Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 33 страница



На небесном престоле был Сидящий. Это Бог-Отец. Когда Иоанн в первом видении узрел Христа, то увидел Его подобным Сыну Человеческому. Он опи­сывает Его вид, лицо, волосы белые, очи огненные. Здесь же – просто Сидя­щий. Это потому, что Бог-Сын воплотился, и мы видим Его как Человека. Бога же Отца не видел никто никогда (Ин. 1:18) – пишет Иоанн уже после того, как ему было дано Откровение (Евангелие Иоанн написал после Апокалипси­са). Он видит Сидящего, но вид Его неописуем. Нет ни одного штриха Его Лика. Сидящий, таинственный, страшный, невидимый Бог. Подобное видение Сидящего на престоле имел и древний пророк Исаия (Ис. 6:1). Видел и про­рок Даниил Ветхого днями, Сидящего на престоле (Дан. 7:9). Даниил описы­вает некоторые штрихи Божественного Лика: «Ветхий днями... одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна». Если Христос, Сын Божий, есть и истинный Человек, Сын Человеческий, то Бог здесь толь­ко явился в виде Ветхого днями Старца, но Он не является таковым по Своему существу. По естеству Своему Он – Невидимый.

Бога же и Божество, и Отца, и Сына, и Святого Духа видеть невозможно. Божество не есть нечто видимое. Оно может только видимо являться, а Его Самого видеть невозможно (Ин. 1:18; 6:46; 1 Тим. 6:16; 1 Ин. 4:12; Исх. 33:20). И в вечности никакая тварь, даже высшие чины ангельские – серафимы – Его не видят (Ис. 6:2), ибо Он – Невидимый! Видеть не в видении, а «как Он есть» (1 Ин. 3:2) мы будем Христа в воскресшей Плоти. То, что здесь надо разуметь именно Плоть, а не Божество Христа, свидетельствуется тем, что «бу­дем подобны Ему» именно по воскресшей плоти, ибо Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Фил. 3:21). А, с другой стороны, нельзя считать, что мы будем видеть только видения, а не Самого Бога, ведь сказано в Евангелии: «чистые сердцем Бога узрят» (Мф. 5:2). В этом великая тайна: никогда не видя, мы будем видеть. Здесь ум останавливается, как и всякий раз, когда затрагиваем неизреченную тайну Бога – Пресвятой Троицы. А посему не ум надо напрягать, а сердце очищать и склонять колени!

Откр.4:3 – И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.Вид неопи­суем, и Иоанн уподобляет Его виду драгоценных камней, пытается найти ка­кие-то земные подобия. Сардис – камень красного цвета, как цвет огня. Этим обозначен гнев Божий, готовый излиться на грешный мир. Яспис – цветом зеленый, означает, что Божество вечно цветущее, живоносное и пищеподательное. О ясписе еще говорят, что для диких зверей и привидений он страшен, а для нуждающихся в духовном врачестве – полезен. Камень этот целителен также при опухолях и ранах, происшедших от меча. Так Сидящий на престоле подобен Вечно Цветущему, Живоносному, Пищеподательному, Целительному.

Радуга была дана некогда людям, положена Богом в облаке, как знамение Его вечного завета с землей, людьми и животны­ми, населяющими ее. Видом своим она Самому Богу напоминала этот завет, «что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли». «Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт. 9:11-15; 8:22). Заканчивается дождь, и люди видят радугу, знаменующую его окончание. И каждый раз она вновь дает упование, что нет, Бог не уничтожит снова землю водами, ибо бла­годать и милость Его снова над людьми. И вот Иоанн видит радугу, это знаме­ние завета, видит там, на небесах, вокруг престола. Это говорит о том, что и небесные видят это знамение своего завета с земными. Радуга на земле – все­гда полукруг. Здесь же она «вокруг престола», то есть полный круг. И Иезекииль – пророк, видя небесный престол, видел, что «сияние было вокруг него. В таком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние» (Иез. 1:27-28). Это свидетельство того, что наш видимый мир – это только половина существующего, полукруг, а есть и мир иной, невидимый, откуда мы уже видим всё – полный круг. Полный круг вокруг престола, не имеющий ни начала, ни конца, – это и символ вечности. Эта радуга указыва­ет и на различные ангельские чины, которые, подобно ей, окружают небесный престол. Еще одно отличие этой радуги от земной в том, что она не семицвет­ная, а видом подобная смарагду (изумруду), одноцветная, зеленая. Цвет изумрудной зелени указывает опять, как цвет ясписа, на жизнодательную силу, что Господь – Животворящий, указывает на вечное цветение и жизнь. Поэто­му и верующие «насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи» (Пс. 91:14-15).

Откр.4:4 – И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.Подобное видел и пророк Даниил, видел, что помимо престола Ветхого днями «поставлены были престолы», на которые «судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:9-10). На 24 престолах, видит Иоанн, сидят 24 старца – на каждом престоле один. Кто эти старцы? Об этом можно заключить из песни, которую они сами поют Христу: «Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка и народа и племени» (5:9). Эти 24 старца, искупленные от всякого народа, и племени, и колена, олицетворяют собою Церковь Христову. Это двадцать четыре патриарха. Двенадцать – Ветхого Завета и двенадцать – Нового. Двенадцать патриархов Ветхого Завета – это двенадцать сыновей Иакова, родоначальники двенадцати колен Израиля. Дру­гие двенадцать – это двенадцать Апостолов Иисуса Христа, они родоначальники всех колен христианской апостольской Церкви (Еф. 2:20). Им Сам Христос обещал, что «сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:28). Вместе они представляют собою всю ветхо- и ново­заветную Церковь Божию.

Когда говорят о двенадцати Апостолах на небе, то иногда спрашивают: а кто будет двенадцатым Апостолом – Матфий или Павел? Вопрос этот лишен всякого основания, ибо сказано: «и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннад­цати Апостолам» (Деян. 1:26). Значит, Матфий. Вообще же Апостолов в то время было много, ведь Господь помимо двенадцати Апостолов поставил еще семьдесят. Павел был совершенно особым образом Самим Богом избран и поставлен в Апо­столы язычников (а не в число двенадцати). Если же он более потрудился, чем остальные Апостолы (2 Кор. 11:23), то и готовится ему на небе соответственный венец (2 Тим. 4:8). Ведь был же Иоанн Креститель наибольший из рожденных женами (Мф. 11:11), но не входил в число двенадцати Апостолов.

И еще число 24=12*2 означает украшенных и словами, и делами.

Старцы эти облечены были в белые одежды, как и обещал Христос облечь побеждающих (3:5). И имели на головах своих золотые венцы, в знак одер­жанной победы над демонами и грехом (см. 3:11) и сохранили верность до смерти (2:10).

Так в лице своих патриархов и Апостолов окружается престол Божий Цер­ковью ветхо- и новозаветной.

Откр.4:5-6 – И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.Этим указывается, как страшен и ужасен Бог для недостойных Его долготерпения и пощады. У дос­тойных же эти молнии и громы не вызывают страх, но молния просвещает ду­ховные очи, а гром услаждает слух. Это для верных. Для неверных же это суд и кары.

Непосредственно же перед самим престолом Божиим – семь светильников огненных, которые постоянно горят. Это либо семь Архангелов, превосходящих всех иных, как объясняет Ириней Ли­онский, либо же полнота Духа Святого – семь даров Животворящего Духа (ср. 1:4; 3:1).

И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу. Как бы на под­ступах к престолу это стеклянное море. Мы знаем, что море никогда не бывает спокойным, воды его вечно в движении. Наше море – образ земной жизни вечно волнующейся, образ моря житейского. Подобное кристаллу стеклянное море перед Престолом означает упокоение, вечный покой, не тревожимый уже ничем, чистоту и светлость небесной жизни. Это – образ сил небесных, мно­жества святых упокоившихся душ праведников. Душа пребывающая в вечных тревогах и волнениях, странствуя здесь, по житейскому морю, упокоевается там во святых. Никакой грех и никакая беда уже не возмущают ее там. Вечен по­кой святых пред Престолом Божиим.

Море это, подобное кристаллу, означает красоту и совершенство обретших небесный покой праведников. Это стеклянное море пред Престолом Всевышне­го указывает, возможно, и на те таинственные «воды, которые превыше небес» (Дан. 3:60). И псалмопевец Давид призывает: «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» (Пс. 148:4).

И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. В непосредственной близости престола видит Иоанн че­тырех животных. Животные в данном случае – живые существа, а не животных в смысле «звери». Эти животные были исполнены очей, что говорит о способности их к созерцанию Божественных тайн и славы.

Откр.4:7– И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.Можно указать на два значения их. Во-первых, видение святого Иоанна силь­но перекликается с видением Иезекииля (Иез.1). Иезекиилю была явлена сла­ва Господня на таинственной колеснице, где тоже были четыре животных, каждое имело четыре лика: льва, тельца, человека и орла. На колеснице был престол Сына Человеческого. Так под этими четырьмя животными можно по­нимать четыре высших Ангела, херувима, пред престолом и посреди него нахо­дящихся. И на них же и престол покоится. На этих многоочитых херувимах, созерцающих тайны и сияние славы Божественной и восседает Всевышний. Эти четыре херувима указывают и на четыре стихии, Ангелами которых они, возможно, являются. Четыре – это и небесное, и земное, и морское, и преисподнее во владениях Бога. Это и, с другой стороны, четыре стихии мира, на которых было указано еще древними философами: земля, вода, воздух и огонь (современные ученые говорят о четырех состояниях вещества в нашем мире: твердом, жидком, газообразном и плазменном). Это и царствование Божие чрез Своих Ангелов над миром птиц (орел), диких животных (лев) и домашних (телец), над человеком (человек). Имеют своих Ангелов и люди (Мф. 18:10; Деян. 12:15), и народы (Втор. 32:8; Дан. 10:13,20), и стихии (Откр. 7:1; 14:18; 16:4; Иез. 6:41).

С другой стороны, эти четверо животных указывают на Церковь и ее че­тырех Евангелистов. Подобно явленному Иезекиилю, Христос, Сын Челове­ческий, как на некоей таинственной колеснице, движимой этими четырьмя животными – херувимами, обходит на четвероевангелии всю вселенную. Все народы обойдет эта Божественная колесница. Евангелист Матфей уподобля­ется человеку, т.к. в его Евангелии Христос особенно показан как Сын Чело­веческий в Его человеческой природе. Евангелист Марк уподобляется льву, ибо особенно показывает Христа-Царя в Его царственном служении. Еванге­лист Лука уподобляется тельцу, животному жертвенному, ибо показывает нам Христа как жертву, за грехи мира закалаемую. Орлу летящему подобен Еван­гелист Иоанн, ибо высоко парит на крыльях Духа в сферах небесных, созер­цает тайны Божии, Предвечное Божество Христа. Матфей пишет о родосло­вии Христа-Человека, Иоанн – о не имеющем родословия предвечном Лого­се. Первые три Евангелиста описывают жизнь Христа, а Иоанн – духовный ее смысл, созерцаемый им, как орлом летящим. Так в первых Евангелиях, например, описывается и заповедуется крещение, а у Иоанна говорится о тай­не рождения от воды и Духа. Первые три описывают Тайную Вечерю, а Иоанн, даже не описав само преломление хлеба Господом, говорит о таинстве небесного Хлеба, причащении Тела и Крови, о жизни, чрез то даруемой (гл.6). Так на иконах Евангелистов, и на самом Евангелии нередки изобра­жения этих четырех животных.

Но не на самих только Евангелистов, а и на всю Евангелием просвещен­ную Церковь указывают эти четыре животных. Ибо и сами они говорят, про­славляя Христа: «Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из вся­кого колена и языка, и народа и племени» (5:9). Почему же Иоанну Цер­ковь является одновременно в виде 24 старцев и 4 животных? Двадцать че­тыре старца – это собственно сама Церковь в лице ее ветхозаветных патри­архов и новозаветных Апостолов. А четыре животных показывают в лице Евангелистов характер и содержание Церкви. Это – олицетворение Церкви. Чрез Евангелие Христос соделывает Своих детей царями, подобными льву. Как и мудрый Соломон заметил: «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев» (Притч. 28:1). Через Евангелие же христиане становятся подобны тельцу в упорном, безропотном труде. Обретают харак­тер жертвенный, самоотверженный. Безропотно и много потрудившись, телец обычно бывает закалаем под конец. Так и у христианина: труд и жертва, труд для других и жертва себя. Евангелие нам возвращает и лицо человека. Чело­век сотворен по образу и подобию Божию, но давно утерял это подобие че­рез грех. Уподобился иному, лукавому. И вот через Евангелие восстанавли­вает Сын Человеческий в нас лицо человека первозданного неизвращенного, богоподобного. И подобны орлу летящему оторвавшиеся от земли, богословствующие, подвижники, аскеты, монашествующие – люди, склонные к созерцательному восприятию мира, глубоко проницающие в тайны судеб Божиих.

Посмотрим на себя, подобны ли мы этим животным? Они ли олицетворяют наш характер? Или более олицетворяют нас гордые павлины, хитрые лисы, ядовитые змеи?

Откр.4:8 – И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей. Видим, что эти четверо животных подобны шестикрылым се­рафимам (Ис.6). Двумя крылами, как говорит великий Дионисий, они покры­вают лица, двумя – ноги, а средними летают. Этим явлено их глубочайшее благоговение к Божественному Откровению. Они исполнены очей, то есть ве­дения Божественных тайн. Этого ведения сподобляются не только чины ангель­ские, но и искупленные души на небесах, небесная Церковь, ибо ее характер олицетворяют как раз эти четверо животных.

Ни днем, ни ночью не имеют покоя. Это не означает, что на небе будут дни и ночи, просто Иоанн использует наш земной образ, чтобы показать, что непре­рывно воспевает небесная Церковь Всевышнего Бога. И в этом они не имеют покоя. Мы сейчас не имеем покоя, погрязая в домашней работе, обретении бо­гатств, в стяжании чинов, в увеселениях. Но предаемся беспечному покою в слу­жении Богу, в прославлении и воспевании Его Святого Имени. И только те не­бесные искупленные, лицезреющие Христа в непосредственной близости престо­ла Божия не имеют покоя и взывают трисвятую песнь: свят, свят, свят Господь Бог. В этой трисвятой песни прикровенно показуется и велелепно воспевается Святая Троица. Впервые эту трисвятую песнь из уст серафимов, окружающих престол Божий, услышал пророк Исаия (Ис.6). И вот теперь видит и слышит Апостол Иоанн. Несмолкаемо звучит эта песнь в Церкви и поныне, какой услы­шал ее из Ангельских уст во время Богослужения один отрок в Константино­поле: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный...» Но будучи еще не на небе, а на земле, добавляет Церковь: «помилуй нас». Господь Бог Все­держитель – в Его руках вся вселенная, как это изображается на иконах. Он не только Творец мира, но и его Зиждитель и Промыслитель. Он всё сотворил, Он всё и содержит. Без Него ничто не начало быть (Он – Творец), но без него ничто не может в бытии и пребывать (Он – Вседержитель). Стоит Ему отнять Свою державную руку – и, как стекло, все разобьется, как пыль, развеется. Который был, есть и грядет – этим указывается Его вечность. Который гря­дет, то есть небесная Церковь, увиденная Иоанном, еще ждет пришествия Гос­пода. Он и для нее еще Грядущий. Он должен еще прийти, воскресить умер­шие тела, совершить Суд над миром.

Откр.4:9-10 – И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря.Первоначально воздали славу, честь и благодарение Богу, Живущему во веки веков, то есть Вечному, четверо животных. Тогда и 24 старца, которые до этого сидели увенчанные на престолах, оставляют свои престолы и низлагают золотые венцы, не считая себя достойными в них приближаться Богу и поклоняться Сидящему на престоле. Дивная картина! Удостоенные Богом пре­столами и золотыми венцами жизни, правды и славы всё оставляют и повер­гаются ниц пред Богом! Как смели, как могли вы, о святые сыны Иакова и всехвальные Апостолы и Церковь небесная, как могли вы оставить и низло­жить с себя то, чем удостоил вас Всевышний?! Как не вспомнить здесь преподобного Сергия, игумена Радонежского, отказавшегося от золотого креста, которым почтил его святой Алексий, митрополит Московский! Всё оставля­ют, всё низлагают с себя 24 старца.

Откр.4:11 – Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.Здесь, пред престолом, оставляется всё, остается только поклонение Всевыш­нему. Достоин Ты, мы ничего не достойны, не нам хвала, не нам. Но достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил всё, воззвал не­бывшее к бытию – и стало. Но не только сотворил Ты всё, но и всё по Твоей воле существует и сотворено. Если бы не было воли Твоей всеблагой на то, то и не существовало бы сотворенное.

Дивную картину открыла нам четвертая глава. Что есть для нас Бог? Сна­чала, для грешника – это Бог-Каратель, карающий за грехи. Для раскаиваю­щегося – это Бог-Спаситель, Бог Милующий. Найдя жизнь в Боге, человек часто обращается к Нему за помощью, и для него это Бог-Помощник. Нашед­шему удовлетворение своим просьбам Бог становится Богом-Благодетелем. То есть, какие отношения к Богу? – мольба, просьбы, надежды, благодарения... Но это еще не высшее состояние христианина. Подобное бывает и в отношени­ях человеческих. Как только познакомишься с человеком, первое время отно­шения с ним чисто деловые – какие-то общие дела, что-то просишь, о чем-то спрашиваешь, благодаришь. Но если он стал твоим лучшим другом, то отноше­ния уже не такие. Чтобы встретиться с ним, совершенно не нужна особая при­чина или случай. Встретиться можно и просто так, без особого дела. И от этого бывает очень хорошо. Не обязательно даже о чем-то говорить, хорошо и просто так побыть вместе. Хорошо от одного лишь общения с ним. Так и в от­ношении к Богу. Виденное Иоанном на небе пред престолом возводит нас от обращения к Нему как к Спасителю, прощающему наши грехи, от обращения к Нему как к Помощнику, споспешествующему нам в наших делах; от благо­дарения Ему за Его дары просто к похвале, поклонению, славословию Всевыш­него. Здесь мы видим Бога в Его небесной красе и славе. Здесь Он просто Бог, приводящий нас в восторг. Здесь – чистое созерцание и радость от общения с Ним. Здесь – служение Ему не для чего-то, а потому что это – Он! Он Сам, а не дары Его, приводит в небесный восторг, в дивную неописуемую радость. Здесь даже нет слов, как бывает иногда на природе, в горах, например. Вне­запно перед нами открывается такая дивная картина, что мы немеем, у нас нет слов. Это и есть неописуемый, несказанный восторг. В таком состоянии мы видим в Откровении небесную Церковь, поклоняющуюся у престола Божия. Да сподобит Господь и нам вознестись на такую высоту богосозерцания, почитания и прославления, когда нам будет хорошо от одного общения с Богом, от ощу­щения тепла Его любви, от видения и созерцания Его славы и Его таинств!

Так Апостол Иоанн в четвертой главе начинает описание основной (вто­рой) картины Апокалипсиса. Эта картина престола Божия будет названа нами картиной «А». Дальше эта картина будет дополняться новыми образами, как бы разрастаться. О картинах Апокалипсиса см. Приложение II.

 

ГЛАВА ПЯТАЯ

Откр.5:1 – И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.Сначала Иоанн видит просто Сидящего. Но вглядевшись, он замечает в деснице, в правой руке Его книгу. Книгу эту можно представить себе в виде свитка. В древности папирус или пергамент скатывали в свиток и так он хра­нился. Книга, виденная святым Иоанном, была исписана внутри и снаружи и запечатана семью печатями.

Что означает эта книга? Можно указать на два ее значения. Во-первых, она указывает на премудрую Божию память, в которую, по Давиду, вписано всё. Разумеется и глубина Божественных судеб, записанных в эту книгу. Все судь­бы вселенной, народов, людей вписаны в тайную книгу Божию, которую ник­то не может прочитать. И все эти судьбы исключительно в деснице Божией. Ни вникнуть до конца в смысл судеб, ни изменить их никто не может. Семь печа­тей скрывают всё от нас, а десница Божия управляет.

С другой стороны, эта книга указывает на домостроительство Божие. Семь печатей указывают на то, что ни постичь, ни тем более совершить это домостро­ительство нашего спасения никто из тварей, даже небесных, не может. Всё до­мостроительство спасения в деснице Божией.

Откр.5:2-3 – И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.Кто достоин и может вникнуть в тайны судеб Божиих? Кто достоин и мо­жет совершить домостроительство спасения вселенной? И никто не мог, не на­шлось никого ни на небе (ни праведники Божий, ни силы бесплотные), ни на земле (никакой человек, даже самый великий и праведный, ни тем более жи­вотное), ни под землею из преисподних сил, кто бы мог совершить это. Низ­вергнутые с неба, они не в силах теперь взойти и взять таинственную книгу из десницы Того, на Кого восстали. Посему и для демонов теперь сокрыты тайны судеб, они не имеют предведения, они не постигают ни Промысла Божия, ни путей Его. Так никто, ни из небесных, ни из земных, ни из преисподних, не может вскрыть книгу судеб Божиих. Значит, и не может совершить домостро­ительства спасения. И не только раскрыть сию книгу никто не мог, но даже и посмотреть в нее.

Когда этот сильный Ангел воскликнул: кто достоин раскрыть? – то Иоанн, видимо, стал оглядываться: так кто же? Он смотрит с надеждой, от Ангелов, до херувимов и серафимов возносится его взор – но не смог никто.

Откр.5:4 – И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.Апостол Иоанн настолько проникался созерцанием тайн Божественных су­деб, настолько глубоко чувствовал необходимость спасительной благодати, что когда увидел, что никто не может ни читать эту книгу, ни даже посмотреть в нее, то заплакал. Не увидел Авраам своего многочисленного потомства, но хотя бы на многочисленные звёзды было указано ему (Быт. 15:5). Не вошел Мои­сей в Ханаан, но хоть с горы издалека увидел Землю обетованную. Здесь же никого не нашлось достойного заглянуть в эту книгу. А люди, и безбожники особенно, часто говорят: а вы мне покажите, и я буду верить! Невозможно, недостойны! Даже на небесах никто не достоин проникнуть в эти таинства.

Откр.5:5– И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.Никто не мог этого совершить. Но нашелся знающий Того, Кто это может. Интересно, что знает это не один из Ангелов, ни даже Архангел Гавриил – вестник тайн Божиих, а один из старцев, один из искупленных верующих, один из Церкви, может быть из ветхозаветных патриархов или Апостолов. Может быть это Апостол Петр, ранее других исповедавший Христа Сыном Божиим. Так прославленные земные раньше узнают Спасителя, чем чины небесные. И вот говорит ему один из старцев: не плачь, утешься, я укажу тебе Достойного. Мы видим и дивную высоту души Иоанна, который не о земном плакал, а о небес­ном. Так должны просветлеть и наши очи, чтобы из них, как воды чистые, излились потоки слёз о небесном. Мы видим, что сам Апостол Иоанн не только созерцает, но участвует в являемых ему видениях. Он сам переносится туда, рассматривает, вступает в разговор, плачет, сокрушаясь, его утешают. Интерес­но еще отметить, что Божественному тайнозрителю не раз показываются обра­зы Апостолов, а ведь он сам один из них! Вот, лев… Сна­чала Иоанн этого даже не увидел. В четвертой главе он всё описал, что увидел сразу. Теперь же ему указывается на Достойного совершить то, чего никто не достоин. Вот, лев от колена Иудина. Здесь вспоминается пророчество Иакова. Когда он перед своей смертью благословлял своих сыновей, то, благослов­ляя Иуду, сказал ему: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт.49:9). Про­видел Иаков, что от этого колена восстанет Лев, побеждающий мир. От Пречи­стой Девы Марии из колена Иудина восстал Христос, этот Лев, поразивший всякого супостата, славно воцарившийся. Он же назван и корень Давидов. Подобно этому читаем и у Исаии (11:1). «И произойдет отрасль от корня Иессеева (Иессей – отец Давида) и ветвь произрастет от корня его» (ср. Ис. 11:10; Рим. 15:12).

Это означает, что, по человеческому естеству, Христос есть корень Давидов, как происшедший из рода Давидова, ибо читаем о Пречистой Матери как о «Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лк.1:27). А по Божественной Своей сути, Христос – корень Дави­дов, как сотворивший и произрастивший из Себя этого царя-пророка. И вот Христос, сей Лев от колена Иудина, корень Давидов, победил. Он победил того, кто сделал недостойными вселенную и всех ее обитателей не только читать тай­ную книгу Божию, но и просто приступать к престолу благодати. Он победил сатану, посеявшего мрак и невежество, грех и богоотступничество. Христос победил его на Кресте и лишил власти. Там, на Голгофе, Христос Своею Кро­вью одержал великую победу над всеми силами ада. И может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.

Христос, победивший сатану и мрак неведения, может теперь, как Сын Человеческий, проникнуть в тайны Божии и открыть их людям. Лишив чрез Крест сатану его силы, связав его, Он может совершить домостроительство спасения, снять эти семь печатей, спасти людей, совершить семь таинств веры.

Откр.5:6 – И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.Иоанн ищет глазами могущественного царственного льва, но видит: вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев сто­ял Агнец как бы закланный. Не грозного льва, а как бы закланного Агнца видит святой Апостол. О, как дорого нам «это лето благоприятное» (Лк. 4:19), когда Христос Сын Божий, грозный лев только для демонов и всей власти, для нас же кроткий «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

«Нет в Нем ни вида, ни величия... Он был презрен и умален пред людь­ми... Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни... Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исце­лились... Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как Агнец пред стригущим Его безгла­сен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:2-7). На Голгофском Кресте был сей Агнец заклан за грех мира. На небе Он как бы закланный, то есть Он уже не мертвый, Он воскресший, но раны Его – крестные в Его вознесенном теле. Так Голгофский Агнец восшел на небо «показал Себя Ангелам» (1 Тим. 3:16), «прошел небеса»(Евр. 4:14) и «навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10:12). На протяжении дальнейших глав пред Иоанном будет раскрываться эта картина: Христос всё время будет в виде Агнца. Так мы видим престол, Сидящего на нем Бога Отца, Христа Агнца, видим семь огненных светильников Духа Святого. Вокруг Троицы – 4 животных, 24 старца и простирается стеклянное море. Такова пока открывшаяся пред нами картина. Божественного Агнца Иоанн видит посреди престола, не рядом с престолом, а «посреди престола» «Едино­родный Сын, сущий в недре Отчем» (Ин. 1:18); и посреди старцев, то есть посреди Церкви небесной, посреди Апостолов и ветхозаветных патриархов по­добно тому, как раньше Он явился посреди семи золотых светильников, посре­ди Церкви земной.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.