Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Название документа 6 страница



 

В соответствии с прогнозами Агентства ООН по вопросам климата (UN Climate Agency) 2016 г. был наиболее теплым годом, а нынешняя пятилетка (2011 - 2016 гг.) должна стать самой теплой с тех пор, как ведется ежегодный учет температуры Земли.

Всемирная метрологическая организация (World Metrological Organization - WMO) заявила: все более очевиден факт, что глобальное потепление - результат деятельности человека, и его следы отчетливо прослеживаются на изменениях погодных условий в последние годы.

Межправительственная группа экспертов по вопросам изменения климата (Intergovernmental Panel on Climate Change) на состоявшейся в октябре 2016 г. 44-й сессии одобрила доклад о влиянии на окружающую природную среду и жизнедеятельность человека глобального потепления на 1,5 °C выше доиндустриального уровня. На его основе рекомендуется разработать к 2018 г. мероприятия, направленные на предотвращение угроз изменения климата, связанных с выбросом парниковых газов. В 2019 г. предлагается провести инвентаризацию парниковых газов.

WMO опубликованы следующие данные о негативных последствиях продолжающегося изменения климата планеты.

Поднимается уровень Мирового океана, начиная с 1993 г. - ежегодно на 3 мм, в то время как в период с 1990 по 2010 г. он составлял ежегодно в среднем 1,7 мм.

Повышается температура Арктики. В некоторых регионах российской Арктики средняя температура повышается на 6 - 7 градусов по сравнению со средней температурой, зафиксированной за длительный период наблюдений за ее уровнем. В других регионах Арктики и примыкающих к ней территорий России, северо-западной Канады и Аляски температура повышалась по крайней мере на 3 градуса выше средней. Таяние льдов привело, в частности, к значительному уменьшению ледовой поверхности Арктики, которую принято называть "легкие планеты Земля".

Резкие перепады температуры, засухи, наводнения, ураганы, тайфуны были причиной гибели людей, ухудшения качества жизни и колоссальных материальных убытков.

В Восточной Африке в период с 2010 по 2012 г. от засухи погибли 258 тыс. человек. Тайфун, пронесшийся на Филиппинах в 2013 г., унес жизни 7 800 человек. Экономические потери США от урагана Сэнди (Sandy) в 2012 г. составили 67 млрд долл. В результате экологических катастроф только за один 2015 г. 15 млн человек в мире лишились жилья <1>. В соответствии с данными Детского фонда ООН (United Nations Children's Fund) примерно 300 млн детей дышат воздухом, загрязненным высокотоксичными вредными веществами, представляющими серьезную угрозу для их здоровья. Примерно 220 млн из них проживают в странах Южной Азии, где загрязненность воздуха по крайней мере в шесть раз превышает норматив, признанный Всемирной организацией здравоохранения безопасным <2>.

--------------------------------

<1> Zavis A. Climate's "human footprint" growing increasingly visible // The Los Angeles Times. 2016. November 18. P. A2.

<2> Anand G. 300 million Children Tallied in Toxic Air // The Los Angeles Times. 2016. October 31. P. A10.

 

Уменьшение выброса в атмосферу парниковых газов без ущерба экономике вполне реально. Согласно данным основанной в 2001 г. международной научной программы Global Carbon Project в 2014 и 2015 гг. уровень выброса парниковых газов оставался прежним, несмотря на продолжающийся экономический рост. Это связано прежде всего с сокращением использования угля как источника энергии в США и Китае. Тем не менее необходимы согласованные действия мирового сообщества, особенно промышленно развитых стран. Достаточно сказать, что в том же 2015 г. выброс парниковых газов в Индии вырос более чем на 5% <1>.

--------------------------------

<1> Zavis A. Op. cit.

 

На Всемирной конференции ООН по вопросам изменения климата, проходившей в Париже с 30 ноября по 11 декабря 2015 г., было принято глобальное соглашение, которое должно прийти на смену Киотскому протоколу, принятому 11 декабря 1997 г. и вступившему в силу 16 февраля 2005 г. Действие Киотского протокола заканчивается в 2020 г., и с этого момента должно начаться действие Парижского соглашения. Оно было единодушно одобрено представителями около 200 стран, принимавших участие в работе конференции.

В преамбуле Соглашения указывается, что, несмотря на усилия мирового сообщества по сокращению выброса парниковых газов, процесс глобального потепления в результате деятельности человечества продолжается и представляет собой серьезную угрозу, поскольку может стать причиной засух, наводнений, тайфунов, ураганов и других природных катаклизмов.

По мнению экспертов, общий объем выбросов может достигнуть 55 гигатонн к 2030 г., в то время как максимальная отметка не должна превышать 40 гигатонн. Отсюда вывод: мировое сообщество должно незамедлительно принять более интенсивные меры.

Главная цель мирового сообщества в соответствии с Соглашением - добиться значительного уменьшения выброса в атмосферу парниковых газов и удержать тем самым глобальное потепление в пределах 2 °C, а также принять все возможные меры для удержания потепления в пределах 1,5 °C по отношению к средней температуре доиндустриальной эпохи (ст. 2 Соглашения).

Уровень 2 °C, по мнению климатологов, является пороговым увеличением, после которого могут начаться необратимые климатические изменения.

Для достижения этой цели потребуется полное прекращение выброса в атмосферу парниковых газов в результате деятельности человека начиная со второй половины столетия (ст. 2 ч. 1 Соглашения).

Для удержания повышения температуры в пределах 1,5 °C полное прекращение выброса парниковых газов, как полагают эксперты, должно состояться между 2030 и 2050 гг.

Парижским соглашением предусмотрено оказание необходимой помощи развивающимся странам, в том числе финансовая поддержка проводимых ими мероприятий по адаптации к изменениям климата (ст. 3 Соглашения).

Подчеркивая ведущую роль промышленно развитых стран в деле адаптации к изменяющимся климатическим условиям, участники конференции предусмотрели в итоговом соглашении, что промышленно развитые страны обязуются выделять ежегодно 100 млрд долл. развивающимся и слаборазвитым странам начиная с 2020 г. (когда заканчивается действие Киотского протокола и должно начать действовать Парижское соглашение) вплоть до 2025 г.

После этого предполагается обсуждение вопроса о финансовой поддержке этих стран, в том числе о самофинансировании связанных с адаптацией к новым климатическим условиям мероприятий.

Промышленно развитые страны каждые 2 года должны отчитываться о выделенных на это финансовых средствах.

Финансовая помощь в соответствии с Парижским соглашением будет осуществляться через Зеленый климатический фонд и Глобальный экологический фонд.

В многочисленных комментариях итогов всемирного форума достигнутое соглашение называют историческим. Здесь следует прежде всего подчеркнуть одно исключительно важное обстоятельство: к нему присоединились не только промышленно развитые, но и развивающиеся и слаборазвитые страны. Ведь в соответствии с Киотским протоколом обязательства по сокращению эмиссии загрязняющих веществ взяли на себя только промышленно развитые страны. Это одна из причин, по которым все поставленные Киотским протоколом задачи не были решены, а цели не достигнуты <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Pratt A. Three Key Elements of Post-2012 International Climate Policy Architecture // Oxford Journal Economics @ Social Sciences. Review Environmental Economics and Policy. 2012 winter, vol. 6. P. 65 - 85.

В этой связи представляет интерес следующая информация. США подписали Киотское соглашение в конце президентского срока Билла Клинтона, однако не ратифицировали его в период президентства Джорджа Буша-младшего, то есть не взяли на себя никаких обязательств. Тем не менее США стали первой промышленно развитой страной в мире, добившейся к 2012 г. цели, поставленной Киотским соглашением, - сократить выброс в атмосферу парниковых газов на 5,2% по сравнению с уровнем 1994 г. Несмотря на это, выброс парниковых газов продолжает расти. Это еще одно подтверждение того, что борьба с глобальным потеплением - дело всего мирового сообщества (Watts A. USA meets Kyoto protocol goal - without ever embracing it. 2013. April 5 // http://wattsupwiththat.com/2013/04/05usa-meets-kyotoprotocol-without-ever-embracing-it/).

 

Сам факт подписания соглашения, принятия во многом компромиссных решений исключительно важен и является своего рода кульминационной точкой более чем двадцатилетних усилий ООН найти общие подходы к решению проблемы глобального потепления и изменения климата. Достаточно вспомнить саммит ООН 2009 г. в Копенгагене, где участники не достигли каких-либо договоренностей.

Реализация Парижского соглашения, достижение поставленных в нем целей потребуют усилий всего мирового сообщества, и прежде всего промышленно развитых стран, ответственных за львиную долю выбрасываемых в атмосферу парниковых газов.

Мировыми лидерами по выбросу парниковых газов являются Китай и США. На третьем месте Евросоюз. Далее идут Индия и Россия. Совершенно очевидно, что достижение поставленной цели в значительной степени зависит от их экологической политики, а также геополитических целей, приоритетов в социальной и экономической сферах, политико-правовой системы.

Парижское соглашение не предполагает отказ от ископаемого топлива (уголь, нефть, газ). Тем не менее оно должно оказать серьезное воздействие на энергетический сектор, способствуя сокращению потребления ископаемого топлива и повышению роли возобновляемых, альтернативных источников энергии.

Перестройка энергетического сектора - процесс достаточно сложный и не единовременный. Поэтому заявления типа "Принятие Парижского соглашения означает конец эры ископаемого топлива" представляются слишком поспешными и упрощающими проблему. Тенденция определилась, есть положительный опыт. Так, США, Япония и Австралия намерены начиная с 2017 г. прекратить финансирование строительства тепловых угольных электростанций за рубежом.

Совершенно очевидно, что постиндустриальная экономика должна быть низкоуглеродной. Но путь ее создания труден, и этот процесс, скорее всего, продлится не одно десятилетие.

Соглашение устанавливает систему информирования, учета и отчетности стран по реализации принятых ими на себя обязательств. Страны - участники Соглашения самостоятельно определяют для себя конкретные цели, задачи и нормативы выброса парниковых газов и направляют соответствующую информацию в секретариат ООН для регистрации в публикуемом реестре. В нем также регистрируются отчеты о проделанной работе и достигнутые результаты.

В соответствии с Соглашением нормативы выброса парниковых газов, закрепляемые в обязательных документах нормативно-технического регулирования (стандартах, регламентах, правилах и др.), должны пересматриваться каждые 5 лет в сторону снижения.

Для мониторинга выполнения Соглашения и взятых на себя его участниками обязательств создана рабочая группа, приступившая к работе в 2016 г.

Россия безоговорочно присоединилась к парижским договоренностям и обязалась не допустить роста объемов выброса парниковых газов до 2030 г. выше 70% от уровня 1990 г. Соответствующую информацию Россия направила в секретариат ООН 30 марта 2015 г. Вместе с тем состояние окружающей среды в России в целом явно неблагополучное, а в ряде регионов более чем неудовлетворительное. Это относится и к качеству атмосферного воздуха, в том числе в результате выброса парниковых газов (к примеру, в той же Москве).

Выступая на Парижском саммите, Президент России В.В. Путин заявил, что Россия выполнила свои обязательства по Киотскому протоколу, снизив выброс парниковых газов. К 2030 г. Россия планирует уменьшить вредные выбросы до 70% от уровня 1990 г. Кроме того, ожидается сокращение энергоемкости экономики на 13,5% к 2020 г. За период с 2000 по 2012 г. этот показатель снизился на 33,4% <1>.

--------------------------------

<1> См.: Путин В.В. Россия на год затормозила глобальное потепление. 2015. 30 нояб. https://rufabula.eom/news/2015/11/30/global-warming.https://www.rusdialog.ru/news/46936_1448890654.

 

22 апреля 2016 г. в День Матери-Земли в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке представители более чем 170 государств подписали Парижское соглашение. Они обязуются каждые 5 лет корректировать и обновлять свои усилия в борьбе с глобальными изменениями климата. Парижское соглашение не является юридически обязательным. Оно должно быть ратифицировано законодательными органами подписавших его стран.

В соответствии с Парижским соглашением оно вступает в силу, как только к нему официально присоединятся 55 стран, на которые приходится не менее 55% выбросов двуокиси углерода в атмосферу.

Особенности ратификации Парижского соглашения странами ЕС заключаются в том, что оно должно быть ратифицировано и Евросоюзом как содружеством суверенных государств, и странами - членами ЕС, поскольку все они самостоятельные субъекты международного права. На долю стран Евросоюза приходится примерно 12% общего количества выбрасываемых в атмосферу парниковых газов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Explainer: When will the European Union ratify the Paris Agreement? // EU Policy 2016. June 23; https://www.carbonbrief.oig/explainer-when-will-european-union-ratify-paris-agreement.

 

3 сентября 2016 г. на саммите "Большой двадцатки" ведущих промышленно развитых стран мира (G-20) США и Китай ратифицировали Парижское соглашение. Они, как уже сказано, мировые лидеры; на их долю приходится примерно 38% выбрасываемых в атмосферу парниковых газов. В этой связи ожидается, что до конца 2016 г. начнется реальное претворение в жизнь Парижского соглашения, и можно будет ожидать ощутимых результатов в борьбе с глобальным потеплением, поскольку достигнута отметка вступления соглашения в силу <1>.

--------------------------------

<1> См.: World News. U.S., China ratify Paris climate agreement. 2016. September 3; Parsons C. A payoff in Obama's China Policy // Los Angeles Times. 2016. September. P. A3; China, United States confirm support for Paris climate agreement. 2016. September 5. https://cleantechnica.com/2016/09/04/us-china-ratify-paris-agreement-early/.

 

Китай объявил, что в 2017 г. приступит к реализации программы, направленной на сокращение выброса в атмосферу азота. Интересно, что в течение нескольких лет одна из крупнейших американских общественных экологических организаций Фонд охраны окружающей среды (Environmental Defense Fund - EDF) принимала участие в разработке этой программы (тестирование, консультирование и др.). Это сотрудничество будет продолжено в ходе реализации программы <1>.

--------------------------------

<1> См.: EDF Environmental Defense Fund. 2016. August 26. P. 2.

 

Сложнее обстоит дело с реализацией Парижских соглашений Соединенными Штатами Америки, что в значительной степени зависит от того, представитель какой партии является президентом страны и какая партия, Республиканская или Демократическая, имеет большинство в Конгрессе США <1>.

--------------------------------

<1> См. подробно в гл. 2.

 

Озабоченность по этому поводу высказал Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун (Ban Ki-Mon) <1>.

--------------------------------

<1> Davenport C. With U.S. Election in Sight, U.N. Leader Seeks Quick Action on Climate Accord // The New York Times. 2016. September 13. P. A5.

 

Анализируя уровень и концентрацию парниковых газов в атмосфере и данные об уменьшении количества выбрасываемых парниковых газов, следует определить, явилось ли это результатом природных катаклизмов, естественного процесса изменений климатических условий планеты Земля в течение тысяч и миллионов лет, либо это побочный результат производственно-хозяйственной деятельности человека.

Соответственно, необходимо определить, в какой степени этот прогресс связан с состоянием экономики и достижениями науки и техники, то есть это явление негативное или позитивное.

Интересно, что приведенные раньше данные о снижении выброса в атмосферу парниковых газов в США к 2012 г. по сравнению с 1994 г., по мнению специалистов, в значительной степени имели место из-за стагнации экономики, более теплой погоды в отдельные годы и соответственного уменьшения потребления энергоресурсов, снижения цен на природный газ и замены им во многих случаях угля как источника энергии, содержащего больше по сравнению с газом загрязняющих веществ. Другими словами, это не только результат научно-технического прогресса, что, разумеется, тоже нельзя не учитывать <1>.

--------------------------------

<1> Watts A. USA meets Kyoto protocol goal - without ever embracing it // 2013. April 5. https://search.aol.com/aol/search?s_chn=prt_bon&q=Watts+A.+USA+meets+Kyoto+protocol+goal+%E2%80%94+without+ever+embracing+it+%2F%2F+2013.+April+5.&s_it=comsearch.

 

На состоявшейся с 7 по 18 ноября 2016 г. в Марокко конференции представители более чем 200 стран подтвердили свою решимость выполнить требования Парижского соглашения, которое вступило в силу с 4 ноября 2016 г.

В заявлении Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна подчеркивается, что все страны понимают необходимость принятия срочных мер, направленных на замедление темпов глобального потепления и адаптации к изменению климата. "От этого зависит их безопасность, экономическое благополучие и здоровье граждан". К 18 ноября 2016 г. Парижское соглашение ратифицировали 118 стран мира, на которые приходится 75% выбросов парниковых газов.

Развитие низкоуглеродной экономики и меры по адаптации к последствиям изменения климата - необратимый процесс, и Парижское соглашение призвано проложить путь устойчивому экологическому развитию.

Участники Конференции призвали все страны мира заявить о своей политической приверженности борьбе с глобальным потеплением и проявить солидарность со странами, которые в наибольшей степени страдают от изменения климата планеты. В принятом в Марокко документе промышленно развитые страны подтвердили свои обязательства: начиная с 2020 г. ежегодно выделять развивающимся странам по 100 млрд долл. для решения проблем, связанных с изменением климата.

 

Глава 2. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА

И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В США

 

В США действует сложная, децентрализованная и многогранная система стандартизации и неразрывно связанная с ней оценка соответствия установленным требованиям. Будучи по своей сути видами деятельности межотраслевого характера, они тем не менее не были предметом специальных федеральных законов, в отличие от таких смежных сфер, как патентоведение и торговые марки.

В США нет законов, аналогичных Законам Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" и от 29 июня 2015 г. "О стандартизации". Поэтому в США нет общего легального определения используемых в дальнейшем понятий и терминов.

В специальной литературе и комментариях к законодательству даются многочисленные и достаточно разнообразные определения <1>, к тому же применительно к отдельным видам продукции, работ и услуг, а также к окружающей среде возможны некоторые специфические особенности, и прежде всего в использовании различных терминов для обозначения одних и тех же понятий.

--------------------------------

<1> См., например: Standards, Conformity Assessment, and Trade into 21 century. Washington, 1995; Random House Webster's Dictionary of the Law. 2000; Black's Law Dictionary. 2005; Nolo's Plain-English Law Dictionary. 2009.

 

В американском законодательстве и литературе используются различные определения понятия "стандарт", в частности приведенное выше определение ISO/IEC (Guide 2:2004).

Другое определение понятия "стандарт", используемое в дальнейшем как наиболее близкое к теме данного исследования, заключается в том, что стандарт - это документ, устанавливающий нормы, требования и правила к качеству и безопасности продукции, работ и услуг, а также в области охраны окружающей среды.

В США стандарты - основная, но не единственная форма технического регулирования. В автоиндустрии, например, применяется как форма технического регулирования также спецификация, в электроиндустрии - кодексы, в нефтяной и газовой промышленности - спецификации и кодексы. В области охраны окружающей среды, наряду со стандартами, экологические требования закрепляются в кодексах о строительстве зданий. В связи с этим используются понятия "зеленые стандарты" (green codes) и "зеленое строительство" (green construction, sustainable building).

В законодательстве и в литературе США не применяются также понятие и термин "технический регламент" в том смысле, как это предусмотрено российским Законом "О техническом регулировании". Однако широко используются понятие и термин "регламент" (regulation), причем в отношении как обязательных нормативных документов (актов), содержащих технико-юридические нормы (те же обязательные стандарты безопасности), так и обязательных нормативных документов (актов) организационно-методического характера.

Действуют два типа стандартов: добровольные стандарты (Voluntary Consensus Standards) и обязательные стандарты (Mandatory Standards).

Стандарты в США могут приниматься в качестве одного документа, но чаще всего это комплексы документов.

Для США как страны с развитой рыночной экономикой особенно характерно широкое использование добровольных стандартов, разработанных частным сектором, которые приобретают статус обязательных стандартов в соответствии с решением государственного органа, к компетенции которого относится закрепление требований к качеству и безопасности данной продукции или объекта (компонента) окружающей природной среды.

К обязательным стандартам на продукцию принято относить также нормативно-технические документы, устанавливающие требования к продукции, поставляемой по заказам государства в лице управомоченных на то государственных органов: Министерства обороны (Department of Defense), Министерства энергетики (Department of Energy) и др. Это может быть продукция, используемая для военных целей, в области энергетики, строительства водных путей, дорог, мостов, тоннелей, различного рода коммуникаций и сооружений и т.д. и т.п.

В зависимости от уровня утверждения, обязательные стандарты подразделяются на национальные (федеральные), стандарты отдельных штатов, региональные и муниципальные.

Главная цель данного исследования - государственные (федеральные) стандарты на продукцию и природоохранные стандарты, хотя стандарты штатов, региональные и муниципальные стандарты на продукцию также могут представлять определенный интерес, а в области экологии природоохранные стандарты штатов являются неотъемлемой частью нормативно-технического регулирования, направленного на поддержание надлежащего качества окружающей среды.

Более того, в области экологии особенно важное практическое значение имеет принцип: обязательные государственные (федеральные) стандарты закрепляют минимум требований к качеству окружающей среды и потенциальным источникам ее ухудшения.

Это позволяет штатам (субъектам) федерации закреплять в своих обязательных стандартах более высокие и дополнительные требования и нормативы.

Например, допускаемые нормативы выброса выхлопных газов автомашинами в стандартах штата Калифорния более жесткие, чем в национальных стандартах.

Большинство действующих стандартов в США добровольные. Их общее количество - десятки тысяч. Еще больше так называемых стандартов de facto (De facto Industry Standards).

В отличие от добровольных и обязательных стандартов, которые обычно называют формальными, поскольку их принятие связано с определенной процедурой разработки и согласования и они являются письменными документами, de facto стандарты создаются стихийно, в результате широкого применения.

Так, конструкция персонального компьютера, разработанная в 1981 г. компанией IBM, - пример de facto стандарта. Расположение ключей, букв и символов на пишущей машинке и клавишной панели компьютера также стало стандартным в силу повсеместного применения.

Стандарты de facto являются разновидностью добровольных стандартов. Как и любые другие добровольные стандарты, они могут стать обязательными, если соответствующие государственные органы сочтут необходимым придать им обязательную силу.

История развития стандартизации в США базируется на концепции: новаторство, прогресс возможны только при отсутствии чрезмерного государственного контроля, но при все более широком сотрудничестве государственных органов с частным сектором, совместном поиске наилучших путей развития, с использованием при этом мощного материально-технического, финансового и научного потенциала государственных структур.

Добровольные стандарты - фундамент американской системы технического регулирования (стандартизации) и, соответственно, американской экономики. Они являются результатом консенсуса промышленности и других отраслей, государственных органов и граждан, интересы которых, как правило, представляют создаваемые ими добровольные общественные организации (защиты гражданских прав, охраны интересов потребителей, экологические и др.).

Среди огромной массы добровольных американских стандартов особо следует выделить Американские национальные стандарты (American National Standards - ANS).

Разграничение добровольной и обязательной стандартизации - часть общей проблемы государственного регулирования американским законодательством экономики и пределов государственного вмешательства в частнопредпринимательскую деятельность.

Специфика американского федерализма порождает и другую проблему - унификации требований к безопасности продукции, работ, услуг и окружающей среды на общенациональном уровне. В поисках более легких путей повышения прибыльности своей производственно-хозяйственной деятельности частные предприниматели перемещают свои бизнесы в другие регионы страны, где требования менее жесткие.

Еще более остро для американской экономики эта проблема возникает на международном уровне. Исходя из этих же соображений, частный бизнес зачастую "бежит" в другие страны, особенно в развивающиеся, где к тому же дешевле рабочая сила. Происходит утечка капиталов из страны. Все это негативно сказывается на развитии американской экономики.

Конституция США, "святая святых" американской политической системы, действующая более 200 лет, не говорит ни слова о государственном регулировании и управлении экономикой. Вопрос о пересмотре Конституции США в принципе никогда не ставился. Речь может идти лишь об отдельных поправках и дополнениях, процедура принятия которых исключительно сложна и длительна.

Десятая поправка к Конституции, принятая еще в 1791 г., гласит: "Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам настоящей Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются соответственно за штатами либо за народом".

В этой связи можно выделить два фундаментальных положения.

Первое: полномочия федеральной власти ограничены, и она может принимать законы только в пределах, предоставленных ей Конституцией.

Второе: законодательство относится прежде всего к компетенции штатов. Компетенция федеральных органов - исключение, которое всегда должно основываться на определенной статье Конституции.

К таким исключениям относится, в частности, так называемая торговая оговорка, закрепленная разд. 8 (4) ст. 1 Конституции, дающая Конгрессу исключительное право регулировать торговые отношения с иностранными государствами и между штатами. При этом наибольшие сложности и споры вызывает применение торговой оговорки для регулирования хозяйственных отношений внутри страны, поскольку они являются объектом регулирования и федеральными законами, и законами отдельных штатов.

Тем не менее торговая оговорка явилась правовой базой для создания и развития огромного массива федерального законодательства в тех сферах, где жизнь требует проведения единой политики в масштабах всей страны.

Безопасность продукции, охрана жизни и здоровья потребителей потенциально опасной продукции, а также экологическая безопасность относятся к сферам, где единая техническая и экологическая политика необходима, а экономический фактор, то есть требуемые для этого затраты, отступает на второй план. Вместе с тем система технического регулирования продукции, ее сертификации и оценки соответствия, а также технического регулирования (нормирования) в области экологии относится к компетенции и федерации, и отдельных штатов.

На этом основываются все принятые по вопросам потребительской и экологической безопасности федеральные законы, законы штатов и иные издаваемые в их развитие и исполнение нормативные акты, в том числе и обязательные стандарты.

В реалиях американского законотворчества, в частности нормативно-технического регулирования, нередко имеет место столкновение интересов федерации и отдельных штатов. Это особенно характерно при регулировании в сфере экологии.

Возникающие при этом споры разрешаются в судебном порядке. А сторонами по делу обычно являются правительство штата (истец) и федеральное правительство (ответчик).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.