Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Итак, 28 сентября 1987 г. 12 страница



Затем Горбачев ставит задачу радикальной реформы управления, как важнейшего звена перестройки.

В чем смысл и направленность предлагаемой реформы? Больше социализма, больше демократии. Устранить с пути все, что тормозит социалистический курс развития страны. Активнее использовать наряду с государственными и другие формы собственности (кооперативную, индивидуальную). Через цены и финансово-хозяйственные рычаги воздействовать на товарно-денежные отношения, овладение и управление рынком, с учетом его законов, укрепляя рубль.

Таким образом, необходимо обновить на современном этапе представление об экономических формах социализма. Для достижения этой цели требуется переход к экономическим методам руководства на всех уровнях. В частности, расширение самостоятельности предприятий и перевод их на хозрасчет; перестройка централизованного управления экономикой; реформа планирования, ценообразования, кредитно-финансового механизма; оптовая торговля; развитие самоуправления, децентрализация; изменение функций партийных организаций, Советов, хозяйственных органов...

Что имеется в виду под преобразованием функций централизованного управления экономикой: в нархозплане определяются основные приоритеты и цели экономического и социального развития, структурная и инвестиционная политика. Разрабатывается концепция перспективы на 15 лет. Устанавливаются исходные данные для министерств. Для предприятий основной рычаг -нормативы и стимулы. Радикальная реформа ценообразования всех цен (оптовых, закупочных и розничных). И перестройка всей системы материально-технического обеспечения. Разграничиваются функции министерств и предприятий. Аппарат министерств не вмешивается в оперативную работу предприятий...

Теперьо партийно-политическом обеспечении перестройки.

Пленуму надлежит одобрить «Основные направления коренной перестройки управления экономикой». Это дoлжнo стать партийной директивой. С 1988 года на новых принципах будут работать 2/3 предприятий. В 1989 году завершить переход на новые условия хозяйствования. До конца12-й пятилетки осуществить перестройку функций экономического управления: планирование, ценообразование, финансы и кредит, материально-техническое снабжение, разработку стабильных нормативов на 13-ю пятилетку.

Подготовить и принять необходимые законы. Основной принцип: «Разрешается делать все, что не запрещено законом».(?!)

Главное назначение реформыдать новый стимул и импульс экономическому росту страны.

Вот на таком эмоциональном подъеме закончил Горбачев свой доклад. О том, как пошли дела дальше, как трансформировалась, менялась, блокировалась и почему (как я считаю) провалилась именно такая реформа, пойдет речь ниже.

Выступления.

Воротников. Я сказал, что поддерживаю меры по существенному расширению прав союзных республик. Но пока нам не дана нормативная база, которая будет подведена под представленные республикам полномочия. Тоже самое можно сказать ио правах местных Советов. Пока не права, а декларации. Перестройка управления экономикой —длительный и сложный процесс. Предстоит определить этапы его проведения, создавая условия для каждого последующего шага.

Очень важен вопрос об обеспечении руководящей роли Центра и самостоятельности предприятий. Позиции сторонников вертикальных методов руководства поколеблены. Нельзя в то же время не замечать дезориентирующего влияния приверженцев так называемого «свободного рынка», которые не видят большого зла в социальном расслоении, безработице, принижении ценностей социализма. Нас это серьезно беспокоит. Любое мнение необходимо выслушать. Я имею в виду необходимость серьезного, откровенного, аргументированного обсуждения и принятие всесторонне взвешенных решений. Новый хозяйственный механизм сам по себе не заработает. Думаю, что нельзя противопоставлять друг другу административные и экономические методы управления.

Всего выступило 32 человека. Большинство, хотя и с оговорками, но поддержали основные положения доклада.

Заключительное слово Горбачева.

Пленум создает базис для обновления социализма. Он завершил разработку концепции перестройки. Он переводит ее идеи в практическую плоскость. Главное -идти вперед, не отсиживаться. На данном этапе незаменима роль партии. Решения Пленума довести до сознания всех трудящихся. Люди должны почувствовать положительные плоды перестройки.

Только позже, внимательно вчитываясь в доклад Горбачева, мне стало виднее, что он, провозглашая лозунг «больше социализма», опираясь якобы на социалистические принципы развития экономики, на самом деле уже становился рупором экономистов-рыночников, исподволь, в завуалированном виде готовивших общественное мнение к изменению курса перестройки. Понимал ли это тогда сам Горбачев? Вот в чем вопрос!

Организационные вопросы.

Пленум решил. Перевести в члены Политбюро Н.Н. Слюнькова и А.Н. Яковлева. Избрать членом Политбюро В.П. Никонова. Освободить от обязанностей кандидата в члены Политбюро С.Л. Соколова (бывшего министра обороны). Перевести Д.Т. Язова в члены ЦК и избрать его кандидатом в члены Политбюро.

Затем Горбачев предоставляет слово Лигачеву, который от имени Политбюро вносит на рассмотрение вопрос о Д.А. Кунаеве. Говорит о том, что в деятельности прежнего руководства Казахстана допущены нарушения принципов партийной жизни. Насаждался протекционизм и землячество, что привело к взяточничеству, очковтирательству. Три первых секретаря обкомов и три председателя облисполкомов, 41 секретарь райкома и другие ответственные работники привлечены к уголовной ответственности. На почве националистических проявлений в Алма-Ате произошли в декабре 1986 г. беспорядки.

Затем Лигачев от имени Политбюро ЦК вносит предложение — за серьезные недостатки в руководстве в бытность первым секретарем ЦК КП Казахстана вывести Д.А. Кунаева из состава ЦК.

Берет слово Д.А. Кунаев. Говорит, что согласится с тем решением, которое примет ЦК. «Но я работал в ЦК и Совмине 42 года, являлся делегатом всех съездов начиная с XIX. Партия поручала мне ответственные посты. В республике были допущены ошибки, я исправил это. Но я не националист и не шовинист».

Далее Кунаев излагает свою интерпретацию событий декабря 1986 г. в Алма-Ате. Критикует Назарбаева. Говорит о своей работе, что он сделал для социального и экономического развития республики, интернационального воспитания людей и т.п. Затем убеждает: «Здесь настоящая провокация. Не спешите, разберитесь. Ведь шла борьба за власть. Отсюдасобытия. Разберитесь».

Выступают: Молдабаев, первый секретарь Алма-Атинского обкома. Говорит о грубейших нарушениях в кадровой политике, о том, что события декабря 1986 года были спровоцированы.

Комелетдинов, секретарь ЦК КП Казахстана. Отмечает, что в организациях отсутствует критика и самокритика. Раскрыты взяточничество, коррупция, лакейство. Они порождали вождизм. Шло непомерное восхваление достижений.

Назарбаев, Председатель Совета Министров. Отклоняет обвинения и подтверждает те же недостатки Кунаева.

Горбачев.Говорит, что вопрос о работе Д.А. Кунаева обсуждался до XXVII съезда. Был разговор с ним. Решилиосвободить т. Кунаева после съезда. Стали поступать в ЦК КПСС письма, требовавшие от членов ЦК его освобождения. Он попросилпо завершении года. Решили: хорошо. Что писали, о чем поднимали вопросон отрицал. Как развивались события дальшезнаете.

Голосование. Вывели Д.А. Кунаева из состава ЦК.

1 июля. Заседание Политбюро. Ведет Горбачев.

Вопросы, связанные с итогами июньского Пленума ЦК.

Горбачев. Пленум оправдал ожидания. Он показал огромную работу Политбюро после апреля 1985 года. Теперь речь о реализации выработанной программы. Важно определить принципы, систему образования нормативов, лимитов (не перегибать, но и не создавать легкой жизни). Рассмотреть генеральные схемы министерств. Сократить аппарат на 4050 процентов, но 70 процентов фонда зарплаты оставить, чтобы поддержать хороших работников.

Лигачев. Пленумуспех партии. Важно соединить процесс демократизации с экономической политикой. Особое вниманиенасущным нуждам. Комиссии создать в горкомах и райкомах партии. Должна быть дана, так сказать, аттестация готовности.

Яковлев. Говорит о сложности в реализации процесса демократизации. Привел слова католика: «Не грешите, попадете в рай, а протестанты говорят: этого мало, сделайте доброе делотогда попадете в рай».

Воротников. Программа подготовлена в не бывало короткие сроки. Возникла масса деталей, не ошибиться бы в спешке. Не упускать текущие дела, увлекаясь перспективой. Необходим объективный подход к республикам, с учетом специфики. Много перегибают предприятия. Бегут сломя голову. Сами в долгах как в шелках, о каком самофинансировании там может быть речь?

Горбачев. Партия подтвердила, что она возглавляет перестройку. Сейчас решается судьба страны, судьба социализма. Через январский Пленум открыли путь к демократизации. В сочетании с июньским Пленумом создана базаэкономическая, политическая, правовая - чтобы идти дальше. Есть первоочередные задачи. За месяц вывести общество на дорогу, которую определил Пленум. Действовать в Центре, республике, области, районе, обновлять кадры, где надо. Для Политбюро выстроить четкий план. От трудных проблем не уходить. Что делать по отраслям, что по территориям, республикам и областям? Работать и вносить предложения в Политбюро.

Были созданы две комиссии Политбюро: Рыжкова — совершенствование управления отраслями, а по территориям — Лигачева. И пошла тяжелая, изматывающая работа: обсуждение проектов, подготовка различных документов. Заседания, совещания, доклады и выступления. Согласование разных позиций. Споры, поиск компромиссов и т.д. Гонка — скорее, скорее.

6 августа. Политбюро.

После того как были рассмотрены все вопросы повестки дня, Ельцин поднял вопрос по поводу попыток экстремистски настроенных лиц организовать демонстрации и митинги в Москве под различными предлогами. Требуют решения Моссовета о месте, продолжительности, допустимой численности и т.д.

Горбачев. В принципе надо. Готовьте предложения.

11 августа. Беседа в ЦК с Горбачевым.

Обсуждение вопросов совершенствования управления. Я категорически против объединения республиканских Минлегпрома и Минтекстильпрома. Также против объединения леспромхозов и лесничеств, то есть заготовки, переработки леса — с контролем за его использованием, уходом за лесом. Все хотят передать в ведение Минлеспрома СССР. Горбачев согласился с моими доводами.

О недостаточной информированности страны о делах РСФСР. Мало республиканских газет, нет своих программ радио, телевидения. Все в руках союзных органов. Национальные АССР годами не имеют выхода в центральную печать и на телевидение. Идеологические ведомства слабые. Во многих областях нет книгоиздательств, телестудий и т.п. Горбачев сразу же по телефону передал о моих требованиях Лигачеву: Надо заняться Россией.

В конце беседы Горбачев сказал: «Нам надо с тобой специально встретиться. Есть необходимость ознакомиться с архивными документами 30-х годов».

19 августа. Продолжительная беседа с Горбачевым в ЦК. Сначала обсуждали материалы, связанные с подготовкой доклада на торжественном собрании, посвященном 70-летию Октября. Следует как можно объективнее, четче, открыто и принципиально изложить противоречивый, трагический период после Ленина. Сталинские времена, репрессии, отношение к кадрам, коллективизация, индустриализация, борьба с различными т.н. группами, и что же было на самом деле. Надо сказать народу полную правду, но без эмоций, перехлестов.

Затем Горбачев, сидя за основным рабочим столом, стал зачитывать мне архивные документы. Две сброшюрованные папки документов. Ужасные факты ареста людей, поручения Сталина, членов Политбюро, приговоры, причем не только отдельным лицам, но и группам — списком по 40, 100, 200 человек. Это были поразительные по цинизму факты. Причастны к принятию решений, по существу, все «вожди», в том числе и Н.С. Хрущев, К.Е. Ворошилов, В.М. Молотов, Л.М. Каганович, А.И. Микоян, А.А. Андреев, А.А. Жданов, Г.М. Маленков и, конечно же, Л.П. Берия. Только М.И. Калинина эти действия коснулись не напрямую, видимо, обходили старика.

Горбачев читал, мы обсуждали, сопоставляли, ужасались. Но в руки мне папки так и не давал. Я был потрясен этим откровением. Ведь, собственно, я, хотя и член Политбюро, даже не был знаком с материалами (стенограммой) XX съезда КПСС. Тем более для меня были поразительными эти документы. Читал Горбачев не все подряд, на выбор. Комментировал резолюции. Рассуждал о последствиях. О нашем восприятии сегодня этих фактов. Затем мы вновь вернулись к предстоящему докладу о 70-летии Октября. Надо в докладе все расставить по местам. Дать историческую правду. Не заслонять одними негативами то, что делалось народом, большинством коммунистов. В целом надо все разобрать, разложить по полкам. Придется серьезно заняться дальнейшим расследованием, реабилитацией невинно пострадавших. Это нужно не только им, их семьям, близким, это нужно истории, будущему. Затем поговорили о предстоящем завтра заседании Политбюро, надо готовиться всем. Вопрос — о структуре Совета Министров СССР.

24 августа. Провожали Горбачева в отпуск. В аэропорту он поднял вопрос о необходимости иметь в ЦК Отдел социальной политики. Затем заговорил о росте националистических проявлений в Прибалтике и провокационных действиях Запада по стимулированию национализма в Эстонии и Литве. Согласны, что эта проблема есть, надо внимательно обсудить на Политбюро.

7,8 и  9 сентября я находился в Волгоградской области.

10 сентября. Политбюро. Вел Лигачев.

Обсудили вопрос о завершении уборки урожая. Пошли дожди. Сложно на Урале, в Сибири, на Северо-Западе. Необходимо перераспределение заданий по сдаче хлеба, чтобы не оставить хозяйства без кормов.

После повестки. Лигачев поднял вопрос о публикации в московской печати (по-моему, в «Вечерке») Моссоветом правил проведения митингов и демонстраций. Я их не читал, был в Волгограде. Лигачев выступил резко: «Почему Ельцин не рассмотрел этот вопрос на бюро МГК? Кто обсуждал их и с кем? Ведь еще 6 августа, когда ты, Борис Николаевич, поднимал на Политбюро этот вопрос, то Горбачев просил тебя проработать и внести предложения о порядке проведения всяких демонстраций, митингов и шествий. Ты согласился. А сделали по-другому. Ведь принятый Моссоветом порядок беспределен. Он не определяет многие параметры: предварительное согласование, место и продолжительность демонстраций, количество людей. Кто ответствен за безопасность и т.п». Ельцин оправдывался: «Это дело Советов, я же докладывал на Политбюро, было дано добро».

«Неверно, было дано принципиальное согласиеразработать правила проведения митингов, шествий. Горбачев сказал, вносите предложения, а вы пустили на самотек. Надо же иметь единый порядок не только по Москве, но и по стране». Другие товарищи подтвердили, что прав Лигачев. Ельцин отмолчался.

В итоге решили поручить Воротникову, Ельцину, Лукьянову и Разумовскому проработать этот вопрос со специалистами Минюста, МВД, учеными-правоведами и внести предложения в Политбюро.

 

Мы сформировали рабочую группу специалистов, они подготовили проект «О порядке проведения общественно-политическими организациями массовых мероприятий: митингов, демонстраций, шествий». Через несколько дней собрались у меня Ельцин, Лукьянов, Разумовский, обсудили этот проект, поспорили и подписали подробную записку в Политбюро, в которой рекомендовали принять Указ Президиума Верховного Совета СССР, устанавливающий единые правила в стране: предварительную заявку, в которой указывались бы цель, место, время, численность участвующих, ответственные за проведение митингов или демонстраций, сроки рассмотрения заявок в соответствующих советских органах и т.п.

Впоследствии такой порядок и был установлен.

17 сентября. Политбюро. Вел Лигачев.

Предложение Совета Министров СССР о переводе научных организаций на полный хозрасчет и самофинансирование. Приблизим науку к делу, к производству. Суть — финансирование научных разработок на контрактной основе. Источник — фонды предприятий на развитие науки, фонд отрасли и бюджет. Одобрили.

На практике оказалось сложнее. Проектанты стали грабить заказчика, хочешь скоро получить проект (особенно строительства) — плати, иначе проект будет разрабатываться годами. А кое-где наука и производство «спелись». Пошла перекачка денег из безналичных в наличные. Подскочили цены на проектную документацию. В Госстрое СССР зарплата в ГПИ возросла в десять раз! Вот пример, когда идея, суть трансформировались в деляческие сделки. Когда анализируешь ошибки в проведении экономической реформы, то подобных этой было много, но исправление их затягивалось. Причина — масса не до конца продуманных предложений. Они сбивали с толку и руководство, и исполнителей. Тогда-то и появился тезис, что тормозит экономическую реформу отсталость политической и государственной системы. Вот и «бросились» в 1988 году в политическое реформирование, из которого не выбрались до сего дня. А об экономике забыли, она и пошла вниз.

21 сентября. Принял в Совмине губернатора штата Нью-Йорк Марио Куомо. Беседа носила подчеркнуто приветливый, откровенный характер. Рассказал о перестройке, проблемах Российской Федерации, о внешнеэкономической деятельности. Повели разговор о создании всеобъемлющей системы международной безопасности, отношениях с США, необходимости учета реальностей. Я подчеркнул, что в американском обществе существует различие мнений по отношению к СССР. Впереди встреча М.С. Горбачева с Р. Рейганом. Дух Женевы и Рейкьявика дает результаты. Главный вопрос - отношение к СНВ, необходимо снять сомнения, касающиеся условий ПРО.

Ответ М.Куомо был выдержан в доброжелательном духе. Пригласил меня посетить Нью-Йорк.

22  и 23 сентября. находился в Псковской области.

24 сентября. Политбюро. Вел Лигачев.

Рассмотрели записку Совета Министров РСФСР, просьбу Курганского обкома и облисполкома, ходатайство Минздрава о создании Всесоюзного курганского института травматологии и ортопедии (профессора Илизарова) в составе Минздрава РСФСР. Предложения приняты.

После Политбюро у Лигачева вместе с Рыжковым, Никоновым и Мураховским обсуждали прогноз хлебофуражного баланса. Затем пошел резкий разговор о стремлении АПК страны (Мураховский) взвинтить цены на мясопродукты — пустить в государственную торговлю колбасные изделия по кооперативным ценам наряду с государственными. Предлагается иметь специальные отделы в продовольственных магазинах. Я категорически возразил. Ведь с чего началось. Сначала, вопреки нашим возражениям, разрешили колхозам и совхозам в зачет выполнения плана заготовок включать скот, который они закупают у населения. Им выгодно — не надо заботиться о развитии собственного производства. Тем более что государство давало дотацию и на этот закупленный у населения скот. Но как компенсировать дополнительные издержки государству? Госагропром придумал — продавать по кооперативным ценам. (В кооперативных магазинах нельзя, т.к. это дело потребкооперации, которая сама закупает, перерабатывает и реализует продукцию.) Вот и предлагает изготовленную одним и тем же мясокомбинатом одну и ту же колбасу продавать в одном и том же государственном магазине, но по разным ценам(?!). Для чего организовать там специальный отдел! Это же прямая авантюра — «клад для жуликов». В одном магазине одна и та же продукция — по разным ценам?! Нельзя дергать людей. Вопрос о ценах, как об этом не раз говорили, необходимо рассматривать и решать комплексно.

Спор перешел в перебранку. Отложили. Потом пришли к выводу, что вообще мы различными организационными перестройками, бесконечными новациями то в одной, то в другой сфере сельского хозяйства вконец «замотали» крестьян. Необходимо разработать четкую, научно обоснованную концепцию ведения сельскохозяйственного производства в стране.

28 сентября. Политбюро. Вел Горбачев.

Он возвратился из отпуска и, как всегда, «набит» идеями. Его окружение на отдыхе «работает».

Давайте поговорим без повестки. Надо обдумать, поразмышлять о ходе перестройки, о проблемах,начал он.Перестройка дело долговременное. Но в ее ходе будут этапы. Насколько адекватна работа Политбюро, Секретариата, Совмина тем задачам, которые ставит нынешний этап? Мы вступили в критический этап. Сутьразвернутый процесс демократизации и коренные изменения в экономике. Это два крупных направления. Демократия и реформа экономики выходят на миллионы людей. Напряжение в обществе нарастает. Ситуация характеризуется более открытым проявлением столкновений интересов, большой дифференциацией взглядов.

Самое главноерастет беспокойство в обществе за реализацию перестройки. Ситуация острая. Мы и ожидали трудностей в революционном процессе. Поэтому не должно быть места шатаниям, панике и т.д. Главноереализовать, что наметили. Политически и практически крайне важно верно оценить соотношение сил по отношению к перестройке. Сопротивлениеналицо. Противоречия естественны. Они сидят в каждом из нас, эта правда остается. Но есть и определенные силы, которые видят в перестройке (демократизации, гласности, экономических преобразованиях) угрозу своему привилегированному положению. То, что мы называем вотчиной, монополией власти. Растет их сопротивление демократии. Имеющиеся трудности используются для дискредитации перестройки. Здесь недалеко и недовольство народа.

Значит, по-моему, предстоит серьезная борьба. Если же не удастся справиться, то характер ситуации будет более болезнен и потребуются неимоверные усилия партии. Вот почему я говорю о серьезности нынешнего этапа. Первый этап мы выполнили,продолжал Михаил Сергеевич.Разработана программа, принципы, документы. В стране создана определенная политическая атмосфера.

Второй этап. Трансформация политики, идей первого этапа в практическую жизнь. Это будет протяженный этап, не менее 11,5 года. Здесь важно внедрение экономического механизма, совершенствование управления и т.п. На первом этапе основная нагрузка была на Политбюро, ЦК, Правительстве. Надо было выработать политику, принципы. Сейчас основной груз должны взять на себя другие, нижние этажи партийных организаций (республики, области, города, районы, первичные парторганизации). Там нередко перестройка воспринимается, как покушение на их права, преимущества, на власть. На первом этапе, вскрывая причины застоя, мы ударили по центральным органам (а как же понимать его «возмущение» от публикации «Бить по штабам»?!), на них сосредоточила внимание пресса, народ. Теперь необходимо подключить и другие уровни.

Главноепартия, кадры. Нужны не накачки, совещания, говорильняэто старо, уже было. Надо укреплять веру парторганизаций, людей в свои силы, в реальность задач, вести поиск их решения.

Следует поразмыслить и о нашей работе, о деятельности Политбюро и Правительства. Надо долбить и долбить в одну точкуреализация решений XXVII съезда. Люди должны знать, что Политбюро держит в поле зрения основные, наиболее важные вопросы, которые волнуют народ.

Вот такой была изложенная Горбачевым «новая программа действий». Затем пошло обсуждение. Конечно, все за перестройку, за решения XXVII съезда. Но оттенков во взглядах много.

Рыжков поддержал Горбачева. Об экономической реформенужно поскорее решать проблему цен. Нельзя дальше терпеть такой разнобой. Может быть, провести по этому поводу Пленум ЦК, сессию Верховного Совета, подготовить народ. Об идеологическом обеспечении перестройки. Нельзя охаивать прошлое огульно, надо отделить народ от личностей, повинных в бедах.

Лигачев согласен с высказываниями Горбачева. Основной упор сделать на усиление организаторской работы парторганизаций. Пока в деятельности многих партийных комитетов превалирует поверхностный подход. Идеологические вопросы требуют особого внимания. Надо серьезно разобраться с этим.

Воротников. Мы взялись за проблемы по всему фронту. Невозможно все сразу реализовать. Необходимы приоритеты, системные действия. Нельзя хвататься за одно, за другое, начинать и бросать. Говоритене паниковать.Согласен. Но надо быть последовательными в действиях, в ответственности. За словом должно следовать дело. О роли местных органов и их ответственности. Для этого нужна увязка государственных интересов с местными проблемами. Говорим, что права им дали! Какие?! На бумаге! О ценах. Я целиком поддерживаю Н.И. Рыжкова, мое мнениенужна комплексная реформа не только цен, но и денежная реформа. Мы теряем время. Может, невпопад, но

скажу о т.н. организационных методахнадоели всем совещания, сборы, семинары, комиссии и бригады проверок (особенно по пьянству). На местах

стоит стон. И еще об идеологической работекакова ее роль и место в перестройке? Идет она бестолково.

Никонов. О кадрах. Оценивать людей надо по делам. У многих вылез формализм - выступить, зажечь, написать и... в корзину. Сказал и забыл.

 Разработать оптовые цены надо сейчас, а не после перехода на полный

 хозрасчет. Зачем делать пустую работу, а потом менять.

 Чебриков. Образование неформальных общественных организацийэто

закономерный процесс. Беда, что их оставляют без внимания, тогда возникают проблемы, экстремизм. Есть и такие «организации», содержание работы которых инспирировано извне. Там стоят во главе лица с враждебными

настроениями, они маскируют свое подлинное лицо. Их инструментподдержка любых оппозиционных сил, недовольства людей.

Яковлев. Демократияэто не анархия, это порядок. Всякая стерилизациябесплодна, она несовместима с демократией. Общая идеологическая

атмосфера, исключая отдельные факты, в стране благоприятная. Не перестройка породила неформальные объединения, она открыла им

гласность. Дальше будет у нас не легче, демократия требует накопления и использования накопленного социалистического опыта. Процессы надо

анализировать и терпеливо, активно работать. Организм перестройки,

демократизации молодой, он подвержен заболеваниям (корь, дифтеритпереболели все), и их надо лечить, а не загонять внутрь. Надо психологически готовить людей к будущему развитию демократии и гласности. (Вот так и «готовился» Яковлев к будущему своему отходу от социализма!)

Лукьянов. Человек пока не почувствовал большей защищенности законами.

Запущена сфера хозяйственного законодательства. Растерянность перед

демократизацией. Выступления прессы оказывают давление на

правоохранительные органы, требуют возвращения на доследования,

пересмотра и т.п. Это недопустимо. Не хватает кадров юристов.

Ельцин. Важность кадровой проблемы. Январский Пленум дал большой эффект. Июньский уже меньше. Он сложен для восприятия, требовал

экономической подготовки, а пленумы в областях, районах провели наскоро, поэтому и результат... О ценахэтот вопрос волнует людей. Нужна определенность. К развитию движения неформалов мы оказались не готовы.

Горбачев подытожил. Обмен мнениями важен. Налицо политическое единство. Запад хотел бы вбить клин. Ищет щель в руководстве, в позиции Верховного Совета. Хотят групповщины. Не находят. Наша политика поддержана народом. Революционные преобразования надо вести до конца. Центр борьбы сейчас перемещен в коллективы, в районы, города, области. Идеологическое обеспечение. Вроде бы все идеологические службы заботятся о перестройке. Но существо и формы заботы разные. Надо, чтобы идеологическая работа строилась на наших ценностях, на ценностях социализма.

Что касается истории. Необходима вся история. Все, что выстрадали, что было, чего добились, это все наше. Нельзя допустить охаивания прошлого, труда народа. Мы видим и потери, и трагические моменты. Это надо отделить от народа. Сейчас увлеклись 20—30-ми годами, послевоенным периодом. А годы, из которых выросла перестройка? Это очень сложное время. Не просто осмыслить их. Здесь наука, творческие силы помалкивают.

Мы в Политбюро — на огромном переломе. Надо по-товарищески, в духе взаимопонимания обсуждать все вопросы, касаются они тебя или нет. Нужна открытость, объективность, здоровый дух.

Решили — по итогам обсуждения подготовить развернутое постановление Политбюро.

 

Необходимо сделать некоторое отступление от хронологического изложения событий.

Итак, 28 сентября 1987 г.

Два с половиной года у руля КПСС ее Генеральный секретарь М.С. Горбачев. Как заявил он сегодня, завершен, в основном, первый этап выдвинутой им программы революционного преобразования общества.

Разработаны концепции, принципы, документы. В стране создана «определенная политическая атмосфера». Теперь второй этап — «трансформация политики, идей первого этапа в практику».

Как можно сегодня оценить итоги первого этапа? Очевидно, что к середине 80-х годов изменения в жизни советского общества были необходимы. Но какова была стратегия и тактика этих изменений? Какая ставилась конечная цель? Что провозглашалось и что было сделано?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.