|
|||
И.ГоффманИ.Гоффман ИрвингГоффман — американский социолог, социальный психолог, представитель "второго поколения" Чикагской школы в социологии и 73-й президент Американской социологической ассоциации. Наиболее значительным вкладом Гоффмана в социологию является его исследование о символическом взаимодействии в игровой форме, которое он начал в 1959 году, когда вышла его книга «Представление себя другим в повседневной жизни», и не прекращал на протяжении всей жизни, расширяя сферу исследования. В 1954–1957 годах Гоффман работал в качестве приглашенного исследователя в психиатрической клинике, наблюдая за поведением пациентов. В результате длительного включенного наблюдения он написал книгу «Сумасшедший дом» в 1961 г. с подзаголовком «Об обращении с нарушенной идентичностью», исследование о «Поведении в социальных ситуациях» (1967) и фрагменты книги «Ритуал взаимодействия» (1967). Эти труды оказали значительное влияние на социологию. Практически все работы И. Гоффмана, посвященные скрупулезным наблюдениям повседневных социальных взаимодействий, вызывали неоднозначную реакцию академического сообщества. Основной вопрос разгоравшихся споров — можно ли считать Гоффмана социологом, и если да, то является ли его подход, «балансирующий на грани между публицистикой, философией и этнографией», органической частью социологической традиции? В чем причина популярности ИрвингаГоффмана и неугасающего внимания к его работам? Гоффман выступает в роли первооткрывателя новых исследовательских областей, ссылка на его имя служит для легитимации интереса к проблемам, традиционно остававшимся за рамками социологических концептуализаций: от исследования порядков расстановки книг на полках в библиотеке до изучения пауз и понижений голоса в повседневных диалогах. ИрвингГоффман — из разряда исследователей, право на которых с рвением оспаривают многие науки. Такое специфическое положение социолога обусловливается его интересом к прикладным пространствам и, разумеется, нетипичностью его фигуры для самой социологии. Как утверждал Гоффман, социология должна не только непосредственно наблюдать явления, но и описывать их с некоторой дистанции. Именно так он и изучал социальную реальность, заглядывая "за кулисы нормальности". Факты и значения, которые изучает социолог, должны объясняться и описываться в рамках процесса социального взаимодействия. Такую реальность Гоффман назвал "порядком взаимодействия": взаимодействие лицом к лицу или порядок "социального взаимодействия". Под "социальной драматургией" Гоффман подразумевал исследование повседневных приемов поддержания впечатления у людей. Будучи творческим человеком, он реализовал в социологической теории «драматургический подход», который позволяет сделать межличностное общение более понятным, раскрыть тайны нашего повседневного поведения. Согласно предложенному Гоффманом драматургическому подходу, жизнь можно уподобить бесконечному спектаклю и личность можно рассматривать как особый стиль исполнения ролей в этой жизненной драме. Бывают исполнители, которые полностью увлечены исполнением роли и не сомневаются в том, что она и есть подлинная реальность. Однако существуют и такие «актеры», которые совершенно не верят в свою роль и при ее исполнении впадают чуть ли не в цинизм. Особую роль ИрвингГоффман выделил формированию понимания «Я» через драматургический подход. По мнению Гоффмана, социальное «Я» представляет из себя продукт, выражающий театрализованное взаимодействие между исполнителем и публикой. Участвуя в спектакле, человек, с одной стороны, играет предписанную ему роль, а с другой – представляет себя, свое понимание роли, свою индивидуальность, которая не вмещается в роль. Реальное «Я» разворачивается в цепь спектаклей и играемых в них ролей. И в каждом спектакле человек поворачивается новой стороной своей личности. Режиссеры подбирают актеров для исполнения конкретных ролей, но и сами актеры тоже отбирают роли в меру своих возможностей, стремясь приблизить их к своей индивидуальности. У актера есть свое амплуа: комика, злодея, полицейского, интеллектуала и т.д. У одних актеров мера свободыпредельно ограничена, и они играют то, что им дают. Другие, например, «звезды» имеют широкие возможности выбора ролей. Кроме того, «звезды» могут влиять на режиссера, добиваться права на собственную интерпретацию своей роли. Аналогичным образом разворачивается распределение ролей и в повседневной жизни. Кто-то играет много разных ролей, свободно отбираемых по собственной воле и вкусу, а кто-то играет чуждую, навязанную ему роль всю жизнь. В ресторанах, кафе и магазинах роль режиссеров играют их собственники и менеджеры. Клиенты – актеры. В одних случаях всех потребителей вовлекают в обезличенную массовку с предельно стандартизированными и безвластными ролями. Классический пример – «Макдоналдс», организующий буквально конвейерное потребление. Здесь и потребители, и продавцы играют роль обезличенных статистов. В то же время во многих ресторанах и магазинах режиссеры дают всем своим посетителям статус «звезд»: продавцы ловят каждое их желание, стремятся максимально угодить. Здесь реализуется старый принцип «клиент всегда прав». В таком месте человек потребляет не только и столько товар или услугу, сколько высокий звездный статус, недостижимый для них за пределами этих спектаклей. Поскольку власть в театрах потребления распределена неравномерна, то производители товаров порою выбирают стратегию воздействия не на всех участников, а только на режиссеров, которые в свою очередь, будучи заинтересованными и/ или убежденными, стимулируют соответствующее потребительское поведение актеров. Последние десятилетия ХХ века сделали Ирвинга Гофмана всемирно известным ученым. Одна из самых популярных его книг – «Представление себя другим в повседневной жизни» уже издана тиражом свыше полмиллиона экземпляров и продолжает переиздаваться, она переведена на многие языки, в том числе и на русский. Она вошла в программы университетов и даже включена в «Книги ХХ века». Успех этой работы объясняется тем, что Гофман говорит о вещах, которые знакомы буквально каждому человеку и с которыми люди сталкиваются каждый день, идя по улице, совершая покупки в магазинах, перемещаясь в общественном транспорте, заходя в гости, встречаясь с друзьями,ужиная в ресторане. Гофман показывает, как эти непримечательные вещи, которые раньше мало интересовали социологов, могут быть рассмотрены с точки зрения наших попыток предстать перед другими людьми в определенном свете. В большинстве своём работы ИрвингаГоффмана направлены на изучение драматических представлений, возникающих в повседневном общении людей и рассмотрение закономерностей, по которым развиваются человеческие взаимоотношения. Но также его внимание привлекали и другие направления. Так, например, в работе «Приюты» Гоффман анализирует, на чем строится социальная организация учреждений закрытого типа - тюрем, больниц, монастырей. В этой работе исследователь изучает, как трансформируется человеческая личность в организациях подобного типа. Значимое место для науки имеет работа Гоффмана «Стигма», описывающая теорию «стигматизации» - благодаря ей многие «псевдобольные» покинули психиатрические учреждения. Труды Гоффмана – это некое собрание наблюдений, описаний нравов и манер, которые широко распространены в повседневной жизни. Эпатирующие манеры и нестандартные способы поиска и сбора необходимого материала (говорили, что он подсматривал и подслушивал). Безразличное отношение к общественному мнению позволило Гоффману не только стать первооткрывателем новой предметной области - «социальная организация повседневного общения», но и создать уникальный словарь, описывающий явления и понятия этой области. Подводя итог, можно сказать, что основные положения и труды Гоффмана очень богаты в содержательном отношении и имеют междисциплинарный характер – велико их влияние на многие науки. Его книги по сей день пользуются большой популярностью и переиздаются массовыми тиражами. По мнению многих исследователей, ИрвингГоффман является одним из самых выдающихся ученых второй половины ХХ века.
|
|||
|