Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Название документа 1 страница



Название документа

"Техническое регулирование и стандартизация качества продукции и безопасности окружающей среды. Законы и реалии России, США и Евросоюза: Монография"

(Брославский Л.И.)

("Проспект", 2017)

Дата

31.03.2017

Информация о публикации

Брославский Л.И. Техническое регулирование и стандартизация качества продукции и безопасности окружающей среды. Законы и реалии России, США и Евросоюза: монография. М.: Проспект, 2017. 192 с.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА

ПРОДУКЦИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ЗАКОНЫ И РЕАЛИИ

РОССИИ, США И ЕВРОСОЮЗА

 

Л.И. БРОСЛАВСКИЙ

 

Брославский Лазарь Израилевич, PhD in Law (доктор права США). Известный специалист в области предпринимательского, экологического и гражданского права. Имеет более чем 40-летний стаж практической, научной и преподавательской работы. Участвовал в подготовке законов, постановлений Правительства СССР и нормативных актов министерств и ведомств. Автор более 200 публикаций, в том числе 14 книг и учебников. С 1991 г. живет и работает в США, где занимается исследованиями в области предпринимательского и экологического права, правовыми проблемами качества и безопасности продукции и окружающей среды, защиты прав потребителей. Последние работы автора посвящены сравнительно-правовому анализу законов и реалий России, США и Евросоюза.

 

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

Настоящая книга - результат многолетних исследований в сфере стандартизации. С 1968 по 1991 г. я работал в системе Госстандарта СССР в качестве руководителя сектора и заведующего отделом правовых исследований Всесоюзного научно-исследовательского института стандартизации (ВНИИС), а также доцента Института повышения квалификации стандартизации и метрологии.

Занимался исследованием правовых проблем качества СССР и зарубежных стран. Участвовал в подготовке законодательных актов, постановлений Правительства и ведомственных нормативных актов. Вел спецкурсы для работников промышленности и других отраслей народного хозяйства, а также государственных инспекторов по надзору за стандартами и качеством. Осуществлял методическое руководство юридическими службами территориальных органов надзора Госстандарта СССР. Выступал с докладами и лекциями на всесоюзных и региональных совещаниях работников различных отраслей промышленности и в Институте повышения квалификации Министерства юстиции СССР.

По правовым проблемам качества и стандартизации продукции в бывшем Советском Союзе имею более 300 публикаций: книги, учебники и учебные пособия, статьи в журналах и газетах.

С 1991 г. я живу и работаю в США, занимаюсь теми же проблемами в рамках сравнительного анализа правовых систем современной России, США и Евросоюза. В последние примерно 12 лет провожу специальные исследования правовых проблем экологии, по которым издал в России две монографии и опубликовал около двух десятков статей в журналах.

Толчком к написанию книги явились принятие Законов Российской Федерации "О техническом регулировании" и "О стандартизации" и приглашение участвовать в работе девятой сессии Европейско-Азиатского правового конгресса, проводившейся в Екатеринбурге 18 - 19 июня 2015 г. Участвовал в работе секции предпринимательского права и выступил с докладом на тему "Техническое регулирование в области безопасности и качества продукции и охраны окружающей природной среды. Законы и реалии России и США".

В условиях глобализации мировой экономики и стремительного развития научно-технического прогресса проблемы технического регулирования качества продукции, работ, услуг и окружающей среды стали еще более актуальными. Законодательное решение этих проблем нормами международного и национального права на основе новейших теоретических исследований - одна из первостепенных задач промышленно развитых демократических стран и всего мирового сообщества.

В какой степени названные российские Законы и правовая система в целом отвечают вызовам XXI в. и каковы пути дальнейшего совершенствования правового регулирования в данной области жизни общества - вопросы, по которым я высказал свои соображения, замечания и предложения.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Удовлетворение потребностей общества продукцией высокого качества, отвечающей всем требованиям к ее безопасности, и поддержание надлежащего качества окружающей природной среды - это цель, которая стоит перед Россией, США, странами Западной Европы и всем мировым сообществом. Но идут они к ней как бы с разных исходных позиций.

США - от классического капитализма, максимально свободного рынка к регулируемой социально ориентированной рыночной экономике. Россия - от социалистической государственной плановой экономики к созданию эффективной рыночной экономики при сохранении необходимых государственных рычагов и обеспечении эффективной социальной защиты граждан.

Особенности экономической модели Евросоюза и, соответственно, его технической и экологической политики обусловлены тем, что в нем объединены различные группы стран.

Прежде всего это страны Западной Европы, капиталистические системы которых сложились давно, хотя и имеют те или иные различия. Другие европейские страны, в свою очередь, подразделяются на две группы.

Первая - страны Прибалтики, входившие в состав бывшего СССР и имевшие ту же экономическую и политико-правовую систему, что и все союзные республики. Вторая - страны бывшего социалистического лагеря, создавшие свою модель государственной плановой экономики.

В результате этого Евросоюзу приходится решать серьезные задачи в процессе построения единого экономического и политико-правового пространства, выработки единой политики во всех сферах жизни общества и, соответственно, унификации законодательства.

Краеугольный камень рыночной экономики - предпринимательский способ хозяйствования. Предпринимательская деятельность - часть экономической деятельности. Она осуществляется в соответствии с государственной экономической политикой, закрепляемой в законодательных и иных нормативных актах. Правовой основой предпринимательской деятельности является система нормативно-правового обеспечения и правовой механизм реализации правовых норм, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность.

Техническое регулирование, или, другими словами, нормативно-техническое регулирование, это неотъемлемая составная часть системы правового регулирования как в сфере предпринимательства, так и в других сферах экономической и социальной жизни общества.

Проблемы нормативно-технического регулирования и стандартизации качества и безопасности продукции, работ, услуг и окружающей природной среды рассматриваются как неотъемлемая часть проблемы государственного регулирования. Государственное вмешательство в экономику, предпринимательскую деятельность должно осуществляться в разумных пределах, избегая как неуправляемой стихии, анархии, так и излишней, чрезмерной заурегулированности.

Демонтаж командно-плановой системы и переход к социально ориентированной рыночной экономике в постсоветской России стал новым этапом развития в сфере технического регулирования и стандартизации. Все происходящие преобразования должны быть закреплены в законодательном порядке. При этом важно сохранить преемственность, присущую российскому законодательству в досоветский, советский и постсоветский периоды, основываясь на принципах и характерных особенностях правовой системы России, относящейся к семейству писаного права.

Вместе с тем большой интерес представляет зарубежный опыт, и прежде всего опыт США и стран Евросоюза.

Настоящее исследование выполнено в сравнительно-правовом ключе. Проводятся параллели между правовыми системами и реалиями современной России, России советского периода, США и стран - членов Европейского союза.

Сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства неизбежно сталкивается в той или иной степени с языковым барьером.

Формулировки, применяемые в данном анализе, большей частью не прямой перевод, а изложение смысла тех или иных понятий и категорий, причем иногда это монтаж из нескольких источников. Употребляемые в английском языке понятия и терминология по рассматриваемой тематике приводятся, а в необходимых случаях разъясняются с учетом понятий и терминов, закрепленных в российском законодательстве. Характерный пример - понятие "strict liability". В российской юридической литературе встречается определение этого понятия "строгая ответственность", что является прямым переводом с английского и в юридическом смысле ничего фактически не раскрывает. Между тем в законодательстве США, Евросоюза, Австралии, Канады и других стран, использующих англоязычную терминологию, это понятие имеет определенное значение - "ответственность без вины". Интересно происхождение доктрины strict liability и соответствующего понятия.

Эта доктрина берет свое начало с середины XIX в. Правоведы, исследовавшие ее возникновение и развитие, обычно ссылаются на рассмотренное судом Англии дело Ryland v. Fletcher.

Ответчик, владелец земельного участка, построил на нем резервуар для хранения воды. Резервуар лопнул, и хлынувшая вода затопила близлежащую угольную шахту. Владелец шахты предъявил иск к землевладельцу о возмещении причиненного в результате этого вреда. Судья Blackburn of the Exchequer Chamber удовлетворил иск, признав землевладельца ответственным за причиненный вред независимо от его вины. Хотя потенциальным виновником причиненного вреда был подрядчик, допустивший, по-видимому, небрежность при сооружении резервуара, судья не стал входить в обсуждение этого вопроса и подчеркнул в своем решении, что землевладелец несет ответственность за все негативные последствия в результате любых работ и эксплуатации сооружений в его владениях, и на его счет должны быть отнесены все риски.

Палата лордов (House of Lords), высшая судебная инстанция Англии, оставила решение суда первой инстанции в силе исходя из того, что землевладелец, ответчик по делу, несет ответственность за все негативные последствия, наступившие "в результате деятельности человека, а не природы" <1>.

--------------------------------

<1> Ryland v. Fletcher, 3 L.R.-E & 1 App. 330 (H.L. 1868).

 

Доктрина strict liability была воспринята в США в рамках прецедентного права, ставшего основой правовой американской системы. Более того, перекочевав из Англии в США, эта доктрина уже в начале XX в. стала трактоваться американскими судами значительно шире, чем в других странах прецедентного права. Это касалось прежде всего продукции, особенно автомашин и другой сложной техники, представляющей потенциальную опасность для здоровья и жизни людей. В настоящее время в США и в странах Евросоюза наблюдается тенденция расширения ответственности без вины в сферах безопасности продукции, работ (прежде всего в добывающей индустрии) и окружающей среды.

Так, в судебной практике США деликтную ответственность независимо от вины за причиненный вред несут, конечно, прежде всего владельцы источников повышенной опасности. В качестве примеров из практики американских судов можно назвать бурение нефтяных скважин, эксплуатацию нефти и газопроводов, хранение содержащих легковоспламеняющиеся газы цилиндров, выброс в атмосферу содержащих токсичные вещества газов, передачу электротоков высокого напряжения, взрывные работы твердых и скальных грунтов, накапливание сточных вод, опыление сельскохозяйственных культур и др. Вместе с тем в современных условиях эта доктрина исходит из того, что даже обычная, повседневная, нормальная деятельность, осуществляемая с соблюдением всех норм, требований и правил, при определенных обстоятельствах может стать причиной экологического вреда (к примеру, сбор и хранение мусора). Суд в каждом конкретном случае решает вопрос о возможности применения доктрины strict liability, то есть нужно ли устанавливать вину в форме неосторожности либо привлечь причинителя к ответственности независимо от его вины.

Аналогичная тенденция имеет место и в европейском законодательстве. Она нашла свое отражение в принятой Евросоюзом в 2004 г. Директиве "О юридической ответственности в сфере охраны окружающей среды". Положения данной Директивы были трансформированы в национальное законодательство стран - членов ЕС. Следует, однако, отметить, что судебных дел об ответственности за причинение экологического вреда независимо от вины пока еще довольно мало.

Российское законодательство традиционно рассматривает ответственность без вины только применительно к владельцам источников повышенной опасности (Гражданский кодекс РФ, ст. 1079) <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Брославский Л.И. Ответственность за окружающую среду и возмещение экологического вреда. Законы и реалии России, США и Евросоюза. М., 2014. Гл. 4.

 

Многие понятия и термины в англоязычном законодательстве и литературе употребляются в нескольких значениях. Поэтому важно правильно уяснить то или иное положение исходя из контекста.

Так, следует различать понятия responsibility и liability. Первое означает ответственность как обязанность, долг; второе - юридическую ответственность (санкции, меры наказания и т.п.).

В законодательстве США нет единых федеральных кодексов, подобных российским: об административных правонарушениях и уголовного. Административно-правовая и уголовная ответственность предусматриваются федеральными законами, регулирующими ту или иную сферу жизни общества. Так, в природоохранных законах в разделе Enforcement, что можно перевести как "обеспечение реализации законов", содержатся статьи Civil liability и Criminal liability.

К примеру, Законом "О чистоте атмосферного воздуха" предусмотрено взыскание штрафа в размере до 25 тыс. долл. с изготовителя, продавца и поставщика новых автомашин или автомобильных моторов, если выброс выхлопных газов выпускаемой или реализуемой ими продукции превышает нормативы, закрепленные обязательными федеральными стандартами.

С точки зрения российского права это административно-правовой штраф. Он взыскивается обычно по результатам инспекционных проверок, по инициативе органов государственного контроля (надзора) и поступает в доход федерального бюджета, выполняя не только карательные и превентивно-воспитательные, но и компенсационные функции. Такова же юридическая природа штрафов, взыскиваемых за подобного рода нарушения согласно законодательству штатов и нормативным актам местного самоуправления. Эти штрафы поступают в бюджет штата и в местный бюджет.

Нужно сказать, что и законодательство США, и американские специалисты-правоведы, наряду с понятиями (терминами) civil liability и civil penalty используют также понятия (термины) administrative liability и administrative fine как само собой разумеющиеся синонимы.

По различным критериям возможно и разграничение отраслей права. К примеру, civil law (гражданское право) и criminal law (уголовное право). В литературе встречается и такая трактовка: все, что не относится к criminal law, есть civil law.

Другой пример - экологическое право (environmental law). Российские специалисты, и на этом основан учебный курс, выделяют две его части: природоохранное и природоресурсное право. В американском праве экологическое право - это только природоохранное право.

Понятие "стандарт" (standard). В одних случаях речь идет о документе, обязательном или добровольном (рекомендательном), в других - о нормативе, количественном значении определенного показателя качества или безопасности как его важнейшего свойства.

Понятие regulations. В широком смысле это нормативный акт вообще и поэтому по существу является синонимом понятия "законодательство" (legislation). В узком смысле regulation - это регламент, то есть понятие, введенное в российское законодательство как технический регламент.

В связи с изложенным хотелось бы подчеркнуть, что в процессе сравнительного исследования российской и американской правовых систем очень важно, во избежание заблуждений, уяснить сущность и содержание соответствующих правовых положений, норм, предписаний, правил и проч., поскольку терминология всегда условна.

Накопленный опыт и поиски, которые ведутся в сфере технического регулирования качества и безопасности продукции, работ, услуг и окружающей природной среды в США и странах Евросоюза, представляют несомненный интерес для российских специалистов. Это особенно важно в настоящее время, в современных условиях бурного развития научно-технического прогресса и перехода к постиндустриальному обществу.

Развитие рыночной экономики невозможно без добровольной стандартизации. Вместе с тем необходимо найти оптимальное соотношение добровольной и обязательной стандартизации. Другими словами, определить пределы государственного вмешательства и регулирования производственно-хозяйственной деятельности, в том числе непосредственно государственного нормирования, то есть закрепления технических норм, требований и правил в нормативно-правовых актах, утверждаемых государственными органами.

Опыт промышленно развитых стран Запада показывает, что эти рамки достаточно подвижны. Причем сфера обязательной стандартизации, фундаментом которой безусловно должна быть добровольная стандартизация, неуклонно расширяется. С развитием научно-технического прогресса необходимы надежные правовые гарантии безопасности продукции, работ, услуг и окружающей природной среды. Это необходимое условие защиты как индивидуальных, так и общественных интересов.

В центре внимания автора российские Законы "О техническом регулировании", "О стандартизации" и "Об охране окружающей среды", которые, по идее, должны в законодательном порядке закрепить происходящие в обществе коренные преобразования в деятельности, связанной с техническим нормированием.

Анализируя законы и реалии России, США и Евросоюза, автор пытался определить, в какой мере названные законы способствуют решению поставленных перед ними задач, в какой мере они учитывают положительный зарубежный опыт и каковы пути дальнейшего совершенствования российского законодательства в рассматриваемой сфере жизни общества.

 

Глава 1. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПРАВО

 

Приступая к исследованию проблемы технического регулирования качества и безопасности продукции и окружающей природной среды, необходимо прежде всего определиться с такими категориями, как "качество продукции", "качество окружающей среды", "безопасность продукции", "безопасность окружающей среды", "техническое регулирование" и "стандартизация", "технический регламент", "стандарт" и "нормативно-техническая документация", поскольку в российской и зарубежной литературе, а также в законодательстве России, США и стран Евросоюза зачастую дается их различное толкование, что создает определенные трудности в правотворческой деятельности, в практике применения правовых норм и является предметом постоянных дискуссий в юридической литературе, особенно российской.

Качество продукции. Качество продукции как категорию и понятие можно рассматривать в трех аспектах: философском, технико-экономическом и правовом.

Гегель дает следующее определение качества как философской категории: "Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность...", "Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть..." <1>.

--------------------------------

<1> Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. § 90.

 

Следовательно, в философском понимании качество продукции - это совокупность свойств изделия, характеризующая его сущностную определенность, в силу которой оно является данным, а не иным изделием. В этом смысле каким-то качеством обладает любая, даже самая плохая продукция.

Технико-экономическое понятие "качество продукции" охватывает те ее свойства, которые связаны с удовлетворением определенных общественных или личных потребностей в соответствии с ее назначением. Такая трактовка качества продукции дается в стандартах и в специальной литературе.

В стандарте ГОСТ 15467-79 качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В стандарте ИСО 8402-86 качество - это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. В стандарте ГОСТ Р ISO 9000-2005 качество - это степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.

Качество продукции - это совокупность объективно присущих продукции свойств и характеристик, уровень или вариант которых формируется при создании продукции с целью удовлетворения существующих потребностей <1>. Последнее определение представляется наиболее удачным определением качества продукции (quality product) как технико-экономической категории. В нем подчеркиваются как объективные факторы, характеризующие сущность, определенность конкретного изделия, так и субъективные - степень соответствия потребностям, то есть полезность (utility).

--------------------------------

<1> Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие. 6-е изд. М., 2009. С. 304.

 

Технико-экономический аспект охватывает те свойства продукции, которые связаны с удовлетворением определенных общественных или личных потребностей в соответствии с ее назначением. Полезность изделия делает ее потребительской стоимостью.

Качество конкретной продукции определяется значениями показателей, количественно характеризующими ее свойства. В номенклатуру основных групп показателей качества входят показатели назначения; безопасности; надежности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости); технологичности; транспортабельности; стандартизации и унификации; экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов; эргономические, эстетические, экологические и патентно-правовые.

Правовой аспект понятия "качество продукции" заключается в том, что эти показатели закрепляются в нормах, требованиях и правилах обязательного характера. Есть два способа придания им обязательной силы: административно-правовой и гражданско-правовой.

Суть административно-правового способа - принятие органами власти и управления содержащих технико-юридические нормы нормативно-правовых актов, обязательных для хозяйствующих субъектов в соответствии со сферой применения и областью распространения этих актов. При заключении хозяйственных договоров стороны обязаны на них ссылаться и, естественно, соблюдать их предписания.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с последующими изменениями и дополнениями) такого рода государственному нормированию подлежат теперь не все показатели качества продукции, а только требования к ее безопасности. Потребительские свойства продукции - сфера добровольного технического регулирования в форме добровольных (рекомендательных) стандартов.

Гражданско-правовой способ закрепления требований к качеству продукции, имея в виду ее потребительские свойства, заключается в согласовании между сторонами и указании в договоре добровольного (рекомендательного) для применения стандарта, требованиям которого продукция должна соответствовать.

Это может быть стандарт, предлагаемый изготовителем либо покупателем (потребителем); стандарт, совместно ими разработанный и утвержденный; стандарт международной или зарубежной организации; стандарт иностранного государства и др.

Ссылка на него в договоре означает, что его требования становятся частью договорных обязательств. По своей правовой природе такие стандарты также нормативно-правовые акты, которые обычно называют локальными. После принятия их на добровольной основе, в целях исполнения договорных обязательств они утверждаются в качестве стандарта предприятия (организации) его руководством и обязательны для соответствующих подразделений и служб предприятия (организации).

Безопасность продукции. Легальное определение этого понятия дается в Законе "О техническом регулировании": "...состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений" (ст. 2).

Критерий безопасности продукции - отсутствие недопустимого риска на всех стадиях ее жизненного цикла, то есть создания, производства, потребления, эксплуатации, транспортирования, хранения, переработки, утилизации.

Объекты охраны от опасного воздействия продукции: жизнь и здоровье людей; имущество граждан и юридических лиц; государственное и муниципальное имущество; окружающая природная среда, в том числе животный и растительный мир.

Качество окружающей среды. Глобализация породила экологический кризис, преодоление которого - одна из насущных задач мирового сообщества и, соответственно, международного и национального права.

Закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (с последующими изменениями и дополнениями) закрепляет основные положения технического регулирования (нормирования) качества и безопасности окружающей среды.

Окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. К ее компонентам относятся земля, недра, почвы, подземные и поверхностные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природный объект - это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно-антропогенный объект - это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. В отличие от него, антропогенным объектом считается объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

При определении понятия "качество окружающей среды" необходимо привести его разграничение с понятием "благоприятная окружающая среда" и уяснить значение понятия "негативное воздействие на окружающую среду".

Определения этих понятий даются в Законе Российской Федерации от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" с последующими изменениями (ст. 1 "Основные понятия") <1>. Они используются в природоохранном законодательстве, а право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

 

В Законе эти три определения сформулированы следующим образом.

Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Приведенные определения, по нашему мнению, не раскрывают в достаточной степени ключевые понятия в том смысле, что они "не работают" в правовых нормах закона и воспринимаются как положения общеобразовательного, декларативного характера. Они не имеют какого-либо правового значения, и в таких определениях в законодательных актах просто нет необходимости.

Определение негативного воздействия на окружающую среду является тавтологией, не дает какой-либо дополнительной информации и с правовой точки зрения не имеет никакого смысла, поскольку не проводится граница между дозволенным и недозволенным, без чего нельзя возложить на хозяйствующего субъекта - природопользователя обязанность по восстановлению качества окружающей среды, а также квалифицировать его действия (бездействие) как экологическое правонарушение.

Другое дело качество окружающей среды. Каждому объекту (природному, природно-антропогенному и антропогенному) присущи свойства и характеристики, которые определяют объект как таковой и отличают его от другого. Потеря свойств и характеристик приводит к исчезновению того объекта, которому они принадлежали. Так, например, вода при нагревании теряет свои характеристики и перестает быть водой, превращаясь в пар, который имеет уже другие, свои собственные свойства и качественные характеристики.

С философской точки зрения каждый конкретный объект окружающей природной среды, так же как и любая вещь, какими-то качественными характеристиками, свойствами, даже самыми низкими, все же обладает. Вопрос, однако, заключается в том, удовлетворяют ли они все возрастающие потребности общества - материальные, культурные, духовные? Разумеется, эти запросы могут быть разными и носят субъективный характер. Что приемлемо для одного, может быть совершенно неприемлемо для другого.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.