Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 34 страница



Агнец, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божи­их, посланных во всю землю. Видим семь Христовых Духов, о которых го­ворит пророк Исаия (Ис. 11:2): «и почиет на нем (на Христе) Дух Господень, (1) дух премудрости и (2) разума, (3) дух совета и (4) крепости, (5) дух ведения и (6) благочестия; и (7) страхом Господним исполнится». Вот они – семь духов Божиих. Говорит об этом и пророк Захария: «И возвратился тот Ангел, который говорил со мною (с Захарией), и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отве­чал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его... те семь, это очи Господа, которые объемлют взором всю землю» (Зах. 4:1-2,10). Очи Христа Агнца взирают на весь мир и объемлют его. Но если ви­денье нашими глазами заключается в том, что свет от предметов попадает в наши глаза, то виденье Божие заключается, наоборот, в том, что небесные лучи, семь духов, исходят из очей Его и посылаются во всю землю. Как елей из той чашечки наверху истекает по трубочкам в семь лампад, так и Полнота Духа Святого, этот Божественный елей, из Христа – истекает через семь таинств, как через семь трубочек в семь лампад – семисвечник, который есть Церковь Бога Живого на земле.

Так семь духов Божиих изливаются из Того, на Ком «почиет Дух Господень» в Его Тело – Его святую Церковь, «на всякую плоть» (Деян. 2:17), и посы­лаются во всю землю. «Я посылаю вас, – говорит Христос, и, сказав это, ду­нул и говорит им (Апостолам): Примите Духа Святого» (Ин. 20:21-22). Апос­толы же, исшед из Иерусалима, и позднее преемники их, разнесли огонь этого Божественного семисвечника по всей земле. И так будет, доколе «земля будет наполнена ведением Господа как воды наполняют море» (Ис. 11:9).

Здесь можно сказать о сектантах. Рядом с семью лампадами золотого светильника – святой Церковью – воздвигают они свои, иные светильники, не соединенные ни с верх­ней чашечкою (Христом), ни с семью трубочками (семью таинствами)! Упор­но ищут они иные пути для достижения этого елея. Не сдвинет ли Господь све­тильники, не Им поставленные?

Откр.5:7 – И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.Агнец, Которого Иоанн сначала и не видел, теперь вступает в действие. Прошла Голгофа, Крест. Агнец был распят, заклан за грехи мира. Наконец сатана связан. И Христос побеждает, воскресает во славе. И уже не закланный, а как бы закланный, оставляет Он землю, возносится на небеса, проходит их, приступает к престолу Божию и берет из десницы Сидящего на нем Отца Сво­его книгу. Он – достоин! Умерший и Воскресший, Он теперь достоин как Человек проникнуть в тайны Божии, как Богочеловек совершить домостроитель­ство спасения. И как достойный берет из десницы Божией эту книгу. Еще не начал Он ее читать, не вскрыл еще ни одной ее печати, а только еще взял.

Откр.5:8 – И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем. Это небесная торжествующая Церковь поклоняется Христу. Не благодеяние, не открытие тайны, а только один вид Христа, как бы заклан­ного Агнца, подходящего к престолу и берущего книгу, повергает их ниц. По­клоняются небесные жители пред Всевышним в предчувствии и предвидении великого, что должно совершиться. Они падают ниц, имея каждый гусли. Спа­сенные всем своим существом славят Творца и Спасителя. Они прославлены, не надорванные и хрипящие голоса у них, а поющие песни новые и небесные. Но им и этого еще недостаточно, чтобы прославить Бога. И они берут гусли, чтобы более прославить Христа.

Гусли означают здесь не только музыкальное сопровождение, но и гармони­ческое, благозвучное Божественное славословие. Интересно отметить, что музыкальные инструменты употреблялись в ветхозаветном богослужении (как мы ви­дим, и в небесном). Православие же в своем стремлении к строгости и безыскусности полностью отказалось от музыки на богослужениях. На западе же, в като­личестве, стала со временем употребляться органная музыка. И земная Церковь, подражая небесной, не ограничивается как бы только собою, но всеми средства­ми (храмы, иконы) старается славить Бога. Апостол Павел говорит, что христиане есть Хри­стово благоухание (2 Кор. 2:15). Как из золотых чаш, из сердца и помышлений христианина возносится Богу фимиам молитв и добрых дел.

Точнейшее же рассмотрение этого видения вскрывает нам более таинствен­ную мысль. Мы здесь видим четырех животных и 24 старца, то есть небесную Церковь, пред престолом и Агнцем с золотыми чашами, из которых воскуряет­ся Богу фимиам молитв святых. Святые прославленные ходатайствуют о свя­тых страдающих. Поэтому и призывает земная Церковь святых небесных. Поэтому и говорит Апостол Павел, что христиане «приступили... к духам правед­ников, достигших совершенства» (Евр. 12: 23). Поэтому и взываем к угодни­кам Божиим, как усердно ходатайствующим о нас и приносящим наши молит­вы к престолу и к Агнцу. «Много может усиленная молитва праведного» – говорит святой Иаков (5:16). Вот они – «духи праведников», принятые Богом, и кто может молиться усерднее, чем они, «достигшие совершенства»?! Да не оскудеют чаши с нашими молитвами в их руках! Какой могущественной молит­венной силы лишают себя не призывающие святых! Молитвы святых, то есть и земные христиане, как освященные кровью Иисуса Христа, называются «свя­тыми». Святыми они называются не по своему достоинству, а по Божественно­му избранию, по отделенности своей от мира, по освящению, получаемому от Того, Кто един свят, Господь Иисус Христос.

В народе иногда разделяют христиан на «святых» и простых. Святые пусть живут по Евангелию, а мы как-нибудь. Так ведь нет спасения «как-нибудь»! И Богу угодны молитвы святых. А «кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» (Пр.28:9). «Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» (Пр.15:8). «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь... когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение (ваших жертв) отвратительно для Меня» (Ис. 1:11-13).

...Топчутся нами церковные дворы, воскуряется ладан, не исчезают жерт­вы с панихидных столов. Но принимаются ли все наши молитвы, не оскудева­ют ли чаши наших небесных ходатаев, поскольку не приятный фимиам, а ед­кий, мерзкий дым возносится зачастую от нас?! Святые молитвы угодны Богу, и только святые входят в обители Божии (21:27). Канонизированный же Цер­ковью лик святых – это те особые угодники Божий, которые великими дела­ми благочестия прославлялись на земле, и достоверно известно, что они при­няты Богом, а потому и призываются в молитвах святой Церкви. Скажем и мы вместе с Апостолами: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забы­вая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3:13-14).

Оставила небесная Церковь свои престолы, низложила свои венцы, покло­няясь Богу и Агнцу, воспела песнь. Но ей и этого недостаточно – взяла гус­ли. Но и этого недостаточно – взяла молитвы земных, чтобы все и всё единым собором возвеличили Бога.

Откр.5:9-10 – И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.Человек пришел к Богу. В его устах смолкают дикие и непотребные напевы, он научается песни новой. О ней говорит псалмопевец: «Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых» (Пс. 149:1). Но­вый гимн звучит в возрожденном сердце. Но с какой новой силой он звучит там, у престола Всевышнего! О дальних странах, ратных подвигах, о потерянной любви – поют певцы в долине земной. О чем же поете вы, святые, у престола на небе? Какая новая песнь родилась в вашем сердце? Не научите ли вы и нас воспеть эту песнь новую? Так слушайте же, о чем поют небеса: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати. Не было достойного ни на небе, ни на земле, ни под землею, – но вот небо и земля поют Агнцу-Христу: «Аксиос! Достоин! Достоин!» Достоин вникнуть в тайны Божий и вскрыть их. Достоин совершить домостроительство спасения!

И сейчас Церковь, подходя к посвящению служителей тайн Божиих, поёт: аксиос! Но это достоинство земных обретается только достоинством Небесно­го Агнца, Которому небесные поют: Ты был заклан, и Кровию Своею иску­пил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени! Вот она, песнь новая! Отверженного земными воспевает небо! Воплощенный Бог приносит Себя в жертву миру. Это важнейшее из всех событий несмолкаемо и боголепно воспевает земная Церковь. Но нужна еще новая песнь Церкви небесной, чтобы воздать достойную славу Искупителю. Кровь Иисуса Христа, Боже­ственного Агнца – вот та дорогая цена, которою мы искуплены Богу (1Кор. 6:20). Искупление Христово простирается на все народы. Нет веры русской или немецкой, есть вера Христова во всех народах, есть Кровь Агн­ца-Христа, омывшая иудея, эллина, немца, русского, китайца, человека бе­лого и черного, красного и желтого. Из всех народов собирает Христос Свою Церковь.

Здесь надо указать на неверное понимание указывающих на это и подобные места Нового Завета и говорящих, что Христос соберет Свою Церковь из веру­ющих всех исповеданий. Этого нигде в Библии не написано. Не из всех вер, а из всех народов соберет Христос Своих. О всех же народах сказано: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5). Еретики же даже один народ раскалывают на множество вер. Церковь все народы собирает в одну веру, веру апостольскую, хранимую поныне.

...И дальше поет Церковь Христу: Ты искупил нас... Об этом духовном царстве и священстве христиан уже было сказано (см. 1:6). Так поет ликующая при виде Агнца Церковь. Из слов этой песни мы ясно видим, что четверо животных и 24 старца – это и есть Церковь.

Откр.5:11-12 – И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев. Святой Иоанн видит, как картина всё более дополняется. В цент­ре – престол. На нем Сидящий и Агнец. Семь светильников горят пред пре­столом – Отец, Сын и Дух Святой, Пресвятая Троица. Сливаясь с престо­лом, вокруг него – четверо животных – существо Церкви – и высшие Ангелы. Далее вокруг престола 24 старца – Церковь. Следующий круг – Ан­гелы, которых теперь видит Апостол. Великое множество Ангелов окружало престол, животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч. «Тьма» – это десять тысяч. Тьма тем – это сто миллионов. Скорее же под этим числом надо разуметь весьма огромное количество. Этим же числом оз­начает и пророк Даниил Ангелов, стоящих пред престолом Божиим (Дан. 7:10).

Которые, то есть эти сонмища Ангелов, говорили. Видим, что в эту но­вую песнь включаются теперь и небесные воинства духов бесплотных. Досто­ин Агнец закланный, – именно через заклание, чрез Голгофу и Крест, ста­новится Агнец достойным принять силу над имевшим державу смерти, ибо связал сильного (сатану) (Мф. 12:29). Теперь Христос принимает силу над сатаной, бесами, адом и всем миром. А что, разве раньше Он такой силы не имел? Как Сын Божий имел всегда. Но «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин.3:8). И уже как Сыну Человеческо­му чрез Крест дается Ему «всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). И богатство. Ради нас Христос был «как отпрыск и как росток из сухой зем­ли... и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53:2). Ради нас Он обнищал и «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил. 2:7). «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9:58). Голгофский же Крест удостаивает Его неизреченных и великих богатств. Все сокро­вища неба и земли принадлежат теперь Ему. Господь говорил, что раб не больше своего господина, а сколь часто мы, христиане, прилепляемся к бо­гатству земному и служим маммоне! Не говорил ли Христос всё оставлять ради Него, и тогда сторицею будет воздано. Тот будет достоин там принять богатства, кто оставляет их здесь. Вспомним жития святых, сколь многие из них всё оставляли ради Христа. Все они стяжали себе великие богатства на небе. А какое нищенское состояние на небе зарабатыва­ем мы себе своим многостяжательством и обольщением земным? Поэтому не надо говорить, что слова Христа об оставлении всего только для подвижни­ков. Первые христиане показали, что исполнять эти слова должны все (Деян. 4:32). Не стоит делать себе вход в Царство Небесное узким и малым, как отверстие игольного ушка (Мф. 19:24)!

Многие говорят: если не будем работать в воскресенье – дети по миру пой­дут. И невдомёк им, что по миру греха идут их дети от того, что они работают в воскресенье, а не молятся. Если воскресная работа не благословлена, то наработанное в воскресенье сгниет в понедельник. Кто с Богом живет, того и Бог никогда не оставит.

И премудрость. Это разуметь надо не по Божественному, а по человеческому естеству Христову. Некогда как младенец Он «возрастал, исполняясь пре­мудрости» (Лк. 2:40). Учителя иудейские «дивились разуму и ответам» (Лк. 2:47) двенадцатилетнего Отрока. Теперь же небо и земля и все лики ан­гельские изумляются Агнцу, берущему из десницы Всевышнего таинственную книгу и достойному перенять всякую премудрость. Ибо по плоти Христос удо­стаивается всеведения.

И крепость. «И нарекут имя Ему: Бог Крепкий», – говорит пророк Исаия (9:6). И неумолчно взывает Церковь: Святый Боже, Святый Крепкий... В Нем всякая крепость, и никто не может Его сокрушить. Он даже рабам Своим го­ворит, что даст им власть над язычниками, и будут пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся (2:26-27). Так получает крепость «Муж скорбей и изведавший болезни», Который «взял на Себя наши немощи и по­нес наши болезни» (Ис. 53:3-4). Поэтому не унывайте, братия, в немощах, ибо и крепость великую подает Господь. И честь. «Он был презрен и умален пред людьми» (Ис. 53:3), а теперь принимает честь от Ангелов, будучи превознесен превыше небес.

И славу. Славу воздают Ему небеса. Кто ты, убогий человек, заживо начи­нающий гнить, когда бесславишь Христа, Того, Кому тьма Ангелов воздает сла­ву?! Небеса исполнены ангельским славословием Христу.

И благословение. Как может Христос принять благословение и от кого? Он его ни от кого не принимает. «Без всякого же прекословия меньший благо­словляется большим» (Евр. 7:7), а Он – Всевышний. Как Сын Человечес­кий, Он принимает благословение от Отца. И еще более: Он Сам Себя уни­жает, называя Себя «меньшим» в отношении к Иоанну Крестителю (Мф. 11:11), и принимает от него крещение. Но вот Он превознесен одесную Отца и... приемлет благословение – в каком смысле? Вот богатый дает ми­лостыню нищему. Чем может воздать нищий богатому? Ничем, но сердце нищего благословляет милостивого. Так благодарно благословляет тварь Твор­ца, так благословляет душа своего Господа. Сила, богатство, премудрость, крепость, честь, слава и благословение – вот семь жемчужин, которые Хри­стос, нас ради, через Свое заклание, оставил, а теперь как Сын Человечес­кий принимает при ангельском пении.

Откр.5:13 – И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков.Вся вселенная, вся тварь поклоняется Творцу и Спасителю и славит Его.

Откр.5:14 – И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков. Этому славословию всей твари высшие Ангелы и сам характер, существо Церкви в лице Евангелистов говорят: аминь, истинно да будет так. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков. Так видим мы, что и Ангелы, и люди искупленные, и небо, и земля, и что под землею – всё вместе собирается в единое стадо, име­ющее одного Пастыря, – Христа, совокупившего разделенное, собравшего рассеянное, разрушившего всякие разделяющие преграды. Всё вместе образует еди­ный собор вокруг Бога.

 

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Здесь описывается вскрытие Агнцем печатей, которыми запечатлена была книга в деснице Всевышнего. Дальнейшее в Апокалипсисе (до 18-й главы) мож­но рассматривать как «три семерки»: семь печатей, семь труб и семь чаш. Те­перь рассмотрим вскрытие семи печатей. Через это картина неба, показанная Иоанну (картина А), соединяется с картиной земли (картина В), которая еще совсем не показана, но постепенно будет наполняться всё новыми и новыми образами. Открываются печати небесной книги и показывается, что через это происходит на земле.

Снятие первой печати, означающее апостольское учение.

Откр.6:1 –И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.Первые четыре печати схожи. Каждый раз, как будет вскрываться печать, одно из четырех животных будет громовым голосом призывать Иоанна подой­ти и посмотреть. Поскольку далее ясно будут перечислены второе, третье и четвертое животные, то ясно, что здесь одно из четырех животных – первое, подобное льву. Этим означена царственная власть Апостолов над демонами, т.к. вскрытие первой печати и показываетапостольскую проповедь. Иди и смотри – говорит святому Иоанну Лев. Иоанн подходит.

Откр.6:2 –Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. Первые четыре печати, к рассмотрению которых будут при­зывать четверо животных, показывают нам четырех всадников на конях раз­ного цвета. Последние три печати будут своеобразны. Вот выходит конь бе­лый. Этим означена апостольская проповедь Евангелия.Конь белый указывает на светлость и нравственное совершенство Апостолов, вышедших на проповедь Евангелия. С Елеонской горы посылает их на это Божественный Учитель: «И будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Как быст­рый конь, обходят Апостолы за тридцать лет землю от Испании до Индии и от Эфиопии до Скифии. Всадник, имеющий лук, – этим и означена собствен­но евангельская проповедь Апостолов, которая как стрела поражала сердца людей и покоряла ихЕдиному Живому Богу и Спасителю Господу Иисусу Христу.

«Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя» (Песн. 1:8) – говорит Христос о Своей Церкви. А пророк Аввакум го­ворит о Господе: «Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спаситель­ные. Ты обнажил лук Твой... увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна останови­лись на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием свер­кающих копьев Твоих» (Авв.3:8-11). О событиях при Иисусе Навине вспо­минает пророк Аввакум, но не указывает ли это на Иисуса Назорея, взошед­шего в лице Своих Апостолов на спасительную колесницу Четвероевангелия, пред которыми, когда они обнажили лук своей проповеди, вострепетали горы иудеев и ринулись воды язычества?! Бездна, в которую низвержен был чрез Крест лукавый, не подала ли голос свой, и не подняли ли высоко руки свои сдающиеся пред Апостолами бесы, которых те изгоняли именем Иисуса?! Солнце и луна, все светила эллинской философии, не остановились ли они на месте своем в Ареопаге пред светом летающих стрел апостольских пропове­дей, вспомним Апостола Павла в Афинах?!

И дан был ему венец. Увенчанный правдою и духовным царством лик апос­тольский вышел он как победоносный на победоносную империю Римскую и покорил ее закланному Агнцу. Вскормленные волчицею покоряются вскормлен­ным Агнцем. Есть предание, что основатели Рима Ромул и Рем были вскормлены волчицею. Апостолы и христиане же вскормлены плотью и кровью закланного Агнца. И чтобы победить. Этим указывается и победная, добровольная, мучени­ческая кончина Апостолов, и то, что вышли они, победоносные, на проповедь не для того, чтобы потерпеть поражение, а чтобы победить. Действительно, «бездна... высоко подняла руки свои» (Авв.3:10), дрогнула земля, рухнуло язычество. Погасли идольские капища, водрузился Крест. Полчища демонов низвергают свои знамена, крестоносное же «знамя Его надо мною» (Песн. 2:4), – поет душа, пораженная стрелою апостольскою и победившая во Христе!

Откр.6:3– И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.Здесь пойдет речь о войне, о той брани, которую поведут неверные против верующих, о священных жертвах мучеников, поэтому и призывает Господь Иоанна посмотреть на это второе животное – тельца, животное жертвенное.

Откр.6:4 – И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.Красный цвет обозначает и ревность пострадавших за Христа, и есть знак кровопролития, которому над­лежит быть. Христос сказал уче­никам: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Так учение Христа, как большой меч, взя­ло мир с земли, и началась невиданная страшная брань по всей земле. Про­исходит она и в каждом человеке. «Дьявол с Богом борется, – говорит Дос­тоевский, – а поле брани – сердца людей». Учение Христа разделило лю­дей на верных Ему и неверующих, отвергнувших благочестие. Потекла река­ми мученическая кровь христиан. И не от меча ли гонителей мученически умерли святые Апостолы Иаков, Варфоломей и Павел? И не мученически ли кончили жизнь остальные Апостолы и великое множество первых христиан? А сколь много их было в последующие времена! Кто считал число христианских мучеников?! А кто сочтет тех, которым надлежит быть убитым великим мечом гонения антихристова?! Тогда мирное житие для христиан будет отня­то от всей земли!

Указывается здесь и на войны, которым надлежит быть. Предупреждал Хри­стос: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть». (Мф. 24:6). Дано взять мир с земли – указа­ние на всемирные войны (см. 3:10). Не ведали того Апостолы, как это может осу­ществиться, ибо не было такого до них и быть не могло при тех средствах. Но Божественный Агнец снял печать неведения и указывал Иоанну Телец, стоящий у престола, на всё это. Дважды в нашем веке во всемирных войнах мир был взят со всей земли. И вот к концу второй мировой войны выковывается уже и боль­шой меч атомного оружия, быстро и без труда могущий уничтожить весь мир. Мы не знаем, до какой еще величины вырастет этот меч, когда при антихристе, при страшной битве Армагеддона совершится самая страшная резня народов, когда «меч каждого человека будет против брата его» (Иез. 38:21), когда трупы и по­кроют землю так, что «дом Израилев семь месяцев будет хоронить их, чтобы очи­стить землю. И весь народ земли будет хоронить их» (Иез. 39:12-13).

Откр.6:5 – И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.Здесь говорит третье животное, видом как человек, оно призывает Иоанна, указывая ему на немощь человеческую по плоти, ибо предвещает голод, и по духу – ибо указывается на падение в вере нетвердо во Христа уверовавших.

Откр.6:6 – И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. Так возвещается это бедствие. Конь вороной, то есть чёрный, оз­начает скорбь, ибо будет она велика. Как чёрный конь, придет голод на вселен­ную. У всадника мера в руке, ибо не будет каждому хлеба по нужде его, а будет каждому отмерено, и отмерено весьма мало. Мы видим, что дороже всего ста­новится хлеб (мера пшеницы за динарий), то есть будет хлебный голод. Так, действительно, великий голод был в осажденном римлянами Иерусалиме (70 год). История повествует, что от голода матери съедали даже своих детей. Но еще больший голод принесет антихристов конь чёрный, когда каждому будет отмерено. Обещают сегодняшние лжепророки, что каждому будет по потребностям; но придет великая скорбь и не по потребностям будут мерить, а по скуд­ной мере чёрного всадника. Интересно, что говорит голос Иоанну: елея же и вина не повреждай. На­бросившиеся на вино обезумеют совершенно. Обуздывающему свою плоть в постах и самому налагающему себе меру легче тогда будет пережить скудную меру голодных времен.

И еще одно значение имеет виденное здесь Иоанном. Показан плач об от­павших от веры. Это – година чёрная. Она собственно никогда и не покида­ла землю. «Вот, тьма покрывает землю, и мрак – народы» (Ис. 60:2). Толь­ко временами эта тьма сгущается, а временами – рассеивается. Тяжкая и чёрная година охватит вселенную и при антихристе. Не принявшие его не смогут ни покупать, ни продавать, и будет голод великий. И вот в такие-то времена многие неутвержденные в вере отпадут. Но есть и стоящие твердо. Их и означает мера пшеницы за динарий, то есть тех, чья вера вполне оце­нена. Это та многоплодная пшеница, которая будет убрана в житницы Отца Небесного (Мф. 13:30). Но есть и ячмень, и здесь уже три меры ячменя за динарий. То есть вера иных оказалась в три раза дешевле. Невысоко оценил ее всадник, имеющий меру в руке своей. Легка вера этих людей и отпадают они в искушениях. «Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким» (Дан. 5:27). Они подобны такому ячменю, который «не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонения за слово, тотчас соблазняет­ся» (Мф. 13:21).

Но вот слышим мы милосердный голос от небесного престола (ибо посреди четырех животных не иное что, как престол): елея же и вина не повреждай. Уходит маловерный из Иерусалима – из святой Церкви – в Иерихон мирской суе­ты и довольствия и, попав к разбойникам греха и безбожия, падает в вере. Не о них ли притча о милосердном самарянине (Лк. 10:30-35)? Но не оставляет его Господь. Посылает милосердного самарянина, и тот исцеляет падшего елеем утешения и вином обличения. Так милосердны должны быть и мы к падшим в вере, не отвращаться от них, не повреждать елея и вина, но возливать их им на раны.

В храмах на праздничных службах священник благословляет хлебы пшенич­ные, пшеницу, вино и елей. Благословляет их нам в снедь и в духовное исце­ление и укрепление. Благословенна пшеница – ибо это в вере устоявшие. Нет здесь ячменя – ибо это падшие, но есть вино и елей, исцеляющие падших.

Откр.6:7– И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.Высокий полёт и стремительное падение на добычу четвертого животного, орла летящего, указывает на то, что язвы приходят свыше, от гнева Божия, в наказание нечестивых и воздаяние справедливости. Как орёл уносит добычу, так смерть уносит людей. Как орлы слетаются на труп, так четвертое животное, подобно орлу летящему, показывает Иоанну картину смерти.

Откр.6:8 – И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.Картины войны и голода, ранее показанные Иоанну (вторая и третья печа­ти), сменяются картиной смерти. Смерть – вот венец всего земного. Смерть – бессмысленна, страшна, нежеланна. Четвёртый конь бледный – образ смерти и мёртвенности. И на этом коне всадник, которому имя «смерть». От многого в жизни уходит человек. Но не от этого всадника. Этот всадник настигает всех. Иным он долго даёт уходить от себя, иных настигает стремительно. И уравни­вает всех. Слава, ум, честь, богатство, простота, бесчестие, нищета – всё срав­нивается. Короны и ордена, бархат и лохмотья – всё остается здесь. И лежит зловонный, недвижимый, бледный труп. Вид кладбища печален. Там – настиг­нутые всадником, которому имя «смерть». Когда-то эти люди жили, боролись, любили, ненавидели, грешили, к чему-то стремились – теперь лишь тоскливо завывает ветер над горестными холмиками...



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.