|
|||
К. Маркс. Дж. АкерлофК. Маркс Карл Генрих Маркс – один из величайших немецких социологов, экономистов, философов девятнадцатого столетия. Его имя известно во всем мире, потому что его научные и социальные труды повлияли на жизнь всего человечества, заложив фундаментальные мысли в основу множества дисциплин. «Марксизм» Карла Маркса также оставил большой след в истории нашей страны, став вдохновителем революции в России. К основным работам немецкого философа и экономиста относятся следующие произведения: «Манифест Коммунистической партии», «Капитал», «Экономическо-философские рукописи», «К критике гегелевской философии права». Мыслитель посвятил всю свою жизнь развитию экономических и социальных идей, которые он излагал в своих трудах. В работах Карла Маркса характерны, конечно, направления, которые стали основой коммунистического и социалистического движения, а также идеологии, которая называется «марксизм». Его работы сформировали диалектический и исторический материализм в философии, в экономике – всеми известную теорию о прибавочной стоимости, а в политике теорию классовой борьбы. Кроме того, не оставил без внимания Карл Маркс и область потребительского поведения. Вместе с Зигмундом Фрейдом, он стал основоположником исследования фетишизма и его «изюминкой» стал так называемый «товарный фетишизм». «Товарный фетишизм», о котором Маркс говорил еще в 19-ом веке, актуален и сейчас, в наше время, не только во всем мире, но и в частности в российском обществе. В обществе существует многообразие фетишей, диктуемых рекламой и другими маркетинговыми технологиями, многие из которых, дабы продать товар, стараются сделать из него фетиш, не заботясь о психологическом здоровье своих потребителей. Карл Маркс ввел термин «товарный фетишизм» для объяснения азов экономики. Он определяет товарный фетишизм как овеществление производственных отношений между людьми в условиях товарного производства, основанного на частной собственности. И, наоборот: товарный фетишизм, по его мнению, также означает персонификацию вещей, экономических категорий. Между тем К. Маркс отмечал, что товарный фетишизм — явление историческое и носит объективный характер. Своего высшего развития он достигает при капитализме, где товарно-денежные отношения становятся абсолютной и всеобщей формой хозяйственной деятельности. Овеществление экономических отношений между людьми определяется особенностями организации общественного производства, а не естественными свойствами самих вещей. Рыночный обмен превращает продукт в товар. Это превращение обеспечено двойственным характером труда. Двойственность товара выражается в разнице между потребительной и меновой стоимостью, а двойственность труда — в разнице между конкретным и абстрактным трудом. Автор замечает, что на первый взгляд товар кажется очень простой вещью. Но позже анализ показывает, что это — вещь, полная причуд. Как потребительская стоимость, любой товар не заключает в себе ничего загадочного, будем ли мы его рассматривать с той точки зрения, что он своими свойствами удовлетворяет человеческие потребности, или с той точки зрения, что он приобретает эти свойства как продукт человеческого труда. Само собой понятно, что человек своей деятельностью изменяет формы веществ природы в полезном для него направлении. Например, растет обычное дерево, и никто не задумывается о его стоимости, но, когда из него делают стол – это уже будет товар, на который потратят денег. И, тем не менее, стол остаётся деревом — обыденной вещью. Но как только он делается товаром, он превращается в чувственно- сверхчувственную вещь, которой будут пользоваться и удовлетворять свои потребности. Но кто – то может купить обычный стол из магазина «Икеа», а кто-то купит мраморный стол, который будет стоить дороже в 10 раз. Но вся загвоздка в том, что эти столы будут выполнять одну и ту же функцию, хотя кто- то потратил больше своих ресурсов, чем другой. Товарный фетишизм — это всеобщее ощущение, что внутри товаров заключена независимая от нас ценность («это столько стоит»). Такой фетишизм — условие господства предмета над человеком, продукта — над производителем. Карл Маркс говорит о том, что вещи как будто начинают командовать нами. Товарный фетишизм – это приписывание продуктам труда (товарам) сверхъестественных свойств, отношение к ним, как к сверхъестественным силам. Примером товарного фетишизма может послужить такой фактор спроса на товары, как «престиж». Вспомним истерию вокруг выхода любого нового продукта компании «Аpple». Не это ли является властью товара над людьми? Ведь для того чтобы получить желаемое, человек должен много работать, чтобы увеличить доходы и, как следствие, приобрести очередной мобильный телефон или компьютер. В условиях широкого спектра товаров, который предлагает современная индустрия мобильных устройств, человек может выбрать что-то, что стоит гораздо меньше. Но потребитель покупает именно этот бренд, т.к. он ассоциируется с престижем в обществе. Карл Маркс поясняет, что люди оценивают друг друга в зависимости от ценности вещей, которыми они обладают, ищут такую работу, которая позволит им больше приобретать, они готовы делать то, что им совершенно не нравится, тратить весь свой досуг и здоровье, лишь бы “обрасти” нужными вещами. Таким образом, индивиды видят отражения собственной значимости в товарах. Не только в своих, но и в чужих. Следовательно, они видят не только собственную значимость, но и чужую, через призму вещей, т. е. вещьвыступает эквивалентом стоимости индивидов в их собственных глазах. Люди приобретают овеществленный характер, форму товара. Например, для российской молодежи очень характерно «мериться товарами». Если в крупных городах преобладает денежный фетишизм (отношение к деньгам как к сверхценности), то в провинции, мне кажется, — товарный. Молодые люди смотрят, у кого, какой телефон, сумочка, какой бренд обуви носит человек. Ведь последняя модель айфона и сумочка от Chanel- говорит прежде всего о статусе человека. Его вещи показывают «ценность» человека, и он сразу будет на голову выше, чем другие люди. Покупая эти товары, человек покупает как будто себя, свой статус, положение в обществе. Подводя итог, можно сказать, что немецкий экономист буквально предугадал потребительское поведение в 21-ом веке. Люди покупают товар, и, следовательно, покупают себе «ценность» и статус. Когда речь идет об актуальности Карла Маркса сегодня, то здесь имеются ввиду его идеи, которые до сих пор применяются людьми во многих сферах деятельности.
Дж. Акерлоф Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм - научная работа Джорджа Акерлофа, опубликованная в 1970 году. Работа посвящена асимметрии доступной информации: в ней анализируются рыночные последствия ситуаций, в которых продавец знает о качестве товара больше, чем покупатель. Джордж Акерлоф является одним из самых оригинальных экономистов современности. Его подход к экономической теории всегда отличается свободой от рамок ортодоксальной экономической теории, междисциплинарностью, умеренным и творческим использованием математики. Основной посыл работы можно сформулировать так: «если покупатели не владеют информацией о качестве товара в той же мере, что и продавцы, плохие товары вытесняют хорошие вплоть до полного исчезновения рынка». Рынок подержанных автомобилей служит иллюстрацией этой проблемы: «лимонами» на американском сленге называют автомобили с дефектами, обнаруженными только после покупки. Поскольку истинное техническое состояние подержанного автомобиля гораздо лучше известно продавцу, чем покупателю, при покупке заранее нельзя предсказать, окажется ли машина «хорошей» или «плохой». Поэтому покупатель ожидает машину некоторого средневзвешенного качества и готов заплатить за неё некую средневзвешенную цену. Таким образом, продавец хорошей, ухоженной машины не может получить справедливую (полную) цену за свой автомобиль и вынужден уйти из рынка. По мере исхода продавцов «хороших» машин усреднённая цена, которую покупатель готов платить за машину неизвестного качества, падает всё ниже, вплоть до полного исчезновения «хороших» машин из продажи. «Следует подчеркнуть, что выбор (такого примера) продиктован соображениями скорее большей конкретности и лучшего понимания проблемы, чем важности или реалистичности рассматриваемой ситуации» Соберем компактно его тезисы: На сленге штатов «лимон» — это авто, в котором вскрылись серьезные дефекты после покупки. Покупатель не может отличить «лимон» от качественного автомобиля, однако хочет купить авто по фиксированной средней цене для авто с такими показателями. Продавец знает истинное качество своего товара. Но у покупателя нет никакого способа понять кому же можно доверять. Учитывая, что человек будет покупать авто по фиксированной средней цене, продавцы будут стремиться предложить ему только «лимоны». Ведь стоимость «лимона» ниже средней цены. С другой стороны, продавцы, у которых в продаже остались только качественные автомобили, перестанут продавать. Так как среднерыночная цена ниже реальной стоимости машины. После того, как значительное количество продавцов качественного товара покинет рынок, среднерыночная цена на автомобили снизится, так как качество оставшихся в продаже машин в среднем ухудшится. В дальнейшем продавцы автомобилей среднего качества покинут рынок. Ведь реальная цена на их товар также станет выше среднерыночной. Это понижение будет продолжаться до тех пор, пока покупатели не перестанут покупать автомобили, так как будут уверены, что на рынке остались одни «лимоны». Вывод Акерлофа заключается в том, что государство должно взять на себя некоторые регулирующие и контрольные функции на подобных рынках. В своей работе Акерлоф не просто обозначил проблему, но и указал, как ее можно решить или смягчить. Особое внимание он уделил важности доверия для стабильности рынка. Он говорил не только о том, как неформальные, неписаные гарантии качества, например, репутация и узнаваемость бренда, могут стать предварительным условием для торговли. Акерлоф также указывал, как формальное лицензирование/регулирование и иная прозрачность в плане правовой защиты могут снизить неопределенность. В таком случае не возникнет проблемы неблагоприятного выбора, так как фактическая ценность актива будет известна с некоторой долей определенности. В условиях рынка «лимонов», с искаженной оценкой, покупателям сложно определить фактическую ценность актива, что деформирует рынок и приводит к нестабильности. Асимметричная информация делает свое черное дело. Не зная, что есть что на самом деле, покупатель вынужден полагаться на случай. Если бы на рынке продавалось равное количество плохих и хороших машин, шанс покупателя приобрести хорошую машину составлял бы 50%. Максимум, который они заплатили бы за машину неизвестного качества, составил бы 1800 долларов - средняя цена двух рассматриваемых типов машин. Однако владельцы хороших машин за 1800 долларов их просто не отдадут, а будут ездить сами. В результате на рынке постепенно останутся только "лимоны". Покупатели заплатят за них до. 1800 долларов, т. е. цену вполне устраивающую продавцов. Таким образом, "лимоны" полностью захватят рынок, хотя потенциальные покупатели ценят хорошие машины выше, чем сами продавцы. Это четкий пример фиаско рынка. По мере того, как экономисты обсуждали поставленные в работе вопросы, стало ясно, что проблема рынка "лимонов", не новая форма фиаско рынка, а знакомый вопрос выбора по степени вероятности потерь в несколько обновленном обличий. Механизм, при помощи которого "лимоны" вытесняют с рынка хорошие автомобили, во многом аналогичен механизму,при котором риск высокой степени вытесняет с рынка страхования риск низких степеней. Разница в том, что деятельность страховых компаний определяется выбором по степени вероятности потерь среди покупателей, а рынок "лимонов" определен выбором по степени вероятности потерь среди продавцов. Когда возникает проблема, имеющая в качестве причины выбор по степени вероятности потерь, путь решения ее ясен. Покупатели должны найти способ прервать поступление асимметричной информации. Они могут попросить познакомиться с документами по обслуживанию автомобиля в процессе его эксплуатации предыдущим владельцем. За умеренную плату покупатели могут взять машину на консультацию к опытному автомеханику, который определит последствия небрежной эксплуатации. Кроме того, покупатели могут приобретать машины через посредников, пользующихся хорошей устойчивой репутацией. Несомненно, то, что несколько "лимонов" все же проскользнут на рынок, несмотря на принципиальные меры (точно также несколько человек со слабым сердцем благополучно минуют квалифицированный медицинский осмотр при страховании жизни). Но если покупатели будут в состоянии получить хотя бы приблизительное представление о качестве подержанных машин, это даст возможность поддержать рынок как для хороших, так и для плохих автомобилей.
|
|||
|