Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 28 страница



В этой работе преследовались три цели.

Первая – изложить толкования на Апокалипсис святых отцов православ­ной Церкви, просвещенных Духом Святым. Изложение это основывается на творениях святых: Папия Иерапольского (I-II вв.), Иустина Философа (167 г.), Иринея Лионского (202 г.), Ипполита Римского (III в.), Мефодия Патарского (312 г.), Кирилла Иерусалимского (380 г.), Ефрема Сирина (373 г.), Григо­рия Богослова (389 г.), Иоанна Златоуста (407 г.), Андрея Кесарийского (V в.), Иоанна Дамаскина (776 г.) и др.

Лучшим основанием является толкование святого Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Оно сравнительно кратко, но раскрывает самые клю­чевые моменты. Все остальные толкования можно фактически рассматривать как расширения и углубления его толкования. Его книга была взята за основу. Из позднейших толкований использована книга священника Н. Орлова «Апокалип­сис св. Иоанна Богослова, опыт толкования», М., 1904 г. Мысли святых отцов иногда непосредственно цитируются, большей же частью просто излагаются без приведения конкретных цитат. Иногда излагаются и наши рассуждения, кото­рые, однако, не касаются ключевых моментов и являются только расшифров­кой толкований отдельных текстов, большей частью назиданиями.

Вторая цель – показать ложность некоторых толкований и учений, широ­ко распространенных в сектантстве среди баптистов, меннонитов, пятидесятни­ков, адвентистов, свидетелей Иеговы. В основном это их ложные учения: о семи периодах истории Церкви, о восхищении Церкви перед великой скорбью, о великой блуднице, под которой они дерзко понимают то саму святую апостоль­скую православную Церковь, то римский святительский престол, то экумениче­ское движение; также учения об антихристе, о тысячелетнем царстве (хилиазм), о Страшном Суде, о вечных муках.

Третья цель – изложить некоторые мысли, вскрывающие смысл и причи­ны исторических событий, различных религиозных и других явлений в свете Откровения, а также духовно-нравственные назидания.

Помоги нам всем Бог!

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Откр.1:1 – Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну.Откровение, или Апокалипсис – это есть откровение сокрытых тайн Божиих о Церкви Христовой. В нем – вся жизнь Церкви от ее создания Христом до кончины века, а также жизнь будущего века. Откровение – это то, что рань­ше было тайной, было сокрыто от людей, а теперь открыто как Откровение Иисуса Христа. Как всё Писание христоцентрично, так и здесь в центре – Иисус Христос. Но открывается Он нам здесь в несколько ином плане, чем в Евангелии и в Деянии Апостолов. Если там Христос прежде всего Сын Божий и Сын Человеческий, Спаситель, Глава Церкви, то здесь Иисус Христос Гря­дущий, Иисус Вседержитель, Иисус Судия.

Отец открыл это Сыну, и Сын открывает лю­дям, чтобы показать рабам Своим – не всему миру, а только рабам Своим, только Своей святой Церкви Христос открывает грядущие судьбы.

Книга повествует о надлежащем быть в буду­щем, а поскольку многое, о чем здесь говорится, случилось довольно быстро, то здесь сказано и о том, чему надлежит быть вскоре после того, как Апостолу Иоанну дано было Откровение. Кроме того, пророческому взору и отдаленное предстает как близкое, скоро совершающееся. Да и что такое «далекое по вре­мени» в сравнении с вечностью! Если здесь сказано, что будет повествоваться о том, чему «надлежит быть», то это не значит, что будут описываться собы­тия только будущего. Так в Откр.1:19 Сам Господь и поясняет, что здесь описано, «что ты видел, и что есть, и что будет после сего».

Это Откровение посылается через Ангела, то есть откровения тайн в Апо­калипсисе в основном даются все через Ангелов. И мы увидим, как Иоанна будут водить Ангелы, с ним беседовать, как они будут показывать видения и сами же будут ему их истолковывать.

Откр.1:2 – Который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.Апостол Иоанн до Успения Пресвятой Девы Марии находился с Нею в Иеру­салиме. К этому времени другими Апостолами была оглашена уже большая часть Римской империи. После Успения Богородицы Апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. К тому времени уже были гонения на христиан. Апостола Иоанна схватили и судили в Риме. За испове­дание веры в Господа Иисуса Христа он был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смер­тельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителей. После этого Апосто­ла Иоанна сослали в заточение на остров Патмос в Эгейском море близ Малой Азии. По пути следования к месту ссылки Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых Апостол просветил светом Евангелия. Как-то он уда­лился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы Апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. Так был написан Апокалипсис. Свои дивные откровения Господь даёт Своим верным свидетелям. Кто не свидетельствует о Боге, тому и Бог не свидетельствует о тайнах будущего. Иоанн пишет, что сви­детельствовал о том, что он видел. Не вымыслы, но что сам действительно ви­дел, о том и свидетельствует.

Откр.1:3 – Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.Блажен читающий и слушающие – один читает, многие слушают. Особенно часто будет в Откровении, как в других книгах Священного Писания, о слу­шании. Священные книги хранились в церквах при кафедрах, где они и чита­лись. Народ же в основном получал Божественное ведение через слушание. Поэтому и сказано: блажен читающий и слушающие. И в наше время блажен читающий и слушающие слова пророчества сего – Апокалипсиса. Многие го­ворят: а мы там ничего не понимаем. Но Господь говорит: блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем. Что прочитано, должно быть и исполнено, а то у многих есть стремление к пости­жению таинственного, но нет исполнения в жизни заповедей Божиих.

Ибо время близко. Если так пишет Апостол Иоанн уже тогда, в конце I века, то насколько это время близко теперь, по окончании второго тысячеле­тия! И оно действительно близко, ибо мы видим, что многие знамения прише­ствия Господня уже совершились и совершаются. Близко время великого и Страш­ного Суда. Поэтому в наше время особенно сильно звучат эти слова пророка: Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие напи­санное в нем; ибо время близко. Скоро, может быть, и нам всем надлежит пройти через великую скорбь и встретить славное пришествие Христово!

Откр.1:4 – Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его.Это приветствие. Иоанн в начале представляет себя, автора этой книги.

То были семь Церквей – общин, на­ходящихся в Малой Азии. Далее они будут перечислены. Им и был адресован Апокалипсис Иоанна Богослова. Однако мы увидим, что этими семью Церквами обозначается и вся полнота Вселенской Церкви. Семь – это число Божествен­ной Полноты. Так что послание семи Церквам является посланием всей Хрис­товой Церкви.

Благодать вам и мир – ниспосылает он этим Церквам свое апостольское благословение. Но благодать и мир не от него, Апостола, исходят, а от Того, Который есть и был и грядет. Это Бог-Отец Вечно Сущий, Безначальный и Грядущий. И от семи духов, находящихся перед престолом Его – Бога Отца. Семь Духов – это Полнота Духа Святого (7 – число полноты). Пророк Исайя 11:1-3; перечисляет 7 даров Духа Святого. Церковь содержит 7 таинств, в которых действует благодать Духа Святого (Притч. 9:1). Семь духов – Пол­нота Духа, а не часть, не немного. Дух Святой вообще в Апокалипсисе часто будет изображаться в виде семи духов, семи огненных горящих факелов. О семи духах сказано, что они находятся перед престолом Отца. Это то, что в Симво­ле веры мы исповедуем: «И в Духа Святаго... Иже от Отца исходящего» (Ин.15:26).

Откр.1:5 – И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею.Апостол Иоанн преподает семи Церквам благословение от всей Пресвятой Живоначальной Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. Далее – о Христе, Который есть Свидетель верный – проповедуя, Он верно свидетельствовал пред людьми.

Верным свидетелем Христос оказался и перед Понтием Пилатом и перед распинающей Его толпой Иудеев –Первенец из мертвых – бывши распят, Он воскрес. Его воскресение было первым. Возникает вопрос: разве не воскреша­ли людей пророки Илия и Елисей, да и Сам Господь еще при жизни воскре­шал мертвых. То были, строго говоря, не воскрешения, а оживления. Отроки, возвращенные пророками к жизни, сын Наинской вдовы, Лазарь – все они, оживая, возвращались в прежнее тленное естество, оживали, чтобы через неко­торое время снова умереть, как и все остальные; они еще ждут дня своего воскресения (Евр.11:39-40). Воскресение человека – это не возвращение души умершего в свое тленное смертное тело, а превращение самого умершего тела в новое нетленное и бессмертное; и соединение этого воскресшего тела с душой умершего, то есть переход от ветхого тела к новому. Христос же, приняв ис­тинное человеческое тело (хотя и безгрешное), претерпел истинную смерть и истинное воскресение. Его Пречистое Тело умерло и было положено во гроб.

Душа Его сошла в ад, место душ умерших. На третий день Душа Его соедини­лась с Телом, и Он боголепно воскрес. Этот догмат ясно выражен в словах диакона при совершении им каждения престола по окончании проскомидии: «Во гробе плотью, во аде же душею как Бог, в раю же с разбойником и на престо­ле был, Христос, со Отцом и Духом, всё исполняешь, Неописанный».

Цари земные часто думают, что они сами господ­ствуют над землей, совершенно забывая, что есть и над ними Владыка, Кото­рый ими управляет. Он есть Господь Вседержитель, Владыка царей земных.

Господь возлюбил нас вечной любовью. Нас, преданных про­клятью, заслуживших только геенну огненную, Он возлюбил и от грехов омыл нас Кровью Своею. Это – Голгофа. Здесь закалается в кровавую жертву за наши грехи Небесный Агнец. Здесь баня, омывающая весь мир. Апокалипсис вообще часто представляет Христа в виде Агнца, закланного за грехи мира, и указывает на великую и страшную жертву Христа.

Откр.1:6 – И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.Это дивное чудо совершил Господь, умерев за нас на Кресте, омыв нас в бане кре­щения Кровью Своею, Он же соделал нас, христиан, царями и священниками Богу и Отцу Своему. Об этом же пишет и Апостол Петр, называя нас родом избранным, царственным священством (1 Пет. 2:9). Что же это за царство, и что за священство? Еще ветхозаветному народу израильскому было сказано: «вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). Но это было еще только тенью того, что есть теперь на деле. Над чем царствуем?

Христос на Кресте сковал сатану, князя века сего, и основал Свое духов­ное царство – Церковь. Святой Иоанн Предтеча и Господь, начиная пропове­довать, говорили: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Приблизи­лось, ибо осталось всего 3,5 года. И вот Голгофа, Крест. Царство это пришло. Теперь все, омывающиеся от грехов Кровью Христовой, помазываются Духом Святым в таинстве миропомазания на царство. На царство духовное, которое внутри нас есть (Лк. 17:21). Христос сковал сатану, и христиане царствуют над грехом, демонами и сатаной. Крестом, как страшным орудием, поражают нечи­стую силу.

И священниками – через святое миропомазание каждый христианин стано­вится теперь священником Богу Всевышнему, получает благодать Всесвятого Духа и способен священнодействовать Богу. В чем священнодействие христи­ан? «Жертва Богу – дух сокрушен» (Пс.50:19); «приносите жертвы правды» (Пс.4:6). Как жертву возносит христианин Богу молитву за себя и за всех людей. Как приятный Богу фимиам возносятся молитвы святых перед небесным жертвенником (8:3-4). «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:15-16). Как священник каждый христианин призван также и на слу­жение Богу, как пишет Апостол Павел к фессалоникийцам: «вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному» (1Фес.1:9). Каж­дый христианин призван служить Богу теми дарами, которые ему даны в рож­дении его и в святом миропомазании. Это служение благовестия, наставления, утешения, взаимопомощи, обличения или даже пророческое служение, больных исцеление, чудотворение (1Кор.12). Это всеобщее священство и в Ветхом За­вете и в Новом Завете, не надо путать с тем особым священнослужением, кото­рое Бог учреждал и в Ветхом Завете (Аароново священство) и в Новом Завете (апостольское священство). Это, как говорит Павел, «служители Христовы, и домостроители тайн Божиих» (1Кор.4:1). Их особое служение состоит в уп­равлении домом Божиим (Церковью) через наставничество и тайнодействия (со­вершение святых таинств). На это служение подается особая благодать через та­инство рукоположения, идущее непрерывно от Апостолов. Тайнодействовать может только рукоположенный священник (1Тим.4:14), служить же Богу, как царь и священник, призван каждый христианин, помазанный Духом Святым (1Фес.1:9). Как наряду со всеобщим священством есть священство особое, иерархическое, так и наряду с всеобщей царственностью христиан есть царство особое. В христианских государствах цари помазывались епископами на царство через вторичное помазание святым миром. И Богу, Который через Сына Свое­го вырвал нас из царства сатаны, омыл от грехов, возвел в дивное состояние царей и священников – слава и держава во веки веков, аминь. Славословие, которое каждодневно возносит святая Церковь к престолу Божию. Во веки ве­ков означает вечно. Аминь – по-еврейски «истинно, да будет так», произошло от слова «аман» – утверждать.

Откр.1:7 – Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.Это о Христе, о Его втором славном, великом и страшном пришествии в мир на Суд. Как в облаках Он вознесся, так в облаках и вернется, как о том гово­рили на Елеонской горе Апостолам Ангелы (Деян. 1). Возвращаясь на землю, Христос будет также окружен облаком своих свидетелей и святых Ангелов (Евр. 12:1), (Иуд. 14). Сегодня многие люди говорят: «Покажите глазам нашим Христа, пусть Он сойдет с небес и явится нам!» О, страшная молитва, страш­ный зов к небу! Увидит Его Пилат, увидит Его воин, воткнувший в Его Пре­чистое Ребро свое копие, увидит Его народ, увидим Его и мы, люди XX века, распявшие Христа своими грехами и богоотступничеством. Евангелие говорит, что чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5:8). Здесь же узрит Его не сердце, а всякое око. Сегодня можно увидеть Бога сердцем и возликовать в Духе Свя­том; тогда же, увидев, возрыдают пред Ним. Но то уже не будут слёзы покая­ния, очищающие сердце, но слёзы отчаяния, безутешный отчаянный вопль сер­дца грешного, чувствующего геенну. Ибо будет поздно. Узрят Его все племена земные, ибо Евангелие будет к этому времени проповедовано во свидетельство всем народам (Мф. 24:14). И вот Того, Который им засвидетельствован и Ко­торого многие отвергали, узрит всякое око. Как может увидеть Его око? Бога в Его Божестве видеть невозможно (Ин. 1:18; Исх. 33:20; 1 Тим. 6:16). Око человеческое не может видеть Божества, живущего в свете недоступном. Не только Бог Сам, но и жилище Его недоступно нашему видению. Узрит же вся­кое око Сына Человеческого, Бога воплощенного. Христос придет видимо для всех в Своей прославленной Плоти. Так через Боговоплощение видимо являет­ся всякой твари Божество. Первый раз Он приходил во Плоти для нашего спа­сения. Второй раз придет зримо во Плоти на Суд. Ей, аминь, истинно, да бу­дет всё так!

Откр.1:8 – Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.Доселе святой Иоанн говорил о Боге и о Христе. Теперь говорит Сам Хри­стос, представляя Себя: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец. Альфа – первая буква греческого алфавита (Откровение написано Иоанном Богословом на греческом языке). Омега – последняя. Он есть Начало и Конец. В Нем начало всякого бытия, в Нем и конец всякого бытия. Всего Начало и всему Конец. Он же Сам без начала и конца, Вечно Сущий – это выражается Его словами: Который есть и был и грядет. Есть – то есть везде и вечно единствен­но Самосущий. Он единственный есть вечно Сущий Сам в Себе – почему и на иконах Спасителя над Челом Его всегда начертывается: «Сущий» (читается «о он» по-гречески). И Он грядет, Вседержитель. Вся вселенная в Его руках, и Он ее держит.

Откр.1:9 – Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.Представив нам сначала Христа, Иоанн теперь пишет и немного о себе: Я, Иоанн, брат ваш – видим его смиренное о себе суждение, не возвышает себя никак, называет себя братом всех христиан. И соучастник в скорби. Отсюда видим, что Церковь в это время находилась уже в великом гонении и претер­певала многие скорби. В этих скорбях и Иоанн, ранее особо хранимый Госпо­дом, был соучастником. И тут по смиренномудрию своему называет себя толь­ко соучастником в скорбях. И в царствии. Как чудно, что христиане становят­ся соучастниками не только в скорбях Христовых, но и в Царствии Его. Вели­ка скорбь, но велика и радость! Однако путь только такой: соучастником в Царствии можно стать через соучастие в скорбях. Утро после ночи, царство после скорби. И в терпении Иисуса Христа. Господь терпел, в терпении пребывает и Его ученик. Иоанну дарована была долгая жизнь (100 лет), и чрез то особо стал он соучастником в терпении. Во всем этом: скорбях, царствии и тер­пении – стал он соучастником Господу своему и братьям своим христианам.

За Слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа оказывается Иоанн в ссылке на острове Патмос. Так истинное свидетельство о Христе подвергается гонению. И хотя Господь давал и другие времена, когда Церковь Христова тор­жествовала над язычеством, и свидетели Господни не были внешне гонимы, всё равно были великие гонения от близких изнутри. Каким, например, гонениям подвергались во времена торжества христианства такие великие свидетели Хри­стовы, защитники правой веры от различных ересей, как святые Афанасий Великий, Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник!

Откр.1:10– Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний.Телом святой Иоанн находился на пус­тынном Патмосе, дух же его – далек от острова, в сферах иных, небесных. И было это в день воскресный, в первый день недели. С самых первых времен христиане чтили этот день как день воскресения своего Господа. В этот день они собирались вместе для духовного назидания, для чтения Священного Писания, для совершения таинства причащения (хлебопреломления). Именно в этот день Апостолу Иоанну дано было откровение о будущих судьбах Христовой Церкви.

Иоанн уже забывает внешнее окружение свое, уже не видит острова, на котором находится, но, находясь в Духе, в состоянии пророческого прозрения, он слышит позади себя громкий голос, как бы труб­ный. Как бы – эта приставка часто повторяется в Откровении, и вообще она характерна для библейских пророчеств. Пророки видят и слышат нечто, что даже нельзя точно описать человеческими словами, ибо они видят невидимое и слышат неизреченное. Они стараются среди земных вещей подыскать хотя бы что-нибудь подобное этому. И здесь Иоанн тоже говорит: слышал я голос гром­кий и описать-то его не могу, но он был как бы трубный, то есть похожий на глас трубы. Голос этот говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний. Из слов этих сразу узнаем, что Апостолу Иоанну явился Сам воскресший Спа­ситель Иисус Христос, ибо только о Нем говорится в Писании, что Он Альфа и Омега, Первый и Последний.

Откр.1:11 – То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.Говорит Иоанну Христос: то, что видишь, напиши в книгу. В основном все откровения здесь сообщаются Иоанну Ангелами через видения. Он записал то, что видел, что было ему явлено. Здесь перечисляются все семь Церквей (семь общин), бывшие в семи городах Малой Азии. Основаны христианские общины в этих городах были самими Апостолами. Каждой из этих Церквей будет дано Господом в От­кровении особое послание. Эти семь Церквей являют собой семь состояний Церкви и всю полноту Вселенской Церкви.

Откр.1:12-13 – Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом.Иоанн оборачивается, чтобы увидеть, чей же голос говорит с ним? И видит семь золотых светильников и посреди светильников подобного Сыну Человечес­кому.

Семь золотых светильников. Уже в ветхозаветной скинии и в храме Соло­моновом стоял во Святая Святых семисвечник. Так и новозаветная Церковь прообразуется семисвечником. И в наших православных храмах за престолом в алтаре стоит семисвечник. Здесь семь золотых светильников – это образ семи Церквей, которые являют полноту Христианской Церкви. Каждая из семи обозначается светильником. Это как бы семь граней, семь сторон, семь состояний Христовой Церкви, которые в дальнейшем будут показаны в семи посланиях (гл.2-3). Светильники золотые. Этим показывается, что Церковь куплена дорогою ценою (1Кор.6:20), она омытая, чистая, прославленная Богу (Еф. 5:26-27), как золотом украшенная Невеста Христу (Песн. 1:10). Она вся золотая. Она же и светильник миру, как о том говорил Господь в Нагорной проповеди: «Вы – свет мира» (Мф. 5:14-15), и сравнивал христиан с зажженной свечой на подсвечнике. Светильник этот семисвечный, так как Церковь содержит семь таинств. Семь таинств – это те угли, на которых возгорается этот светильник, горит и светит всему миру.

Иоанну даже трудно определить вид Того, Кого видит, потому и го­ворит, что Он подобен Сыну Человеческому. Подобного Сыну Человеческому видел некогда в таинственном видении и пророк Даниил (Дан. 7:13). Даниил говорит, что видел «как бы Сына Человеческого». И Даниил, и Иоанн видели воплощенного Бога. Господь пришел в мир как Сын Человеческий, воплотив­шись от Пречистой Девы Марии. Особенно показывает Христа как Сына Че­ловеческого Евангелист Матфей. В его Евангелии Сам Господь особенно часто называется Сыном Человеческим. Христа Иоанн видит посреди светильников, то есть посреди Церкви, в Церкви. Христос и Церковь неразделимы, Христос находится в Церкви и в ней обитает. Чтобы обрести Христа, надо придти в Церковь, ибо Он в ней.

Иоанн видит не Страдальца в терновом венце, но облеченного в подир – длинную одежду иудейских царей и первосвященников. Он видит Христа Царя и Первосвященника, Сына Человеческого, облаченного в подир, то есть причастного Божественной славы. И по персям, то есть по груди, опоясанного золотым поясом. Важно, что опоясан Христос не в поясе, как обычно люди, а по груди. Люди опоясываются в поясе для укрепления своей немощи, для приведения себя в готовность к труду, для подтянутости, для ук­рощения похоти. Во всем этом не нуждается Божественная Плоть Христа. Он опоясан по груди, во-первых, чтобы этим показать, что Божественный гнев на грешников удерживается Его Человеколюбием; во-вторых, левая и правая грудь в Писании часто обозначают Ветхий и Новый Заветы. И золотым поясом, Истиною, которою является Сам Христос (Ин. 14:6), эти заветы опоясывают­ся воедино, в единый завет Божий с людьми чрез Иисуса Христа. Христос, облеченный в подир, является здесь и как Первосвященник вечный по чину Мелхиседека (Пс. 109:4; Евр. 7). Описав одеяние явившегося ему Христа, Иоанн описывает далее вид Самого Господа:

Откр.1:14– Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный.Интересно сравнить с Песнью Песней, где Господь Иисус Христос изобража­ется с черным волосом «и кудри его волнистые, черные, как ворон» (Песн. 5:11). Там показывается Его вечная юность. Здесь же Он является как старец с белым волосом. Там – начало, там – цветущая любовь Христа и Церкви – Возлюблен­ной Его. Здесь кончина века, Господь ветхий днями, с убеленным волосом, гото­вый совершить жертву, ибо и нивы уже побелели. Здесь Он показан и как Древ­ний, как Предвечный. Белая волна – не волна морская, а волна, то есть как белая овечья шерсть. Белизна агнца. Этим показывается невинность, непорочность, чистота и святость Его, глубина Его мыслей. Глубина Божественного Промысла и Провидения. Белая, как снег – бесконечно чистая.

И очи Его, как пламень огненный. Ничто не может укрыться от всевидя­щих очей Божиих. Пламень огненный, просвещающий святых и опаляющий нечестивых.

Откр.1:15 – И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.Под ногами святой Григорий Богослов разумеет домостроительство Божие, ибо ноги Христовы – это суть плоть, которой сошедшее Божество соделало наше спасение. Ноги – это же и суть Апостолы, которые как благовестники Господни проповедовали по всей земле и огласили ее Христовым учением. Ноги Господни подобны халколивану. Халк означает медь, ливан – ладан, то есть два естества во Христе, человеческое – медь и Божественное – ладан. А вме­сте это дивное благоухание домостроительства нашего спасения во Христе, это неслиянное единство естеств в Господе: человеческого и божественного. Ноги Его здесь – как раскаленные в печи. Раскаленная красная медь. Это указывает на праведность и суд Божий. Это же указывает и на Апостолов, разожженных в горниле искушений, в раскаленной печи страданий.

И голос Его, как шум вод многих. Иоанн слышит дивный и величествен­ный голос, оборачивается, чтобы посмотреть, кто это говорит с ним, и видит своего возлюбленного Учителя и Спасителя. Голосу, запретившему ветрам и морю и соделавшему великую тишину (Мф. 8:26), действительно самому подобает быть, как шуму вод многих.

Откр.1:16 – Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.Христос стоял пред ним и держал в деснице, то есть в правой руке Своей семь звезд. Далее будет объяснено, что это значит. И из уст Его выходил ос­трый с обеих сторон меч. Это Слово Божие, которое живо и действенно, как обоюдоострый меч (Евр. 4:12). Это тот «меч духовный», который взять велит нам Апостол Павел (Еф. 6:17). Слово, исходящее из уст Господних, призывает до сего дня к покаянию, отсекает всякий грех и нечистоту. В последний день оно будет нас судить (Евр. 4:12-13; Иоан.12:48).

И лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. Лучезарный Христос! В этом свете померкнет всякое светило земное. Останется единый свет – Свет Христов! Этот Божественный Свет Христов созерцали Его ученики на Фаво­ре – горе Преображения. И вот на острове Патмос Иоанн снова видит Лице Его, как Солнце, сияющее вовек.

Откр.1:17 – И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний.Этого явления, этого Божественного света, исходящего от лика Христа, Иоанн не вынес. Он пал, как мёртвый. И Он – Христос – положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся! Господь утешает Иоанна, падшего к Его ногам: не бойся! О, дивные слова Господни! Как часто говорит Он их: не бойся, Я – Гос­подь. Я не тот, который пришел убить, уничтожить тебя. Нет. Я пришел утешить тебя. И свет, исходящий от Меня, огненный пламень очей – всё это не попалит тебя, а просветит. Не бойся! Дальше Христос говорит о Себе:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.