Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Название документа 2 страница



Эти положения являются исходными в науке и практике стандартизации, одним из объектов которых традиционно является качество окружающей природной среды и используемая при этом терминология.

Так, в соответствии с ГОСТ 17.1.1.01-77 "Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения" качество вод - это характеристика состава и свойства воды, определяющих ее пригодность для конкретных видов водопользования.

Критерии качества вод - комплекс признаков, по которым производится оценка качества воды по видам водопользования.

Нормы качества вод - установленные значения показателей качества воды для конкретных видов водопользования (ГОСТ 27065-86 "Качество вод. Термины и определения").

Государство как гарант благоприятной окружающей среды, отвечающей запросам граждан на современном этапе развития общества, должно закрепить обязательный минимум требований к качеству конкретных объектов окружающей природной среды в виде показателей, характеризующих их потребительские свойства, и тем самым установить своего рода "границу", нарушение которой квалифицируется как экологическое правонарушение.

Эту роль выполняет право, а именно правовые акты нормативно-технического регулирования, содержащие так называемые технико-юридические нормы, технические по содержанию и юридические по форме <1>.

--------------------------------

<1> См. более подробно: Брославский Л.И. Экология и охрана окружающей среды. Законы и реалии США и России. М., 2013. В специальной главе 5 "Нормативно-техническое регулирование" рассматривается правовая природа нормирования (стандартизации) и актов нормативно-технического регулирования, дается сравнительный анализ действующего законодательства России и США в области технического регулирования, приводятся примеры обширной практики закрепления качества конкретных объектов окружающей природной среды в обязательных нормативно-технических актах и стандартах, которые условно можно назвать техническим законодательством.

 

Национальная и планетарная безопасность - одна из проблем, которую должно решить мировое сообщество. Эта безопасность имеет целый ряд составляющих. В их числе - потребительская и экологическая безопасность.

Безопасность окружающей среды, или экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий.

В юридической литературе справедливо отмечается неразрывное единство механизма охраны окружающей среды и экологической безопасности. Соответственно, нет необходимости принимать отдельный Закон "О безопасности окружающей среды", как это предлагалось в середине 1990-х гг. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Боголюбов С.А., Кичигин Н.В. Законодательное регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению экологической безопасности. М., 2007. С. 30, 47.

 

Действительно, безопасность окружающей среды не является самостоятельным объектом правового регулирования. Безопасность - неотъемлемое свойство и важнейшая характеристика качества окружающей среды. Следовательно, совершенствование законодательного регулирования безопасности должно проходить в рамках действующей структуры законодательных актов: Закон "Об охране окружающей среды", законы по отдельным объектам (компонентам) окружающей среды и видам деятельности, представляющим особую угрозу ее безопасности.

Техническое регулирование. Это понятие введено в российское законодательство Законом "О техническом регулировании". В связи с принятием названного Закона был признан утратившим силу действовавший Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. "О стандартизации". 29 июня 2015 г. принят новый Закон "О стандартизации".

Понятие "техническое регулирование" прочно утвердилось в законодательных и иных нормативно-правовых актах, однако стало поводом для многочисленных дискуссий и даже обоснования новых теоретических концепций, хотя на деле речь должна идти лишь об использовании различной терминологии.

Как и всякое понятие, оно условно, и его следует рассматривать применительно к объектам регулирования, разграничив с другими понятиями, издавна употребляемыми в законодательстве и на практике. В этой связи необходимо уяснить различие понятий "техническое регулирование" и "стандартизация", поскольку это две близкие, взаимосвязанные категории.

Техническое регулирование определяется как "правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области соответствия" (ст. 2 Закона "О техническом регулировании").

Приведенное определение, громоздкое и трудно воспринимаемое, порождает больше вопросов, чем дает ответов. Всякое регулирование означает установление обязательных правил поведения. Специфика технического регулирования заключается в том, что оно означает закрепление в нормативно-правовом документе (акте) технических норм, требований и правил. Следовательно, техническое регулирование можно рассматривать как разновидность правового регулирования.

Что касается устанавливаемых в стандартах и применяемых на добровольной основе требований к продукции на всех перечисленных стадиях ее жизненного цикла, то, в силу добровольности стандартов, как это теперь предусмотрено законом, они не являются правовыми нормами и, соответственно, не могут рассматриваться как правовое регулирование.

Эти нормы остаются рекомендательными до тех пор, пока им не будет придана сила обязательной нормы одним из следующих способов: утверждение руководством хозяйствующего субъекта (стандарт организации - локальный нормативный акт); ссылка в договоре (договорное обязательство), ссылка в нормативном акте, утвержденном управомоченным на то государственным органом (нормативно-правовой акт).

Кроме того, следует иметь в виду, что правовое регулирование отношений в области соответствия означает установление определенных процедур, правил подтверждения соответствия, то есть принятия "обычных", а не технико-юридических норм.

В.С. Белых справедливо отмечает, что "техническое регулирование и государственное регулирование - это не совпадающие понятия. Используя инструменты (средства) технического регулирования, государство в лице компетентных органов оказывает воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов. Причем такое воздействие в большей степени реализуется на межгосударственном уровне" <1>.

--------------------------------

<1> Техническое регулирование экономики и предпринимательской деятельности / Под общ. ред. В.С. Белых. Екатеринбург, 2015. С. 9.

 

Последнее обстоятельство имеет особо важное значение в настоящее время, когда все шире используется практика принятия стандартов в рамках Таможенного союза России и ряда стран бывшего Советского Союза.

Хотелось бы предложить в порядке обсуждения следующее определение: техническое регулирование - закрепление в нормативно-правовых актах обязательных для применения, исполнения и соблюдения технических норм, характеристик и требований к качеству и безопасности продукции, выполнению работ, оказанию услуг и окружающей среды.

При этом имеется в виду, что нормативно-правовой акт - это не только документ, утверждаемый управомоченным государственным органом и закрепляющий технико-юридические нормы, но и стандарт организации (предприятия), обязательный для ее подразделений и служб.

В законодательстве США и Евросоюза понятие "техническое регулирование" не применяется. Исходя из смысла американских и европейских законов стандартизация - это и есть техническое регулирование. Поэтому в настоящем исследовании применительно к анализу опыта США и стран ЕС эти понятия употребляются как синонимы.

Технический регламент. Понятие "технический регламент" впервые введено изменением N 2 1996 г. в ГОСТ Р 1.0-92: "Технический регламент - регламент, устанавливающий характеристики продукции (услуги) или связанных с ней процессов и методов производства. Он может также включать требования к терминологии, символам, упаковыванию, маркировыванию или этикетированию, либо быть целиком посвященным этим вопросам".

Приведенное определение достаточно широкое и обычно употребляется даже тогда, когда нужно просто составить расписание проведения каких-либо мероприятий.

Закон "О техническом регулировании" определяет технический регламент как документ, который "устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания)), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации".

Относительно уровня утверждения технических регламентов хотелось бы сделать следующее замечание.

Первоначально технический регламент определялся в законе как документ, принятый международным договором Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента, или постановлением Правительства. Орган исполнительной власти, как это повсеместно принято в мировой практике, в том числе и в России, "попросту выпал".

Этот недостаток был устранен путем внесения в Закон последующих изменений и дополнений (ст. 2 "Основные понятия", п. п. 10 и 11 ст. 7 "Содержание и применение технических регламентов", п. 1 ст. 9 "Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, принимаемого нормативным актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию").

В период с 2008 по 2009 г. в виде федерального закона были приняты Технические регламенты: на молоко и молочную продукцию, масложировую продукцию, соковую продукцию из фруктов и овощей, табачную продукцию, о требованиях пожарной безопасности, о безопасности низковольтного оборудования, о безопасности зданий и сооружений.

Правительством России за период с 2008 по 2010 г. были утверждены Технические регламенты: о безопасности колесных автотранспортных средств; о требованиях безопасности крови и ее продуктов, кровозаменяющих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии; о безопасности сетей газораспределения и газопотребления; о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту.

Указанное обстоятельство имеет исключительно важное практическое значение. Законы и даже постановления правительства нельзя "перегружать" техническими нормативами, показателями и т.п. Это должно быть прерогативой ведомств. Законы - основа, стабильная часть правовой системы. Технические регламенты и другие документы технического регулирования - мобильная, более подвижная часть правовой системы.

Следовательно, техническое нормирование на уровне высших органов власти и управления создаст неоправданные трудности в случаях необходимости внесения изменений и дополнений, что совершенно естественно в современных условиях развития научно-технического прогресса.

На практике такого рода случаи имеют место, когда приложением закона и, соответственно, его неотъемлемой частью является детальная техническая регламентация. Происходит своего рода "смешение жанров".

В качестве примера хотелось бы привести проект закона РФ: Технический регламент "О безопасности автотранспортных средств в эксплуатации". В числе достаточно обширных приложений приведем два.

Приложение 3: "Требования безопасности", включающие в себя общие требования к безопасности технического состояния автотранспортных средств, требования к безопасности технического состояния тормозного управления и рулевого управления, требования к внешним световым приборам, к техническому состоянию средств обеспечения обзорности, требования к шинам и колесам, к двигателю и его системам, требования к техническому состоянию тягово-сцепных устройств, требования к прочим элементам конструкции и др.; дополнительные требования к безопасности автоцистерн и средств для перевозки опасных грузов, автоцистерн для перевозки и заправки нефтепродуктов, автоцистерн для перевозки и заправки сжиженных и углеводородных газов и др.

Приложение 4: "Требования к безопасности технического состояния мототранспортных средств".

Все это нормативы, допуски, характеристики свойств и их количественные показатели, ограничения и т.п.

Представляется, что они должны быть прерогативой министерств и ведомств, утверждающих конкретные требования к безопасности отдельных видов продукции в нормативно-правовых актах ведомственного и межведомственного характера.

Следовало бы четко определить иерархическую структуру законодательных и иных нормативных актов в сфере качества и безопасности продукции. Думается, что она должна быть, как правило, двухзвенной (закон - ведомственный нормативный акт), а не трехзвенной (закон - постановление Правительства - ведомственный нормативный акт).

Правительство - высший орган исполнительно-распорядительной власти, и вряд ли есть необходимость возлагать на него правотворческие функции в рассматриваемой сфере. Более предпочтительна система, действующая, к примеру, в США: закон - обязательный федеральный стандарт, утверждаемый управомоченным на то органом исполнительной власти, то есть федеральным ведомством.

В современной России парламент - постоянно действующий орган законодательной власти. Но это не означает, что главным образом в нем должно быть сосредоточено правотворчество. Раньше приходилось слышать, что мы живем и работаем не столько по закону, сколько по инструкции. Но нельзя впадать и в другую крайность, которую можно назвать "закономанией". Важно найти оптимальное соотношение законотворчества парламента с ведомственным нормотворчеством.

Применительно к рассматриваемой сфере задача закона - установить нормы-цели. Нормирование, направленное на достижение этих целей, - задача ведомственных нормативно-правовых актов.

Представляется, что с учетом отечественного и зарубежного опыта вряд ли следует увлекаться принятием технических регламентов на уровне законов и даже постановлений Правительства, которое является прежде всего органом исполнительно-распорядительной власти.

Может быть, это одна из причин, по которой столь медленно и неэффективно идет предполагаемая замена ГОСТов техническими регламентами? Не лучше ли переложить это на плечи Госстандарта, Минприроды, Минстроя, Минсельхоза, Минтранса и других органов исполнительной власти, наделенных правом утверждения межведомственных и ведомственных нормативных актов?

Стандарт. В соответствии со Словарем русского языка стандарт - это типовой вид, образец, которому должно удовлетворять изделие по своим признакам, свойствам, качествам. Понятие "стандарт" может использоваться в разных значениях, в том числе как неодобрительная оценка чего-либо, нечто шаблонное, трафаретное, не заключающее в себе ничего оригинального (творческого) <1>.

--------------------------------

<1> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2005. С. 748.

 

Нас интересует понятие стандарта как документа, как результат деятельности по стандартизации качества продукции (работ, услуг) и окружающей среды.

Суть определения понятия "стандарт", принятого ИСО, состоит в том, что стандарт - это документ, принятый в итоге консенсуса и устанавливающий правила, директивы, руководящие указания, а также характеристики, свойства, параметры для различных видов деятельности или их результатов (ISO/IEC - Guide 2:2004).

Другое определение понятия "стандарт", используемое в дальнейшем как наиболее близкое к теме данного исследования, заключается в том, что стандарт - это документ, устанавливающий нормы, требования и правила к качеству и безопасности продукции, работ и услуг, а также в области охраны окружающей среды.

Как свидетельствует мировая практика, в том числе и российская (в досоветский, советский периоды, да и в настоящее время), стандарт может быть добровольным и обязательным.

Стандартизация. В соответствии с Руководством ИСО/МЭК 2:2004 стандартизация - это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Несколько иное определение дается в действующем российском законодательстве.

"Стандартизация - деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации (ст. 2 (14) Закона "О стандартизации").

В ст. 2 Закона "О техническом регулировании" первоначально стандартизация определялась как "деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг". Из последней на сегодняшний день редакции этого Закона от 5 апреля 2016 г., очевидно, в процессе устранения дублирования, оно было исключено.

Таким образом, в российском законодательстве есть одно легальное определение понятия стандартизации, содержащееся в Законе "О стандартизации". Из этого определения "исчез" содержащийся в приведенном определении Закона "О техническом регулировании" принцип добровольности применения стандартов, который проходит красной нитью в обоих рассматриваемых законах и означает, что технический регламент - документ, обязательный для применения, а стандарт - рекомендательный.

С этим положением, по нашему мнению, нельзя согласиться, и возражения против такого рода противопоставления этих документов носят концептуальный характер. Но об этом дальше. А сейчас хотелось бы отметить еще одну неясность приведенного определения. О какой "иной деятельности" может идти речь, когда стандартизация сама по себе является всеобъемлющим, универсальным средством упорядочения?

В этой связи определение понятия "стандартизация", данное ИСО/МЭК, представляется вполне приемлемым, и нет никакой необходимости изобретать другое, которое не вносит ничего нового и создает путаницу.

Итак, что же все-таки означает понятие "стандартизация" и в каком смысле его следовало бы использовать в законодательстве?

Методы стандартизации универсальны и используются во всех сферах экономической и социальной жизни общества при решении типовых задач для выбора одного или рационального минимума вариантов либо выработки оптимального решения. Поэтому стандартизация как практическая деятельность, присущая человеческому обществу на протяжении всей истории его развития и направленная на упорядочение, нормирование, регламентацию повторяющихся предметов, процессов и отношений, не может иметь ограниченный круг объектов.

Теоретики стандартизации отмечают, что летоисчисление и письменность есть результат применения стандартизации, как и любая классификация, например таблица Менделеева. Мода - результат стандартизации, а изменения в моде являются следствием пересмотра принятых ранее стандартов.

В обиходе мы часто говорим о стандарте красоты, характеристики которого, как и мода, весьма изменчивы.

В учебном процессе России при подготовке учебных программ и, соответственно, учебников и пособий руководствуются государственными стандартами образования.

В п. 3 ст. 1 Закона "О техническом регулировании" указывается, что данный Закон не распространяется, в частности, "на положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг, стандарты оценочной деятельности, стандарты распространения, предоставления или раскрытия информации, минимальные социальные стандарты, стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, профессиональные стандарты, стандарты социальных услуг в сфере социального обслуживания, стандарты медицинской помощи".

В политическом лексиконе современной России часто употребляется понятие "стандарт демократии".

В настоящее время российские правоведы обсуждают проблемы международно-правовой стандартизации в сфере отправления правосудия <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Султанов А.Р. Европейские правовые стандарты, уроки истории и правоприменительная практика. М., 2012.

 

Все это достаточно условно, так же как и выражение о разработке соответствующих лучшим мировым образцам технических регламентов, стандартов, строительных норм и правил и других нормативно-технических документов (НТД), закрепляющих показатели качества продукции, работ, услуг и окружающей среды.

Во всех приведенных случаях говорится об использовании опыта передовых стран, добившихся в определенной сфере наилучших результатов, которые, по мнению российских специалистов, приемлемы и выполнимы в условиях России при нормировании показателей качества перечисленных объектов технического регулирования, совершенствовании государственного управления, политико-правовой системы, социальных услуг, медицинского обслуживания и др.

Следовательно, с правовой точки зрения стандартизация, как и результаты этой деятельности, то есть стандарты и другие НТД, может быть либо обязательной, либо добровольной (рекомендательной).

Обязательная стандартизация издавна использовалась как средство нормирования, когда государство считало необходимым установить обязательные технические или иные характеристики свойств, закрепивших, как правило, их количественные показатели.

В качестве примера стандартизации в Древнем мире можно назвать применение единой системы мер, строительных деталей стандартного размера, водопроводных труб стандартного диаметра.

В эпоху Возрождения в связи с бурным развитием торговли между странами потребовалось строительство большого количества судов. В Венеции сборка галер производилась из заранее изготовленных унифицированных узлов и деталей.

Особенно эффективно использовались методы стандартизации в производстве вооружения. Так, во Франции в 1785 г. были выпущены 50 видов оружейных замков, каждый из которых был пригоден для любого из одновременно изготовленных ружей без предварительной подгонки. Это характерный пример взаимозаменяемости и совместимости.

В это же время в Германии в целях перехода к массовому производству ружей на королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по которому калибр ружей был определен в 13,9 мм.

В 1845 г. в Англии была введена система стандартизации крепежных резьб, а в Германии стандартизирована ширина железнодорожной колеи.

В США в качестве классического примера необходимости стандартизации в целях обеспечения безопасности продукции и работ обычно приводится пожар, случившийся в городе Балтиморе в феврале 1904 г.

Пожар произошел в результате элементарной небрежности людей, выброшенной непогашенной сигареты. Несмотря на то что пожарные прибыли менее чем через час и в итоге в тушении пожара принимали участие более 1 200 пожарных, пламя перекинулось в центр города и бушевало почти два дня. Территория площадью 140 акров (0,57 кв. км) оказалась в руинах, полностью сгорело более 1 500 зданий, в том числе почтовое отделение, несколько банков, множество фабрик и бизнесов.

Одна из причин тяжелых последствий пожара заключалась в том, что пожарные шланги не подходили к гидрантам. Эта проблема приобрела общенациональный характер. Национальное бюро стандартов (National Bureau of Standards) провело собственное расследование. Было установлено, что в стране используются более 600 видов пожарных шлангов различных размеров.

В 1905 г. Национальная противопожарная ассоциация (National Fire Protection Association) утвердила обязательный федеральный стандарт, в соответствии с которым для гидрантов размер соединений для шлангов должен быть 2,5 дюйма (63,5 мм) с резьбой 7,5 на дюйм (25 мм), а размер соединений с насосной установкой - 4,5 дюйма (114 мм) с резьбой 4 на дюйм (25 мм). Этот документ вошел в историю стандартизации как "стандарт Балтиморы", действующий и в настоящее время <1>.

--------------------------------

<1> Goldfarb B. The 1904 Fireand Baltimore Standard // https://search.aol.com/aol/search?s_chn=prt_bon&q=++Goldfarb+B.+The+1904+Fireand+Baltimore+Standard.+&s_it=comsearch.

 

Первые упоминания об обязательных стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного (1555 г.), когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры - кружала.

В соответствии с указом Петра Первого виновные в изготовлении ядер, не подходящих по диаметру к жерлам пушек, должны быть "биты плетьми нещадно".

Стремясь к расширению торговли с европейскими странами, Петр Первый ввел технические условия, учитывающие требования иностранных рынков к качеству российских товаров, а также создал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске. В обязанность этих комиссий входила тщательная проверка качества экспортируемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и др.).

По образцам, утвержденным при Петре Первом, были построены серии судов с одинаковыми размерами, якорями, вооружением и снаряжением. Это позволяло выдерживать равные размеры элементов конструкций судов и обеспечить единый уровень их качества.

Эффективное использование взаимозаменяемых деталей и узлов позволило организовать массовый выпуск продукции военного и гражданского назначения - к примеру, производство ружей на Тульском и Ижевском заводах начиная с 1761 г.

Развитие внешней и внутренней торговли требовало упорядочения российской системы мер и весов. В 1845 г. была учреждена государственная служба мер и весов. Этому предшествовало принятие в 1842 г. Положения о мерах и весах, согласно которому на всей территории страны вводилась единая система российских мер и весов. Были изготовлены первые образцы русских национальных мер - сажени и фунта.

Тогда же было создано первое метрологическое учреждение России - Депо образцовых мер и весов, преобразованное в 1893 г. в Главную палату мер и весов. Ее деятельность имела два направления. Первое - метрологическое, а именно обеспечение единства мер, создание надежных методов измерений и эталонов. Второе - поверочное, то есть обеспечение единообразия и верности применяемых в стране мер и измерительных приборов.

Промышленная революция ознаменовала новую эру развития стандартизации, и не только на национальном, но и на международном уровне.

В современных условиях, особенно с учетом глобализации, планетарных и региональных интеграционных процессов, всемерное развитие как добровольной, так и обязательной стандартизации - необходимое средство обеспечения качества и безопасности продукции, работ, услуг и окружающей природной среды.

Конец XIX века - начало XX в. - период бурного промышленного развития России. На крупных заводах Петербурга и Москвы, а также на оружейных заводах Тулы, Ижевска и других промышленных городов появились стандарты в форме заводских норм на допуски и посадки.

Стандарт на единую систему допусков и посадок был разработан в 1914 - 1915 гг. Он широко использовался в 1915 - 1917 гг. при выполнении военных заказов, а также в гражданской промышленности.

Начиная с 1920-х гг. идет интенсивное развитие обязательной стандартизации в машиностроении и приборостроении. В последующие годы активно разрабатываются методические основы стандартизации, и на их основе - единые обязательные государственные (общесоюзные) стандарты ОСТ.

Обязательная стандартизация использовалась в России в советский период как средство нормирования, когда государство считало необходимым установить обязательные технические или иные характеристики свойств, закрепившие, как правило, их количественные показатели.

В 1925 г. был создан Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны СССР и введена Государственная система Стандартизации (ГСС). В 1926 г. был утвержден первый общесоюзный стандарт (ОСТ) - ОСТ 1 "Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура".

Общественно-экономические преобразования, происходящие в современной России, и развитие социально ориентированной рыночной экономики требуют коренной перестройки системы стандартизации, всемерного развития добровольной стандартизации. Объектом обязательной стандартизации должны оставаться только потребительская и экологическая безопасность.

Вместе с тем нельзя забывать, что обязательная стандартизация советского периода, несмотря на ее негативные свойства (излишняя регламентация и заурегулированность, ставшие тормозом развития экономики), бесспорно сыграла положительную роль в создании мощного промышленного потенциала страны, и прежде всего в тяжелой индустрии, добывающих отраслях, разработке и производстве военной техники. Отсюда вывод: необходим полный и всесторонний анализ прошлого (как отрицательного, так и положительного) опыта, с тем чтобы сохранить преемственность в развитии общественного производства, экономики и права.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.