|
|||
ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 41 страницаИнтересно посмотреть на историческое осуществление явленного здесь Иоанну. Первохристианство действительно было полностью отделено от «внешнего двора», который дан язычникам. Об отношении христианского общества и внешнего мира ясно говорят такие слова: «Из посторонних же никто не смел пристать к ним» (Деян. 5:13). Христианство в языческой империи было как бы государством в государстве. Далее христианство растёт, побеждает христианство кровью своих мучеников и своей истиной, и само государство становится христианским. Государство воцерковляется. Воцерковляются все стороны жизни. Крещение принимают уже не просто отдельные личности, а вместе со своими князьями целые народы. Вот несколько из множества примеров: 864 г. – крещение князя Бориса и болгар, 966 г. – крещение князя Мечислава и Польши, 988 г. – крещение князем Владимиром Руси. Теперь мы уже видим не просто христиан, а целые христианские нации и государства. Не остается, пожалуй, никакая сторона государственной, политической, военной, гражданской, бытовой, трудовой, семейной, нравственной, культурной жизни, которая бы не была воцерковлена. Вся жизнь того времени мыслится только в культе. Вне культа нет ничего. Вне Церкви оставались только язычники, мусульмане и евреи. <...> XVI век уже полагает начало «расцерковлению» общества. В области познания: от Откровения – к разуму, от святых отцов и Церкви как учительницы народов – к ученым и академии, от вечных догм – к зыбкому прогрессу науки, ведущему к самоуничтожению общества (заражение и разрушение природы, оружие, могущее уничтожить весь мир). В области искусства: от церковного пения, храмовой архитектуры и иконописи, являющих земным небо – к чувственному искусству эпохи Возрождения, а далее и к преисподним новинкам искусства XX века. В области политической (воли): от теократии – к человекоправлению. От послушания Церкви и помазанному царю – к бунту против всех (первая революция – Нидерланды, 1572-1579 гг.). В области религиозной: от Церкви – к протестантизму, от протестантизма – к рационализму, от рационализма – к атеизму. Это – основные вехи, историческое осуществление которых не столь просто, и не надо представлять их в виде буквального и строгого исполнения начертанной нами схемы. Еще в прошлом веке не было строгой границы между благочестием и нечестием, верой и неверием, и богословы еще не могли себе представить, как же снова произойдет это разделение, как снова Церковь отторгнется от государства и общества, и снова, как некогда в первохристианские времена, представит собой общество в обществе. Храм отделится от внешнего двора. Основным событием в этом процессе явилась, пожалуй, Октябрьская революция в России в 1917 году. Издается декрет об отделении Церкви от государства. Общество становится безрелигиозным и безбожным – «внешним двором», уже не подлежащим божественному измерению. Церковь опять – замкнутое исключенное общество. Внешний двор дан язычникам. Но еще не вполне. Еще орошают спасительные потоки Церкви уже иссушенные безбожием земли. Церковь еще не вполне отторгнута от общества, и в иных странах еще играет значительную роль. Но, как быстро из святой Руси получилась безбожная, так быстро всё может измениться и повсюду. И наступят те сорок два месяца, в которые язычники – общество антихриста будут попирать снятый город, то есть Церковь. Сейчас только внешний двор дан язычникам и они творят свои дела «у себя дома», хотя то тут, то там уже вспыхивают и гонения на христиан. Но настанет время антихриста, и тогда не только внешний (внецерковный) двор будет дан язычникам, но будут попирать сам «святый город» – Церковь. Тогда снова окончательно, как при Апостолах, Церковь отделится, исключится и будет гонима. Сегодня люди из внешнего двора еще могут войти во внутренний и приобщиться благодати Божией, тогда же «будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8:12). «Будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:7). Церковь будет в пустынях, горах и пещерах. Далее Иоанн слышит, как тот же голос продолжает ему говорить: Откр.11:3-4 – И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. В дополнение к этому приведем описание видения Захарии: «Вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его; и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его, и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. И сказал ему (ангел): что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой стороны его?... Что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубки изливают из себя золото?... И сказал он (ангел): это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли» (Зах. 4:2-3; 11-12,14). Так Иоанн Богослов и пророк Захария видят, что в последнее время восстанут два свидетеля, два светильника, две маслины, два помазанных елеем Духа Святого, которые будут предстоять Господу всей земли и пророчествовать всем народам 1260 дней. Иудейский год исчисляется в 360 дней. 1260=360x3.5, то есть имеем срок в 3,5 года. То, что здесь идет речь не о каком-то неопределенном промежутке времени, следует из самой точности выражения, доходящей до указания такой малой единицы, как день, в таком большом количестве, как 1260. Неопределенный промежуток времени был бы означен каким-нибудь круглым числом. Святые отцы разумели здесь буквально промежуток времени в 3,5 года. Это будет в кончину века ко времени антихриста. Как эти 3,5 года пророчествования двух свидетелей соотносятся с 3,5 годами царствования антихриста? По мнению святого Ипполита Римского и указанию синаксари недели мясопустной, сначала будут 3,5 года пророков, а потом 3,5 года антихриста – всего одна седмица (семь лет). Однако ясно и то, что какое-то время деятельность их будет одновременной, возможно, что как раз до окончательного воцарения антихриста. О том страшном времени, когда сатана, связанный Христом на голгофском Кресте, снова будет отпущен, когда кладезь бездны и все силы ада выплеснут свои мерзости на землю, когда тьма, хуже Египетской, окутает землю, можно спросить: кто устоит? Кто сохранится? И вот к этому времени относится еще один и последний могучий всплеск излияния силы Духа Святого. О том возвещал еще древний пророк Иоиль: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать... прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иоиль. 2:28.31). Это сбылось на Апостолах (Деян 2). Но пророк Иоиль говорит еще и о том, что это сбудется перед страшным днем кончины века. Как некогда Апостолы, так теперь эти два свидетеля будут пророчествовать в великой силе Духа Святого. Это будут две маслины, преисполненные божественным елеем Духа Святого, это будут два светильника, светящие во мраке антихристовой ночи. Чем ночь темней, тем ярче звезды. Соответственно болезни будет приложено и врачевание. Особо силен будет сатана в лице антихриста и лжепророка, особо силен будет Господь в лице двух Своих пророков. Антихрист и лжепророк будут тогда предстоять перед князем всей земли – сатаной, ибо ему она будет дана. И Захария и Иоанн говорят, что эти два пророка и свидетеля (Илия и Енох – см. ниже об этом) будут стоять пред Богом земли. А Бог выше князя! Кто же эти два свидетеля? Неверны такие понимания, что это Закон и Евангелие, или два Завета Церкви, или Церковь проповедующая и пророчествующая, или иудейство и язычество, или символические личности и подобное. Этому противоречит как то, что этим свидетелям прилагаются в тексте личные местоимения, так и указания на личные свойства и особенности, а также описываемые события, происходящие с ними, как с конкретными людьми (их смерть, 3,5 дня будут лежать их трупы в Иерусалиме, будет воскресение и вознесение). Символические понимания никак с этим не сообразуются. Святые отцы разумели под этими двумя свидетелями конкретных двух людей-пророков. Кто же они? Читаем у пророка Малахии: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий» (Мал. 3:1-2). Здесь мы видим, что пришествию Господню должен предшествовать Ангел – вестник или предтеча, который приготовит Ему путь. В первом пришествии Христа Его Ангелом был святой пророк Иоанн Креститель, «ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего перед лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мф. 11:10). Но Малахия пишет еще о пришествии Господа как «огня расплавляющего», а это уже о втором Его пришествии на Суд. Значит и второе пришествие Христово будет предварено предтечей. Сам же пророк Малахия и отвечает: «Вот я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их» (Мал. 4:5-6). Здесь уже ясно говорится, что перед великим и страшным днем второго пришествия Христа должен явиться Илия-пророк. Важно еще разобраться, какое отношение имеет это пророчество к Иоанну Крестителю – Предтече первого пришествия Христова. Читаем об этом: «И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели... Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17:10-13). Иудеи правильно понимали, что Христу должен предшествовать пророк Илия. Но они еще не умели различать первое и второе пришествие Христово. Поэтому Христос и не опровергает их мнения об Илии, но говорит, что Илия уже пришел – это Иоанн Креститель. Но вот иудеи спросили Иоанна Крестителя: «Ты Илия? Он сказал: нет» (Ин. 1:21). Так как же? Господь говорит, что он Илия, а он сам отрицает? Ключ к решению этого вопроса дает нам сам Христос. Объясняя служение Иоанна Крестителя, Он говорит: «...все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11:13-14) Как бы так говорит: если вы так уж хотите, чтобы был Илия, так он и есть Илия. Окончательный ответ на вопрос мы находим в Лк. 1:16-17. Здесь Ангел Господень говорит Захарии, отцу Иоанна Крестителя, о его сыне: «И многих из сыновей Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям». То есть Иоанн Креститель и Илия-пророк – это разные люди, разные личности. Но Иоанн пришел в духе и силе Илии, а поэтому, если хотите принять, он есть Илия. Как Иоанн приготовил Господу путь в первом Его пришествии, так Илия должен будет приготовить Ему путь во втором пришествии. Почему же именно Илия-пророк должен приготовить ему путь, а не какой-либо другой пророк, например, Елисей, имевший его дух вдвойне? Ныне в мире царствует всеобщий закон смерти. «Человекам положено однажды умереть» (Евр. 9:27). Илия же пророк не видел смерти, но «восхищен был огненным вихрем на колеснице с огненными конями» (Сир. 48:9). «И понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2:11). Но в кончину века и он должен будет покориться всеобщему закону смерти, должен будет явиться, пророчествовать и подвергнуться смерти. То же самое можно сказать и о ином пророке – Енохе. «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:24). «Енох угодил Господу и был взят на небо... Не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху, – ибо он был восхищен от земли» (Сир. 44:15; 49:16). «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти, и не стало его, потому, что Бог переселил его» (Евр. 11:5). Итак, Писание определенно говорит о пришествии в мир перед кончиной века Илии-пророка. Под вторым же пророком святые отцы разумели Еноха как не претерпевшего, подобно Илье, смерти. Святой Ипполит Римский считал, что вместе с пророками Илией и Енохом явится Апостол Иоанн Богослов (Откр. 10:11). Об этом и слова Спасителя: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» (Ин. 21:22-23). Теперь обратимся к другому вопросу: какова цель пришествия пророков Илии и Еноха? В основном они придут для двух дел. Первое дело: обращение евреев ко Христу. Мы уже видели, что в кончину века рассеяние Израиля за неприятие Христа кончится. Евреи снова соберутся в свою страну и восстановят свой храм в Иерусалиме. Но надлежит случиться еще большему – они обратятся ко Христу. Вначале через евреев произойдет воцарение антихриста, как о том говорил и Сам Господь: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43). Этот «иной», которого вместо Христа примут евреи, и есть антихрист. Через проповедьпророков Илии и Еноха произойдет обращение евреев ко Христу.Об этом так говорит пророк Малахия: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророкапред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их (слав. «сердце отца к сыну, и сердце человека ко искреннему»), чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5-6). «Ты (Илия) предназначен был на обличения в свои времена, чтобы утишить гнев, прежде нежели обратится он в ярость, – обратить сердце отца к сыну и восстановить колена Иакова» (Сир. 48:10). Этому первоначальному назначению служения Илии-пророка будет соответствовать и его последнее служение. Отчасти эти пророчества сбылись на Иоанне Предтече, а буквально на Илии Фесвитянине в кончину века. Под «отцом» здесь разумеется иудейство, а под «сыном» – рожденное из иудейства христианство. Отец и сын – это синагога и Церковь. Сердца евреев обратятся к христианам, как об этом сказано и в Апокалипсисе: «Они (иудеи) придут и поклонятся пред ногами твоими (Церкви), и познают, что Я возлюбил тебя» (3:9). Об этом и Господь говорил: «Илия должен придти прежде и устроить всё» (Мф. 17:11). Таким образом сбудутся слова Апостола, «что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11:25-26). Об этом обращении евреев ко Христу свидетельствовали и святые отцы. Святой Иоанн Златоуст: «Видишь точность пророческого изречения! Когда Иоанна назвал Илиею Христос, то назвал по причине сходства служения. А чтобы ты не подумал, что то же самое говорится и у пророка, последний присовокупил и родину его, называя фесвитянином; а Иоанн фесвитянином не был. Вместе с тем он указывает и другой признак, говоря: да не пришед поражу землю в конец, – означая этим второе страшное Его пришествие... Итак означенные слова пророка показывают, что фесвитянин придет пред тем пришествием, когда будет Суд. Он вместе показывает и причину пришествия его. Что же это за причина? Чтобы он, пришедши, убедил иудеев уверовать во Христа и чтобы, когда Христос придет, не все они совершенно погибли. Потому-то и Христос, приводя им это на память, сказал: «и устроит всё», то есть исправит неверие иудеев тогдашнего времени. Вот почему и пророк весьма точно сказал; он не сказал: «устроит сердце» сына к отцу, но: «отца к сыну». Так как отцы Апостолов были иудеи, то сказано: обратит к учению сынов, то есть Апостолов, сердца отцев, то есть расположение народа Иудейского» (Толк. на Еванг. от Мф., беседа 47). Преподобный Иоанн Дамаскин: «Будут же посланы Энох и Илия Фесвитянин, и они обратят сердца отцов к детям, то есть, синагогу – к Господу нашему Иисусу Христу ик проповеди Апостолов» (Точное излож. православн. веры, кн. 4, гл. 26). Блаженный Феофилакт: «Ибо ослепление пришло на Израиля... почему и знак – отнятие уха – был на рабе первосвященника. Восстановление уха указывает на будущее восстановление разумения израильтян, которого они лишились ныне. Ибо Илия придет и приведет их ко Христу, и их, отцов, соединит с нами, сыновьями, о чем пророчествал и Малахия (4:6)» (Толк. на Еванг. от Ин., 18 гл.). «Илия должен придти прежде и устроить всё... когда придет Илия Фесвитянин, он умирит непокорных иудеев и приведет их к вере, и таким образом соделывается предтечею второго пришествия Христова... ибо Илия должен устроить всё, и не будет тогда ни одного еврея неверующего, но все поверят проповеди, кто только услышит её от Илии» (Толк. на Еван. от Мк., 9 гл.). «Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом как песок морской, только остаток спасется... спасутся не все израильтяне, но достойные спасения» (Толк. на Рим. 9,27).
08.05.2020 ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!
Таково свидетельство Священного Писания и святых отцов Церкви. Событие обращения евреев в кончину века ко Христу играет важную роль в домостроительстве спасения человечества и в вопросе об определении истинной религии. История свидетельствует, что в древности только евреи поклонялись единому, живому, невидимому Богу. Все остальные народы были идолопоклонниками. Существуют, собственно говоря, только три не языческие религии: иудейство, христианство, мусульманство. К мировым религиям относится буддизм. Но надо ясно понимать: то, что буддизм является мировой религией, еще не означает, что он не языческая религия. Более того, буддизм можно назвать даже «атеистической религией», ибо он отрицает теизм, отрицает Бога – Творца, Вседержителя и Спасителя. Буддизм есть язычество, ибо совершает главный грех и главную ошибку идолопоклонства – обожествление твари. Буддизм не знает единого Бога и вообще не знает Бога. Ему ведомы и обоготворяются: космос, люди, достигшие определенного «просветления» (будды, бодисатвы, архаты), а также признаются самые различные боги самых различных языческих вер. Сам Будда учил даже так: «Пусть (верующий) совершает приношения божествам данной местности; будучи уважены, они уважают его, будучи почтены, боги почтут его». К тому же известно четкое историческое возникновение буддизма в Индии в VI-V в. до Р.Х. Буддизм не изначальная религия. Его основатель – царский сын Сиддхартха, названный Буддой (просветленным). До этого в Индии было идолопоклонство в форме брахманской религии. Так что в вопросе об истинной религии участвовать могут фактически только три ветви монотеизма: иудейство, христианство, мусульманство. (Между этими верами выбирал в свое время святой князь Владимир). Мусульманство есть порождение иудео-христианского древа. Оно возникает в Аравии в VII от Р.Х. 622 г. – начало мусульманской эры (бегство Магомета из Мекки в Медину). Основатель – Магомет (умер в 632 г.). К тому же мусульманство – не самобытная религия, а возникает на почве иудаизма, христианства и христианских ересей, зороастризма и различных арабских верований. До этого у арабов также было идолопоклонство. Так что, возникнув исторически, мусульманство не может претендовать на изначальность. Не может оно и претендовать на универсальность (объединили, мол, всё ценное, до них бывшее), ибо вовсе не включило в себя высшие ценности христианства. О религии же евреев никто не может сказать, что она возникла в определенный момент истории. Сколько история знает евреев, столько и известно, что они содержат ветхозаветную веру во единого Бога, Ягве. Священная история повествует, что эту веру принял от Самого Бога первый человек Адам, передал ее своему сыну Сифу и т. д. Эта вера дошла до Авраама. Аврааму дается знак завета с Богом – обрезание, и от него производится богоизбранный еврейский народ. Избранничество еврейского народа даже вне Писания, доказывать излишне. В этом можно легко удостовериться через сравнение истории этого народа со всеми другими. При Моисее на Синае Бог заключает Свой Завет с еврейским народом и учреждает ветхозаветную церковь с ее храмом, священством, Законом и Писанием. Эта церковь была среди всего человечества хранительницей религиозной истины. И из еврейской церкви рождается христианская Церковь. Так что христианство и иудейство – единственно достойные соперники в вопросе об обладании религиозной истиной. Иудейство считает христианство назарейской ересью, сектой. Так ли это? Нет! Это доказывается, с одной стороны, фактами безсеменного рождения, воскресения и вознесения Христа, а также бесчисленными фактами богоприсутствия в христианской Церкви. С другой стороны, само иудейство уже не может претендовать на наименование церковью, ибо не имеет храма, священства и жертвы. Иудейство имеет не церковь, а всего лишь синагогу – школу. Христианство же представляет собой именно Церковь с храмом, священством, а не просто школу. Если право иудейство, то не прав Ветхий Завет, говорящий о вечности Церкви с ее учреждениями, ибо с 70 г. от Р. X. евреи их не имеют. Послание Апостола Павла к евреям объясняет, каким образом ветхозаветная церковь претворяется в новозаветную и учреждения ветхозаветные перерастают в новозаветные. Так возникает вопрос: неужели ветхозаветная церковь могла заблудиться? Отвечаем: нет, ибо не может заблудиться Церковь, основанная Богом: «Церковь есть столп и утверждение истины»(1 Тим. 3:15). Но, а) Иудейство после 70 г. не представляет собой церкви, да и со времени Голгофы завеса в храме уже разодралась. С этого времени Церковью является христианство. б) Иудейская синагога, хранящая учение древней ветхозаветной церкви, в кончину века обратится ко Христу и примет Его. «Сердца отцов будут обращены к детям». Таким образом, замыкаются концы. Сама синагога и докажет окончательно истину христианства, приняв Христа. Бог, начавший Свое попечение над евреями с Авраама, победоносно завершит его над остатком Израиля, который спасется! Интересно отметить, что это обращение произойдет не через проповедь христиан из язычников, а через проповедь их же высших пророков. Евреи ждут Илию перед пришествием Мессии. Они не приняли Иоанна Крестителя, пришедшего в духе Илии, что ж, Господь пришлет им самого Илию, и он обратит их сердца ко Христу. И второе дело Илии и Еноха: противодействие всем прелестям антихриста и поддержка христиан в то страшное время. Это вторая цель их пришествия. Теперь рассмотрим, что конкретно говорится о деятельности этих пророков. Они облечены во вретище. Этим означается, что все тогда живущие достойны сетования и плача. Этим особенно означается проповедь пророков о покаянии, с которой они обратятся тогда к людям и в особенности к евреям. Облачение во вретища – как нам это напоминает пророков-пустынников, ветхозаветного Илию и Иоанна Предтечу, строгих аскетов и подвижников! Таким же будет и последнее пришествие Еноха и Илии. Откр.11:5 – И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.Равносильное ране предлагается и врачевание. Ложным знамениям антихриста будут противостоять истинные знамения и чудеса этих двух пророков. Много враг потрудится против них, но нимало не повредит им. Как некогда по слову Илии-пророка огонь с неба сходил для истребления воинов царя Охозии, намеревавшихся схватить пророка (4 Цар. 1:9-15), так и эти пророки будут поражать огнем пытающихся их обидеть. Это подобно тому, как пророк Илия низвел огонь с неба на горе Кармил. Здесь мы видим, что пророки действуют как посланники Нового Завета, посланные, как овцы среди волков (Мф. 10:16), в виде смиренном и уничиженном. Это говорит о том, что кончилось «лето Господне благоприятное» (Лк. 4:19), сатана развязывается, день Страшного Суда наступает. С другой стороны, под огнем уст пророков можно разуметь их пламенную проповедь, подобную той, о которой было сказано пророку Иеремии: «Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, а этот народ – дровами, и этот огонь пожрет их» (Иер. 5:14). Душа, отвергающая огонь этих слов, погибнет. Откр.11:6– Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их. Это подобно тому, как во дни царя Ахава за грех идолопоклонства израильтян, Илия «молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5:17-18). Такой же властью эти пророки и в кончину века будут затворять небо, наказывая тем израильтян и призывая к покаянию. Власть совершать эти последующие карающие чудеса они будут иметь во дии пророчествования их, то есть 1260 дней, или 3,5 года. Как для проповеди Ноя было отмерено 120 лет (Быт. 6:3) и для проповеди Ионы – 40 дней (Иона. 3:4), так этим двум пророкам для проповеди и совершения знамений дан конкретный промежуток времени. И имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. Этим эти два пророка уподобляются Моисею, превратившему воды Египетские в кровь и поражавшему Египетскую землю всякою язвою. Совершать такие чрезвычайные знамения они будут только в особых случаях, но при этом когда только захотят. Они будут совершенно свободно владеть этим даром. Откр.11:7 – И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их.И когда кончат они свидетельство свое, когда кончатся 1260 дней, назначенных им Богом для своего служения, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их. С окончанием их свидетельства окончится и их чрезвычайная чудотворная сила, и Господь предаст их в руки мучителя. Зверь, выходящий из бездны, – кто это? Наименованием зверь, а не животное, особо подчеркивается его кровожадность и свирепость. Это место перекликается и с видениями Иоанна 9:11; 12:3; 13:1; 17:8. Святые Андрей Кесарийский и Викторин разумеют под этим зверем антихриста. Можно разуметь и самого дьявола, ибо антихрист – это человек, и придет он не из бездны, а от евреев. В бездну же заключен дьявол с нечистыми духами (см. 9:1; 11), оттуда ему надлежит на краткое время выйти (17:8) и совершить свою последнюю брань. Так что в собственном смысле этот зверь и есть сам дьявол, но явление его будет через антихриста. Подробнее об этом будет в 13 главе. Кончаются три с половиной года пророков, начинаются три с половиной года дьявола. Кладезь бездны отверзлась, клетка открылась, рыкающий лев на свободе (1 Пет. 5:8). Дьявол через антихриста выйдет из бездны и сразится с ними. Начнется невиданная доселе и последняя брань сатаны с Богом, тьмы со светом, зла с добром. И если до сих пор было так, что «всякий рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4), то теперь дьявол, сразившись с пророками, победит их. Но и теперь он победит не веру их, а тела, ибо убьет их. Так Бог в кончину века попустит дьяволу победу над пророками и верующими (13:7). Но победа эта будет только внешней, фиктивной. Безбожники хотят уничтожить всякую религию и внешне добьются этого, «будет взят от среды, удерживающий теперь» (2 Фес. 2:7). Закрыты будут храмы, но не смолкнут моления в пещерах. Так эти два пророка Илия и Енох, не претерпевшие смерти ранее, воспримут ее теперь от антихриста и пополнят собой славный сонм мучеников. Ветхозаветные пророки станут христианскими мучениками. Откр.11:8– B трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.Столь велика будет злоба антихриста против этих двух пророков и столь велико его злорадство от одержанной им победы, что тела убитых будут лишены всякого почитания, они даже не будут положены в гробы, так и останутся лежать на улице на месте убийства. Трупы – этим подчеркивается, что победу антихрист одержал только внешнюю, физическую, умертвил тела, но ничто не смог причинить их душам, ничего не смог противопоставить их свидетельству. Произойдет это в городе, который здесь охарактеризован с трех сторон: 1. Как великий. 2. Духовно называется Содом и Египет. 3. Где и Господь наш распят.
|
|||
|