Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Donald Iv a I s с h e d 13 страница



(там же: 28)

Без сомнения, архетип Senex et Puer является одной из формообразующих структур, стоящих за архетипичес-кими защитами — предметом нашего исследования, не­смотря на то, что Хиллман не обращается к темам травмы или психологической защиты, и несмотря на то, что он убежден в «нормальности» расщепления внутри этого ар­хетипа, в то время как мы рассматриваем это как функ­цию психопатологии. Например, он утверждает, что «внутренне присущие архетипу противоположности, всту­пая в область эго-сознания, расщепляются и оказываются

на разных полюсах» (там же: 12). Согласно нашему анали­зу, это не соответствует истине в отношении людей, пси­хика которых развивалась в условиях «достаточно хоро­шей» родительской заботы. У них архетип функционирует как подобает, связывая аффект и образ. Расщепление, ко­торое Хиллман так оправданно не любит, является функ­цией травматогенного окружения, в котором господству­ет расщепляющая ярость, а вместе с ней и описанные нами защиты.

Натан Шварц-Залант

и садо-мазохистическая диада

Натан Шварц-Залант приводит описание того, как у пограничных пациентов констеллируется негативная сто­рона нуминозного, и, следуя Юнгу, использует образ Яхве Ветхого завета и его противостояния (encounter) Иову в качестве модели архетипической диады, которая органи­зует внутренние самонападения у пограничных пациентов. До своей трансформации эта структура представляет со­бой садо-мазохистическую диаду. Аннигилирующий аф­фект вызывает у пограничных пациентов состояние беспо­мощности «имманентного я », подобное смерти, которое похоже на стадтю nigredo алхимического процесса (см. Schwartz-Salant, 1989).

Шварц-Залант фокусирует свое внимание на области переноса/контрпереноса. Он приводит ценное описание того, как в случае констелляции садо-мазохистической ди­ады терапевт и пациент могут исполнять роли Иова и Яхве, очень быстро меняясь между собой ролями (там же: 24) — или же терапевт может, отщепляя от себя негативные энер­гии, заниматься анализом «ложного я ». Однако терапевт име­ет возможность «привнести в отношения третий элемент — осознание посредством образов (imaginal awareness) причи­няющих боль диадических отношений Иов-Яхве, и глубо­кое чувство заботы о душе » (там же, 26). Это осознавание посредством образов у терапевта ведет к потенциальным «процессам conjunctio » между терапевтом и пациентом и, в результате, приводит к позитивной констелляции нуми­нозного. Анализ Шварца-Заланта важен по причине того, что он считает негативно констеллированное нуминозное (и его тиранический интроект) критическим фактором внут­реннего мира травмы, который необходимо учитывать. Од­нако его предположение относительно того, что погранич-

ные пациенты имеют экстраординарный «внутрене прису­щий потенциал... установления трансцендентной связи с ар-хетипическими процессами и нуминозными энергиями, с трансцендентальной Самостью», а также его доверие к пе­реживаниям образного «conjunction» в биперсональном поле между ним и его пациентом, являются, с моей точки зрения, проблематичными. Мой опыт говорит мне, что по­граничных пациентов вовсе не «устрашает привлечение по­зитивного нуминозного »(там же: 33). Напротив, я обнару­жил, что эти пациенты питают пристрастие к позитивной (одухотворенной) стороне нуминозного, выступающей в роли защиты; они зависимы от нее и будут прибегать к ней, когда только это возможно. Чего они боятся больше всего, так это своей зависимости от терапевта как от реального объекта или ярости, вызванной фрустрацией потребности в этой зависимости. Я не знаю случаев негативной терапев­тической реакции у этих пациентов, если негативные ар-хетипические энергии констеллированы фрустрациями аналитической ситуации. Мой опыт подтверждает, что эти бурные процессы действительно постепенно ведут к более позитивной окраске внутреннего мира, как это опи­сывает Шварц-Залант, и, возможно, также и к более по­зитивному отношению к нуминозному. Однако мой опыт говорит мне, что это никогда не происходит без огромной работы с горем в переносе и в других областях (см. гла­ву 7). Безусловно, эта работа горевания требует, чтобы по­стоянно поддерживалась теплая и человеческая связь с терапевтом; при этом, однако, необходимое «separatio* » не становится легче от переживаний воображаемого «conjunctio».

Шерри Салман и рогатый Бог-хранитель

Шерри Салман (Sherry Salman, 1986) увидела нашу дьявольскую фигуру в образе кельтского рогатого Боже­ства, архетипического образа священной мужской силы и защиты (а также Трикстера). Вот что она говорит о нем:

... рогатое Божество представляет собой хранителя, це­лителя и творца иллюзий, служащего связующим зве­ном объективной психики. Оно является неуловимой, преобразующей субстанцией самой психики — врагом

* Разделение (лат.)

(дьяволом или Антихристом) и спасителем, который, с одной стороны, защищает Таинства от разрушительных влияний, а с другой стороны, оберегает человеческую душу от контакта с тем, чего она не может вынести. Стол­кновение с ним приводит к конфронтации с объектив­ной психикой и нашими собственными ограничения­ми,— а это одна из главных задач психотерапии.

(Salman, 1986: 7; курсив автора)

Салман утверждает, что этот образ активируется вся­кий раз, когда затрагивается психоидный уровень психики. Рогатое Божество имеет одну постоянную функцию — функцию защиты (там же: 11). В мужской психике эта фи­гура часто компенсирует неадекватные отношения с отцом и сначала предстает в образе могущественного и опасного мужчины, часто демонического — иногда в виде хтоничес-кой фигуры заросшего волосами дикаря, наделенного доб­ротой и умом. Шаманический творец иллюзий, Рогатый Бог может принимать обличья животных, его теневой аспект иногда представлен в образе оборотня. В том случае, если эта энергия подавлена или отщеплена в жизни индивида, Рогатый Бог предстает как король Иного Мира, как Гадес, похитивший Персефону, выйдя из расщелины в земле, от­крытой для него самой Геей. По существу, он представляет силы, дающие импульс жизни, существо фаллической твор­ческой энергии психики — прорывающейся и увлекающей эго во тьму. В христианстве он правит преисподней, адом. С другой стороны, как Люцифер он приносит свет и слу­жит связующим звеном с бессознательным в позитивном смысле.

В своем негативном проявлении, пишет Салман, этот образ сопровождает нас в отреагируемых актах насилия, наркомании, навязчивых паттернах извращенной сексуаль­ности и в злоупотреблении психоактивными веществами. Будучи интегрированной, эта фигура дает мужчине эф­фективное маскулинное эго, владеющее своей собствен­ной деструктивностью (там же: 16); женщина же обре­тает эффективный анимус, связанный как с внешним миром, миром тела, так и с «иным» миром психики.

Сандер, Биби и демонический Трикстер

В своей важной статье Дональд Сандер и ДжонБиби (Sander & Beebe, 1982) развивают идею Юнга о двух ха­рактерных видах комплексов: с одной стороны — это эго-

сопряженные комплексы (проективное содержание кото­рых, являясь частью эго, вытесняется), и, с другой сторо­ны — эго-проективные комплексы, т. е. те, что обычно пе­реживаются не как часть идентичности эго, а скорее, как спроецированные качества в других людях. Эти комплек­сы «находятся на более глубоких уровнях бессознатель­ного, чем теневые комплексы» (там же: 304). По утверж­дению авторов, эго-проективные комплексы также обычно являются биполярными, «расщепляясь» на такие качества, как «властная жестокость и беззащитная ранимость. Каж­дый их этих полюсов может быть представлен в сновиде­нии» (там же: 305). Здесь мы видим нашу диадическую структуру.

Вслед за Юнгом авторы рассматривают, каким обра­зом одержимость эго «эго-проективными» комплексами приводит к архетипическим аффектам и примитивным фор­мам проекции и проективной идентификации. Видимо, ос­нование таких форм проекции лежит в архетипическом ядре комплексов. Например, в центре отцовского комплекса (если отец был алкоголиком, социопатом, жестоким и да­леким от норм этики) лежит архетип «демонического трик-стера ». Пациент до такой степени идентифицирует себя с этой фигурой, что в конце концов убивает сам себя (ср. там же: 311-12).

Развивая тему архетипа Трикстера, авторы предпола­гают, что «мания часто представляет собой одержимость эго архетипическим аспектом тени, не случайно названный трикстером »(там же: 321). Это приводит к основным мани-пулятивным расщепляющим маневрам, которые «должны быть рассмотрены как демоническое влияние активировав­шегося архетипа трикстера... Трикстер приносит с собой безумие, поэтому пациент, находясь во власти приступа ма­нии, постоянно пытается свести с ума других людей, вклю­чая аналитика» (там же: 322).

Созвучно нашему анализу, авторы подчеркивают, что

демонические манифестации [эго-проективных комп­лексов]...проистекают из темной стороны Самости и являются защитами Самости. По-видимому, функция этих мощных защит состоит в том, чтобы, в противовес усилиям аналитика по прояснению, поддерживать вы­теснение. Эта функция становится необходимой на ран­них этапах развития для обеспечения, по крайней мере, частичного выживания Самости перед лицом сокруша-

ющих родительских требований и вторжений. Как де­монические защиты эти отвергающие аспекты Самости приводят к проекциям анимы или анимуса, что может быть весьма разрушительно.

(там же: 326-7)

После совместной публикации с Дональдом Санде­ром Биби (Beebe, 1993) предложил расширить понятие «защит Самости » Фордэма, концептуализировав в мень­шей степени аутистичное, уязвимое «я» (self с маленькой буквы «s»), которое может ориентироваться как <<за»,так и «против» Самости. Возможно, эта интересная идея «ди­алога » могла бы быть приведена в соответствие с матери­алом тех сновидений настоящего исследования, в кото­рых нападающий внутренний объект (Самость) всегда выступает в сопровождении беспомощного уязвимого двойника, которого она ненавидит и «любит» одновремен­но (и vice versa*).

Джозеф Хендерсон и низшая/высшая (inferior/superior) Самость

Один из немногих ныне живущих аналитиков, много работавший с самим Юнгом, Джозеф Хендерсон уделил много внимания юнговской концепции Тени в ее личност­ном и внеличностном (архетипическом) аспектах. Хендер­сон (Henderson, 1990) полагал, что Юнг вывел свою идею Тени не из эго, а из Самости, т. е. из своего опыта пережи­вания темных деструктивных сторон жизни и Бога. Это хо­рошо согласуется с известными нам фактами биографии Юнга, когда на него вновь и вновь ошеломляюще действо­вало абсолютное зло деструктивного аспекта жизни (и Бо­га). Позже, будучи психиатром, он сталкивался в сновиде­ниях пациентов с темными фигурами, которые, казалось, воплощают неисправимое зло, и ему стоило больших уси­лий их толкование. Хендерсон говорит:

Юнга спрашивали, почему Тень проявляется в таких деструктивных формах. Ответ заключался в том, что, отвергая Бога, мы можем найти его там, где менее все­го ожидали: в Тени [в качестве Дьявола]. Если некто не боится Бога, то есть избегает риска,— его будет пре­следовать жуткий аспект того, что обычно казалось со-

* Наоборот (лат.)

вершенно безвредной личной Тенью. Чем больше ин­дивид рационализирует личную Тень, тем больше вы­растает внеличностная Тень, в итоге охватывая всю Самость, служа источником всех сознательных и бес­сознательных переживаний. Моя точка зрения состо­ит в том, что необходимо прийти в соприкосновение с деструктивным аспектом этой внеличностной Тени до того, как находить согласие с подчиненной функ­цией.

(так же: 65-6)

Собственный клинический опыт убедил Хендерсона, как и Юнга, в том, что в психике должна существовать не­кая абсолютная сила зла, которая не может быть рациона­лизирована, а также в том, что эта архетипическиая тень «неотделима от универсальной религиозной проблемы» (там же: 97). Он ссылался на специалистов по Ветхому за­вету, которые показали, что изначально идея Сатаны не была персонифицирована в конкретной фигуре, а выража­лась в глаголе «препятствовать».Фигура «врага»появилась значительно позже, еще позже этот образ был включен в Божественное (Самость) как «другая рука» (гнев) Бога. Хен-дерсон говорит:

Исходная формулировка Юнга может быть перефор­мулирована следующим образом:[истинной] индиви­дуальностью является тот, в ком первичный эго-комп-лекс замещен или радикально изменен манифестацией Самости. Это подразумевает, что сознание расширя­ется через ассимиляцию содержаний коллективного бессознательного при помощи трансцендентной фун­кции. На этом пути развития индивид сталкивается с двумя первичными архетипическими фигурами — мож­но сказать, почти что личностями — он знакомится со многими обличьями этих фигур. Одним из них являет­ся высший аспект Самости, представленный Гете в образе Фауста и Ницше в образе Заратустры. Другим — низший аспект Самости, представленный Геге в обра­зе Мефистофеля и Ницше в образе Урода. Тот, кто про­шел через процесс индивидуации, знает, что одна фи­гура скрывает другую... находя в этом основание для поговорки: «Если здесь присутствует Бог, то Дьявол где-то неподалеку».

(там же: 64-6, курсив оригинала)

Вклад других американских авторов

Рассмотрение роли «демонической» фигуры в психо­логической жизни построено на хорошо известных откры­тиях, сделанных и другими исследователями, чей вклад невозможно отразить здесь адекватно ввиду очевидного недостатка места. Среди наиболее важных следует упо­мянуть: раннее описание архетипической защиты и ухода в нее Юнга во время болезненного разрыва с Фрейдом (Jeffrey Satinover, 1985); концепцию смертельного аспек­та Самости в неправильных детско-родительских отноше­ниях (Peter Mudd, 1989); побуждающее описание ужас­ного минотавра, заключенного в центре лабиринта шизоидного внутреннего мира пациента (Carol Savitz, 1991); а также изображение архетипа Ведьмы-кровопий­цы и предостережение об опасности идентификации с об­разами психики, несущими угрозу жизни (Ann & Barry Ulanov, 1987). Здесь можно было бы упомянуть и о мно­гих других работах. Мы приводим ниже некоторые попу­ляризированные версии, потому что в них показано суще­ственное значение, которое имеет наша дьявольская фигура в повседневных проблемах, варьирующих от ад-диктивного поведения до компульсивной творческой ак­тивности.

Популяризованные версии

Мы начинаем этот раздел с работ трех наиболее влия­тельных в юнгианском мире авторов-женщин: Мэрион Вуд-ман (Marion Woodman), Линды Шиерс Леонард (Linda Schierse Leonard) и Клариссы Пинколы Эстес (Clarissa Pinkola Estes), в конце раздела мы упомянем новую важ­ную работу Джона Хаула (John Haule) о «божественном безумии >> романтической любви. Каждый из этих авторов широко использует примеры из литературы, мифов и ска­зок в разработке феноменологии нашей архетипической системы или «диады» самосохранения.

Мэрион Вудман и демонический любовник

Мэрион Вудман назвала нашего амбивалентного хра­нителя Самости (caretaker-self) «демоническим любовни­ком». Она охарактеризовала его как производное злока­чественного отцовско-дочернего комплекса. Этот демон-любовник действует как внутренний соблазнитель

и встает между женщиной и любым мужчиной, принад­лежащим реальному миру. Вудман пишет:

... в центре отцовско-дочернего комплекса находится отец-бог, которому она поклоняется и в то же время ненавидит его, потому что на каком-то уровне она зна­ет, что он отвращает ее от ее собственной жизни. Нет разницы в том, любит она его или ненавидит, так как в любом случае она привязана к нему, не имея энергии для того, чтобы найти саму себя. До тех пор, пока она при­думывает свою любовь, она идентифицируется с пози­тивной стороной своего отца-бога; однако при круше­нии фантазий у нее нет эго для того, чтобы поддерживать ее, и она соскальзывает к противоположному полюсу и переживает аннигиляцию, находясь в руках бога, кото­рый теперь обратился против нее.

(Woodman, 1982: 136)

Вудман внесла важный вклад в исследование этой темы, указав на то, что комплекс демона-любовника у женщины обычно служит компенсацией и защитой от неадекватной интернализации матери, вызванной неудачной психосома­тической связью с матерью в первые годы жизни. Это при­водит к неадекватному соматическому «наполнению» жен­ской Самости и к компульсивному «одухотворению» и сексуализации ее более глубокой хтонической природы — проблема, которая является весьма показательной в слу­чае творческих женщин и в случае женщин, пытающихся разрешить свой комплекс при помощи мужчин — аналити­ков и наставников (см. Woodman, 1985).

Линда Леонард и «Старый развратник»

Исследуя отцовский комплекс «женщины-puella*», Линда Леонард также привела описания действий внутрен­него «Старого развратника», представляющего критичную, порицающую внутреннюю мужскую фигуру, которую Юнг называл «негативным анимусом ».

Так же как у всякой Персефоны есть свой Гадес, похи­щающий ее и увлекающий под землю, так и в психике puella обитает болезненная манифестация авторитар­ной ригидной стороны маскулинности. Потенциально это мудрый старый мужчина, который стал больным и злобным из-за того, что его отвергли. С моей точки зре-

* Девочка (лат.)

ния, причиной этого отвержения является нарушение отношений с отцом в детстве, когда отец не проявил себя по отношению к дочери как преданный и ответ­ственный человек.

(Leonard, 1985: 87)

В более поздней работе Леонард описала похожий внут­ренний комплекс, отталкиваясь от темы Дракулы/вампира и связанного с ней орального эротизма (еще одна версия демона-любовника), откуда следует, что эта тема и эта фи­гура имеют доэдиповое происхождение (Leonard, 1986). На­конец, в двух следующих работах Леонард исследует раз­личные фигуры Трикстера, игравшие роль в ее личной борьбе с аддиктивным поведением (Leonard, 1989 и 1993). В первой из этих работ она приводит автобиографический комментарий:

До того, как я достигла поворотного пункта в своей жиз­ни, у меня был ряд рецидивов. В каждом единичном ре­цидиве появлялась коварная и мощная архетипическая фигура, действующая против меня, вместо того, чтобы объединиться с творческими силами моей психики. Это был Трикстер. Каждый пациент с зависимостью знаком с этой фигурой очень хорошо. Трикстер представляет собой в высшей степени соблазняющую энергию, всту­пающую в игру в самом начале формирования зависи­мости. По мере того как болезнь прогрессирует, он по­является всякий раз, когда имеет место отрицание, утаивание и самообман. В случае зависимости Трик­стер часто объединяется с другими персонажами из преисподней — Ростовщиком... Аферистом... Романти­ком... Подземным человеком, неистовым Бунтовщиком, хаотичным Безумцем, критичным Судьей и, в конечном счете, Убийцей... Признание этой демонической силы внутри нас и бессилия эго в одиночку справиться с ней приводит нас к поиску помощи и, следовательно, к раз­рыву удерживающего кольца силы и поиску кольца любви.

(Leonard, 1989: 93)

Наконец, в последнем своем бестселлере Леонард (Leonard, 1993) подняла тему амбивалентного Трикстера психики, репрезентирующего себя в образе «безумной» де­структивной, но потенциально творческой женщины (в бес­сознательном материале как мужчин, так и женщин).

Кларисса Пинкола Эсгэс и «прирожденный хищник»

В другой книге-бестселлере Пицкола Эстэс (Pinkola Estes, 1992) добавила свой голос к тещ, кто задался целью описать дьявольские негативные «сил1ы » психики и помочь нам справиться с ними. Что касается Пинколы Эстес, то она считает, что наш амбивалентный Защитник/Преследо­ватель не является кем-то «помогающим», обладающим творческой энергией, так как — по крайней мере, для жен­щин — он представляет прирожденный contra naturam* аспект, противостоящий позитивному развитию, гармонии и «противящийся дикой природе ((wild)» (там же: 40 [47**]). Под последним автор, по-видимому, понимает «тягу к дикому, которая жаждет, чтобы нашу жизнь оп­ределяла душа [а не наше эго]» (там Ж;е: 270 [267]). В отно­шении фактора contra naturam Пинкола Эстэс показывает, каким образом эго пациента должно, н[абравшись храброс­ти, назвать эту фигуру, встретиться с; ней лицом к лицу и научиться говорить ей «нет».

Согласно Пинколе Эстэс, наш «п рирожденный хищ­ник » не связан с травмой или «отвергающим воспитанием », он является зловредной силой, которая просто «есть то, что она есть» (там же: 46 [53]).

Это насмешливый и жестокий противник, он рождается вместе с нами, и даже при наилучш&м родительском вос­питании единственная цель этого Захватчика — поста­раться превратить все перекрестки! в тупики.

Этот хищный властелин раз за разсЭм возникает в женс­ких снах. Он нарушает наши самые заветные и выношен­ные планы. Он отрывает женщину от ее интуитивной природы. Когда его разрушительна^ работа закончена, женщина ощущает, что ее чувства сшертвели и у нее не­достает сил справиться с жизнью. Ее мысли и сны без­жизненно лежат у ее ног.

(там же. 40[47—48])

Это злокачественное образование, «враг обоих полов от древности до наших дней », действует «наперекор ин­стинктам естественной Самости » (там! же: 46 [53]). Одним из таких «инстинктов естественной Самости », на самом

* Против природы (лат.)

'■•'* В квадратных скобках указаны стр. [русского издания: Кла­рисса Пинкола Эстес. Бегущая с волка,МИ: женский архетип в мифах и сказаниях. К.: София, 2000.

деле, центральным таким инстинктом является то, что Пин-кола Эстэс назвала «диким стремлением внутри нас », стрем­лением эго к душе и, в конечном счете, к духу (который, как она подчеркивает, в сказках всегда рождается из души) (тамже:271[268—269]).

Итак, в конце концов, «прирожденный хищник » про­тивостоит в психике наиболее глубокому стремлению к но­вой жизни — тому, что Пинкола Эстэс назвала «духом-ре­бенком » (что мы обозначили как неуязвимый личностный дух индивида).

Это духовное дитя — la nina milagrosa*, чудо-дитя, обла­дающее способностью слышать зов, слышать далекий голос, который говорит: «Пора возвращаться, возвра­щаться к себе». Это дитя — часть нашей сокровенной природы, которая побуждает нас к действию, поскольку умеет услышать зов сразу, как только он раздастся. Именно это дитя, пробуждающееся ото сна, встающее с постели, выскакивающее из дома в бурную ночь, скаты­вающееся с обрыва к бурному морю, заставляет нас ска­зать: «Бог свидетель, я пойду до конца» или «Я выс­тою», или «Никто не заставит меня отступить», или «Я сделаю все возможное, чтобы продолжать путь».

(там же: 273 [270])

Здесь Пинкола Эстес приводит прекрасное описание неуязвимого личностного духа, которого мы назвали «кли­ентом» фигуры Самости — Защитника/Преследователя Самости. Несмотря на всю красоту и глубину слов Пинко-лы Эстес, ей не удалось увидеть «двойственную» природу этой злокачественной внутренней фигуры, она отрицает связь этой фигуры с травмой или «отвергающим воспита­нием», предпочитая рассматривать эту фигуру просто как некое существо, обитающее в психике, которое «есть то, что оно есть». Несмотря на то, что она отдает должное базовым качествам деструктивности и негативизма этой фигуры, Пинкола Эстэс отрицает связь этой фигуры с пре­вратностями индивидуального развития: игнорирует фак­ты, обнаруженные клиническими исследователями, закры­вая тем самым терапевтические перспективы.

Один из наиболее проблематичных аспектов точки зре­ния Пиколы Эстэс состоит в том, что ее взгляды могут вне-

* Чудесный ребенок (исп.)

сти лепту в мистификацию и овеществление архетипичес-кой реальности, как не имеющих непосредственной связан­ности с объектными отношениями эго и внешним окруже­нием. Далеко не все в психике «есть то, что оно есть». Образы меняются — и меняются радикально — в соответ­ствии с факторами окружающей среды, терапии и т. д.

Джон Хаул и «яма с тиграми» под синтезом Самости

Темой Джона Хаула является романтическая любовь, включая ту ее компульсивную аддиктивную форму, кото­рая приводит к смерти и разрушению. Хаул придерживается точки зрения, что «любовь к Богу » лежит в истоках челове­ческой любви и представляет собой «фундаментальную и центральную активность человеческой психики» (Haule, 1992:8). Романтическая любовь ищет слияния с возлюблен­ным (потери эго). В конечном счете, эта страсть вызывает более глубокую страсть, «фана». Это арабский глагол, оз­начающий «исчезновение индивидуального «я» во Всемир­ном Существе » (там же: 11). Это, говорит Хаул, в свою оче­редь, приводит нас на опасную территорию, так как утрата функций эго является признаком психопатологии. Каким об­разом мы можем отличить скрытое течение разрушительной любви, которая увлекает нас в обманной форме любовника-демона (наша защита системы самосохранения) от реально­го чувства, обусловленного «высшими функциями >> анимы и ее посредничеством по отношению к Самости (там же: 20)?

Ответ Хаула на этот вопрос созвучен юнгианскому под­ходу, поскольку он объясняет тьму бессознательного в тер­минах «теневой» личности. Итак,

демонический любовник появляется в итоге неудачной попытки дифференцировать нашу аниму или анимус от нашей тени. Нуминозный, противоположного пола «дру­гой» внутри нас, чья обязанность состоит в установле­нии отношений между нами и Самостью (анима или ани­мус), заражен всем тем, с чем мы не хотим иметь дела (тенью).

(там же: 107)

В другом месте Хаул предполагает, что «демоническая сила» анимы или анимуса «предстает в своем колдовском обличье», но однажды «лишенная силы» она больше не вла­деет нами как автономный комплекс (там же: 20). Продол­жая в том же духе, он считает, что

именно степень пережитой целостности является тем, что отличает демонического любовника от возлюблен­ного, через отношения с которым мы постигаем любовь к Богу. В подлиином фана мы обретаем связь с нашими возлюбленными посредством Самости, и наша анима или наш анимус играет роль некой линзы, собирая все суще­ство любимого в единый пучок...тогда как...в отношени­ях с демоническим любовником эта связь вскрывает наши соответствующие раны.

(там же: 83)

Очевидно, что Хаул желает, насколько возможно, от­делить истинную любовь, коренящуюся в «любви к Богу » и Самости, от демонической любви (зараженной тенью). Все же он вынужден признать, что даже в демонической любви есть зачаровывающая сила — даже таинственное обещание трансценденции через подчинение чужой воле,— что ими­тирует «истинную » романтическую любовь. Обе формы люб­ви имеют выход в «нуминозное » измерение психики. Тем не менее, Хаул избегает очевидного разрешения этой дилеммы, в том числе согласующегося с работами Юнга, а именно, что Самость содержит тень. Вместо этого он предлагает мо­дель коллективного бессознательного для описания «само­го глубокого » слоя психики, где царит дезинтегрирующая вакханалия («яма с тиграми ») буйствующих инстинктов или архетипов («врожденных пусковых механизмов, ВПМ »), тогда как следующи й, более высокий уровень зарезервиро­ван за синтезирующей активностью Самости (там же: 51). Если в синтезе Самости есть какой-то «изъян» или «рана», перед нами раскрывается бездна, разобщенный мир хаоса, из которого нас манит демон-любовник. Если мы упадем в его объятия, регресс ируя, в том числе и морально, в отврати­тельную тень наших первичных «я», мы можем быть увере­ны, что, по крайней мере, один из ВПМ выпал из синтеза Самости и овладел сознанием» (тамже: 86).

Взяв буквальный пример (из романа Достоевского «Униженные и оско рбленные») одержимой сексуальными желаниями женщины, которая внешне предстает как обра­зец пристойности, но при этом в тайне предается низкой чувственности, хохоча «как одержимая... в самом пылу сла­дострастия », Хаул пишет:

... она одержима одним из врожденных пусковых меха­низмов; она поставила свои значительные силы хорошо развитого эго на службу сексуальному инстинкту, веду-

щему к амоку. Мы слышим в ее смехе боль конфликта между Самостью и ямой с тиграми. Она заодно с тигра­ми. То есть она представляет собой гротескный пример демонического любовника.

(там же: 87 j

Анализ Хаула является типичным для тех аналитиков (многие из которых глубоко религиозные люди), которые хотят использовать концепцию Самости Юнга только в при­менении к процессам психики, являющимся синтетически­ми, интегрирующими и целительными. Однако, по моему убеждению, такой теоретический маневр приводит нас к неразрешимым проблемам как в контексте клинической работы (так как в нем выражено недоверие темной сторо­не), так и теоретически, в силу того, что, по иронии, это не соответствует юнгианской психологии, по крайней мере, тому, как я ее понимаю. Взгляды Хаула вполне вписались бы в рамки фрейдовской метапсихологии бессознательно­го. На самом нижнем уровне располагаются инстинкты (ид), а над ними — целительный синтезирующий орган психики (эго по Фрейду, или Самость по Хаулу), который, в норме, организует и гармонизирует (высшие, вторичные процес­сы) нижний хаос, но не принимает участия в его первичных процессах. Как я понимаю Юнга, он подразумевал нечто диаметрально противоположное этому, а именно, что Са­мость (образ Бога) является амбивалентной, содержит в себе как добро, так и зло, как духовность, так и сексуаль­ность, образуя структуру первичного процесса, т. е. пред­ставляя собой часть глубинной психики. Это означает, что каждое темное побуждение в бессознательном (врож­денный пусковой механизм) имеет свой духовный образ (трансцендентную функцию) и, следовательно, является частью Самости.

Это же подчеркивал Юнг, описывая свой разрыв с Фрейдом. Заканчивая свою работу над «Психологией бес­сознательного» в 1911 году, Юнг имел дело с мифологи­ческим материалом, который, казалось, сочетал как дест­руктивный, так и конструктивный аспекты — «Гимн Творению »(о позитивном высвобождении творческой энер­гии), написанный мисс Миллер, за которым вскоре после­довала «Песнь Мотылька». Юнг говорит:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.