|
|||
ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 45 страницаНеверно и то понимание, что антихрист – это один из ранее бывших на земле правителей. В пример приводят Нерона, Домициана, Наполеона, Ленина. Во-первых, сама жизнь этих людей показывает, что не совершили они того, что сказано в Писании об антихристе. Иные на основании таких мест, как 13:3; 17:8-11 считают, что воскреснет кто-то из людей, подобных названным, воцарится и будет антихристом. Это неверно хотя бы уже потому, что сатана не может никого воскресить. А указанные места Церковь толкует иначе. Личности же, которые своей деятельностью наносили великий вред Церкви и истине, которые преследовали христиан, уничтожали народы, ввергали миллионы людей в пучину лжеучений и ересей, прелести и обмана, греха и нечестия, безбожия и неверия, должны рассматриваться как предтечи антихриста, приготовляющие ему путь. Писание иногда говорит о многих антихристах. «И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов» (1Ин. 2:18). Еще более ясно об этом сказано в 1Ин.4:2-3 – «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, а всякий дух, который не исповедует Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь уже в мире». Таким образом, надо чётко различать того антихриста, «о котором вы слышали, что он придет», и его дух, который «и теперь есть уже в мире», а потому «и теперь появилось много антихристов». Дух антихриста и теперь уже в мире, и действует он в сынах противления, которые по духу, действующему в них, и сами называются антихристами. В кончину же века придет тот, чей дух действовал во все века. О нем говорил Христос, противопоставляя его Себе: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин.5:43). Тайнозритель видит зверя-антихриста, выходящего из моря. Писание приоткрывает нам еще конкретнее: откуда именно придет антихрист. Когда умирал патриарх Иаков, то он собрал своих двенадцать сыновей, благословил и пророчествовал о будущем их потомков. «И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни... Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник упадет назад. На помощь Твою надеюсь, Господи!» (Быт. 49:1,17-18). Через Дана древний змий-сатана ляжет на дороге, которой Бог ведет людей ко спасению. Это и есть тот змей, который будет «жалить (Спасителя – Г.Ф.) в пяту» (Быт. 3:15). Антихрист будет «вести войну со святыми и победит их» (13:7). Так Иаков из глубины веков провидит, что от Дана придет антихрист, как бы содрогается и восклицает: «На помощь Твою надеюсь, Господи!» И Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею... О Дане сказал: «Дан молодой лев, который выбегает из Васана» (Втор. 33:1,22). Так от Дана в кончину века выбежит молодой лев рыкающий, ища кого поглотить. Это об антихристе. Приходящими от Дана видит бедствия антихристова времени и пророк Иеремия: «Ждем мира, а ничего доброго нет, – времени исцеления, и вот ужасы. От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и всё, что на ней, город и живущих в нем» (Иер. 8:15-16). Так и пророк Амос говорит о времени антихриста: «В тот день истаявать будут от жажды красивые девы и юноши, которые клянутся грехом Самарайским и говорят: «жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию!» – Они падут и уже не встанут» (Ам. 8:13-14). Указанием на происхождение антихриста от колена Данова служит и то, что из колена Данова отсутствуют запечатленные печатью Бога Живого (Откр.7). Из колена Иудина были помазанные израильские цари и от него воссиял Христос. Из колена Данова грядет антихрист. От евреев пришел Христос-Спаситель, от евреев же придет антихрист-губитель. Все основные силы неба и ада проявляются в мире через евреев. Еврейский народ находится в сердцевине всего человечества и его истории. Святые отцы указали не только на происхождение антихриста из колена Данова, но и на то, как он родится. Так святой Ипполит Римский пишет: «Спаситель мира, желая спасти род человеческий, родился от непорочной и девственной Марии... подобным образом также и диавол прийдет на землю от нечистой женщины, родится в обольщении от девицы» [Слово о кончине мира..., п. 22]. Святой Ефрем Сирии: «Поскольку Спаситель, вознамерившись спасти род человеческий, родился от Девы... то и он (враг – Г.Ф.) умыслил восприять образ Его пришествия и прельстить нас... от оскверненной девы родится его (врага – Г. Ф.) орудие: но сие не значит, что он воплотится; прийдет же всескверный, как тать (вор)» [Слово 38, на пришествие антихриста]. Так антихрист родится от скверной жены-блудницы, из еврейского народа по провидению от «девы» из колена Данова. Начиная со своего рождения, антихрист во всем будет уподобляться Христу, и тем справедливо называется антихрист, ибо «анти» означает по-гречески «вроде», «вместо». Далее Иоанн описывает внешний вид зверя. Вид зверя-антихриста совпадает с видом зверя сатаны в 17-й главе. Этим указывается их сродство и сходство. Антихрист находится всецело во власти дьявола, является его орудием и его олицетворением на земле. Иоанн видит зверя с семью головами. Этим указывается на седмеричный круг земной жизни. Зверь – это царство сатаны на земле. Голова управляет всем своим телом, поэтому семь голов – это семь царей с их царствами, через которые сатана во все времена осуществлял свое господство на земле и потому полноправно мог называться князем мира сего (Ин. 12:31). Об этих же семи царях мы читаем в 17-й главе. Под первыми шестью царствами можно разуметь: 1. Египет. 2. Ассирию. 3. Халдею. 4. Персию. 5. Греко-Македонию. 6. Римскую империю. Седьмым царством является царство самого антихриста. Из первых шести царств можно опустить Египет и ввести Сирию. Вообще в точном определении первых шести царств у толкователей существуют некоторые расхождения. Царями (головами) тогда являются: египетский фараон при Моисее, Сеннахирим Ассирийский, Навуходоносор Вавилонский, Кир Персидский, Александр Македонский, Антиох Епифан Сирийский, императоры Рима – Цезарь, Нерон, Домициан и другие, сам антихрист. Христос разрушил шестое царство: Римская империя приняла христианство. От времен первохристианства и до антихристовых сатана лишён своего царства на земле («изгнан вон»), – царствует Христос («тысячелетнее царство»). Но царство самого антихриста будет предварено десятью царствами, которые будут одновременно перед пришествием антихриста (17:12). Это означено десятью рогами, которые были на головах зверя. Это видение схоже с тем, которое имел пророк Даниил: «А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего... и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (Дан. 7:24-25). Перед пришествием антихриста будут десять основных государств, три из которых будут уничтожены антихристом, а остальные примут его. Точное перечисление этих десяти царств ныне невозможно, ибо Писание не дает на то никаких указаний. Эти цари явно откроются уже только во дни антихриста. На рогах его было десять диадим. Диадима – знак царской власти и господства. Рог – символ силы и могущества. То, что диадимы не просто на головах, а именно на рогах, указывает на то, что своей власти зверь достигает исключительно насилием. А на головах его имена богохульные. Как и в видении пророка Даниила, одиннадцатый рог говорил слова высокомерные против Всевышнего (Дан. 7:25). Богохульные имена на головах зверя означают, что все вышеназванные семь царств в истории человеческой были богопротивными и через них сатана устроил свое царство на земле. Богохульные имена древних царств указывают особенно на их идолопоклонство, обоготворение их царей и нечестие. Но всех их превзойдет богохульство седьмого царя – антихриста, ибо он будет «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2:4), он «придет во имя свое» (Ин. 5:43), имя мерзкое и богохульное. Откр.13:2 – Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него– как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва. Таков внешний вид зверя. Это перекликается с видением четырех животных пророком Даниилом (Дан. 7:3-6). Львом обозначается Вавилонское царство халдеев, его величие и царственность. Медведь – царство Персидское, его ужас, сила и упорство. Барс (или рысь в славянском переводе) – царство Александра Македонского, его стремительность и хищность. Четвертый зверь у Даниила означает Римского царя, который разрушил все предыдущие царства и создал свою великую империю. Римский кесарь (особенно Нерон) вообще прообраз антихриста. И то, что зверь-антихрист имеет здесь в себе черты и барса, и медведя, и льва, означает: он будет в себе содержать всю силу и мерзость всех предыдущих царств, превзойдет их и покорит их. Сам антихрист – человек, и всю эту силу и власть он будет иметь не от себя, но дал ему дракон (сатана) силу свою и престол свой и великую власть. Всё это он будет иметь от дьявола, как его наместник на земле. Силу свою (дьявольскую) – это те природные силы и свойства, которые дьявол имеет как ангел и бывшее высшее Божье создание. Престол свой – это весь мир, ибо он князь мира сего. И великую власть, которую он имеет над миром. На Кресте Христос лишил дьявола престола и власти, но в кончину века на краткое время он снова дается ему. И дьявол всё это передаст антихристу и через него будет действовать. Откр.13:3-4 – И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?Антихрист во всем будет подражать Христу и являть собой противоположность Ему. Как Христос родился от евреев, от Девы, так и тот родится от евреев и подражательно от девы, на самом же деле от жены скверной. Христос сказал о Себе: «Был мертв и се, жив во веки веков» (1:18), Он – «Агнец как бы закаланный» (5:6), так и антихрист подражает Ему в этом – получает смертельную рану от меча (13:3,14) и исцеляется, как бы воскресает. Так он строит свое царство в противоположность царству Христа. Что же значит эта смертельная рана и исцеление (воскрешение) от нее? Понимать её можно двояко. Во-первых, здесь можно разуметь лжечудо, которое совершит антихрист. Либо он сам, либо один из его высших сановников-князей будет умерщвлен мечом, а потом воскрешен и исцелен от смертельной раны. Такое ложное воскрешение было некогда совершено Симоном-волхвом, родоначальником ересей, и обличено первоверховным Апостолом Петром. В подражание Христу, антихрист, чтобы увлечь за собой народы, совершит это лжечудо и тем покажет якобы свою власть над жизнью и смертью. Совершит он это обманно, либо разыграв всеми доступными ему земными средствами такую сцену, либо же привлечет к тому непосредственно силы преисподней. Во-вторых, мы видим, как в древности одно царство, устрояемое сатаной, сменялось другим: Египет, Ассирия, Вавилон и т. д. Но вот одна из голов – шестая, Римское царство, получает смертельную рану Крестом Христовым. Сатана связывается в бездну и его уже как бы нет (17:8; 20:2-3), гаснут идольские капища, всюду водружается крест, воцаряется Христос. Небесное царство невидимо и духовно сходит на землю и покоряет сердца народов. Но мир всё-таки не пожелал принять этого Владыку. «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Тогда смертельная рана, нанесенная боговраждебной силе, начинает исцеляться. Начинается отступление от христианства (2Фес. 2:3). Это и магометанство, и эпоха Возрождения. Происходит возрождение того, что умерло через христианство. Возрождается древняя языческая культура. И дальше следуют богоотступничество, атеизм, нечестие, диктаторские режимы последнего времени. Всё это – предвестники будущего восстановления сатанинского царства на земле. А мир всё более дряхлеет. Всё, что люди строят, – рушится. Люди постепенно теряют веру во всё – в Бога, царя, человека, самих себя. Все кумиры и идеалы рушатся. Всё более и более витает в умах многих ощущение близящейся катастрофы. Ныне человечество уже реально ощущает возможность своей гибели. И вот, когда разуверятся во всем и опротивеет всё, тогда придет антихрист со своей новой программой. Он вскроет все противоречия и недостатки предыдущих обществ, социальных систем и культур и предложит свое идеальное общество. Его примут как спасителя. Его приход будет исцелением сатанинской раны. Выпускается сатана из бездны, исцеляется смертельная рана, нанесенная Крестом Христовым. Снова устанавливается царство сатаны на земле (в седьмой и последний раз), причем в невиданной прежде силе. Мнимо побеждается и тот тупик, в который ввело себя богоотступническое человечество. Таким образом, рана, нанесенная зверю мечом в Апокалипсисе, – это изгнание сатаны из мира (Ин. 12:31), отсутствие его царства на земле. А её исцеление – это последнее освобождение сатаны и установление им своего царства в лице антихриста. Люди же воспримут это иначе. Видя ту пропасть, в которую они катятся, деятельность антихриста они воспримут как воскрешение человечества от смертельной раны. И дивилась вся земля, следя за зверем. Все средства массовой информации будут работать на него. Вся земля будет следить за действиями нововосшедшей звезды и, видя все совершаемое, удивится. Тогда уже мало чем можно будет удивить людей, но тут будет дивиться вся земля. И это удивление перейдет в божественное поклонение и почитание антихриста и давшего ему власть дракону: и поклонились дракону, который дал власть зверю. Так, через антихриста сатана достигнет своей высшей и первоначальной цели – почитания себя как Бога (Ис. 14:13-14). Частично этой цели сатана достигал в первых шести идолопоклоннических царствах (поклонение идолу есть поклонение бесам – 1Кор.10:20). Потом христианство уничтожило это поклонение. В этом плане магометанство, безбожие и пр. не есть поклонение сатане, ибо они не чтут его и не поклоняются ему. Атеист, не веруя ни в Бога, ни в сатану, не поклонится ни тому, ни другому. Поэтому атеизм, будучи послушным орудием сатаны, не может быть для него самоцелью. Атеизм – временное явление, находящееся между поклонением Богу и поклонением сатане. Современный атеизм возник фактически во Франции в XVIII веке в так называемую «эпоху просвещения». Атеизм уничтожает поклонение Богу, а потом сам будет уничтожен, и начнется поклонение сатане. Атеизм – это нуль при переходе от плюса (богопочитания) к минусу (культу сатаны). Но вот «рана исцелена» и начинается уже не прикровенное, а явное поклонение сатане как Богу в антихристовом царстве. Не лишается божеского поклонения и сам антихрист. Поклонившись дракону-сатане, который дал власть зверю-антихристу, люди и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? Он несравним, бесподобен и всесилен! Все бывшие до него – всё равно что детская игра в сравнении с ним – так воскликнут люди. Осмеяно будет всё, бывшее ранее, все религии, культуры, социальные системы и воинские силы! Люди будут думать, что достигли высшего, прекраснейшего и навеки нерушимого. XX век особенно продвинул людей в этом плане. Откр.13:5– И даны были ему уста, говорящие гордо и и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.Это совпадет с видением Даниила: «в роге (зверя) были глаза, как бы глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего» (Дан. 7:8.25). О том же пишет и Апостол: «Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:4). И даны – то есть антихрист не своею силой достигнет этого, но и слова и действия его даны, попущены Богом. Что Бог даёт, разрешает ему сделать, то он и делает. Большего же, чем попущено от Бога, он совершить не может. И вот уста, данные человеку для прославления Бога, говорят гордо и богохульно. Гордость – первый грех сатаны. Гордость будет и последним его грехом. Он начал грешить тем, что захотел быть как Бог. Тем же он согрешит в последний раз. От гордости родились все грехи, в ней же они все и завершаются. Усугубление греха антихриста еще в том, что он будет не только говорить, но и действовать, и словами и действиями будет хулить Бога. Но дано ему будет это делать только краткий срок – сорок два месяца, или три с половиной года (см. 11:23; 12:6,14). Святые отцы все разумеют здесь буквально срок в 3,5 года, а не неопределенный промежуток времени (Ириней Лионский, блаженный Иероним, Андрей Кесарийский). Откр.13:6 – И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.Выдавая себя за Бога, антихрист будет уничтожать и хулить всё, что люди прежде почитали за божественное и святое. И отверз он уста свои для хулы на Бога. Бесстыдству и нечестию антихриста нет предела. Его ничто не останавливает и он отверзает свои уста даже для хулы на Бога и извергает тройную хулу, чтобы хулить: 1) имя Его; и 2) жилище Его; и 3) живущих на небе. Первым объектом хулы для антихриста будет всесвятое, великое и страшное имя Божие. А похулившего Самого Бога ничто уже не остановит, чтобы хулить и всё Божие. Жилище Его – это небо, как мы и молимся: «Отче наш, сущий на небесах» (Мф. 6:9). Некогда сатана и ангелы были свергнуты с неба, и теперь в ярости хулят его. С другой стороны, «земной наш дом, эта хижина» (2 Кор. 5:1). Жилище – это тело, в котором обитал Бог, тело Сына Человеческого, как и сказано, что «в Нем (во Христе) обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Так антихрист, утверждая себя богом, будет хулить Христа, Сына Человеческого. «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1Ин. 2:22). Похулив Христа, он себя выдаст за Христа. Горе тем, кто всё еще ждет на землю Христа для спасения – они дождутся антихриста и примут его. И похулит также живущих на небе – святые неотмирные ангельские силы и духи праведников, достигших совершенства. Дивен Бог во святых Своих, а потому хулящий Бога будет хулить и Его святых. Протестантизм, отвергнув почитание святых, а иных святых и осмеивая, положил этому начало. Безбожие уже открыто и резко порочит святых. Антихрист тоже будет их хулить. Значит, не дают они ему покоя. «Все святые, молите Бога о нас!» Так мы прикровенно видим здесь хулу антихриста на всю Пресвятую Троицу. Хула на имя Его – это хула на Отца, хула на жилище – это хула на Сына, хула на святых – это хула на Святого Духа (Деян. 5:3), ибо святые – помазаны Духом, Им живут и освящаются. Откр.13:7 – И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.И дано было ему вести войну со святыми и победить их. Война со святыми, с христианами велась во все времена. В страданиях и гонениях рождалась Церковь. Первые христиане и были первыми мучениками. Вели войну с христианами и варвары, и мусульмане, и безбожники. Но никогда не удавалось их победить. Всемогущая десница Божия всегда спасала Свой народ. Антихристу же будет дано, то есть не своею силой, а попущением Божиим, победить их. Но и эта победа будет внешней, призрачной. Церковь будет исторгнута из общества, но не из сердец истинно верующих, которые и в то время останутся в пустынных и потаенных местах. Сейчас нам говорят, что религия исчезнет из общества. Что ж, они правы. Эта победа будет одержана сатаной и об этом возвещено в Писании. Но ужасен будет конец победителей и славен венец побежденных! И вот, когда «будет взят от среды удерживающий теперь», то есть Дух Святой отступится от среды людей и останется уже только в избранных, «тогда откроется беззаконник» (2 Фес. 2:7-8). И дана была ему власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем. То есть после своей победы над христианами антихрист получит всемирное владычество. Это не означает, что вся земля будет представлять собой одно государство, но все государства и народы будут подчинены его верховной власти. Антихрист не заметит или не захочет заметить, что всё это лишь дано, и припишет всё это своей силе, власти и мудрости, потребует себе божеского поклонения и добьется своего. Откр.13:8 – И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.Все, кроме истинных христиан, запечатленных печатью Божией и записанных в книге жизни, поклонятся ему. Не устоит никакая идеология и никакая религия, кроме христианской. Евреи, мусульмане, индийские и другие восточные верования, все политические и идеологические партии и все народы воскликнут: Кто подобен ему? Кто может сразиться с ним?! – и все поклонятся ему. Потому помолимся, да не изгладит Господь имена наши из книги жизни! Слова от создания мира должно относить не к словам агнца закланного, но к словам имена которых не написаны в книге жизни. Здесь Апостол Иоанн говорит о том предопределении святых к жизни, о котором говорит и Сам Спаситель: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословленные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). И как пишет Апостол Павел: «Он (Бог) избрал нас в Нем (во Христе) прежде создания мира» (Еф. 1:4). Откр.13:9 – Кто имеет ухо, да слышит.Описав всё это и намереваясь еще описывать ужас последнего времени, Иоанн призывает своих читателей: Кто имеет ухо, да слышит. Это обычное для Евангелия и Апокалипсиса воззвание к бдительности, внимательности и самоконтролю (Мф. 11:15; 13:9; Лк. 8:8; Откр. 2:7,11,17). Как мало в наше время имеющих уши, чтобы слышать, «ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули» (Мф. 13:15). Откр.13:10– Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.Призвав внимать этим божественным словам, Иоанн указывает на воздаяние: кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Этот закон справедлив во все времена. Совершающий насилие сам будет повержен. Что причинил другим, то и обратится на тебя, «ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2). Особенно эти слова исполнятся на самом антихристе. Как он пленит всех неугодных себе, так будет и сам навечно лишен свободы и ввержен в плен геенны огненной (19:20). Как он будет уничтожать и разрушать мечом, так и сам будет уничтожен мечом, исходящим из уст Божиих, когда его «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Фес. 2:8). Здесь терпение и вера святых. Этими словами Иоанн показывает, что здесь на земле во время великой скорби антихристовой святым необходимы будут для спасения особенные терпение и вера. Без них в благоприятное время не спасешься, а тем более в такое тяжелое. Откр.13:11 –И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.Как много было и есть антихристов (1 Ин. 2:18), но в кончину века будет один, собственно антихрист, так много было и есть лжепророков, как о том говорит Писание: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки» (Мф. 24:24; 7:15; Деян. 13:6; 2 Пет. 2:1; 1 Ин. 4:1), но в кончину века восстанет главнейший из них, собственно лжепророк (16:13; 19:20; 20:10). Как многие пророки пророчествовали о Христе, а один из них – Иоанн Предтеча – указал на Христа, так многие лжепророки своей деятельностью готовили путь антихристу, а один будет его непосредственным предтечей, укажет на него и научит людей ему поклоняться. Ириней Лионский и Андрей Кесарийский объяснили, что этот другой зверь и есть лжепророк. Этот зверь не антихрист, ибо он другой по отношению к нему. Не является он и самим сатаной, ибо действует перед сатаной (ст. 12). Сатана во всем подражает Богу, ибо желает быть как Бог, а с другой стороны, чтобы прельстить людей. Так как Бог есть Пресвятая Троица, то он в определенном смысле подражает Ему и в этом. Не будучи Троицей по существу, он совершает это подражательно. Сатана сам подражает как бы Богу-Отцу. Как Бог послал в мир Своего Сына Иисуса Христа, так сатана посылает антихриста, а антихрист во всем внешне подражает Христу. И как мы исповедуем третье лицо Пресвятой Троицы – Духа Святого, «глаголавшего в пророках», так нечистые духи вещают через лжепророков, пока не явится сам лжепророк последнего времени. Сатана, антихрист и лжепророк – вот прескверная карикатура лукавого на божественную Троицу. Иоанн видит зверя-лжепророка, выходящего из земли. Зверь-антихрист вышел из «моря», как из чего-то всегда волнующегося и меняющегося. Такова жизнь, породившая антихриста. Особенно уподобляется морю жизнь государственных и политических деятелей. Земля– это, наоборот, нечто постоянное и твердое. Таковым является в обществе во все века культ и порождаемая им культура. Корень слова «культура» – культ. Без корня нет слова, без культа культуры. Таким образом, лжепророк будет не государственным деятелем, а представителем культа и культуры, приготовляющим умы и сердца людей к принятию антихриста. Он будет вести идеологическую работу и являться верховным жрецом культа сатаны. Это не будет религия, направленная к небу, к вечности. Это будет земное мудрование, исходящее от земной скверной жизни, почему и видит Иоанн лжепророка, выходящего из земли. Далее следует описать зверя-лжепророка. Он имел два рога, подобные агнчим. То, что этот зверь имел только два рога, означает, что он является низшим по отношению к антихристу, который является в виде зверя с десятью рогами. Два рога лжепророка будут подобны агичим (5:6). Они будут не агнчие, но подобные агнчим. Опять сатанинское уподобление Богу. Предупреждал о том Христос: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15). С печалью говорил о том и великий Апостол языков: «Ибо я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада» (Деян. 20:29). В наивысшей мере таковым будет лжепророк антихриста. Подобно агнцу он будет иметь вид благочестия и возвещать вроде бы наивысшее и гуманнейшее учение. Но всё это будет ложь. И научит поклоняться не божественному Агнцу, а посланнику ада, страшному зверю-антихристу. Сколь бдительны должны быть мы! В самых разных формах приходят пророки, «подобные» Агнцу. Это и различные еретики, предлагающие учения, подобные учению Агнца. Они и называются Его именем «дети Божии» и исповедуют Его, и призывают к Нему. Только Христа они считают основой и центром своей веры, и все-таки их вера – только подобие веры Агнчей. Они не могут реально предложить Христа, а только Его подобие. Не случайно поэтому в сектах нет таинств, а есть только символы, подобия. Отравленное вино подобно чистому. Но испивший такую чашу – умирает. А потому нет у них спасения. Люди, не отличив Агнца от подобия Агнцу, гибнут. Овечья одежда прикрывает хищных волков. И неверующие люди также предлагают зачастую программы, цели и учения, подобные агнчим. Божественному Агнцу и Его учению уподобляются различные посланники Индии и Тибета (оккультисты, теософы). И люди оставляют Истину ради ее подобия. И гибнут... Зверь-лжепророк говорил, как дракон. Уста пророков возвещали то, что говорил через них Бог Духом Святым (2Пет.1:12). Лжепророк станет устами сатаны. Все его пророчества, видения и учения будут даны ему сатаной.
|
|||
|