Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 42 страница



Указание, где и Господь наш распят, однозначно указывает на город Иерусалим, где на Голгофском холме был распят Господь пророков и всех нас Иисус Христос. Именно город Иерусалим разумели здесь древние толкователи, святые Викто­рин, Ириней, Андрей Кесарийский. Нет никакого основания под этим городом разуметь иные города, например, Рим или же будто это имеется в виду омирщенная и падшая Церковь. Здесь надо конкретно разуметь город Иерусалим. Антихрист придет против Христа и воцарится там, где распят был Христос. Где началось царство Христово, там и он начнет свое царство. Город – блудница (17-18 гл.) – это будет совсем другой город. Между антихристом и Вавилоном будет война (17:16-17) и ненависть. Говорить же, что этот город есть Церковь – это вообще кощунственно, ибо в ней до дня кончины века царствовать будет только Христос (Мф. 28:20). Иерусалим называется здесь великим городом, а не святым, как в 11:2, так как будет городом великого нечестивого государ­ства антихристова. Который духовно называется, то есть духовно, по нрав­ственно-религиозному состоянию, будет подобен Содому и Египту. Содом – это город греха, разврата и нечестия. Египет – это образ мира и богопротивления. Грех и богопротивление – вот духовная картина Иерусалима при ан­тихристе. И это тем более ужасно, что этот город ведь есть святое святых зем­ли, воистину мерзость запустения на святом месте (Дан. 9:27; Мф. 24:15)! Город, распявший Христа, убьет и последних пророков. Плачет Христос: «Иеру­салим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37-38).

 

Откр.11:9-10 – И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле.Такова будет реакция людей на убийство антихристом пророков. Из этого мы видим, сколь велико будет нечестие в то время. Соответственно тому, как 3,5 года было дано пророкам на их служение, так 3,5 дня трупы их не будут положены во гробы, но так и останутся лежать на улице для всеобщего нечес­тивого веселья. Все народы будут наслаждаться этим зрелищем. Многие, пожа­луй, для этого и приедут в Иерусалим. К тому же в Иерусалиме – столице антихристианского государства, конечно же, всегда будут находиться предста­вители самых разных народов. Да и современными средствами телевидения, или что еще к тому времени изобретут, легко сделать всех живущих на земле участ­никами этого зрелища. Своею проповедью, сопровождаемой великими знамени­ями, два пророка сии мучили живущих на земле, не давали беспрепятственно развиваться нечестию на земле. И вот нечестивые будут радоваться сему и веселиться, что убрано это препятствие и уже ничто не мешает им наслаждаться на земле всеми утехами ада и творить все мерзости и беззакония. Как бы радостно потирая руки, пошлют дары друг другу, поздравляя друг друга, как в книге Есфири: «Поэтому проводят четырнадцатый день месяца Адара в веселье и пиршестве, как день праздничный, посылая подарки друг ко другу» (Есф. 9:19).

Откр.11:11– Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них.Преждевременна и непродолжительна была радость нечестивых людей. Можно себе представить их ликование и торжество, как наслаждаются они зре­лищем убитых пророков. Еще бы! Кончились их знамения, не будут они боль­ше мучить и тревожить совесть своим свидетельством. Разрушена Церковь, уби­ты пророки ненавистного им Иисуса из Назарета. В Иерусалимском храме восседает всемирный владыка. Радуйтесь и веселитесь! И вдруг – что такое? Смех и безумная радость исчезают, сползают улыбки лиц зрителей, искаженных стра­хом и изумлением. И великий страх напал на тех, которые смотрели на них. Что же случилось? Прошло всего три дня с половиною и мертвые пророки встают вдруг на ноги свои, поднимаются. Мир, к тому времени привыкший к самым фантастическим достижениям прогресса и знамениям антихриста, при­ходит в изумление и ужас – воскресли пророки. Вошел в них дух жизни от Бога. Слова Иоанна точно удостоверяют нас, что будет не кажущееся, а самое реаль­ное умерщвление и воскресение. Дух жизни от Бога (ср Быт 2:7), который дается человеку при его появлении в этот мир (оживотворение плоти духом от Бога), оставил пророков, как и Екклезиаст говорит, что в смерти человека «дух возвратился к Богу, Который дал его» (Ек.12:7). Так что смерть была са­мая настоящая, ибо «тело без духа мертво» (Иак. 3:26) Но вот дух возвраща­ется, и пророки, ожив, встают на ноги свои. И здесь не простое посещение духом своего тела, но вхождение его в тело и оживотворение тела. Реальная смерть и реальное воскресение! Будет от чего прийти в ужас людям того времени. Вос­креснут убитые их руками. Но и это еще не всё.

Откр.11:12 – И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их.За воскресением следует вознесение. Услышали они, то есть два пророка. Таково чтение этого текста Вульгаты. Есть и иное чтение «и я услышал», то есть слышащим представляется сам тайнозритель святой Иоанн. Громко звуча­ли голоса смеявшихся и злорадствовавших над пророками. Но вот звучит с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда! Праху пророков не нашла зем­ля антихристова царства место, но отверзается им небо. Небесный голос зовет их туда, в обители Небесного Отца. О чудо дивное и преславное! Как сладко услышать: взойди сюда! Если бы в кончину века Господь и нас сподобил ус­лышать эти слова. «Ибо Ты (Господи) создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не упокоится в Тебе» (блаженный Августин, «Исповедь»). Как томится об этом душа наша. (И не это ли томление подспудно двигало поэтом Пушкиным, когда он писал стихотворение «Узник» и подобные ему?) Этого зова на небо и сподобились два пророка Енох и Илия. Подобно нашему Господу, они воскресли (только не своей силой, как Господь, а Божией), по­добно Ему они взошли на небо на облаке. Что легче облака, летающего в си­нем небе? На облаке восходят они на небо, как некогда Господь с Елеонской горы. И смотрели на них враги их. Отчаянное зрелище. Убили их, даже мер­твых позорили на весь мир, радовались. И вот… Страх и ужас! Пророки воскрес­ли и возносятся. Есть мудрость в народной пословице: хорошо смеется тот, кто смеется последним. Следствием вознесения пророков стал не только страх, объявший видевших это врагов, но и целый ряд катастрофических явлений.

Откр.11:13 – И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному.И в тот же час то есть немедленно по вознесении пророков произошло вели­кое землетрясение. Иносказательно это можно разуметь, как резкое изменение настроения и помыслов людей. Можно и буквально разуметь землетрясение. Смерть Господа Иисуса Христа была сопровождаема таким же явлением. Но зем­летрясение при распятии Христа и это имеют совсем разное значение. Здесь мы видим, что десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих. Десять и семь обычные числа Апокалипсиса и вообще Пи­сания. Город, здесь имеется в виду Иерусалим – столица антихристова государ­ства. Наказания, наведенные на город, даны уже не для исправления, а для воз­мездия за убийство пророков. К покаянию призывали пророки Илия и Енох, но не послушали их, а убили (Мф. 23:34), теперь – возмездие. Землетрясение раз­рушило десятую часть города и при этом погибло семь тысяч имен человечес­ких, то есть семь тысяч человек. Падение семи тысяч означает еще и падение привязавшихся к седмеричному кругу времени этой земной жизни и не помышлявших о восьмом дне – дне воскресения и начала будущего века. Таковые все погибают и ввергаются в вечные муки геенны – смерть вторую. Или же, как говорит Анд­рей Кесарийский, это семь тысяч евреев, поверивших антихристу, покорившихся ему и воцаривших его. Часть евреев, обращенная Илией и Енохом, спасется, а другая часть, принявшая антихриста, – погибнет.

Со взятия пророков с земли начинается время безраздельного и беспрепят­ственного господства антихриста на земле. Но землетрясение и гибель части столичного города показывают, что это и начало крушения его царства, пред­дверие Суда Божия. И прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному. Это не славословие Бога покаявшимися грешниками. Покаяния мы уже не видим. Мы видим только то, что ужас происходящих событий, боже­ственного возмездия повергает людей в страх. И не возрожденные сердца, а мятущиеся перед неминуемой гибелью, воздают славу Богу. Это славословие – вопль нечестивца, сознающего свою гибель и боящегося ее.

Откр.11:14– Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе.Это была труба шестого Ангела. Она отзвучала, и идет скоро третье горе – труба седьмого Ангела.

Откр.11:15 – И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков.И седьмой Ангел вострубил, возвещая третье и последнее горе, настигшее вселенную. По ангельской клятве труба седьмого Ангела возвестит конец нынеш­нему существованию мира (10:6-7). В ответ на трубный глас седьмого Ангела раздались на небе громкие голоса. Иоанн слышит эти голоса на небе, но не сообщает нам, кому они принадлежали. Лучше всего полагать, что это именно те голоса, которые всегда слышимы были у престола Божия – голоса четырех животных, 24 старцев, сонмов Ангелов и святых.

Царство мира, где владычествовал антихрист, окончилось и соделалось царством Господа нашего (Бога-Отца) и Христа Его (Сына Божия). Это – кончина века, когда, наконец, окончательно повергается древний змий, сатана, и царство мира, данное ему в последний раз на короткое время (3,5 года), отымается от него и переходит к Богу, ко Христу. С другой стороны, вспоминает­ся Голгофа, когда «князь мира сего изгнан был вон» (Ин. 12:31) и Христос основал Свое царство на земле, соделав верующих в Него царями и священни­ками (1:6). И будет царствовать во веки веков «и даст Ему Господь Бог пре­стол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Цар­ству Его не будет конца» (Лк. 1:32-33). Царство Христово, начатое на Голго­фе, победившее и охватившее собой всю вселенную в кончину века, никогда не кончится, но будет во веки веков.

11:16 – И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу.Этим они выразили свое полное согласие с только что прозвучавшими не­бесными голосами. Этим небесная Церковь искупленных выражает свое поклонение и восторг перед победившим вселенную Царством Господа. Они поклони­лись Богу,

Откр.11:17– Говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился. Добавка грядешь взята из Вульгаты, но, по мнению многих толкователей, она произвольна и не должна быть. Отсутствие слов «и грядешь» оз­начает, что Господь уже пришел и не ожидается больше как грядущий. Он пришел и Его царство началось. Двадцать четыре старца славят Господа за то, что Ты приял силу Твою великую и воцарился. Силу – ту, через которую Господь добился Своего царства и воцарился. Сколь велика должна быть эта сила, чтобы победить весь боговраждебный мир! Как Бог Христос всегда имел эту силу и был Царем вселенной, но вот Он как Человек принял силу... и во­царился! «Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Его десни­ца и святая мышца Его доставили Ему победу» (Пс. 97:1). И здесь, как и преж­де, речь о воцарении Господа в кончину века, а также можно разуметь и воца­рение Его на Голгофе.

Откр.11:18 – И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю.Так здесь представляется картина Страшного Суда. Увидев, что навечно и навсегда их дело проиграно, в бессильной ярости рассвирепели язычники, ибо пришел гнев Божий и время судить. Сейчас, человек, имеешь свободу творить, что хочешь, но настанет время судить тебя! Сейчас время творить дела, какие хочешь, тогда будет время... дать возмездие. Лютым преследованиям подвер­гнутся христиане от врагов истины, особенно во время царствования антихрис­та. Тогда же – будет дано возмездие рабам Твоим:

1. Пророкам и вообще всем учителям и благовестникам.

2. Святым – здесь имеются в виду не вообще все христиане, которые иног­да называются святыми (Кол. 1:2; Фил. 1:1), а те христиане, которые достиг­ли особого совершенства, святости и богообщения (вошедшие в лики святых).

3. Боящимся имени Твоего – это все рабы Божий, в страхе совершавшие свое спасение. Пророкам, святым и богобоязненным людям, принесшим соответ­ственно 100-, 60- и 30-кратные плоды – всем возмездие рабам Твоим (Божиим), всем уготовляется небесное вознаграждение.

Малым и великим – разумеются или меньшие и большие святые в Церкви Божией, или же малые – это грешники, а великие – это праведники. Так, великое на земле делается малым на небе, а малое на земле – великим на небе.

Тогда настанет время погубить губивших землю. Своими грехами и безза­кониями человек губит землю. «И наполняйте землю, и обладайте ею, и вла­дычествуйте» (Быт. 1:28) – было сказано первому человеку. Случилось же, «что тварь покорилась суете... по воле покорившего ее» (Рим. 8:20) человека. Грех человека изменил сами законы земли. Грехами человека погублены воды и леса, рыбы и животные. Теперь всюду говорят об «охране природы». От кого охранять? Что? Случилось нашествие из неземных миров? Нет! Охранять надо от себя! Сами губим то, что нам дано. Но мы за всё в ответе. Мы в ответе за отравленный воздух, за исчезновение с лица земли животных, за мучения тва­ри, за истребление лесов, за всё, за всё! Мы забываем, что губящие землю бу­дут погублены. Под землей здесь можно разуметь и самого человека, ибо «со­здал Господь Бог человека из праха земного» (Быт.2:7). Мы губим себя, свое здоровье, безумно тратим свои силы и способности. Мы за всё в ответе! За каждый день, за каждый дар, полученный от Бога, за всё! Погубляющий бу­дет погублен.

Слова «время судить мертвых» (ст. 18) ясно указывают на то, что третье горе, или седьмой трубный глас – это горе Страшного Суда, а ст. 15-19 опи­сывают кончину века, Страшный Суд и начало вечности. Но, как мы уже виде­ли, что ст. 15-16 указывают и на основание Христом Своего Царства на земле через Крест, так и в дальнейших стихах можно усматривать указания на исто­рию Царства Христова на земле. Тогда эти стихи можно объяснить так, что когда через апостольскую проповедь Царство Христово стало распространяться, то рассвирепели язычники такие, как император Нерон или Диоклетиан, и разра­зились лютые гонения на христиан. Но так должно было продолжаться не все­гда. Пришло время возмездия. Через святого Константина Великого и последу­ющих императоров царство мира становится царством Христа. Народы обращаются ко Христу, и целые государства становятся христианскими и торжеству­ющими свою победу над язычниками.

Откр.11:19 – И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.Ковчег Завета был величайшей святыней Ветхого Завета. Он находился в Святом Святых скинии, а потом и храма, построенного Соломоном. Вавилонский царь Навуходоносор за шесть веков до Р.X. разрушил Иерусалимский храм. Тогда пророк Иеремия по бывшему ему божественному откровению спрятал ков­чег Завета в пещере горы Нево. С тех пор никто не мог его больше найти. В вос­становленных потом храмах Зоровавеля и Ирода ковчега уже не было и Святое Святых было пустым. Но по обетованию Божию в кончину века снова собран будет сонм еврейского народа и восстановлен будет их храм. Тогда Господь снова покажет место Своего ковчега, чтобы особенно святилось место этого храма (2 Макк. 2). Но вот Иоанн видит храм Божий на небе. Ему открывается нечто еще большее. В Ветхом Завете ковчег был закрыт от взора людей. Бог был еще далек от человека. Когда умирал на Кресте Христос, то завеса в храме разодра­лась, и Новый Завет приблизил человека к Богу. Но тем не менее и теперь чело­век еще не вполне близок к Богу. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стек­ло гадательно, тогда же лицом к лицу» (1Кор.13:12). То есть настанет время как бы еще другого, третьего Завета Бога с человеком, когда будет совершеннейшее единение неба и земли. Тогда перед человеком отверзется храм Божий на небе. Небо откроет свой лик земле. Тогда человек будет стоять перед Богом как бы лицом к лицу! Тогда откроются святым небесные блага, уготованные им на небе! Сокровеннейшее станет явным. Тогда увидим то, чего не видел сейчас глаз, услы­шим то, что не слышало ухо, сердце исполнится того, о чем и не помышляло сей­час. Так Иоанн видит здесь начало вечности, открытие вечных благ святым, оп­равданным на Страшном Суде. Еще одна таинственная мысль сокрыта здесь. По библейской символике ковчег Завета означает Богородицу. Скрижали с десятью заповедями – это воплощенное Слово Божие. Они находились в ковчеге. Так и ныне «Слово стало плотью» во чреве Приснодевы. Богородица – вот Ковчег, вместивший в Себя воплощенное Слово Христа – скрижаль Нового Завета. И вот отверзся храм Божий на небе, Небесной Церкви явился ковчег завета, то есть Матерь Божия, Царица Небесная во славе!

Что касается указаний на исторические события, то здесь можно усматри­вать то, как со времен императора Константина Великого повсюду открылись храмы Божии, всюду водрузился Крест, и Новый Завет покорил себе народы. И в этом новозаветном храме явилось утерянное в ветхозаветном – ковчег. Это явление Матери Божией в Церкви как усердной Заступницы и Покровительни­цы рода христианского.

И, как часто случается в Апокалипсисе, в результате великих событий про­изошли молнии (как угроза судом) и голоса, и громы (как сам суд) и зем­летрясение (как перемена вещей мира, гибель старого мира и начало нового) и великий град (грозные последования суда).

Так Апокалипсис подошел к описанию кончины века и перехода мира в веч­ность. Но далее снова возвращается к описанию событий предыдущих. Святой Викторин предостерегал: «Мы не должны обращать внимание на простой поря­док сообщений, ибо Святой Дух, дойдя до конца самого последнего времени, ча­сто возвращается к тому же самому времени и восполняет всё, что было раньше изложено только отчасти. И хотя тайнозритель, например, повторяет в видении чаш то, что подразумевалось в видениях труб, это не означает повторения одного факта, а только двоякое изложение одного предопределенного события».

Так картина Б, картина храма, явленная Иоанну, практически завершает­ся. Дальше уже всё более она будет сливаться с картиной А (картиной небес­ного престола).

1. Жертвенник (Быт 8:20; 12:7; 22:9; 35:17; Исх 17:15; 24:4). От Адама до Моисея. Первое упоминание о богослужении на жертвеннике в Библии в связи с жертвами Авеля и Каина (Быт 4:3-7).

2. Скиния (Исход, Левит, Числ, Второзаконие). От Моисея до Соломона.

3. Храм Соломона (Царств, Паралипоменон) От Соломона до разрушения храма Навуходоносором (ок 1000 до Р. X. – 587 г. до Р. X. ).

4. Храм Зоровавеля (1 Ездры). От возвращения иудеев из вавилонского плена до иноплеменного царя иудеев Ирода. Храм Соломона был разрушен в 587 г. до Р. X. Зоровавель закончил восстановление храма в 515 г. до Р. X.

5. Храм Иродов (Мал 3:1, Евангелия). Через 500 лет храм Зоровавеля начал разрушаться и ветшать. Его возобновил и увеличил царь иудеев Ирод Великий. Начались эти работы в 20 г. до Р. X. , а окончились окончательно в 65 г. от Р. X. , за пять лет до его разрушения римским полководцем Титом. В этот храм вошел Господь наш Иисус Христос.

6. Тело Иисуса Христа (Кол.2:9, Евр.10:5, 19-21, Ин.2:19-22). Храмом Божиим было Тело, рожденное Девой Марией. В этом теле обитала вся полнота божества телесно.

7. Церковь. Она есть Храм Божий (1 Тим. 3:15, 1Кор.3:16-17).

8. Иерусалимский храм евреев, который будет воздвигнут в кончину века и в котором воссядет антихрист (2 Фес. 2:4; Откр. 11).

9. Небесный храм, который составит Церковь Божия на небе в вечности (Откр. 11:19).

Если же жертвенник еще не считать храмом, а первым домом Божиим счи­тать скинию и не различать Тело Христово и Церковь, то имеем семь храмов.

1. Скиния. 2. Храм Соломона. 3. Храм Зоровавеля. 4 Храм Иродов. 5. Церковь – Тело Христово. 6. Иерусалимский храм великой скорби. 7. Небесный храм.

А если глубоко вникнуть в суть этих храмов, то мы увидим, что все они в конце концов являют собой один храм Божий. Люди были изгнаны из рая и остались вне дома греться у жертвенника. Потом строится шатёр (скиния), потом дом (Соломон, Зоровавель, Ирод). Потом Сам Бог строит Себе храм – Тело Свое, или Церковь. Последнее и лучшее жилище – храм Божий на небе.

 

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

Откр.12:1-2 – И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.Описание этого видения Иоанн начинает союзом «и». Вообще обращает на себя внимание частое употребление этого союза в Апокалипсисе. Так, например, из 22 глав в этой книге шестнадцать начинаются с союза «и», три главы со слов «после сего», и только три главы начинаются не со слов, выражающих связь с предыдущими (гл 1,2 и 9) И то вторая и девятая явно связаны по смыслу с предыдущим текстом. 1:20 кончается описанием семи церквей, а 2-я глава на­чинается с послания к первой из этих церквей, восьмая глава кончается трубой четвертого Ангела, а девятая начинается с трубы пятого Ангела. Так что без связующих слов и союзов остается только начало первой главы, как изначаль­ной. Неверно понимание, будто это служит указанием на то, что Апокалипсис раскрывает нам историю мира в хронологической последовательности, или же, что это каждый раз указывает на непосредственную связь последующего с пре­дыдущим. Исходя из таких точек зрения, невозможно согласовать толкования одного видения с другим без явного насилия над текстом, всевозможных натя­жек, а то и нелепых искажений самого вероучения. Разуметь же указанный нами факт надо как указание на последовательную смену одного видения, явленно­му Иоанну, другим. Также это указывает на то, что Апокалипсис есть единое, целостное Откровение, полученное от одного и того же Духа в одно и то же время.

Итак, Иоанн описывает, что явилось ему знамение. Кроме этого случая, Иоанн называет явленное ему «знамением» еще в 12:3 и 15:1. Этим сам тайнозритель указывает на то, что видение должно пониматься не буквально, а символически, и каждый штрих видения имеет определенное значение. Иоанн на­зывает это знамение великим и тем не только отличает его от последующего знамения (12:3), но и указывает на его особое значение и глубокий смысл. Знамение явилось на небе. Этим указывается не столько на то, что Иоанн ви­дел жену (объект видения) именно на небе, так как потом он видел ее уже на земле (ст. 13), сколько на то, что эта жена небесного происхождения.

Кто же эта жена, явившаяся в небесной славе? «Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце...?» (Песн. 6:10). В протестант­ской среде существует понимание, будто это ветхозаветная церковь или изра­ильский народ. Однако описание небесной славы жены не соответствует ветхо­заветной церкви, оно гораздо более приличествует Церкви новозаветной. Если это церковь ветхозаветная, то как же дальше рассматривать явное указание на время антихриста (3,5 года)?! То есть здесь явное несоответствие. Нет также никаких оснований понимать под женой исключительно только евреев последне­го времени, обратившихся ко Христу. Святые отцы под этой апокалиптической женой видят либо Пресвятую Деву Марию, Матерь Божию, либо новозаветную христианскую Церковь. Причем на Деву Марию здесь есть только определен­ные указания, точное же соответствие каждой детали знамения мы находим в образе христианской Церкви.

Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Это Дева Мария, Матерь Божия, Которой «сотворил... ве­личие Сильный» (Лк. 1:49). Она превознесена превыше херувимов и серафи­мов и всех чинов ангельских (звезд небесных), она Богом венчанная Царица Небесная. Матери Небесного Царя – Иисуса Христа прилично и именоваться Царицей Небесной. Двенадцать Апостолов, как двенадцать звезд, венчают Ее пречистую главу, ибо по всей вселенной разнесли учение Ее божественного Сына. Это о Ней поет псалмопевец: «Стала царица одесную Тебя в Офирском золоте... и возжелает Царь красоты твоей» (Пс. 44:10,12). Неизреченная неотмирная красота Приснодевы! «Ликуй ныне и веселися, Сионе: Ты же чистая красуйся, Богородице, о восстании рождества Твоего». Не должно смущать и то, что Дева называется Женою. Так и Апостол гово­рит, что Христос «родился от жены» (Гал. 4:4), а пророк – что от Девы (Ис. 7:14). Она – Дева как сохранившаяся нетленной, не претерпевшая по­вреждения девства ни в зачатии, ни в рождестве. Она – Жена как родившая Сына.

Так еще и про­рок Исаия говорил: «Се Дева во чреве примет и родит» (Ис. 7:14). Она имела во чреве Имевшего в деснице Своей всю вселенную. Дальнейшие слова одна­ко нельзя разуметь буквально, как муки рождения Ею Христа. Дева Мария «без нетления Бога Слова рождшая» не испытала болей и мук рождения, какие испытывают все жены. Но старец Симеон сказал Ей: «и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35). Невыносимую боль и муку о Рожденном Ею Ей при­шлось претерпеть у Креста, видя Его страдания и смерть. Тогда оружие про­шло Ей душу, но сколь часто оно и прежде ранило Ее: роды в пещере, первая колыбель – ясли для животных, гонение Ирода, худое и злое отношение лю­дей к Сыну. Она даже готова была оторвать Его от служения (Мк. 3:30-31), столь велика была Ее боль и мука о Сыне. Вот они, боли и муки рождения!

Другое и основное значение этого знамения: жена – Церковь Христова. Церковь в Писании именуется Невестой или Женой Христовой. Так Апостол Павел сравнивает отношения мужа и жены с Христом и Церковью (Еф.5:25-33). В Апокалипсисе (19:7) Церковь прямо называется женою Агнца. Поэтому неверно мнение, будто в Писании Церковь предстаёт только как Невеста, а женою означается только израильский народ. Существует таинственная связь между Пречистой Девой – Матерью Божией и Церковью. Как Мария родила Христа и через то стала женою, но, родив непорочно, осталась Девой, так и Церковь. Она – Невеста Христова, чистая Дева, обрученная Христу (2 Кор. 11:2), но она же и жена, «Матерь всем нам» (Гал. 4:26), рождающая от Духа Божия чад Божиих. Как Дева Мария родила от Духа, так и Церковь рождает от Духа. Как Дева родила Христа, так и Церковь рождает Христа в душах верующих. И там, и там девство сочетается с материнством, там и там рождается Бог. Через Богородицу Бог сошел к людям и соединился с ними. Через Церковь люди восходят к Богу и соединяются с Ним. Таинство брака – отблеск таинства Христа и Церкви (Еф. 5:32). Как жена взята от ребра мужа, когда он спал, так и на Кресте, когда уснул сном смерти божественный Стра­далец (ср. Мф. 9:24), второй Адам, Муж совершенный, то от Его прободенного пречистого ребра истекли вода и кровь (таинство крещения и причастия). И из этих потоков изошла Церковь, жена Христова. Она Его возлюбленная, с Нею Он становится единой плотью и единым духом (Еф. 5:30; 1 Кор. 6:17). «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и бу­дут двое одна плоть» (Еф. 5:31), так и Христос готов оставить Отца Небесно­го и Пречистую Матерь Свою и прийти снова на землю, чтобы навечно и все­цело соединиться со Своей женою, Церковью искупленной.

Жена, облеченная в солнце правды, во Христа. В Него облекаемся в святом крещении, Им украшаемся. «Для вас, благоговеющие пред именем Моим, взой­дет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4:2). Этим небесным светом облечена Церковь. На иконах чело святых окружено ореолом света. Это не про­сто символ, а онтологическая реальность. Небесный свет есть внутренняя приро­да святых. «Вы – свет мира», – говорит Христос (Мф. 5:14). Вы должны явить миру нетварный свет Фавора. Но если Христос Сам и был этим Светом истинным (Ин. 1:9), то святые, Церковь только облечены им, являют собой не свой свет, а свет Неба, Солнца правды. Этот свет, которым облечены святые, не раз делался видимым для людей. На Моисея, беседовавшего на Синае с Богом, народ даже смотреть не мог, такое сияние исходило от него. Неотмирный свет видел, напри­мер, Николай Мотовилов вокруг своего учителя – преподобного Серафима Са­ровского, русского святого XIX века. Да и вообще всякому духовно виден боже­ственный свет святой Церкви, её святынь и праведников.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.