|
|||
Название документа 4 страницаДобровольные стандарты - краеугольный камень системы технического регулирования (стандартизации) качества продукции (работ, услуг) в условиях рыночной экономики. Они должны быть результатом консенсуса промышленности и других отраслей производства, потребителей и государственных органов. Добровольные стандарты обеспечивают гибкость и мобильность технического регулирования, возможность быстрого внедрения в практику новейших достижений науки и техники и максимальное удовлетворение потребностей как общества в целом, так и индивидуальных потребителей, предлагая им выбор, альтернативы, варьируя показатели качества, функциональное назначение и цены, что позволяет хозяйствующим субъектам, в том числе малому бизнесу, найти или создать свою нишу на рынке продукции, работ и услуг. Добровольная стандартизация в условиях рыночной экономики - явление достаточно стихийное в том смысле, что для этого не требуются специальные законы либо предписания, указания и даже разрешения государственных органов. Государство не ограничивает развитие добровольной стандартизации, то есть зоны "свободного технического регулирования" не определяются "сверху". Другими словами, здесь нет урегулированного государством начала; этим процессом управляет "невидимая рука рынка". Причем это относится не только к продукции, работам и услугам, но и к любым видам деятельности людей, в том числе связанным с условиями их проживания и личного потребления. Государственное участие предполагает не столько установление жестких границ, однозначных решений и нормативов, а также постоянный контроль за их соблюдением, сколько установление "разумных и справедливых правил игры", гарантирующих честную конкуренцию частных предпринимателей. Следует отметить, что рассматриваемая проблема - часть проблемы наиболее глобальной, а именно о пределах государственного вмешательства в рыночную экономику. Неоклассики модели свободного рынка исходят из идеи Адама Смита: "невидимая рука" свободной конкуренции регулирует на рынке все. Но уже в XX в. эта теория не работала целиком, поскольку в нее не укладывались все процессы, происходящие в сфере экономики. Свободная конкуренция имела место, но она все больше подрывалась всесильными крупными корпорациями, диктующими цены и условия существования остальным компаниям. В современных условиях без прямого государственного регулирования экономика не способна выходить из тяжелых кризисов и депрессий. Добровольные стандарты, устанавливая требования к качеству продукции, закрепляют также требования к ее безопасности, если ее потребление для производственных или бытовых нужд может представлять потенциальную опасность для жизни и здоровья людей. В случаях, когда на определенную продукцию (работы, услуги) распространяется обязательный государственный нормативно-технический документ, закрепляющий требования безопасности, устанавливаемые добровольными стандартами требования безопасности не могут быть ниже. Другое дело, когда речь идет о показателях качества продукции, ее потребительских свойствах, устанавливаемых в добровольных (рекомендательных) стандартах. В юридической литературе общепризнанной является точка зрения, что обязательные стандарты закрепляют минимальные требования к качеству продукции. Автор неоднократно отмечал, что несоблюдение любого из этих требований, нарушение установленной "государственной границы" качества является основанием для привлечения хозяйственных субъектов и виновных должностных лиц к предусмотренной законом юридической ответственности. Всемерное развитие добровольной стандартизации, когда устанавливаемые нормы и требования являются рекомендательными, означает, что стороны вправе, как справедливо отмечает В.С. Белых, по обоюдному согласию устанавливать требования ниже тех, которые предусмотрены в добровольном (рекомендательном) стандарте <1>. -------------------------------- <1> См.: Белых В.С. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг: Сб. науч. тр. / Отв. ред., сост. к. ю. н. О.А. Герасимов. Екатеринбург: Бизнес, менеджмент, право, 2007. С. 86 - 87.
Государственный орган исполнительной власти, принимая обязательный стандарт безопасности определенной продукции во исполнение закона, поручения Президента или Правительства, а также когда считает это целесообразным, может и должен использовать добровольные стандарты, которые уже разработаны предприятиями промышленности и применяются на практике. Такой подход широко используется в США при разработке и утверждении обязательных стандартов - федеральных и штатов. Исключительно важно подчеркнуть экономические выгоды эффективного взаимодействия государственных структур с частным сектором. Использование наработок частного сектора позволяет сократить расходы из государственного бюджета, связанные с разработкой научно обоснованных нормативов стандартов, что в конечном счете уменьшает себестоимость и цену продукции. Мобильность частного сектора позволяет быстрее внедрять новейшие достижения науки и техники. Уменьшается "чрезмерное давление" на частный сектор, чему всегда сопротивляется рыночная экономика. Разумеется, что предварительно, до утверждения государственным органом обязательного стандарта, проводится научно-техническая экспертиза, которая должна определить, соответствуют ли требования к безопасности продукции действующих добровольных стандартов современному уровню производства и обеспечивают ли они надлежащую охрану потребителей. Государственный орган может принять отдельный стандарт безопасности данной продукции либо придать силу обязательного стандарта конкретным нормативам, правилам и требованиям добровольного стандарта. Добровольный (рекомендательный) стандарт - это документ, разработанный и принятый государственной или частной организацией (предприятием, компанией) не в результате предписания, указания "сверху", а по собственной инициативе. Это относится и к стандартам зарубежных организаций, и к национальным стандартам других стран. Представляется спорным требование подготовленного Росстандартом проекта "Об утверждении Порядка и условий применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств". Суть его в том, что для применения перечисленных стандартов необходимо предварительно получить разрешение компетентного государственного органа. Указанный проект находится сейчас в стадии обсуждения. Хотелось бы привести размещенные в Интернете критические замечания одного из оппонентов предлагаемого порядка. По нашему мнению, с ними нельзя не согласиться. Предлагаемый проект "очень ярко показывает, что руководство Росстандарта плохо понимает, в каком мире живет. Напомню, речь идет о стандартах, то есть документах, которые в принципе, по закону, применяются на добровольной основе. Если говорить попросту, это методические документы, которые каждый волен использовать по собственному усмотрению, вне зависимости от того, стоит на них "штампик" Росстандарта или нет, действующие они или отмененные. Их применение ограничено исключительно рамками закона, и ничем больше. Более того, организация вполне может воспользоваться стандартами, не ссылаясь при этом на первоисточники - ну и что ей за это будет? Даже интересно, много ли найдется желающих пройти описанную в проекте "Порядка" дремучую и непонятно кому нужную бюрократическую процедуру..." <1>. -------------------------------- <1> http://www.normacs.info/projects/2047
Хотелось бы предложить для обсуждения другую модель: установить не разрешительный, а уведомительный порядок. Это позволит вести учет фонда НТД и контроль за уровнем требований применяемых на добровольной основе документов, поскольку они не должны противоречить требованиям законодательных актов и действующих обязательных документов (технических регламентов и др.). В связи с изложенным вспоминается моя многолетняя практика работы в системе Госстандарта, когда методики, документы добровольные по определению, облекались в форму ГОСТов, которые в силу закона и действующей системы государственной стандартизации были обязательными. Результат - противоречие между формой и содержанием документа. Ведь вместо данной методики, рекомендательной по своей сути, вполне можно было применить и другую. Так оно и было в реальной жизни, если у пользователя методики имелся выбор. Добровольность стандарта предполагает лишь порядок его разработки и принятия решения о применении в данной сфере, но не выбор соблюдать или не соблюдать требования стандарта. Коль скоро он внедрен в соответствии с добровольно принятым решением, взят, что называется, "на вооружение", стандарт должен соблюдаться. Иначе теряется смысл технического регулирования. Эти принципиально важные положения требуют надлежащей регламентации деятельности государственных органов, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и граждан в сфере технического регулирования. История развития стандартизации в США, Японии и промышленно развитых странах Западной Европы базируется на концепции - новаторство, прогресс возможны только при отсутствии чрезмерного государственного контроля, но при все более широком сотрудничестве государственных органов с частным сектором, совместном поиске наилучших путей развития с использованием мощного материально-технического, финансового и научного потенциала государственных структур. Вместе с тем наряду с добровольной стандартизацией в этих странах эффективно действует и система обязательной стандартизации, причем сфера ее не сокращается, а расширяется, поскольку развитие научно-технического прогресса, способность производственных отраслей все больше удовлетворять запросы потребителей неизбежно создают потенциальную угрозу безопасности людей и окружающей среды. Расширение сферы обязательной стандартизации вызвано не сутью экономической модели, каковой была командно-плановая система социализма, а всемерным развитием общественного производства и научно-технического прогресса. Здесь нужно выделить два обстоятельства. Во-первых, выпуск новой, более сложной продукции производственного и личного потребления: станки, оборудование, автотранспортные средства, бытовая техника, продукты питания, лекарственные препараты, химикаты и т.п., требующие дополнительных, специальных мер правовой охраны жизни и здоровья людей. Во-вторых, новые открытия, достижения науки зачастую свидетельствуют, что ранее считавшиеся безопасными свойства той или иной продукции могут иметь побочный эффект и оказывать негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду. Представляет интерес пример из практики внесения дополнений в обязательный федеральный документ технического регулирования в США. Агентство по охране окружающей среды штата Калифорния (California Environmental Protection Agency) включило в перечень токсичных химикатов используемый при производстве изделий из пластмассы bisphpenol A (BPA). В результате научных исследований, проводимых в рамках Национальной программы токсикологии (National Toxicology Program), было установлено, что содержание этого химиката в больших дозах в таких потребительских товарах, как посуда, оказывает негативное воздействие на здоровье людей и может привести к различным дефектам у новорожденных детей. Соответственно, встал вопрос о внесении изменений в нормативно-технические документы <1>. -------------------------------- <1> Lipcher M. California adds BPA to toxics list // Los Angeles Times. 2013. April 13. P. B5.
Другой пример расширения сферы государственного нормирования (обязательной стандартизации) из практики США. В течение многих лет общественные организации защиты прав потребителей и окружающей среды заявляли, что федеральный закон сорокалетней давности "О контроле за токсичными веществами" (Toxic Substances Control Act, 1976) устарел и не отвечает современным требованиям. Это относится, в частности, к регулированию сферы производства и потребления химикатов. По данным на 2013 г. 64 тыс. химикатов не регулируются обязательными нормативными актами. Специальная комиссия Сената и Палаты представителей Конгресса США занимается этой проблемой. Разрабатывается проект федерального закона, в котором необходимо будет найти компромисс между повышением потребительской и экологической безопасности и возможностями промышленности. Это прежде всего относится к перечню потенциально опасных химикатов и закрепляемым в обязательных федеральных стандартах нормативам допускаемого негативного воздействия в процессе их производственного и личного потребления <1>. -------------------------------- <1> Davenport C., Huetterman E. Deal Is Reached to Expand Rules on toxic Chemicals. Many substances in home products will be regulated // The New York Times. 2016. May 20. P. A3.
Середина 1960-х гг. явилась началом широкого общественного движения в защиту окружающей среды (инвайронментализм) и нового, современного этапа государственной экологической политики в США. Это было вызвано результатами исследований негативного воздействия на состояние земель, вод и атмосферного воздуха в результате деятельности химической индустрии. Были приняты новые природоохранные законы, и в их исполнение - обязательные стандарты, закрепляющие требования к качеству и безопасности объектов (компонентов) окружающей среды и допускаемые нормативы выброса в окружающую среду загрязняющих веществ. Государственное нормирование, закрепление обязательных требований к безопасности продукции, работ, услуг и окружающей среды - необходимое средство предотвращения негативного воздействия на здоровье людей и среду их обитания. Потребитель, конечно, "король современного общества", однако, как и шахматный король, будучи главной фигурой, весьма слаб и нуждается в усиленной защите. Стихия рынка, конкуренция, стремление частных предпринимателей получить максимальную прибыль - благоприятная среда для развития добровольной стандартизации. Страны классического капитализма, прежде всего США и страны Западной Европы, шли от добровольной стандартизации к обязательной, используя ее как одно и средств государственного регулирования экономики, когда возникла необходимость защиты потребителей продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья людей. Такая же картина, но несколько позднее, имела место и в области охраны окружающей среды. Негативное воздействие человека на окружающую природную среду постепенно, но неуклонно стало приводить к ее деградации и соответственно потребовало государственного вмешательства, а именно принятия природоохранных законов и нормативно-технического регулирования производственно-хозяйственной деятельности, то есть использования средств обязательной стандартизации в целях поддержания надлежащего качества среды обитания людей <1>. -------------------------------- <1> См. подробнее: Брославский Л.И. Экология и охрана окружающей среды. Законы и реалии США и России. М., 2013; Он же. Ответственность за окружающую среду и возмещение экологического вреда. Законы и реалии России, США и Евросоюза. М., 2014.
Современная Россия, унаследовавшая государственную систему стандартизации, базирующуюся на обязательных стандартах, утверждаемых государственными органами исполнительной власти на всех уровнях управления, в настоящее время всемерно развивает добровольную стандартизацию. Правомерность и обоснованность этой политики не вызывают сомнений. Добровольная стандартизация - необходимое средство эффективного функционирования рыночной экономики. Отсюда следует вывод: коль скоро и страны Запада, и Россия развивают социально ориентированную рыночную экономику, подходы и принципы решения задач технического регулирования, соотношение добровольной и обязательной стандартизации должны быть одинаковы. Придание стандарту в соответствии с рассматриваемыми законами статуса только добровольного для применения документа и противопоставление его техническому регламенту как обязательному для применения документу создает хаос в системе технического регулирования, фактически размывает границы обязательного и добровольного нормирования, разрушает барьер безопасности, который всегда должен стоять перед хозяйствующими субъектами. Специалисты промышленности, работающие в этой сфере, справедливо отмечают: "...безграничная вера в то, что во всем мире стандарты якобы - документы добровольного применения, представляет собой серьезное заблуждение. Данный принцип не является универсальным. Несомненно, он будет успешно работать при реализации установленных показателей качества, не связанных с обеспечением безопасности объектов стандартизации" <1>. -------------------------------- <1> Нейман В. О добровольности и обязательности применения стандартов // Промышленные ведомости. 2015. N 2. С. 5.
А вот мнение ученого, проработавшего в системе стандартизации 40 лет, по поводу положения Закона "О техническом регулировании" о разграничении технических регламентов и стандартов и последствий, наступивших в ходе его реализации. "В нем был законодательно закреплен статус стандартов как документов добровольного применения. При этом разработчики закона в либеральном угаре рассматривали технические регламенты в качестве альтернативы стандартам. Промышленность была в тупике - технических регламентов еще нет, а стандарты носят добровольный характер. Получилось, что страна вообще осталась без какого-либо нормативно-технического регулирования. Именно в это время начался развал нашей промышленности, стало резко расти число всевозможных происшествий: массовых отравлений, аварий на транспорте, взрывов, пожаров и т.д. Еще более обострилась ситуация с качеством и безопасностью товаров и услуг в связи с тем, что именно тогда началось сокращение перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и значительная часть продукции, в том числе и опасной, была переведена на декларирование. И все это в условиях серьезного... ослабления государственного контроля (надзора)" <1>. -------------------------------- <1> Версан В.Г. 40 лет в профессии: Сборник избранных статей. М., 2013. С. 11.
Все сказанное позволяет сделать вывод: необходимо восстановить статус обязательного стандарта, но только применительно к безопасности продукции, работ, услуг и окружающей среды. В различных отраслях экономики и сферах жизни общества традиционно используются различные виды обязательных нормативно-технических документов: стандарты, СНиПы, санитарные, ветеринарные, пожарные правила и др. Общей для них является обязательность применения и соблюдения, коль скоро они закрепляют технико-юридические нормы, регулирующие определенные общественные отношения. Позиция автора ни в коей мере не означает возврата к старой системе обязательной государственной стандартизации. Но нельзя впадать и в другую крайность, шарахаться от излишней заурегулированности к вседозволенности, что называется, выбрасывать вместе с водой ребенка! Актуальность использования обязательной стандартизации как правового средства обеспечения безопасности продукции исключительно актуальна для современной России. В марте 2016 г. на заседании президиума Госсовета обсуждался вопрос "О безопасности дорожного движения в России". В ходе заседания Президент РФ В.В. Путин назвал ситуацию на российских дорогах "кошмарной". Согласно статистике, за последние 10 лет в ДТП погибло около 350 тыс. человек. Такие количественные потери населения можно приравнять к исчезновению целого города с карты России. В результате ДТП получили травмы порядка 3 млн человек. Вызывает обеспокоенность непропорциональное увеличение личного транспорта на дорогах по отношению к улучшению их качества и развитию дорожных сетей. Путин напомнил, что за прошедшее десятилетие уровень автомобилизации в стране возрос в 1,5 раза. "Сейчас во многих городах на тысячу жителей приходится в среднем по 300 машин. Ясно, что число машин будет увеличиваться" <1>. -------------------------------- <1> Путин: безопасность на дорогах - не "бытовуха". 14 марта 2016 г. Глава государства подверг критике медленную работу правительства в этой сфере // http://tass.ru/obschestvo/2738051.
В процессе обсуждения назывались множество причин сложившейся ситуации: человеческий фактор, качество дорог, несовершенство дорожно-транспортной инфраструктуры, недостатки системы дорожных знаков и др. Все это верно и требует принятия неотложных мер. Но необходимо, по мнению автора, назвать еще одно средство предотвращения тяжелых последствий для людей в результате аварий на дорогах. Это ужесточение требований к безопасности автотранспортных средств в обязательных стандартах. Прежде всего это относится к методам испытаний, закрепленным в обязательных федеральных стандартах и направленным на максимальную защиту жизни и здоровья людей. В этом отношении несомненный интерес представляет обширная практика стандартизации безопасности автотранспортных средств в США <1>. -------------------------------- <1> См. подробно в гл. 2.
Во главе угла стоит обязательный стандарт, утвержденный управомоченным на то государственным органом и содержащий нормы, требования и правила, обязательные для соблюдения и исполнения изготовителями, импортерами, поставщиками, продавцами и потребителями в соответствии с устанавливаемой стандартом сферой его применения. Добровольные для применения стандарты не исчезают из правового поля. Реализация их норм и требований в конечном итоге осуществляется в правовой форме. Стандарт организации (предприятия), ею самой разработанный либо разработанный другой организацией (российской, зарубежной или международной) и утвержденный руководством данной организации (предприятия), является локальным нормативным актом (документом) для внутреннего применения, обязательным для всех ее подразделений и служб. При заключении хозяйственного договора с контрагентами делается ссылка на стандарт или другой НТД, закрепленные в нем нормы, требования и правила становятся частью договорных обязательств. Добровольная стандартизация, безусловно, является движущей силой, идет в авангарде технического нормирования. Она прокладывает дорогу к достижению новых рубежей как в деле повышения качества продукции (работ, услуг), имея в виду совокупность их полезных свойств, так и в деле повышения потребительской и экологической безопасности. Повышению уровня безопасности должна способствовать прежде всего сама промышленность, активно сотрудничая с государственными органами. В практике США примеров тому множество <1>. -------------------------------- <1> См.: Там же.
Добровольная стандартизация потребительских свойств продукции, когда нормативно обязательными являются только требования к ее безопасности, означает принципиально новую роль договора. Договор становится не только средством реализации норм, требований и правил обязательных стандартов, закреплявших ранее показатели всех потребительских свойств продукции, но также (и прежде всего) средством формирования ее качества и безопасности. Как справедливо отмечается в юридической литературе, техническое регулирование, то есть, по нашему мнению, и стандартизация, - "это не только вертикальная (иерархическая) организованная система, но децентрализованная, основанная на принципах добровольности, свободы выбора" <1>. -------------------------------- <1> Техническое регулирование экономики и предпринимательской деятельности / Отв. ред. В.С. Белых. Екатеринбург, 2015. С. 11.
Раньше при заключении договора стороны должны были только ссылаться на обязательные стандарты и (или) другие нормативно-технические документы (НТД) и вправе были самостоятельно определить в договоре требования к качеству продукции лишь в следующих случаях: - при отсутствии обязательных стандартов или других НТД; - при установлении в договоре по взаимному соглашению более высоких требований к качеству продукции; - когда в стандартах содержались диспозитивные нормы, разрешающие сторонам по взаимному соглашению отступление от отдельных требований стандарта, с учетом характера продукции и возможности ее использования по прямому назначению; - когда в стандартах предусматривалось несколько вариантов показателей, в зависимости от которых изменяется не только качественная характеристика, но и сфера применения продукции, либо указывалось, что по соглашению изготовителя с потребителем допускается устанавливать в определенных пределах иные значения тех или иных показателей. Разногласия между сторонами и соответственно рассматриваемые арбитражем преддоговорные споры возникали во всех этих случаях достаточно редко. Обычно это были случаи, когда стандарт давал контрагентам какой-то простор при выборе определенных качественных свойств и их показателей. Арбитраж должен был принимать решение, оценивая доводы потребителей, требующих определенных качественных показателей, и представляемые изготовителями доказательства о возможности или невозможности удовлетворить требования данного потребителя. Следовательно, договор являлся средством реализации не только плановых заданий, но и нормативно обязательных предписаний, в том числе на формирование уровня качества и безопасности. Однако на практике, в условиях административно-командной экономики, договор на формирование качества влиял весьма незначительно. В условиях достаточно развитой рыночной экономики, а соответственно, конкуренции и насыщения рынка стороны вправе предусматривать в договоре показатели потребительских свойств продукции: - ссылаясь на добровольный (рекомендуемый) стандарт и выбирая из предлагаемых ему изготовителями (поставщиками) стандарт, в наибольшей степени удовлетворяющий его запросы; - включая в договор отдельные приемлемые для сторон показатели и нормативы стандарта; - ссылаясь на предлагаемый потребителем потенциальному контрагенту стандарт, разработанный им самим или выбранный из множества стандартов, применяемых на внутреннем или мировом рынке. Стороны, разумеется, вправе предусматривать в договоре более высокие требования к безопасности продукции по сравнению с закрепленными в технических регламентах, стандартах и других НТД, устанавливающих границу и обязательный минимум требований к безопасности продукции. В условиях глобализации планетарных и региональных интеграционных процессов все большее значение приобретают межгосударственные и региональные стандарты. Межгосударственные стандарты, принимаемые с начала 1990-х гг., после распада Советского Союза, стали положительным фактором для сохранения единого экономического пространства стран. Признавая необходимость проведения в области стандартизации согласованной технической политики, правительства государств - участников СНГ подписали 13 марта 1992 г. Соглашение о политике в области стандартизации, метрологии и сертификации и создали Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - МГС), в задачу которого входит организация работ по стандартизации, метрологии и сертификации на межгосударственном уровне. Гармонизация стандартов - одна из главных целей МГС. 10 декабря 2015 г. МГС принял межгосударственный стандарт ГОСТ 12-2015 "Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены". Региональные стандарты в соответствии с Руководством ИСО/МЭК 22004 - это стандарты, принимаемые региональными организациями, занимающимися вопросами стандартизации. Регион - это географический, политический или экономический район мира. Типичными региональными стандартами являются стандарты Евросоюза как содружества, для которого характерны все названные критерии. Согласно определению ИСО/МЭК региональными стандартами являются также межгосударственные стандарты, принимаемые Таможенным союзом, в состав которого входят Российская Федерация, республики Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения. Представляется, однако, целесообразным, исходя из административно-территориального деления России и принятой терминологии, использовать в отношении стандартов Таможенного союза только понятие "межгосударственный стандарт", а понятие (термин) "региональный стандарт" - для определения одной из категорий стандартов, входящих в национальную систему стандартизации. В настоящее время все больше активизируются работы по межгосударственной стандартизации в рамках Таможенного союза. Техническая политика Таможенного союза в области технического регулирования (стандартизации) строится на равноправной основе с учетом интересов каждого из государств-участников. Основными принципами этой политики являются устранение технических барьеров; содействие международной торговле и обеспечение международного обмена товарами; повышение качества и конкурентоспособности продукции и обеспечение ее безопасности; внедрение инновационных технологий. Правовая форма реализации технической политики в области стандартизации - технические регламенты и межгосударственные стандарты.
|
|||
|