Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Donald Iv a I s с h e d 14 страница



... в «Песне Мотылька» представлено либидо, опаляю­щее крылья в свете, который сотворил его; кажется, он погибает от той же силы, проявление которой дало ему

жизнь. На этой двойственности космического принци­па заканчивается книга. Это приводит к парам противо­положностей, то есть к началу Типов.

(Jung, 1989: 28)

Фрейд не смог разглядеть в этой книге ничего, кроме со­противления отцу и пункта, относительно которого он высказал величайшие возражения, содержащего мое ут­верждение о том, что либидо расщеплено и продуцирует нечто, препятствующее самому себе. Для него, как для мониста, это было в высшей степени богохульством. Я вы­нес для себя из этого отношения Фрейда, что идея Бога для него заключалась в сексуальности и что либидо, в его представлении, является влечением, имеющим только одно направление. Однако, в сущности, я полагаю, мож­но показать, что есть воля к смерти так же, как воля к жизни.

(там же: 24-5 )

Сексуальность и духовность являются парами противо­положностей, необходимыми друг другу.

(там же: 24-5)

Широко распространено ошибочное мнение, будто я склонен к недооценке сексуальности. Она, однако же, играет в моей психологии значительную роль как суще­ственное — хотя и не единственное — выражение пси­хической целостности... Сексуальность исключительно важна как выражение хтонического духа, являющегося «другим ликом» Бога, темной стороной образа Божьего.

(Jung, 1963, 168")

* Юнг К.Г. Дух и жизнь. М.: Практика, 1996, с. 173.

Глава 6

Психоаналитическая концепция системы самосохранения

Имея дело с тяжело нарушенными пациентами, мы довольно редко с первых же шагов сталкиваемся с проявлениями подлинной патологии. Прежде всего терапевт должен установить своего рода альянс с прак­тикой самолечения пациента, которая ригидно закре­пилась к тому времени, как пациент обратился за по­мощью. Относиться к этим паттернам самолечения просто как к сопротивлению означает упустить из виду ту истинную ценность, которую они представляют для личности пациента. Я убежден, основываясь на своем клиническом опыте, что лишь немногие расстройства личности трудны для лечения и трансформации. Тера­пия же и преобразование практики самолечения паци­ента является наиболее сложным моментом нашей ра­боты. Лечить лечение — вот с каким парадоксом мы сталкиваемся в терапии этих пациентов.

Masud Khan, 1971. 97

В предыдущих главах мы рассмотрели, как в клини­ческой ситуации действует архаичная, часто диадическая, система самосохранения, которая охраняет, защищает и преследует уязвимый личностный дух, пытаясь удержать его «внутри », изолируя от реального мира. Затем мы про­следили, как Юнг и Фрейд вместе пришли к открытию «де­монического» внутреннего имаго и как эта совместная ра­бота продемонстрировала, что интеграция их точек зрения ведет к более полному пониманию архетипической при­роды защитных процессов у пациентов, имеющих опыт «невыносимых» переживаний раннего детства. В главе 4

были исследованы поздние размышления Юнга, в гла­ве 5 — работы его последователей. В настоящей главе мы приведем обзор работ других клиницистов, находящихся вне юнгианской традиции, обнаруживших схожие колли­зии между Защитником/Преследователем и его «клиен­том » во внутреннем мире пациентов с серьезной ранней травмой.

В этой главе мы преследуем три цели: во-первых, осве­тить новые грани концепции системы самосохранения, до­полнив ее открытиями клиницистов, придерживающихся разных теоретических подходов; во-вторых, опираясь на клинические/теоретические факты, показать «универсаль­ность » внутренних архетипических фигур, составляющих предмет нашего обсуждения, обнаруживающих себя вся­кий раз, когда глубинные психотерапевты работают с так называемыми «примитивными» психическими состояния­ми; и в-третьих, предложить критический комментарий к работам других исследователей, с тем чтобы включить их идеи в диалог с работами авторов, находящихся в юнгианс­кой традиции, которой мы до сих пор следовали. Если пси­хотерапевты, придерживающиеся различных теоретичес­ких точек зрения, независимо друг от друга подтверждают присутствие наших дьявольских внутренних фигур и их де­ятельности, направленной на самосохранение, то в этом со­стоит убедительное подтверждение архетипических кор­ней этих фигур.

Эдмунд Берглер и саморазрушающий «Демонион»

Видимо, никто из числа учеников и последователей Фрейда не разрабатывал теорию психического мазохизма так скрупулезно — можно даже сказать одержимо — как Эдмунд Берглер (1899—1962). То, что Берглер во всех сво­их работах, насчитывающих в общей сложности двадцать четыре книги и около 300 научных публикаций, развивал идею, состоящую в том, что ядром всех неврозов является самоповреждение, которое наносит садистическое суперэ-го, заставляет отнестись к ней гораздо серьезней, чем до сих пор это делали другие исследователи. Суперэго, по Берглеру, не демонстрирующее, в целом, благожелатель­ности, является неким монстром — внутренним «демони­ческим » фактором, развязавшим по отношению к беспо­мощному мазохистичному эго тотальную кампанию

истязаний и абьюза, длящуюся всю жизнь (см. Bergler, 1958).

В основе модели этой мучительной ситуации лежит теория развития, содержащая элементы поздней идеи Кляйн об исходных (доэдиповых) коллизиях, к которым Берглер относит магическое всемогущество или мегало­манию младенца. Когда могущественное инфантильное желание сталкивается с «нет» реальности, ребенок ис­пытывает фрустрацию, вызывающую приступ неконтро­лируемой ярости — агрессии, не находящей адекватного выражения в силу того, что моторные навыки младенца еще не вполне развиты. Изначально эта агрессия проеци­руется за пределы <<я» и приписывается Плохой Матери, однако впоследствии она возвращается и «бумерангом» ударяет по эго, инкорпорируясь в садистическом супе-рэго, безжалостно атакующем «я» изнутри. Ребенок, бес­сознательно защищая свою мегаломанию и самодоста­точность перед лицом внешнего окружения, которое кажется враждебным любому его желанию, формирует внутренний источник самоистязания, предпочитая свою собственную депрессию «унизительному» состоянию подчинения чьей-то воле. Заключительным элементом в этом ряду является либидинизация боли, причиненной суперэго, т. е. защитная конверсия боли в удовольствие (психический мазохизм). Пациенты с такой подоплекой будут представлять себя как невинных жертв, ищущих поддержки, однако в действительности они сами бессоз­нательно создают причиняющую им самим вред ситуа­цию, которой они внутренне наслаждаются. Поддержи­вающая психотерапия не будет помогать им до тех пор, пока они не осознают этот самодеструктивный паттерн и не откажутся от него.

В теории Берглера, помимо суперэго, есть еще один внутренний психический фактор, который помогает ребен­ку защитить иллюзию всемогущества, а именно эго-идеал. Эго-идеал дает ребенку возможность цепляться за архаич­ный образ совершенства и самовосхваление, которые, бу­дучи фрустрированными реальностью, теперь укрыты в этом внутреннем убежище, являясь одной из основных со­ставляющих детского нарциссизма. Так как ребенку никог­да не удается достичь эго-идеала, этот фактор становится основным орудием пытки садистического суперэго.

Мы подходим к итоговой идее Берглера. Аккумуля­цию жестокости и агрессии, направленных против эго, он

назвал «Демонион » («Daimonion »), этот термин он заим­ствовал у Сократа, который толкует его в «Апологии » Пла­тона как «нечто богоподобное и демоническое... некий го­лос, удерживающий меня от того, что я хочу сделать, но никогда не дающий позитивного совета »(Bergler, 1959:46). Берглер говорит, что Демонион является злобным духом, внутренним антагонистом, наделенным сверхъестественной силой, который обманом заставил Сократа выпить чашу с цикутой (храня молчание), тогда как тот имел возможность бежать из тюрьмы.

Выражаясь психоаналитически, Демонион — это внут­реннее «нечто », являющееся наихудшим врагом индивида. Он — жестокий тюремщик и мучитель, образовавшийся из несвязанной агрессии ребенка. Он всегда активен во внут­реннем мире человека, несмотря на то, что все сознатель­ные устремления индивида направлены на достижение сча­стья или удовольствия. Он — не вызывающий подозрений обитатель человеческой психики — отравляет радость жиз­ни, удовольствия и успеха, всегда нацелен на невзгоды, не­счастье и саморазрушение.

Альянс этих двух бессознательных сил — эго-идеала и Демониона — образует бессознательную совесть (супе-рэго). Демонион использует эго-идеал в своей компании пыток, постоянно предъявляя эго раздутые инфантильные требования всемогущества и грандиозных достижений эго-идеала, от него исходит неизменный вопрос: «Достиг ли ты всех тех целей, которые ты поставил перед собой в дет­стве? » Если ответ на этот вопрос негативный, то в результа­те возникает чувство вины (там же: 46-7).

Идея Берглера о том, что «Демонические» голоса су-перэго используют образы эго-идеала для создания пер-фекционизма, преследующего эго, поднимающего планку требований все выше, нашла подтверждение в многочис­ленных современных клинических работах. Марион Вуд-ман (Marion Woodman, 1982) считает, что в большинстве случаев расстройств приема пищи причину следует искать в «пагубном пристрастии к перфекционизму», а Сидни Блатт (Sidney Blatt, 1995) убедительно показала, что в ис­токах многих самоубийств, совершенных казалось бы здо­ровыми, состоявшимися людьми, лежит «невротический перфекционизм», в котором самокритичный, часто чрез­мерно уверенный в себе индивид «руководствуется соб­ственными недостижимыми стандартами совершенства» (там же: 1003). Действительно, строгое карающее суперэго

7 Калшед Д

представляет собой ужасную «силу» в психике мужчин и женщин на всем континууме психологической адаптации-дезадаптации.

Одиер и злобные/доброжелательные «великие существа»

Чарльз Одиер (Charles Odier), блестящий, но надол­го забытый теоретик психоанализа, был современником Юнга. Его книга «Тревожность и магическое мышление» (Odier, 1956) посвящена вопросу отношения между опре­деленными примитивными формами мышления, исследо­ванными Жаном Пиаже («магическая », дологическая, а-дуалистичная фаза), и концепцией травматической тревожности Фрейда. По Одиеру, источником психичес­кой тревоги являются невыносимые переживания ранней инфантильной травмы. Травма, в свою очередь, приводит к образованию регрессировавшей части эго, которая не принимает участие в развитии других частей «я ». Пред­восхищая работы Д.В. Винникотта (см. стр. 204), Одиер говорит о травме как о таком нарушении психического рав­новесия, которое парализует или диссоциирует сознание, когда беспомощный младенец испытывает депривацию материнской заботы и защиты, т. е. состояние абсолют­ной небезопасности. Ребенок «не помнит» об этих трав­матических состояниях небезопасности, тем не менее, поз­же, при схожих угрожающих обстоятельствах, они оживают, усиливая актуальный дистресс и наводняя эго дезорганизующей тревогой ранней травмы.

Всегда, как только появляется страх или наступает состояние дистресса, мыслительные и аффективные про­цессы регрессировавшей части эго возвращаются к маги­ческому уровню функционирования младенчества, к ас­социативно связанной с ним уверенности в неизбежности катастрофы; к детскому ужасу перед злыми «силами» или «существами ». Тревога заменяет страх. Мысли об угрозе представляются регрессировавшему эго настолько потря­сающими и ужасными, что сами по себе являются трав-матогенным фактором в переживании пациента. Так за­мыкается порочный круг. Спустя долгое время после того, как внешнее травматическое событие завершилось, наряду с негативным магическим мышлением остается по­стоянное ожидание всеобщей катастрофы или смерти. Негативное мышление и ожидание неминуемой катает-

рофы и смерти становятся внутренними объектами ужа­са. Так индивид переживает повторную травму, вызван­ную не внешней реальностью, а ожиданиями беды (см. там же: 58).

Одиер считал, что основными чертами магического уровня являются суеверия, вера во всемогущество мышле­ния и примитивные аффекты. На этом уровне время от вре­мени активируются два противоположных паттерна пси­хической активности: иногда разрушение, а иногда защита. С одной стороны, негативное или деструктивное магичес­кое мышление (черная магия), наследство травмированного детства; с другой — позитивное, благотворное магическое мышление (белая или розовая магия), которое сопровожда­ет первые годы счастливого детства. По Одиеру, во внут­реннем мире ребенка, пережившего психическую травму, этим двум противоположным формам магического мыш­ления соответствуют преследующие или защищающие фи­гуры «великих существ ». Подобно тому, как магическое мышление вызывает два противоположных паттерна ак­тивности — разрушение и защиту, эти гигантские фанта­зийные «существа » бывают двух видов: с одной стороны, злобные и деструктивные, а с другой — благожелательные и защищающие. Другими словами, они представляют собой объективацию первичных аффектов детства (см. там же: 37-113). В юнгианских терминах они представляют архетипи-ческие образы.

Одиер приводит пример пациентки Ариан, которая ви­дела в своих снах сначала благожелательное, защищающее «великое существо » а вскоре после этого злобную, пресле­дующую фигуру. Эта пациентка многократно переживала в детстве отвержение, а позже она подвергалась жестокой критике со стороны отца. Вот ее первый сон:

Я нахожусь одна в какой-то странной местности. Пере­до мной темное водное пространство, простирающееся в бесконечность. Я чувствую страх — страх пустоты — перед лицом этой бесконечности. Но тут появляется бог — огромный гигант, наполовину обнаженный. Я пытаюсь следовать за ним, привлечь его внимание, так чтобы я могла быть под его защитой. После этого, пока­зав мне мою семью в глубоком трауре, он сказал мне: «Оставайся с ними, у них тоже никого нет». Я просну­лась с чувством исполнения важной миссии.

(там же: 104)

1*

Во втором сне:

Я лежу на кушетке, которая стоит на террасе нашего дома, залитой изумительным лунным светом. За моей головой, на месте дверного проема, ведущего в жилую комнату, находится темный коридор. Меня охватывает невырази­мый ужас. Неожиданно все меняется. Нет, не ужасная лягушка, а мой отец с ружьем в руках выходит из тени этого коридора — совсем как убийца. Я парализована страхом! Проснувшись, я осталась в неприятной атмос­фере моего детства, и это продолжалось довольно долго, пока я, наконец, не смогла избавиться от этого ощущения.

(там же: 105 )

Отец этой пациентки был раздражительным и склон­ным к насилию человеком, которому, в силу некоторых причин, нравились лягушки и жабы. Будучи маленькой де­вочкой, в поисках близости со своим отцом Ариан подру­жилась с этими животными, кормила и защищала их в сво­ем саду, даже играла для них на флейте по вечерам. Таким образом, говорит Одиер,

она находила друзей и протеже среди этих странных и отвратительных животных, превращая отталкивающих существ в привлекательных,— то, что ей никогда не уда­валось сделать по отношению к своему ужасному отцу.... Отсюда становится ясно, почему лягушка и отец слиты в один образ в этом кошмаре.

(тая же: 106)

Юнгианское толкование этого сна поставило бы под сомнение утверждение Одиера относительно того, что ля­гушки были для пациентки только «отвратительными » со­зданиями, оно добавило бы архетипический элемент к на­шему пониманию содержания этого сна. Юнгианский толкователь сфокусировал бы свое внимание на посылке, что «великие существа » в сновидении Ариан, возможно, представляют персонификации бессознательных фанта­зий/структур — в точности, как образ «вампира », о кото­ром мы упоминали в связи с фантазией «Лунной Леди» Юнга (глава 3),— а вовсе не обязательно являются «дуб­лерами » известного личностного содержания (отца). Бес­сознательная фантазия является и бессознательным «смыслом», которое психика находит в порой невыноси­мых отношениях с реальными объектами. Структуры/об­разы, посредством которых этот «смысл» достигает со-

знания, являются архетипическими и мифологическими. Более того, эти мифологические структуры/образы бес­сознательного, представляя архаические аффекты в та­кой «типичной» (архетипической) форме, являются весь­ма информативными относительно «намерений» психики. Имея первобытные корни, эти структуры/образы вовсе не представляют собой простые бесполезные кросс-куль­турные «диковинки». Ограничения объема настоящего издания удерживают нас от дальнейшего развития этой темы.

Шандор Ференци и трансперсональная мудрость заботящегося «я»

Как мы видели, Фрейд был склонен делать упор на негативной, преследующей стороне того, что мы назвали системой самосохранения (суперэго). Одиер дополнил эту картину, уделив внимание как благожелательной/защи­щающей, так и преследующей роли «великих существ ». Шандор Ференци показал другие аспекты внутреннего мира травмы. В своей знаменитой работе «Смешение язы­ков» (1933) Ференци продемонстрировал одну из самых замечательных черт того, что мы назвали системой само­сохранения, а именно ее способность преждевременно ус­корять развитие одной части личности, наделяя ее удиви­тельной мудростью и оставляя при этом другую часть личности в состоянии регрессии. По Ференци, испытывая невыносимые аффекты тяжелой психической травмы,

часть личности регрессирует к состоянию счастья, су­ществовавшему до того, как произошло травматическое событие,— так эта часть стремится аннулировать трав­му. [И все же] самым замечательным является действие другого механизма... Я имею в виду вызывающий удив­ление неожиданный рост новых способностей после психической травмы, которые возникают чудесным об­разом, будто бы по мановению волшебной палочки или подобно тому, как на наших глазах из зерна, по воле факира, приказавшего ему прорасти, появляется на свет растение, распускаются листья и цветы.

Будучи объектом сексуального нападения...ребенок мо­жет в одно мгновение развить в себе всю эмоциональ­ность взрослого человека, а также все потенциальные качества, до этого дремлющие в нем, обычно актуализи­рующиеся в браке, материнстве и отцовстве. В этом слу-

чае можно было бы говорить,— противопоставляя ее знакомой нам регрессии,— о травматической прогрес­сии, о преждевременной зрелости.

(Ferenczi, 1933: 164-Ч; курсив оригинала)

В качестве свидетельства этой «травматической про­грессии» Ференци цитировал часто упоминающееся типич­ное сновидение о «мудром ребенке», в котором младенец дает пророческий совет тому, кто о нем заботится (там же: 165). Он толкует эту мудрость в значительной степени как функцию «идентификации с (взрослым) агрессором» (там же: 162), но не сводит только к ней одной. Ференци был также заинтригован тем фактом, что травмированная пси­хика актуализирует в трансовых состояниях экстраорди­нарные психические способности. Эти, по-видимому, трансперсональные (паранормальные?) способности про­грессировавшего во время травмирующего психику собы­тия «я», а также защита и преследование со стороны этой части «я» своего регрессировавшего «партнера» (наша диа-дическая система самосохранения) прекрасно проиллюст­рированы в записях клинических наблюдений, которые Ференци вел во время работы с женщиной по имени Элиза­бет Северн, пережившей сексуальное насилие. Этот случай описан в его «Клиническом дневнике» (Ferenszi, 1988) под псевдонимом «R.N.», ниже приводится сжатый пересказ этого текста.

Первый травматический шок R.N. испытала в возрас­те полутора лет, когда отец пациентки сделал ей инъек­цию наркотика и изнасиловал ее. Воспоминание об этом событии, забытое на долгие времена, до начала ее анали­за, тем не менее подспудно было представлено как состо­яние примитивной агонии и желания смерти. Это воспо­минание было восстановлено только в анализе, когда она вместе с Ференци исследовала травматическую ситуацию, которую пережила, когда ей было 5 лет. В этом возрасте возобновилось жестокое насилие со стороны отца, ее ге­ниталии были искусственно расширены, ей настойчиво внушали, что если она станет жаловаться другим людям, то ее вновь подвергнут воздействию возбуждающих ве­ществ. Ференци приводит описание того, как после вос­становления этого воспоминания последовало осознание колоссального, невыносимого страдания, жалкого состо­яния беспомощности, отчаянного ожидания помощи из­вне, а также суицидального желания, сопровождавшего-

ся полной потерей контроля, потерей самой себя и пол­ной идентификацией с агрессором. Однако в тот самый момент, когда она была готова «испустить дух» (там же: 39), появилось нечто новое и стало действовать во внут­реннем мире пациентки. Пробудилось то, что ференци обозначил как «организующие жизнь инстинкты» (там же: 8), персонифицированные в фигуре, носящей имя «Орфа »; и, вместо смерти, ее личность была рассечена, фрагменти-рована: так она ушла в безумие для того, чтобы избежать смерти. (Здесь мы видим преследующий аспект.) Теперь ее личность, как пишет Ференци, состояла из двух частей, одна часть разрушена — регрессировавший чувственный компонент; другая часть видит разрушение — прогресси­ровавший интеллектуальный компонент. Эта «уничтожен­ная » детская часть является

существом, испытывающим исключительную психичес­кую боль на бессознательном уровне, подлинным ре­бенком, о котором бодрствующее эго совершенно ни­чего не знает. Этот фрагмент доступен только в глубоком сне или в глубоком трансе... Он подобен ребенку в со­стоянии обморока или испустившему дух, который мо­жет только издавать стоны. Он совершенно не осознает себя, его нужно встряхнуть, чтобы он пробудился в пси­хическом плане, а иногда и в физическом.

(там же. 9)

И тогда на сцене появляется «Орфа » — та часть, что «видит»разрушение. «Она» являетсянадиндивидуальным существом, по-видимому, обитающим вне времени и про­странства (там же: 13). В момент невыносимой боли она «проходит через отверстие в голове и устремляется во Все­ленную, сияя оттуда, с огромного расстояния, наподобие звезды» (там же: 206). Наблюдая за всем со стороны, она знает обо всем. Ференци говорит, что этот «астральный фрагмент » покидает сферы земного эгоистичного существо­вания и становится провидцем, «устремляясь, так сказать, за пределы досягаемости агрессора, к «объективному пони­манию » всей Вселенной, с тем чтобы добраться до истоков происхождения таких чудовищных вещей » (там же: 207).

Перед Орфой, пишет Ференци, стоит только одна задача — сохранение жизни. Она играет роль ангела-хра­нителя. Она продуцирует фантазии исполнения желаний страдающего или убитого ребенка, она облетает всю Все­ленную в поисках помощи (R.N. была убеждена в том, что именно всемогущая Орфа привела к ней Ференци как

единственного человека, который мог бы ей помочь). Од­нако когда на R.N. в возрасте 11 лет обрушилось самое серьезное травматическое событие в ее жизни, даже Орфа была вынуждена признать свое бессилие. Отец R.N., ко­торый неоднократно гипнотизировал и насиловал девоч­ку, проклял дочь и отрекся от нее, оставив брошенного ребенка с неизгладимым чувством собственной мерзости и презренности. Ференци пишет, что с этим Орфа уже ничего не могла поделать и она стала готовить самоубий­ство R.N. Так как в силу больничных ограничений совер­шить самоубийство было невозможно, единственной ос­тавшейся альтернативой стала полная атомизация психической жизни.

Пациентка вспоминала ощущения прорыва во Вселен­ную, образы созвездий, сверкавших наподобие брилли­антов, галлюцинации, обрывочные бессмысленные обра­зы и слова, как, например, «я вселенское яйцо »(там же: 29). Этот взрыв, похожий на извержение вулкана, в конце кон­цов провел к тотальному «выгоранию» — полному вре­менному помешательству, кататоническому ступору. Од­нако, пишет Ференци, эта женщина не стала безумной. Подобно Изиде, ищущей расчлененное тело своего поте­рянного возлюбленного Осириса, Орфа вернулась и смог­ла, «будто бы чудом, вновь поставить это существо на ноги, подобрав каждую ее частицу» (там же: 10), она даже до­билась успеха в восстановлении претравматической лич­ности, хотя это сопровождалось провалами в памяти и рет­роактивной амнезией различной продолжительности (там же: 39).

Ференци так комментирует это «растворение во Все­ленной » и работу по «рекоагуляции», выполненнуюОрфой:

Момент, когда требования внешней реальности полно­стью отвергаются и наступает состояние внутренней адаптации, когда даже смерть в качестве адаптации ста­новится приемлемой, воспринимается как избавление, освобождение. Для человека этот момент, видимо, оз­начает отказ от попыток сохранения своего «я» и вхож­дение в большее, возможно, во вселенское состояние равновесия.

(там же: 7)

Широко распространенная у больных шизофренией склонность создавать свои собственные космогонии, ча­сто потрясающие нас своей фантастичностью, отчасти

является попыткой инкорпорировать их собственные «невозможные» страдания в некую большую целост­ность.

(там же: 81)

Так или иначе, эти размышления открывают путь к по­ниманию удивительно разумных реакций бессознатель­ного в моменты сильнейшего дистресса.. .включая печаль­но известные сны о «мудром ребенке», [а также] регрессивные энергии спиритических медиумов.

(там же: 81)

Каждый должен решить для себя сам, стоит ли идти дальше и искать (подобно физикам, считающим, что вещество в конце концов превращается в энергию) над-материальные, метафизические интуиции в форме и со­держании психических расстройств.

(там же: 29)

Далее он размышляет:

В какой степени те, кто «сходят с ума» от боли, то есть те, кто оставил свою обычную эгоцентричную точку зре­ния, стали способны, в силу специфической ситуации, в которой они пребывают, на своем опыте познавать ту область нематериальной реальности, которая для нас, материалистов, остается недоступной? Это направле­ние исследования должно захватить и область так на­зываемого оккультизма. Случаи передачи мыслей во вре­мя анализа страдающих людей встречаются чрезвычайно часто... возможно, даже интеллект, которым мы так гор­димся, не является нашей собственностью, он должен быть замещен или преобразован через ритмический процесс излияния эго во Вселенную, которая одна знает все и, следовательно, разумна.

(там же: 33)

Здесь предположение Ференци о том, что Орфа в мо­менты травматического дистресса пользуется глубинной мудростью психики или является частью преобразующего универсального «разума », напоминает одно из положений Юнга относительно того, что Самость, репрезентирующая целостность психики, включая и <<психоидные>> глубины, определяющая фактор «судьбы » индивида, наделена транс­цендентной, по отношению к эго, способностью направлять и регулировать процесс индивидуации. Самость является истинно «высшим», по отношению к эго, фактором.

Представители теории объектных отношений

Мелани Кляйн и Вилфред Бион

Работы Мелани Кляйн и Вилфреда Биона, в которых они исследовали инстинкт смерти и его персонификации в ужасающих «объектах» фантазийных систем бессознатель­ного у детей самых младших возрастов и/или в психотичес­ких процессах, имеют большое значение для нашей дис­куссии. Для того чтобы описать этого тираничного внутреннего агрессора, они использовали фрейдовский кон­структ суперэго, однако эти авторы расширили границы идеи суперэго гораздо дальше, чем намеревался Фрейд. Кляйн, одна из первых приступивших к аналитической ра­боте с детьми, была шокирована, обнаружив, как много насилия проявляется в спонтанных играх ее маленьких па­циентов (см. Klein, 1946). Она отнесла это насилие на счет доэдипального суперэго, более строгого и жестокого, чем суперэго Фрейда. Она полагала, что доэдипальное суперэ­го зарождается на потенциально психотических уровнях тревожности. Для того чтобы не оказаться жертвой своего собственного инстинкта смерти, не быть им разрушенным, ребенок направляет свою ненависть наружу, на (плохую) грудь или пенис (проективная идентификация), там он мо­жет «локализовать » свою тревогу, которая иначе была бы невыносимой, в виде преследующего страха нападения (па­раноидная/преследующая позиция). Проецируются и чув­ства любви ребенка (хорошая грудь или пенис) — так уста­навливается план, на фоне которого ребенок приходит к окончательному открытию того факта, что хорошие и пло­хие грудь/пенис принадлежат одной персоне (депрессив­ная позиция и достижение целостных объектных отноше­ний). В процессе проработки ребенком чувств любви и ненависти к реальной/фантазийной матери (или позже к аналитику) и разным ее частям суперэго подвергается транс­формации, становится менее суровым, преобразуется в спо­собность переживания чувства вины (совесть), выражаю­щейся, в итоге, в компенсаторных попытках ребенка загладить воображаемый ущерб, который он якобы причи­нил своим объектам.

Однако в начале этого бурного процесса чувства не­нависти и ассоциированные с ними элементы фантазии проецируются на мать/аналитика, которая/который та-

ким образом превращаются в частично галлюцинаторное угрожающее «существо » или ужасающее, расщепленное на части «нечто ». Если мать/аналитик не может принять и трансформировать эти проекции, привнося чувства люб­ви, происходит интернализация интроекта, заряженного ненавистью, и тогда ребенок (а позже психотический взрослый) чувствует себя преследуемым во внутреннем мире угрожающими садистическими грудью/пенисом и нечто/персоной.

Вилфред Бион расширил рамки кляйнианского ана­лиза, включив в рассмотрение психотические процессы у взрослых. Он выдвинул гипотезу о том, что садистичес­кое суперэго Кляйн ошибочно атакует не только эго ре­бенка, но и все психические «связеобразующие » процес­сы, позволяющие ребенку испытывать переживание «связного я » (см. Bion, 1959). В силу того, что и грудь, и пенис являются как связующими объектами, так и пер­вичными объектами переживания младенца, то впослед­ствии нападение на них генерализируется в нападение на все, что они символизируют, а именно на отношения с объектами внешнего мира и на внутреннюю интеграцию объектов. В итоге подвергается нападению сама способ­ность к интеграции, к целостному переживанию. Мысли отделяются от чувств, образы от аффекта, воспоминания от сознания — атакуется даже способность мыслить. Это приводит к формированию «суперэго, разрушающего эго », которое занимает место нормально развивающегося эго и узурпирует его функции (см. Bion, 1957). Бион убежден, что во внутреннем мире психотических пациентов доми­нирует некая злокачественная фигура, которая создает огромное сопротивление прогрессу в психотерапии этих пациентов. Эта негативная внутренняя сила является «при­чудливым образованием» или «причудливым объектом», который систематически разрушает смысл всех пережи­ваний. Бион пишет:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.