Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. Турен. П. Бурдье



А. Турен

Турен Ален - французский социолог, профессор университета в Нантере. Основные сферы его исследований - социология труда, методология социального познания, изучение индустриального и постиндустриального общества, социальных движений и др.

В 60-е годы ХХ века Турен - сторонник структурно-функционального подхода, с позиций которого были написаны его первые работы в области социологии труда. В последующем он отдает предпочтение концепции социального действия как наиболее адекватному методу исследования общества в его динамике, противоречиях и конфликтах.

Турен считает, что для анализа процессов, происходящих в современном динамичном обществе, они недостаточно эффективны. Он предлагает социологию Действия (акционизм) как наиболее адекватный метод исследования общества.

В основе концепции Турена лежит понятие социального действия, которое он связывает, прежде всего, с трудом - физическим и интеллектуальным, подчеркивая при этом его коллективный характер.

Для обозначения субъекта социального действия Турен вводит понятие исторического субъекта, который понимается как некий абстрактный теоретический принцип, подобный понятию общества или социальных норм. На социетальном уровне в качестве исторического субъекта выступают социальные движения. Турен предлагает образ общества как системы действия, в котором объектом изучения становятся социальные движения.

Для отслеживания динамики общественного развития и эволюции различных типов обществ (цивилизаций) Турен широко использует категорию "социетальный тип".

Эта категория дает возможность проследить сдвиги в человеческой деятельности от одного типа общества к другому: от торговли к производству, от производства к коммуникации, от одного типа культуры к другим типам, от одного типа отношений между коллективностью и ее окружением, от одного типа отношений между "социальными актерами" к другим.

С этих позиций доиндустриальные общества аграрного и торгового типа вполне правомерно отождествляются с афинской или римской цивилизацией, где отчетливо проявляется связь между социетальностью и политической целостностью. В случае индустриального общества возникает гораздо большая дистанция между ним и национальным государством. Еще более отдаленной эта связь становится в постиндустриальном, программированном обществе, которому соответствует более сложная, менее механическая и менее стабильная по сравнению с доиндустриальным и индустриальнымтипами общества модель организации. В отличие от последних, в противовес "пирамидной структуре" обществ с низшими уровнями самоизменения их функционирования, в идущем им на смену постиндустриальном обществе центры принятия решений составляют самоорганизующуюся и самоизменяющуюся систему без центрального пункта.

В отличие от индустриального общества, в котором основной классовый конфликт существует между рабочим и боссом, в программированном обществе основной социальный конфликт пролегает, по Турену, между механизмом производства и управления и самим потребителем. Переход к нему означает движение к более открытому обществу, которое побуждает людей, товары и идеи циркулировать в гораздо большей мере, чем это делали предыдущие общества.

Постиндустриальное общество действует более глобально на управленческом уровне, используя для этого две главные формы. Во-первых, это нововведения, т.е. способность производить новую продукцию как результат инвестиций в науку и технику; во-вторых, самоуправление становится проявлением способности использовать сложные системы информации и коммуникаций.

Особое внимание Турен уделяет структуре социологического знания и роли социолога в мире. Предметом социологии, с его точки зрения, являются социальные отношения, однако А. Турен считает, что предмет социологии не может быть определен без учета отношения социолога к объекту своего анализа. Перед социологом стоит задача раскрытия обществу его действий и конфликтов, раскрытии акторам связей, в которые они вовлечены, выявлении социальных отношений, скрытых господствующим классом, государством, которые и становятся объектом современной социологии. Социология должна исходить, считает Турен, из реальных отношений классов и бороться против усилий господствующей идеологии скрыть свое господство. Но в то же время социология должна соблюдать дистанцию и по отношению к идеологии подчиненных классов, несущих новую власть.

Турен - активный сторонник концепции постиндустриального общества, которое он характеризует как общество, определяемое социальными и культурными, а не экономическими факторами.

Для него постиндустриальное общество - это классовое общество с глубокими социальными конфликтами, проявляющимися, прежде всего, в борьбе между господствующим классом и профессионалами.

Турен признает, что индустриальное общество находится в состоянии кризиса, что проявилось во всеохватывающем кризисе ценностей, кризисе культуры, в широком движении контркультуры, которое прямо поставило под вопрос ценности индустриализации и роста и которое предъявило счет стабильности и тождественности в какой бы то ни было форме, потребовалонеобходимых трансформаций во всех сферах общества. Однако за этими проявлениями кроются более глубокие и фундаментальные сдвиги в самом способе производства, распределения, обмена, потребления, в самой организации общественной жизни. Суть этих сдвигов состоит в переходе к новому типу общества, более активному и мобильному, более самоорганизующемуся, способному создавать все новые модели управления и осуществлять культурные нововведения, но вместе с тем к более опасному, чем общество, оставленное нами позади.

Программированное общество обладает значительно большей степенью мобилизованности, чем индустриальное, и создает более широкий простор для разнообразных и активных систем социального действия. Это находит воплощение в широко распространившихся социальных движениях - освободительных, феминистских, молодежных, экономических, экологических, региональных, этнических, культурных и т.д. Все эти разнородные и разнонаправленные движения придают социальным конфликтам в программированном обществе исключительную жизненность и широкое распространение. Но здесь же кроется и причина слабости этих движений, поскольку обобщенная природа конфликтов в данном случае лишает их общей основы. В такой ситуации пламя социального протеста может вспыхнуть в любом месте, но обществу меньше, чем прежде, угрожает огромный пожар социальных потрясений.

Придавая большое значение в развитии общества социальным действиям, Ален Турен создал их своеобразную типологию. Те конфликтные действия, которые представляют собой попытку защитить, реконструировать или адаптировать некоторый слабый элемент социальной системы, будь то ценность, норма, властные отношения или общество в целом, он называл коллективным поведением. Если конфликты представляют собой социальные механизмы для изменения систем принятия решений и являются вследствие этого факторами изменения структуры политических сил в самом широком смысле слова, то речь должна вестись о социальной борьбе. Когда же конфликтные действия направлены на изменение отношений социального господства, касающихся главных культурных ресурсов (знания, этические нормы), они могут быть названы социальными движениями.

В процессе развертывания социальных движений главное внимание их инициаторов и участников, согласно Турена, концентрируются на самом социальном "актере", на его индивидуальности и идентичности. Акцент на индивидуальности и идентичности служит характеристикой поднимающихся социальных слоев и групп, и особенно новых контролирующих классов, отстаивающих собственную идентичность и индивидуальность, за которыми кроется требование свободы для инициатив и снятия традиционных барьеров, которые препятствуют приходу всякой новой власти.

В последние годы Турен все больше внимания уделяет проблеме гармонизации отношений формирующегося программированного общества с экологическими движениями и окружающей природной средой. Программированное общество не может признать существование природы, отделенной от себя, поэтому оно, с одной стороны, осознает, что является частью природы, а с другой - несет ответственность за защиту природы, берет на себя ответственность за все вероятные последствия модификаций, производимых им в природном порядке. В этой связи современное общество трактуется Туреном каккоммуникационное, интерпретируемое в понятиях социальных отношений, и одновременно должное рассматриваться как система деятельности.

По мнению А.Турена, негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма.

Итак, социальная сфера современного (постиндустриального) общества находится под угрозой, вследствие чего возникают социальные движения сопротивления и борьбы с модернизацией (например, гражданские инициативы, зеленые, антиядерные движения и т.д.). Туреном выдвигается как вклад в это движение метод социологического вмешательства, суть которого в том, что социолог должен не только изучать дела и мысли, но и быть наблюдателем-участником, участвовать в социальном движении как активист и аналитик. Однако он должен соблюдать баланс между движением и теорией. Эти идеи А. Турена привлекательны. Социальное действие становится формой обратной связи для получения научных "данных".

Рассматривая всю совокупность общественных явлений, таких как народ, сословие, союзы мужчин и женщин, род, семья, брак, социология обобщает их до типов социальных общностей. Данное обстоятельство позволяет экономисту зафиксировать такие характеристики социальных общностей, как самодвижение и социальные изменения, что помогает в объяснении поведения субъектов в процессе осуществления экономического выбора.

П. Бурдье

Пьер Бурдье — это французский социолог, философ, публицист 20 века. Бурдье изучал прежде всего механизмы воспроизводства социальных иерархий. Он подчёркивал значимость культурных и символических факторов воспроизводства и критиковал марксистские концепции примата экономики. Автор тридцати пяти книг и четырёхсот статей, которые высоко оцениваются как в плане теоретических, так и эмпирических исследований. В то же время его работы подверглись разнообразной критике, в основном за детерминистское видение социального. Основные работы: «Начала», «Социология политики», «Практический смысл» и д.р.

Для Бурдьё характерно глубокое пренебрежение междисциплинарным делением, накладывающим ограничения как на предмет исследования, так и на применяемые методы. В его исследованиях сочетаются подходы и приёмы из области антропологии, истории, лингвистики, политических наук, философии, эстетики, которые он плодотворно применяет к изучению разнообразных социологических объектов, в том числе и к изучению потребительского поведения.

В сфере потребительского поведения он внес вклад посредством изучения такого научного раздела, как социология потребления. Бурдье разработал оригинальную социологическую концепцию потребления. В его концепции потребитель осуществляет социально нормированную системную деятельность по наращиванию своих капиталов, главной функцией которых становится получение максимальной власти и влияния. Причем каждый факт покупки происходит под воздействием культурных правил, следование которым придает легитимность покупке. Целостность феномена потребления по Бурдье, определяется еще и свойством потребительских актов образовывать некую совокупность, обозначаемую им как стиль. Стили жизни функционируют в символическом поле, а социальные группы формируют свои собственные специфические стили жизни. Практики одного и того жеагента и, более широко, практики всех агентов одного и того же класса образуют некое родство стил. Другими словами, потребление становится социальным ритуалом, демонстрирующим социуму определенный стиль жизни субъекта, а сами стили жизни детерминированы социальной структурой общества.

Стили жизни распределяются на вертикальной шкале от низших классов к высшим, причем трансляция стилей жизни не обязательно идет сверху вниз. Например, потребление пива, которое первоначально считалось напитком «для народа» (в Европе была широко распространена пословица «Пиво – это вино для бедных»), в XX в. становится характерным и для высших слоев общества. Это скорее всего и является примером успешной работы маркетологов и рекламщиков.

Еще един пример связан с потреблением культурных продуктов – потреблением высшими слоями общества джаза, который ранее считался «вульгарным» и «низкопробным». Возможно, скоро это случится с рэпом, который сейчас считается уличной низкокачественной музыкой. Хотя некоторые люди и музыкой то его не считают.

По мнению П. Бурдье, в обществе ведется постоянная борьба за легитимизацию и повышение статуса той или иной классовой культуры (повышение стоимости культурного капитала), в связи с этим в современных обществах возрастает значимость культурного потребления. То есть люди покупают определенные товары лишь потому, что они ассоциируются с той или иной культурой.

Примером успешного кейса, возможно построенного на этой концепции, является бекон. Этот товар в США долгое время не пользовался популярностью и просто лежал на товарных полках без дела, но благодаря грамотному продвижению резко приобрел популярность, став «культурной» составляющей страны. Каждый уважающий себя американец должен на завтрак есть бекон с яйцами. В каком-то роде, теперь бекон — часть «американской мечты».

Еще одна оригинальная категория концепции П. Бурдье — это габитус, под которым понимается определенная ментальная система социальных практик и вкусов, детерминирующая поведение, включая потребительские практики, и на основе которой происходит интерпретация социального мира. Габитус подобен почерку, индивидуальной манере писать буквы. Стиль жизни является проявлением габитуса.

В подтверждении символической ценности потребительских товаров важную роль играют референтные группы. Например, потребители используют бренды как способ приближения к референтной группе. Такая потребительская группа создает «идеального потребителя», с которым соотносит себя каждый ее член, а в системе «потребительских племен» бренд выступает в роли особой формы тотема, с помощью которого создается вся система социальных вне- и внутрикорпоративных отношений. Связь человека с тотемом подкрепляется взаимными обязательствами: члены тотемной группы берут на себя обязанность оберегать и размножать тотем, а бренд как тотем становится ядром «потребительского племени», в структуру которого входит не только производящая компания, но и потребители бренда.

Таким образом, люди специально покупают продукты определенной марки, чтобы чувствовать себя частью определенного класса. Даже если у человека не будет ничего кроме дорогой сумки от Chanel, в глазах прохожих и в своих собственных он будет казаться успешным. Такое поведение, на мой взгляд, особенно присуще молодежи. Молодые люди и так больше подвержены влиянию со стороны различных культурных и субкультурных объединений. Так, фанаты панка скорее купят себе очередную пару обуви бренда Dr. Martens просто потому, что бренд позиционирует себя таким образом. Вообще в этом плане можно привести к успеху практически любую марку, привязав к ней те или иные культурные ценности и стереотипы. Ведь потребность в самоидентификации является одной из важнейших потребностей человечества.

В заключении, можно отметить, что П.Бурдье внес весомый вклад в изучении потребительского поведения, выделив концепции, которые действительно работают и по сей день.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.