в целях обеспечения потребительской и экологической безопасности.

Стандарты на продукцию закрепляют минимальные требования безопасности к выпускаемой в США и импортируемой из других стран продукции, то есть устанавливают нижний допускаемый предел, и при несоблюдении любого из этих требований продукция считается дефектной, что влечет за собой запрещение ее выпуска, ввоза в страну, реализации, а также применение мер правового воздействия и юридической ответственности.

Выброс в атмосферу выхлопных газов автомашинами и загрязняющих веществ нефтеперерабатывающими и химическими предприятиями и работающими на угле электростанциями; загрязнение вод, в том числе источников питьевой воды, отходами производства и загрязняющими веществами, попадающими в воды через муниципальные водостоки, и т.д. и т.п. вызывают все большую озабоченность в США и других промышленно развитых странах.

В целях защиты окружающей среды и обеспечения ее надлежащего качества издаются соответствующие законы и принимаются обязательные стандарты, устанавливающие уровень качества отдельных компонентов (объектов) окружающей среды (атмосферный, воздух, воды земли) и закрепляющие допускаемые нормативы выброса в них загрязняющих веществ.

Необходимость государственного технического регулирования, то есть обязательной стандартизации, возникала в США по мере развития науки и техники и выпуска массовой продукции и диктовалась потребностями общества. Производство сложных изделий оказалось невозможным без надлежащей технической регламентации; особенно наглядно это было видно при выпуске автомашин, традиционно ведущей отрасли США, где задействованы сотни изготовителей, выпускающих узлы и детали, поставляемые автозаводам.

Главными факторами поначалу были экономические и производственно-технологические, а не забота о безопасности и охрана жизни и здоровья потребителей. Конкуренция была и остается движущей силой развития рыночной экономики, и для нее одним из важнейших является принцип "что не запрещено, то дозволено". Поэтому государственное техническое регулирование качества продукции в форме утверждения обязательных стандартов ограничивается в США лишь вопросами ее безопасности, а не нормированием показателей качества, определяющих все потребительские свойства продукции.

Первые попытки координировать разработку обязательных стандартов на продукцию в США относятся к началу XX в. Вызвано это было необходимостью обеспечить безопасность при потреблении и эксплуатации многих новых видов массовой продукции, которые стала выпускать промышленность в индустриальную эру. Поначалу это была инициатива профессиональных общественных организаций, а не государственных органов.

Так, в 1914 г. Американское общество инженеров-механиков (American Society of Mechanical Engineers - ASME) впервые разработало кодекс, устанавливающий требования к безопасности бойлеров, автоклавов, баллонов со сжатым газом и т.п. при их конструировании, производстве и эксплуатации. Это было вызвано постоянной угрозой взрывов из-за низкого качества такого рода оборудования.

В настоящее время этот Кодекс (Boiler and Pressure Vessel Code), в который были внесены многочисленные изменения и дополнения, в частности требования к безопасности оборудования, приборов, узлов и т.п. для атомных электростанций и атомной индустрии, состоит из 12 томов и насчитывает тысячи страниц. Большинство его норм и требований носят обязательный характер в силу отсылки на них Министерства энергетики. Кодекс регулярно пересматривается, не реже чем каждые 3 года.

Несмотря на четкий "правовой водораздел", для системы стандартизации США характерно, что рамки между добровольной и обязательной стандартизацией достаточно подвижны. Это проявляется прежде всего в том, что добровольные стандарты являются, как правило, базой для принятия обязательных стандартов.

Применяются два способа придания обязательной силы добровольным стандартам. Первый состоит в том, что нормы и требования добровольных стандартов переносятся, включаются в обязательные стандарты (adoption). Второй - соответствующие государственные органы делают отсылку на добровольные стандарты, указывая на обязательность соблюдения их норм и требований (reference).

Принятый Конгрессом США в 1996 г. Закон "О национальной политике по вопросам передачи распространения и внедрения технологий" (National Technology Transfer and Advancement Act, 1995) обязывает федеральные ведомства использовать разработанные частным сектором добровольные стандарты, за исключением случаев, когда они неприменимы, невыполнимы или противоречат закону.

Названный закон обязывает федеральные ведомства активно участвовать в разработке добровольных стандартов, с тем чтобы максимально были учтены общественные интересы и интересы частного сектора. В целях предотвращения излишней, чрезмерной обязательной регламентации соответствующий государственный орган до принятия им обязательного стандарта должен представить доказательства его необходимости. Другими словами, действует презумпция достаточности добровольных стандартов (presumption against certain types of regulatory action), и обязанность доказывания (burden proof) противного лежит на государственном органе, в ведении которого находится данная сфера.

Координацию взаимодействия государственных структур с частным сектором осуществляют Американский национальный институт стандартов (American National Standards Institute - ANSI) и входящий в систему Министерства торговли США (Department of Commerce) Национальный институт стандартов и технологии (National Institute of Standards and Technology - NIST).

На уровне Правительства США контроль и координация в области технического регулирования в различных областях экономики и сферах общественной жизни (промышленное производство, информационные технологии, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, жилищное строительство, безопасность продуктов питания, здравоохранение, охрана труда, защита окружающей среды и др.) осуществляется подчиненным непосредственно Президенту США Офисом по вопросам управления и бюджета (Office of Management and Budget - OBM). Он издал нормативный документ об участии федеральных органов в разработке и использовании добровольных стандартов и в совместной с частным сектором деятельности в области оценки соответствия (Federal Participation in the Development and Use of Voluntary Consensus Standards and in Conformity Assessment Activity).

Федеральные ведомства обязаны ежегодно представлять отчеты о проделанной работе. На основе этих отчетов NIST подготавливает сводный годовой отчет, который через Министерство торговли передается в OBM, а тот, в свою очередь, направляет его в Конгресс США. В отчете, в частности, дается перечень вновь разработанных и утвержденных федеральными ведомствами стандартов и дается обоснование необходимости их разработки с указанием причин, по которым не могли быть использованы добровольные стандарты.

Проект обязательного стандарта публикуется в Федеральном регистре (Federal Register) в предлагаемой редакции, а после рассмотрения всех отзывов и предложений - в окончательной редакции. OBM проводит экспертизу проекта стандарта перед его утверждением.

Основой, нормативной базой для принятия обязательных федеральных стандартов являются законы, принимаемые Конгрессом США. Обычно это законы по вопросам безопасности определенных видов продукции, работ и услуг, а также законы об отдельных объектах (компонентах) окружающей среды. Наряду с регулированием основных положений и правил, связанных с их безопасностью, и введением при необходимости мер административной и уголовной ответственности законы содержат поручение органам исполнительной власти (government) разработать и утвердить федеральные стандарты.

В США, как и в России, три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Президент не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Это означает, что он выполняет и функции премьер-министра. Причем Совета Министров, подобно тому, как это имеет место в России, Франции, Великобритании, Германии, в США нет, а соответственно, нет и постановлений Правительства как подзаконных нормативных актов.

Администрация Президента и есть, по существу, федеральное правительство, а глава федерального ведомства (департамента, агентства), секретарь (Secretary) или руководитель (Administrator), имеет статус, аналогичный статусу министра Российской Федерации. Поэтому реализация, детализация и конкретизация положений закона происходит через посредство нормативных актов федерального ведомства, которому Конгресс поручает принять те или иные документы.

В России традиционно существует иная иерархия нормативных актов: закон - постановление Правительства - нормативный документ министерства (ведомства). Так, в соответствии с Законом "О техническом регулировании" (п. 3 ст. 31) "аккредитация органов по сертификации... осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации". В США такого рода поручение закон дает непосредственно федеральному ведомству, причем в соответствующей статье закона обычно указывается не само ведомство, а его глава. К примеру, принятие федеральных стандартов безопасности автомашин поручено министру транспорта США (Secretary of Department of Transportation).

Все принятые Конгрессом США федеральные законы публикуются в так называемом Федеральном кодексе США (United States Code - U.S.C.). В него постоянно вносятся изменения и дополнения, принятые к соответствующим законам. По существу, это не кодекс в обычном его понимании как единый нормативный документ (как, к примеру, гражданские и уголовные кодексы России, Франции и других стран, придерживающихся континентальной системы права), а многотомное собрание законодательных актов, хотя и со сквозной нумерацией, как это будет видно из последующих ссылок.

Обязательные национальные стандарты, утверждаемые соответствующими федеральными органами, по своей юридической природе являются ведомственными нормативными актами и публикуются в так называемом Кодексе федеральных нормативных актов (Code of Federal Regulations - C.F.R.), являющемся аналогом издаваемого в России "Бюллетеня нормативных актов министерств и ведомств".

Наряду с федеральными стандартами в нем публикуются "обычные" нормативные акты организационного характера, в то время как стандарты - "специфические" нормативные акты, содержащие технико-юридические нормы. Regulations (регламенты) являются аналогом издаваемых в России положений, правил, инструкций, методических указаний. Обязательные стандарты также являются одним из видов регламентов (regulations).

Утверждение обязательных федеральных стандартов - прерогатива соответствующих федеральных ведомств, в зависимости от области, в которой они выполняют функции государственного управления.

Среди них:

- Департамент (министерство) транспорта (Department of Transportation - DOT);

- Департамент (министерство) торговли (Department of Commerce);

- Комиссия по вопросам безопасности потребительских товаров (Consumer Product Safety Commission);

- Департамент (министерство) энергетики (Department of Energy - DOE);

- Департамент (министерство) сельского хозяйства (Department of Agriculture - USDA);

- Департамент (министерство) внутренних дел (Department of Interior);

- Администрация по вопросам безопасности и охраны здоровья работников (Occupational Safety and Health Administration - OSHA);

- Департамент (министерство) по вопросам жилищного и городского строительства (Department of Housing and Urban Development);

- Департамент (министерство) труда (Department of Labor);

- Агентство по вопросам охраны окружающей среды (Environmental Protection Agency - EPA);

- Департамент (министерство) иностранных дел (State Department);

- Департамент (министерство) обороны (Department of Defense - DOD).

В настоящее время большинство действующих обязательных стандартов (около 30 тыс.) утверждены Министерством обороны.

Децентрализация американской системы стандартизации проявляется, как видно из приведенного перечня, в множественности утверждающих обязательные стандарты государственных органов. Но гораздо больше организаций, разрабатывающих добровольные стандарты. В США этим занимаются сотни главным образом негосударственных, частных организаций.

Национальным органом по стандартизации в США является Американский национальный институт стандартов (в дальнейшем - ANSI), основанный в 1918 г. как нехозрасчетная организация.

Несмотря на то что ANSI называется институтом, фактически это ассоциация, членами которой являются государственные органы, предприятия, компании, организации, учреждения и частные лица, которые подразделяются на шесть категорий.

Компании (Company Member (C)): корпорации и иные юридические лица, занимающиеся производственной, коммерческой, торговой и иной хозяйственной деятельностью, а также научные организации, учебные заведения, испытательные центры и др., работающие на хозрасчетных началах и получающие прибыль.

Государственные органы (Government Member (G)): департаменты, агентства и другие государственные органы, федеральные, штатов и локальные (региональные).

Организации (Organizational Member (O)): научные, профессиональные, потребительские общества и организации, а также иные общественные организации, в том числе профсоюзы, главная отличительная черта которых заключается в том, что все они нехозрасчетные.

Учебные заведения (Educational Member (E)): университеты, учебные институты, колледжи и академии, не находящиеся на хозрасчете, а финансируемые за счет бюджета и иных источников (к примеру, благотворительных фондов).

Международные организации (International Member (Int)): организации, учреждения, компании любого профиля, создание и деятельность которых регулируется международным правом и на которые не распространяется законодательство США.

Частные лица (Individual Member (Ind)): граждане США, заинтересованные в участии в деятельности по стандартизации и сертификации.

Деятельность ANSI направлена на повышение конкурентоспособности американской продукции на мировом рынке, обеспечение безопасности продукции при ее использовании и потреблении, охрану окружающей среды и улучшение качества жизни граждан США.

ANSI осуществляет координацию и методическое руководство работами в области добровольной стандартизации и оценки соответствия. Одно из важнейших направлений его деятельности - гармонизация американских стандартов с международными.

ANSI является официальным представителем США в двух ведущих международных организациях - Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization (ISO)) и Международной электротехнической комиссии (International Electrotechnical Commission (IEC)). ANSI принимает активное участие практически во всех технических программах этих организаций и возглавляет ряд ключевых комитетов и рабочих групп.

Многие американские стандарты полностью или частично стали международными.

В 2004 г. в ANSI был образован комитет, занимающийся разработкой национальной стратегии в области стандартизации. Его главная задача - постоянная работа по рассмотрению и корректировке одобренного в 2000 г. советом директоров ANSI документа, определяющего национальную стратегию в области стандартизации (United States Standard Strategy).

Эту работу ANSI проводит в тесном сотрудничестве с Национальным институтом стандартов и технологии (National Institute of Standards and Technology - NIST), государственной научно-исследовательской организацией в системе Министерства торговли США (US Department of Commerce).

ANSI и NIST подписали соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимодействии (Memorandum of Understanding) в деле разработки национальной стратегии в области стандартизации. Очевидно, ее нельзя отождествлять с государственной политикой (стратегией), под которой понимается деятельность только государственных органов. Национальная стратегия по смыслу выполняемых ANSI и NIST функций - результат взаимодействия и сотрудничества государственных структур с частным сектором.

Не являясь, как правило, непосредственным разработчиком стандартов, ANSI наблюдает и анализирует деятельность многочисленных научно-исследовательских организаций, компаний, государственных органов, общественных организаций по подготовке проектов стандартов, содействуя выработке единых подходов при определении характеристик продукции, средств и методов испытаний, использовании понятий и терминов.

В 2009 г. ANSI и NIST разработали комплекс стандартов для ядерной индустрии Nuclear Energy Standards Coordination Collaborative (NESCC).

Методические рекомендации ANSI определяют порядок подготовки проектов стандартов, получения и анализа отзывов, предложений и замечаний, привлечения всех заинтересованных сторон, представляющих государственный и частный секторы, широкого обсуждения доработанных проектов и достижения консенсуса при их согласовании с учетом уровня развития науки и техники и запросов потребителей.

Ни одна организация в США, государственная или частная, не осуществляет контрольные функции за разработкой стандартов. Координационная деятельность ANSI заключается, в частности, в том, что ANSI аккредитует организации, разрабатывающие добровольные стандарты, а также сами эти стандарты.

Такого рода аккредитацию следует отличать от аккредитации для выполнения работ по сертификации продукции. ANSI проверяет не обоснованность и достоверность норм, показателей или требований стандартов и не их соблюдение, а порядок, процедуру согласования и принятия стандартов и насколько все это соответствует методическим рекомендациям ANSI. Другими словами, эта аккредитация носит главным образом учетно-информационный характер, что помогает ориентироваться в "безбрежном море американской добровольной стандартизации".

В условиях рыночной экономики разработчики безусловно заинтересованы в продвижении "своих" стандартов, а посредством их аккредитации ANSI стремится к тому, чтобы эти стандарты разрабатывались в соответствии с главными принципами американской стандартизации - консенсус всех заинтересованных сторон и четкая процедура, обеспечивающая широкое обсуждение и принятие стандартов с учетом общественных интересов и запросов потребителей.

Разработчиками национальных стандартов могут быть только организации, аккредитованные ANSI. В своей деятельности они руководствуются Методическими рекомендациями о порядке подготовки Американских национальных стандартов (ANSI Essential Requirements due process requirements for American National Standards). Проекты стандартов получают статус Американских национальных стандартов только после их рассмотрения и одобрения ANSI.

Организации, не являющиеся членами ассоциации и желающие стать разработчиками национальных стандартов, при подаче ходатайства об их аккредитации уплачивают взнос в размере 3 тыс. долл.

Многие из американских национальных стандартов получили статус международных.

Среди них можно отметить стандарты, регламентирующие разработку и использование компьютерных программ, устанавливающие размеры бумаги для делопроизводства, закрепляющие требования к очкам, предохраняющим глаза от повреждений во время работы, стрельб и т.п., требования к оборудованию кухонь ресторанов, кафе и т.п.

В настоящее время ANSI аккредитовал более 200 организаций в качестве разработчиков национальных стандартов. Среди них ASTM International, Underwriters Laboratories, Inc., NFPA International, ASME International, ASHRAE, CSA America, Inc. и NSF International. ANSI осуществляет методическое руководство этими организациями в процессе разработки и согласования проектов национальных стандартов, обеспечивая их при этом необходимой информацией о приоритетных направлениях стандартизации и запросах потребителей, а также следит за соблюдением правил и процедур, чтобы в принятых стандартах были максимально учтены интересы общества и индивидуальных потребителей.

В области оценки соответствия деятельность ANSI сосредоточена в основном на аккредитации программ сертификации.

Национальный институт стандартов и технологии (National Institute of Standards and Technology - NIST), основанный в 1901 г., является государственной научно-исследовательской организацией в системе Министерства торговли США (US Department of Commerce).

Главная задача NIST - оказывать всемерное содействие внедрению достижений науки и техники и повышению конкурентоспособности выпускаемой американской промышленностью продукции посредством разработки и внедрения научно обоснованных средств и методов измерений (метрология), стандартов и технологий в целях обеспечения процветания общества и улучшения качества жизни.

NIST выполняет возложенные на него функции в виде четырех взаимосвязанных программ.

1. Научные исследования на базе лабораторий NIST, направленные на создание и постоянное совершенствование новейших технологий, средств и методов измерений, улучшение качества продукции и услуг в целях повышения их конкурентоспособности на мировом рынке и удовлетворения потребностей людей, индивидуальных потребителей и общества в целом.

2. Разработка новейших технологий (Technology Innovation Program), предусматривающая создание новых, революционных технологий на основе сотрудничества государственных структур с частным сектором, инвестирования фундаментальных, в том числе поисковых, не гарантирующих немедленной прибыли исследований (high-risk), выплаты государством значительных сумм вознаграждения (high-reward), финансовой поддержки как государственных, так и частных научно-исследовательских организаций и учреждений (университетов), нехозрасчетных организаций, корпораций, компаний, в том числе малого и среднего бизнеса.

3. Оказание необходимой технической и организационно-методической помощи малому бизнесу и поддержка небольших предприятий-изготовителей (Hollings Manufacturing Extension Partnership (HMEP)) на основе сотрудничества, партнерства государственных структур на всех уровнях с частным сектором через локальные центры, находящиеся во всех штатах страны.

4. Содействие, стимулирование, поощрение качества работ (Baldrige National Quality Program), предусматривающие ежегодное присуждение премий и наград (Malcolm Baldrige National Quality Award) за достижения в этой области компаниям и предприятиям-изготовителям, организациям и учреждениям сферы обслуживания и здравоохранения, учебным заведениям и нехозрасчетным организациям.

Большинство так называемых формальных стандартов, к которым относятся и обязательные и добровольные стандарты, в отличие от стандартов de facto, разрабатываются в США частным сектором.

Круг организаций - разработчиков формальных стандартов в США весьма широк, и для выполнения таких работ не требуется специального указания, поручения, предписания и даже разрешения, хотя и действует рассмотренная раньше система аккредитации Американским национальным институтом стандартов организаций в качестве разработчиков стандартов.

Можно выделить три группы разработчиков.

Первая - профессиональные общества и ассоциации, научно-исследовательские организации и учреждения.

В качестве примера рассмотрим некоторые из таких организаций.

Ранее упоминавшееся Американское общество инженеров-механиков (American Society of Mechanical Engineers - ASME) представляет собой добровольную организацию специалистов в области механики. Оно было основано в 1880 г. в связи с систематическими авариями и несчастными случаями в процессе эксплуатации котлов, автоклавов и т.п.

ASME - один из основателей и членов Американского национального института стандартов. ASME разрабатывает стандарты и кодексы как документы технического регулирования механических приборов и оборудования. ASME - один из старейших в США разработчиков стандартов; в его ведении находится сейчас более 600 действующих стандартов и кодексов, устанавливающих требования и правила к конструированию (созданию, проектированию), производству и испытаниям широкой номенклатуры продукции, в том числе бойлеров, автоклавов, баллонов со сжатым газом и т.п., а также комплектующих узлов и деталей к ним; подъемников; лифтов; подъемных кранов; металлорежущих станков; станочных (автоматизированных) систем; ручных инструментов.

Наиболее крупный и известный документ ASME - названный ранее Кодекс (Boiler and Pressure Vessel Code - BPVC).

В рамках ASME подготовкой проектов занимаются несколько сот комитетов. После публикации и доработки проектов с учетом предложений и замечаний принятый соответствующим комитетом документ издается как стандарт ASME.

ASME работает в тесном сотрудничестве с рядом федеральных ведомств, проводит технические конференции, ведет многочисленные образовательные программы по повышению квалификации специалистов и обучению студентов высших учебных заведений, издает стандарты, другие документы и специальную литературу.

Институт инженеров в области электротехники и электроники (Institute of Electrical and Electronics Engineers - IEEE) - нехозрасчетная профессиональная организация, основанная в 1963 г. в результате слияния Института радиоинженеров (Institute of Radio Engineers), созданного в 1912 г., и Американского института электротехники (American Institute of Electrical Engineers), созданного в 1884 г.

Количество членов IEEE, специалистов в данной области науки и техники, превышает 365 тыс. человек, граждан США и еще примерно 150 стран. Это ученые и инженеры, представляющие прежде всего электротехнику, электронику и компьютерные технологии, а также представители других специальностей, интересующиеся данной областью: механики, физики, биологи, математики. Установлены различные уровни членства в зависимости от квалификации и вклада в развитие науки и техники.

К работе в IEEE привлекаются студенты, но без права голоса при принятии документов. IEEE ведет многочисленные образовательные программы и ежегодно спонсирует более 850 международных технических конференций. IEEE издает журналы и специальную литературу

Организационная структура IEEE построена по двойному принципу: территориальному (более 300 региональных отделений) и применительно к определенным областям техники (39 ассоциаций, к примеру Ассоциация по вопросам компьютерной техники).

В рамках IEEE функционирует Ассоциация по стандартизации (Standards Association) - ведущий в мире разработчик добровольных стандартов в данной области инженерной техники, а также в сфере телекоммуникаций и аэрокосмических систем. В настоящее время действует более 900 разработанных ассоциацией стандартов.

Проекты стандартов, подготовленные рабочими группами, рассматриваются специальными комитетами, в которых принимают участие представители частного сектора и государственных органов. После достижения консенсуса в комитете (не менее 75% голосов) проект стандарта направляется на рассмотрение специального комитета (Standards Board Review Committee - RevCom), в соответствии с рекомендациями которого Совет по стандартизации (Standard Board) выносит решение о принятии стандарта и публикации его как добровольного стандарта IEEE.

Одно из ведущих профессиональных обществ США, разрабатывающих стандарты в области автотехники, - Общество автоинженеров (Society of Automotive Engineers - SAE). Оно зародилось еще в начале 1900-х гг., на заре автомобилестроения, когда в США, да и во всем мире, автоизготовители исчислялись лишь десятками. Потребность в обмене техническими идеями, поиске общих путей разработки и производства такой сложной продукции, когда конечный изготовитель был связан с десятками смежников, явилась причиной объединения специалистов в профессиональные общества.

Созданное в 1905 г. Общество инженеров-автомобилистов (Society of Automobile Engineers) насчитывало всего 30 человек, однако число его членов неуклонно росло. В него вошли также специалисты в области воздухоплавания и авиации, кораблестроения и тракторостроения, и оно было переименовано в Общество автоинженеров, в качестве которого функционирует и в настоящее время. Членами его являются специалисты не только США, но и многих других стран. Теперь это уже не только национальная, но и международная организация, разрабатывающая стандарты на автотранспортные средства всех видов сообщения: наземного, водного, воздушного и космического.

Процесс интернационализации, начавшийся после Второй мировой войны, привел к глобализации, что стало характерной особенностью современной мировой экономики. SAE сейчас - это международная организация, имеющая свои секции во многих странах. В 1990-х гг. секции SAE были созданы, в частности, в России и Китае, а в Бразилии было открыто отделение, насчитывающее 1 500 членов; в 2002 г. отделение SAE было открыто также в Индии.

В настоящее время число членов SAE превышает 121 000 специалистов, 75% из них являются представителями стран Северной Америки. SAE разрабатывает в области автотехники больше стандартов, чем какая-либо другая организация в мире.

Американский институт нефти (American Petroleum Institute) является разработчиком стандартов во всех сферах нефтяной и газовой индустрии начиная с 1924 г. Действующая в настоящее время программа добровольных стандартов насчитывает 500 стандартов. Через Международную организацию по стандартизации (ISO) и другие международные организации принятые институтом стандарты получили мировое признание. В качестве разработчика стандартов в указанной сфере институт аккредитован Американским национальным институтом стандартов (ANSI), одобрившим его документ о порядке подготовки и принятия стандартов, относящихся к сфере деятельности института.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.