|
|||
ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! 29 страницаОткр.1:18– И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.Был мертв. Господь напоминает Голгофу, напоминает Крест, напоминает Свой Гроб. Он был мёртв. И се, жив – Светлое Воскресение Христово, Пасха! И не только ожил Он на время, но – жив во веки веков, – вечно. Аминь – истинно сие. И имею ключи ада и смерти. До Голгофы все люди, и праведные и неправедные, уходили в преисподнюю, в ад. Но вот сошел в преисподнюю Сам Христос. Пленил плен. Связал сатану. Распявшись, Крестом побеждает Он лукавого, лишает его всякой силы, забирает у него ключи ада и смерти и держит их в Своих руках. Смерть пронзила Его Пречистые Руки, теперь Руки Его держат ключи смерти, теперь никто не может умереть и попасть в ад, если не ввергнет его туда Христос, праведный Судия. Это страшно для нечестивых, не принимающих Христа. Они не захотели войти ко Христу чрез врата узкие, и Он некогда широко распахнет для них врата иные, ужасные, ведущие в ад. Но в этом и великое утешение для христиан. Мы должны бояться делать грех, но не должны бояться дьявола. Он не ввергнет верующих в ад, ибо ключи ада и смерти в руках Спасителя. Хотя сама смерть и от лукавого – «Он был человекоубийца от начала» (Ин. 8:44), но никто не умрет, не будучи предназначен на то Христом, и для верующего смерть – приобретение (Фил. 1:21). Поэтому Христос и говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (это слуги дьявола); а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (то есть Христа)» (Мф. 10:28). Ключи от врат райских и от врат ада в руках Христа, Победителя смерти, Живущего во век. Он и Спаситель, Он и Судия. Откр.1:19 – Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.Итак напиши, что ты видел, то есть все видения, которые были ему показаны. И что есть, и что будет после сего. Откровение вскрывает нам тайны грядущего, как в веке сем, так и в мире ином. Но корни грядущего уходят в прошлое, и поэтому Иоанну повелевается записать не только грядущее, но и то, что есть, то есть что было при его жизни. Господь сам дает толкование о звездах и светильниках. Откр.1:20– Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.Кто такие Ангелы Церквей? «Ангел» – греческое слово, означающее «вестник», здесь это благовестники Христовы, охраняющие и ограждающие стадо Христово от волков и всякого зла. Это пастыри Церквей, их епископы, Христово священство. В лице епископа каждая Церковь имеет своего Ангела, возвещающего ей Слово Господне и ходатайствующего за нее пред Богом. Сказанное Ангелу Церкви относится непосредственно к ее епископу. Отчасти же относится и к пресвитерам, поскольку они на приходах исполняют волю епископа и совершают свое пастырское служение. Господь открывает здесь также, что пастыри Церкви – в деснице Его. Какое это чудное утешение! Ибо сколь немощен человек, и кто может дерзать на столь высокое служение, как священнодействие Христово! Облеченный в плоть священник властью, данною ему Христом, отверзает небо (Мф. 16:19), низводит Духа Святого (Деян. 19:6), изумляет бесплотных (1Пет. 1:12). Велико служение, но велико и искушение, велики гонения и страшен суд. Кто бы дерзнул на это, если бы Господь Сам не держал пастырей в деснице Своей?! Они – в руках Его, и Он обещал пребывать с ними во все дни до скончания века (Мф. 28:20). И священнодействовать они будут, доколе Он придет (1Кор. 11:26). Поскольку пастыри в деснице Господней, то всякий, посягающий на пастыря, отвергающийся от него, противоборствует деснице Господней. А посему тщетны все усилия гонителей Церкви, а также всяких еретиков. Сколько великие гонения не учинялись, ничто не смогло победить хранимых в деснице Всевышнего. Так в древности от Римского императора исходил даже такой приказ: всех епископов казнить! Кажется, кто пойдет на это служение? Но никогда Христова Церковь не оставалась без епископов. Шли. Они знали, когда шли на рукоположение, что этим подписывают себе смертный приговор, но шли. И это были золотые священники Древней Церкви! И в наше время безбожия, масонства, великого поругания Церкви, необыкновенного распространения и умножения ересей хранит Христос и твердо держит в Своей деснице досточтимое апостольское священство.
ГЛАВА ВТОРАЯ Откр.2:1– Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников.Мы уже видели, что Ангелу – это значит пастырю Церкви, ее епископу. Важно заметить, что послание пишется каждый раз как бы не самой Церкви, а ее пастырю. В грехе Церкви винится сам пастырь, с него взыскивается грех Церкви, и он призывается к покаянию в этом грехе. Пастырю же идет и похвала за благочестие и добродетель его паствы. Пастырь олицетворяет собой как бы всю Церковь. Обетования же воздаяния даются не пастырю, а лишь тем, кто побеждает! Так мы видим высоту пастырского служения, но и великую ответственность пастырей, «как обязанных дать отчет» о душах паствы (Евр. 13:17). Ефес – один из четырех крупнейших городов тогдашней Римской империи (Рим, Александрия, Ефес и Антиохия). Огромный, шумный, великий языческий город. В нем было одно из семи чудес света Древнего мира – храм богине Диане. В этом шумном городе протекала бурная языческая жизнь. И вот в этом городе была образована христианская Церковь. В ее основании и становлении большая роль принадлежит Апостолу Павлу, который три года в ней денно и нощно проповедовал. Какова была эта Церковь, таковым и представляется ей Господь. Так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников (см. 1:12-13; 20) – Христос в Церкви, держащий пастырей в Своей деснице. Откр.2:2 – Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы. Знаю дела твои. Эти слова Господь говорит в каждом из семи посланий, то есть Он знает все дела каждого, от Него ничто не сокрыто, нет для Него ничего тайного, Он знает всё. Если дела наши добрые, то это великое для нас утешение. Если же дела наши злы, то это грозное обличение. Каково нам будет, когда на Страшном Суде сами узрим Око, видевшее всё!.. И труд твой. Ефесяне были деятельными христианами. Без всякой устали и лени много трудились Господу. И Господь призрел на труд их, принял его, ибо был он истинен и во славу Божию. Часто наш труд знает наше начальство, от которого мы зависим, наши родные, наше чрево, ради которого много трудится человек. Но знает ли наш труд Царь Небесный?! Знает ли Он наш труд или скажет: Я никогда не видел вас трудящимися! И терпение твое. Труд их был не по настроению, а по терпению. Человек часто трудится по настроению, когда ему хочется. Господь же хочет видеть терпение, труд кропотливый, долгий, непрерывный и неустанный. И вообще, во всяком деле надо проявлять терпение. И то, что ты не можешь сносить развратных. Как легко мы сейчас сносим развратных! Они же не могли сносить. Их община была безупречная. В ней не было места развратным. Как и о первохристианской Церкви в Иерусалиме читаем, что «из посторонних же никто не смел пристать к ним» (Деян. 5:13); так было и в ефесской Церкви. Не сносили те христиане развратных в среде своей (обличали, увещевали; и если не раскаивались – отлучали), и поэтому «народ прославлял их» (Деян. 5:13). Ныне же нет той церковной дисциплины, сносят разврат иных, а потому зачастую народ не прославляет, но одни – смеются, другие – соблазняются, а иные – пристраиваются. Ефесским пресвитерам (священникам) Апостол Павел сказал некогда: «по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29-30). Так оно и было. Составлялись ложные апокрифические «евангелия», появилось много еретиков. Это и гностики, и люди, тоже называвшие себя апостолами. А ведь в то время действительно было много видевших Христа. И вот среди этих потоков надо было уметь отличить истинных Апостолов от тех, которые тоже так назывались, но были не таковы. Отошел из Эфеса святой Павел. И вот более чем через 30 лет Сам Христос дает им похвалу. Они с честью выдержали испытание. Не только духовно развращенных, но и ложно учивших они испытывали, а значит, были в состоянии испытать их учения, и таковых не сносили в своей среде. Каково теперь положение? Давно прошли великие Вселенские соборы, навсегда определившие истинную православную веру, осудившие ереси. Но вот приходят все новые и новые «апостолы», сотнями и сотнями рождаются новые секты, новые исповедания. И ныне эти исповедания подверглись испытанию и найдены ложными. Посему пастыри призваны учить народ, наставлять в истинах православной веры. Ибо и ныне многие гибнут в пагубных ересях. А чтобы испытать веру иную, вскрыть заблуждения, разоблачать лжеапостолов, надо глубоко знать свою веру. О если бы и ныне чудный свет Православия просветил умы и осветил сердца многих заблудших в ересях! Откр.2:3 – Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.Скорби постигали христиан этой церкви, и скорби немалые, а они всё переносили. И имеешь терпение – не только в трудах, но и в скорбях хранишь терпение. Человек готов трудиться для имени своего, своей семьи, своей страны; ефесяне же трудились много для имени Господнего. И трудясь, не изнемогали. От трудов же для имени Господнего человек не изнемогает, наоборот, благодатью Духа Святого только еще более укрепляется. Откр.2:4 – Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.Можем себе представить, как епископ ефесской Церкви медленно разворачивает свиток с посланием, говорит, что это от возлюбленного ими всеми Апостола Иоанна, начинает читать дивные похвалы от Господа – и все радуются – веселие духовное! И вдруг епископ приостанавливается – маленькая частичка “но” останавливает этот поток похвалы от Господа. Но имею против тебя. ...Имеешь против меня? Что же имеешь ты, святой Апостол, против меня? Но послание от Самого Христа – что же имеешь Ты, Господи, против меня? Много тружусь. Всё терплю. Грешников, еретиков обличаю и извергаю из среды паствы моей... Трудимся много – не из тщеславия или корысти (Фил. 1:15), как некоторые, но для имени Твоего, Господи! Что же можешь иметь Ты против меня? То, что ты оставил первую любовь твою. Что это означает? Апостол Павел в 13-й главе первого послания к коринфянам воспевает гимн любви. И звучат слова этого гимна, напоминая: если мы не имеем любви, то хотя бы и имели веру – такую, что могли бы горы переставлять, хотя бы имели дар пророчества и знали все тайны, хотя бы всё имение раздали и отдали тело свое на сожжение, хотя бы говорили языками ангельскими духов бесплотных, то всё равно это ничто. Всё это не больше, чем медь звенящая. И для Бога всё это не имеет значения, если совершено без любви. Так, можно много трудиться, терпеть, исторгать грех и обличать ереси, переносить страдания, но если в сердце нет любви – то всё это ничто. И ты, говорит Христос, не имеешь любви. Какой любви? – Первой любви! Во всем Писании это единственное место, где говорится о «первой любви». Словами о любви наполнено всё Писание, но о первой любви – единственный раз говорится, здесь. Первая любовь. Христос берет здесь образ того первого, неповторимого, единственного, трепетного чувства, которое бывает между женихом и невестой, которая ждёт своего возлюбленного. Ждёт. Она еще не наслаждается, не утешается им, а только ждёт его всем своим существом, делает всё, чтобы только воссоединиться с ним, только о нем мыслит. Мы еще не соединились со Христом полностью – это будет в вечности. Сейчас Церковь-Невеста ждёт своего Жениха. И каждая верующая душа устремляется к Нему. Это и есть первая любовь – чистая, нежная, ожидающая. Он – первый. Мы часто любим Господа второй любовью, третьей, четвертой, седьмой, десятой. Первой любовью мы любим себя, второй – свою семью, третьей – свою работу, четвертой – каких-нибудь людей, и только где-то там, вдалеке, на последних местах у нас Христос. Таковы часто христиане. А Христос требует к Себе первой любви. «Кто отца или мать любит больше Меня, тот Меня не достоин». Первая любовь должна быть посвящена Христу. Существует такое примитивное понимание, что христиане любят Христа из корыстных побуждений. Он, мол, помогает им и обещает награды. Это совершенно неверно. Да и Христос не примет такой любви, если кто так любит. Должна быть первая любовь, любовь ко Христу ради Христа Самого. Откр.2:5– Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.Вспомни, где, когда потерял первую любовь (а значит, имел ее). Глубокое и страшное падение. Свет твоей первой любви, Ангел Церкви ефесской, озарял некогда твой город, ныне же – ты Ангел падший. Ты много делаешь, ты терпелив, ты строг и знаешь много, у тебя огромный опыт. Но вспомни, откуда ты ниспал, вспомни свою первую любовь ко Христу, высоты ее, когда ты еще не имел опыта и больших заслуг, но имел в сердце эту жемчужину первой любви. Из долины своего сегодняшнего состояния воззри на гору первой любви, воззри и вспомни, откуда ты ниспал. Вспомни и покайся. Мы часто не знаем, в чем каяться. Никого не убив и не ограбив, мы иной раз не понимаем, в чем же каяться. А Господь говорит: покайся, что потерял первую любовь. Кто из нас исповедал уже на исповеди, что потерял первую любовь? Нет таковых. Но неужели никто не потерял ее? Неужели только ефесяне были такими худыми, а мы все лучше их? Так вспомним же и покаемся! Ибо если потеряна первая любовь, то потеряно всё, все остальные добродетели ничего уже не значат. Покайся и твори прежние дела, то есть дела первой любви. Сейчас ты приобрел опыт и... потерял любовь. Так вот, покайся и твори прежние дела любви, иначе покаяние твое без прежних дел будет пусто. Если мы куда-нибудь идем и вдруг вспоминаем, что что-то важное забыли, то, как ни неприятно, но все-таки возвращаемся за забытым, ибо иначе и идти бессмысленно. Если ты вдруг начал вспоминать, что оставил первую любовь, то хоть и неприятно возвращаться назад, а может, и снова, с самого начала нужно всё начинать, но всё равно, не спеши творить новые дела, сначала вернись назад через покаяние и тогда твори прежние дела. А если не так, говорит Господь, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. То есть это очень серьезно, не что-то второстепенное. А с другой стороны, не что-то доступное и ведомое только пророкам и подвижникам – монахам. Нет, это совершенно необходимо всем для спасения! Господь говорит: если не покаешься в оставлении первой любви, то скоро приду к тебе, как гневный Судья, и сдвину светильник твой с места его. Светильник – это пастырство ефесского епископа, это и сама ефесская Церковь, это и каждая душа этой Церкви, это и ты, христианин, ибо Христос сказал: вы свет мира. И сдвину светильник твой с места его. Тебе некогда вспоминать о первой любви, ты весь занят служением – но скоро сдвину тебя, если не покаешься. Так оно совершилось даже и буквально. Первосвятительский престол в Малой Азии был сдвинут позднее из Ефеса в Константинополь, и великая первоапостольская ефесская Церковь утеряла свое значение. Светильник был сдвинут. Так и каждая христианская душа, если не покается в утере первой любви, то скоро придет Христос, сдвинет ее светильник, и она не будет уже светить. Господь, строго обличив ефесян, не забывает и доброе в них, дабы уныние в них не было чрезмерным. И тем самым еще более подвигает их к покаянию, показывая, что не утеряна окончательно возможность вернуться в прежнее состояние. Откр.2:6 – Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.Что это за дела николаитов? Николай, один из первых семи дьяконов, был потом в Самарии епископом. Но вместе с Симоном уклонился от правой веры. Его обвинили в ревности, ибо он имел весьма красивую жену. Дабы отвлечь от себя такое подозрение, он отдает свою жену другим в удовлетворение их похоти. Рождается страшная ересь, учившая, что для победы над похотями плоти надо их удовлетворять. Можно себе представить, к каким мерзким делам плотской жизни вело это учение. Исполняй требования похоти – и победишь их! Об этих делах Сам Господь сказал, что ненавидит их. Как это страшно, попасть под ненависть Христа. Есть ли в наше время учение николаитов? Есть, и широко распространено. Это нынешнее учение, преподносимое народу атеистами. Они учат угождать плоти, всем ее потребностям. Угождай плоти, ибо ты безнаказан и живешь один раз. «Да здравствует свободная любовь! Не сошелся характером – разводись, живи со следующей – свободная любовь!» Сегодняшние николаиты учат, что через разводы (угождение плоти) побеждаются определенные семейные проблемы. Разводы растут, как снежный ком, а нам по-прежнему говорят, что только через угождение плоти победим плоть. Нам говорят, что когда достигнем благосостояния народа, то есть удовлетворим все запросы плоти, тогда исчезнет грех – не будет воров, убийц, завистников и т.д. Это ересь николаитов сегодняшняя. Дела николаитов ненавидит Христос. Через эти дела похоть плоти не побеждается, а только более разжигается, а в результате падает нравственность, разваливается семья, процветает преступность. Откр.2:7 – Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.Вот что Господь имел сказать ефесской Церкви, такую похвалу и такой укор. Мы же должны испытывать себя, в чем мы «ефесяне», а в чем нет, и что должно делать. Потому Христос и призывает: имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. Семикратно в этих посланиях прозвучит этот призыв. Мы все имеем ухо, чтобы слышать. Но что слышат наши уши? Они слышат безбожную пропаганду, они слышат скверные анекдоты и хульные слова, они слышат поэмы, спектакли, симфонии, они слышат близких, друзей, учителей и начальников, они слышат ложные еретические толкования, неустанно звучащие с сектантских кафедр, но слышат ли они, что Дух говорит церквам?! Слышат ли они, что говорят истинные пастыри Святой Церкви, что говорят богомудрые учители, святые отцы, бывшие трубами Духа Святого?! Слышат ли наши уши, что говорит Дух Церквам через события нашего века: падение нравов, проповедь Евангелия во всем мире. Слышат ли наши уши, что непосредственно нашим сердцам говорит Дух Святой? Слышат ли, что Дух говорит нам? А ведь вы оставили первую любовь... Далее следует обетование: побеждающему – тому, кто трудился, терпел, не сносил развратных, обличал ереси, ненавидел дела николаитов, а главное, победил в себе потерю первой любви. Это душа, горящая пламенем первой любви ко Христу. Какое же ей обетование? Дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия. Что за вкушение? Посреди рая было насаждено некогда два дерева: дерево познания добра и зла и дерево жизни. От дерева познания человек не должен был вкушать. Но он вкусил и познал бездну греха. После этого ему уже нельзя было вкушать от дерева жизни, ибо тогда он увековечен был бы в своем греховном состоянии, и никакого спасения ему уже не было бы. Так, смерть стала не только возмездием за грех, но и выходом из греха. Поэтому Бог изгнал человека из рая, поставил херувима с пламенным обращающимся мечом, чтобы никто не мог уже войти в рай. Ныне же, вернувшись к Богу, вновь усыновленные Им в крещении, имеющие в своем сердце первую любовь ко Христу-Спасителю, обретают право и возможность вкушать от древа жизни. Древо жизни – это Крест. На Голгофе, как считается, на месте упокоения Адама, «проросло» древо крестное, несущее миру Жизнь. Плод этого дерева – Плоть Сына Человеческого, вознесенного на Крест; она на Кресте, как плод древа крестного. От этого плода обетовано вкушать ныне победившим христианам. Древо это – посреди рая Божия – Церкви Христовой. Не на окраине рая, а посредине, в самом сердце Церкви, великое и страшное таинство святой евхаристии, где от святой чаши верные приобщаются Тела Христова, вкушают от Древа Жизни. Особое вкушение от Древа Жизни уготовано в вечности. В 22-й главе Апокалипсиса мы увидим, что в небесном Иерусалиме будет Древо Жизни, от которого будут вкушать победившие. Вводимые в рай от вкушения плодов Древа Жизни обретают жизнь вечную. Откр.2:8– И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив.Смирнская Церковь показывает нам иную сторону Церкви. Если в ефесской Церкви – бурная, активная деятельность и отсутствие любви, то смирнская Церковь – это гонимая Церковь, это приятие страданий за имя Христово. Само название города Смирна говорит о страданиях, ибо смирна – это благовонная масть, которой умащали покойников. Символ страданий и смерти. Все остальные Церкви были в лучших условиях, и казалось, что именно этот светильник вот-вот угаснет. Но вот что примечательно: ныне, через 19 веков, из всех тех семи городов не осталось ни одного, кроме Смирны. Называется он теперь Измир (в Турции). Смирнская – одна из двух Церквей (еще филадельфийская), не получивших никакого укора от Господа. Это говорит об очищающей силе страданий (Дан. 11:35). Ангел Смирнской Церкви. По указанию древнехристианского историка Евсевия («История Церкви», 4,14) здесь должно, по-видимому, разуметь святого Поликарпа, епископа Смирнского, ученика Апостола Иоанна. Как страдающей, гонимой Церкви Христос представляется ей как Первый и Последний и этим утешает ее. Все твои страдания временны, всё это скоро пройдет, а Первый и Последний – это Я, Христос, ваш Искупитель. А если Я Начало и Конец всему, то не стоит ли всем пожертвовать ради Меня? Вы страдаете, но ведь и Я страдал, ибо Я Тот, Который был мёртв, Я претерпел все страдания, Я принял терновый венец, Крест. Да, Я был мёртв, а теперь смотри: се, жив. Оказавшись верным свидетелем (1:5), возлюбив до конца (Ин. 13:1), Я не был оставлен Богом во Гробе. И теперь говорю вам, страдальцам в Смирне: «Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14:19). Будьте верными свидетелями Мне, и замучившие вас так же не найдут вас среди мучающихся, как не нашли Меня среди мертвых умертвившие Меня Откр.2:9 – Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.Значит, смирнцы и в стесненных обстоятельствах, в гонениях находили возможность творить дела, которые принял Сам Господь. Сколь часто мы, оказавшись даже далеко не в столь стесненных обстоятельствах, как те, не отваживаемся на христианские дела. Свое бездействие мы часто оправдываем условиями времени. Сколь редко приводим детей и молодежь ко Христу, как незначительно их христианское воспитание и обучение. Как мало неприкровенного обличения и исправления наших сегодняшних грехов. Не должны ли и мы в наше богоотступническое время всё равно творить дела, о которых Христос сказал, что Он их знает? Помоги нам Бог! И, с другой стороны, Христос как бы говорит смирнцам: вы гонимы, и никто не видит тайных дел вашего милосердия, но знаю их Я. И скорбь вижу. Смирнцы терпели многие скорби. А у нас порою бывает такое, что мы сами знаем нашу скорбь, все наши мысли заняты нашими скорбями, нам нравится ходить в ореоле наших скорбей, но знает ли нашу скорбь Христос? Ведь важно не то, что мы страдаем, а то, чему мы в страданиях научаемся. Мы нередко озабочены, чтобы о наших скорбях знали иные, знали многие. А не достаточно ли скорбящему, если знает его скорбь Сам Великий Страдалец – Христос! И нищету, ибо в гонениях христиане часто лишаются своего имущества Так было в древние времена при гонении первых христиан, так было и в гонения во времена последующие. Но эту нищету видит глаз человеческий, Божие же Око видит иное: впрочем ты богат. Где человек видит нищету, там Бог часто видит богатство. Претерпевая нищету в земных богатствах, ты богат духовно. И как зачастую духовно жалки и бедны сильные мира сего! Великие скорби претерпевали первые христиане от иудеев. Распяв Христа, иудеи не могли слышать ни имени Его, ни учений Его. Не имея особых возможностей преследовать христиан (ибо сами были подчинены кесарю) и вообще не имея права гнать христиан из язычников, они в бессильной ненависти злословили христиан. А злословия людьми искренними переносятся не менее тяжко, чем физические страдания. Своих же христиан из иудеев они преследовали (Деян. 7:9). Господь здесь говорит о них, что они только говорят о себе, что они иудеи, а на самом деле не таковы. Это они сказали некогда Христу: «Отец наш Авраам». Иисус сказал им: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы... Вы делаете дела отца вашего... Ваш отец диавол» (Ин. 8:39,41,44). Вы творите дела не Авраамовы, а дьявола (здесь упоминается убийство и ложь, гонения и злословия), а потому вы сборище сатанинское. Так бывает и в наше время с нами, православными христианами. Мы – новозаветный Израиль, и по праву говорим, что «от Авраама» – от Христа, Начальника нашей веры, от Апостолов, ибо Церковь наша ими основана, их учение содержит, апостольским священством окормляется. Однако в действительности мы часто бываем не таковы, ибо нет духа Христова и дел апостольских. Когда Христос вошел в иудейский храм, то назвал его вертепом разбойников. А что скажет Он нам? Не образуем ли мы вертеп разбойников и сборище сатанинское, когда, будучи верующими, продолжают творить дела тьмы? И еще: когда Апостол Иоанн говорил о сборище сатанинском, не о тайном ли масонском обществе пророчествовал, подготавливающем престол антихристу и противоборствующем христианам? Откр.2:10 – Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.Видя великие страдания смирнцев, Господь утешительно обращается к ним: Не бойся ничего! И ты, пастырь этой многострадальной Церкви, часто в печали и тревоге о своих чадах – не бойся! О, дивный возглас Христа! С этими словами Он, воскресший, приветствовал святых жен-мироносиц, посылая их возвестить ученикам о Своем воскресении (Мф. 28:10). Не бойся ничего, малое стадо, что тебе надо будет претерпеть! Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас. Говорю «не бойся» не потому, что путь ваш будет легкий. Нет, легкий путь вам не обещается, вам надобно будет претерпеть. Вас злословили, а теперь будут бросать вас в темницы. Сейчас часто приносят в храм крестить детей. Спрашиваешь: зачем принесли крестить? Отвечают: а чтобы в жизни у него всё хорошо было, не болел бы, чтобы удача сопутствовала ему. Получается, что некоторым святое крещение нужно для того, чтобы удобнее устроиться в миру. Но разве это должно так быть! Не случайно слово «крещение» имеет один корень со словом «крест». Путь христианина – это путь крестный: тернистый и скорбный, но ведущий в жизнь вечную. Такова воля Божия, Его произволение, чтобы искусить вас, вашу веру. Так с первых времен стала темница одним из первых, «домов» христиан. Особенно много ввергали туда христиан во времена гонений в Римской империи (до 312 г.). Совершалось это и в наш атеистический век и в еще большей мере совершится во время великой скорби антихристовой. Человеку же всегда это ко благу, ибо через искушение и испытание вера очищается и закаляется. Далее утешает Господь: будете иметь скорбь дней десять, то есть быстро, как десять дней, пролетят дни вашей скорби. И как быстро пролетели гонения, так быстро пролетят и три с половиной года великой скорби. Как бы в дней десять пролетают страдания в жизни каждого христианина, хотя на деле это могут быть и те десятки лет в заточениях (автор намекает на типичный сталинский срок: десять лет). В страданиях же призывает Христос: будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. До какого предела идет наша верность? Увы, бывает, что наша верность Христу остается лишь до первой насмешки над нами, до вопроса: ты что, верующий, богомолец? До первого лишения нас любимой работы. До первого обличения в среде священства. До тех пор, пока нам дозволяют нести определенное служение в Церкви. Такая верность не венчает; а развенчивает нас при первом же испытании. Истинная верность должна быть до смерти. Ничто не должно отвратить христианина от Христа, даже страх смерти. Если христианин оказывается перед выбором: совершить самый «малый» и «невинный» грех или умереть, то он выбирает смерть. Лучше умереть, чем согрешить – так должен мыслить христианин. Будь верен до смерти – так говорит Христос – и дам тебе венец жизни, то есть жизнь вечную, жизнь, увенчанную славою и благодатью. Смерть христианина увенчается жизнью (в мире же жизнь венчается смертью). И венец этот не может быть дан раньше смерти, поэтому и верность требуется до смерти. Яркий пример такой верности мы находим в житиях святых о сорока севастийских мучениках (память их 22 марта по новому стилю). Они умирали, замерзая на льду. И вот, солдат на берегу видит, как сорок венцов нисходит с небес на них. И вдруг один из мучеников теряет верность, страшась смерти, он устремляется на берег. Венец уже сходил на него, но не достался. Достается же он тому солдату, который, видя это бегство, бросает всё и идет умирать со всеми остальными на лёд. Он получил с ними венец жизни, он прославлен в святых.
|
|||
|