|
|||
Т. ВебленСтр 1 из 13Следующая ⇒ Т. Веблен Широкий простор для мысли открывают работы и исследования Т.Веблена в области потребления. Теории, предложенные этим ученым, будут интересны всем, они представляют большую ценность для современного общества. Торстейн Бунд Веблен - американский экономист, социолог, публицист и футуролог конца ХIX века. Он был основоположником институционального направления в политической экономии, доктором философии и преподавателем. Главный идеолог американского институционализма — автор ряда фундаментальных экономических и социологических трудов. Большой интерес представляют следующие его работы: «Теория праздного класса. Институциональная экономика», «Теория делового предпринимательства», «Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства», «Крупные предприниматели и простой человек», «Инженеры и система ценностей», «Абсентеистская собственность и предпринимательство в новое время. Американский вариант». Одним из первых понятий Т. Веблена считается «институт». Социальные институты являются особыми способами существования общества, которые создадут специальную систему общественных отношений. Экономист говорит о существовании в мире отдельных особых механизмов, показывающих суждения людей об окружающей их обстановке и которые отчасти пересекаются с таким понятием, как общественное мнение. В то же время их можно считать и регуляторами поведения. Важными являются две характеристики этих механизмов. Во-первых, институты – явление культурное и психологическое, а не чисто экономическое, однако, не учитывать их при экономическом анализе нельзя потому, что в противном случае картина мира будет неполной, и мы не сможем четко описать связи между явлениями общественной жизни. Во-вторых, институты – это итогпроцессов, случавшихся в прошлом, они приспособлены к условиям прошлого и, таким образом, не находятся в абсолютном согласии с запросами настоящего времени, то есть они являются инерционным, консервативным фактором. Еще одним из ключевых понятий у Веблена является «праздный класс». Под праздным классом он понимает слои общества, которые избавляются от дел в производстве или остаются от них в стороне. Важнейшими видами их деятельности можно назвать имеющие непроизводственный характер «почетные» занятия: управление, военное дело, образование, спорт, развлечения, религия. Потребление, главным мотивом которого является демонстрация своего высокого социального положения, называют показным, престижным, статусным. Продемонстрировать свой статус можно легко с помощью потребляемых вещей, то есть их цены. Т. Веблен ввел в оборот понятие, обозначающее это явление: "показное потребление", а также "показной досуг", "показные траты". Данные термины Т. Веблен ввел в своей работе «Теория праздного класса». Социолог думал, что людьми часто движет соперничество, они постоянно сравнивают свой стиль потребления с потреблением других, так можно определять через потребление свое положение в обществе и положение окружающих. Также он полагал, что задачи благоприятного завистнического сравнения себя с другими людьми служит только «демонстративное потребление». Конструирование статуса при помощи показного потребления Т. Веблен описал на примере «праздного класса» США — «новых» богатых американцев, которые подражают европейской знати. При этом, публицист был убежден, что демонстративное потребление — характеристика, свойственная как-либо всем социальным группам, которые подражают людям с более высоким статусом. Когда появился средний класс этим термином стали описывать людей, чья модель потребительского поведения — покупка товаров для показа статуса. Веблен полагал, что в рыночной экономике покупатели подвергаются различным видам общественного и психологического давления, принуждающим их принимать глупые решения. Как раз при помощи Веблена в экономическую теорию вошло понятие «демонстративное потребление», которое получило название «эффект Веблена». Эффект Веблена — довольно часто встречающееся явление показательного потребления, возникающее при потреблении благ, которые в основном не доступны для многих обычных потребителей в связи с их значительной ценой, что подчеркивает социальную значимость их владельцев. При таком потреблении можно заметить прямую зависимость: чем выше цена на какой-нибудь товар, тем выше уровень его потребления. Касаемо кейсов, где можно проследить прикладной характер исследований Т. Веблена, можно сказать, что «демонстративное потребление» сейчас можно увидеть везде. Многие люди хотят казаться успешней, чем они есть на самом деле. Это легко заметить, просто идя по улице, когда дорогая машина стоит у обшарпанного старого дома, ведь на какой машине ты едешь видят все, а где живешь единицы. Дорогая одежда – это, как правило, прихоти среднего класса, чтобы бросалось в глаза, а высший ищет редкий товар от талантливых дизайнеров. Богатые люди часто могут сбивать с толку, ходя по своему огромному особняку в потертых джинсах. Концепция формирования общества одного из основоположников нынешней институциональной экономики, как нового для той поры подхода к решению задач и новой системы знания, Т. Веблена, бесспорно, отчасти устарела, так как она базировалась на данных общественных и естественных наук прошлого и позапрошлого века или изначально являлась неверной, но многое можно применить к современному обществу. Благодаря яркому взгляду Т. Вебленана проблемы, он смог привлечь интерес не только к экономическим вопросам развития общества, но и к поведенческим, постижение которых, как он представил, крайне существенно дляистолкования процессов, которые в нем происходят. А работа «Теория праздного класса» — это основательный вклад в развитие общественной мысли, который как никогда актуален сегодня.
|
|||
|