Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть 1 7 страница



Р: название Экур что-то слишком часто встречается по отношению к самым разным богам и событиям- Может быть, оно обозначает не конкретное место, а представляет собой некое обобщенное название определенного вида укрепления или сооружения?..

Р: Мардук, в общем-то, притянут за уши-

О последовавшем суде и приговоре, вынесенном Мардуку, мы узнаем из сохранившихся фрагментов текста, опубликованного Вавилонским отделом музея Пенсильванского университета. В первых уцелевших строках текста рассказывается о том, как боги окружили пирамиду, и бог, избранный глашатаем, обратился к Мардуку "в его укрытии"; "того, кто злобный, он умолял". Мардука тронули его слова, "хоть и ожесточенный сердцем, заплакал он слезами чистыми", согласился выйти и отдать себя в руки судей. Потом там же, у пирамид, в храме на берегу реки состоялся суд- И тут Инанне, смотревшей на- укрытие Мардука, пришла в голову мысль, и она выступила вперед, обращаясь к богам- Есть способ, сказала она, приговорить Мардука к смерти, не прибегая непосредственно к казни: нужно похоронить его заживо в Великой пирамиде! Запечатать его там, как в

 

гигантском конверте: "В огромнейшей темнице будет запечатан, никто не сможет пищи поднести ему; один страдать он будет, от жажды умирая, и путь к истокам водным будет перекрыт"-

Однако- Мардук не умер- Сарпанит [сестра-жена Мардука] возносит мольбу к двум богам, которые могут упросить Инанну отменить приговор Мардуку - к ее отцу Сину и брату Уту/Шамашу- был пойман настоящий виновник- Убийца Думузи заплатил за это злодеяние своей жизнью. Главный бог [Нинурта]- посылает божественного глашатая Нуску "сообщить (хорошую) весть всем богам".

Нуску, божественный глашатай, объясняет ей [Сарпанит], что Мардук выйдет через СА.БАД, "пробуренный сверху вход". Он говорит, что это - "входной проход, который проделают боги; вихрь они поднимут и в жилище его войдут- Вихрем разрушающим снаружи они пророют извилистый ход; приблизившись, к середине они пробьются".

-вне всякого сомнения, только ануннаки, имевшие в распоряжении схему пирамиды, могли знать, что за каменной стеной находится большая галерея, Комната Царицы и остальные верхние комнаты и коридоры пирамиды. Чтобы попасть в эти помещения, нужно было вынуть клинообразный камень ската. Но он был пригнан настолько плотно, что сдвинуть его с места представлялось невозможным. Если бы спасатели вынули камень, то он до сих пор лежал там же, в большой галерее. Между тем на месте его зияет большая дыра, и все, кто осматривал ее, неизменно, описывая свои впечатления, использовали слова 2разнесена" или "прорвана". И это было сделано не со стороны

 

галереи, а со стороны лаза - "отверстие выглядит так, будто стена была разнесена огромной силой изнутри" шахты (Разерфорд "Пирамидология").

Р: никто не может гарантировать, что арабы, проникшие впервые в пирамиду, не использовали и взрывчатые вещества. Так что данный "след" может быть их рук делом-

Р: версия Ситчина о том, что шумерские боги проникали внутрь Великой пирамиды, сама по себе интересна- Особенно, если учесть, что проникали в нее не те, кто ее строил-

Раскопки- городов - Мохенджо-Даро на юге и Хараппы на севере - показали, что это были довольно крупные города, достигавшие пяти километров в окружности. Снаружи и внутри городов поднимались высокие стены. Эти стены, как и общественные, и жилые здания, были выстроены из кирпичей, изготовленных из глины или ила. Кирпичей изначально было такое множество, что, хотя на протяжении не одного столетия люди из окрестных поселений использовали эти кирпичи для строительства своих домов, в недалеком прошлом они даже применялись для укрепления железной дороги Лахор - Мултан.

По сохранившимся руинам, обозначающим места расположения городов, можно определить, что города были построены по четким планам городского строительства. В центре обоих городов находился акрополь - возвышенность, где располагались цитадели и храмы. В обоих случаях эти сооружения имели одинаковые размеры и были одинаковым образом повернуты строго на север. Это говорит о том, что их строители в возведении храмов следовали четким правилам. В обоих городах вторыми по величине сооружениями были огромные зернохранилища - обширные. Поразительно вместительные силосные ямы, находившиеся вблизи реки. Это доказывает, что хлеб здесь не только выращивался в большом количестве, но и был основным экспортным продуктом цивилизации Инда.

Города и различные предметы материальной культуры, найденные на их руинах - печи, урны, гончарные изделия, бронзовые орудия труда, медные бусины, несколько серебряных сосудов и украшений - свидетельствуют о высоком уровне существовавшей здесь цивилизации, некогда перенесенной сюда из другого региона. Так, два древнейших кирпичных сооружения в Мохенджо-Даро (огромное зернохранилище и сторожевая башня) были укреплены бревнами - этот метод строительства абсолютно нехарактерен для природных условий долины Инда. Однако от этого метода вскоре отказались, и в дальнейшем постройки не укреплялись лесом. На основании этого ученые пришли к выводу, что первые строители были чужеземцами, строительные технологии которых были приспособлены к природным условиях их родного края.

Пытаясь обнаружить истоки цивилизации Инда, исследователи установили ее связь с шумерской цивилизацией, возникшей почти тысячелетием ранее. Несмотря на значительные различия (такие как, например, нерасшифрованный пиктографический шрифт), повсеместно обнаруживаются и общие черты с цивилизацией Месопотамии. Использование глиняных, высушенных на солнце кирпичей; расположение городских улиц; дренажная система; химические методы, применяемые для гравировки на металле, глазировки гончарных изделий и изготовления бусин; форма и дизайн металлических кинжалов и сосудов - во всем бросается в глаза сходство с находками археологов на раскопках Ура, Киша и других древних месопотамских городов и поселений. Примечательно также, что в культуре цивилизации Инда был распространен месопотамский символ креста - символ Нибиру, родной планеты ануннаков.

Р: любопытно было бы сравнить Мохенджо-Даро и Хараппу с Иерихоном и Тель-Гауссулом-

На немногочисленных найденных здесь рисунках божества изображены в рогатых головных уборах месопотамских богов. Глиняные статуэтки, обнаруживаемые несколько чаще, заставляют думать, что главным божеством была богиня, обыкновенно изображавшаяся нагой или с обнаженной грудью, а иногда голое тело ее украшали ряды бус и ожерелий. Эта богиня видом напоминает Инанну, многочисленные изображения которой были найдены в Месопотамии и по всему Ближнему Востоку.

Хотя принято считать, что доказательства месопотамского происхождения цивилизации инда и культурных контактов между Шумером и долиной Инда сводятся всего к нескольким археологическим находкам, мы полагаем, что, помимо этого, существуют и письменные источники, подтверждающие эту связь цивилизаций.

Р: Ситчин имеет в виду лишь шумерские письменные источники- Но если такая связь существовала, то почему нет аналогичных индийских письменных источников (как будто у них еще не было письменности вообще)?!.

Согласно Спискам шумерских царей, после Всемирного потопа царство началось в Кише. Затем "Царство в Эанну перенеслось". Как подтвердили и археологи, Эрех и в самом деле изначально представлял собою город-храм, состоявший из священной территории, где на вершине искусственной платформы было построено первое скромное святилище Ану - "Белый Храм". Этот храм, о чем свидетельствуют руины города и городских стен, оставался сердцем Эреха и после того, как город разросся и в нем появились другие храмы.

Археологи нашли руины величественного храма, посвященного Инанне, датированного

 

началом третьего тысячелетия до н.э. -Вход в храм украшали высокие колонны - уникальный архитектурный элемент. Храм должен был поражать богатством и великолепием, в духе напыщенных строк гимнов, превозносящих его красоту: "Лазуритом отделанный, рукой Нинагала украшенный. В светлом месте- Обитель Инанны, Лиру Ану они установили". Но несмотря на это, Эрех оставался "провинциальным" городом, уступая размером другим шумерским городам, которые были построены на месте допотопных поселений. У него не было статуса и преимуществ, налагаемых обладанием "Божественными МЕ".

-описания МЕ указывают на то, что это были физические объекты, с помощью которых можно было подниматься в воздух и летать (причем их можно было даже надевать на себя) и которые заключали в себе некое секретное знание. Возможно, это было что-то вроде современных компьютерных чипов, на которых записываются данные, программы и операционные команды. На них были закодированы основы цивилизации.

Р: слишком большой разброс значений!.. Типа "то, чем владеют боги"-

В тексте, озаглавленном С.Н. Крамером ("Шумерская мифология") "Инанна и Энки"- описывается путешествие Инанны в ее Ладье Небес в Абзу, где Энки хранил МЕ. Узнав, что к нему в гости явится сама Инанна - "дева, одна, в Абзу устремилась", - Энки приказал своим слугам приготовить роскошный ужин и подать к нему финикового вина. Инанна и Энки стали пировать, и когда Энки опьянел от вина, Инанна завела разговор о МЕ. Энки, в пьяном благодушии, подарил ей МЕ "Господства- Божественного превосходства, возвеличенной Вечной Тиары, трона Царства", и "светлая Инанна приняла их". Инанна женскими чарами опутала стареющего хозяина, и тот поднес ей второй дар - МЕ "Высокого Скипетра и Жезла, Царственного Святилища, Справедливого Правления", и "светлая Инанна их тоже приняла". К концу пира Энки расстался с семью главными МЕ-

Получив в руки закодированную информацию по всем сферам высокоразвитой цивилизации, Инанна потихоньку улизнула от Энки и в Ладье Небес вернулась в Эрех. Через несколько часов протрезвевший Энки увидел, что Инанна исчезла вместе с МЕ. Его слуга смущенно напомнил своему господину, что он, сам Энки, подарил МЕ Инанне. Огорченный Энки послал в погоню за Инанной слугу в всоей "Велкой божественной небесной комнате", чтобы тот отобрал у нее МЕ. Нагнав Инанну, слуга изложил ей суть приказа Энки, но Инанна, спросив: "Почему Энки переменил данное мне слово?" - отказалась. Когда слуга доложил об этом Энки, тот приказал захватить Ладью Небес Инанны и доставить ее в Эриду, забрать у Инанны МЕ, а потом отпустить ее. Но в Эриду Инанна повелела своему верному пилоту "спасти Ладью Небес МЕ, Инанне в дар принесенные". И пока Инанна продолжала спорить с посланником Энки, ее пилот незаметно улетел в ладье богини вместе с бесценными МЕ.

Именно тогда Инанна (потеснившая Нинхурсаг) была причислена к Пантеону Двенадцати- После того как было воспето высокое положение Инанны среди богов, сочинители гимна рассказывают о поклонении Инанне шумеров(-): "Со всей земли черноголовый люд собрался, когда в хранилища Шумера изобилье полилось- Они встречают ее- они приходят к ней за разрешеньем споров. Суд она вершит над злом, злодеев истребляет; а к тем, кто честен, она благоволит и добрую судьбу им назначает- Дева милая, свет очей Ану, отвагою ей равных нет; твердой поступью с Небес она нисходит- Она могуча, она надежна, и велика она; с годами молодость ее не убывает".

Примерно в то же время Инанна установила обычай "Священного Брака" - обряд сексуального характера, когда жрец-царь становился ее супругом - но только на одну ночь- Возможно, этот обычай был введен Инанной с самим Энмеркаром, и от этой любовной связи на свет появился следующий правитель Урука, полубог, "божественный Лугальбанда, Справедливый Наместник"- В одной эпической легенде ("Лугульбанда и гора Хурум") описывается его рискованное путешествие к "ужасному месту на земле" в поисках Божественной Черной Птицы. Он дошел до Запретной Горы, "где ануннаки, боги горные, словно муравьи, в земле прорыли ходы".

Р: опять про подземные сооружения-

Пятый правитель Эреха, Гильгамеш, сын богини Нинсун и верховного жреца Куллаба, который "на две трети был богом", хотел избежать участи смертных.

Р: как и в египетской мифологии - эпоха правления полубогов-

Золотой век Эреха был недолог. После Гильгамеша на его престоле сменилось семь царей. А затем "Урук побит был ратью; царство в Ур перенеслось". По мнению Торкилда Якобсена, чей труд "Список шумерских царей" довольно полно освещает этот вопрос, шумерское царство переместилось из Эреха в Ур около 2850 года до н.э. Другие исследователи указывают более позднее время - около 2650 года до н.э.

Срок правления каждого нового царя становился все короче, царство перемещалось из одной шумерской столицы в другую: из Ура в Аван, потом назад в Киш, оттуда - в город под названием Хамази, затем снова в Эрех и Ур, далее в Адаб и Мари, а потом снова в Киш, в Аксак, еще раз в Киш и, наконец, опять в Эрех. Меньше чем за 220 лет в общей сложности сменилось три царских династии в Кише, три в Эрехе, две в Уре и по одной династии было основано в каждом из пяти остальных городов. По всем признакам, это были времена больших перемен, период обострения трений между крупными городами, в основном из-за обладания водными источниками и оросительными каналами, что можно объяснить установлением более засушливого климата, с одной стороны, и ростом населения, с другой. Во всех случаях, когда какой-либо город лишался царства, о нем говорилось, что он был "сокрушен оружием". Люди начали воевать между собой!

Р: период смуты?..

"Саргон, могущественный царь Аккада я. Мать моя была верховной жрицей; я не знал моего отца- Моя мать, верховная жрица, которая зачала меня, родила меня втайне. Она положила меня в корзину из камыша и смолой запечатала крышку. Она бросила меня в реку; но я не утонул. Река понесла меня и вынесла меня к Акка, оросителю. Акки, ороситель, нашел меня, когда проводил воду; Акки, ороситель, сделал меня своим сыном и лелеял меня. Акки, ороситель, назначил меня своим садовником- Когда я был садовником, Иштар подарила мне свою любовь, и четыре года и пятьдесят лет я правил Царством; черноголовыми людьми правил я и повелевал"

Р: человек, с покрытой тайной историей рождения становится главой империи!..

В двузычном (составленном на шумерском и аккадском языках) тексте, записанном на статуе Саргона, которая установлена напротив изображения Энлиля в его храме в Ниппуре, говорится, что Саргон был не только "Повелевающим Смотрителем" Иштар, но и "помазанным жрецом Ану" и "великим наместником Энлиля". Именно Энлиль, писал Саргон, "дал ему господство и царство".

Р: агент или эмиссар?.. Или привычное нам присвоение титулов?..

- "в старости" Саргон допустил ошибку: "Он взял земли из основания Вавилона и построил на этой земле другой Вавилон возле Аккада- Святотатством, которое совершил Саргон, великий господин Мардук был разгневан и извел его народ голодом. От востока до запада заставил он людей отвернуться от Саргона; и на него он наложил кару, что он не знал покоя".

-Мардук, упомянув о переменах, произошедших на Земле после Всемирного потопа, объяснил, что он собирается взять дело в свои руки: "После Всемирного потопа попраны были законы Неба и Земли. Города богов на широкой всей земле переменились; они стоят уж не на месте прежнем- В них вновь я побывав, от их бесчестья я содрогнулся; на место (прежнее) они не возвратились, число людей в них иссякает- Возродить мое жилище должен я, что с лица земли Потопом было смыто; имя его (я должен) возродить".

Р: место города было важно!..

-Эрра [Нергал] предложил Мардуку вернуть "изделья Неба и Земли", если тот сам отправится за ним в Нижний мир- Но как только он отправился в путь, Нергал нарушил данное ему слово. Не в силах побороть любопытство, Нергал/Эра вошел в Гигуну, таинственную подземную комнату, которую Мардук оберегал как зеницу ока; оттуда Эрра забрал "Сияние" (светящийся источник энергии). И, как и предупреждал Мардук, "день обратился в тьму", "поток воды смешался", и вскоре "земли в пустыню обратились, люди стали гибнуть".

В тексте, названном древним автором "Царица всех МЕ", сообщается, что Инанна- решила вырвать власть из рук Ану и Энлиля. Она отменила все их законы и распоряжения и провозгласила себя Верховным Божеством, "Величайшей Царицей из Цариц". Объявив, что она "достигла большего величия, чем мать ее, которая дала ей жизнь- и даже большего, чем Ану", она подкрепила свои слова действиями и захватила Э-Анну ("Дом Ану") в Эрехе, вознамерившись уничтожить этот символ власти Ану. "Небесное царство захвачено девой- Она изменила законы Святого Ану, величья Ану не боясь. Она отняла Э-Анну у Ану - Дом тот пленительной, вечной красы - в Дом тот она опустошенье несла; убивает Инанна людей, в плен их берет".

Переворот, направленный против Ану, сопровождался посягательством на трон и атрибуты власти Энлиля. Эту миссию Инанна поручила Нарам-Сину. Его нападение на Экур в Ниппуре и последовавшее падение Аккада подробно описаны в тексте "Проклятие Аккада". Насколько можно судить, через семь лет ожидания Нарам-Син получил- предзнаменование и "переменил свое поведение". В соответствии с новыми распоряжениями: "Он отверг Энлиля слово, тех, кто служил Энлилю, сокрушил, собрал свои войска и, как герой, что не привычен голову склонять, рукою твердою Экур он укротил".

Напав на неохраняемый с виду город, "как разбойник, он его грабил". Потом он направился к Экуру и, войдя во двор, "лестницы высокие приставил он к Дому". Ворвавшись вовнутрь, он попал в Святая Святых: "люди увидали священный свод его и комнату, что не знала солнечных лучей; аккадцы узрели священные сосуды бога"; Нарам-Син "бросает их в огонь". "К причалу у Энлиля Дома пристал он на больших ладьях, богатство все из города он вынес". Чудовищное святотатство свершилось.

-восемь великих богов наложили проклятье на Аккад, "город, дерзнувший осквернить Экур". "И вот", рассказывает древний летописец, "случилось так- Аккад разрушен!" Боги порешили, что Аккад следует стереть с лица земли, и, в отличие от других городов, восстанавливавшихся из руин и заселявшихся вновь, Аккад уже так никогда и не возродился.

-Гудеа, оставивший потомкам длинные записи и многочисленные статуи и который правил в XXII веке до н.э. Это была эпоха мира и процветания: в записях о нем говорится не об армиях и войнах, а о торговле и строительстве. Венцом его деятельности стало строительство нового величественного храма Нинурты в значительно расширенном Гирсу. Согласно надписям Гудеи, "Господин Гирсу" явился к нему в видении стоящим рядом со своей Божественной Черной Птицей. Бог пожелал, чтобы Гудеа построил для него новый Э.НИННУ ("Дом пятидесяти"; 50 - числовой ранг Нинурты). Относительно строительства Гудеа получил распоряжения от двух богов. Сначала ему явилась богиня, которая в одной руке "держала таблицу благоприятного расположения звезд на небе", а в другой "держала священный стиль", которым она указала Гудее "благоприятную планету": в направлении ее надлежало расположить храм. В другой раз перед ним предстал бог, которого Гудеа не узнал и которым, как оказалось, был Нингишзида. Он дал Гудее табличку, выточенную из драгоценного камня: "на ней был чертеж храма"- Гудеа признавал, что ему, чтобы понять план храма, потребовалась помощь богов и "открывателей секретов". Исследователи установили, что это был оригинальный архитектурный проект строительства семиярусной ступенчатой пирамиды - зиккурата. В плане была предусмотрена и укрепленная платформа для посадки летательного аппарата Нинурты.

Время сотрудничества Гудеи, Нинурты и Нингишзиды совпадает с так называемым Первым переходным периодом в Египте, когда цари IX и X династий перестали поклоняться Осирису и Хору и перенесли столицу из Мемфиса в город, который греки называли Герклеополем.

Р: это же переход к эре Овна !!!

-когда "Царство опустилось с Небес" и Киш стал первым царским городом, Ану и Энлиль установили там "Шатер Небес". "В землю, на которой он стоит, на веки вечные" они заложили ШУ.ХА.ДА.КУ - предмет, изготовленный из металлического сплава, название которого буквально переводится как "Самое грозное сияющее оружие". Когда царство переместилось из Киша в Эрех, туда же был переправлен этот божественный предмет. Его доставляли в каждый новый город, куда переносилось царство. Но только в том случае, если это происходило по приказу Великих Богов. Следуя обычаю, Саргон доставил этот предмет в Аккад. Но Мардук воспротивился этому, потому что Аккад был из числа новых городов, а не из тех, что были избраны царскими столицами "великими богами Неба и Земли". Боги, провозгласившие царство в Аккаде - Инанна и ее сторонники, - были, по мнению Мардука, "мятежниками, богами, что носят нечистые одежды".

Чтобы уладить это, Саргон отправился в Вавилон, на то место, где находилась "освященная земля". Он намеревался перенести немного этой земли "на место напротив Аккада" и там врыть Божественное Оружие, таким образом узаконив его нахождение в Аккаде. В наказание за это, сообщается в тексте, Мардук спровоцировал восстания против Саргона и так обрек его на "беспокойство" (-), ставшее причиной его смерти.

Далее в этом загадочном тексте мы читаем, что во время нашествия захватчиков из Гутиума по окончании правления Нарам-Сина божественный предмет остался лежать в земле "у водной запруды", потому что "они не знали, как обращаться с творением богов". И тогда Мардук решил, что этот предмет должен оставаться в одном месте, "чтобы его не вынимали" и "не отдавали никому из богов", пока "боги, причинившие разрушения, не восстановят все". Но когда Инанне представилась возможность установить царство в Эрехе, избранный ею царь, Уту-Хегал, "похитил Шухадаку оттуда, где он хранился; в руки свои взял его" - хотя "еще убытки не были покрыты". Уту-Хегал самовольно "поднял оружие против города, который осадил". И как только он сделал это, тут же упал замертво. "Река унесла его тело".

Ведущие археологи, такие как У.Ф.Олбрайт и П.Гарленд, обнаружили, что поселения в окрестных горах были без всякой видимой причины оставлены жителями в двадцать первом веке до н.э., и после этого люди здесь поселились вновь лишь несколько столетий спустя. И по сей день в воде источников в районе Мертвого моря повышенный уровень радиации, "достаточно высокий, чтобы стать причиной бесплодия и других заболеваний животных и людей, пьющих эту воду на протяжении нескольких лет" (И.М.Блейк, "Проклятие Иисуса и чудо Елисея" в "Палестинском ежеквартальнике научных исследований").

-Мардук пытался узнать у Гибила, где находилось это оружие- И Гибил открыл ему, что оружие было спрятано под землею: "Те семь орудий, в гору они лежат, в пещере под землей они хранятся. Оттуда устремятся вперед они в сияньи, от земли до неба от страха все оцепенеют".

Когда Нинурта- прибыл в Нижний мир- оказалось, что Нергал отдал уже приказ начинить "семь орудий страшных" "ядами"- Хотя в "Сказании об Эрре" Нинурта продолжает именоваться эпитетом Ишум ("Опаляющий") в тексте подробно рассказывается, как Нинурта пытался объяснить Нергалу/Эрре, что это оружие следует использовать лишь в самом крайнем случае, что прежде нужно предупредить об этом ануннаков, находящихся в районе поражения, и богов-игигов- И, кроме того, нужно обязательно отвести угрозу от человечества, потому что "Ану, господин богов, к земле питает жалость".

-указав на несправедливость поголовного уничтожения людей и стратегическое значение избранных для уничтожения целей, Нинурта наконец убедил Нергала- согласившись не наносить удара по морям и Месопотамии, он изменил свой план: уничтожение будет выборочным, целью его будут города, в которых мог скрываться Набу, и космодром - "место, где возносятся Великие", - завладеть которым так стремился Мардук. "-Он не получит божественного места; место где возносятся Великие на небо, я истреблю".

"Ишум к Высочайшей горе стопы направил; Ужасных Семь (орудий) несравненных он взял с собою. К Высочайшей горе герой подходит; он поднимает руку - гора обрушилась; потом равнина у подножия Горы Высокой была погублена; в лесах ее и веточки не уцелело".

Р: действительно, любопытно, а почему на Синайском полуострове не находят остатков поселений, которые там по идее должны были быть в период влажного климата?.. Неужели настолько все поглощено песками?..

"В те времена, в правление царя, что раньше жил, все изменилось. Добро ушло, страданья были непреходящи. Господин (богов) разгневался, и он замыслил кару. Отдал приказ он: богам, что были там, покинуть место то-"

"То место, где Ану с небес спускался, они на гибель обрекли; с лица земли оно исчезло, в пустыню превратилось все"

Ослепительная белизна известняковых скал на горизонте резко контрастирует с чернотой равнины в том месте, где центральную равнину Синая пересекает огромный шрам- в районе загадочной широкой полосы, протянувшейся с севера на северо-восток по центральной равнине полуострова, почва черного цвета. Там, словно чьей-то гигантской рукой, рассеяно несметное множество осколков почерневшего камня.

-Ур не был единственным пострадавшим городом, как не был и эпицентром катастрофы. Были не только найдены похожие плачи, оплакивающие горькую судьбу Ниппура, Урука, Эриду, но некоторые тексты содержали целые списки погубленных городов, начиная с городов на юго-западе государства и заканчивая городами на северо-востоке, включая всю Южную Месопотамию. Таким образом, все города погибли одновременно в результате неожиданной, масштабной катастрофы - не один за другим, как то было бы в случае постепенного продвижения армии завоевателей вглубь страны, а именно одновременно.

Р: есть ли аналогичные указания в Египте, который столь же близко к Синайскому полуострову?..

"На Землю (Шумер) опустилась беда, которой люди не знали: люди не видели раньше такого, от такого никто не спасется". Люди умирали не от руки врага, их подстерегала невидимая смерть, "что по улицам бродит, под дорогам скитается; станет с кем рядом - и не видно ее; в дом войдет, и никто не узнает". И никому не было спасения от этого "зла, что на землю набросилось, привидение будто- Через самые стены высокие, через самые толстые стены сочится оно, как вода; никакая дверь его не удержит, и запор не остановит ее; через дверь, как змея, вползает оно, сквозь щели, как ветер, внутрь залетает". Кто прятался за дверями, умирал в доме; кто спасался на крыше, умирал на крыше; кто бежал по улице, падал замертво на землю: "Мокроты и кашель грудь ослабляли, рот наполнялся слюною и пеной- сонливость и немота напали на них, странное оцепененье- страшные мученья, головная боль- дух тело покидал". Люди гибли ужасной смертью: "Люди, напуганные, едва могли дышать; Злобный Ветер зажал их в тиски, дня одного еще он им не даст- Рты увлажнились кровью, головы кровью сочатся- От Злобного Ветра бледнеет лицо".

Невидимую смерть принесло облако, появившееся в небе Шумера и "покрывшее землю плащом, как покрывало, окутало все". Коричневатого цвета облако при свете дня "солнце на горизонте тьмой заслонило". А ночью оно, светящееся по краям ("Смертоносным сияньем опоясанное, заполонило всю землю широкую"), закрыло луну- Однако это не было природным явлением. Это был "великий ураган, пущенный Ану- он вышел из сердца Энлиля". Результат действия страшного оружия, он "порожденьем единым был порожден- как горький яд богов; на западе он родился". Злобный ветер, который "тьму несет из города в город, тучи густые несет, что окутали мраком все небо", поднялся от "вспышки молнии": "В горах посредине на землю упала она, из Равнины Безжалостной появилась она".

Древние описания не уступают красочностью и точностью рассказам современного очевидца ядерного взрыва. Когда с неба были сброшены "страшные орудия", последовала ослепительная вспышка: "они на все четыре стороны земли разлили яркие лучи, сжигая все, как пламенем", говорится в одном тексте; в другом, плаче по Ниппуру, рассказывается об "урагане, вспышкой молнии рожденном". Потом в небе вырос ядерный гриб - "туча густая, что окутала мраком все небо" и "поднялся ветра порыв- буря, яростно рвущая небо". Затем ветры, дующие в восточном направлении, начали сносить облако к Месопотамии: "тьму несет из города в город, тучи густые несет, что окутали мраком все небо". "В день тот, когда небеса содрогнулись и земля сотряслась, по земле вихрь пронесся - когда небеса потемнели, словно тенью покрытые-"

В текстах плачей говорится, что ужасные взрывы произошли "на западе", возле "груди моря" - так описывался изгиб линии берега Средиземного моря у Синайского полуострова, - на равнине "посредине гор", равнине, прозванной "Безжалостной". Это место прежде служило Местом Приземления, местом, где боги возносились в обитель Ану. Кроме того, во многих текстах при описании места трагедии упоминается гора. В "Сказании об Эрре" гора возле "места, откуда Великие восходят на небо", именуется "Высочайшей Горой"; в одном из плачей она называется "Горой Ревущих Туннелей".

Когда Злобный Ветер начал "к горам тянуться сетью", боги Шумера бежали из своих любимых городов. В тексте, озаглавленном "Плач о разрушении Ура", перечислены все великие боги и богини и некоторые из их сыновей и дочерей, которые "оставили ветру" города и величественные храмы Шумера- "Так все боги бежали из Урука; они бежали от него подальше; в горах они укрылись, на равнинах дальних спасение нашли"- если кто по каким-либо причинам не мог бежать из города, Энки советовал им спрятаться под землей: "Войдите в комнату, что под землею, в темноте", - и находиться там, пока не стихнет Злобный Ветер.

Нингаль и Наннар провели кошмарную ночь в "термитов доме" (подземной комнате) в зиккурате. Которую Нингаль запомнила навсегда. Только на следующий день, когда "ураган из города унесся прочь", "Нингаль, желая покинуть город- поспешно облачилась" и вместе с подавленным Наннаром ушла из города, который они так любили. В последний раз проходя по улицам города, они повсюду видели смерть и опустошение: "Люди, как черепки, на улицах лежали; высокие ворота, через которые они проехать собирались, мертвые тела загромоздили; на площадях, куда на праздник народ сходился, бездыханные тела лежали в беспорядке; все улицы, по которым они проехать собирались, загромоздили мертвые тела; и там, где прежде пировал народ, грудами лежали люди". Мертвых не погребали: "мертвые тела, как жир, оставленный на солнце, таяли сами собой".

"На берегах рек Тигра и Евфрата лишь чахлые растения росли- В болотах поднимались вяло камыши, гнилые на корню- В садах и городах все умерло, ничто не прорастает- Никто не засевает пашни и зерна не бросает в землю, и на полях не слышно песен- В степи зверей почти не видно, все живые твари извелись- Ураган пронесся, смел все с лица земли; он проревел, как вихрь бурный, над землею, и никому спасенья нет; все опустели города, пустые стоят дома- Никто по улицам не ходит, никто не бродит по дорогам".

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.