Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Келвин Джон Ланкастер



Келвин Джон Ланкастер

Келвин Джон Ланкастер — американский экономист австралийского происхождения. Родился в городе Сидней, Австралия. Ветеран Второй мировой войны. Учился в Сиднейском и Лондонском университетах. В Университете Сиднея он получил степени бакалавра наук и искусств (в 1948 и в 1949 году соответственно) и степень магистра искусств в 1952 году. В 1953 году он покинул Австралию и поступил в докторантуру Лондонского Университета. Получив в 1958 году в Лондонском Университете докторскую степень, Ланкастер в 1959 году начал там преподавать. В 1962 году он эмигрирует в Америку и становится профессором Университета Джонса Хопкинса. Спустя четыре года Ланкастер переходит в Колумбийский Университет.

Ланкастер – автор множества книг, непосредственно связанных с экономической наукой.

Наиболее известные и значимые из них: «Математическая экономика»

· «Перемены и новаторство в технологии потребления»

· «Теория потребительского поведения и спроса»

· "Введение в современную экономику"

· "Потребительский спрос: новый подход"

Келвин Ланкастер внес большой вклад в экономическую науку, а также внес особый вклад в сферу потребительского поведения. Ланкастер - создатель новой теории потребительского спроса, впервые изложенной в статье "Новый подход к теории потребителя" ("A NewApproachtoConsumerTheory", JournalofPoliticalEconomy, апрель 1966), которая впоследствии была переработана в книгу "Потребительский спрос: новый подход" (СonsumerDemands: A NewApproach, ColumbiaUniversityPress, 1971).

Теория Ланкастера известна как "характеристическая" теория поведения потребителя, поскольку она основана на том, что оно определяется не непосредственной полезностью индивидуальных товаров, а полезностью услуг, косвенным образом предоставляемых целым классом похожих, но не идентичных товаров. Иными словами, потребитель испытывает потребность в автомобиле с определенными "характеристиками" (габаритами, эксплуатационными свойствами, дополнительными особенностями), а не в конкретной марке автомобиля. Сформулированная подобным образом эта идея достаточно тривиальна и, возможно, не содержит в себе ничего нового. Ограниченность классической модели потребительского поведения заключается в том, что она базируется на субъективной информации. Предпочтения по отношению к различным товарам (даже если товары идентичны) субъективны; объективная информация ограничивается такими показателями, как цена и доход. Задача этого параграфа — исследовать проблему потребления на основе более объективных параметров. Новый подход к потребительской теории был впервые предложен Кельвином Ланкастером.

Подход Ланкастера основан на трех предпосылках:

1. Всем благам присущи измеряемые характеристики, или атрибуты;

2. Атрибуты могут быть измерены объективными параметрами;

3. Полезность блага, основанная на атрибутах, объективно измерима.

Однако Ланкастер пошел дальше и высказал смелое предположение, суть которого заключается в том, что "характеристики" товаров могут быть объективно измерены и описаны физическими терминами, и еще более смелое предположение о том, что каждый отдельный товар является совокупностью этих объективно измеряемых характеристик, представленных в определенной пропорции. Именно это последнее предположение и позволило Ланкастеру применить к потреблению "анализ активности". Результатом явилась теория, столь же строгая с научной точкизрения, как и теория поведения потребителя, основанная на кривых безразличия, но приведшая к разного рода не известным ранее выводам, например, к выводу о том, что изменение цен в достаточно большом диапазоне может никак не сказываться на покупательской активности, или о том, что новые товары могут быть совершенно вытеснены с рынка вследствие изменения цены или появления более новых товаров.

Также Ланкастер говорил о том, что в модели потребительского выбора место наборов товаров занимают так называемые наборы характеристик, и потребитель соответственно может выбрать товар с оптимальным набором характеристик при своих бюджетных ограничениях. Например, при выборе напитка могут приниматься во внимание такие качества, как сладость, наличие витаминов, степень газирования, калорийность и т.д. Классическим примером является выбор потребителем такого напитка как Пепси, имеющего высокую калорийность, повышенное содержание сахара или же выбор просто минеральной воды, которая менее калорийна и имеет более полезные свойства, нежели Пепси.

Более того, в соответствии с теорией Ланкастера, разнообразие товаров и их дифференциация, которые обычно рассматривались как символ отхода от совершенной конкуренции, считаются принципиально важными для самого понятия "потребительский спрос" даже в условиях совершенной конкуренции. Многие коллеги Ланкастера не стали безоговорочными поклонниками его альтернативного подхода.

Таким образом, не приходится сомневаться в том, что в будущем работа в этом направлении будет продолжена, и возможно, теория характеристик со временем войдет в "основное направление" экономической науки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.