Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Название документа 5 страница



Приоритетными направлениями работ по стандартизации на 2011 - 2015 гг. были следующие 27 секторов: здравоохранение; машиностроение; энергетика и теплотехника; электротехника; электроника; телекоммуникации, аудио- и видеотехника; информационные технологии; механические транспортные средства и прицепы; железнодорожная техника; подъемно-транспортное оборудование; гидравлические и пневматические системы и компоненты общего назначения; технология текстильного и кожевенного производства; швейная промышленность; сельское хозяйство; производство пищевых продуктов; химическая промышленность; технология добычи и переработки нефти и смежные технологии; металлургия; резиновая и пластмассовая промышленность; лакокрасочная промышленность; строительные материалы и строительство; бытовая техника и торговое оборудование; упаковка и размещение грузов; охрана окружающей среды; досуг и туризм; метрология.

Критерии для включения в перечень: "создание доказательной базы для выполнения требований технических регламентов; устранение технических барьеров; ресурсосбережение" (Приложение N 30 к протоколу Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации N 38-2010) <1>.

--------------------------------

<1> Протокол МГС подписан представителями Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины.

 

Приоритетные направления работ по стандартизации на 2016 - 2017 гг.: наименование технического регламента или федерального закона; наименование проекта стандарта, разрабатываемого в обеспечение их исполнения; разработчики стандарта; источники финансирования разработки, экспертизы и подготовки стандарта к утверждению (федеральный бюджет, средства разработчика, без финансирования в 2016 г.).

Здесь важно подчеркнуть, что роль стандартов нельзя сводить только к созданию доказательной базы для выполнения требований технических регламентов, как это нередко имеет место в комментариях к законам о техническом регулировании и стандартизации и в приведенном критерии для включения в перечень работ по стандартизации.

Конкретизируя общие требования технических регламентов, стандарты являются средством их реализации.

Так, в целях обеспечения реализации Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" предусмотрена разработка ГОСТов "Глобальная навигационная спутниковая система", закрепляющих технические требования, методы испытаний, систему экстренного реагирования при авариях и др.

18 октября 2011 г. был утвержден Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), вступивший в действие с 15 февраля 2015 г. Анализ действующих в странах Союза НТД показал, что имеющиеся в них значительные расхождения могут стать препятствием к экономическому сотрудничеству. Была принята программа разработки межгосударственных стандартов, обеспечивающих реализацию требований ТР, а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции. Разработка стандартов была поручена России, Беларуси и Казахстану. Россия, в частности, должна была разработать 152 межгосударственных стандарта <1>.

--------------------------------

<1> Министерство транспорта Российской Федерации. Федеральное дорожное агентство. Межгосударственная стандартизация в дорожной отрасли // http://rosavtodor.ru/activity/157/162/13743.html.

 

Все это, очевидно, необходимо и оправданно. Однако в этой же публикации указывается, что "решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 июня 2012 г. N 81 утверждена Программа по разработке межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение" данного Регламента.

Возникает вопрос, к которому мы постоянно будем возвращаться в ходе настоящего исследования. Почему все планируемые стандарты заведомо признаются добровольными для применения и что означает их рекомендательный характер? Следовательно, изготовитель волен принять решение, будет он их применять и соблюдать или нет? Разве в этих стандартах не должны быть закреплены обязательные требования, обеспечивающие безопасность людей? Может быть, имеет смысл разрабатывать стандарты, содержащие как добровольные (рекомендательные), так и обязательные нормы, требования и правила?!

Анализируя государственную систему стандартизации советского периода, автор отмечал, что реформы, направленные на более широкое использование рыночных механизмов, неизбежно ведут к установлению, наряду с обязательными, также и рекомендательных норм <1>.

--------------------------------

<1> Брославский Л.И. Правовые основы стандартизации и качества. М.: Издательство стандартов, 1991. С. 15, 101 - 108.

 

Эта тенденция особенно отчетливо проявилась во второй половине 1980-х гг., в период перестройки.

Постановлением Совета Министров СССР от 25 декабря 1990 г. N 1340 "О совершенствовании работ по стандартизации в СССР" было предусмотрено, что в "условиях перевода экономики страны на рыночные отношения государственные и республиканские стандарты" должны содержать "обязательные и рекомендуемые требования к качеству продукции.

К обязательным относятся требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции.

К рекомендуемым относятся требования, характеризующие потребительские и другие свойства продукции. Необходимость их применения изготовитель и потребитель (заказчик) определяют при заключении договоров".

Контроль за выполнением обязательных требований стандартов осуществляют государственные органы управления в соответствии с их компетенцией <1>.

--------------------------------

<1> Информационно-справочная онлайн система "Технорма.RU", 2010 - 2017.

 

В обязательных стандартах и других НТД могут содержаться различные виды технико-юридических норм: императивные, диспозитивные, отсылочные, альтернативные. Это позволяет обеспечить необходимую гибкость нормативов, учитывая особенности производства и потребления (эксплуатации) продукции.

Такого рода нормативно-правовое регулирование, характерное для обязательной стандартизации советского периода <1>, сохраняет свое значение и для обязательных стандартов в условиях рыночной экономики.

--------------------------------

<1> См.: Брославский Л.И. Правовые основы стандартизации и качества. М.: Издательство стандартов, 1991. С. 15, 101 - 108.

 

Императивные нормы с конкретными нормативами или в виде общего предписания являются обязательными для исполнения разработчиками, изготовителями, заказчиками и потребителями. Отступление от них не допускается, за исключением случаев выдачи такого разрешения в установленном законом порядке управомоченным на то государственным органом.

В отличие от императивных норм, возможность определенного отступления заложена в самом НТД. Право на это предоставлено сторонам по договору, то есть разработчику, изготовителю, поставщику, продавцу по согласованию с заказчиком, покупателем, потребителем. Императивные нормы такого соглашения не допускают.

Отсылочные нормы (статьи) призваны обеспечить комплексность стандартизации (технического регулирования), и с этой целью адресуют разработчиков, изготовителей, заказчиков и потребителей к другим обязательным НТД.

В обязательных стандартах и других НТД нередко закрепляются нормативы не более, не менее, от и до. По нашему мнению, такие технико-юридические нормы можно назвать альтернативными. Они предоставляют хозяйствующим субъектам, применяющим данный нормативно-правовой документ, определенную свободу выбора.

Так, ГОСТ 12601-76 "Порошок цинковый. Технические условия" предусматривал, что в цинковом порошке марки ПЦ-5 допускается примесь кадмия не более 0,3%. Вместе с тем по согласованию изготовителя с потребителем допускается содержание кадмия до 2%, то есть определенное отступление от оптимального показателя в связи с увеличением содержания примеси.

В соответствии с ГОСТ 5521-76 "Сталь свариваемая для судостроения" листы толстолистовой стали должны быть обрезаны. Однако по согласованию изготовителя с потребителем допускается поставка листов с необрезанной кромкой (п. 3.12 раздела "Технические требования") <1>.

--------------------------------

<1> См.: Брославский Л.И. Ответственность предприятий за нарушение стандартов. М., 1988. С. 27 - 29.

 

В современных условиях, когда конкуренция всемерно стимулирует изготовителей сделать свою продукцию более привлекательной для потенциальных потребителей и опередить соперников в конкурентной борьбе, технически обоснованное использование всех этих видов норм приобретает еще большую актуальность.

Интересно, чья жизнь пробивает себе дорогу, игнорируя непродуманные и неоправданные положения закона. Обратимся к отдельным ГОСТам, принятым уже после введения в действие Закона "О техническом регулировании".

Национальный стандарт Российской Федерации "Система стандартов безопасности труда. Автомобили пожарные. Требования безопасности. Методы испытаний". ГОСТ Р 12.2.144-2005. Введен в действие впервые.

"Стандарт распространяется на пожарные автомобили (далее - ПА), создаваемые на различных колесных шасси, предназначенные для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, и устанавливает требования конструкционной, эксплуатационной безопасности к ним и методам контроля за выполнением этих требований.

Стандарт должен применяться при изготовлении новых и модернизации серийно выпускаемых ПА".

Нужно полагать, что данная формулировка означает обязательный характер применения и соблюдения закрепленных в этом Стандарте требований безопасности. Но ведь согласно Закону "О техническом регулировании" все ГОСТы теперь по определению являются обязательными!

В разделе "Общие требования безопасности" закреплены все перечисленные разновидности технико-юридических норм.

Отсылочными правовыми нормами (статьями) данного ГОСТа к другим обязательным ГОСТам и НТД являются нормы, закрепляющие технические требования к тормозной системе и нормативам ее эффективности, электрооборудованию, внешним световым приборам и светоотражающим приспособлениям, пожарной безопасности, техническому состоянию в процессе эксплуатации, ударно-прочностным характеристикам, обзорности с рабочего места водителя, требования к конструкции, обеспечивающей безопасность обслуживающего персонала от поражения электрическим током, системе отопления, вентиляции и кондиционирования и др.

В качестве примера императивных правовых норм можно привести следующие.

Внутренние замки дверей должны иметь устройства, исключающие возможность непроизвольного открытия дверей при движении автомобиля.

Ручки запирающих механизмов дверей должны иметь форму, исключающую причинение травм.

ПА должны быть оборудованы не менее чем двумя огнетушителями. Места их крепления должны находиться в легкодоступных зонах размещения оборудования. При этом один из них типа ОП-2 должен находиться вблизи сиденья водителя, а второй типа ОП-10 (или два ОП-5) - в кузове (отсеках).

ПА должны быть снабжены средствами оказания первой медицинской помощи в соответствии с Правилами дорожного движения.

ПА должны быть оборудованы системой отвода отработавших газов из рабочей зоны оператора.

Двери отсеков должны быть оборудованы самосрабатывающими запорными устройствами, исключающими их самопроизвольное открывание. Откидные двери должны быть оборудованы самосрабатывающими фиксаторами открытого положения. Шторные и подобные им конструкции дверей отсеков должны иметь фиксацию в любом положении открытия.

ПА должны быть укомплектованы двумя противооткатными упорами.

Не допускается применять какие-либо устройства, создающие электрическую связь фазных проводов или нейтрали с корпусом либо землей как непосредственно, так и через искусственную нулевую точку (кроме устройства для подавления помех радиоприему).

Примерами диспозитивной технико-юридической нормы являются следующие статьи данного ГОСТа.

Ширина дверного проема при поперечном (относительно продольной оси шасси) расположении сидений - не менее 650 мм. Ширина дверного проема при продольном (вдоль рамы шасси) расположении сидений - не менее 1 100 мм. Высота дверного проема - не менее 1 350 мм. В технически обоснованных случаях по согласованию с заказчиком допускается использование дверей штатной кабины базового шасси с соответствующими размерами дверного проема.

По условиям компоновки ПА допускается перенос элементов базового шасси (топливного бака, аккумуляторной батареи и т.д.) с их штатных мест при условии соблюдения требований нормативного документа к местам установки. Новое место установки должно быть согласовано с разработчиком (изготовителем) базового шасси.

К альтернативным нормам, когда в обязательных стандартах закрепляются предельные или минимальные нормативы, можно отнести следующие.

Полная масса ПА не должна превышать 95% полной массы, установленной для базового шасси.

Размещение топливного бака на расстоянии менее 100 мм от системы выпуска отработавших газов двигателя не допускается. Топливный бак и его заливная горловина не должны выступать за габариты кузова. Размещение дополнительных топливопроводов должно обеспечить их защиту от абразивного, коррозийного и ударного воздействий. Дополнительные топливопроводы должны иметь компенсаторы для предотвращения их повреждений в случае деформации рамы.

ПА должны быть оборудованы подножками, лестницами и поручнями (скобами). Высота подножки для доступа в ПА или на рабочую площадку ПА - не более 500 мм от уровня дороги (земли). В технически обоснованных случаях высота подножки или первой ступени лестницы может достигать 700 мм.

Ширина подножек - не менее 250 мм, глубина - не менее 200 мм. Ширина ступени лестниц - не менее 150 мм, глубина - не менее 150 мм, расстояние между ступенями - не более 300 мм. Диаметр поручней (скоб) - не менее 20 мм, высота расположения - не менее 100 мм от поверхности кузова.

Правовая норма, определяющая высоту подножки, является одновременно и альтернативной, и диспозитивной.

По такому же принципу в разделе данного ГОСТа "Контроль выполнения требований безопасности" закреплены обязательные для изготовителя методы испытаний.

Практика стандартизации свидетельствует, что и до, и после принятия законов о техническом регулировании и стандартизации нельзя обойтись без закрепления в ГОСТах обязательных требований безопасности. Обратимся к двум ГОСТам безопасности автотранспортных средств.

ГОСТ Р 50992-96 "Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие технические требования". Введен в действие с 1 июля 1997 г. Внесены изменения 18 мая 2011 г. Стандарт распространяется на автотранспортные средства (АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам России, и устанавливает общие требования к АТС и их системам, обусловленные низкими температурами внешней среды. Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности АТС, жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей среды.

С 1 января 2002 г. введен в действие ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки". Стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, Стандарт устанавливает требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС), предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды, методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации. К техническому состоянию АТС могут предъявляться дополнительные требования, устанавливаемые соответствующими нормативными документами.

Из практики технического регулирования (стандартизации) вытекает, что в одном документе могут быть одновременно нормы и рекомендательные, и обязательные. Причем это могут быть рекомендательные нормы, требования и правила по определению, то есть открывающие дорогу для конкуренции изготовителей и дающие потребителю возможность выбора продукции исходя из ее качественных свойств, безопасности и, соответственно, цены. Требования к безопасности могут быть как обязательными, так и рекомендательными.

Рассмотрим конкретный пример.

ГОСТ 6331-78 "Кислород жидкий, технический и медицинский. Технические условия". Действует с 1 января 1980 г. Стандарт распространяется на жидкий технический и медицинский кислород, получаемый из атмосферного воздуха способом низкотемпературной ректификации.

Технический кислород применяется после его газификации для газопламенной обработки металлов и других технических целей. Медицинский кислород применяется после его газификации для дыхания и лечебных целей.

Обязательные требования к медицинскому жидкому кислороду, направленные на обеспечение его безопасности для жизни и здоровья населения, изложены в табл. 1 (п. п. 1 - 9) для медицинского кислорода.

Жидкий технический и медицинский кислород должен быть изготовлен в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим регламентам, утвержденным в надлежащем порядке.

Анализ данного ГОСТа позволяет сделать следующие выводы. Он был разработан, утвержден и введен в действие в условиях системы обязательной государственной стандартизации, когда все требования ГОСТов были обязательными и добровольная стандартизация по общему правилу исключалась. Какая ситуация складывается после введения в действие Закона "О техническом регулировании"?

Поскольку все стандарты предполагается рассматривать как документы добровольные для применения, возникает вопрос: как быть с техническими требованиями к медицинскому кислороду, которые, очевидно, должны быть обязательными? Включить их в какой-либо технический регламент или разработать отдельный, специально для этой продукции технический регламент? Имеет ли это смысл? Может быть, лучше сохранить действующую структуру ГОСТа, указав во вводной части стандарта, что требования к медицинскому кислороду являются обязательными, а к техническому - рекомендательными?

На этот вопрос, а также на вопрос, какие характеристики качества и безопасности и их количественные показатели должны быть закреплены в документе, ответ должны дать организации-разработчики, специалисты в данной области технического нормирования. К тому же стандарт действует более 35 лет и очевидно нуждается в пересмотре. Однако при всех обстоятельствах должен быть четкий водораздел между нормами, требованиями и правилами обязательными и рекомендательными.

Возможно, и для изготовителей технического кислорода нужны требования безопасности, имея в виду охрану здоровья работников, занятых в процессе его использования в технических целях. И этот вопрос относится к компетенции разработчиков.

С юридической же точки зрения нет никаких препятствий для включения в один нормативно-технический документ, тот же стандарт, как обязательных, так и рекомендательных норм, требований и правил.

В российских национальных стандартах (ГОСТах), принимаемых в последние годы, во вводной части документа обычно отсутствует указание, являются они добровольными или обязательными. Это означает, что в соответствии с Законом "О техническом регулировании" эти стандарты добровольные.

Очевидно, имеется в виду, что если продукция представляет потенциальную опасность, то обязательные требования безопасности и методы испытаний на соответствие этим требованиям должны предусматриваться техническими регламентами.

Добровольные стандарты, разумеется, могут также предусматривать требования безопасности продукции. Однако они не должны быть ниже требований, закрепленных техническими регламентами. В добровольных стандартах требования безопасности могут быть предусмотрены также при отсутствии обязательных требований, закрепленных в документах органов государственной власти, либо когда необходима апробация этих требований на практике, то есть в предварительных стандартах (ст. ст. 17 и 25 Закона "О стандартизации").

Во всех случаях разработчики добровольных стандартов на потенциально опасную продукцию должны установить, закреплены ли обязательные требования безопасности этой продукции в законодательных и иных нормативных актах. Соответственно, на законы, технические регламенты и другие обязательные документы должны быть отсылки, как это издавна принято в практике стандартизации.

Рассмотрим конкретный пример.

Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации принял Межгосударственный стандарт "Творог. Технические условия" (протокол от 7 июня 2013 г. N 43). Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 июня 2013 г. межгосударственный стандарт ГОСТ 31453-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 г. Стандарт распространяется на упакованный в потребительскую тару творог (далее - продукт), изготовляемый из коровьего молока и (или) молочных продуктов, предназначенный для непосредственного использования в пищу.

Во вводной части стандарта не указано, является он рекомендательным или обязательным. Следовательно, согласно закону этот стандарт добровольный (рекомендательный). Однако на творог как на пищевой продукт должны быть закреплены требования безопасности. В самом стандарте их нет, но дается отсылка к обязательным Техническим регламентам Таможенного союза: ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки".

Здесь нужно иметь в виду одно обстоятельство: требования безопасности должны быть определенными, конкретными, учитывать при необходимости специфику данной продукции (в нашем случае это творог), а не только группы, вида, назначения.

Следовательно, разработчикам стандарта необходимо определить, достаточны ли требования обязательного технического регламента, нужно ли закрепить дополнительные обязательные требования безопасности.

Это можно сделать путем принятия еще одного обязательного документа. По нашему мнению, исходя из сложившейся многолетней отечественной и зарубежной практики предпочтительным является обязательный стандарт. Другой путь - дополнить действующий добровольный стандарт обязательными требованиями, то есть сделать его "смешанным", содержащим рекомендательные и обязательные правила.

Как уже отмечалось, нельзя согласиться с предлагаемой моделью, толкующей законы таким образом, что обязательные технические регламенты содержат общие положения и требования, которые конкретизируются в добровольных стандартах.

Общие обязательные требования безопасности продукции и методы испытаний на соответствие этим требованиям могут и должны конкретизироваться тоже только в обязательных требованиях. Способы, методы и средства достижения этого - прерогатива изготовителя.

В этой связи хотелось бы проанализировать утвержденный Госстандартом ГОСТ, закрепляющий требования безопасности лифтов, модифицированные с учетом требований, предусмотренных стандартами Евросоюза.

Таможенный союз принял Технический регламент ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" (решение от 18 октября 2011 г. с изменениями от 4 декабря 2012 г.). Приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. утвержден, в частности, ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" с датой введения в действие 1 сентября 2014 г. Исходя из Закона "О техническом регулировании" названный ГОСТ утвержден в качестве национального стандарта для добровольного применения.

Проблема, по нашему мнению, состоит в том, что совершенно непонятно, какие нормы и требования этого ГОСТа являются рекомендательными, а какие - обязательными.

Во вводной части ГОСТа указывается, что он устанавливает требования к безопасной эксплуатации лифтов и предназначен для обеспечения безопасности в период использования лифта по назначению в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" ТР ТС 011/2011.

Стандарт предназначен для применения владельцами лифтов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт (модернизацию) и оценку соответствия лифтов в период эксплуатации, а также органами государственного контроля, осуществляющими контроль за соблюдением требований ТР ТС 011/2011 на стадии эксплуатации лифтов.

Разве могут быть закрепленные в обязательном техническом регламенте требования безопасности лифтов реализованы посредством общих рекомендаций, которыми можно руководствоваться, а можно и нет? Более того, о какой безопасности может идти речь без закрепления определенных, конкретных, обязательных для соблюдения норм, требований и правил?!

Обратимся к практике стандартизации США и Евросоюза, где обязательность требований безопасности лифтов не вызывает сомнений. Различными могут быть формы документов, но суть одна - нельзя обеспечить безопасность людей и их имущества без обязательных норм, требований и правил на всех стадиях "жизненного цикла" лифтов.

В США требования безопасности лифтов являются частью обязательных строительных кодексов штатов, наряду с другими обязательными требованиями в части электрики, сантехники, энергетики, механики, использования вредных химических веществ, предотвращения пожаров и др.

В Евросоюзе действует двухуровневая система правового регулирования, в том числе нормативно-технического. Во исполнение Директив на продукцию, представляющую потенциальную опасность, утверждаются стандарты или другие нормативно-технические документы ЕС, обязательные во всех странах Евросоюза с момента введения их в действие <1>.

--------------------------------

<1> См. подробно в гл. 3.

 

Задача государственных органов - вести постоянный контроль и надзор за уровнем безопасности, установленным в добровольных стандартах, и своевременно закреплять в обязательных нормативно-правовых актах нормы, требования и правила, обеспечивающие потребительскую и экологическую безопасность.

Исключительно важно, чтобы обязательные требования безопасности закреплялись своевременно, не отставали от принятия добровольных стандартов и тем самым гарантировали государственную защиту людей и среды их обитания.

Представляют интерес проводимые в настоящее время в США работы по техническому регулированию безопасности автомашин, двигающихся на автопилоте, без водителя. В этом направлении работают наряду с автопроизводителями многие американские фирмы, специализирующиеся на компьютерных программах для автотранспортных средств. Эти наработки постоянно в центре внимания федерального агентства, на которое возложена ответственность за безопасность движения на дорогах <1>.

--------------------------------

<1> О техническом регулировании и обязательных федеральных стандартах безопасности автотранспортных средств см. подробно главу 2.

 

Одна из крупнейших корпораций по добыче нефти Shell разрабатывает стандарты, направленные на обеспечение безопасности работ и предотвращение утечки нефти в процессе глубоководного бурения в Чукотском море у северо-западного побережья Аляски (Emergency Response Standards). Требования этих стандартов после апробации их эффективности на практике, естественно, могут быть впоследствии закреплены в обязательных федеральных стандартах. Ответственность за их соответствие современному уровню достижений науки и техники возложена на специальное подразделение Министерства внутренних дел США (Interior Department Bureau of Safety and Environmental Enforcement) <1>.

--------------------------------

<1> Davenport C. Way Cleared for Drilling by Shell in Arctic Sea // The New York Times. 2015. July 23. P. A1, 6.

 

В настоящее время одна из важнейших природоохранных задач, стоящих перед мировым сообществом, - адаптация к глобальному потеплению и происходящим в связи с этим изменениям климата планеты. Нормативно-техническое регулирование производственно-хозяйственной деятельности и ее воздействие на состояние окружающей природной среды как средство реализации законодательства, национального и международного, - один из рычагов, при помощи которых эта задача должна быть решена. Уровень нормативно-технической документации должен соответствовать вызовам XXI столетия.

Подавляющее большинство ученых мира полагают, что это результат деятельности человека, выброса в атмосферу парниковых газов. Соответственно, мировое сообщество должно принять неотложные меры по сокращению их выброса и адаптации к новым климатическим условиям. Регулярно проводимые опросы ученых, занимающихся этими проблемами в различных научных учреждениях, ассоциациях, обществах и т.п., показывают, что в настоящее время это точка зрения не менее 97% специалистов <1>.

--------------------------------

<1> Cook et al. Consensus on consensus: a synthesis of consensus estimates on human-caused global warming // Environmental Research Letters. Vol. 11. No. 4 (13 April 2016); DOI: 10.1088/1748-9326/11/4/048002.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.