Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Donald Iv a I s с h e d 15 страница



Если мать не справляется, то... проекции ребенка сво­дятся к непрерывной проективной идентификации, сила и частота которой возрастают. Кажется, что возраста­ющая интенсивность лишает проекцию полутонов смыс­ла. Реинтроекция осуществляется с той же силой и час­тотой. Используя дедукцию, мы судим о чувствах пациента, исходя из наблюдений за его поведением в консультационном кабинете; отталкиваясь от выводов, полученных при помощи дедукции, мы создаем модель;

согласно моей модели, поведение младенца отличается от обычно ожидаемого мной поведения мыслящего взрослого человека. Из поведения младенца можно сде­лать вывод, что его внутренний объект сформирован, однако этот объект совмещает характеристики ненасыт­ной вагинообразной «груди», этот объект лишает ре­бенка всех позитивных качеств, которые ребенок дает или получает, он оставляет ребенку только дегенера­тивные объекты. Этот внутренний объект лишает свое­го хозяина всякой реальной возможности понимания. В анализе такие пациенты, по-видимому, не способны получить пользу от своего окружения и, следовательно, от своего аналитика.

(Bion, 1962b: 115)

Предположение Биона о злокачественном гипертро­фированном суперэго, которое ненавидит и атакует все свя-зеобразующие процессы в психике, согласуется с нашей гипотезой о том, как примитивная Самость, занятая зада­чей выживания, каждый раз подвергает ошибочной «ауто­иммунной » атаке открывающиеся возможности для само­выражения и установления отношений, интерпретируя эти возможности как угрозу повторной травматизации. К этой гипотезе Бион добавляет богатый, но сдержанный анализ того, как внутренняя ненависть разрушает то, что Юнг на­звал трансцендентной функцией (альфа-функция по Био-ну), так что, в самых худших случаях, нападению подверга­ется сама способность психики к символообразованию, помогающая ей справиться со своими собственными аф­фектами. Это — радикальная гипотеза, которая ставит под вопрос наше положение, сформулированное в рамках под­хода аналитической психологии относительно символооб-разующей функции психики sui generis*. Бион в своем ана­лизе предполагает, что даже эта функция является относительной и зависит от непредсказуемых переменных, таких как способность матери к проекции-метаболизации, а также от уровня врожденной агрессии ребенка, которая требует метаболизации.

Д.В. Винникотт

Все работы Винникотта в той или иной степени каса­ются темы психической травмы, поэтому здесь мы приве­дем обзор только части обширного целого, кое-что из ко-

* Как таковая (лат.)

торого уже было процитировано. Винникотт всегда рассмат­ривал травму как неудачу окружения/матери в обеспече­нии такой «достаточно хорошей » опеки над ребенком, ко­торая бы поддержала активные творческие отношения между внутренней и внешней реальностью. В том случае, если материнская забота служит источником возбуждения и чрезмерной стимуляции или если мать грубо отвергает ребенка, начинает расти разрыв между психосоматическим «истинным я» и (изначально мыслительным) преждевре­менно образовавшимся «ложнымя» ребенка, которое,эк­ранируя и выступая в роли суррогата внешнего окруже­ния, ставшего невыносимым, предохраняет «истинное я» от дальнейшей травматизации. По Винникотту, разделение целостного психосоматического «я » является итогом втор­жения примитивных защит, цель которых состоит в пре­дотвращении переживания «немыслимойагонии»,связан­ного с ранней травмой. Используя терминологию нашего исследования, эти «примитивные защиты » эквивалентны ди-адической системе самосохранения: одна часть личности вы­ступает в качестве «прогрессировавшего «ложногоя»,ло­кализованного в мыслительной сфере, другая же часть, регрессировавшее «истинное я», выступает в роли «клиен­та» первой.

«Истинное я » Винникотта несет в себе то, что мы на­звали личностным духом, который появляется в первые мгновения, в самом начале жизни, до того как сформирова­ны «внутренние объекты», и является «не более чем сово­купностью сенсорно-моторной активности» (Winnicott, 1960а: 149). «Всемогущество» «истинногоя» представляет собой лишь отражение его нуминозности, его архетипи-ческого базиса, который должен быть постепенно «очело­вечен » в рамках диадических отношений мать-ребенок. Если этого не происходит оптимальным образом, тогда, по Вин­никотту, «истинное я » прерывает процесс своего воплоще­ния в теле, и «ложное я »(мыслительное по большей части), сформированное под давлением внешних обстоятельств, руководит жизнью индивида, заключив в себе все еще все­могущее, но теперь травмированное «истинное я » как не­кую постыдную тайну.

Винникотт говорил о континууме степеней влияния «ложного я ». На одном полюсе «истинное я » полностью скрыто, даже от «ложного я ». Далее, продвигаясь по на­правлению к полюсу здоровья, «истинное я» «признается как возможность и ему позволено вести тайную жизнь»

(там же: 143). Еще ближе к полюсу здоровья «ложное я» ищет оптимальные условия, которые позволили бы «истин­ному я » проявить себя. На этом уровне «ложное я» стано­вится «заботящимсяя»,опекая «истинноея».

В качестве примера Винникотт приводит случай жен­щины, которая имела «ложное я », но за всю ее жизнь у нее не было чувства реальности собственного существования.

Я обнаружил, что имею дело с неким персонажем, кото­рого пациентка называла «Заботящимся Я». Это «Забо­тящееся Я>>: (1) узнало о психоанализе; (2) явилось на прием и подвергло испытанию идею анализа, проведя своего рода тщательно спланированное тестирование надежности аналитика; (3) привело пациентку в анализ; (4) постепенно, после трех лет анализа, передало свои функции аналитику... (5) во время отсутствия аналитика (болезнь... отпуск и т. д.) появлялось и вновь брало на себя заботу о пациентке.

(там же: 142)

Винникотт подчеркивал позитивную (заботящуюся) сторону того, что мы обозначили как система самосохране­ния. Он не обсуждал преследующий аспект этой системы, упомянув лишь, что если «заботящееся я » не может найти способ существования «истинного я», то оно вынуждено приступить к организации самоубийства пациента, так как «истинное я » никогда не должно быть предано. Эти рассуж­дения схожи с описанием Орфы и регрессировавшего эго у Ференци. «Самоубийство в этом контексте,— пишет Винни­котт,— является разрушением цельного «я» с тем, чтобы избежать аннигиляции «истинного я »(там же: 143).

Корриган, Гордон и «мысленные объекты»

Корриган и Гордон в своей концепции «мысленного объекта» (mind-object) исследовали преследующий аспект «ложного я » Винникота, локализованного в ментальной сфере (Corrigan & Gordon, 1995). Авторы хотели показать, что у пациентов, принадлежащих к определенной подгруп­пе, преждевременно развивается и формируется то, что Фе­ренци назвал «прогрессировавшим я »; эта структура, вклю­чая перфекционистские идеалы, идентифицируется как разум.Перфекционистский «разум»персонифицируется как внутренний «мысленный объект», он безжалостно ата­кует психосоматическое «я », которое никогда не может со­ответствовать его неизменно высоким требованиям. В ито-

ге развиваются депрессия, обсессивно-компульсивное рас­стройство, различные формы шизоидного ухода. Исполь­зуя нашу терминологию, система самосохранения берет контроль и пресекает любую возможность установления отношений зависимости, которые способствовали бы внут­реннему росту индивида.

Майкл Эйген

Среди всех упомянутых здесь авторов-психоаналити-ков Эйген ближе всех подошел к архетипическому понима­нию так называемых примитивных защит системы самосох­ранения. Эйген сосредоточил внимание на идеях Биона о том, как ранняя травма с ее «психотическими агониями » стимулирует «недоброжелательный разум», который, в ко­нечном счете, опустошает психику и приводит к поврежде­нию самой способности переживать. Злокачественное, «не­навидящее жизнь суперэго», в сущности, полностью подчиняет себе нормальное при других условиях мышле­ние для того, чтобы оправдать свои деструктивные намере­ния и установки, направленные на разрушение символооб-разующей способности психики. Подводя итог, Эйген так вкратце излагает идеи Биона:

Бион предложил образ [психического развития], направ­ленного вспять, в качестве метафоры всеохватной дест-руктивности. Травматический опыт не погружается в по­ток первичного процесса, где он мог бы быть переработан в образы, которые, в свою очередь, дали бы начало сим­волической и мыслительной проработке. Вместо этого происходит полное блокирование продвижения в этом направлении, имеет место демонтаж каждого достиже­ния на остающиеся таким образом непроработанными элементы исходного травматического опыта. Место пси­хики занимает состояние непрекращающейся катастро­фы. Психика (то, что от нее остается) становится «ката­строфической машиной», перемалывающей каждый бит возможного переживания в ужасающее ничто.

(Eigen, 1999: 114)

Однако Эйген не остановился на предложенной Био-ном модели «катастрофической машины ». В отрывке, ко­торый мог бы быть написан самим Юнгом, Эйген говорит:

Легко представить, что младенец не способен справить­ся с обрушивающимися на него беспорядочными пото­ками воздействий. Однако я полагаю, что довольно по-

лезно придерживаться той точки зрения, что неспособ­ность к переработке сохраняется на всю жизнь. Наши религиозные и психотерапевтические системы предла­гают системы координат (frames of reference) для пере­работки непереносимых агоний и также, возможно, не­выносимых радостей. Порой живопись или литература сводят вместе агонию-экстаз жизни на вершине прехо­дящего триумфа. Хорошие стихи являются спрессован­ным временем, они предоставляют пространство, в ко­тором на разных этапах жизненного пути мы можем переживать эмоциональную трансформацию. Эти мо­менты переработки, пульсации наполняют жизнь смыс­лом и также тайной. Однако я полагаю, что какую-то часть своей энергии эти эстетические и религиозные системы заимствуют у всех кризисных моментов, кото­рые в них вошли.

(там же: 117)

Здесь Эйген выдвигает предположение, созвучное цен­тральному положению, в котором подход Юнга к психике расходится с подходом Фрейда, а именно то, что сами бес­сознательные фантазии, при помощи которых психика мла­денца пытается защитить себя от ранней травмы, представ­ляют собой смысловые структуры, уже существующие, по крайней мере, in potentia. Они не «готовятся» для того, чтобы улучшить самочувствие младенца/ребенка,— как раз наоборот, довольно часто, чему мы были свидетелями, их дьявольское присутствие ухудшает состояние человека, ис­пытавшего травматическое переживание. Другими слова­ми, разум зиждется на архетипической основе. Его системы координат, структурирующие психику, «раскрываются» в контексте раннего опыта отношений младенца с матерью (включая травму). Являясь общими для всего человечества, они «раскрываются » на индивидуальном для каждого пути страданий, связанных с обстоятельствами человеческого су­ществования. Таким образом, позже, когда травмирован­ный в детстве индивид сталкивается с теми же самыми «ка­тегориями » в повествовательных символических системах (преданиях) религии, поэзии и искусства, они привносят пре­образующий потенциал и «смысл » именно потому, что они существовали с самого начала. На самом деле, травма «за­печатлевается в памяти >> именно в этих поздних схожих ар-хетипических образах или возобновлениях (re-enactments). С этой точки зрения, психопатология относительно универ­сальна для всех людей. Даже вызванное травмой «навязчи-

вое повторение » является частью общечеловеческого опыта и не требует для своего объяснения привлечения концепции «инстинкта смерти », хотя в этой фантазии Фрейда и заклю­чается некий смысл, который он и другие извлекли из кли­нического опыта работы с травмой.

Рональд Фэйрберн

Концепция Фэйрберна о садистических отношениях между фигурой внутреннего вредителя (saboteur) и «либи-дозным эго » лучше всего подходит для объяснения одно­временного присутствия беззащитного «невинного » внут­реннего объекта и неистового Защитника/Преследователя этого объекта. Фэйрберн работал с детьми, которые во вре­мя Второй мировой войны подверглись сексуальному наси­лию. Он обнаружил, к своему изумлению, что эти невин­ные дети испытывали чувство стыда в связи с тем, что они были объектами сексуального насилия, они сопротивля­лись воспоминаниям о своей травме, так как это заставляло их чувствовать себя «плохими ». Фэйрберн пришел к выво­ду, что мотив, побуждающий ребенка быть плохим, возни­кающий в контексте отношений зависимости, определяет­ся потребностью «сделать объект хорошим» (Fairbairn, 1981:65), и это происходит через интернализацию «плохо-сти » этих объектов. Впоследствии образы «я » и объекта, несущие эту «плохость », вытесняются. Здесь Фэйрберн де­лает ценное замечаение, указывая на то, что агрессия ре­бенка является фактором этого вытеснения. Он пишет:

Именно переживание фрустрации либидо вызывает аг­рессию ребенка по отношению к его либидозному объек­ту — так возникает состояние амбивалентности... Так как для ребенка невыносимо иметь объект, который од­новременно является и хорошим, и плохим, он пытается ослабить напряжение этой ситуации, расщепляя фигу­ру матери на два объекта. В дальнейшем она представ­ляет собой «хороший» объект, если удовлетворяет его либидозно, и наоборот, в случае неудачи в удовлетворе­нии его либидозных потребностей она оказывается «плохим» объектом.

(там же: 110)

Однако как только [эта] амбивалентность закрепилась, выражение ребенком чувств по отношению к матери ставит его в положение, которое должно представлять­ся ему исключительно рискованным.

(там же: 112)

Так, выражая агрессию, он подвергает себя риску утра­ты хорошего объекта [она тем более его отвергает], если же, с другой стороны, он выражает свою либидозную потребность, то ему угрожает особенно опустошитель­ное переживание унижения и стыда от осуждения его любви и пренебрежения или преуменьшения значения выказанной им потребности [или]... на более глубоком уровне над ним нависает угроза переживания дезинтег­рации и психической смерти.

(там же: 113)

[В этой опасной ситуации]... ребенок ищет пути обхода опасностей, связанных с выражением либидозного аф­фекта и аффекта агрессии по отношению к объекту, он использует максимум своей агрессии для того, чтобы контролировать максимум своей либидозной потребно­сти. Таким способом он снижает интенсивность тре­бующего внешнего выражения аффекта, как агрессив­ного, так и либидозного... Либидозное эго овладевает избытком либидо, а избытком агрессии овладевает внут­ренний вредитель. Таким образом, маневр ребенка с ис­пользованием агрессии для подчинения либидозной потребности оборачивается нападением внутреннего вредителя на либидозное эго.

(там же: 11! )

В главе 1 мы привели исчерпывающие примеры таких нападений в случае миссис Y и мужчины с ружьем, а также в сновидении художницы о человеке с топором. Согласно Фэйрберну, преследующие внутренние объекты такого рода, вероятно, представляют собой персонификации ин­вертированной агрессии пациента — агрессии, которая предназначалась для процессов адаптации, но не была ис­пользована в этих целях. Пациент, таким образом, остает­ся, с одной стороны, со своим ищущим компромиссов «ложным я », направленным вовне, во внешний мир, а с дру­гой — с агрессией, обращенной вовнутрь.

Одна из важных идей Фэйрберна заключается в том, что цель психоаналитического лечения должна состоять в поддержке пациента в рискованной ситуации высвобожде­ния его интернализованных «плохих >> объектов, так чтобы их либидозный катексис мог быть разрешен. Пациент со­противляется этому, постоянно впадая в «искушение ис­пользовать «хорошие» отношения с аналитиком в качестве защиты от принятия этого риска » (там же: 69). «Я убеж­ден,— говорит Фэйрберн,—

[что] самые начальные истоки развития психопатоло­гии восходят, скорее, к области этих плохих объектов, чем к области суперэго; ибо по отношению ко всем пси­хоневротическим и психотическим пациентам можно было бы сказать, что если Истинная Месса служится в алтаре, то Черная Месса служится в склепе. Таким об­разом, становится очевидным, что психотерапевт явля­ется прямым наследником экзорциста: он имеет дело не только с «отпущением грехов», но также и с «изгнани­ем бесов».

(там же: 70)

Гарри Гантрип

Анализ Фэйрберна был развит Гарри Гантрипом, об­наружившим подобные фигуры «внутреннего вредителя» и его невинного «клиента» в сновидениях пациентов, пере­живших психическую травму (см. Guntrip, 1969). Фэйрберн и Гантрип — единственные теоретики этого направления, использовавшие материал сновидений для исследования внутреннего мира травмы. «Отвергнутым или травмирован­ным детям,— утверждает Гантрип,—

очень страшно быть слабым в недружелюбном и угрожа­ющем мире... и если не можешь изменить мир, то можно попытаться изменить самого себя. Так ребенок начинает бояться и ненавидеть свои собственные слабости и по­требности; теперь он стоит перед задачей взросления вместе с нетерпимостью к своей незрелости».

(тан же: 196)

Эта «нетерпимость к незрелости» представлена «ан-тилибидознымэго», которое Гантрип рассматривал как внутреннее представление идентификаций ребенка с отвер­гающими зависимость «плохими родительскими объекта­ми». Это антилибидозное эго «ненавидит» зависимость, ко­торая доставила ребенку такие неприятности в отношениях с нетерпимыми родителями. Таким образом, оно является «интроекцией » родителей, которая теперь действует вро­де «пятой колонны » во внутреннем мире ребенка. Гантрип указывает, что антилибидозное эго является одним из глав­ных источников сопротивления в психотерапии.

Враждебность...антилибидозного эго по отношению к зависимости от кого бы то ни было, кто оказывает по­мощь, а также его ненависть к признанию потребностей является одним из источников самого упорного сопро-

тивления психотерапии и сопротивления психотерапев­ту. Ненависть к нуждающемуся ребенку и психотерапев­ту, к которому он желает обратиться за помощью, исхо­дит изнутри.

(там же: 196)

Иллюстрируя противодействие антилибидозного эго внезапно появившейся потребности в зависимости, Гант-рип приводит сновидение пациентки, в котором представ­лены атакующие фигуры, напоминающие садистические фигуры в случае миссис Y и человека с ружьем.

Я маленькая девочка, я стою у двери в большую комнату и дрожу от страха. Я вижу вас внутри этой комнаты и думаю: «Если бы только я смогла добраться до него, то я была бы в безопасности». Я бегу через комнату, но тут откуда-то выходит другая девочка и толкает меня об­ратно к двери.

(там же: 196 )

Гантрип продолжает:

Спустя два года, когда эта пациентка стала доверять мне гораздо больше, ей опять приснился этот же сон. На этот раз она продвинулась внутрь комнаты настолько, что ей не хватило дюйма, чтобы дотронуться до меня, когда вдруг, в самый последний момент, появилась эта другая девочка, как говорится, ниоткуда и, со злобой влепив ей пощечину, опять увлекла ее прочь.

(там же: 196)

Фэйрберн и Гантрип акцентировали внимание исклю­чительно на негативной преследующей деятельности фи­гуры внутреннего вредителя или антилибидозного эго, рас­сматривая либидозное эго как невинную жертву. Находясь на позициях юнгианского подхода, мы могли бы выразить сомнения по поводу этой односторонности и склоннос­ти — особенно это характерно для Гантрипа — видеть толь­ко ненависть и насилие антилибидозного эго, и только хорошие качества и невинность в «утраченном сердце "я"», в жертве преследователя. Как мы видели на приме­ре нескольких случаев, видимо, должен существовать telos или намерение в этом насилии архаической защит­ной системы, даже в том случае, если оно становится из­быточным, полностью бессмысленным насилием против психики.

Джеймс Гротстейн

Американский теоретик объектных отношений Джеймс Гротстейн, используя язык, созвучный языку Кляйн и Биона, также приводит описание разнообразных недоброжелательных внутренних фигур, которые оказы­вают сопротивление прогрессу в психоанализе нарцисси-ческих, депрессивных и зависимых пациентов. «Нарцис-сические пациенты,— говорит Гротстейн,—

боятся изменений. [По мере прогресса в анализе]... на­растает дисбаланс... между прогрессировавшей частью «я» и другой, все еще остающейся незрелой, частью «я». Как только схизм между этими двумя частями личности достигает критической отметки, может иметь место негативная терапевтическая реакция с опасным отреа-гированием. Как будто остановившаяся в развитии часть личности подрывает успех прогрессировавшей части для того, чтобы обратить на себя внимание».

(Grotstein, 1987: 325)

В одном из случаев Гротстейн сообщает о пациенте, который интернализировал маниакальный грандиозный аспект своей матери в образе внутренней фигуры, похожей на нациста, делавшей все возможное для того, чтобы защи­тить его от надвигающейся катастрофы. Эта фигура про­двигала пациента к достижению невероятного успеха в про­фессиональной области, но она же предъявляла к нему жестокие садистические требования. Когда пациент достиг некоторых улучшений в психоанализе, это маниакальное «я» начало оказывать сопротивление, подвергая атаке ин­терпретации психоаналитика, подрывая анализ, умаляя важность анализа и, как правило, проводя «настоящий ана­лиз » вне сеансов (там же: 329). Это был классический при­мер того, что Фрейд назвал «негативной терапевтической реакцией».

Гротстейн пишет, что эта «маниакальная » часть паци­ента порой становилась виртуальным «живым призраком », который, казалось, удерживает более зависимое беспомощ­ное «я» «заложником внутри своей мощной ловушки», сра­жающимся за свою собственную независимую судьбу.

Я наблюдал пациентов, страдающих от хронического депрессивного расстройства, которые, казалось, пи­тали пристрастие к своей депрессии. В конечном сче­те, оказывалось, что они переживали свою депрессию как отщепленную внутреннюю личность (persona), бо-

ровшуюся за свою собственную жизнь и опасавшуюся установления какой-либо связи пациента с надеждой, прогрессом и счастьем. Я назвал эту депрессивную лич­ность «Мадонна Скорби». Она воспринималась как аутичная материнская внутренняя фигура «я», кото­рая соболезнует и утешает нарциссичного пациента, когда тот подвергается плохому обращению со сторо­ны других людей и во всех несчастливых жизненных ситуациях.

(там же: 330)

В случае девушки, страдающей анорексией, Гротстейн с очевидным огорчением пишет, что, в сущности, анорек-сия пациентки

была персонифицирована в аутичном, оказывающем материнскую опеку «я», которое, по-видимому, пони­мало и защищало ослабленную пациентку в своем убе­жище, будучи в состоянии тешить ее тщеславие самой суровостью аскезы, которую та наложила на себя. На одном уровне терапевт рассматривался как помогаю­щая фигура, а на другом — как враг ее «аноректичной матери» и «я». Невротическая личность пациентки за­нималась со мной анализом до тех пор, пока не было проведено достаточное различение между прогресси­ровавшим «я» и все еще застрявшим в развитии прими­тивным аноректичным «я». К этому времени ее тошнота стала сильнее, и она подвергла себя такой суровой дие­те и стала так быстро терять в весе, что под угрозой оказалась ее жизнь. Ее сопротивление анализу умень­шилось только тогда, когда я признал позитивное зна­чение ее аноректичного «я», защищающего ее от разо­чаровывающих объектов детства.

(там же: 325 )

Метаморфоза «Мадонны Скорби » в оправдывающую, соблазняющую внутреннюю фигуру, которая насылает «чары» зависимости (addiction) на эго пациента, стремя­щееся к индивидуации, и ведет его к своего рода внутрен­ним отношениям «созависимости» с ней, является одним из важных моментов, который открыл Гротстейн. Этот анализ перекликается с ранними работами Жане, в кото­рых он показал, что некоторые из демонов, овладевших его пациентом, как бы изнутри гипнотизировали его, и Жане не мог загипнотизировать пациента, не заручившись поддержкой демона.

Отто Кернберг и его коллеги

Кернберг и его коллеги представляют внутренний мир пограничных пациентов составленным из карикатурных, фрагментированных и гротескных репрезентаций как лю­бящих, так и ненавидящих частичных объектов, которые взаимодействуют с искаженными, стереотипизированны-ми частичными репрезентациями «я ». Так как сосущество­вание в целостном «я » или объектном образе чувств люб­ви и ненависти вызвало бы гораздо больший уровень тревоги, чем тот, который может вынести пациент, то при­митивные защиты удерживают эти образы частей «я » и частичных объектов от интеграции в целостные репрезен­тации «я» и объекта.

Эти образы частичных «я » и частичных объектов об­разуют диады, которые становятся «ролями», разыг­рываемыми пациентом (пациенткой) в отношениях с другими. По мере того как эти роли становятся экстерна-лизованы в переносе, аналитик получает возможность до­ступа ко внутренним имаго. Обычно эти диады включают в себя беззащитного ребенка или инфантильную репре­зентацию частичного «я » и частичную объектную репре­зентацию заботящегося «родителя ». Типичными диадами являются:

любящий родитель — свободный, спонтанный ребенок;

наказующий, садистический родитель — плохой, отвра­тительный ребенок;

незаботящийся, занятый самим собой родитель — не­желанный ребенок;

садистический насильник — жертва абьюза; и т. д.

(см. Kernberg et. al., 1989: 103)

Терапия заключается в идентифицировании отщеплен­ных внутренних персонажей по мере того, как они проеци­руются или с ними идентифицируются, в назывании этих объектов и связанных с ними аффектов и после этого в ока­зании пациенту поддержки в том, чтобы перенести тревогу соединения противоречивых образов хороших и плохих «я » или объекта. Цель этого процесса заключается в увеличе­нии толерантности к амбивалентности. Постепенно паци­ент становится способен воспринимать самого себя и тера-

^ш        _            ___

певта как более сложных представителей рода человечес­кого. Таким образом, новое глубинное измерение, появив­шееся в восприятии себя и других, свидетельствует о транс­формации частичных объектных отношений в полные объектные отношения (там же: 122).

В подходе Кернберга к объектным отношениям пред­ставляет интерес использование таких терминов, как «ка­рикатурный, искаженный, немодулированный » и т. д. по отношению к тому, что мы назвали элементами архетипи-ческой фантазии во внутреннем мире. Юнг ясно сознавал, что когда кто-то сталкивается с такого типа противополож­ными образами, то он оказывается в области влияния архе-типических «нуминозных» энергий. Однако он не сформу­лировал достаточно четко, как эти противоположные внутренние образы проявляются в психотерапевтической ситуации, как они прорабатываются, т. е. очеловечиваются в процессе многократной проективной идентификации и ин­терпретации. Несмотря на это, практические рекоменда­ции Кернберга относительно терапии являются очень по­лезными.

Дэйвис, Фроупи и детский сексуальный абьюз

Следуя традициям Кернберга и его коллег, Джоди Месслер Дэйвис и Мэри Гэйл Фроули недавно опублико­вали работу, отражающую их взгляды на лечение взрос­лых пациентов, которые в детстве перенесли сексуальные домогательства или насилие (см. Davies & Frawely, 1994). Они рассматривают переходное пространство диады те­рапевт/пациент как «поле », на котором иначе недоступ­ные (диссоциированные) репрезентации «я» и объекта, от­щепленные в момент ранней психической травматизации, экстернализуются (проективная идентификация) наряду с элементами бессознательных фантазий: так, в отноше­ниях переноса/контрпереноса происходит реконструкция «забытой » травматической ситуации. Среди персонажей, которые то появляются, то исчезают в этом пространстве, которое создают пациент и терапевт, встречаются связан­ные с «я » и объектом диады, напоминающие детско-роди-тельские образы Кернберга. Например:

отстраненный, не склонный к насилию родитель — от­вергаемый ребенок;

садистический насильник — беспомощная, не имеющая возможности выразить свою ярость жертва;

идеализированный, всемогущий спаситель — обретший права ребенок, нуждающийся в спасении;

соблазнитель — соблазняемый.

(там же: 167)

В рамках этих четырех паттернов отношений, каждый из которых представляет то, что мы назвали диадической системой самосохранения, существует восемь «позиций », которые пациент и терапевт могут занимать, взаимно до­полняя друг друга, идентифицируясь с ними или проигры­вая их, как роли. Если пациент, к примеру, берет на себя роль садистического насильника, то терапевт будет испы­тывать в своем контрпереносе значимое чувство бессиль­ной ярости жертвы. В конце концов эти персонажи долж­ны быть прояснены посредством интерпретаций, так чтобы связанный с ними аффект мог быть идентифицирован, вы­ражен и проработан. От терапевта этот процесс требует в одинаковой степени как активного вовлечения, так и нейт­ральности наблюдателя.

Авторы указывают на то, что в психотерапии иденти­фикация пациента с садистической, насилующей частью садо-мазохистской диады лучше всего видна в случаях жертв ранней травмы, которые часто пытаются разрушить надежду у своего аналитика.

Взрослые, пережившие психическую травму в детстве, часто боятся того, что хорошее быстро закончится, что обещания в конце концов нарушатся. Как правило, ожи­данию момента неизбежного разочарования эти паци­енты предпочитают контроль над ситуацией — так они прекращают возрастание уровня связанной с надеждой тревоги и разрушают то, что считают только иллюзи­ей... Идентифицируя себя с жертвой, терапевт, подоб­но травмированному когда-то ребенку, испытывает от­чаяние и дефляцию".

(там же: 174)

Подход Кернберга и его коллег к пациентам с погра­ничным расстройством вообще и подход Дэйвис и Фроули к детской травме в частности, показывает, как в поле пе-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.