Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 44 страница



О какой же войне повествует здесь святой тайнозритель Иоанн? Её можно отнести к первому низвержению дьявола и последовавших за ним ангелов (см. ст. 4) с неба. Об этом пишет пророк Иезекииль: «Ты был пома­занным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (то есть Ангелов). Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония... и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней (светлых Ангелов. – Г.Ф.). От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор» (Иез. 28:14-17). Об этом же и говорит и пророк Исаия: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные буду подо­бен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:12-15). Люцифер, ангел, восстал на Бога и произошла на небе война. На небе, в этом царстве света и мира, он дерзнул устроить войну. Даже сейчас на земле грешные люди и то не желают войны. Он же устроил ее на небе. Но божествен­ные Ангелы с Архистратигом Михаилом не потерпели гордости Люцифера и низвергли его с его сообщниками из своей среды. Так началась брань сатаны с Богом, тьмы со светом. Начавшись в тот день, эта брань окончится в день Страшного Суда. Всё же это время дьявол с Богом борется и, невидимо для наших плотских очей, идет война Ангелов светлых с ангелами тьмы. Но в пер­вом же сражении, учиненном на небе, тёмные силы не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. Желающему взойти выше звезд Божиих (Ангелов) и вознести престол свой на горе, на высотах облачных и быть подобным Все­вышнему не нашлось уже и последнего места на небе. Архистратигом Михаи­лом и его небесным воинством низвержен был великий дракон, древний змий... на землю, и ангелы его низвержены с ним. Так бывшие на небе оказались под небом на земле и стали «начальствами и властями, мироправителями тьмы века сего, духами злобы поднебесными» (Еф. 6:12). Следствия этого страшно­го падения и низвержения с неба мы находим на первой же странице Библии: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною...» (Быт. 1:2).

Андрей Кесарийский пишет, «что по устроении чувственного мира за гор­дость и зависть он (сатана) так низвержен, что ему «вверено» было прежнее начальство воздушное» (Еф. 6:12). А Папий, муж апостольский, пишет: «не­которым из них, то есть из прежних Божественных ангелов, позволил владеть и управлять устроением земли и поручил начальствовать хорошо... но... случи­лось, что они ни во что обратили свой чин». Так бывший подобным светлой утренней звезде стал подобным пресмыкающейся по земле твари – змею. Древ­ний змий действительно древний, так как свою обольстительную деятельность начал еще с прародителей рода человеческого и даже еще ранее – среди ан­гельских чинов. Называемый диаволом, что означает «клеветник», ибо он Еве клеветал на Самого Бога, а потом всегда клеветал Богу на людей (Иов.1-2; Зах.3:1-3). Иначе еще по-еврейски сатана, что означает «противник», ибо противится воле Божией и спасению людей, обольщающий всю все­ленную. Ему не достаточно своего собственного падения. Он стремится погубить вместе с собой всю вселенную, как и Исаия говорит, что он «вселенную сделал пустынею» (Ис. 14:17). Как он этого достигает? Посредством обольщения. Насильно покорять себе людей сатане не дано. Он не может завладеть человеком без свободного согласия на то самого человека. Поэтому он пускает в ход для борьбы страшный яд обольщения. Ужаленный сатаной (1Кор. 15:56) и отравленный этим ядом, становится достоянием древнего змия. Поэтому пре­лесть – это самое страшное из всех греховных состояний. Блудник и убийца могут покаяться, прельщенный – никогда, пока не выйдет из этого состояния. О грехе прелести можно очень много прочитать в аскетической литературе свя­тых отцов. Мы укажем только на такой момент. Ныне слово «прелесть» в рус­ском языке стало синонимом слова «красота». И это не случайно, это не про­стое изменение значения слова, произошедшее с течением времени. Это имеет глубокие корни. Отождествление слова «красота» со словом «прелесть» свиде­тельствует об утрате людьми способности к различению того, что именуется кра­сотою, и что именуется прелестью. Свидетельствует о неспособности различать истинно красивое и безобразное, представленное сатаной в виде красивого. Это неспособность отличать реальность от миража. Это свидетельство того, что люди ныне находятся в страшном состоянии прелести. Жизнь в Боге – кра­сота, жизнь без Бога – прелесть. Вот несколько примеров. Небо – красота, коммунизм – прелесть. На первый взгляд, атеисты не предлагают ничего пло­хого. Коммунизм вроде красив, имеет вид красоты. Но он таковым не являет­ся, он – прелесть. Прельщённые картиной коммунизма уходят от Бога, от Веч­ной Красоты и навечно гибнут. Поскольку сатана не может насильно овладеть человеком, то он вынужден показывать ему нечто похожее на красоту, ибо иначе человек сам за ним не пойдет. Потому и Апостол писал: «Боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились... И неудиви­тельно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не вели­кое дело, если служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их» (2Кор.11:3,14-15).

Существует другое понимание значения описываемой здесь Иоанном войны на небе. Это крестная победа Спасителя над сатаной, это осуществление обетования, данного Богом... на заре человечества: «И сказал Господь Бог змею: ...вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). Борьба сатаны со Христом началась со времени грехопадения Ден­ницы и продолжалась во всю последующую историю. Но вот рожденный Не­бесным Отцом, рождается Женою. Тридцать три года длится решающее сраже­ние, завершившееся голгофским Крестом. Телесным очам была видна та брань, которую воздвигали иудеи против Сына Человеческого. Но одновременно происходила война всех небесных сил против сил преисподней. Возникает вопрос, как могла Крестная победа Спасителя низвергнуть сатану с его ангелами с неба, если они уже были свергнуты оттуда сразу после своего грехопадения? Действи­тельно, уже тогда воинство Архистратига Михаила свергло сатану с неба, но он еще не был лишен определенного доступа туда, но, наоборот, всегда там являлся и клеветал на праведников. Так клеветал сатана перед Господом на праведни­ка Иова (Иов. 1:6-12; 2:1-7). Во времена израильского царя Ахава было пророку Михею такое видение «Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его, и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, что­бы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лжи­вым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так» (3Цар. 22:19-22). Или вот видение пророка Захарии: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И ска­зал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим!» (Зах. 3:1-2). Итак мы видим, что сатана, хотя и низверженный с неба, всё-таки имел туда еще определённый доступ со своими ан­гелами. И только Крест Христов положил конец этому доступу, как и Сам Гос­подь сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию» (Лк. 10:18-19). Здесь мы ясно видим, что вся земная жизнь Спасителя была одновременно и невиди­мой бранью с сатаной и его воинством, в результате которой они были низвержены с неба и посрамлены.

Эта брань ангелов просматривается и в Евангелии. Ангел возвещает о рож­дении Христа Деве Марии (Лк. 1:26-38), Ангелы славословят перед пастухами при рождении Христа (Лк. 2:8-15), после крещения сатана искушает Христа в пустыне, а потом Ангелы служат Христу (Мф. 4:1-11), Христос изгоняет бесов. Особенно примечателен случай с бесноватыми в Гергесинской земле. Глаза ви­дели только исцеление бесноватых, и что стадо свиней ринулось с крутизны в море. Но тут на самом деле шла невидимая битва. Бесы испугались, что будут прежде времени мучимы и посланы в бездну. Здесь шла брань, в бездну же они были низвергнуты на Кресте (Мф. 8:28-34; Лк. 8:26-39). Или случай, когда через Петра ко Христу подступает сатана (Мф. 16:23). В Гефсиманском саду во время страшных мук укреплял Христа Ангел (Лк. 22:43). Так шла война Ангелов Архистратига Михаила с ангелами сатаны. Но вот настал день низвер­жения прелукавых сил. «Ибо идет князь мира сего, и во Мне (во Христе) не имеет ничего» (Ин. 14:30), не мог сатана заставить Христа согрешить, и пото­му: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли (на Крест. – Г.Ф.), всех привлеку к Себе» (Ин. 12:31-32). «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8). Так сатана оказался окончательно поверженным на землю, «у врага совсем не стало оружия» (Пс. 9:7), и «ангелов, не сохранивших своего досто­инства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком на суд великого дня» (Иуд.1:6). Небесное воинство кровью Христовой, Крестом Его победило все темные силы ада. Так Крест Христов очистил не только зем­лю, но в известном смысле и небо, куда еще имели доступ лукавые силы, что­бы обвинять и клеветать на праведных. Теперь же кровью Его умиротворено земное и небесное, и соединено «под главою Христом» (Кол. 1:20, Еф. 1:10). Местом обитания демонов являются теперь уже только преисподняя и земля, на которой сатана больше не является князем, ибо «изгнан вон».

Откр.12:10 –И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.И услышал я громкий голос, говорящий на небе. Люди, стоявшие у Кре­ста, слышали громкий голос Иисуса: совершилось! (Ин. 19:30; Мф. 27:48). И как эхом отозвалось небо. Этот громкий голос небожителей, говорящий на небе, слышит теперь Иоанн. Это славословие подобно тому, что звучит в гл. 7:9-12 и 5:12. Ныне настало спасение миру через Крест Христов и сила Божия изливается в мир. Настала Пятидесятница и облеклись рабы Божий «силою свыше» (Лук. 24:49). Ныне настало «толикое спасение... при засвидетель­ствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле» (Евр. 2:3-4). И Царство Бога нашего и власть Христа Его. Через Крест было основано Царство Бога – святая христианская Церковь и власть Христа в ней, ибо Христос – глава Церкви.

Христа Его, то есть Отца. Иисус является Помазанником, Христом у Своего Отца, «ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (Ин.6:27). Далее повествуется, что побуди­ло небожителей к славословию такого содержания. Дьявол и означает «клеветник». Как мы уже видели, до своего низвержения Крестом Христовым он предстоял перед Богом и клеветал на праведных. И это злостное и мерзкое дело он совершал неутомимо день и ночь. Сколь неприят­но бывает даже нам, грешным, когда мы слышим клевету, сколь же велико было торжество небожителей, когда наконец-то очищено было небо от этого клевет­ника. Теперь «кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Ин.1:7). Теперь сатана и слуги его не могут обвинять рабов Божиих в гре­хах и клеветать на них, ибо Христос, «простив нам все грехи, истребив учени­ем бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от сре­ды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:13-15). Рукописание са­таны, бывшее против братии, уничтожено, разодрано и пригвождено ко Крес­ту, клеветник низвержен и подвержен позору.

Откр.12:11 – Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.Они победили его кровию Агнца. Как и чем можно победить сатану? Чем сделать его клевету напрасной и недействительной? Кровию Агнца, «которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его» (Рим.3:25). Христос «взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:28). Кровь Агнца побеждает великого дракона и делает обвинения его против братьев ложью и клеветой, ничего не значащей у Бога. И в приобще­нии к святой крови Христовой в евхаристической чаше мы омываемся от грехов и получаем залог для спасения и победы. Получив эти дары, необходимо теперь с помощью их потрудиться и словом свидетельства своего. О даре спа­сения надо свидетельствовать.«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10:32). Но необходимо не только свидетельство словом, но и свидетельство всей жизнью. Победившие сатану не возлюбили души своей (то есть жизни своей) даже до смерти. «Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу (жизнь) свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:38-39). Готовность всё отдать за Христа, даже свою жизнь – вот путь к спасению и победе над дьяволом-клеветником. Лучше умереть, чем от­казаться от веры или согрешить!

Откр.12:12 – Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.Совершилось дело спасения, низвергнут с неба древний змий – дьявол, и так веселитесь, небеса и обитающие на них! Очищение неба от нечистого при­водит к великому веселью небес и обитающих на них. Что разумеется здесь под небесами и кто, обитающие на них? Небеса – это «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36), это Царство Христово, Его святая Церковь, небесная и зем­ная. Обитают там все силы небесные, Ангелы Божии и «духи праведников, до­стигших совершенства» (Евр. 12:23). Но здесь можно разуметь и земных чле­нов Церкви Христовой, тех, чье «жительство – на небесах» (Флп. 3:20), кто не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего (Евр. 13:14), кто ходя по земле, обитает на небе. Итак, все чада небес, живущие там или здесь, весели­тесь! – ибо очищена ваша обитель. Но горе живущим на земле и на море, мудрствующим земное и обуреваемым в море житейском, живущим на земле и морских островах. Это все те, о которых сказано: «они мыслят о земном» (Флп. 3:19). Живущие на земле, но помышляющие о горнем, а не о земном (Кол. 3:20), побеждают сатану и потому не относятся к тем, которым здесь возглашается горе. Им говорится не «горе», но веселитесь, «радуйтесь» (Флп. 4:4). Мудрствующим земное действительно горе, потому что к вам со­шел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени. Ког­да дьявол в первый раз был низвергнут Архангелом Михаилом с небес, то он сошел на землю в сильной ярости и сразу же начал свою пагубную деятель­ность. Только были сотворены первые люди Адам и Ева, и он сразу приступил к их искушению. В сильной ярости стал губить человечество, зная, что немного остается ему времени. Нам только кажется, что история мира – долгая. На самом деле – это момент в вечности, и дьявол это понимает. Но вот сатана решительно и окончательно сокрушается Крестом Христовым, навсегда низвер­гается с неба и, как говорит святой Иустин мученик, что «по пришествии Хри­стовом и осуждении в геенну стал еще более хулителем, хотя ранее хулил Бога, но не так бесстыдно. Потому о нем говорится, что во зле «сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов» (Иов. 41:16). Теперь в сильной ярости «диавол ходит, как рыка­ющий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8). На голгофском Кресте древнему змею была сокрушена глава (Быт. 3:15). Грех, жало смерти (1Кор. 15:55) – вырвано. А известно, если обычной змее раздавить голову, то хвост еще долго шевелится. Так и здесь. Жало смерти вырвано, глава древнего змия сокруше­на, и тогда в бессильной ярости «хвост его увлек с неба третью часть звезд» (ст. 4) с церковного небосвода, поверг в земное мудрствование слабых в вере. Ра­неный зверь всегда свиреп и опасен, таков и низверженный сатана в своей ярос­ти. Ярость – признак бессилия и поражения. Сильный и побеждающий – не яростен. Ярость сатаны усугубляется знанием того, что немного остается ему времени. Он прекрасно знает всё Писание и пророчества и видит, как сбываетсявсё одно за другим. И это ведет его не к покаянию, ибо к нему он навечно не­способен, а к ярости. Особенно велика будет эта ярость в кончину века. Когда он еще раз, на краткое время – три с половиной года, будет освобождён на зем­ле. Горе тогда живущим земным мудрованием, великое горе!

Откр.12:13 – Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.Вроде как сначала не мог этому поверить. Не мог поверить, что война на небе окончательно про­играна. Но вот он убеждается в том, что действительно низвержен на землю, видит это, и тогда с дьявольской неутомимостью начал преследовать жену, ко­торая родила младенца мужеского пола. Здесь мы видим то же самое собы­тие, что в 6-м стихе.

Откр.12:14 – И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.Жена-Церковь летела в пустыню, то есть удалилась от мирской жизни в свое место от лица змия. Место, уготованное Богом для Своей Церкви, – не мир с его суетой, и потому Церковь улетает от лица змия, от сатаны, всех дел его, всех ангелов его и всей гордыни его. Там, удаленная от мира, Церковь питалась божественной пищей. Для этого бегства из мира даны были жене два крыла большого орла, то есть два Завета (Ветхий и Новый), дабы перенесясь на высоту в пустыню, она воспиталась в жительстве, чуждом всякого удоволь­ствия. Священное Писание Ветхого и Нового Заветов – вот два крыла боль­шого орла, которыми Церковь уносится из мира в спасительную пустыню жизни с Богом. Там Церковь питалась божественным учениеми таинствами. Христи­анин, не читающий и не слушающий Писания, – это птица без крыльев, не могущая взлететь от земного мудрствования.Принимающие только один какой-нибудь Завет (таковы иудеи, принимающие только Ветхий Завет и таковы были некоторые древние ереси, принимающие только Новый Завет и отвергающие Ветхий), как птица на одном крыле, никогда не могут взлететь к истинному ведению Бога и к жизни в Нем.

С другой стороны, бегство Церкви от дракона в пустыню подобно исходу Израиля из Египта от фараона в Аравийскую пустыню. Бог говорил тогда Сво­ему народу: «Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе» (Исх. 19:4). Господь нашел народ Свой «в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орёл вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет и носит их на перьях сво­их» (Втор. 32:10-11). А потому и взывают дети Божий: «Как драгоценна ми­лость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны» (Пс. 35:8).

Само выражение в продолжение вре­мени, времен и полвремени одинаково с Дан. 7:25 и 12:7 и означает год, два года и полгода, то есть три с половиной года. Это и есть те 1260 дней, или 42 месяца царствования антихриста. Тогда под двумя крылами большого орла можно разуметь и двух свидетелей – пророков Илию и Еноха, проповедью которых жена-Церковь и будет спасаться в то время.

Но змий-сатана не удовлетворился тем, что исторг Церковь из среды наро­да и государств, он знает, что она продолжает существовать в потаенных пус­тынных местах и хочет и там ее уничтожить. Это будет в антихристово время.

Откр.12:15– И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою.Видя улетавшую от него жену, змий пустил из пасти своей вслед нее воду, чтобы увлечь ее водой. Образ взят из природы, как змей, улавливая, испуска­ет яд. И дракон пускает не мало воды, а воду как реку. Так сатана бросает на борьбу с Церковью все свои силы, всех своих лукавых демонов. Извергает из пасти своей потоки лжеучений и антихристианской пропаганды, желая ими потопить истину, утверждаемую Церковью. Не удовлетворяясь только словес­ными средствами, сатана извергает и реки искушений. Убежавшим в спаситель­ную пустыню он предлагает свои губительные воды, дабы увлечь верных ре­кою мирских удовольствий. Но и этим не удовлетворяется и тогда желает по­топить христиан силой своих войск, которые, как наводящие потоки, устрем­ляются на Церковь (ср. Ис. 8:8; Иер. 47:2; Дан. 9:26). И тогда вполне мож­но будет приложить слова пророка Исаии (8:8) об Иудее к Церкви: «Пойдет (лукавый) по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется – дойдет до шеи, и распростертие крыльев ее (два крыла большого орла) будет во всю широту земли Твоей, Еммануил!»

Откр.12:16 – Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.Несмотря на все попытки сатаны уничтожить Церковь, Господь ее чудно хранит. При этом Он обычно прибегает не к сверхъестественным средствам, что подчеркнуто тем, что не небо, а земля помогла жене – Церкви. Вся история христианской Церкви свидетельствует о том, как сами жизненные условия, го­сударственные и общественные перевороты и прочее содействовали Церкви в ее процветании и сохранении от бедствий. Земля помогла жене-Церкви то даль­ностью расстояний, то безводием и засухой, то чем-то иным от гонителей. Так часто смертоносные потоки лукавого даже и не достигали Церкви, а были по­глощаемы внешними условиями и событиями. Земля, данная человеку Богом (Быт. 1:28), помогает ему вернуться к Нему. Так, особенно при антихристе, общественные события и сама природа поглотят истребительные реки гонений и сохранят верных. Об одном особом событии этого рода в кончину века пи­шет пророк Захария: «И станут ноги Егов тот день на горе Елеопской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отой­дет к северу, а половина ее – к югу. И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от земле­трясения во дни Озии, царя Иудейского; и придет Господь и все святые с Ним» (Зах. 14:4-5). Елеонская гора расщепится на две части и тем послужит ко спа­сению жителям Иерусалима. Да и сам Господь говорит о времени антихриста: «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф. 24:16), а горы поглотят губительную реку из пасти сатаны и спасут Церковь.

Можно также усмотреть еще и иное значение этих слов – иносказательное. Под землею можно разуметь смиренномудрие святых. Так Авраам сказал о себе: «Я прах и пепел» (Быт. 18:27). Некогда святому Антонию Великому было откры­то Ангелом, что ничто так не пресекает и не сокрушает силы дьявола, как смире­ние. Смирение святых – вот земля, поглощающая реки сатанинских искушений и обольщений. Стяжи смирение, и ты в безопасности от пасти дракона.

Откр.12:17 – И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.Так всегда бывает: когда жертва уходит неуловленной, то гонителя охватывает дикая ярость и злоба, которую он го­тов выместить на любом, кто ему попадется. Христианские сыны-мужи вос­хищаются от преследователя-дракона к престолу Божию, улетают на крыльях большого орла. Тогда сатана-дракон пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свиде­тельство Иисуса Христа. В отличие от того Сына-мужа, рожденного женой, прочими от семени ее – называются просто верующие, живущие в миру. Они не столь мужественны, не являются красой Церкви. Их не называют святы­ми. Они занимаются мирской деятельностью и не столь резко выделяются из общей массы. В определенной степени они привязаны к земному. Но тем не менее, они тоже от семени жены-Церкви, тоже крещены тем же Духом в то же Тело (1Кор. 12:13), они тоже чада Церкви и являются сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. Они подобны тем семи тысячам израильтянам, которых не знал пророк Илия, но знал Бог (3Цар. 19:18). Не имевшие свидетельства пророка, имели свидетельство Божие. И Церковь, как чадолюбивая Мать, не отказывается от этих своих чад, ибо они от семени ее. И дьявол не считает их своими, ибо они не преклони­ли своих колен перед ним, и вступают в брань с ним. «Но и из них, – пи­шет Андрей Кесарийский, – многие победят его, ибо истинной любовью воз­любили Христа».

 

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

Откр.13:1 – И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Можно себе действительно представить, что Иоанн, находящийся на острове Патмосе, стоит на берегу на песке морском, и вот то, что он видел, реально переплетается уже с видением духовным. Или же всё это происходило в видении. Из моря житейского, всегда волнующе­гося и много мятущегося суетой и грехами, из моря земных народов увидел Иоанн выходящего зверя. Кто этот зверь? Этот зверь, по верованию Цер­кви, есть антихрист. Здесь необходимо указать на ряд неверных пониманий того, кто будет антихрист.

Неверно понимать, что антихристом будет сам сатана. Сатана не может по примеру Христа воплотиться, да и Писание ясно различает сатану и анти­христа: «диавол... ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепро­рок» (20:10). И Апостол Павел называет антихриста «человеком греха» (2 Фес. 2:3), а не сатаной. Так разумели и святые отцы. Святой Иоанн Зла­тоуст: «Кто же есть сей, не сатана ли? – нет, но человек некий, вся­кое его приемлющий действо». Святой Ефрем Сирии: «Не сам же родится сатана, но во образ его приидет прескверный как тать». Святой Иоанн Дамаскин: «Не сам диавол будет человек, по Господню вочеловечению – да не будет, но человек из блуда родится и поднимет все действа сатаны». То есть антихрист – не сам сатана, но человек, в которого вселится сатана, и который будет всецело орудием сатаны в кончину века. Неверно понимание, что антихрист – это некоторое отвлеченное понятие вроде отступления, безбожия, ереси и подобного. Этому противоречит ясное указание Апостола, что антихристом будет «человек греха» (2Фес. 2:3). О нем Писание говорит как о человеке в единственном числе, которому прису­щи действия конкретного человека. История христианства полна таких при­меров, когда люди «имеют ревность по Боге, но не по рассуждению» (Рим. 10:2), и в определенных событиях и явлениях, как, например, Рим­ское папство, реформа патриарха Никона в России, революции, видят прише­ствие антихриста и его царства. Как правило, сами же исторические события полностью и опровергают эти мнения. Так, например, даже российского царя почитали за антихриста, но вот прошло уже более полувека, как свергнут царь в России, а история идет своим чередом. Так же неверно понимание, что некоторые нынешние государства, где процветает атеизм и безбожие, явля­ются уже наступившим царством антихриста. Это опровергается хотя бы уже тем, что все действия антихриста, которые мы далее увидим описанными, еще не наступили. Всё большее развитие греха, нечестия, ересей, лжеучений безбожия есть то «отступление», о котором пишет Апостол Павел (2 Фес. 2:3) и которое предваряет и приготовляет установление в мире самого антихрис­това царства.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.