Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ж. Бодрийяр



Ж. Бодрийяр

Довольно интересным является творчество Жана Бодрийяра не только в рамках дисциплины «Основы потребительского поведения», но и в принципе. Поразительный простор для мысли открывают его интересные труды, о которых я бы и хотела порассуждать в своем эссе.

Жан Бодрийяр считается одним из крупнейших представителей поколения французских мыслителей второй половины XX века. Он развивал теорию марксизма, и он был одним из первых, кто утверждал, что не предложение создаётся,основанное на потребностях потребителя, но что потребности людей в капиталистическом обществе искусственно «адаптированы» к необходимости производства определенных товаров. - Итак, «машина производит потребности производства и потребления». В результате марксистские взгляды ученого претерпели трансформацию, и он начал искать собственные методы анализа постиндустриального общества.

Жан Бодрийяр считается одним из основоположников философии постмодернизма. Основными темами исследований философа были вопросы соотношения реальности и её символического отображения, а также механизмы потребления, как знаковой системы современного общества.

Бодрийяр ввёл понятие «гиперреальность» как развитие марксистского понятия «надстройка» и провозгласил «конец идеологии». Согласно этой концепции, основа гиперреальности — «симуляция». Единицами гиперреальности являются «симулякры» — знаки или несамотождественные феномены, отсылающие к чему-то другому, а потому симулятивные.

Потребление также является своего рода манипулированием знаками, поскольку товар наделяется определенным значением, становится символом определенного образа жизни, социальных ориентаций, установок. Продукт или услуга получают свои маркирующие определения, выделяющие их среди других (одинаковых или подобных) или, напротив, приближающие к болеепродвинутым образцам. Так, они могут позиционироваться как «дешевые, но качественные», «дорогие фирменные», «самые модные», «экологически чистые» и т.д. В итоге наряду с потребительской стоимостью и ценой продукта формируется его специфическая знаковая стоимость. В результате товар начинает распознаваться потребителем именно по своим символическим качествам. Торговые марки и бренды связываются не столько с полезными потребительскими свойствами товаров, сколько с символическими образами определенных стилей потребления. Люди начинают хотеть приобрести ту или иную вещь или услугу, поскольку ею пользуются известные лица, знаменитости, с чьим именем ассоциируются определенные стили потребления. Манипулирование знаками, по мнению Ж. Бодрийяра, делает потребности в обладании благами беспредельными, а потребительскую игру – бесконечной.

Общество потребления – гиперреальное. Например, покупая продукциюкампании Apple, мы платим за бренд; Павел Дуров продает не просто социальную сеть, а бренд «ВКонтакте». В свою очередь, товар становится знаком. Знак со временем отчуждается от объекта, который он репрезентует и становится симулякром – копией предмета, которая существует сама по себе. Симулякры сами становятся реальностью, а границы между реальным и воображаемым стираются. Потребление включает в себя вещи, отношения, историю, культуру, и все эти составляющие служат знаками престижа и средствами иерархии.

Потребление стало базисом социального порядка. Оно интегрирует и структурирует общество. Потребление, по мнению, Ж. Бодрийяра, становится принудительным. Теперь человек социализируется через потребление и затем отбывает повинность, трудясь в этой сфере. Мы обязаны гнаться за технологиями, платить за Интернет, иметь мобильный телефон, модную одежду, прическу – все должно удовлетворять потребности. Нам необходимо непрерывно потреблять. Сегодня мы можем видеть такую картину: конкретный предмет все реже продается поодиночке и чаще – в совокупностис другими предметами, поэтому отношение потребителя изменилось: он рассматривает эту совокупность предметов в их целостном значении, а не по отдельности.

Согласно Ж. Бодрийяру общество потребления может не быть богатым. Потребительским общество делает отношения к ценностям как к пустым знакам. Общество потребления культивирует особую ментальность с верой в то, что знаки помогают обрести счастье, овладеть окружающим миром, тогда как на деле происходит погружение человека в ирреальный мир знаков. В этом смысле можно четко утверждать, что в современной России общество потребления, его основные элементы существуют и перспективы его дальнейшего развития крайне велики.

Жан Бодрийяр написал в общей сложности около 50 работ, наиболее известными из которых являются: «Система вещей» (LeSystemedesObjets, 1968), «Общество потребления» (LaSocietedeConsommation: SesMythesetSesStructures, 1970), «К критике политической экономии знака» (PouruneCritiquedeL’economiePolitiqueduSigne, 1972), «Символический обмен и смерть» (L’echangeSymboliqueetlaMort, 1976), «О соблазне» (DelaSeduction, 1979), «Симулякры и симуляция» (SimulacresetSimulation, 1981), «Америка» (Amerique, 1986), «Прозрачность зла» (LaTransparenceduMal, 1990), «Невозможный обмен» (L’echangeImpossible, 1999), «Пароли. От фрагмента к фрагменту» (MotsdePasse. D’unFragmentL’autre, 2000).

Таким образом, анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что Жан Бадрийяр сделал неоценимый вклад в изучение потребления и потребителей, что довольно ценно, также я считаю, что его работы можно смело назвать актуальными сегодня и, на мой взгляд, они будут актуальны и в будущем.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.