Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. Зомбарт



В. Зомбарт

Для того чтобы рассмотреть творчество Вернера Зомбарта стоить обратиться к его биографии. В. Зомбарт — немецкий экономист, социолог и историк, философ культуры. Представитель немецкой исторической школы в экономической теории, классик немецкой социологии.

Он родился в 1863 году в городе Эрмслебене в кальвинистской семье, ведущей своё происхождение согласно семейному преданию от французских гугенотов. Его отец — Антон Людвиг Зомбарт, землевладелец и промышленник, в 1862 —1893 член прусской палаты депутатов, в 1867—1876 депутат северогерманского и германского рейхстагов, член национал-либеральной партии.

После окончания гимназии из-за проблем с легкими провёл некоторое время в Швейцарии, где встретился со своей будущей женой из немецкой семьи, жившей в Италии. В 1882—1885 изучал юриспруденцию, экономику и историю в Пизанском, Берлинском и Римском университетах. Написав диссертацию под руководством Густава Шмоллера и Адольфа Вагнера, в 1888 году получил докторскую степень в Берлинском университете. После двух лет службы в Бременской торговой палате в 1890 стал профессором Бреславского

В последние годы своей жизни сошёл с научной сцены. Пришедшие к власти нацисты препятствовали распространению его книг, а студентам было запрещено посещать его лекции.

Вернер Зомбарт был ведущим представителем последнего поколения Немецкой Исторической Школы. Тем не менее, он пытался освободить Историческую Школу от консервативного и нормативного влияния группы Шмоллера. В его ранних марксистских работах (1894, 1896, 1902), включавших два исследования, восхваляющих основателей школы (1895, 1909), сделано многое для освобождения от этого наследия.

Однако, в его более поздних работах просматривается большее количество консерватизма и национализма. В итоге Зомбарт занимает откровенно нацистскую позицию. Такой резкий поворот, возможно, объяснялся тем, что Зомбарт долго был на задворках Немецкой Академии и чувствовал, что для получения высокого научного звания необходимо было быть политически востребованным (в конечном счете, в Берлине в 1917 году, следуя Вагнеру и Шмоллеру). Тем не менее, некоторые полагали, что Зомбарт был всего лишь квинтэссенцией немецкого "романтического национализма", поклонявшийся всем героям, независимо от того, были ли они простыми рабочими или служили в Прусской коннице. Зомбарт быстро зарекомендовал себя как предприниматель и активный работник, а позже и как "Фюрер", в то время как в большинстве своих работ он постоянно и с любой точки зрения чернил понятие "буржуазии". Преувеличенный и причудливый стиль Зомбарта давал основание для такого объяснения.

Хотя более поздние работы Зомбарта, также выдержанные в претенциозном стиле, не принесли ему большой славы ни в рамках экономической науки, ни за ее пределами, они, тем не менее, отличались колоритностью. Как и Вебер, он считал, что корни капитализма лежат не в экономической действительности, а скорее происходят из идеи о том, что идеалом для просвещения являлся познание причин и возможность управления природой. Он писал об этом в своём очень пространном произведении Современный Капитализм 1902 года, которое и сегодня считается шедевром среди исследователей "общей истории", таких как Фердинанд Бродель. Хотя в этом трактате были изложены все еще причудливые и плохо исследованные в экономическом и историческом контексте методологические принципы самой молодой исторической школы, которые опровергали разнообразие практических и нормативных индуктивных методов и порождали изучение позитивистами того, что позже было названо Шпитгоффом как "экономические стили".

В своей работе 1911 года он утверждал, что капиталистическая жажда к наживе и благосостояние привели к появлению и возвышению евреев в Центральной и

Северной Европе, что противоречило известным утверждениям Вебера, основанным на протестантских идеях. Эта работа не нашла ни у кого понимания: большинство евреев и либералов считали её антисемитской, а антисемиты и консерваторы находили её просемисткой. Ученые считают её источники сомнительными и полагают, что это исследование не достойно одобрения. Но, к сожалению, произведение Зомбарта имело успех на рынке. Оно имело огромное воздействие (слишком знакомое и трагичное) на появление экономического, расового, философского и исторического "объяснения" искаженного стереотипа о лукавом еврейском капиталисте, который получал всё более широкое распространение в Европе.

В более поздней работе (1913), он снова изменил курс. Теперь он пытался показать связь между развитием торговли и городов и появлением капитализма, что заслуживало большего внимания и было воспроизведено в наше время экономическими историками, такими как Генри Пирене. Однако, он не смог сдержать своё разыгравшееся воображение: в одной заметке Зомбарт обвинил в появлении капитализма женщин. Это основывалось на мнении, что появление неработающих представительниц женского пола среднего класса вынудило мужчин дарить им роскошные подарки, которые они требовали, и, таким образом, это порождало в мужчинах дух капиталистической наживы.

В 1915 году Зомбарт окончательно ушел в романтический национализм, жестко критикую Великобританию в его HдndlerundHelden. Завершением этого была в высшей степени нацистская книга DeutscherSocialismus (опубликованная в 1934 году, и переведенная как Новая Социальная Философия). Эта позорная работа, получившая большое распространение в качестве нацистского учебника, увенчала спутанную жизнь Зомбарта.

Если поговорить о кексах, то стоить обратить внимание на концепцию капиталистического предпринимательства В.Зомбарта. Оно очень актуально в наши дни. Предпринимательский дух Зомбарт характеризует как "синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности и многого другого".Предприниматель в качестве "завоевателя" не обязательно имеетсклонность к агрессии и завоеваниям в прямом смысле слова (хотя военные походы и экспедиции входят у Зомбарта в число возможных "предприятий"), Быть "завоевателем", с точки зрения Зомбарта, означает активное отношение к действительности, способность заглянуть за пределы обыденности, увидеть новые горизонты и возможности там, где их не видят другие, построить новый план и быть готовым к его реализации даже вопреки многим трудностям и препятствиям. Это требует от предпринимателя таких качеств, как "идейное богатство", "духовная свобода", "духовная энергия", "упорство и постоянство" в осуществлении плана. Кроме того, способность быть "организатором" является, по Зомбарту, неотъемлемым качеством истинного предпринимателя, который не только способен выдвинуть новые идеи, но и организовать людей для их реализации, умеет заставить других служить своей воле ненасильственным путем. Наконец, способность предпринимателя быть "торговцем" означает для немецкого ученого больше, чем просто ведение коммерческого предприятия: это умение вести переговоры и договариваться, умение убеждать, а не принуждать, которое Зомбарт назвал "борьбой духовным оружием". Все это очень четко можно проследить и в наши дни. Успешный бизнес возможен только при наличии сильного владельца или руководителя.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.