Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Итак, 28 сентября 1987 г. 11 страница



Воротников (Брянск). Пытаются разобраться в процессах. Обеспокоенность в связи с радиацией, но не все понимают опасность (не хотят покидать селаавось ничего не случится. Надо активнее воздействовать на людей.) Много нарушений планов поставок (комплектующих, металла). О перестройке общая поддержка, но на практике в руководстве многие конкретные вопросы не проработаны, люди не знают о планах, перспективах (жилье, социальная сфера и т.п.). В РАПО не уделяют внимания предприятиям, которые поставляют продукцию за пределы района. Выборность руководителейочень разные факты (выбирают компетентных, хороших организаторов, но немало таких, кто легко дает обещания, болтунов). Очень запущено здравоохранение.

Лигачев (Саратов). Уровень и глубина перестройки разные. Надо уделять больше внимания тем, кто отстает. И особо. Мы ведем демократизацию в условиях социализма. Поэтому, когда речь идет о социальной справедливости, то принцип «от каждого по способности, каждому по труду» мы «отстреливать» не дадим. (Говорил это очень нервно, явно в адрес Яковлева.) Идет атака на так называемые привилегии. Лишнее надо отменять. О руководящем корпусене годится чехарда, меняем по второму, третьему разу. О фактической самостоятельности руководителей предприятийнаделе ее нет. Центр все-таки держит власть.

Горбачев. (Он возвратился из зимнего отпуска, имел много бесед.) Обменмнениями необходим. Линия наша верная. Есть проблемы, трудности, но права на эмоции мы не имеем (это для Лигачева). Возник вопроснадо решать. Наипервейшее делонаше единство. Западники ищут щель в руководстве. Да, непривычного много. Новые задачи нельзя решать старыми методами. Но и опыт прошлого нужно использовать. Если бы в апреле 1985 года нам сказали, что мы будем делать сейчас, то мы сами не поверили бы. Многое, к чему привыкли, с собой не возьмешь. Перестройка с вершины пирамиды пошла вниз, к основанию, в цех, институт, хозяйство. Начинается самое трудное время. Требуется удержать руль. Кое-что надо не только перестроить, но и сломать. Ориентацияинтересы социализма. Кто охмелел от гласности, того надо остудить. Учиться решать политические задачи современного этапа.

О темпах перестройки. Нужна политическая и практическая ясность. Это дело Политбюро. Промедление и нерешительностьгубительны. Но действовать надо так, чтобы были уже и плоды. То есть решать одновременно перспективы и текущие задачи. Но при этом исходить из реальных возможностей. Нельзя нагромождать завалы идей и задач. Люди еще не поняли всего, не разобрались, а мы вновь и вновь подбрасываем идеи, проблемы. Хватит. Надо переварить.

Задача. Сохранить и укрепить атмосферу перестройки в обществе (гласность, критика, контроль масс). Но укреплять и порядок, дисциплину, организованность, социальную справедливость. Мы говорим о революционном характере перестройки, а страсти, накала нет. Консерватизм сидит прочно. Чем дальше, тем больше будут судить о нашей работе по итогам, по результатам. «Узлы» развязывать.

Итог. Путь взят верный. Будут трудности. Надо действовать коллективно, творчески. Работать самостоятельно.

Это было, можно сказать, одно из первых обобщений после январского Пленума. Возникли острые коллизии в партии, в обществе. Неоднозначный подход к новым проблемам в Политбюро. Попытка Горбачева уравнять, сгладить разногласия пока удается.

26 марта. Очередное Политбюро.

О внешнеполитической деятельности на Западную Европу.

Горбачев. Нет института по Европе. Потеряли германистов, специалистов по Франции, Италии. Обстановка в Европе требует особо деликатной работы. Многие тонкости отношений политических, экономических мы не знаем. Необходимо изучать ключевые политические фигуры. Европанаш дом. Необходимо вытеснять США из Европы. Идет военная интеграция Бонна и Парижа. Короче, надо в научном плане усиливать европейское направление.

2 апреля. Политбюро.

Об итогах переговоров с М.Тэтчер. Информация Горбачева. Беседа была острая«политическая драка». Обиделась, что напомнилне надо беседу засорять проблемами прошлого. Стала рассказывать, как Великобритания облагодетельствовала Индию. А то, что там сейчас плохо,сами-де виноваты. Правильно сделали, что пригласили ее посетить Союз. Хотя понятна и ее заинтересованностьей надо набирать очки. Во Франции и ФРГ реакция на этот визит негативная. Личность она крупнаявсе умеет, но политик дерзкий, не церемонится. Говорит прямо и нахально. Очень большой интерес к тому, что происходит у нас. Как это проявится во внешней политике? В дискуссии настойчиво проводила мысль о доверии «мы вам не верим и боимся». ПримерВенгрия и Чехословакия, вы там не поколебались. Без конца о «доктрине Брежнева»продвижениисоциализма в мире. А то, что сами продвигают капитализм,это вроде бынорма. Ясно, что США и их союзники будут всеми средствами валить договоренности по РСД (контроль, обычное вооружение u m.п.).

 С 6 по 9 апреля находился в Воронежской области.

13 апреля. Совещание у Лигачева (Воротников, Яковлев, Ельцин, Воронов, Зайцев, Чехарин). Обсуждение обстановки в писательских организациях. Информация Зайцева. Какие вопросы волнуют писателей? Не меняется издательская практика, часто издают т.н. «генералов», тех, кто у руководства писательской организации. Нет внимания молодым. Секретариат Союза писателей занимается чем угодно, но уходит от литературного творчества. Союз не регулирует издание ранее отвергнутых к печати произведений. Возникла групповщина. Дело в спорах доходит до взаимных оскорблений, крика, перехлеста. Особенно негативные проявления в писательских организациях Молдавии, Хабаровска, Читы. Отпора экстремистам, антисоветчикам нет.

Воротников. Как объединить союз? Стремление к переоценке прошлого объяснимо, но носит глобально-очернительский характер. Борьба начинается с принципов, а вязнет в деталях. «Ты кто такой?»«А ты кто такой?» Суть спора утрачивается. Контроль и разбор публикаций отсутствует даже счисто художественных позиций. Нет дороги молодым. Проявляются и неоправданные амбиции. Идет драчкаэто стыдно и безнравственно. Формируется группа т.н. независимых (криклива, настырна, амбициознане стесняется использовать любые методы борьбы). Присваивает себе право вещать все и вся.

Ельцин. Отношения московской организации с союзной и российской неважные. Шельмуют некоторых писателей. Явное размежевание групп. Одна говорит: съезд дал нам все, надо только творчески проявить себя (Бондарев , Карпов, Исаев, Алексеев, Проскурин). Вторая группадело на съезде доконца не доведено. Старое руководство сохранило силы, и поэтому вторая группа пытается повернуть демократизацию на западный вариант, то есть вывести писателей на политический плюрализм (Вознесенский, Адамович, Евтушенкорупор, плюс Шатров, Бакланов, Окуджава).

Яковлев. Публикации и выступления вращаются вокруг сути Октябрьской революции. Не всегда исторически точные. С.Михалков самоустранился. Группа пытается разложить организацию, по сути, выйти из-под контроля. Кто это возглавляет? Это очень важно знать.

Лигачев. Условия для работы писателям созданы. Принято хорошее решение по их материальному обеспечению. Сделали много, а ответной реакции нет. Разногласия носят идейно-творческий характер. Одна группа в обороне, а другая агрессивна, активна, действует изощренно. Задачасплотить организацию на здоровой основе. Специально встретиться с редакторами литературно-художественных журналов. Стать на защиту талантов, крупных писателей. Они, правда, не привыкли к критике.

Вот такой был разговор. Лигачев еще опекал Отдел культуры.

23 апреля. Политбюро. Вел Горбачев.

Повестка была сформирована из нескольких пунктов:

1.Финансовое положение СССР.

2.О повышении действенности финансового механизма и роли Минфина в новых условиях хозяйствования.

3.О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики.

4.Об основных направлениях перестройки системы ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма.

Докладывал по всем вопросам Рыжков. Суть его доклада.

Финансовое положение тяжелое. Темпы роста экономики, ее эффективность снижается. Дефицит финансовых ресурсов покрывается не радикальными средствами, а частными конъюнктурными решениями. Что необходимо?

Использовать новые принципы хозяйствования, усилить воздействие финансов на экономику. Пятилетку выполнять строго. Не принимать новых решений, требующих дополнительных затрат. В 1988—89 гг. осуществить перевод всех отраслей материального производства на полный хозрасчет. Усилить режим экономии (обеспечить на 75% прирост потребностей в материальных ресурсах за счет экономии).

Укрепить денежное обращение. Получить дополнительные доходы за счет реализации комплексной программы увеличения производства товаров и услуг.

Увеличить поступления от внешней торговли. Изменить структуру экспорта и импорта (сократить его объем).

Экономия за счет сокращения и удешевления госаппарата.

Привлечь дополнительно и рациональнее использовать сбережения населения.

Сократить государственные расходы на содержание жилья. Дифференцировать плату за жилье, несколько повысив ее.

Ввести изменения в налоговую политику. Прогрессивная шкала в зависимости от дохода.

Существенно изменить систему ценообразования. Закупочные цены, розничные цены плюс компенсация, тарифы на транспорт и коммунальные услуги. Повысить цены на продовольствие.

Все предлагаемые меры потребуют изменить функции Минфина, банков, Госкомцен. Что для этого предлагается.

В финансовом механизме. Отойти от фискальной, формально-бюрократической практики и перейти на нормативы (от предприятий до Минфина). На основе нормативного принципа формировать финансовую базу местных органов (от прибыли предприятий, расположенных на территории). Пересмотреть всю систему цен. Перейти в 13-й пятилетке на новые цены. Населению полностью компенсировать расходы. Банки и кредитная система должны быть восстановлены, как истинные кредитные органы. Вместо двух создать шесть банков (Госбанк, Внешэкономбанк, Агробанк, Банк жилищно-социального развития, Промстройбанк, Сберегательный банк).

В.С.Павлов (Госкомцен). Формирование цен в прошлом было в принципе порочным. Низкая стоимость сырья и рабочей силы. Этот принцип был оправдан в военный период и в первые послевоенные годы. По сути, он сохраняется и сейчас, хотя себестоимость угля, нефти, газа выросла. Эти отрасли стали убыточными. Их перевод на хозрасчет и самофинансирование невозможен. Нужна комплексная реформа ценообразования, всех ценоптовых, закупочных, розничных. Этоглавное условие. Подумать и о денежной реформе.

Воротников. Не ясна концепция формирования нормативов по территориям и отраслям. Требуется хотя бы укрупненное научное обоснование. Что же должно измениться в работе Минфина? О банках. Не согласен, ибо дело не в числе, а в сути их деятельности. Они являются государственной структурой, будут распоряжаться финансовыми ресурсами из государственного кармана, а необходима коммерческая форма деятельности. Они должны зарабатывать средства кредитами, под реальный доход. Далее, увеличится число банков вверху, а внизу, где основная работа с клиентами, все останется без изменения. По сути, на одного представителя банка в районе будут выходить пятеро из Центра. Роль Госбанка вообще не ясна. Получается формальная и безответственная надстройка.

В принципе другие предложения Н. И. Рыжкова поддерживаю. Но я за проведение комплексной реформы ценообразования, в том числе и заденежную реформу.

Горбачев. Это обсуждение — подготовка к Пленуму. Мы не уклоняемся от трудных вопросов. Выход —искать решения на основе трезвого, научного анализа. Кое-кто пытается защищать устаревшие принципы. В предложениях Совета Министров есть хорошая основа, она соответствует политической линии и экономическому механизму. В первом чтении, можно сказать, подходит. Необходимо обогатить документ, в нем многое сведено к практицизму. Слабо дана политическая суть, масштабность задач. Недостаточно раскрыт затратный механизм, тема экономии. В последние годы обеспеченность одного рубля товарными ресурсами сократилась в три раза, а вклады в сберегательные кассы выросли в 11 раз. Принцип подхода к нормативам должен быть обязательно заложен в документы.

О ценах. Если не решим, то никакого хозяйственного механизма нереализуем.Дело тяжелейшее, надо готовиться. Подойти комплексно. Работу вести по оптовым, закупочным и розничным ценам. По всем товарам и продуктам. То есть речь идет о пересмотре политики цен. Выйти на рентабельное производство в базовых отраслях. Сырье, как минимум, на уровне мировых цен.

Розничные цены на продовольствие изменять один раз и на все продукты, в комплексе —не избирательно.

О компенсации. На день введения новых цен отдать все и всем, независимо от уровня зарплаты.

Вывод: С учетом обсуждения проект доработать .

О некоторых публикациях печати. Горбачев: Пресса разжигает страсти. Особенно «Московская правда». Крикливо: «Знать России», «Новоявленные аристократы», «Бить по штабам», «Куски с барского стола». Это пена на перестройке. МГК (Ельцину) разобраться. Прессу поддерживать, но из рук не выпускать.

30 апреля. Политбюро.

Опять группа вопросов, связанных с совершенствованием хозяйственного механизма.

1.О перестройке планирования и повышении роли Госплана в новых условиях хозяйствования.

2.О перестройке материально-технического снабжения и деятельности Госснаба в новых условиях хозяйствования.

3.О повышении роли ГНТК в управлении научно-техническим прогрессом.

Докладчик Рыжков.

Изменяется система разработки государственных планов. Разрабатывается концепция на 20 лет. Она является базой. Основные направления экономического и социального развития разрабатываются на 15 лет, с распределениями по пятилеткам. Причем пятилетка имеет разбивку погодовую и по союзным республикам (как?!). Основные показатели, контрольные цифры, госзаказ, лимиты, экономические нормативы доводятся до министерств. Показатель объема промышленного производстварасчетный. Госзаказ дифференцирован по видам (нефть 100%,машиностроение50%, легкаятолько отдельная группа товаров, сельское хозяйствотолько поставки в общесоюзный фонд). Большая часть продукции самостоятельно набирается предприятиями на основе договоров с потребителями.

Новый поход к годовому планированию. Предполагается уйти от годового планирования как самостоятельной формы. Его разрабатывают сами предприятия в рамках пятилетки и уточняют по согласованию с Госпланом. Разрабатывается комплексный план по территории союзных республик с включением всех отраслей, расположенных на ней.

Уточняется роль и ответственность ГКНТ. Он разрабатывает план на 20 лет. Основные, крупные программы (не 150, как сейчас, а 20).

Сбалансирование плана. Переход на оптовую торговлю через систему Госснаба. Также на хозрасчете и самофинансировании.

Все эти благие намерения во многом были правильными, но недостаточно проработанными. Не учитывали реальной ситуации. Они или не реализовались, или даже приводили к дезорганизации неподготовленного производства. Порождали местничество, разрыв связей, так как договорная практика в условиях отраслевой и государственной монополии — эгоистична.

Горбачев. Пока, так сказать, «первое чтение». Это должен быть документ долговременного действия, сориентированный на социально-экономический прорыв. Он связан с предстоящим Пленумом. Наш основной недостатокархаичная система управления экономикой. Мы экономические методы компенсировали административным нажимом. Раньше она была исторически оправдана, иначе нас раздавили бы. Теперь эта система пришла в противоречие с современными условиями. Экономические законы дальше попирать нельзя. Финансы, цены, кредитнадо начинать с них. Цены определяют все. Переход от командной системы к демократической. Выборность, гласность обсуждения, участие в делах. Ничего не будет с нашим механизмом, если мы не соединим социализм с личным интересом, иначеобщественный интерес с личным. Это главный вопрос формирования механизма управления экономикой.

7 мая. Политбюро. Вел Горбачев.

Информация Лигачева о письмах в ЦК. В них активная поддержка курса партии, беспокойство за судьбу перестройки. Почему? Нет реальных результатов в экономике, перемен в сознании людей. Плохо освещаются важнейшие события в прессе. Необходимо повышать роль рабочего класса в перестройке.

Чебриков. Суть перестройки не доведена до людей. Считают, что где-то она идет, но не у нас. Растут факты выхода на улицы по различным поводам. Местные органы не придают этому значения.

Яковлев. В народе растет настроение сопричастности к делам. Это хорошо. Беда, что многое упирается в неправильное понимание этого процесса партийными комитетами, руководителями разных рангов. Не все поняли перестройку даже на областном уровне. (Бьет методично по кадрам!)

Горбачев. Поддержка перестройки народом бесспорна. Одновременно беспокойство, тревога. Одничтобы не угасла перестройка, другиенет ли перехлеста, нет ли «парада». Рынок можно делать, опираясь на что-то, на основе. Поэтому нельзя разрушать все прошлое. Каждое поколение вносит свое. Что-то мы берем с собой. Должна быть полная правда в оценках. Слов правильных сказано много, реальных делпока мало. Разрыв между словом и делом. В том числе и у политического руководства. Надо учитьсяработать в условиях демократии. Люди ждут отдачи в социальной сфере, это главное. Думаю, надо организовать серию встреч в ЦКс секретарями райкомов, руководителями предприятий, рабочими.

Вечером был у Горбачева (там же находился и Рыжков).

Обстоятельная беседа втроем. Суть — как реорганизовать управление народным хозяйством РСФСР. Все воспринимают так, что Россия и Союз одно и то же. Нельзя же нас держать на поводке. В наших предложениях содержатся меры совершенствования управления: сокращение министерств, объединение некоторых, но и кое-что надо создать. У республики должно быть больше прав и ответственности. Передать РСФСР все четыре общестроительные министерства. (Они — «пока воздержаться». Но через год эти министерства все-таки будут преобразованы в республиканские. Значит, был прав.) Преобразовать Минлегпром Союза в Госкомитет, а оставшиеся в подчинении Союза подотрасли передать республиканским министерствам легкой и текстильной промышленности. (Отказали. Но потом сделано было больше, образовали комитет при Госплане, что явилось более смелым шагом.)

Ликвидировать Нефтеснаб Союза, а его функции передать Госкомнефтепродуктам РСФСР и объединить с другими республиками. (Согласились.) Сохранить Минзаг Союза и РСФСР. Спорили до хрипоты. Я не мог понять М.С. Горбачева-сельхозника. Как может государство отказаться от порядка формирования продовольственных ресурсов страны, особенно зерна, концкормов, муки? Но что касается российского министерства, то я заявил категорически — нет, сохраним.

О необходимости объединения высшего образования, просвещения и госпрофобразования. Идея «единого» образования от детсада до университета у меня не укладывалась в голове. Далее, как можно было ликвидировать систему трудовых резервов, так здорово зарекомендовавшую себя не только в подготовке профессиональных кадров рабочих, но и в образовании, спорте, культуре и т.п.!

Затем стали обсуждать вопрос о создании в краях и областях Главных экономических управлений ГлавПЭУ (облплан включить в их состав). Казалось, что это должно позволить грамотнее, шире подходить к проблемам комплексного развития территорий. Я был «за». Согласились. На деле это оказалось не совсем то, что нужно. Но все-таки определенная польза была. В ряде мест ГлавПЭУ работали неплохо.

Долго обсуждали структуру партийных органов применительно к РСФСР. Единодушно тогда сошлись во мнении, что создавать КП РСФСР или даже бюро ЦК по РСФСР не нужно. Это внесет разлад в единство КПСС, подтолкнет КП республик к самостоятельности, отодвинет областные партийные организации РСФСР от ЦК, от Центра и т.п. Как известно, потом в силу ряда обстоятельств эту позицию пересмотрели. Разговор длился часа 2—2,5.

21 мая. Политбюро.

«О перестройке деятельности Совета Министров СССР, министерств и ведомств сферы материального производства и республиканских органов управления».

Что предложил Рыжков. Передать базовые отрасли: энергетика, уголь, геология, нефтехимия, черная и цветная металлургия — в непосредственное подчинение союзных органов. Республиканские министерства упразднить.

Резко сократить число министерств в Центре и республиках. По каждой республике подготовить отдельное решение. После Пленума в течение 1987-1989 гг. Всесоюзные производственные объединения (ВПО) ликвидировать. Главки в министерствах сохранить только функциональные. Иметь семь постоянных органов Совета Министров — бюро комплексов: топливно-энергетического, машиностроительного, социального развития, металлургии и транспорта, химико-лесного, Внешнеэкономическую комиссию и ВПК.

Поднялись жаркие споры. Кто, за что! Вопросы, возмущение. Различные варианты, один - добавить, другие — сократить. Кто будет отвечать за дело? Выступили все члены Политбюро, секретари ЦК. (Большинство поддержали.)

Заключение Горбачева. Думаю, что продвигаемся вперед. Вся основа управления должна строиться на экономических методах. Поэтому должны быть заложены основные принципы и этапы выхода на эти принципы. Не все сразу. О постоянных органах —линию поддержать, но не торопиться.

О министерствах. Речь идет об оптимизации количества отраслей. Аппарат громоздкий, надо упростить. Необходимо сформулировать задачи территориальных органов: увязка и координация различных отраслей, размещение производительных сил, использование природных и трудовых ресурсов, производство товаров, социальные вопросы.

Решили проект дорабатывать с учетом обсуждения.

22 мая. Политбюро. Вел Горбачев.

Информация Шеварднадзе об обстановке в ДРА. Политика национального примирения продвигается медленно. Беженцев - 40 тысяч. Основное наше вниманиеположение в НДПА. Есть сдвиги в стиле и методах работы, но много слабых мест. Партия плохо связана с массами, внутренние разногласия остаются. Наджиб работает активно. Военно-политическая обстановка к лучшему не меняется. Растут потери в ВВС. Боеспособность не усиливается. Дезертирство продолжается.

Выступления. Варенников — рассчитывать на существенное улучшение обстановки мы не можем.

Крючков — необходимы изменения политики. Надо изменить название страны и партии.

Корниенко — политика примирения дает определенный эффект. Но сейчас она уже выдыхается.

Горбачев — продолжать работу по стабилизации обстановки в ДРА. Сотрудничать с Наджибом.

27 мая. Принял нового посла США Дж. Мэтлока. Он считает, что происходит постепенное улучшение советско-американских отношений, и будет стремиться к тому, чтобы эти отношения «содержали бы больше элементов содействия, чем элементов конфронтации». Трудности создают «попытки СССР решать политические вопросы путем применения военной силы, как в Афганистане. Это вызывает не только недоверие, но и противостояние вам, желание сделать ваши усилия неуспешными». Посол объяснил, что новые тенденции в жизни советского общества американская администрация расценивает как важные предпосылки роста доверия между странами. Он убежден в искренности стремления советского руководства к переменам. Отметил некоторые успехи в повышении жизненного уровня советских людей. «Особое впечатление производит расширение гласности». Он заявил, что в интересах США содействовать этому процессу. «Поскольку любой прогресс соответствует задаче укрепления мира». Я со своей стороны подчеркнул наши намерения и инициативы, направленные на разрядку напряженности, улучшение отношений с США. Но США и НАТО следует прекратить игру в «препятствия» и «условия» и дать ясный ответ на предложения Советского Союза. Необходимо отказаться от сложившихся стереотипов в отношении СССР.

Дж.Мэтлок хорошо владеет русским языком. В Союзе не впервые. Улыбчив, вежлив, предупредителен. Корректен, но четко и настойчиво ведет свою линию в беседе.

28 - 30 мая находился в Калужской области.

 

3 июня. Направил в ЦК и Совет Министров записку о необходимых мерах по строительству и реконструкции магистральных автомобильных дорог. До 2000 года в РСФСР следует построить 9,7 тыс. км таких дорог, на что выделить 9,3 млрд руб. капвложений.

11 июня. Политбюро.

«О переводе объединений, предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозрасчет и самофинансирование». Докладчик зампред Госплана СССР Ситарян.

Он доложил, что в основу стимулирования берутся разные показатели. Или это прибыль, или потонная ставка в сырьевых отраслях, объемная стоимость, снабжение потребителя и экономия расхода сырья и др. В АПК для каждой подотрасли различный подход. Есть фирмы (типа «Кубань») — за конечный продукт. Но с ориентиром на территорию (район, область). Требуется отдельно проработать оборонные отрасли промышленности.

Трудности. Пятилетка сформирована. Переход придется вести в старых ценах. Это будет не просто. С пересмотром цен (13-я пятилетка) надо будет платить за землю, за воду и т.п. Вопрос о техническом перевооружении, о реконструкции. Здесь проблема: или отчисления от фонда развития, или госкапвложения. Предприятие зарабатывает прибыль и может ее направить по своему усмотрению. Например, учитывая сиюминутные желания на зарплату, удовлетворение социальных нужд и др., но не на реконструкцию, то есть не на перспективу, а государству это необходимо. Уже есть факты сокращения строительства жилья в АПК РСФСР, а деньги направляют на школы, больницы, перерабатывающие отрасли. Это их право.

Не все его поддержали, чтобы плановые убытки покрывались за счет министерского резерва, который формируется из отчислений от планово-прибыльных предприятий.

Возник вопрос о материально-техническом снабжении прямых договорных поставок. Кто их будет обеспечивать? Не ясно.

Горбачев. Говорит, что переход в ходе пятилетки на полный хозяйственный расчет труден, но необходим, хотя и делает пятилетку еще более напряженной. Но иного выхода нет. Надо основательно подготовиться к 1988 году.

Что следует особо подчеркнуть? Я уже говорил, что сбои этого экономического шага проявились сразу в 1988 году. Причины тому многообразны. Но некоторые товарищи пришли к выводу, что главный тормоз — консерватизм политической системы. Не экономическая-де реформа нужна, а политическая. В этом убедили нас и Горбачева некоторые его советники. Таким образом, на сложнейшую программу перестройки экономики, о чем шла речь на Политбюро 23 и 30 апреля, наложили затем еще более сложную перестройку: политико-партийную и государственную. Это сбило страну с ритма. Ниже мы попытаемся раскрыть хронологию этого процесса.

«О негативных проявлениях в деятельности некоторых неформальных общественных организаций».

Разговор шел в основном вокруг «Памяти». Участвовали в обсуждении Яковлев, Чебриков, кто-то еще.

Горбачев. Демократия и гласность только начали проявляться. Многие зоны страны еще не задеты. Есть немало антисоветчиков, политических противников, они сеют раздор, враждебность, пропаганду шовинизма. Надо отделить т.н. лидеров от основной массы. Некоторые сводят личные счеты, вынашивают реакционные замыслы под лозунгом входа в перестройку, «Память» и другие пытаются разделить нас, навешивая ярлыки. Это и так называемые прозападники, русофилы, масоны, космополиты, технократы. Видят, что перестройка набирает силу, и пытаются опорочить ее, используют благие порывы людей, чтобы прибрать их к рукам. Главноеотработать тактику, сделать так, чтобы не подорвать, а укрепить процесс демократизации. Свободное волеизъявлениеэто благо. Некоторые органы печати и их главные редакторы тянут в сторону, в развал, к капитализму, но это не пройдет. Необходимо знать, на каком этапе перестройки находимся. Кто работает на нее, а кто только ждет благ. Перестройка не дойдет до рабочего места, если не заденет человека.

 

25  и 26 июня. Пленум ЦК КПСС. Повестка дня:

«О задачах партии по коренной перестройке управления экономикой». «О созыве XIX Всесоюзной партийной конференции».

Раздали тезисы доклада «Основные положения коренной перестройки управления экономикой» и «Закон о государственном предприятии», ряд документов, связанных с перестройкой народного хозяйства.

Принципы и даже некоторые детали намечаемой перестройки управления экономикой изложены мною в этих записях выше. Известен и доклад Горбачева на Пленуме. Однако считаю нужным подчеркнуть некоторые положения.

 

Горбачев. Перестройка нарастает. Осознается необходимость глубоких коренных преобразований в нашем обществе. Но весьма живучи консерватизм и бюрократизм. Всплывают на поверхность эгоистические настроения отдельных лиц и групп в противовес общегосударственным интересам. Выходв широком развитии демократизации. У многих есть недопонимание. Боязнь. Нужно серьезно наладить разъяснительную, идейно-политическую работу. Смелее привлекать свежие, активные кадры. Создавать условия для инициативной, творческой работы. Демократия все расставит по своим местам, будет видно, кто есть кто.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.