|
|||
ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 33 страницаНа небесном престоле был Сидящий. Это Бог-Отец. Когда Иоанн в первом видении узрел Христа, то увидел Его подобным Сыну Человеческому. Он описывает Его вид, лицо, волосы белые, очи огненные. Здесь же – просто Сидящий. Это потому, что Бог-Сын воплотился, и мы видим Его как Человека. Бога же Отца не видел никто никогда (Ин. 1:18) – пишет Иоанн уже после того, как ему было дано Откровение (Евангелие Иоанн написал после Апокалипсиса). Он видит Сидящего, но вид Его неописуем. Нет ни одного штриха Его Лика. Сидящий, таинственный, страшный, невидимый Бог. Подобное видение Сидящего на престоле имел и древний пророк Исаия (Ис. 6:1). Видел и пророк Даниил Ветхого днями, Сидящего на престоле (Дан. 7:9). Даниил описывает некоторые штрихи Божественного Лика: «Ветхий днями... одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна». Если Христос, Сын Божий, есть и истинный Человек, Сын Человеческий, то Бог здесь только явился в виде Ветхого днями Старца, но Он не является таковым по Своему существу. По естеству Своему Он – Невидимый. Бога же и Божество, и Отца, и Сына, и Святого Духа видеть невозможно. Божество не есть нечто видимое. Оно может только видимо являться, а Его Самого видеть невозможно (Ин. 1:18; 6:46; 1 Тим. 6:16; 1 Ин. 4:12; Исх. 33:20). И в вечности никакая тварь, даже высшие чины ангельские – серафимы – Его не видят (Ис. 6:2), ибо Он – Невидимый! Видеть не в видении, а «как Он есть» (1 Ин. 3:2) мы будем Христа в воскресшей Плоти. То, что здесь надо разуметь именно Плоть, а не Божество Христа, свидетельствуется тем, что «будем подобны Ему» именно по воскресшей плоти, ибо Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Фил. 3:21). А, с другой стороны, нельзя считать, что мы будем видеть только видения, а не Самого Бога, ведь сказано в Евангелии: «чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5:2). В этом великая тайна: никогда не видя, мы будем видеть. Здесь ум останавливается, как и всякий раз, когда затрагиваем неизреченную тайну Бога – Пресвятой Троицы. А посему не ум надо напрягать, а сердце очищать и склонять колени! Откр.4:3 – И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.Вид неописуем, и Иоанн уподобляет Его виду драгоценных камней, пытается найти какие-то земные подобия. Сардис – камень красного цвета, как цвет огня. Этим обозначен гнев Божий, готовый излиться на грешный мир. Яспис – цветом зеленый, означает, что Божество вечно цветущее, живоносное и пищеподательное. О ясписе еще говорят, что для диких зверей и привидений он страшен, а для нуждающихся в духовном врачестве – полезен. Камень этот целителен также при опухолях и ранах, происшедших от меча. Так Сидящий на престоле подобен Вечно Цветущему, Живоносному, Пищеподательному, Целительному. Радуга была дана некогда людям, положена Богом в облаке, как знамение Его вечного завета с землей, людьми и животными, населяющими ее. Видом своим она Самому Богу напоминала этот завет, «что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли». «Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт. 9:11-15; 8:22). Заканчивается дождь, и люди видят радугу, знаменующую его окончание. И каждый раз она вновь дает упование, что нет, Бог не уничтожит снова землю водами, ибо благодать и милость Его снова над людьми. И вот Иоанн видит радугу, это знамение завета, видит там, на небесах, вокруг престола. Это говорит о том, что и небесные видят это знамение своего завета с земными. Радуга на земле – всегда полукруг. Здесь же она «вокруг престола», то есть полный круг. И Иезекииль – пророк, видя небесный престол, видел, что «сияние было вокруг него. В таком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние» (Иез. 1:27-28). Это свидетельство того, что наш видимый мир – это только половина существующего, полукруг, а есть и мир иной, невидимый, откуда мы уже видим всё – полный круг. Полный круг вокруг престола, не имеющий ни начала, ни конца, – это и символ вечности. Эта радуга указывает и на различные ангельские чины, которые, подобно ей, окружают небесный престол. Еще одно отличие этой радуги от земной в том, что она не семицветная, а видом подобная смарагду (изумруду), одноцветная, зеленая. Цвет изумрудной зелени указывает опять, как цвет ясписа, на жизнодательную силу, что Господь – Животворящий, указывает на вечное цветение и жизнь. Поэтому и верующие «насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи» (Пс. 91:14-15). Откр.4:4 – И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.Подобное видел и пророк Даниил, видел, что помимо престола Ветхого днями «поставлены были престолы», на которые «судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:9-10). На 24 престолах, видит Иоанн, сидят 24 старца – на каждом престоле один. Кто эти старцы? Об этом можно заключить из песни, которую они сами поют Христу: «Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка и народа и племени» (5:9). Эти 24 старца, искупленные от всякого народа, и племени, и колена, олицетворяют собою Церковь Христову. Это двадцать четыре патриарха. Двенадцать – Ветхого Завета и двенадцать – Нового. Двенадцать патриархов Ветхого Завета – это двенадцать сыновей Иакова, родоначальники двенадцати колен Израиля. Другие двенадцать – это двенадцать Апостолов Иисуса Христа, они родоначальники всех колен христианской апостольской Церкви (Еф. 2:20). Им Сам Христос обещал, что «сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:28). Вместе они представляют собою всю ветхо- и новозаветную Церковь Божию. Когда говорят о двенадцати Апостолах на небе, то иногда спрашивают: а кто будет двенадцатым Апостолом – Матфий или Павел? Вопрос этот лишен всякого основания, ибо сказано: «и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян. 1:26). Значит, Матфий. Вообще же Апостолов в то время было много, ведь Господь помимо двенадцати Апостолов поставил еще семьдесят. Павел был совершенно особым образом Самим Богом избран и поставлен в Апостолы язычников (а не в число двенадцати). Если же он более потрудился, чем остальные Апостолы (2 Кор. 11:23), то и готовится ему на небе соответственный венец (2 Тим. 4:8). Ведь был же Иоанн Креститель наибольший из рожденных женами (Мф. 11:11), но не входил в число двенадцати Апостолов. И еще число 24=12*2 означает украшенных и словами, и делами. Старцы эти облечены были в белые одежды, как и обещал Христос облечь побеждающих (3:5). И имели на головах своих золотые венцы, в знак одержанной победы над демонами и грехом (см. 3:11) и сохранили верность до смерти (2:10). Так в лице своих патриархов и Апостолов окружается престол Божий Церковью ветхо- и новозаветной. Откр.4:5-6 – И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.Этим указывается, как страшен и ужасен Бог для недостойных Его долготерпения и пощады. У достойных же эти молнии и громы не вызывают страх, но молния просвещает духовные очи, а гром услаждает слух. Это для верных. Для неверных же это суд и кары. Непосредственно же перед самим престолом Божиим – семь светильников огненных, которые постоянно горят. Это либо семь Архангелов, превосходящих всех иных, как объясняет Ириней Лионский, либо же полнота Духа Святого – семь даров Животворящего Духа (ср. 1:4; 3:1). И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу. Как бы на подступах к престолу это стеклянное море. Мы знаем, что море никогда не бывает спокойным, воды его вечно в движении. Наше море – образ земной жизни вечно волнующейся, образ моря житейского. Подобное кристаллу стеклянное море перед Престолом означает упокоение, вечный покой, не тревожимый уже ничем, чистоту и светлость небесной жизни. Это – образ сил небесных, множества святых упокоившихся душ праведников. Душа пребывающая в вечных тревогах и волнениях, странствуя здесь, по житейскому морю, упокоевается там во святых. Никакой грех и никакая беда уже не возмущают ее там. Вечен покой святых пред Престолом Божиим. Море это, подобное кристаллу, означает красоту и совершенство обретших небесный покой праведников. Это стеклянное море пред Престолом Всевышнего указывает, возможно, и на те таинственные «воды, которые превыше небес» (Дан. 3:60). И псалмопевец Давид призывает: «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» (Пс. 148:4). И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. В непосредственной близости престола видит Иоанн четырех животных. Животные в данном случае – живые существа, а не животных в смысле «звери». Эти животные были исполнены очей, что говорит о способности их к созерцанию Божественных тайн и славы. Откр.4:7– И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.Можно указать на два значения их. Во-первых, видение святого Иоанна сильно перекликается с видением Иезекииля (Иез.1). Иезекиилю была явлена слава Господня на таинственной колеснице, где тоже были четыре животных, каждое имело четыре лика: льва, тельца, человека и орла. На колеснице был престол Сына Человеческого. Так под этими четырьмя животными можно понимать четыре высших Ангела, херувима, пред престолом и посреди него находящихся. И на них же и престол покоится. На этих многоочитых херувимах, созерцающих тайны и сияние славы Божественной и восседает Всевышний. Эти четыре херувима указывают и на четыре стихии, Ангелами которых они, возможно, являются. Четыре – это и небесное, и земное, и морское, и преисподнее во владениях Бога. Это и, с другой стороны, четыре стихии мира, на которых было указано еще древними философами: земля, вода, воздух и огонь (современные ученые говорят о четырех состояниях вещества в нашем мире: твердом, жидком, газообразном и плазменном). Это и царствование Божие чрез Своих Ангелов над миром птиц (орел), диких животных (лев) и домашних (телец), над человеком (человек). Имеют своих Ангелов и люди (Мф. 18:10; Деян. 12:15), и народы (Втор. 32:8; Дан. 10:13,20), и стихии (Откр. 7:1; 14:18; 16:4; Иез. 6:41). С другой стороны, эти четверо животных указывают на Церковь и ее четырех Евангелистов. Подобно явленному Иезекиилю, Христос, Сын Человеческий, как на некоей таинственной колеснице, движимой этими четырьмя животными – херувимами, обходит на четвероевангелии всю вселенную. Все народы обойдет эта Божественная колесница. Евангелист Матфей уподобляется человеку, т.к. в его Евангелии Христос особенно показан как Сын Человеческий в Его человеческой природе. Евангелист Марк уподобляется льву, ибо особенно показывает Христа-Царя в Его царственном служении. Евангелист Лука уподобляется тельцу, животному жертвенному, ибо показывает нам Христа как жертву, за грехи мира закалаемую. Орлу летящему подобен Евангелист Иоанн, ибо высоко парит на крыльях Духа в сферах небесных, созерцает тайны Божии, Предвечное Божество Христа. Матфей пишет о родословии Христа-Человека, Иоанн – о не имеющем родословия предвечном Логосе. Первые три Евангелиста описывают жизнь Христа, а Иоанн – духовный ее смысл, созерцаемый им, как орлом летящим. Так в первых Евангелиях, например, описывается и заповедуется крещение, а у Иоанна говорится о тайне рождения от воды и Духа. Первые три описывают Тайную Вечерю, а Иоанн, даже не описав само преломление хлеба Господом, говорит о таинстве небесного Хлеба, причащении Тела и Крови, о жизни, чрез то даруемой (гл.6). Так на иконах Евангелистов, и на самом Евангелии нередки изображения этих четырех животных. Но не на самих только Евангелистов, а и на всю Евангелием просвещенную Церковь указывают эти четыре животных. Ибо и сами они говорят, прославляя Христа: «Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (5:9). Почему же Иоанну Церковь является одновременно в виде 24 старцев и 4 животных? Двадцать четыре старца – это собственно сама Церковь в лице ее ветхозаветных патриархов и новозаветных Апостолов. А четыре животных показывают в лице Евангелистов характер и содержание Церкви. Это – олицетворение Церкви. Чрез Евангелие Христос соделывает Своих детей царями, подобными льву. Как и мудрый Соломон заметил: «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев» (Притч. 28:1). Через Евангелие же христиане становятся подобны тельцу в упорном, безропотном труде. Обретают характер жертвенный, самоотверженный. Безропотно и много потрудившись, телец обычно бывает закалаем под конец. Так и у христианина: труд и жертва, труд для других и жертва себя. Евангелие нам возвращает и лицо человека. Человек сотворен по образу и подобию Божию, но давно утерял это подобие через грех. Уподобился иному, лукавому. И вот через Евангелие восстанавливает Сын Человеческий в нас лицо человека первозданного неизвращенного, богоподобного. И подобны орлу летящему оторвавшиеся от земли, богословствующие, подвижники, аскеты, монашествующие – люди, склонные к созерцательному восприятию мира, глубоко проницающие в тайны судеб Божиих. Посмотрим на себя, подобны ли мы этим животным? Они ли олицетворяют наш характер? Или более олицетворяют нас гордые павлины, хитрые лисы, ядовитые змеи? Откр.4:8 – И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей. Видим, что эти четверо животных подобны шестикрылым серафимам (Ис.6). Двумя крылами, как говорит великий Дионисий, они покрывают лица, двумя – ноги, а средними летают. Этим явлено их глубочайшее благоговение к Божественному Откровению. Они исполнены очей, то есть ведения Божественных тайн. Этого ведения сподобляются не только чины ангельские, но и искупленные души на небесах, небесная Церковь, ибо ее характер олицетворяют как раз эти четверо животных. Ни днем, ни ночью не имеют покоя. Это не означает, что на небе будут дни и ночи, просто Иоанн использует наш земной образ, чтобы показать, что непрерывно воспевает небесная Церковь Всевышнего Бога. И в этом они не имеют покоя. Мы сейчас не имеем покоя, погрязая в домашней работе, обретении богатств, в стяжании чинов, в увеселениях. Но предаемся беспечному покою в служении Богу, в прославлении и воспевании Его Святого Имени. И только те небесные искупленные, лицезреющие Христа в непосредственной близости престола Божия не имеют покоя и взывают трисвятую песнь: свят, свят, свят Господь Бог. В этой трисвятой песни прикровенно показуется и велелепно воспевается Святая Троица. Впервые эту трисвятую песнь из уст серафимов, окружающих престол Божий, услышал пророк Исаия (Ис.6). И вот теперь видит и слышит Апостол Иоанн. Несмолкаемо звучит эта песнь в Церкви и поныне, какой услышал ее из Ангельских уст во время Богослужения один отрок в Константинополе: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный...» Но будучи еще не на небе, а на земле, добавляет Церковь: «помилуй нас». Господь Бог Вседержитель – в Его руках вся вселенная, как это изображается на иконах. Он не только Творец мира, но и его Зиждитель и Промыслитель. Он всё сотворил, Он всё и содержит. Без Него ничто не начало быть (Он – Творец), но без него ничто не может в бытии и пребывать (Он – Вседержитель). Стоит Ему отнять Свою державную руку – и, как стекло, все разобьется, как пыль, развеется. Который был, есть и грядет – этим указывается Его вечность. Который грядет, то есть небесная Церковь, увиденная Иоанном, еще ждет пришествия Господа. Он и для нее еще Грядущий. Он должен еще прийти, воскресить умершие тела, совершить Суд над миром. Откр.4:9-10 – И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря.Первоначально воздали славу, честь и благодарение Богу, Живущему во веки веков, то есть Вечному, четверо животных. Тогда и 24 старца, которые до этого сидели увенчанные на престолах, оставляют свои престолы и низлагают золотые венцы, не считая себя достойными в них приближаться Богу и поклоняться Сидящему на престоле. Дивная картина! Удостоенные Богом престолами и золотыми венцами жизни, правды и славы всё оставляют и повергаются ниц пред Богом! Как смели, как могли вы, о святые сыны Иакова и всехвальные Апостолы и Церковь небесная, как могли вы оставить и низложить с себя то, чем удостоил вас Всевышний?! Как не вспомнить здесь преподобного Сергия, игумена Радонежского, отказавшегося от золотого креста, которым почтил его святой Алексий, митрополит Московский! Всё оставляют, всё низлагают с себя 24 старца. Откр.4:11 – Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.Здесь, пред престолом, оставляется всё, остается только поклонение Всевышнему. Достоин Ты, мы ничего не достойны, не нам хвала, не нам. Но достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил всё, воззвал небывшее к бытию – и стало. Но не только сотворил Ты всё, но и всё по Твоей воле существует и сотворено. Если бы не было воли Твоей всеблагой на то, то и не существовало бы сотворенное. Дивную картину открыла нам четвертая глава. Что есть для нас Бог? Сначала, для грешника – это Бог-Каратель, карающий за грехи. Для раскаивающегося – это Бог-Спаситель, Бог Милующий. Найдя жизнь в Боге, человек часто обращается к Нему за помощью, и для него это Бог-Помощник. Нашедшему удовлетворение своим просьбам Бог становится Богом-Благодетелем. То есть, какие отношения к Богу? – мольба, просьбы, надежды, благодарения... Но это еще не высшее состояние христианина. Подобное бывает и в отношениях человеческих. Как только познакомишься с человеком, первое время отношения с ним чисто деловые – какие-то общие дела, что-то просишь, о чем-то спрашиваешь, благодаришь. Но если он стал твоим лучшим другом, то отношения уже не такие. Чтобы встретиться с ним, совершенно не нужна особая причина или случай. Встретиться можно и просто так, без особого дела. И от этого бывает очень хорошо. Не обязательно даже о чем-то говорить, хорошо и просто так побыть вместе. Хорошо от одного лишь общения с ним. Так и в отношении к Богу. Виденное Иоанном на небе пред престолом возводит нас от обращения к Нему как к Спасителю, прощающему наши грехи, от обращения к Нему как к Помощнику, споспешествующему нам в наших делах; от благодарения Ему за Его дары просто к похвале, поклонению, славословию Всевышнего. Здесь мы видим Бога в Его небесной красе и славе. Здесь Он просто Бог, приводящий нас в восторг. Здесь – чистое созерцание и радость от общения с Ним. Здесь – служение Ему не для чего-то, а потому что это – Он! Он Сам, а не дары Его, приводит в небесный восторг, в дивную неописуемую радость. Здесь даже нет слов, как бывает иногда на природе, в горах, например. Внезапно перед нами открывается такая дивная картина, что мы немеем, у нас нет слов. Это и есть неописуемый, несказанный восторг. В таком состоянии мы видим в Откровении небесную Церковь, поклоняющуюся у престола Божия. Да сподобит Господь и нам вознестись на такую высоту богосозерцания, почитания и прославления, когда нам будет хорошо от одного общения с Богом, от ощущения тепла Его любви, от видения и созерцания Его славы и Его таинств! Так Апостол Иоанн в четвертой главе начинает описание основной (второй) картины Апокалипсиса. Эта картина престола Божия будет названа нами картиной «А». Дальше эта картина будет дополняться новыми образами, как бы разрастаться. О картинах Апокалипсиса см. Приложение II.
ГЛАВА ПЯТАЯ Откр.5:1 – И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.Сначала Иоанн видит просто Сидящего. Но вглядевшись, он замечает в деснице, в правой руке Его книгу. Книгу эту можно представить себе в виде свитка. В древности папирус или пергамент скатывали в свиток и так он хранился. Книга, виденная святым Иоанном, была исписана внутри и снаружи и запечатана семью печатями. Что означает эта книга? Можно указать на два ее значения. Во-первых, она указывает на премудрую Божию память, в которую, по Давиду, вписано всё. Разумеется и глубина Божественных судеб, записанных в эту книгу. Все судьбы вселенной, народов, людей вписаны в тайную книгу Божию, которую никто не может прочитать. И все эти судьбы исключительно в деснице Божией. Ни вникнуть до конца в смысл судеб, ни изменить их никто не может. Семь печатей скрывают всё от нас, а десница Божия управляет. С другой стороны, эта книга указывает на домостроительство Божие. Семь печатей указывают на то, что ни постичь, ни тем более совершить это домостроительство нашего спасения никто из тварей, даже небесных, не может. Всё домостроительство спасения в деснице Божией. Откр.5:2-3 – И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.Кто достоин и может вникнуть в тайны судеб Божиих? Кто достоин и может совершить домостроительство спасения вселенной? И никто не мог, не нашлось никого ни на небе (ни праведники Божий, ни силы бесплотные), ни на земле (никакой человек, даже самый великий и праведный, ни тем более животное), ни под землею из преисподних сил, кто бы мог совершить это. Низвергнутые с неба, они не в силах теперь взойти и взять таинственную книгу из десницы Того, на Кого восстали. Посему и для демонов теперь сокрыты тайны судеб, они не имеют предведения, они не постигают ни Промысла Божия, ни путей Его. Так никто, ни из небесных, ни из земных, ни из преисподних, не может вскрыть книгу судеб Божиих. Значит, и не может совершить домостроительства спасения. И не только раскрыть сию книгу никто не мог, но даже и посмотреть в нее. Когда этот сильный Ангел воскликнул: кто достоин раскрыть? – то Иоанн, видимо, стал оглядываться: так кто же? Он смотрит с надеждой, от Ангелов, до херувимов и серафимов возносится его взор – но не смог никто. Откр.5:4 – И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.Апостол Иоанн настолько проникался созерцанием тайн Божественных судеб, настолько глубоко чувствовал необходимость спасительной благодати, что когда увидел, что никто не может ни читать эту книгу, ни даже посмотреть в нее, то заплакал. Не увидел Авраам своего многочисленного потомства, но хотя бы на многочисленные звёзды было указано ему (Быт. 15:5). Не вошел Моисей в Ханаан, но хоть с горы издалека увидел Землю обетованную. Здесь же никого не нашлось достойного заглянуть в эту книгу. А люди, и безбожники особенно, часто говорят: а вы мне покажите, и я буду верить! Невозможно, недостойны! Даже на небесах никто не достоин проникнуть в эти таинства. Откр.5:5– И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.Никто не мог этого совершить. Но нашелся знающий Того, Кто это может. Интересно, что знает это не один из Ангелов, ни даже Архангел Гавриил – вестник тайн Божиих, а один из старцев, один из искупленных верующих, один из Церкви, может быть из ветхозаветных патриархов или Апостолов. Может быть это Апостол Петр, ранее других исповедавший Христа Сыном Божиим. Так прославленные земные раньше узнают Спасителя, чем чины небесные. И вот говорит ему один из старцев: не плачь, утешься, я укажу тебе Достойного. Мы видим и дивную высоту души Иоанна, который не о земном плакал, а о небесном. Так должны просветлеть и наши очи, чтобы из них, как воды чистые, излились потоки слёз о небесном. Мы видим, что сам Апостол Иоанн не только созерцает, но участвует в являемых ему видениях. Он сам переносится туда, рассматривает, вступает в разговор, плачет, сокрушаясь, его утешают. Интересно еще отметить, что Божественному тайнозрителю не раз показываются образы Апостолов, а ведь он сам один из них! Вот, лев… Сначала Иоанн этого даже не увидел. В четвертой главе он всё описал, что увидел сразу. Теперь же ему указывается на Достойного совершить то, чего никто не достоин. Вот, лев от колена Иудина. Здесь вспоминается пророчество Иакова. Когда он перед своей смертью благословлял своих сыновей, то, благословляя Иуду, сказал ему: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт.49:9). Провидел Иаков, что от этого колена восстанет Лев, побеждающий мир. От Пречистой Девы Марии из колена Иудина восстал Христос, этот Лев, поразивший всякого супостата, славно воцарившийся. Он же назван и корень Давидов. Подобно этому читаем и у Исаии (11:1). «И произойдет отрасль от корня Иессеева (Иессей – отец Давида) и ветвь произрастет от корня его» (ср. Ис. 11:10; Рим. 15:12). Это означает, что, по человеческому естеству, Христос есть корень Давидов, как происшедший из рода Давидова, ибо читаем о Пречистой Матери как о «Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лк.1:27). А по Божественной Своей сути, Христос – корень Давидов, как сотворивший и произрастивший из Себя этого царя-пророка. И вот Христос, сей Лев от колена Иудина, корень Давидов, победил. Он победил того, кто сделал недостойными вселенную и всех ее обитателей не только читать тайную книгу Божию, но и просто приступать к престолу благодати. Он победил сатану, посеявшего мрак и невежество, грех и богоотступничество. Христос победил его на Кресте и лишил власти. Там, на Голгофе, Христос Своею Кровью одержал великую победу над всеми силами ада. И может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. Христос, победивший сатану и мрак неведения, может теперь, как Сын Человеческий, проникнуть в тайны Божии и открыть их людям. Лишив чрез Крест сатану его силы, связав его, Он может совершить домостроительство спасения, снять эти семь печатей, спасти людей, совершить семь таинств веры. Откр.5:6 – И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.Иоанн ищет глазами могущественного царственного льва, но видит: вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный. Не грозного льва, а как бы закланного Агнца видит святой Апостол. О, как дорого нам «это лето благоприятное» (Лк. 4:19), когда Христос Сын Божий, грозный лев только для демонов и всей власти, для нас же кроткий «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). «Нет в Нем ни вида, ни величия... Он был презрен и умален пред людьми... Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни... Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как Агнец пред стригущим Его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:2-7). На Голгофском Кресте был сей Агнец заклан за грех мира. На небе Он как бы закланный, то есть Он уже не мертвый, Он воскресший, но раны Его – крестные в Его вознесенном теле. Так Голгофский Агнец восшел на небо «показал Себя Ангелам» (1 Тим. 3:16), «прошел небеса»(Евр. 4:14) и «навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10:12). На протяжении дальнейших глав пред Иоанном будет раскрываться эта картина: Христос всё время будет в виде Агнца. Так мы видим престол, Сидящего на нем Бога Отца, Христа Агнца, видим семь огненных светильников Духа Святого. Вокруг Троицы – 4 животных, 24 старца и простирается стеклянное море. Такова пока открывшаяся пред нами картина. Божественного Агнца Иоанн видит посреди престола, не рядом с престолом, а «посреди престола» «Единородный Сын, сущий в недре Отчем» (Ин. 1:18); и посреди старцев, то есть посреди Церкви небесной, посреди Апостолов и ветхозаветных патриархов подобно тому, как раньше Он явился посреди семи золотых светильников, посреди Церкви земной.
|
|||
|