Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Donald Iv a I s с h e d 16 страница



" От лат. deflatio — сдувание: термин, антонимичный инфляции.

реноса организуется то, что мы идентифицировали как ди-адическую, архаическую систему самосохранения, а так­же способы ее проработки в системе связей (relationally). С точки зрения юнгианского подхода, мы бы хотели под­черкнуть, что «поле » воображения, в котором проявля­ются диадические структуры самозащиты, не ограниче­но процессами переноса и контрпереноса. Сновидение само по себе является таким полем. То же относится и к песочнице и всем средствам так называемой арттерапии разных видов, вовлекающей пациента в процесс «актив­ного воображения ». Эти виды терапии не в меньшей сте­пени, чем техники системы связей Дэйвис и Фроули, тре­буют активного включения и совместного игрового взаимодействия пациента и терапевта в процессе поиска способа раскрытия инкапсулированного аффекта, кото­рый все еще не имеет словесных форм для своего выра­жения.

Джеймс Мастерсон

Джеймс Мастерсон (Masterson, 1981) разработал тео­рию развития в рамках подхода объектных отношений, объясняющую образование садо-мазохистических диад в случае, если нормальный процесс сепарации/индивидуации прерван психической травмой. При нормальном развитии, говорит Мастерсон, смешанное (fused) единство «я-объект» матери/ребенка проходит через промежуточную стадию, в которой частичные образы (хорошей и плохой саморепре­зентации) дифференцируются, объединяясь затем в целос­тную саморепрезентацию, и хорошую, и плохую. Анало­гичный процесс имеет место и в отношении объектных репрезентаций.

Проблема появляется тогда, когда мать не позволяет ребенку сепарироваться, когда она поощряет только «хо­рошее », уступающее ей дитя, отстраняясь от индивидуи-рующих, самостоятельных мыслей и желаний ребенка. Са­мовыражение наталкивается на материнское отвержение; послушание, зависимость и пассивность поощряются. Это переменчивое поощряющее/отстраняющееся имаго интер-нализуется и, вбирая в себя каждый аспект материнского объектного образа, становится саморепрезентацией. «От­страняющее единство объектных отношений »(withdrawing object-relation unit, WORU) атакует и подвергает критике

«плохого », скверного ребенка, а поощряющее единство объектных отношений «любит» и вознаграждает «хоро­шего», послушного ребенка. Итак, мы столкнулись с фи­гурой Защитника/Преследователя и его «клиентом», принявшим обличье «плохого» и «хорошего» ребенка (см. там же).

В такой ситуации ребенок становится объектом кри­тики, исходящей изнутри, направленной на его или ее соб­ственные истинные потребности в самовыражении (WORU), и он уходит в патологическое самоублажение поощряющего единства (возможно, это эквивалентно «ложному я » Винникотта). В терапии пограничный паци­ент проецирует поощряющее единство на терапевта и ищет его одобрения за «хорошее » поведение для того, чтобы избежать отвержения-депрессии, которые ассоциативно связаны с каждым актом истинного самовыражения. Если же терапевт противостоит этому паттерну, то содержани­ем проекции становится отстраняющее единство: пациент приходит в отчаяние, чувствует себя «плохим» и т. д., те­перь образ терапевта становится неотличим от преследу­ющего внутреннего объекта. Терапия откатывается назад или продвигается вперед по мере того, как эти отщеплен­ные внутренние образы проецируются и интерпретиру­ются, однако Мастерсон, видимо, не упоминает здесь о своих реакциях контрпереноса, как это делают Дэйвис и Фроули.

Читатель отметит, что ход рассуждений Мастерсона в некоторых отношениях противоположен анализу Гант-рипа, Фэйрберна или Винникотта, а именно в том, что ка­сается определения полюса личностного духа в диаде. Ган-трип и его коллеги видят презираемое, беззащитное «истинное я», любящее и нуждающееся, отвергаемое внутренним вредителем; Мастерсон убежден, что это — активное «я» в процессе индивидуации, отвергаемое WORU. Эти две позиции могли бы быть согласованы в том случае, если признать, что некоторые потребности зави­симости, будучи удовлетворенными, служат на пользу по­требностям сепарации/индивидуации, в то время как для других потребностей это не так. Без сомнений, личност­ный дух одновременно и беззащитен, и активно самовы­ражается. Внутренние самонападения могут оказать на него разрушительное влияние.

Джеффри Сейнфилд

Американский теоретик объектных отношений Джеффри Сейнфилд объединил теории Винникотта, Фэйрберна, Кляйн, Мастерсона, Якобсона, Серлза и дру­гих для того, чтобы описать активность того, что он на­звал «Плохой Объект» и деструктивные приступы ярости этого объекта во внутреннем мире пограничных и нарцис-сических пациентов (Sienfeld, 1990). В отличие от Мастер­сона или Кернберга, делающих акцент на потребностях в сепарации, Сейнфилд более сочувственно относится к роли бессознательной фантазии в формировании внутренних объектов, а также к подлинным потребностям беззащит­ного развивающегося «я » в поддерживающем окружении (и символическом периоде в отношениях переноса). Он творчески использует модель «Возбуждающего Объекта» Фэйрберна, подчеркивая, что родители, которым не уда­ется предоставить удовлетворительную поддержку, от-зеркаливание и утешение своим детям, пытаются исполь­зовать еду, игрушки, сексуальную стимуляцию, деньги и т. д. как их суррогат, порождая, таким образом, в ребенке неутолимые потребности. Результатом альянса «Возбуж­дающего Объекта » и «Плохого Объекта » являются ненасыт­ные пагубные привычки, садо-мазохистическая одержимость и убежденность в собственной негодности.

В большинстве случаев, приведенных Сейнфилдом, по­казано, как пробуждение у пациента чувства собственной уязвимости и стремления к внешнему «Хорошему Объек­ту » активирует «защиту против зависимости » (снова наша система самосохранения). Отчасти здесь проявляется жаж­да обладания, присущая внутреннему «Плохому Объекту», который боится уступить часть «я» (отвратительное безза­щитное детское «я») потенциально «Хорошему Объекту » в лице терапевта. Поэтому «Плохой Объект» нападает на чув­ства уязвимости (часто проецируемые на терапевта или дру­гих). Эти внутренние нападения на уязвимость продемон­стрированы в нескольких цитированных в предыдущих главах случаях.

Необходимо отметить, что никто из упомянутых выше теоретиков объектных отношений, за исключением Фэйр­берна и Гантрипа, не обращался ко снам, чтобы подтвер­дить свои внутренние dramatis personae*. В большей степе-

* Действующие лица (лат.)

ни они отталкивались от изучения повторяющихся паттер­нов реакции (interactions) пациента в рамках отношений пе­реноса. Это один из тех моментов, в которых мы в данном исследовании предлагаем некоторые подкрепляющие об­разы для того, чтобы избежать чисто механического опи­сания внутреннего мира травмы.

Колин А. Росс

Колин А. Росс, не причисляющий себя к теоретикам объектных отношений, имеет большой опыт работы с па­циентами, страдающими расстройством множественной личности (РМЛ — Multiple Personality Disorder). Он наблю­дал замысловатую и многоуровневую структуру внутрен­ней личностной системы с ее сложной последовательнос­тью переключений и амнестическими барьерами. Он сам и обученные им специалисты были потрясены бессознатель­ным разумом психики, ее замысловатым ландшафтом и ее охранительными функциями. Росс также отмечает, что па­циенты с РМЛ достоверно чаще демонстрируют паранор­мальные феномены, чем пациенты других диагностических групп. Ознакомившись с докторской диссертацией Юнга, Росс понял, что симптомы диссоциативных расстройств выступают вместе с явлениями спиритуализма, телепатии, телекинеза, ясновидения, контактами с полтергейстом и т. п.

Росс описал типичные множественные личности в слу­чаях пациентов с РМЛ. Один тип такой личности он на­звал Защитником/Наблюдателем. Эта фигура, по его мне­нию, может быть спокойной, зрелой, рациональной и невовлеченной, часто она располагает только информаци­онным компонентом воспоминания о травматическом со­бытии, но ничего не знает о связанных с ним чувствах, физиологическом возбуждении или об интенсивности сен­сорных сигналов (Ross, 1989:114). Физиологическое воз­буждение, сопровождающее психическую травму, указы­вает Росс, часто представлено в детских альтер-личностях (child-alters), которые отреагируют эти воспоминания во время лечения. Защитник/Наблюдатель иногда контро­лирует последовательность переключения системы, он отвечает за то, какая именно личность (alter) появится в конкретный момент времени. По Россу, Защитник время от времени может преследовать личность-хозяина (host personality), для того чтобы, так сказать, «сдержать ее ».

Он может попытаться воспрепятствовать изменениям в па­циенте, нанося личности-хозяину ожоги сигаретами, вскрывая вены, понуждая пациента или пациентку при­нять таблетки как раз в то время, когда решающие пере­мены уже на пороге. Наконец, личность-Защитник (те­перь Преследователь) может предпринять попытку убийства личности-хозяина для того, чтобы предотвра­тить ее будущие страдания (там же: 115). Здесь мы видим еще одно независимое подтверждение существования фигуры Защитника/Преследователя, принадлежащей си­стеме самосохранения с ее сверхъестественными способ­ностями самозащиты.

Сьюзан Кавалер-Адлер и Демон-любовник

Исследуя компульсивные аспекты творчества, Сьюзан Кавалер-Адлер (Kavaler-Adler, 1993) применила подход объектных отношений к анализу того, что она назвала «ком­плексом демона-любовника » в бессознательном женщин-художниц. Этот злокачественный внутренний образ отца удерживается в психике в архаичной неинтегрированной форме из-за травматических переживаний, которые, не пройдя через горевание, привели к господству в психике враждебной агрессии. Эта агрессия, в свою очередь, удер­живает образы частичных «я » и частичных объектов от ин­теграции — процесса, который она назвала «интеграцией в горе », основанной на концепции «депрессивной позиции » Кляйн. В процессе интеграции через горевание терпимость к аффектам любви в горе позволяет имаго архаичных внут­ренних объектов, иначе остающимся отщепленными, ин­тегрироваться, стать модулированными и, в конце концов, дает пациенткам возможность оставить их ради новых при­вязанностей.

Для Кавалер-Адлер описанные в настоящей книге ам­бивалентная, обладающая чертами Трикстера, фигура За­щитника/Преследователя и образ его клиента — беззащит­ного личностного духа — являются интернализованным частичным объектом отца. Этот объект принимает формы демона или музы, он одновременно идеализированный и злотворный.

Возможно, именно поэтому, обращаясь к литератур­ным продуктам творчества, мы находим там мифы, в

которых присутствует тема идеализированного и злоб­ного отца, воплощенного в образе демонического лю­бовника. Демонический любовник может возникнуть в момент опыта самовыражения как вдохновитель, как божественная муза, но уже в следующий момент как дьявол. Как муза он привносит вдохновение и эроти­ческие переживания. Он может принести «творческий экстаз». И все же, что касается творческой женщины, страдающей от фиксации в доэдиповой фазе, отврати­тельный демон овладевает ею, превращая творческий экстаз в самоубийственное неистовство или в холод­ное безразличие изоляции и смерти. Тогда изобилуют образы смерти. Однако посредством маниакальных и нарциссических защит образ отца как идеализирован­ного, несущего вдохновение, божественного посланца снова восстанавливается. Порочный круг должен про­должаться. Только отчаяние, болезнь, смерть или са­моубийство могут положить конец этому циклу, по­скольку доэдиповая фиксация (arrest) не подвержена изменению.

(там же: 77)

Представление Кавалер-Адлер о том, что ранняя трав­ма оставляет внутренний мир в состоянии угрозы со сторо­ны архаичных, попеременно злотворных или благоволящих образов, попадает в самый центр основной проблемы на­шего исследования. Кавалер-Адлер идет дальше, отмечая, что у женщин, страдающих от ранней травмы, связанной с отношениями с матерью, замена отцом отсутствующего опыта отношений с матерью не приносит желаемого резуль­тата. Отец в этом случае скорее будет соответствовать «воз­буждающему объекту» (Фэйрберн), и женщина будет пы­таться восполнить отсутствующий опыт на «духовном» уровне через свое творчество, не ведая иных способов ком­муникации. Принуждаемая таким образом заниматься твор­чеством, она, тем не менее, остается в состоянии фрустра­ции, никогда не получая в ответ на свое творчество то, в чем она нуждается. Это реактивирует раннюю доэдипову трав­му, связанную с отношениями с матерью, в итоге порочный круг замыкается.

Исходя из моего собственного клинического опыта, я соглашаюсь с формулировками Кавалер-Адлер в отноше­нии не прошедшей через процесс горевания травмы жен­щин-пациенток и их зависимости от внутренних родитель-

ских объектов, что часто приводит к особо не поддающим­ся разрешению формам аддиктивного переноса. Необхо­димо было бы только уточнить, что паттерн, который при­вела Кавалер-Адлер, не ограничивается рамками одной женской психики и описанные ею трикстерные компонен­ты дьявольских внутренних объектов обнаруживаются не только в отношении имаго отца. Проблемы, связанные с архетипической системой самосохранения, не ограничены половыми ролями.

ЧАСТЬ 11

Введение к части второй

Волшебные сказки и двухступенчатое воплощение Самости

Недавно один мой пациент, молодой мужчина, во вре­мя нашего терапевтического сеанса высказывал недоволь­ство по поводу своей, по-видимому, роковой и неодолимой любви к молодой женщине, с которой он встречался. Он пытался отделаться от своих чувств к ней и от связанной с ними ответственности, заводя романы с другими женщина­ми. И все же каждый раз, после очередного приключения, опустошенный, одолеваемый страстным желанием, он воз­вращался к своей единственной постоянной женщине. Он хотел знать, что же это такое, чем она удерживает его. По­чему чувство было столь «глубоко » с ней и столь «поверх­ностно » с другими? Вдруг его глаза наполнились слезами, и он сказал очень взволнованно: «Вы знаете, это нечто гораз­до большее,— когда я с Мэри, я ощущаю потенциал своей жизни! Невозможное кажется возможным — вот в чем раз­ница. Когда я с ней, я чувствую потенциал моей жизни! >> Я сказал ему, что не могу представить лучшего описания влюбленности, чем это.

Чувствовать потенциал своей жизни, разделяя это чув­ство с любимым человеком,— как раз этого не могут себе позволить пациенты определенной группы (обычно называ­емые «шизоидами ») именно потому, что в детстве их нарож­дающееся горячее стремление к этому постигло травмати­ческое разочарование. Связи с миром — через значимых других — были разорваны, и надежда была потеряна. Слово «потенциал >> есть одно из таких связующих слов. Оно имеет 8*

два латинских корня: pot is — латентная энергия и posse — быть способным, к которым восходит английское слово «possible» (возможное). Так AmericanHeritageDictionary определяет потенциал как «неотъемлемую способность или возможность роста, развития или появления на свет». Нечто «врожденное », «внутренняя потенция » пересекает границы и становится реальностью — актуализируется в мире.

Винникотт помогает нам понять, что этот процесс име­ет место в индивидуальной жизни ребенка всякий раз, ког­да есть достаточно хорошее «соответствие » или эмпати-ческая связь между спонтанными жестами ребенка и опосредующими ответными реакциями матери. В этой оп­тимально поддерживающей (facilitating) среде, когда меж­ду проявлениями «истинного я » и внешним миром устанав­ливается связь, ребенок реализует себя, и поток любви устремляется в жизнь. Если же первичная ситуация была травматичной, индивид остается с навязчивым объектным голодом, он как бы пытается заново пройти этапы процес­са развития. Иногда в психоаналитическом лечении травмы раннего разрыва описанных переходных процессов проис­ходит удовлетворение объектного голода, что играет су­щественную роль в возвращении личностного духа, инкап­сулированного в ранней травме.

Переходные процессы между человеческим и божественным

Чисто персоналистическая психология не охватывает, однако, истинного таинства появления на свет личностно­го духа под угрозой травмы, таинства, к которому относят­ся во всем остальном точные образы, предложенные Вин-никоттом. Это связано с тем, что такой подход оставляет в стороне трансперсональный элемент или интерпретирует трансперсональный элемент как инфантильное ощущение всемогущества и пренебрегает первичностью нуминозного в человеческом опыте.

С точки зрения юнгианской психологии, процессы в пограничной зоне между возможным и действительным в человеческом развитии должны рассматриваться на фоне архетипических процессов, то есть на фоне мифологии. Мифология и все великие мировые религии озабочены од­ним основным вопросом — вопросом о взаимоотношении между человеческим и божественным и о том, как оно под­держивается перед лицом человеческого страдания. Как,

посредством каких факторов поддерживается связь меж­ду трансцендентным миром с его дающими жизнь боже­ственными энергиями и земным миром, ограниченным вре­менем, пространством, историей и установленным порядком? Откуда мы приходим? Имеет ли смысл наше существование помимо повседневной жизни? Проявляет ли себя в истории Бог? Эти и другие связанные с ними вопросы напоминают нам, что слово «религия» составлено понятиями «re»* и «ligeo», связь или соединение, то есть слово «религия» можно прочесть как «воссоединение ». Конечно, утвержде­ние, что сюжеты мифов имеют отношение к этой связи, парадоксально, потому что мифы сами являлись такими связями, когда их рассказывали. Символ представляет со­бой мост или связь между нами и тайной существования, но кроме того, в глубине своего образного содержания он качественно полнее отображает эту связь.

На ум приходит множество примеров для иллюстра­ции этой точки зрения, я приведу два из них. В мифе о Де-метре и Персефоне Деметра с дочерью, носившей сперва имя Кора, собирали нарциссы, когда Гадес примчался на своей колеснице и похитил юную деву, увлекши ее в свое подземное царство, которое мы интерпретировали бы как бессознательное, или нуминозный мир в его хтонической форме. В этих образах мы видим искажающее расщепле­ние, подобное тому, что происходит с личностью, пережив­шей травму. Архетипические защиты овладевают невинным остатком травмированного «я» и выталкивают его во мрак бессознательных процессов, под наблюдение дьявольской фигуры, здесь представленной самим Гадесом. Тем време­нем Деметра, представляющая человеческую жизнь во всем ее потенциальном плодородии, обходит весь мир в поисках дочери, но безрезультатно. Наконец, все еще безутешная в утрате Коры, она удаляется в свой храм в Элевсине, откуда угрожает, что наступят жестокие и ужасные времена для всего человеческого рода: она не позволит земле плодоно­сить, ни один урожай не созреет до тех пор, пока она вновь не увидит свою дочь. Для разрешения назревшего кризиса Зевс посылает Гермеса к Гадесу в подземное царство и до­бивается от того обещания вернуть царицу, чье имя теперь

* Приставка re- образует новые слова преимущественно от гла­гольных форм, придавая им значение повторности, соверше­ния действия заново, либо возвращения в прежнее состояние. (Прим.. перев.)

Персефона, к матери. Но прежде чем отправить жену об­ратно на землю, Владыка Мрака искушает ее съесть не­много гранатовых зерен. Гранат был плодом, симво­лизирующим брак, и эффект его съедания состоял в объединении — установлении неразрывной связи между мужем и женой. Результат этого брака означает, что два мира, внутренний (божественный) и внешний (человечес­кий), соединены навечно. Персефона, таким образом, при­надлежит обоим мирам и, проводя шесть месяцев в ниж­нем мире и шесть месяцев в верхнем мире, она является «связкой » (ligament) между человеческим и божествен­ным. Баланс восстановлен. Травматический разрыв меж­ду двумя мирами заживлен.

Второй пример взят из Ветхого завета: когда Яхве в гневе на развращенность человеческого рода был вынуж­ден уничтожить мир, он сохранил одну часть творения — праведного Ноя и порученных ему животных всех видов, «каждой твари по паре ». Если в этом повествовании мы рас­смотрим Яхве как образ «антилибидозного эго »(Фэйрберн), то получим довольно точную картину того, что происходит во внутреннем мире травмы,— разорение и уничтожение всего, за исключением инкапсулированного ядра жизни, в котором остается все самое ценное. Тогда вопрос заключа­ется в следующем: «Будет ли когда-нибудь выкована связь между этой утраченной основой «я » и всей той архетипи-ческой трансперсональной агрессивной энергией, которая отрезала его от мира, но, вместе с тем, и сохранила для будущего?» В книге Бытие эта «связь» представлена как завет в одном из самых любимых образов всех времен — мосте радуги — знаке того, что Бог и человек никогда боль­ше не будут разделены:

И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда. Я пола­гаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [веч­ного] завета между Мною и между землею...и Я увижу ее и вспомню завет вечный между Богом [и между зем­лею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.

(Бытие, 9: 12-16)

Христианским символом этой мистической связи меж­ду человеком и Богом является парадоксальный догмат «Бо­гочеловека » — Слова, ставшего Плотью. Повсюду в мифо-

логии воображение повторяет все ту же тему. Что-то от вечности входит во время и навсегда изменяет его. Дитя света рождается в самое темное время года; или воды текут в пу­стыне; или неопалимая купина горит и не сгорает. Все эти либидо-символы с удивительным всепроникновением свя­зывают этот мир с другим, превосходящим его миром, вы­ковывая связь между нереализованным духовным потен­циалом, спрятанным в ядре каждой индивидуальной жизни, и мирским историческим существованием в этом теле, этом месте, этом времени.

Как в мифологии, так и в здоровой личности мы на­блюдаем усилия по направлению к балансировке взаимо­отношений между энергиями эго и Самости, так, чтобы энергии Самости наполняли эго, но не затопляли его или не служили суррогатом удовлетворения человеческих потреб­ностей. Либидо может пересечь порог эго-Самость и быть инвестированным в отношения любви, интересы, сверше­ния и т. д. Однако при травме, как мы видим, дело обстоит иначе. Система самосохранения оказывает сопротивление всем попыткам инвестировать либидо в «эту жизнь » для того, чтобы избежать дальнейшего разрушения. В этом слу­чае энергии нуминозного мира становятся заменой само­оценки, которая должна была бы складываться на основе удовлетворенных потребностей, получивших воплощение в человеческом мире. Трансперсональное выступает в каче­стве защиты.

Вопросы психологии развития

Если травма прекращает все переходные процессы и, следовательно, весь религиозный опыт, то возникает воп­рос, как восстановить эти процессы. Базовый вопрос может быть выражен таким образом: «Какой процесс нор­мального развития способствует установлению диалекти­ческих взаимоотношений между трансперсональным нуми-нозным опытом и земной реальностью, так что жизнь становится истинно осмысленной, живой и полной? » или «Как магический мир детства сохраняется во взрослой жиз­ни?» Формулируя наш вопрос несколько по-другому, мы можем спросить: «Как мы проживаем символическую жизнь? »

Существует множество теоретических вариаций этого вопроса, но только Юнг глубоко проникает в его духовное измерение. Юнг бы спросил: « Как мы удерживаем диалек-

тические взаимоотношения между эго и Самостью (обра­зом Бога в психике) так, что мы не страдаем ни от сильного отчуждения от Самости, ни от чрезмерной идентифика­ции с ней? » Один из частичных ответов Юнга на этот вопрос заключается в том, что присущая психике «трансцендент­ная функция » преобразует напряжение между психичес­кими оппозициями в символ, «третью сущность», проме­жуточное звено между мистерией жизни и усилиями эго. Но Юнг не разрабатывал тему «трансцендентной функции » в межличностном пространстве, он также не уделил долж­ного внимания травме и той центральной роли, которую она играет в разрушении трансцендентной функции.

Представители психологии «я »(см. Кохут, 1971,1977) сформулировали бы этот вопрос приблизительно так: «Как детское первичное грандиозное и всемогущее «я » с его хруп­кой самооценкой, всецело обусловленной отражением «другого », и с его склонностью к фрагментации постепен­но трансформируется в автономное «связное я » с прочной системой самооценки, реалистичными ожиданиями и под­линными идеалами? » Ответом Кохута является введение понятия промежуточного периода, известного как стадия «я-объект», стадия, которая включает перенесения (transferences) между «я » и объектом — с «фазо-соответ-ствующим» разочарованием (disillusionment)" и превраще­ние архаичных грандиозных структур во внутренние пси­хические структуры — без потери контакта с «я-объектом », несущим на себе проекции этих имаго.

Теоретики объектных отношений сформулировали бы этот вопрос по-другому, например, так: «Как первичное не­дифференцированное единство (oneness) матери и ребенка трансформируется в опыт сепарации «я »/объекта (двой­ственность — two-ness) так, что парадоксальным образом оказывается реализована подлинная способность символи­зации (тройственность — three-ness)? >> (см. Ogden, 1986: 214). Ответ Винникотта был таков — «достаточно хорошая » мать поддерживает «потенциальное пространство» или «пе­реходное (transitional) пространство» достаточно долгое время, чтобы могло произойти взаимопроникновение субъективного мира ребенка и объективного мира действи­тельности. У ребенка, окруженного оптимальной заботой,

* Это слово можно также перевести как «избавление от иллю­зий». Об этом втором смысле нужно помнить, читая следую­щую главу.

опыт реальности вращается вокруг всемогущества. Впослед­ствии всемогущество может быть постепенно оставлено.

Возможно, от внимания читателя не ускользнуло, что каждая из этих теорий предлагает «ответ» на наш вопрос о том, как божественный и человеческий миры пронизывают друг друга, используя для этого термины, которые начина­ются с приставки «транс». Юнг говорит о трансцендент­ной функции. Если сохраняется напряжение между проти­воположностями, психика будет продуцировать символы, которые синтезируют обе оппозиции, превосходя вместе с тем обе эти противоположности. Согласно Винникотту, «Истинное я » — спонтанное, склонное к парадоксам и юмо­ру, преступающее свои собственные пределы (transcends itself) через проживание культурной (символической) жиз­ни, появляется из достаточно обжитого переходного (transitional) пространства. Для Кохута парадоксальная стадия «я-объекта » с ее единством с грандиозным само­идеализированным другим постепенно подходит к преоб­разующей (transmuting) интернализации психической структуры и, следовательно, к реалистическим идеалам (включая и религиозные идеалы). У нас есть еще одно сло­во с приставкой «транс», а именно — перенос (transfer), ко­торое является важным именно потому, что оно обознача­ет «пространство», в котором два упомянутых выше слова неизбежно соединяются (co-mingled) и вовлекаются в ор­биту вокруг образа аналитика (человеческая сущность ко­торого неизбежно должна быть раскрыта, после чего могут быть успешно проработаны отношения между реальными и воображаемыми элементами).

Переходные процессы в сказках

Обнаружив доминирование темы переходных процес­сов в целом в мифологии и, в частности, в «мифах » глубин­ной психологии, мы не будем особо удивлены тем, что эта тема является главным содержанием сказок.

Опять же достаточно будет привести пару примеров для иллюстрации. В сказке о Золушке мы, с одной сторо­ны, имеем мир волшебства, магический, удивительный и за­гадочный, представленный очаровательным миром бала, в котором есть Принц, музыка, карета и т. д., а с другой сто­роны — мир рутины, банальности, обычной, земной жизни Золушки среди угольного мусора. Эти два мира абсолютно отделены друг от друга, так что «земная, слишком челове-

ческая » Золушка не имеет доступа в «магический » мир, а царственный Принц не имеет доступа в мир человеческих страданий с его преобразующим потенциалом. То, что объе­диняет эти два мира в «переходной реальности » и дает Прин­цу путеводную нить к прекрасной девушке, в которую он влюбился, представляет собой не что иное, как хрусталь­ную туфельку! Эта хрустальная туфелька одновременно является земной и человеческой (предмет обуви) и в то же время хрустальной, «царственной». С помощью этого пе­реходного объекта установлена связь между царственным Принцем, представляющим трансперсональную реаль­ность, и простой Принцессой, представляющей слишком человеческий мир. Итак, у сказки счастливый конец: «с тех пор они жили счастливо », который в этом случае означает, что найдена промежуточная связь, гарантирующая един­ство и неразрывное взаимопроникновение этих двух миров. Последствия травмы преодолены.

Похожие примеры могут быть найдены в нижеприве­денных сказках. В каждой их них человеческий мир нище­ты или невинности существует как некий контрапункт дру­гому миру, представляющему трансперсональные силы, которые обычно вводятся через существо-посредник, та­кое, как околдовывающая ведьма или волшебник, в любом случае являющееся Трикстером. Эти посредничающие духи обычно являются «злыми» для проживающего сказку «эго », но часто, как мы увидим, все не так просто. Обычно травмированная или невинная героиня (или герой) сказки «околдована » «злой » стороной трансперсонального суще­ства, и в кульминации сказки происходит борьба за избав­ление героя или героини от злых чар, преобразование этого трагического состояния в то, что мы могли бы назвать «оча­рованием » (enchantment)*. Именно к последнему и отно­сятся финальные слова сказок: «с тех пор они жили долго и счастливо».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.