Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сидоров А.С. – Знахарство, колдовство и порча у народа Коми 2 страница



Вместе с тем на этой ступени нерасчлененного реально - магического действия не существует еще для нас проблемы магического. Магическое дей-

1 Принцип, установленный еще Гегелем.

■ пше, как таковое, начинает сознаваться с момента расчленения представления о вещах, со времени возникновения представлений о сверхъестественном в противоположность таковых о реальном. Магическое действие, возникшее на почве владения орудиями, оставаясь по существу по-прежнему дей- ггвием, получает теперь свое обособленное значение н < неге применения его к объекту не только реальному, но и нереальному. Вполне понятно, что и первичное ионитие о сверхъестественном должно было иметь формы, очень близкие к реальному, и последнее в (ною очередь было очень расплывчато в своих очер- ганиях, но тем не менее, раз обособившись, и то и другое в дальнейшем начали развиваться самостоя- 1гльными путями. Таким образом, проблема магического в нашем понимании связывается с проблемой рандвосния человеческих представлений о внешнем мире. На почве этого раздвоения вырастают два параллельных мира, мир реальных предметов и мир лвойников. Нужно при этом отметить, что понятие о сверхъестественном отнюдь не предполагает наличности ни персонификации, ни одушевления, — персонификация и одушевление связаны с представлением об антропомо{>фности человеческой души. Первичное же восприятие мира, оставаясь субъективным, не имело черт личности, так как понятие

о человеческой личности могло выработаться только и процессе длительной эволюции; антропоморфизацим есть продукт дальнейшего развития.

Сказанным определяется место, занимаемое колдовством в системе развития религиозной жизни, взятой в широком, а не только в форме системы представлений, смысле.

Затем, понятие о душе, духе — есть сравнительно новое приобретение человеческой культуры. Была эпоха, предшествовавшая анимизму, которая главным образом характеризовалась господством своеобразных обрядов, действий, которые были направлены отнюдь не на какую-то мистическую, духовную сторону вещей, а на предметы и явления в своей «реальности». Противопоставление духа и материи, дупш и тела предметов, есть обобщение позднего времени, возникшее в результате трансформации человеческого мышления вообще, а также перемещение дуализма этического (следовательно, явления общественного порядка) в область представлений. Первоначально, нужно думать, не было представления ни этического начала, ни тем более двойственности во взглядах на природу и человека.

Доисторическое миросозерцание, было, несомненно, монистично.

В этом отношении очень характерно, что душа, т. е. двойник человека (огО, по воззрениям коми, это вполпе материальное существо, которое представляет точное подобие своего патрона.[1] Анимистические взгляды у коми во многих случаях имеют печать перпичности и, нужно думать, выросли в каждом отдельном случае на своей обособленной конкретной почве. Так, например, понятие о человеческой душе выросло несомненно при наличии представлений об умершем человеке, видения его во сне и т. п. Параллельно с этим лесной дух имеет в своем генезисе уже медведя. Водяной же от водных хищников и т. д. (см. об этом мою статью в журн. «Коми-му», N9 1—2, 1924 г. «Следы тотемических представлений в ми- (ювоззрении зырян»).

Во всех же случаях основной формой творчества духов япляются общие аналогии с миром социальных нвлений, идущие через общие нормы мышления. Роль логики и умозаключения в создании первоначальных |К!Лигиозных представлений не может считаться такой значительной, как это признается представителями классической антропологической школы этнографов, гак как сама логика, как форма познания, обязана тому же процессу развития культуры.

Кроме того доисторическое мировоззрение постольку, поскольку оно было монистично, было несомненно «реально». Если в настоящее время колдовство является символом всякого мистицизма, если оно с точки зрения современной логики является мистическим и на самом деле, то в момент своего первоначального возникновения оно было весьма элементарно, примитивно, удобопонятно, таково, что всякое другое понимание действительности и не могло иметь места Колдовство было реально в более общем смысле этого слова, или, лучше, наивно-реально.

При отсутствии способностей к обобщениям, доисторическая мысль в то же время была неспособна и к анализу вещей и явлений, она оперировала целым комплексом предметов и явлений, имевших по отношению к человеку непосредственное, жизненное отношение. Вместе с тем связь и различие между отдельными частями этого комплекса были для доисторического человека недоступными. Часть органического целого вполне заменяла все целое. Например, рука является постоянно заместителем человека. Принципы расчленения целого на его составные элементы вырабатывались в результате трудового опыта.

Ассоциативная связь явлений смешивалась с причинной связью. Портрет, изображение, подобие вполне заменяли изображаемое, так как впечатление, как от предмета, так и от его изображения, соответствовали друг другу.

Быт коми, благодаря вышеуказанным историческим условиям своего существования, дает достаточный материал для подтверждения тех или других выводов в области первичных форм мышления и религиозной жизни.

1. ЗНАХАРСТВО И ЗНАХАРИ

Знахарство и колдовство у народа коми в настоящее время нашли свое почти исключительное применение в народной медицине, в порче и лечении. Все болезни по народным воззрениям делятся на jenSan и mortjilyg, т. е. от бога и от людей. Естественные причины болезней мало признаются, на них часто не обращается внимания, если даже естественная связь и установлена. По отношению к различным эпидемиям, считающимся происходящими чаще всего от бога или причиняющимися анимистическими существами, отношение населения тоже более или менее пассивное. На Печоре в недавнее время даже существовал обычай во время свирепствования натуральной оспы искусственно заражать ею своих детей, очевидно, с той целью, чтобы урегулировать время болезни, при существовании убеждения, что рано или поздно дети все равно переболеют, раз уже появилась шидемия.

Главное внимание обращается на болезни, причиняемые людьми. Для распознавания и лечения болезней обычно обращаются к знахарю, хотя от некоторых видов порчи умеет «лечить» и каждая женщина.

Для знахарей у коми существуют разные названия, именно: Itkiy^, ftykodt&.4 (кегуй), rum-vidziS, tun, pyv3cidt£ig, kola£fut£a, наконец, просто лица, знающие те или иные магические приемы и средства; кроме того, коновалы, в силу своей профессии, считаются знахарями.[2] В общем нужно сказать, что применение в жизненном обиходе тех или других магических средств не составляет обязательно секрета и привилегии знахарей и потому более низшие группы знахарей сливаются с обывателями. Тем не менее некоторые категории из упомянутых разновидностей знахарей выделяются из ряда других и играют определенную, очень значительную роль в жизни коми.

В настоящее время эта группа лиц формирует, направляет колдовское мировоззрение значительной части коми населения и своей идеологией препятствует развитию научного мышления.

Обычно считается, что зпахари действуют бесовской силой. Но эта мысль прилагается не ко всем знахарям. Таковы только tsykodtSiS'n (кегуЗ’и, jeret- гпк’и), kola5>nit£a (по Сысоле), а также некоторые «tody^’n» («знающие»). Другие выдают себя исключительно за добрых и действующих божествешюй силой людей. Они, обычно, выступают в качестве лекарей, тунов (гадателей) и т. п. При этом псе они по своему могуществу располагаются в известной иерархии. Такое различие в силе по более основным поззрениям вытекает уже не от источника их силы, а скорее от суммы колдовских знаний и колдовских средств, которыми обладает данное лицо.

МОГУЩЕСТВО ЗНАХАРЕЙ

Значение знахарей и быте коми поддерживается нерой и их могущество. Могущество это основано на знания колдовских приемов, благодаря которым знахари могут достигать результатов ббльших, чем достигает их обыкновенный человек, не знающий этих средств и приемов. Часть этих приемов направлена к тому, чтобы воздействовать на окружающий знахаря мир и смысле раскрытия недоступных для обычного человека явлепий, чтобы осуществить как бы абсолютное знание, с тем, чтобы, зная все обстоятелыггпа события или явления, целесообразно воздействовать на него.

Другая же часть приемов направлена к тому, чтобы самому колдуну принять такой вид и приобрести такие качества, которые могли бы лучше способст- повать осуществлению поставленной им колдовской цели. Для этого прежде всего используется вера в возможность превращений.

Колдуны сообразно своим желаниям могут превращаться в самые разнообразные предметы. Наиболее предпочитаются ими, однако, животные формы. Из таких животных изпестны по рассказам: медведь, полк, черная собака, конь, поросенок, лягушка, курица, собака, голубь и др. Но могут превращаться колдуны и в простой неодушевленный предмет, например, в метлу (ros) и т. п.

Превращение при этом чаще бывает полное. Колдун, принявший форму того или иного животного или предмета, приобретает все физические особенности его, сохраняя, по-видимому, свою личность, свои человеческие психические способности. При несоблюдении в точности всех необходимых для этого приемов превращение может быть неполное.

В Конте по этому вопросу мне рассказали следующий случай: «Одна невестка проследила, куда ее свекор часто подозрительно отлучался. Однажды она заметила следующее: свекор ее пошел в лесок, перекувырнулся через склонившийся к земле ствол березы и оказался медведем. Сноха сделала то же самое и последовала за ним, но при этом она по неловкости задела одной ногой березовый ствол. Из-за этого у нее одна нога осталась человеческой, тогда как вся она превратилась в медведицу. Эта ошибка сделалась для них обоих роковой: у них потерялась возмо?кность превратиться снова в людей и они принуждены были разделить участь настоящих медведей: осенью зашли в берлогу, а потом были убита охотниками».

Для превращения себя в волка, по мнению Во- мынского, todyS’a (RotS Mitrej) достаточно всадить в основание пня нож, а затем самому перекувырнуться через голову. При соблюдении указанных приемов такой результат получится у любого человека.

По мнению печерцев, превращение в медведя происходит таким об{)азом: колдун сначала снимает с себя одежду, затем три раза перекувыркивается через голову против движения солнца, буквально — «против шерсти солнца» (sondy-gon-pudzyd) и становится медведем. Для обратного превращения человека производится то же действие, только в обратном направлении, по солнцу, т. е. «по шерсти солнца» (sondy- gon-rulyd).[3] При этом, если кто-либо подберет одежду колдуна, снятую им при превращении в медведя, то

колдун теряет возможность принять свой естественный вид.

«Колдуны могут превращаться и в лошадь. В с. Усть-Выми однажды молодежь увидела странную лошадь, которая не имела хвоста. На это обратили внимание ребята и стали ее мучить своими шалостями. После этого лошадь взмолилась человеческим голосом: оказалось, что это была колдунья, превратившаяся в лошадь».

Какой смысл имеет превращение в то или другое животное? В одних случаях этим стараются проникнуть в те места, куда пропикнуть человеку невозможно, и при этом остаться незамеченным, в других же случаях для того, чтобы усилить свои физические силы свойствами того или другого животного.

Хотя один крестьянин из с. Усть-Уса объяснил мне, что колдуны, превратившиеся в медведя, становятся «вроде газа» (пара), как начнешь стрелять — они исчезают, пока произносить слово, — они тем временем могут совершить большой круг, но такое воззрение принадлежит уже к более позднему времени.

Для «порчи», например, коровы, необходимо достать колдуну клочок ее шерсти. С этой целью он превращается в ворону, незаметно для окружающих выщипывает шерстьна мечен ной коровы и, возвратившись домой, производит над этим клочком свои колдовские приемы, в результате которых порча, по колдовскому мировоззрению, переходит на саму корову.

Яков из Мыелдина пострадал от своих односельчан тем, что последпие извели его корову. Не имея возможности естественным путем отомстить обидчикам, Яков вошел в д. Ваполку к одному колдуну с

просьбой, чтобы тот превратил его в медведя, предполагая в этом состоянии растерзать всех коров у граждан своего поселения.

Обращенный в медведя человек подвергается большому риску быть убитым, как обычный медведь. Распространено большое количество преданий относительно увечий, полученных тем или другим колдуном, принявшим вид обычных предметов. Занесет хозяйку метлу, оказавшуюся в хлеву на необычном месте, сломает или обрубит ненамеренно концы ее веток — и на следующий день по селу обнаруживается, что та или другая женщина начинает ходить искалеченной, при этом получается совпадение мест поранения и испорченной части метлы.

«Крестьянка О. А. из д. Конша при доении своей ко{и>вы на пожнях постоянно замечала какую-то черную лягушку, которая каждый раз оказывалась сидящей под коровой в напряженной позе. О. А., рассердившись, избила лягушку, проткнув ей бока вицей. Одновременно у женщины из той же деревни (А. М.) заболели бока; на одном ее боку даже открылась рана».

Колдуны не только сами могут превращаться в животных, но превращают и других часто с враждебными целями с тем, что превращенные теряют способность произвольно возвращаться в свой первоначальный вид. Чаще всего такие превращения, по преданиям, бывают во время свадеб. Целые свадебные поезда, если они восстановили против себя какого- нибудь колдуна и не приняли против него всех мер предосторо?кности, превращаются в волков. Поэтому, по преданию, охотники, снимая шкуру с пойманного волка, иногда встречают под его шкурой остатки крас- иого человеческого кушака — следы одежды человека из свадебного поезда, превращенного в стаю волков.

Иногда колдуны превращают в волков даже своих детей. Так, один из них захотел потешиться над свадебным поездом своего сына, рассказывают в Ло- пидине: участники свадьбы, возвращаясь из-под венца, при захождении на сарай все оказались волками. Испугавшись встречавших их гостей, все волки разбежались в лес. Результаты шутки оказались неожиданными и для самого родителя, так как никто из превращенных не остался в его распоряжении и потому он не в силах был исправить своей шутки (воз- нращение, по-видимому, мыслилось по принципу парциальной магии).

Упомянутый выше Яков из Мыелдина однажды поспорил с ижемцем и за это будто бы был превращен последним в лебедя. Три дня он летал в таком виде. Принужден был вести образ жизни обычных лебедей: с пускался на озеро для кормежки, «перелетал моря», переносил смертельные опасности: какой-то охотник однажды выстрелил в него, но, к счастью, не попал.

Превращения и другие колдовские результаты достигаются колдунами определенными магическими приемами и средствами. Одним из таких средств является сила заговора. Слово, по мнению коми, «пуще

• г{)ела». Слою, особенно в устах знающего колдуна, неотразимо действует не только на человека, но и на внешний мир. Если колдун скажет соответствующее

< лово, то даже «дерево засохнет».

ИНВЕНТАРЬ КОЛДУНОВ

Помимо этого имеется у колдунов и соответствующий инвентарь для своего промысла. Так, они часто применяют травы для лечения, многие лекарства приготовляются ими самими, наконец, они не игнорируют и медицинскими средствами, поскольку имеют о них то или иное представление.

То, что называется народной медициной, известно колдунам больше, чем кому-нибудь другому из деревенского населения. Само собой разумеется, что от применения сильнодействующих веществ сплошь и рядом бывают несчастные случаи.

В других случаях пускаются в ход магические приемы. Ими колдун пользуется в своих интересах и в интересах тех, кто к нему приходит. Этими мерами колдун «прозревает» будущее, портит людей и скот ненавистных ему лиц, наконец, своими заговорами и заклинаниями может будто бы распоряжаться зверями, которые начинают собираться в этом случае прямо в сенях лесной избушки. Особенных эффектов достигают знахари при посредстве воды. Вода является излюбленной стихией колдунов. В воде они в состоянии ходить как посуху, в ней они неуязвимы. Если воды мало, могут умножить ее в любом количестве. Очень часто они производят опыты над любопытными для доказательства своей силы. Тогда в комнату они напускают воду, которая начинает на полу прибывать все выше и выше, так что публика начинает спасаться в верхних частях избы. Затем приплывают откуда-то утки и начинают плавать и кормиться в воде. В реальность этих явлений коми не особенно верят, но вместе с тем многие из них видели подобные опыты. Объясняют факт тем, что тут колдуны действуют на зрение (s’in

portmalony) таким образом, что глаза у всех начинают нидеть то, чего нет, т. е. колдуны дейстпуют внушением.

Что такие опыты действительно проделываются некоторыми лицами, об этом свидетельствуют многие очевидцы. Мне рассказала одна лопидинская женщина, очевидец аналогичного случая, как знаменитый небдимский колдун Сп. наказал одного крестьянина тем, что наслал на него трясучку из-за того, что последний, заподозрив его в краже денег, догнал его, идущего на охотничий промысел, с должностными лицами и обыскал его. После этого он и показал свой фокус напущения воды и избу.

При такого рода утверждениях, хотя бы они и были искренни, нужно принимать во внимание то обстоятельство, что у суеверных субъектов с течением времени реальное вполне может перепутаться с теми суеверными представлениями, которые, будучи вложены еще с детства, являются настолько же реальными, как и действительные события; поэтому очень легко им, незаметно для самого себя, воображаемое выдать за реальное.

На Печоре колдунов, между прочим, наделяют I нойством почти всеведения: слышит будто бы он — где, кто и что говорит, независимо от расстояния, знает — что у кого есть скрытного и т. п.

Корткеросский И. В. был настолько силен, что «своим колдовством останавливал пароход». При с воих поездках он никогда не спешил на пароход, хотя бы последний уже и отходил, говоря: «ничего, подо падет». И действительно, пароход не в состоянии будто бы был отойти раньше, чем И. В. садился на него: на па|юходе все время то одно, то другое окапывалось неисправно.

Существует поверие, что колдовская сила зависит также и от образа жизни колдуна. Человек, распущенный в половом отношении, не может быть сильным колдуном.

передача колдовской силы

Передача колдовской силы происходит различным путем. Но общим местом всякого способа является некоторое обучение и восприятие особой силы или посвящение желающего в тайны колдовства, при котором он получает особую силу. В настоящее время считается, что эта сила бесовского происхождения; она, обычно, получается через знахаря. Кровное родство здесь не играет особой роли, хотя обычно всегда высчитывают родословную знахаря, — в каком отношении родства находится данный знахарь по отношению к известным знахарям в прошлом. В данном отношении большое значение играет не столько свойство родственной крови, сколько возможность более легкой передачи колдовства ближайшим членам семейства. Но знахарство можно передать и при помощи обучения. Для обучения колдун предъявляет к обучающемуся следующее требование: последний должен сохранить во рту причастие, потом, выплюнув его, завязать в тряпочку, а затем идти в лес, повесить узелок на дерево и выстрелить в него из ружья. После этого колдун ведет его в полночь в баню. Здесь после тех или других обрядов приходит неизвестно откуда красная собака (иногда из-за очага выходит белая собака, а по представлениям печорцев — длинношерстная собака) и выблевывает рвоту на пол. Эту рвоту посвящающийся дол?кен вылизать. Если человек струсит, откажется от исполнения ритуала, то «обака будто бы обратно вылизывает свою рвоту. В других местах считают, что посвящающийся должен поцеловать зад лошади. Более мистически обсталлено обучение в Пожегодском районе. Один крестьянин из с. Палевиц сообщал следующее: будучи в гостях у | воего родственника, зятя, слывшего за колдуна, он настойчиво просил научить его колдовскому привлечению промысловых зверей в свои звероловные угодья. После усиленных просьб с его стороны колдун (огласился. Приступили к обучению. Предварительно натопили баню и здесь вымылись. После того, как оба вымылись, колдун открыл двери и впустил в баню I обаку красной масти, которая тут на пол выпустила « вою блевоту. Затем колдун открыл снова двери и собака выбежала обратно. Колдун предложил обучающемуся вылизать блевоту, но тот не смог этого сделать. Дальше, колдун предложил обучающемуся

< пять со своей шеи к(>ест, положить его на пол лицом вниз, на тот крест положить другой крест из двух лучинок и встать на них (по объяснению колдуна, если стать на наперстный крест, то можно провалиться сквозь землю, в данном случае человека поддерживает будто бы крест из лучины). Затем предложено было обучающемуся отказаться от луны, от солнца, от родителей, от своих детей и от своей жены, заявив, что он их не знает... Рассказчик передавал, что тут он не выдержал, отказался от обучения. Такая клятва считается самой ужасной и потому по доб|юй воле будто бы редко кто соглашается на нее. Все эти обряды, очевидно, имеют смысл отказа от покровительства бога и перехода под покровительство злого начала, злой силы.

На Печоре говорят, что для приобретения колдовской силы необходимо найти кошку черной масти

(без всяких пятен другого цвета), затем п бане погрузить ее в кипящую воду. В это время в окне бани покажется лицо с двумя огненными глазами с кулак величиной. Если не испугаешься, то это страшное существо зайдет уже в виде молодого человека и научит искусству колдовства.

Для получения исключительного могущества, по мнению некоторых, необходимо вытащить зуб мертвеца своими собственными зубами. В Визинге рассказывают случай о том, как церковный сторож, лет 50 тому назад, застал одну женщину будто бы за таким занятием, — для того, чтобы приобрести этот зуб, она осталась незамеченной на ночь в церкви.

Чаще всего обучают принудительно кого-либо из членов семейства, хотя злонамеренное колдовство держится в строгом секрете и часто супруги не знают о том, что другая половина является иногда колдуном. Отлучаясь на свой промысел, колдун иногда оставляет вместо себя под одеялом, возле своей супружеской половины, ступу. Члены семейства являются удобным материалом для колдуна, чтобы из них приготовить себе преемников. Поссорившаяся с родителями своего мужа невестка иногда жалуется своим соседям на то, что те (или свекор, или свекровь, а то и муж) вынуждают ее учиться знахарству. Несомненно, что такая слава пускается иногда и с целью, чтобы отомстить за какую- нибудь обиду, тем не менее указанный порядок считается вполне правдоподобным.

Колдун должен быть активным, он, во-первых, к известному сроку обязательно должен кого-нибудь испортить, в крайнем случае даже собственную корову, а во-вторых, до своей смерти колдун обязан оставить кому-нибудь свое знание, свою силу. Колдун, не передавший никому своей силы, не может умереть и при смерти бесконечно мучается, повторяет восклицания: «Па! На! На, бери! Возьми» и т. д. Достаточно кому-либо из присутствующих сказать: «давай!», чтобы колдун получил возможность умереть, так как при »гих словах передается колдовская сила, колдун освобождается от нее и умирает. В противном случае колдун будто бы принужден бывает просить перерезать «•му сухожилия на ногах.

Насколько обычны такие воззрения, показывает факт, происшедший весной 1924 г. в деревне Про- иопьевка, той же волости. Там произвела сенсацию смерть одной молодой женщины, которая подозревались в колдовстве. Она тяжело умирала и в бреду нее повторяла: «Степа (муж), золото-то возьми!» Просила иногда подержать у своей племянницы руку. 1к:е эти симптомы, ополне объяснимые естественным путем, для предубежденных зрителей казались несомненной передачей колдовства. Племянница, которая получила из рук умирающей ломтик белого хлеба, говорит о том, что она после этого почувствовала в

• руди «неладно». Толпа немедленно использовала замечание фельдшера об ослаблении пульса задолго до

< Mc*jmi в том смысле, что будто бы душа (лов) давно уже вышла, а теперь говорит в ней только бесовская

• ила.

Для усиления своего могущества колдуны запасаются разными колдовскими травами. Эти травы, но народным представлениям, растут под водой, в омутах. Они бывают трех родов. Для отыскания их нужно опускаться под воду. Существует особый за- гопор, благодаря которому в воде можно находиться ми же легко, как и на суше. При помощи этого заговора будто бы достается колдовская трава. Трава •та растет около на холящегося на дне шила. Если

заденешь при доставании за это шило, то уже из омута не пыберешься. При помощи первой травы нужно зайти еще в два другие омута за другими травами. После этого обладатель этих чародейских трав становится выше всех колдунов.

Могущество колдунов бывает не вечно. Колдун, потерявший один свой зуб, становится уже не страшным. Так, на одном празднике крестьянин, подозреваемый в колдовстве, сообщил, что у него незадолго перед тем выпал зуб, тогда одна женщина, сидевшая тут же, облегченно вздохнула и сказала, что долго они от него дрожали, теперь, наконец, можно чувствовать себя поспокойнее. Не бывает колдунов моложе 9 лет. Последнее обстоятельство объясняется, по-видимому, фактом выпадения к девятилетнему возрасту молочных и вырастания нопых, постоянных зубов.

Человек, приобщившийся к таинственной колдовской силе, может быть отличаем от простых людей. Глазной зрачок, т. е. отражение человеческой фигуры в зрачке (это изображение относят к составной части самих глаз, называя его giA-akan, т. е. глазная кукла), находится у колдуна в неестественном положении, вниз головой.

Колдуна можно узнать также и другим способом. Его можно запереть в избе. Когда зайдет в избу человек, которого хотят испытать, тогда подметают в избе след последнего зашедшего, или вышедшего, человека, затем под сидешл колдуна, под ланку, подсовывают круглую левую завертку или в стене три раза отсчитывают по 9 сучков и в последний сук втыкают нож или шило. После этих приемов колдун будто бы теряет способность ориентироваться в комнате и принужден бывает сидеть в избе до тех пор,

пока не вытащат из-под сиденья завертку, не вынут ич сучка орудие или пока кто-либо не выйдет или in* зайдет через двери. Только после этого колдун приходит в нормальное состояние. У пермских коми

< читается для запирания колдуна достаточным, если н переднем углу избы помещается нож.

Считают, что колдуна можно узнать так: сидящий ил столом колдун принужден немедленно встать из-за пего, если хозяйка добавит находящуюся на столе похлебку поваренкой.

Как уже было указано пыше, каждый колдун обя- >(.| н прилагать все свои усилия, чтобы услужить своему хозяину, чёрту, исполнить свое призвание. Ему нужно портить скот и людей. Для этого колдуны выходят на промысел поздней ночью, принимая на себя особую инешность. В глухую ночь их нередко встречают. Женщины-колдуньи имеют распущенную косу, на го- \оцу бывает надета крышка от кузопа, вместо коня под ней — голик, а в руках — ножницы. Смелый встречный может вступить с ней в физическую борьбу. Ударять нужно левым кулаком и все наотмашь (в противном I лучае, удары не будут попадать по назначению), но-

I люнив предварительно безымянный палец. Без последнего условия колдун может сам напасть. Можно ударять также рябиновой палкой (sos-pu-l>eri, т. е. палкой из «нечистого дерева»).' При этом смельчаку нужно быть очень осторожным: при своих ударах необходимо все время считать: раз! раз! раз! и т. д. В то иреми как колдун (или колдунья) все время будет стараться сбить со счету, приговаривая: два! два! два! и I. д. Если же смельчак собьется и скажет «два!», тогда моментально появится второй колдун и ему несдобровать, — искалечат.[4]

Через определенные промежутки времени колдуны собираются вместе для дачи отчета в своей деятельности чёрту. Это бывает в ночь перед страстным четвергом. В с. Палевицах, между прочим, таким местом считается оконечность мыска, находящегося при впадении Курьи в р. Вычегду.

По Вишерскому рассказу, одному солдату в старое время удалось присутствовать на шабаше. Дело произошло таким образом. Солдат, возвращаясь с военной службы домой, попросился ночевать в один дом. Ночью ему что-то не спалось. И вот заметил: как только наступила полночь, молодуха встала, занесла откуда-то шкатулку, вытащила оттуда нечто вроде кисти руки, похлопала ею всех спавших, чтобы они к|>епче загнули (при этом позабыла солдата). Затем занесла сноп соломы, поставила его под бруском, три раза обошла его и в результате птичкой выпорхнула из избы. Солдат сделал то же самое и последовал за ней. Пришел он в избу, где увидел множество люд^й, в том числе и молодуху. Пришел сам бес (omol>. Все начали его целовать. Солдат, перед тем как поцеловать, произнес: «Бласло Христос» (Благослови Христос) и перекрестился. Тот разгневался и приказал отнести его туда, откуда он пришел. Люди подхватили его и понесли. В дороге ему говорят, чтобы он ухватился рукой за наклонившуюся ель, а то понесут его дальше. Солдат так и сделал. Оказалось, что он держался за тот брус, из-под кото- |юго отправлялся на шабаш. По прошествии некоторого времени пришла молодуха, затопила избу и (тала обряжаться, как ни в чем не бывало.

На шабашах, по народному поверью, колдуны должны отчитываться перед старшим в своих успехах, составлять новые планы, запасаться колдовским опытом и т. д. Каждый владеющий бесовской силой колдун, обязан выполнять волю своего «властителя»: т еми мерами причинять людям вред, насылать бо- левпи, портить людей и скот. Если не удается испортить кого-либо из посторонних, то в этом случае колдун обязан наслать порчу даже на своих детей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.