Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 37 страница



В определенных же обрядах и даже некоторых богословских мнениях различ­ных поместных церквей может допускаться свобода. Это не говорит о незначительности этих обрядов и мнений, а о их многоразличности. Глубина и спасительность обрядов и некоторых толкований и мнений сочетается с их многоразличностью. Но если святые отцы допускают «свободу во второстепенном», то надо подчеркнуть, что истина должна приниматься вся. Так нельзя, например, допускать мысль о том, чтобы сектанты приняли у себя истинные таинства, но продолжали бы оста­ваться иконоборцами. Не должно быть ни безразличной всетерпимости, ни взаим­ной вражды.

Современное экуменическое движение принесло как определенные добрые плоды, так и определенные соблазны. Встречи с иноверцами могут быть как сверху, так и снизу. Сверху – это встречи глав разных религиозных обществ и их богословов. Они призваны решать вопросы в глобальном масштабе. Снизу – это встречи с инославными людьми (служителями и паствой) с целью соединения их с матерью-Церковью. Каждый человек должен возревновать о своей принад­лежности к стаду доброго Пастыря. Доколе блуждать на путях беззаконных?

Одним из лжеучений является учение о 1000-летнем царстве (хилиастическое учение). Это учение было и среди первых христиан II века. Но оно не было об­щепринятым и было впоследствии полностью отвергнуто всей Вселенской Церко­вью. С новой силой это учение проявилось во время Реформации в среде анабап­тистов. Сейчас это учение широко распространено среди самых различных сект. Многие сегодняшние сектанты учат, что после восхищения Церкви и великой скор­би и царства антихриста придет Христос, свяжет на 1000 лет сатану и с ранее восхищенными на земле будет царствовать. Это будет своего рода «золотой век». Особая и главенствующая роль в этом царстве будет у евреев. Изменения будут даже в окружающем естественном мире. Между людьми и животными будут от­ношения, подобные тем, что были в Эдеме. Будет своего рода первозданная жизнь. Грех будет существовать, но не будет искушения ко греху. Потом сатана еще раз будет отпущен, возбудит великое восстание народов (Гог и Магог). Это будет на краткое время. После этого – всеобщее воскресение мертвых и Страшный Суд. Сектанты основываются при этом на местах Писания: Ис.11:1-10; Мих.4; Зах.14; Откр.20:1-10. В этом учении выражаются чаяния многих народов о «зо­лотом веке». Но, по сути, это всё продолжающееся иудейское ожидание царства Мессии на земле, плотское понимание царства духовного. Ложность этого учения будет показана в толковании 20-й главы.

Ложным является и учение о том, что не будет вечных мук. Приверженцы этого учения говорят, что Бог есть любовь, поэтому Он не может наказывать грешников вечными муками. Они говорят, что душа человека не бессмертна, а претерпев определенное (соответствующее их греху при жизни) наказание, умрет и превратится в ничто, прекратит свое существование. Иные говорят, что потом все, даже бесы и дьявол, спасутся. Такое учение в древности развил зна­менитый александрийский церковный учитель Ориген (III в.). Почитая и вы­соко ценя творения Оригена, Церковь однако соборно определила это его уче­ние как ересь. Ныне подобные учения распространяются в сектах, не особен­но, правда, прививаясь. Полностью же это учение принято в адвентизме.

По ходу толкования мы увидим неверность отрицания вечных мук. Первое доказательство тому – Священное Писание. О вечных муках говорится ясно: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, дру­гие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Пробудятся не для вре­менного, а для вечного поругания. «И пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25:46). Совершенно ясно говорится, что претерпят вечные муки. Об этом же в Евангелии от Иоанна (5:29). Все эти источники параллельно говорят о вечной жизни и о вечных мучениях. Значит, если будет вечная жизнь, то будут и вечные муки. А если не будет вечных мук, то не должно быть и вечной жизни.

«И дым мучения их будет восходить во веки веков» (Откр. 14:11). «А диавол, прельщавший их ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и бу­дут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:10). Дьявол, антихрист и все неверные будут вечно мучиться. Отрицающие вечные мучения для подтверждения своего учения начинают искажать смысл слов. Выражение «во веки веков» объяс­няют так: Есть века, составляющие определенный промежуток времени. И вот во веки этих веков будут мучения. В немецком переводе Лютера это звучит так: от вечности до вечности. И объясняют так, что, мол, была вечность и будет, а вот «от... и до...» – мучения, то есть опять про­межуток времени. Все это просто филологические спекуляции, не выдерживающие никакой критики. В таких случаях надо не логику в словах искать, а тот смысл, который принято этими словами выражать. А выражением «во веки веков» при­нято обозначать именно вечное. А то ведь может скоро догадаться под словом «без­начальное» понимать не нечто всегда бывшее, а нечто несуществующее, ибо оно еще не началось! Если понимать эти слова так, как понимают их некоторые сек­танты, то, как тогда понимать обещание Христа«в веке грядущем жизни вечной» (Мк. 10:30)?! Как это в «веке» будет вечность?! Итак, следует не мудрствовать, а принимать общепринятое словоупотребление, по которому «будущий век», «веки веков» означают вечность. Кроме того, пророки и Евангелисты (Дан. 12:2; Мф. 25:46) ясно обозначают это словами «вечное поругание» – «мука вечная».

Второе доказательство – догматическое. Говорят, что Бог есть любовь, а гре­хи людей, совершенные в жизни, ограничены по своей величине и тяжести, поэто­му, дескать, не только по любви, но и по справедливости невозможны вечные муки. Такие мысли говорят о том, что эти люди еще не пережили по-настоящему раскаяние блудного сына: «Отче! согрешил я против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим» (Лк. 15:21). Нет, значит, еще ощущения бес­конечной святости Божией и бесконечности своей греховности и виновности. Есть самооправдание и попытка вместить Божии пути в наш рассудок. Догматически же строго ответим так: о виновности человека судят не по времени пребывания во грехе (жизнь человека – 20, 30, 50, 70 лет), а по тяжести греха. Один и тот же грех в разной степени тяжек в зависимости от того, кем и пред кем он совершен. Так же как не одно и то же обмануть случайного человека, друга или мать. Чем выше человек, перед которым грешим, тем тяжелее грех. Все же мы грешим пред Богом. А Он есть бесконечная Святость и бесконечная Любовь. А значит, и грех наш бесконечно тяжек. Даже в юридической практике тяжести греха соответству­ет длительность наказания. Например: несколько лет занимался мелким воров­ством, а посажен на год. Другой грешил всего несколько секунд, убил человека, а посажен на 10 лет. Так и мы: недолго мы грешили за короткую нашу жизнь, но бесконечно тяжко, а потому и наказание – вечные мучения. Потому и жертвой за наши грехи не мог стать хотя бы и совершенный, но человек (каковым считали Христа ариане и ныне считают «Свидетели Иеговы»), а должен был стать имен­но Богочеловек. Грехи бесконечной тяжести требуют возмездия бесконечного, а потому и жертва должна была быть принесена бесконечная, каковой и явилась крестная жертва Богочеловека Иисуса Христа.

И еще: грешники сами, отказавшись от Бога, будут вечно мучиться без Него, ибо бытие без Бога – это не жизнь, а мучения. Спрашивают: как же могут быть одновременно любовь Божия и мучения людей? Ответим. Нельзя говорить, что Бог и геенна будут сосуществовать. Во всем, что есть, будет Бог «всё во всём» (1Кор.15:28). Геенна – это будет нечто вне того, что есть – «тьма внешняя» (Мф.14:6). Что вне Бога – то смерть вечная. В Боге – блаженство, вне Его – мучения. Бог создал человека свободным, и выбирающий путь греха сам обрекает себя на вечную смерть, на вечные мучения.

И есть третье доказательство – святоотеческое. Приведем несколько свиде­тельств святых отцов о вечности мучений грешников. Святой Игнатий Богоносец: «...Скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно и тот, кто его слушает». Святой Поликарп Смирнский говорит мучающему его проконсулу: «Ты грозишь мне огнем, горящим временно и вскоре угасающим, потому что не знаешь об огне будущего Суда и вечного мучения, который уготован нечестивым». Святой Иустин Мученик: «О тех же, которые живут неправедно и не раскаиваются, мы веруем, что они будут мучиться в вечном огне». Святой Феофил Антиохийский: «Тех, которые не веруют и не покоряются истине, возьмет огонь вечный, и что, поэтому, необходимо следо­вать во всем пророческим учениям, чтобы избегнуть вечных мучений и получить вечные блага Божии». Святой Ириней Лионский: «Кому скажет Господь: идите от меня, проклятые, в огонь вечный (Мф. 25:41), – те будут навсегда осуждены». «Здесь счастье и несчастье имеют конец, и притом самый скорый, но там и то и другое продолжится в бессмертные века... когда душа получит нетленное тело, тог­да ничто не воспрепятствует мучению ее продлиться в бесконечность». Учение о вечности мучений грешников разъяснено на поместных соборах Александрийском (399 г.), Константинопольском (543 г.), и на Вселенских – втором (381 г.) и пятом (533 г.). Так учит Вселенская Церковь.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Дадим общую схему Апокалипсиса, способствующую цельному восприятию всех видений святого Иоанна Богослова, изложенных в его книге. Кроме того, это будет и определенным ключом для толкования различных видений и обра­зов Апокалипсиса. Делений и схем Апокалипсиса существует очень много. Наша схема образовалась из попытки встать как бы на место Иоанна и, на основании написанного, воспроизвести зрительно всё ему показанное. И вообще было бы очень интересно воспроизвести Апокалипсис зрительно-звуковыми средствами. В таком случае перед нами проходят таинственные и причудливые картины, несколько похожие на то, что иногда бывает в сновидениях. Одна картина не­заметно сменяется другой, потом снова появляется. Временами картина меня­ется, что-то в ней добавляется, а что-то исчезает. Потом вдруг некоторые кар­тины совмещаются и смешиваются, или, наоборот, какая-то часть картины вы­ступает вперед и как бы развертывается перед нами в своих подробностях. Видения Апокалипсиса можно представить таким образом.

 

Первая картина. Явление Христа как Сына Человеческого в царско-священническом виде посреди семи светильников. Он зачитывает семь посланий семи Церквам (светильникам). (Главы 1-3). Эта картина очень чёткая, является сразу вся и не видоизменяется. После зачтения посланий исчезает и больше вообще не появляется.

Вторая картина. Основная картина Апокалипсиса. Она и самая сложная. Со­стоит, собственно, из трех картин (А,Б,В). Сначала появляется картина А. По­том постепенно картина Б, и эти две картины сливаются в одну. Параллельно этим картинам показывается картина В, которая как бы присоединена к тем двум кар­тинам. Картины А и Б постепенно все дополняются и дополняются новыми штри­хами. Картина А: Престол на небе, на нем Сидящий. Посреди престола – Агнец (Христос) и перед престолом семь огненных светильников (семь духов Божиих). Вокруг престола четыре животных и 24 старца. И всё это посреди различных ангельских сонмов.

 Картина Б: небесный жертвенник и храм. Картина В: земля, зверь на ней (собственно, три зверя: сатана, антихрист и лжепророк), великая блудница Вавилон. Перед нами такая динамика этих картин: главы 4-5 – посте­пенное становление картины А. Глава 6 – спуск из картины А в картину В, кото­рая сама еще почти совсем не нарисована и будет заполняться тоже постепенно. Глава 7 – восхождение из картины В в А. Глава 5:9; 8:1-6 – начало появления картины Б (появляется жертвенник перед престолом). Далее, 8:7-10,11 – спуск из картины Б в картину В. Как выше в главе 6 через открытие печатей на небе (в А) показываются картины на земле (в В), так и здесь чрез трубы Ангелов (в Б) показываются картины на земле (в В). С главы 11:1 мы видим не только жерт­венник, но храм, правда, храм земной, являющийся только подобием небесного, который открывается в свою очередь в главе 11:19. Этим картина Б практически завершается, и далее идет уже всё более тесное ее слияние с А (хотя и с самого начала жертвенник был уже пред престолом). В главе 15:5 мы видим картины А и Б уже полностью смешанными. Постепенно всё более заполняется и картина В: появляются две маслины, один зверь, Вавилон. В главе 16 мы видим опять спуск, теперь уже из объединившейся картины А-Б в картину В – излияние семи чашей гнева. Седьмая чаша показывается еще более отчетливо в главе 17 (Вавилон – блудница). На протяжении глав: 4:1-19, – в этих трех картинах, которые пред­ставляют собой, собственно говоря, одну, происходит много самых различных событий. В картинах этих много персонажей: престол, Сидящий на нем Агнец, семь духов, 4 животных, 24 старца, 7 Ангелов, множество Ангелов, отдельные Ангелы; искупленные, то в виде разных множеств, то в виде 144000 запечатлен­ных, то в виде жены. На земле три зверя (сатана, антихрист, лжепророк), Вави­лон-блудница, жена (Церковь), видим небесный жертвенник и храм, а также зем­ной Иерусалим. Четкое представление этих картин очень помогает при толковании. Так, видя эту картину (а ведь ее реально так и видел Иоанн), и видя на ней Христа-Агнца, мы уже никак не будем под каким-нибудь другим образом, напри­мер, Ангелом, понимать, что это Христос. Картина цельна и связана, и мы начи­наем ее понимать. А иначе очень трудно определить, кто, например, подразуме­вается под очередным Ангелом или зверем и пр. Хотя, как уже отмечалось, определенные части картины по ходу причудливо трансформируются и перерастают подобно тому, как бывает в сновидениях.

Третья картина. Жатва. Христос – Сын Человеческий на облаке, глава 14:14-20. В эту картину несколько вмешана картина Б (картина храма). Все картины – с первой по седьмую (всего будет семь картин) сменяют последовательно одна другую. Только эта третья картина выпадает несколько из общего хода и показы­вается как вставка в процессе развертывания второй (основной) картины.

Картина четвертая. Небесный Всадник-Христос совершает суд над землей и двумя зверьми (антихристом и лжепророком). Так в эту картину примешана несколько картина В (19:11-21).

Пятая картина.Тысячелетнее царство. Христос – Ангел. Тоже примешана картина В, ибо показаны три зверя (20:1-10).

Шестая картина. Белый престол Суда. Глава 20:11-15.

Седьмая картина. Новое небо, новая земля, новый Иерусалим (21:1-22,5). Христос-Агнец. Шестая и седьмая картины перекликаются с картиной А, ибо ви­дим престол, Сидящего на нем, одного из семи Ангелов. Важная мысль та, что в каждой из этих картин Христос явлен в каком-то определенном образе и в нем пребывает. Апокалипсис дает нам четыре образа Христа, совпадающие по смыс­лу с его четырьмя образами, которые дают четыре Евангелиста (ср. Иез. 1; Откр. 4:7) 1. Сын Человеческий (1 и 3 картины) 2. Агнец (2 и 7 картины) 3. Всадник (4 картина) 4. Ангел (5 картина) Это соответствует обликам: 1 – чело­века, 2 – тельца, 3 – льва, 4 – орла. Так в этих картинах было всё явлено Апо­столу Иоанну. Если картины А, Б и В считать раздельными, то тогда всего насчи­тывается 9 картин. Если, наоборот, шестую и седьмую картины слить с картиной А, то тогда всего пять картин. Если все картины со второй по седьмую считать одной, то всего две картины. Но наиболее четко представлять себе надо именно семь хотя и не совсем раздельных картин. При таком четком представлении становится довольно легким отождествление образов с тем, что они собою выража­ют. Можно еще указать и на такое деление. Сначала семь посланий, а потом три «семерки» Промысла и судов Божиих над людьми. Семь печатей. Седьмая печать развертывается на семь труб. Седьмая труба развертывается на семь чаш.

Откр.7:9 – После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.Перед вскрытием седьмой печати Иоанну показывается еще одно видение ис­купленных. После сего – означает не то, что эти в белых одеждах будут пос­ле тех 144 000 запечатленных, а то, что после того, как он, Иоанн, видел 144 000 запечатленных, он видит теперь новое явление. Так неверно понятие «свидетелей Иеговы», что после вознесения 144 000 (бывшего якобы в 1914 г.) будут теперь спасаться еще остальные.

Так продолжает дорисовываться картина престола и Агн­ца с окружающими 24-мя старцами и четырьмя животными Теперь перед пре­столом Иоанну открывается великое и невообразимое множество искупленных чад Божьих из всех народов. Престол и Агнец являются нам часто вместе и не­раздельно. Это указывает на единство и равночастность Отца и Сына. Это ве­ликое множество Иоанн видит в белых одеждах. Дальше мы увидим, что это прошедшие через страдания, о которых Исаия говорил, что они получили «вме­сто унылого духа – славную одежду» (Ис. 61:3). Это взывавшие, как царь Давид: «Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега» (Пс. 50:9). Это – последовавшие словам Господа: «Омойтесь, очиститесь; уда­лите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро... Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1:16-18). Это – в крещении получившие новые и белые ризы спасения (Ис. 61:10) и сохранившие их в чистоте и непорочности через всю жизнь и все страдания. Они и на небе обле­каются в белые одежды, как это неоднократно открывает Апокалипсис.

Пальмовые ветви – знак победы и дают­ся победителям. Вот и древняя победительница Ханаанского царя Иавина про­рочица Девора «жила под пальмою Девориною... и приходили к ней туда сыны Израилевы на суд» (Суд. 4:5). Когда город Иерусалим встречал своего царя Христа, то «взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осан­на! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:13). Так и здесь видим победивших в страданиях, убелённых кровью Агнца «с пальмо­выми ветвями в руках своих». Воистину, «праведник цветет, как пальма» (Пс. 91:13), и не только в веке этом, но и в веке будущем.

Откр.7:10 – И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!Гонимые на зем­ле, восклицают на небе! Как понимать выражение: спасение Богу нашему? О каком спасении Богу может быть речь? Говорил Христос: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся. Крещением дол­жен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк. 12:49-50). Мысль о Своей жертвенной смерти и жажда спасения людей бесконечно томи­ла Христа. Он жаждал испить сию чашу (Ин. 19:28), погрузиться (крестить­ся) в сии воды бесконечных страданий, дабы ими потом очистить и омыть мир, спасти его. Томится Христос, видя страдания людей, видя грех мира. И, как мы иногда говорим о праведном человеке: нет ему спасения от его зложелате­лей и несправедливости. Так и Бог томится: когда же, наконец, будет исторгнут грех и исчезнут страдания?! Но вот кончается история мира. Дьявол, грех и последователи его исторгаются. Уничтожаются беззакония. Наступило спасение Богу от Его древнего врага, клеветника праведных (12:10), не дававшего ни­кому покоя. Наше спасение Бог воспринимает, как Свое. Праведник даже бо­лее мучится, видя грех своих родных и близких, чем когда сам претерпевает какие-нибудь страдания, и покаяние их воспринимает, как будто свое спасение. Потому и восклицают искупленные: спасение Богу нашему и Агнцу! Ему спа­сение от наших грехов и страданий, которые томили Его.

Откр.7:11-12– И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.В славословие искупленных вливаются Ангелы – вот единая Церковь лю­дей и Ангелов. Видя искупленных славящих Бога, Ангелы не могут остаться в стороне. Аминь – истинно так, подтверждают и Ангелы, падают перед престо­лом и возносят славословие подобное тому, что они возносили и в 5:12. И здесь перечисляются те же семь качеств, семь жемчужин, как и там. Только одна разница – вместо «богатства» в 5:12, здесь «благодарение». И славословие это возносится вечно.

Откр.7:13 – И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?

«Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как сол­нце, грозная, как полки со знаменами?» «Кто это восходит от пустыни, опира­ясь на своего возлюбленного?» (Песн. 6:10; 8:5). Хотя со стороны Иоанна и не было еще вопроса, но уже отвечает один из старцев, провидя, что Иоанн зата­ил этот вопрос в себе. Но не сразу отвечает старец, а задает Иоанну его же вопрос, тем возбуждая его к исследованию виденного. Но Иоанн благоразумно предпочитает не сам отвечать на этот вопрос, а выслушать старца.

Откр.7:14 – Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.Я сказал ему: ты знаешь, господин, ты знаешь это много лучше меня, ты и ответь. Интересно и обращение: господин. Не божеское оказывает почтение, а подобающее этому небесному старцу. Так мы видим, что вполне прилично и подобает обращение к человеку – «господин». В Церкви так принято обращать­ся к епископу. Например, в многолетии: «Великого господина и отца нашего... святейшего патриарха Московского и всея Руси и господина нашего преосвященнейшего... епископа...» Или пение на архиерейском служении: «Ис полла эти, дэспота» (на многая лета, господин). Сектанты отвергают подобные обращения к пастырям, обвиняя православных в оказании божеской почести людям. Но не божескую почесть оказывает Церковь своим пастырям, а ту, которую им дал Христос. Господь молился и говорил Своему Отцу: «Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17:22). И соответственно чести, которую Христос дал пастырям, обращаемся мы к ним. Мир устроен Богом иерархично, и в нём су­ществует чиноначалие.

Здесь пред­стоят престолу Агнца испытавшие и прошедшие великие скорби на земле. Это святые мученики Христовы. Под великой скорбью можно разуметь великие страдания во все времена, которые претерпевали христиане, но преимущественно это великая скорбь времен антихриста, которая будет длиться три с половиной года. Но что же привело эти множества к престолу Божию? Что убелило их одежды? Даже не то, что они прошли через великую скорбь, а то, что они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. Не их собствен­ные страдания, а Кровь Агнца омыла их. Никто не спасается собственными страданиями, а только жертвою Христа. Только «Кровь Иисуса Христа, Сына Его очищает нас от всякого греха» (1Ин 1:7). Потому поспешите принять эту баню, омывающую нашу одежду и убеляющую ее. Поспешите к роднику крови Хри­стовой, ибо только там найдете спасение. Нет иных путей, спасающих нас. Все наши собственные потуги ни к чему не приведут. Чем христианство отличается от всех других религий? Всякая религия старается связать человека с Богом. Всякая религия есть путь человека к Богу. Этих путей много. Но есть только один путь Бога к человеку. Этим путем является Христос (Ин 14:6). Всякая религия многое предпринимает, чтобы привести людей к Богу. Но только одно предпринял Бог, чтобы соединиться с людьми, – воплотился Сам. Многое имеет всякая религия, но ни одна, кроме христианства, не может указать на Спасителя. Всё, что предлагают другие религии для спасения: вера, молитва, добрые дела, обряды, – это пусть не без Божией помощи, дела самого человека. Воз­мездие же за грех – смерть (Рим 6:23). Все умирают за свои грехи, даже ве­личайшие пророки. Умерли и основатели нехристианских религий: Будда, Кон­фуций, Магомет. Как же спастись? Мы «все под грехом» (Рим 3:9), и зна­чит, спастись невозможно вообще никак, в том числе и никакой верой. На воп­рос «так кто же может спастись?» Иисус ответил: «Человекам это невозмож­но» (Мф 19:25-26). Но вот Он умирает за нас и освобождает нас. Поэтому-то только кровь Иисуса Христа и спасает. И даже не вера в нее, а она сама. По­тому и евхаристия, приобщение тела и крови Христовой, есть центр всего. Сна­чала воплотился Бог, а теперь мы «соделались причастниками Божеского есте­ства» (2 Пет 1:4). Потому с верой и покаянием придите все к источнику бес­смертия – крови Христовой.

Неверно понимают баптисты и другие сектанты, что Церковь будет возне­сена до великой скорби; здесь Иоанн видит тех, кто в великой скорби антихри­стовой познает Христа, мученически умрет за Него и спасется. Неверно потому, что об этом в Писании нигде нет ни слова. Далее потому, что везде мы видим, что при антихристе Церковь еще на земле В толковании 20-й главы будет показано, что будет одно воскресение из мертвых, а не два. Кроме того, у баптистов возникает еще одна странная мысль, что для спасения этих людей нужен будет не обычный евангельский путь спасения, а нужна обязательно мученическая кончина, кровь. Этой мысли в Писании нигде нет. Она противо­речит ему. В Апокалипсисе подчеркивается не мученичество, а то, что омылись и убелились кровью Агнца.

Откр.7:15– За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них.За это они пребывают ныне перед престолом Бога. Только за это, а не за иное, они спасены. Иные полагают, что спасение можно чем-то заработать: коли­чеством добрых дел, поклонов, заказных обедней, милостыней, а возможно, и сво­им мученичеством. Это непонимание того, что мы сами ничем не можем спастись, «потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его» (Рим 3:23-25). А всё, что мы как верую­щие делаем, не само по себе нас спасает, а является средством для оправдания нас кровью Христовой. Оправдывает и спасает только Сам Христос Своею благода­тью. Существует протестантское ложное понимание, которое в свое время актив­но начал проповедывать вождь реформации Мартин Лютер, что спасение обретается не добрыми делами, но исключительно только верою во Христа. Этого Писа­ние нигде не говорит. Сказано, что спасает только Христос по Своей благодати, а не только вера в Него. Нам же для принятия дара спасения от Христа необхо­димы и вера, и таинства, и добрые дела. Через это мы спасаемся Христом. И вот эти искупленные, читаем мы, пребывают ныне перед престолом Бога.

Что может быть выше этого? Не один раз сподобляются они быть у престола Божия, но пребывают у него постоянно! Неотлучно пребывают перед Богом. Так «ходившие пред Богом» (Быт. 5:22) на земле, пребывают перед Ним и на небе. И служат Ему день и ночь в храме Его. Вот достойное занятие небесных жи­телей – непрерывное служение Богу. Какая неизреченная радость в служении Богу еще на земле – каково же будет там! День и ночь – вовсе не означает, что там в вечности есть дни и ночи, смена времен. Этими словами показывает­ся только непрерывность пребывания искупленных святых перед престолом Божиим и их служения Богу. Возможно, под ночью разумеются здесь и сокро­венные и глубокие тайны, а под днём – всё ясное и удобовосприимчивое. Здесь мы видим также, как продолжает дорисовываться картина Б (картина небесного храма) и сливаться с картиной А (картина престола и Агнца). Если в 6:9 мы видим жертвенник, то теперь видим весь храм, и престол, который действитель­но можно себе представить в Святом Святых.

Однако блаженство искупленных в белых одеждах, которое видит Иоанн, еще не есть окончательное. Потому небесный старец, указав на достигнутое этим множеством людей на земле (омытие и убеление одежд), на имеющееся у них ныне (пребывание и служение перед престолом Бога), раскрывает и то, что их еще ждёт в будущем, когда после последнего Суда начнётся вечность. Об этом старец говорит уже в будущем времени: и Сидящий на престоле будет обитать в них. Уже ныне, во время страданий, верующие сподобляются быть обителью Божией, как и Христос говорил: «и Мы (Отец и Сын) придём к нему и оби­тель у него сотворим» (Ин. 14:23). Так, например, Предание повествует, что, идя на казнь, святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (107 г.) не­престанно повторял и имя Иисуса Христа. Когда его спросили, почему он это делает, святой отвечал, что носит это имя в своем сердце, «а Кто запечатлен в моем сердце, Того я устами исповедую». Когда Игнатий Богоносец был растер­зан львами, сердце его оказалось нетронутым. Разрезав сердце мученика, языч­ники увидели на внутренних сторонах его золотую надпись: «Иисус Христос». Но в Апокалипсисе спасенным страдальцам обещается еще большее. Тот, Кто сидит на небесном престоле, чей лик даже Писание не описывает, Которого не вмещают ни небо, ни земля, Тот обещает вселиться в них. О таинство неизре­ченное! И когда это совершится, то...



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.