|
|||
ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 34 страницаАгнец, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. Видим семь Христовых Духов, о которых говорит пророк Исаия (Ис. 11:2): «и почиет на нем (на Христе) Дух Господень, (1) дух премудрости и (2) разума, (3) дух совета и (4) крепости, (5) дух ведения и (6) благочестия; и (7) страхом Господним исполнится». Вот они – семь духов Божиих. Говорит об этом и пророк Захария: «И возвратился тот Ангел, который говорил со мною (с Захарией), и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его... те семь, это очи Господа, которые объемлют взором всю землю» (Зах. 4:1-2,10). Очи Христа Агнца взирают на весь мир и объемлют его. Но если виденье нашими глазами заключается в том, что свет от предметов попадает в наши глаза, то виденье Божие заключается, наоборот, в том, что небесные лучи, семь духов, исходят из очей Его и посылаются во всю землю. Как елей из той чашечки наверху истекает по трубочкам в семь лампад, так и Полнота Духа Святого, этот Божественный елей, из Христа – истекает через семь таинств, как через семь трубочек в семь лампад – семисвечник, который есть Церковь Бога Живого на земле. Так семь духов Божиих изливаются из Того, на Ком «почиет Дух Господень» в Его Тело – Его святую Церковь, «на всякую плоть» (Деян. 2:17), и посылаются во всю землю. «Я посылаю вас, – говорит Христос, и, сказав это, дунул и говорит им (Апостолам): Примите Духа Святого» (Ин. 20:21-22). Апостолы же, исшед из Иерусалима, и позднее преемники их, разнесли огонь этого Божественного семисвечника по всей земле. И так будет, доколе «земля будет наполнена ведением Господа как воды наполняют море» (Ис. 11:9). Здесь можно сказать о сектантах. Рядом с семью лампадами золотого светильника – святой Церковью – воздвигают они свои, иные светильники, не соединенные ни с верхней чашечкою (Христом), ни с семью трубочками (семью таинствами)! Упорно ищут они иные пути для достижения этого елея. Не сдвинет ли Господь светильники, не Им поставленные? Откр.5:7 – И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.Агнец, Которого Иоанн сначала и не видел, теперь вступает в действие. Прошла Голгофа, Крест. Агнец был распят, заклан за грехи мира. Наконец сатана связан. И Христос побеждает, воскресает во славе. И уже не закланный, а как бы закланный, оставляет Он землю, возносится на небеса, проходит их, приступает к престолу Божию и берет из десницы Сидящего на нем Отца Своего книгу. Он – достоин! Умерший и Воскресший, Он теперь достоин как Человек проникнуть в тайны Божии, как Богочеловек совершить домостроительство спасения. И как достойный берет из десницы Божией эту книгу. Еще не начал Он ее читать, не вскрыл еще ни одной ее печати, а только еще взял. Откр.5:8 – И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем. Это небесная торжествующая Церковь поклоняется Христу. Не благодеяние, не открытие тайны, а только один вид Христа, как бы закланного Агнца, подходящего к престолу и берущего книгу, повергает их ниц. Поклоняются небесные жители пред Всевышним в предчувствии и предвидении великого, что должно совершиться. Они падают ниц, имея каждый гусли. Спасенные всем своим существом славят Творца и Спасителя. Они прославлены, не надорванные и хрипящие голоса у них, а поющие песни новые и небесные. Но им и этого еще недостаточно, чтобы прославить Бога. И они берут гусли, чтобы более прославить Христа. Гусли означают здесь не только музыкальное сопровождение, но и гармоническое, благозвучное Божественное славословие. Интересно отметить, что музыкальные инструменты употреблялись в ветхозаветном богослужении (как мы видим, и в небесном). Православие же в своем стремлении к строгости и безыскусности полностью отказалось от музыки на богослужениях. На западе же, в католичестве, стала со временем употребляться органная музыка. И земная Церковь, подражая небесной, не ограничивается как бы только собою, но всеми средствами (храмы, иконы) старается славить Бога. Апостол Павел говорит, что христиане есть Христово благоухание (2 Кор. 2:15). Как из золотых чаш, из сердца и помышлений христианина возносится Богу фимиам молитв и добрых дел. Точнейшее же рассмотрение этого видения вскрывает нам более таинственную мысль. Мы здесь видим четырех животных и 24 старца, то есть небесную Церковь, пред престолом и Агнцем с золотыми чашами, из которых воскуряется Богу фимиам молитв святых. Святые прославленные ходатайствуют о святых страдающих. Поэтому и призывает земная Церковь святых небесных. Поэтому и говорит Апостол Павел, что христиане «приступили... к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12: 23). Поэтому и взываем к угодникам Божиим, как усердно ходатайствующим о нас и приносящим наши молитвы к престолу и к Агнцу. «Много может усиленная молитва праведного» – говорит святой Иаков (5:16). Вот они – «духи праведников», принятые Богом, и кто может молиться усерднее, чем они, «достигшие совершенства»?! Да не оскудеют чаши с нашими молитвами в их руках! Какой могущественной молитвенной силы лишают себя не призывающие святых! Молитвы святых, то есть и земные христиане, как освященные кровью Иисуса Христа, называются «святыми». Святыми они называются не по своему достоинству, а по Божественному избранию, по отделенности своей от мира, по освящению, получаемому от Того, Кто един свят, Господь Иисус Христос. В народе иногда разделяют христиан на «святых» и простых. Святые пусть живут по Евангелию, а мы как-нибудь. Так ведь нет спасения «как-нибудь»! И Богу угодны молитвы святых. А «кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» (Пр.28:9). «Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» (Пр.15:8). «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь... когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение (ваших жертв) отвратительно для Меня» (Ис. 1:11-13). ...Топчутся нами церковные дворы, воскуряется ладан, не исчезают жертвы с панихидных столов. Но принимаются ли все наши молитвы, не оскудевают ли чаши наших небесных ходатаев, поскольку не приятный фимиам, а едкий, мерзкий дым возносится зачастую от нас?! Святые молитвы угодны Богу, и только святые входят в обители Божии (21:27). Канонизированный же Церковью лик святых – это те особые угодники Божий, которые великими делами благочестия прославлялись на земле, и достоверно известно, что они приняты Богом, а потому и призываются в молитвах святой Церкви. Скажем и мы вместе с Апостолами: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3:13-14). Оставила небесная Церковь свои престолы, низложила свои венцы, поклоняясь Богу и Агнцу, воспела песнь. Но ей и этого недостаточно – взяла гусли. Но и этого недостаточно – взяла молитвы земных, чтобы все и всё единым собором возвеличили Бога. Откр.5:9-10 – И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.Человек пришел к Богу. В его устах смолкают дикие и непотребные напевы, он научается песни новой. О ней говорит псалмопевец: «Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых» (Пс. 149:1). Новый гимн звучит в возрожденном сердце. Но с какой новой силой он звучит там, у престола Всевышнего! О дальних странах, ратных подвигах, о потерянной любви – поют певцы в долине земной. О чем же поете вы, святые, у престола на небе? Какая новая песнь родилась в вашем сердце? Не научите ли вы и нас воспеть эту песнь новую? Так слушайте же, о чем поют небеса: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати. Не было достойного ни на небе, ни на земле, ни под землею, – но вот небо и земля поют Агнцу-Христу: «Аксиос! Достоин! Достоин!» Достоин вникнуть в тайны Божий и вскрыть их. Достоин совершить домостроительство спасения! И сейчас Церковь, подходя к посвящению служителей тайн Божиих, поёт: аксиос! Но это достоинство земных обретается только достоинством Небесного Агнца, Которому небесные поют: Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени! Вот она, песнь новая! Отверженного земными воспевает небо! Воплощенный Бог приносит Себя в жертву миру. Это важнейшее из всех событий несмолкаемо и боголепно воспевает земная Церковь. Но нужна еще новая песнь Церкви небесной, чтобы воздать достойную славу Искупителю. Кровь Иисуса Христа, Божественного Агнца – вот та дорогая цена, которою мы искуплены Богу (1Кор. 6:20). Искупление Христово простирается на все народы. Нет веры русской или немецкой, есть вера Христова во всех народах, есть Кровь Агнца-Христа, омывшая иудея, эллина, немца, русского, китайца, человека белого и черного, красного и желтого. Из всех народов собирает Христос Свою Церковь. Здесь надо указать на неверное понимание указывающих на это и подобные места Нового Завета и говорящих, что Христос соберет Свою Церковь из верующих всех исповеданий. Этого нигде в Библии не написано. Не из всех вер, а из всех народов соберет Христос Своих. О всех же народах сказано: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5). Еретики же даже один народ раскалывают на множество вер. Церковь все народы собирает в одну веру, веру апостольскую, хранимую поныне. ...И дальше поет Церковь Христу: Ты искупил нас... Об этом духовном царстве и священстве христиан уже было сказано (см. 1:6). Так поет ликующая при виде Агнца Церковь. Из слов этой песни мы ясно видим, что четверо животных и 24 старца – это и есть Церковь. Откр.5:11-12 – И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев. Святой Иоанн видит, как картина всё более дополняется. В центре – престол. На нем Сидящий и Агнец. Семь светильников горят пред престолом – Отец, Сын и Дух Святой, Пресвятая Троица. Сливаясь с престолом, вокруг него – четверо животных – существо Церкви – и высшие Ангелы. Далее вокруг престола 24 старца – Церковь. Следующий круг – Ангелы, которых теперь видит Апостол. Великое множество Ангелов окружало престол, животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч. «Тьма» – это десять тысяч. Тьма тем – это сто миллионов. Скорее же под этим числом надо разуметь весьма огромное количество. Этим же числом означает и пророк Даниил Ангелов, стоящих пред престолом Божиим (Дан. 7:10). Которые, то есть эти сонмища Ангелов, говорили. Видим, что в эту новую песнь включаются теперь и небесные воинства духов бесплотных. Достоин Агнец закланный, – именно через заклание, чрез Голгофу и Крест, становится Агнец достойным принять силу над имевшим державу смерти, ибо связал сильного (сатану) (Мф. 12:29). Теперь Христос принимает силу над сатаной, бесами, адом и всем миром. А что, разве раньше Он такой силы не имел? Как Сын Божий имел всегда. Но «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин.3:8). И уже как Сыну Человеческому чрез Крест дается Ему «всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). И богатство. Ради нас Христос был «как отпрыск и как росток из сухой земли... и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53:2). Ради нас Он обнищал и «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил. 2:7). «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9:58). Голгофский же Крест удостаивает Его неизреченных и великих богатств. Все сокровища неба и земли принадлежат теперь Ему. Господь говорил, что раб не больше своего господина, а сколь часто мы, христиане, прилепляемся к богатству земному и служим маммоне! Не говорил ли Христос всё оставлять ради Него, и тогда сторицею будет воздано. Тот будет достоин там принять богатства, кто оставляет их здесь. Вспомним жития святых, сколь многие из них всё оставляли ради Христа. Все они стяжали себе великие богатства на небе. А какое нищенское состояние на небе зарабатываем мы себе своим многостяжательством и обольщением земным? Поэтому не надо говорить, что слова Христа об оставлении всего только для подвижников. Первые христиане показали, что исполнять эти слова должны все (Деян. 4:32). Не стоит делать себе вход в Царство Небесное узким и малым, как отверстие игольного ушка (Мф. 19:24)! Многие говорят: если не будем работать в воскресенье – дети по миру пойдут. И невдомёк им, что по миру греха идут их дети от того, что они работают в воскресенье, а не молятся. Если воскресная работа не благословлена, то наработанное в воскресенье сгниет в понедельник. Кто с Богом живет, того и Бог никогда не оставит. И премудрость. Это разуметь надо не по Божественному, а по человеческому естеству Христову. Некогда как младенец Он «возрастал, исполняясь премудрости» (Лк. 2:40). Учителя иудейские «дивились разуму и ответам» (Лк. 2:47) двенадцатилетнего Отрока. Теперь же небо и земля и все лики ангельские изумляются Агнцу, берущему из десницы Всевышнего таинственную книгу и достойному перенять всякую премудрость. Ибо по плоти Христос удостаивается всеведения. И крепость. «И нарекут имя Ему: Бог Крепкий», – говорит пророк Исаия (9:6). И неумолчно взывает Церковь: Святый Боже, Святый Крепкий... В Нем всякая крепость, и никто не может Его сокрушить. Он даже рабам Своим говорит, что даст им власть над язычниками, и будут пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся (2:26-27). Так получает крепость «Муж скорбей и изведавший болезни», Который «взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53:3-4). Поэтому не унывайте, братия, в немощах, ибо и крепость великую подает Господь. И честь. «Он был презрен и умален пред людьми» (Ис. 53:3), а теперь принимает честь от Ангелов, будучи превознесен превыше небес. И славу. Славу воздают Ему небеса. Кто ты, убогий человек, заживо начинающий гнить, когда бесславишь Христа, Того, Кому тьма Ангелов воздает славу?! Небеса исполнены ангельским славословием Христу. И благословение. Как может Христос принять благословение и от кого? Он его ни от кого не принимает. «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» (Евр. 7:7), а Он – Всевышний. Как Сын Человеческий, Он принимает благословение от Отца. И еще более: Он Сам Себя унижает, называя Себя «меньшим» в отношении к Иоанну Крестителю (Мф. 11:11), и принимает от него крещение. Но вот Он превознесен одесную Отца и... приемлет благословение – в каком смысле? Вот богатый дает милостыню нищему. Чем может воздать нищий богатому? Ничем, но сердце нищего благословляет милостивого. Так благодарно благословляет тварь Творца, так благословляет душа своего Господа. Сила, богатство, премудрость, крепость, честь, слава и благословение – вот семь жемчужин, которые Христос, нас ради, через Свое заклание, оставил, а теперь как Сын Человеческий принимает при ангельском пении. Откр.5:13 – И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков.Вся вселенная, вся тварь поклоняется Творцу и Спасителю и славит Его. Откр.5:14 – И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков. Этому славословию всей твари высшие Ангелы и сам характер, существо Церкви в лице Евангелистов говорят: аминь, истинно да будет так. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков. Так видим мы, что и Ангелы, и люди искупленные, и небо, и земля, и что под землею – всё вместе собирается в единое стадо, имеющее одного Пастыря, – Христа, совокупившего разделенное, собравшего рассеянное, разрушившего всякие разделяющие преграды. Всё вместе образует единый собор вокруг Бога.
ГЛАВА ШЕСТАЯ Здесь описывается вскрытие Агнцем печатей, которыми запечатлена была книга в деснице Всевышнего. Дальнейшее в Апокалипсисе (до 18-й главы) можно рассматривать как «три семерки»: семь печатей, семь труб и семь чаш. Теперь рассмотрим вскрытие семи печатей. Через это картина неба, показанная Иоанну (картина А), соединяется с картиной земли (картина В), которая еще совсем не показана, но постепенно будет наполняться всё новыми и новыми образами. Открываются печати небесной книги и показывается, что через это происходит на земле. Снятие первой печати, означающее апостольское учение. Откр.6:1 –И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.Первые четыре печати схожи. Каждый раз, как будет вскрываться печать, одно из четырех животных будет громовым голосом призывать Иоанна подойти и посмотреть. Поскольку далее ясно будут перечислены второе, третье и четвертое животные, то ясно, что здесь одно из четырех животных – первое, подобное льву. Этим означена царственная власть Апостолов над демонами, т.к. вскрытие первой печати и показываетапостольскую проповедь. Иди и смотри – говорит святому Иоанну Лев. Иоанн подходит. Откр.6:2 –Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. Первые четыре печати, к рассмотрению которых будут призывать четверо животных, показывают нам четырех всадников на конях разного цвета. Последние три печати будут своеобразны. Вот выходит конь белый. Этим означена апостольская проповедь Евангелия.Конь белый указывает на светлость и нравственное совершенство Апостолов, вышедших на проповедь Евангелия. С Елеонской горы посылает их на это Божественный Учитель: «И будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Как быстрый конь, обходят Апостолы за тридцать лет землю от Испании до Индии и от Эфиопии до Скифии. Всадник, имеющий лук, – этим и означена собственно евангельская проповедь Апостолов, которая как стрела поражала сердца людей и покоряла ихЕдиному Живому Богу и Спасителю Господу Иисусу Христу. «Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя» (Песн. 1:8) – говорит Христос о Своей Церкви. А пророк Аввакум говорит о Господе: «Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные. Ты обнажил лук Твой... увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих» (Авв.3:8-11). О событиях при Иисусе Навине вспоминает пророк Аввакум, но не указывает ли это на Иисуса Назорея, взошедшего в лице Своих Апостолов на спасительную колесницу Четвероевангелия, пред которыми, когда они обнажили лук своей проповеди, вострепетали горы иудеев и ринулись воды язычества?! Бездна, в которую низвержен был чрез Крест лукавый, не подала ли голос свой, и не подняли ли высоко руки свои сдающиеся пред Апостолами бесы, которых те изгоняли именем Иисуса?! Солнце и луна, все светила эллинской философии, не остановились ли они на месте своем в Ареопаге пред светом летающих стрел апостольских проповедей, вспомним Апостола Павла в Афинах?! И дан был ему венец. Увенчанный правдою и духовным царством лик апостольский вышел он как победоносный на победоносную империю Римскую и покорил ее закланному Агнцу. Вскормленные волчицею покоряются вскормленным Агнцем. Есть предание, что основатели Рима Ромул и Рем были вскормлены волчицею. Апостолы и христиане же вскормлены плотью и кровью закланного Агнца. И чтобы победить. Этим указывается и победная, добровольная, мученическая кончина Апостолов, и то, что вышли они, победоносные, на проповедь не для того, чтобы потерпеть поражение, а чтобы победить. Действительно, «бездна... высоко подняла руки свои» (Авв.3:10), дрогнула земля, рухнуло язычество. Погасли идольские капища, водрузился Крест. Полчища демонов низвергают свои знамена, крестоносное же «знамя Его надо мною» (Песн. 2:4), – поет душа, пораженная стрелою апостольскою и победившая во Христе! Откр.6:3– И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.Здесь пойдет речь о войне, о той брани, которую поведут неверные против верующих, о священных жертвах мучеников, поэтому и призывает Господь Иоанна посмотреть на это второе животное – тельца, животное жертвенное. Откр.6:4 – И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.Красный цвет обозначает и ревность пострадавших за Христа, и есть знак кровопролития, которому надлежит быть. Христос сказал ученикам: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Так учение Христа, как большой меч, взяло мир с земли, и началась невиданная страшная брань по всей земле. Происходит она и в каждом человеке. «Дьявол с Богом борется, – говорит Достоевский, – а поле брани – сердца людей». Учение Христа разделило людей на верных Ему и неверующих, отвергнувших благочестие. Потекла реками мученическая кровь христиан. И не от меча ли гонителей мученически умерли святые Апостолы Иаков, Варфоломей и Павел? И не мученически ли кончили жизнь остальные Апостолы и великое множество первых христиан? А сколь много их было в последующие времена! Кто считал число христианских мучеников?! А кто сочтет тех, которым надлежит быть убитым великим мечом гонения антихристова?! Тогда мирное житие для христиан будет отнято от всей земли! Указывается здесь и на войны, которым надлежит быть. Предупреждал Христос: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть». (Мф. 24:6). Дано взять мир с земли – указание на всемирные войны (см. 3:10). Не ведали того Апостолы, как это может осуществиться, ибо не было такого до них и быть не могло при тех средствах. Но Божественный Агнец снял печать неведения и указывал Иоанну Телец, стоящий у престола, на всё это. Дважды в нашем веке во всемирных войнах мир был взят со всей земли. И вот к концу второй мировой войны выковывается уже и большой меч атомного оружия, быстро и без труда могущий уничтожить весь мир. Мы не знаем, до какой еще величины вырастет этот меч, когда при антихристе, при страшной битве Армагеддона совершится самая страшная резня народов, когда «меч каждого человека будет против брата его» (Иез. 38:21), когда трупы и покроют землю так, что «дом Израилев семь месяцев будет хоронить их, чтобы очистить землю. И весь народ земли будет хоронить их» (Иез. 39:12-13). Откр.6:5 – И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.Здесь говорит третье животное, видом как человек, оно призывает Иоанна, указывая ему на немощь человеческую по плоти, ибо предвещает голод, и по духу – ибо указывается на падение в вере нетвердо во Христа уверовавших. Откр.6:6 – И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. Так возвещается это бедствие. Конь вороной, то есть чёрный, означает скорбь, ибо будет она велика. Как чёрный конь, придет голод на вселенную. У всадника мера в руке, ибо не будет каждому хлеба по нужде его, а будет каждому отмерено, и отмерено весьма мало. Мы видим, что дороже всего становится хлеб (мера пшеницы за динарий), то есть будет хлебный голод. Так, действительно, великий голод был в осажденном римлянами Иерусалиме (70 год). История повествует, что от голода матери съедали даже своих детей. Но еще больший голод принесет антихристов конь чёрный, когда каждому будет отмерено. Обещают сегодняшние лжепророки, что каждому будет по потребностям; но придет великая скорбь и не по потребностям будут мерить, а по скудной мере чёрного всадника. Интересно, что говорит голос Иоанну: елея же и вина не повреждай. Набросившиеся на вино обезумеют совершенно. Обуздывающему свою плоть в постах и самому налагающему себе меру легче тогда будет пережить скудную меру голодных времен. И еще одно значение имеет виденное здесь Иоанном. Показан плач об отпавших от веры. Это – година чёрная. Она собственно никогда и не покидала землю. «Вот, тьма покрывает землю, и мрак – народы» (Ис. 60:2). Только временами эта тьма сгущается, а временами – рассеивается. Тяжкая и чёрная година охватит вселенную и при антихристе. Не принявшие его не смогут ни покупать, ни продавать, и будет голод великий. И вот в такие-то времена многие неутвержденные в вере отпадут. Но есть и стоящие твердо. Их и означает мера пшеницы за динарий, то есть тех, чья вера вполне оценена. Это та многоплодная пшеница, которая будет убрана в житницы Отца Небесного (Мф. 13:30). Но есть и ячмень, и здесь уже три меры ячменя за динарий. То есть вера иных оказалась в три раза дешевле. Невысоко оценил ее всадник, имеющий меру в руке своей. Легка вера этих людей и отпадают они в искушениях. «Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким» (Дан. 5:27). Они подобны такому ячменю, который «не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонения за слово, тотчас соблазняется» (Мф. 13:21). Но вот слышим мы милосердный голос от небесного престола (ибо посреди четырех животных не иное что, как престол): елея же и вина не повреждай. Уходит маловерный из Иерусалима – из святой Церкви – в Иерихон мирской суеты и довольствия и, попав к разбойникам греха и безбожия, падает в вере. Не о них ли притча о милосердном самарянине (Лк. 10:30-35)? Но не оставляет его Господь. Посылает милосердного самарянина, и тот исцеляет падшего елеем утешения и вином обличения. Так милосердны должны быть и мы к падшим в вере, не отвращаться от них, не повреждать елея и вина, но возливать их им на раны. В храмах на праздничных службах священник благословляет хлебы пшеничные, пшеницу, вино и елей. Благословляет их нам в снедь и в духовное исцеление и укрепление. Благословенна пшеница – ибо это в вере устоявшие. Нет здесь ячменя – ибо это падшие, но есть вино и елей, исцеляющие падших. Откр.6:7– И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.Высокий полёт и стремительное падение на добычу четвертого животного, орла летящего, указывает на то, что язвы приходят свыше, от гнева Божия, в наказание нечестивых и воздаяние справедливости. Как орёл уносит добычу, так смерть уносит людей. Как орлы слетаются на труп, так четвертое животное, подобно орлу летящему, показывает Иоанну картину смерти. Откр.6:8 – И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.Картины войны и голода, ранее показанные Иоанну (вторая и третья печати), сменяются картиной смерти. Смерть – вот венец всего земного. Смерть – бессмысленна, страшна, нежеланна. Четвёртый конь бледный – образ смерти и мёртвенности. И на этом коне всадник, которому имя «смерть». От многого в жизни уходит человек. Но не от этого всадника. Этот всадник настигает всех. Иным он долго даёт уходить от себя, иных настигает стремительно. И уравнивает всех. Слава, ум, честь, богатство, простота, бесчестие, нищета – всё сравнивается. Короны и ордена, бархат и лохмотья – всё остается здесь. И лежит зловонный, недвижимый, бледный труп. Вид кладбища печален. Там – настигнутые всадником, которому имя «смерть». Когда-то эти люди жили, боролись, любили, ненавидели, грешили, к чему-то стремились – теперь лишь тоскливо завывает ветер над горестными холмиками...
|
|||
|