Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1990 год 7 страница



 

19 ноября,в перерыве, я зашел к А.И. Лукьянову. Состоялся откровенный разговор. Отношения Горбачева и Рыжкова обострились до крайности. Видимо, отставка Николая Ивановича Президентом предрешена. Анатолий Иванович пытается воздействовать на Горбачева, но безуспешно.

4 декабря. Совместное заседание Палат ВС СССР. «О внесении изменений в Конституцию СССР». Доклад М.С. Горбачева.

Он напомнил о своих предложениях от 17 ноября по совершенствованию системы государственного управления. Сейчас речь идет о том, чтобы они были отражены в Конституции. Совет Федерации из совещательного органа превращается в важнейшее звено в системе органов государственной власти, наделенный широкими полномочиями. Президент СССР может передавать исполнение ряда своих обязанностей Совету Федерации. Союзная исполнительная власть сосредоточивается в руках Президента, которому подчинен Кабинет министров, возглавляемый премьер-министром. Кабинет ответствен перед Верховным Советом и Президентом. Создается Государственная инспекция, функция которойобеспечить контроль за исполнением законов и указов. Вице-президент, собственно, «правая рука» Президента. Он также обеспечивает руководство Госинспекцией. Совет Безопасности берет на себя важные функции государства. Они будут определены Президентом и Советом Федерации.

Таким образом, в структурах управления отражены принципы Союзного договора, который сейчас обсуждается. Так как вносимые предложения требуют внесения изменений в Конституцию, а это право съезда, но обстановка сейчас требует оперативных действий, то я прошу Верховный Совет одобрить мои предложения.

Казалось бы, уже известные и одобренные 17 ноября Верховным Советом предложения Президента о совершенствовании системы государственного управления и конкретизированные сейчас не вызовут много вопросов. Однако депутаты опять долго держали Горбачева на трибуне.

В итоге решили одобрить предложения Президента.

 

17 - 18 декабря. Начинает работу Четвертый внеочередной съезд народных депутатов СССР.

С докладом «О положении страны и мерах по преодолению сложной кризисной социально-экономической и политической ситуации» выступил Президент СССР М.С. Горбачев.

Он изложил в основном те меры, о которых шла речь на сессии, и началось обсуждение. Мнения, как всегда, высказывались разные. Продолжались прения и 18 числа.

19 декабря. Выступил Н.И. Рыжков. По существу, он подводил итоги не только работы Правительства в его нынешнем составе, но и самой перестройки. Следует привести здесь тезисы его речи.

Судьба Правительства предрешена. Предстоит самая радикальная реформа исполнительной власти. Как член политического и государственного руководства страны, несу ответственность и заявляю: перестройка в том виде, в каком она замышлялась, не удалась. Политические силы, развернувшие с мая этого года войну против Правительства, начали недавно воевать и с Президентом. Их главная цель: нанести удар по государству, по общественно-политическому строю и сломать его. Идет замена социалистической идеологии на другую. Как и в прошлые годы, мы не смогли в ходе экономической реформы добиться приоритета экономики перед идеологией и политикой.

Далее Н.И. Рыжков продолжал. Сегодняшний кризис экономики порожден не обострением внутренних противоречий в производственной сфере, а очевидным кризисом в области политики, идеологии и управления. Идеология сейчас еще более нависает над экономическими преобразованиями. От энтузиазма первых лет перестройки сейчас общество, в своем большинстве, пришло к неверию и скептицизму. Это во многом объясняется размытостью целей, тем, что созданы иллюзии о возможных быстрых благах для общества. Мы, по сути, не раскрыли модели будущего, не назвали социальную цену, которую придется платить за реализацию этой модели. Перестройка сломала устоявшиеся структуры. Взамен ничего действенного и эффективного не создано.

Это прямо отразилось на экономике. Сейчас нет ни планового хозяйства, ни рынка. Институт президентства не внес заметных изменений в институт власти. Вертикальные структуры исполнительной власти бездействуют. В этом корень основных бед не только в экономике, но и в сфере правопорядка, межнациональных отношений, в моральном состоянии общества. Таковы кратко, на его взгляд, причины срыва перестройки.

Затем Н.И. Рыжков высказал рекомендации о действиях на предстоящий период. Это было последнее его выступление в роли Председателя Правительства Союза ССР.

20 декабря, в четверг, на Четвертом съезде произошло неординарное событие. Выступил Э.А. Шеварднадзе и подал в отставку. Думаю, это выступление не планировалось. Он попросил слово. Вышел на трибуну. Помолчал. Начал медленно, трагическим голосом, что будет говорить так, как не говорил никогда в жизни. О вещах очень серьезных, хотя, может, кому-то и покажется, что не по теме. Затем, более уверенно, эмоционально, патетически продолжал, что внешнеполитическая ситуация сложная, необходимы скоординированные совместные действия в этом направлении законодательной и исполнительной власти. Чего, к сожалению, нет. Со стороны депутатов Верховного Совета высказываются сомнения, обвинения, устраиваются обструкции по отношению к МИДу и министру. Он не может принять и мириться с этим. Обстановка в стране накалилась, демократы пассивны, отсиживаются, а ведь дело идет к активизации деструктивных, консервативных сил. Шеварднадзе предостерегает о возможности установления диктатуры, не знаеткакая иоткуда, но она грядет. Несколько слов признательности в адрес Горбачева. И...в итоге заявляет, что не может в такой ситуации исполнять ответственные обязанности министра иностранных дел, не хочет мириться с личными оскорбительными выпадами в свой адрес и подает в отставку. Вот в общих чертах суть его выступления.

Меня настолько поразили слова Эдуарда Амвросиевича, что я даже не законспектировал его выступление. Это был открытый протест, выражение несогласия. С кем? По какому поводу? Как оказалось, что о своем намерении уйти в отставку он не уведомил Горбачева. И это заявление явилось неожиданным якобы и для Президента. Я не поверил в полной мере в искренность его слов. Подумал, тут что-то не то. Не мог такой принципиальный и гибкий политик так с ходу уйти со сцены. Чем же он руководствовался? Почему решил отойти в сторону от Горбачева, которого считал, и заявил об этом на съезде, своим большим другом? Правда, ходили слухи о каких-то трениях между ними в последнее время, Горбачев вроде ревниво относился к возрастающей популярности Шеварднадзе за рубежом. В то же время были и предположения, что кандидатура министра иностранных дел может быть предложена на пост вице-президента. Насколько все эти разговоры были обоснованны - не знаю.

Но мое личное мнение было иное. По всей вероятности, московская ситуация уже не вписывалась в его дальнейшие планы. Он очень любил Грузию, был привязан к ней. Происходившие в Грузии события требовали от него четкой позиции — с кем он. Поддержка нынешней линии, сохранение за собой поста министра вольно или невольно отделяли его от Родины, от тех серьезных изменений, которые происходили в республике. Там укреплялся режим «демократической диктатуры» Гамсахурдиа и его сторонников. Грузия все больше отдалялась от Союза. И Э.А. Шеварднадзе не смог побороть в себе национальных чувств, не смог оторваться от Грузии. И он впоследствии вернулся на Родину, но организовал это возвращение очень умно — его позвали.

Сначала Эдуард Амвросиевич сделал ряд спокойно назидательных выступлений, интервью с намеками на несогласие с тем, что происходит в Грузии. Затем повел речь о готовности, если потребуется, принять участие в стабилизации там обстановки. Призывал к благоразумию. Потом упрочил свое влияние на определенные демократические круги. Заявил, что, если надо, готов служить Родине. А далее — публичное согласие возглавить оппозицию Гамсахурдиа. Получил приглашение и приехал в Грузию. Возглавил Комитет национального спасения, а затем стал и главою государства.

И опять-таки в эту выстроенную мною схему не укладывается одно: почему после августовских событий он вновь (буквально на 2—3 недели) принял предложение Горбачева о возвращении вместо Панкина на пост министра иностранных дел? Зачем это было ему нужно?!

Но вернемся к съезду. 21, 22 и 24 декабря на съезде продолжалось обсуждение концепции нового Союзного договора. Приняли уточненный проект постановления по этому вопросу.

Затем был прямо поставлен вопрос об отношении съезда к Союзу. Решили сохранить Союз ССР. Проголосовали название государства - Союз Советских Социалистических Республик.

Приняли постановление о проведении 17 марта 1991 года Всесоюзного референдума по вопросу о Союзе Советских Социалистических Республик.

Открыв 26 декабря очередное заседание съезда, Горбачев сообщил, что вчера у Н.И. Рыжкова был сердечный приступ. Диагноз врачей -инфаркт миокарда. Он госпитализирован. Состояние тяжелое. Решили направить телеграмму с пожеланием скорейшего выздоровления. Видимо, неимоверное напряжение последних месяцев сказалось на его моральном и физическом состоянии. Н.И. Рыжков не вернулся уже больше к работе. Так к концу 1990 года около Горбачева не осталось никого из состава Политбюро, с кем он начинал как Генеральный секретарь ЦК КПСС в марте 1985 года.

На съезде Горбачев информировал о ходе подготовки экономического соглашения между республиками на 1991 год. Накануне было совещание с руководителями союзных республик. Основные вопросы: продовольствие, снабжение, сохранение госзаказа на часть продукции, поставки в союзные и межреспубликанский фонды.

Два дня шли отчаянные дебаты вокруг этого экономического соглашения. Выявились существенные разногласия в подходе к топливно-энергетическим проблемам, к поставкам по взаимным проддоговорам, системе ценообразования и валютно-финансовой политике, не договорились о создании специального союзного фонда финансовой стабилизации. Не было достигнуто соглашение о распределении доходов между республиками. Основной тормоз — непримиримая позиция РСФСР. Ее Верховный Совет решил все доходы на территории республики оставить себе, не отчисляя в Союз ничего.

Горбачев в своем выступлении попытался сблизить позиции, смягчить разногласия (иначе как же быть с его принципиальной идеей, что самостоятельность республик не только не ослабит, а сплотит Союз ССР). Стал убеждать, что ведь речь идет только об одном 1991 годе. Это же лишь экономическое соглашение. Позиция РСФСР неоправданна, она разрушает многолетний порядок, что приведет к столкновению позиций республик по многим другим вопросам, к развалу экономических связей. В итоге — по его предложению решили этот вопрос передать на рассмотрение Совета Федерации и Президента.

Таким образом, комплексная экономическая программа, первый вариант которой был выдвинут в конце 1989 года, уже который раз, в декабре 1990 года была вновь скомкана, отодвинута. Не согласовано было даже экономическое соглашение на 1991 год. Как видим, позиции республик по отношению к Центру все более ужесточались.

На съезде я вновь был избран в состав Верховного Совета.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.