Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Annotation 59 страница



Кстати, и сам упомянутый эффектный портрет Дениса Давыдова — это подлог (растиражированный во всех учебниках, на марках, открытках, праздничных плакатах и большинстве крупных «исследований»): на том портрете изображен его дальний родственник Евграф Владимирович Давыдов (1775–1823). Причем преступление подлога отягчено тем, что речь не идет об ошибке атрибуции портрета неизвестного художника: сам его знаменитый автор Орест Кипренский (1782–1836) записал в реестре (отправляемся в архив: автограф — РГИА, фонд 472, опись 13, дело 89, лист 6; копия: РГИА, фонд 789, опись 1, часть 2, дело 1433, лист 8): «Портрет Ев. В. Давыдова в лейб-гусарском мундире, почти в целой рост картина писана в 1809 году, в Москве». В то же время на фоне более грандиозных пропагандистских выдумок-мистификаций вроде «28 панфиловцев» и героизации пациентки больницы «Кащенко», уничтожавшей дома советских граждан, подлог с красавцем на портрете — просто невинная «ампирная» шалость… Что до самого Дениса — то он был неказист собой, с ужасно курносым коротким носом и грубым лицом. При этом я подчеркиваю: Давыдов имел действительно замечательный литературный талант — но это уже совсем другая тема.

Для истории как науки очень важно видеть перспективу, понимать объективную механику общественных процессов. Не подчиняться психологическому давлению клише и быть выше политического момента и пропаганды. Не разобравшись в сути проблемы, мы постепенно делаем из нее бомбу замедленного действия. Если государство не находит эффективной модели объединения общества на основании не насилия, а созидания — то оно неизбежно ведет к расколу и вначале к тлеющей, а затем и к активной части гражданской войны. Перед 1812 годом гражданская война в России уже априори существовала, она была заложена в сам «законный» порядок рабовладения, в том, что дворянство жило европейской культурой и образами античности, а более 90 % населения все это было неведомо и чуждо (и наоборот). После пугачевской крестьянской войны не было ни одного года без серии волнений и бунтов — просто в 1812 году они приобрели вновь угрожающие масштабы.

Теперь, используя уже заявленную мною методу «подстановки в формулу», перенесемся в эпоху режима большевиков, сталинщины и Второй мировой войны. Захват большевиками власти в 1917 году и далее в ходе гражданской войны означил новый раскол общества на долгие годы (а ведь пропасть войны разверзлась спустя всего пару десятилетий), сталинские репрессии, погубившие жизни миллионов, продолжили точить фундамент единства общества. Поэтому нечего удивляться явным элементам гражданской войны на территории СССР во время Второй мировой войны. Ее симптомы — это и дезертирство, сдача в плен десятков тысяч солдат, не желавших защищать режим Сталина, и известное Локотское самоуправление (нем. Republik Lokot, также Локотский округ, Локотская республика), длившееся аж с 1941 по 1943 год преимущественно на территории нынешней Брянской области.268

Вообще же окончание гражданской войны в начале двадцатых годов было весьма условным: Комитет освобождения народов России (сформированный по инициативе генерала А.А. Власова: 1901–1946) был одной из организационных форм Русского освободительного движения, существовавшего с 1917 года! В этом же сюжете мы можем вспомнить и тему коллаборационистов 1812 и 1941 гг.

Таким образом, войны подобного масштаба и в столь сложном, противоречивом организме непременно будут иметь самые разные формы, которые нельзя свести лишь к опереточному линейному пересказу хронологии боев с «супостатом». А на утверждение «мы победили!» нередко напрашивается вопрос: «мы» — это кто? И другой вопрос: возможно ли использовать термин «победа», если миллионы лишились жизни? Однако все подобное есть тема отдельного большого и мультидисциплинарного исследования.

Большинство отечественных авторов («историков») все еще путают разные вещи. Они буквально живут по меткому определению С.Д. Довлатова (1941–1990): «Холуи до того обожают начальство, что путают его с родиной, эпохой и мирозданием». Так «по Высочайшему повелению» еще в 1830-е гг. все перепутал и запутал А.И. Михайловский-Данилевский, так писал свои книжки и откровенно пропагандистские статейки Е.В. Тарле (действительно талантливый историк, но поставивший свой талант на холопскую службу «хозяину» — Сталину), затем появился многолетний монополист темы — бездарный невежественный кабинетный полковник П.А. Жилин. «Историки» оправдывают любые несуразные действия царя, затем оправдывают назначения царем генералов: и далее — любые преступные или просто бездарные действия этих генералов. Еще академик Н.М. Дружинин (1886–1986) в 1945 году осмелился написать: «Ошибка академика Тарле заключается в том, что он отождествляет русский народ и царскую власть, сливая их в едином, неразделимом понятии российской государственности».269 Но тогда Сталин в очередной раз защитил своего опричника от истории — и тот продолжил пировать в своей квартире в правительственном Доме на набережной. Я подчеркну: совершенно неверно путать интересы Александра I с интересами его народа, категорически не следует путать его и последующую имперскую пропаганду с реальным положением дел. Подобное же можно сказать и об эпохе Второй мировой войны, когда режим Сталина, уничтожавший сотни тысяч граждан СССР, положил в могилу еще несколько десятков миллионов, чтобы отстоять свое монопольное право на само это уничтожение.


 

VII

Сейчас мы снова возвращаемся в Москву 1812 года.

Солдаты, офицеры и генералы европейской армии уже давно тяготились войной и желали мира, кроме того, российские пейзажи наводили на них хандру.270 Доходило до того, что многие в письмах на родину жаловались на нехватку красивых девушек. Так, девятнадцатилетний хирург из корпуса Л.Н. Даву Мари-Франсуа Шакен писал сестре: «Найди мне хорошенькую подружку к возвращению, ибо здесь таких не сыскать».271 При этом источники говорят о том, что в Москве был большой выбор женщин напрокат. К примеру, квартирмейстер из корпуса Евгения Богарне Жан-Пьер Барро отмечал: «Этот класс людей стал единственным, получившим выгоду от захвата Москвы, коль скоро любой, в страстном желении обладать женщиной, встречал сих созданий с удовольствием, и когда они являлись в наши жилища, тут же становились хозяйками в доме, проматывая все пощаженное огнем. Были и другие, каковые и в самом деле заслуживали внимания по причине их рождения, воспитания и, помимо всего прочего, несчастной судьбы. Голод и бедность заставляли матерей приводить к нам дочерей (а как же „православные ценности“?)».272

Начальник батальона фузилеров-гренадеров Императорской гвардии Луи-Жозеф Вьонне де Маренгоне был в ужасе при виде того, как доведенные до отчаяния молодые русские женщины, чтобы прокормиться, становились наложницами офицеров.273 Да, да: и за это несут личную ответственность и развязавший войну царь Александр, и проигравший генеральную битву Кутузов — и спаливший город Ростопчин. Тот же Маренгоне оставил нам такой документ: «Часто, проходя по городу, я видел стариков, плакавших от такого ужасного падения нравов. Я толком не знал их языка, чтобы утешить их, но указывал в небеса, и они подходили ко мне, целовали мне руки и вели меня туда, где в развалинах ютились их семьи, издавая плач и стоны от голода и бедствий».274 Помните эти строчки, когда в очередной раз вас позовут на пошлые мероприятия в честь «исторического праздника» или станут разводить демагогию о «помощи высших сил» в 1812 году. Или вам все еще хочется произнести фразу черни: «можем повторить»?

Однако мы продолжаем — и уточняем стратегические и тактические нюансы. Только зайдя в долгожданный город, нельзя было его покидать сразу: оголодавшая и измученная армия должна была подкрепиться и отдохнуть. Для высшего французского командования и офицеров Москва никогда не была целью (еще бы: изначально целью не было и пересечение границы России!) — а всего лишь средством, позицией, местом получения фуража и устройства раненых. Читая переписку генералов и офицеров времени маневра в сторону Малоярославца, мы узнаем, как некоторые полагали, что после боя их могут вернуть в Москву или армия отступит к Смоленску — или далее на зимние квартиры.275 По документальному свидетельству ближайшего приближенного Наполеона (Армана де Коленкура) мы знаем изначальные планы Наполеона: с самых первых дней пребывания в Москве император говорил, что «Москва — плохая позиция, и надо оставаться здесь лишь в течение времени, необходимого для переформирования войск; австрийцы и пруссаки — наши союзники, на которых возложена задача защищать наши тылы, сделаются нашими самыми опасными врагами при малейших неудачах».276

Мои коллеги весьма комически блуждают в потемках, искренне не ведая о планах Наполеона перед выходом из Москвы или нарочито выдумывая ни на чем не основывающиеся пропагандистские домыслы в том смысле, что он хотел отступать на некий «Юг» (то ли в Украину, то ли в Африку —?), но Кутузов ему преградил дорогу (тем, что после поражения под Малоярославцем снова отступил —?). На самом деле, еще в 1827 году личный секретарь-архивариус императора барон А. де Фэн опубликовал свои мемуары о походе и подлинные документы, которые у него сохранились: сам он нам сообщает о том, что Наполеон почти с самого начала пребывания в Москве стал постепенно планировать выход из города на зимние квартиры более близкие к Европе, причем движение должно было происходить, естественно, в сторону Смоленска, где находилась операционная линия французов.277 Об этом же свидетельствуют и все документы (приказы Наполеона маршалам и генералам). Таким образом, вы видим: Наполеон абсолютно адекватно оценивал ситуацию в тылу и позицию в Москве, и как только армия привела себя в порядок, он выступил из поверженной древней столицы. Он был и продолжил оставаться победителем. Ни о каком «контрнаступлении» (этот термин, применительно к 1812 году, вброшен в историографию И. Сталиным в конце 1940-х годов) русских речь никогда не шла.

Показательно письмо Ф.В. Ростопчина — Александру I (конец сентября 1812 г.): «Я держусь того мнения, что Бонапарт уйдет от него (от Кутузова — прим. мое, Е.П.) в то время, как он будет всего меньше ожидать того. …он снова окажется в Белоруссии, не встретив никакого препятствия. Там он, может быть, останется на зимних квартирах, возвратится в Париж…»278 Именно так и произошло: Наполеон устроил маневр, застав Кутузова врасплох — и нанес ему поражение при Малоярославце (а затем отправился в Париж).

И снова послушаем живой голос свидетеля событий 1812 года — барона А. Фэна: «Некоторые предлагали (Наполеону — прим. мое, Е.П.) подвергнуть остатки столицы репрессалиям. „Сожжем город, отплатим русским на их же манер“. …Наполеон категорически не согласился с подобным злопамятством, каковое упало бы на головы мирного населения, и без того претерпевшего страшные бедствия».279 Действительно, после того ада, который само русское правительство устроило собственному народу и после совершенно недостойного поведения русских, Наполеон имело все основания отомстить — или, по крайней мере, поступить столь же «духовно», но он был Личностью, он соразмерял себя не с кучкой временных бездарей, а с Историей.

Больше всего Наполеона беспокоили люди — сохранение их жизней. Вот что мы читаем в его собственноличном приказе маршалу Империи герцогу Тревизо Эдуару Адольфу Казимиру Мортье (1768–1835), бывшему в 1812 г. военным губернатором Москвы: «Я всецело полагаюсь на ваше попечение о наших раненых. Везите их на экипажах Молодой гвардии и спешенной кавалерии, и на всем, что только окажется у вас под рукой. Римляне увенчивали коронами спасителей своих сограждан! В моих глазах ваши заслуги во вспомоществовании сим несчастным будут бесценны! Надобно везти их и на собственных ваших лошадях, и на принадлежащих вашей свите. Так было у меня после Сан-Жан-д᾽Акра».280

И снова мы возвращаемся к началу главы, повествующей о старте кампании 1812 года от Немана: Древний Рим и вообще самый красивый период в истории человечества — античность — были зеркалом, в которое смотрелись живущие в эпоху Наполеона и, прежде всего, он сам.

Однако пора и нашему повествованию покидать разрушенный город…

Об этом не упоминают авторы обобщающих описаний Русской кампании, но во все время пребывания победителя-Наполеона в Москве во Францию отправлялись большие партии русских пленных, взятых от Смоленска до Бородина и далее (я напомню, что даже вооруженных ратников ополчения французы сразу великодушно отпускали восвояси!). К примеру, 19 и 27 сентября были отправлены колонны по 1 000 человек каждая, 29-го — 1 500 чел. (все под конвоем вестфальцев из 8-го армейского корпуса). Так продолжалось почти месяц — и последняя часть в 1 200 пленных вышла из Москвы 18 октября под конвоем португальского контингента.281

Вскоре и сама европейская армия продолжила свой путь — очередным наступательным маневром в сторону армии М.И. Кутузова. Известный мемуарист, фузилер Императорской гвардии Великой армии сержант Адриен-Жан-Батист Франсуа Бургонь (1785–1867) записал: «19 октября с раннего утра город кишмя кишел евреями и русскими крестьянами: первые пришли покупать у солдат все, чего они не могли унести с собой, а вторые — чтобы поживиться тем, что мы выбрасывали на улицу».282


 

VIII

По моему убеждению, История лучше всего познается через Метафору. Обратимся к обстоятельствам создания Храма Христа Спасителя в Москве (построенного для упрочения идеологического значения мифа о 1812 годе). Прежде всего, возникает очевидный логический вопрос: ежели, с точки зрения «отцов церкви», все происходит по «Божьему промыслу», то, ставя храм «Христу-спасителю», необходимо рядом поставить не меньший храм «Христу-насылателю» войны… Однако перейдем к историческим фактам. По устоявшейся в народе легенде даже само место (с весьма «подходящим» для храма названием «Чертолье») было проклято игуменьей монастыря, который был снесен (!) по приказу царя, чтобы построить очередной памятник идеологического свойства. Кстати, она оказалась права, произнеся: «Сему месту быть пусту».283

Обстоятельства создания ХХС — череда коррупционных скандалов, примеров непрофессионализма, разгильдяйства и тому подобного. В 1814 г. в конкурсе (на лучший проект храма) победил вариант молодого смазливого лицом масона (ложа «Умирающий сфинкс») и лютеранина шведского происхождения Карла Витберга (Carl Magnus Witberg: 1787–1855).284 Судя по сохранившимся эскизам, сооружение сплошь состояло из масонской символики. На сие благое мероприятие были выделены огромные бюджетные средства — 16 млн рублей! Поначалу в стройке участвовали 20 000 подмосковных крепостных рабов (уточню и напомню: они строили сооружение во славу Бога Израилева…). Но ни колоссальная сумма, ни тысячи рабочих рук не помогли делу сдвинуться с мертвой точки: за 7 лет не удалось завершить до конца даже «нулевой цикл».285

Деньги пропали бесследно — и назначенная комиссия вскоре обнаружила миллионную растрату. В итоге строительство полностью остановили, всех главных лиц (включая Витберга) отправили под суд, который длился аж 8 лет! В итоге их приговорили к опять-таки миллионному штрафу, а Витберга сослали в Вятку. На самом деле, он был во многом и жертвой, чьей наивностью часто пользовались проходимцы. Но возникает два вопроса. Первый: почему православные люди воровали на таком «духовном» деле? Второй (учитывая то, что теологию российская Высшая аттестационная комиссия недавно признала за науку…): как все это попустил сам Бог (уточню, что речь идет не о персонаже античной или, предположим, индейской мифологии, а о Боге, к которому местная ВАК относится более почтительно)?

Идем далее. Про идеологическое сооружение вновь вспомнили уже ближе к очередному юбилею войны 1812 года. Русского архитектора для создания «православной святыни» опять не нашлось: в итоге строение проектировал выходец из немецкой семьи К.А. Тон (Thon: 1794–1881).286 Учился он в лютеранской (!) школе Петришуле, а совершенствовал мастерство (после Академии) в Италии (путешествовал и по Франции): вот из какого, так сказать, набора «растут» памятники православной государственной пропаганды, «не ведая стыда». Таланты архитектора и художественный облик постройки весьма образно оценил великий русский художник, а также создатель прославленного цикла из 20 крупноформатных картин, посвященных 1812 году, Василий Васильевич Верещагин (1842–1904): выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-махала в городе Агра».287 Единоутробный брат актера Алексея Баталова (1928–2017) — протоиерей Михаил Ардов (1937 г. р.) выразился недавно еще жестче: «первый храм на этом месте строил архитектор Тон, а второй храм построил архитектор Моветон», это «храм Лужка Строителя на водах».

Как говорится: «чем ближе к церкви — тем дальше от бога». Долгострой девятнадцатого века был отмечен новыми примерами духовного поиска, коррупции и непрофессионализма: все это длилось 46 лет! За год до освящения (2 августа 1882 г.) в ХХС состоялось исполнение «Увертюры 1812 года» (я напомню, что слово «увертюра», как и «музыка» — западные). Ее автор — великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Однако этнически его предки русскими не были: прадед композитора по отцовской линии, Ф.А. Чайка (1695–1767), происходил из польских шляхтичей. Прадед композитора по материнской линии, Мишель-Виктор Асье (1736–1799) — известный французский скульптор, «модельмейстер» Мейсенской Королевской фарфоровой фабрики, который был женат на Марии Кристине Элеоноре Виттиг (дочери австрийского офицера Георга Виттига).288 Напомню: поляки, французы, австрийцы — это все нации-участники похода Наполеона в Россию. Российский двор и духовенство тогда также не смутило то, что композитор был известным гомосексуалом.289 Более того, даже борец за традиции и устои, император Александр III (1845–1894), готов был ради искусства жертвовать многим и многими: «Когда царю стало известно о странностях личной жизни композитора Чайковского, он искренне воскликнул: — Господи, да знал бы я об этом раньше, я бы подарил ему весь Пажеский корпус».290

Дирижировал увертюрой Ипполит Карлович Альтани (1846–1919).291 Его учителя: поляк Генрик Венявский (1835–1880) и еврей А.Г. Рубинштейн (1829–1894). Возникает логичный вопрос: где же во всей этой «исконно русской истории» хоть один «исконный» русский участник (знакового уровня)? Где «исконно» русский художественный жанр? В конце концов, где исконно русские Перуны и Стрибоги?!

Долгострой простоял совсем недолго (так что ничего «исконного» для пейзажа и жителей он не представлял): 13 июля 1931 г. прошло заседание ЦИК СССР под председательством тов. М.И. Калинина (1875–1946). На месте ХХС решили строить Дворец советов (с новым «богом» в виде статуи В.И. Ленина на макушке): и вскоре памятник событиям 1812 года взорвали.292 Подчеркну — это «русскую святыню» в Москве взорвали не французы, не Наполеон (и даже не Гитлер), а сами русские, причем именно то поколение, которое было еще воспитано на традициях казенного православия. И никаких серьезных протестов «оскорбленных верующих» не наблюдалось: зато у нас сохранилось немало фотографий, где радостные красноармейцы, чекисты и просто прохожие позируют на фоне руин.

Храм был восстановлен лишь в проклинаемые ныне «профессиональными патриотами» и поборниками «исконности» либеральные 1990-е: в президентство бывшего первого секретаря Московского горкома КПСС Б.Н. Ельцина (1931–2007). Управление комплексом сегодня осуществляет негосударственная некоммерческая организация «Фонд Храма Христа Спасителя», действующая на основании Договора доверительного управления объектами общекультурного и инженерно-технического назначения комплекса Храма Христа Спасителя № 01 от 24.05.2004 г. (заключенного с Департаментом имущества города Москвы). На официальном сайте Фонда сообщается: «Гаражный охраняемый подземный комплекс вместимостью 245 машиномест (двухуровневый), оснащенный камерами видеонаблюдения и автомойкой. Благодаря современной системе кондиционирования постоянно поддерживается оптимальный микроклимат для хранения автомобилей. Современная система безопасности и отлаженная служба охраны позволят нам нести в юридической форме ответственность за сохранность автомобилей наших клиентов, находящихся у нас на хранении».293

Могли ли крепостные рабы, погибшие во время сожжения Москвы русским правительством, мечтать о таком комфорте европейского класса? Да что там русские крепостные и солдаты: мог ли сам колоритный персонаж древней иудейской мифологии помыслить о том, какие сюрпризы готовит будущее страны, про которую он еще не знал? Я также обращу ваше внимание на то, что на стенах ХХС есть имена русских, погибших в сражениях 1812 г. с армией Наполеона, но совершенно забыты имена еще большего количества убитых самим русским правительством: сожженных заживо в московском пожаре или зверски убитых во время подавления восстаний проходившей параллельно гражданской войны! Неужели для т. н. «бога» они в неравенстве? Или все же дело в государственной и сращенной с ней казенной религиозной идеологии? Еще на стенах того же ХХС означены имена погибших в походах 1813–1814 гг., когда русская армия уже точно не защищала свое «отечество», а уничтожала независимость Герцогства Варшавского, восстанавливала многие средневековые нормы в Европе и совершала агрессивное вторжение, экспансию во Францию, чем способствовала реставрации отсталых порядков и началу «белого террора» (это называется: ни себе, ни людям; и сами в крепостном рабстве — и другим свободно жить не дадим!). Таким образом, получился памятник не защитникам родины — а слепому орудию государственной агрессивной политики, двигателем которой был психически неадекватный царь немецкой крови, который, развязав войну, в 1812 г. сбежал с фронта. Но памятник — это зачастую не только память о прошлом, но и пропаганда подобной же политики в будущем.

Но вернемся снова в наши дни (покидали ли мы их?). В комплексе проходят также банкеты, концерты и выставки. 21 февраля 2012 г. участницы панк-рок-группы «Pussy Riot» устроили в ХХС «панк-молебен», за что были осуждены на 2 года исправительной колонии общего режима. В ХХС посетителям предоставляется увидеть множество интересных предметов религиозного значения — среди них особое место занимает голова Иоанна Златоуста (Ἰωάννης ὁ Χρυσόστομος). Для особенно верующих читателей я специально замечу, что еще одну голову того же святого они могут с удовольствием наблюдать в монастыре Ватопед на горе Афон (на самом деле, есть еще несколько вариантов, причем захоронение полных «мощей» находится вообще в Стамбуле…). Настоятелем Храма Христа Спасителя является лично Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл (В.М. Гундяев: 1946, Ленинград, СССР). Такова история и, я бы сказал, суть важнейшего памятника событиям 1812 года…

* * *

1 Подробнее об этом удивительном человеке: Грибоедов: энциклопедия. СПб., 2007; Лебедев А.А. Грибоедов. Факты и гипотезы. М., 1980; Летопись жизни и творчества А.С. Грибоедова, 1791–1829. М., 2000; Bonamour J.A.S. Griboedov et la vie littéraire de son temps. Paris, 1965; Kelly L. Diplomacy and murder in Tehran: Alexander Griboyedov and Imperial Russia’s Mission to the Shah of Persia. L., 2002; Kosny W.A.S. Griboedov — Poet und Minister: Die Zeitgenossische Rezeption seiner Komödie «Gore ot uma» (1824–1832). Berlin, 1985.

2 Интересные отрывки из данной переписки — см.: Бегичев С.Н. Записка об А.С. Грибоедове. // А.С. Грибоедов в воспоминаниях современников. М., 1929, с. 3–15.

3 Тартаковский А.Г. Население Москвы в период французской оккупации в 1812 г. // Исторические записки, 1973, т. 92, с. 366.

4 Об этом историческом деятеле подробнее: Вяткин В.В. Алексей Иванович Мусин-Пушкин. // Вопросы истории, 2013, № 9, с. 20–32; Логутова Е.В. К истории художественных выставок в Санкт-Петербурге XIX — начала XX в. // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета, 2010, вып. № 2, с. 284–293.

5 Кириченко Е.И. Президенты Императорской Академии художеств. К 250-летию Академии художеств. М., 2008, с. 104.

6 Обо всем этом споре детальнее: Зимин А.А. «Слово о полку Игореве». СПб., 2006.

7 Зализняк А.А. «Слово о полку Игореве»: взгляд лингвиста. М., 2008.

8 Голденков М. Наполеон и Кутузов: неизвестная война 1812 года. М., 2010, с. 190–191.

9 Там же, с. 192–193.

10 Там же, с. 193.

11 Ливен Д. Россия против Наполеона: борьба за Европу 1807–1814. М., 2012, с. 315.

12 1812 год в воспоминаниях современников. М., 1995, с. 164.

13 Буторов А.В. Московский Английский клуб. Страницы истории. М., 1999, с. 22.

14 Искюль С.Н. Год 1812. СПб., 2008, с. 88.

15 Там же, с. 89.

16 Там же.

17 Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. СПб., 1830, т. 32, № 21198.

18 Император Александр Павлович и его время. Исторические материалы, к нему относящиеся. 1804–1820. // Русская старина, 1881, № 11, с. 663–665.

19 Московский университет и С.-Петербургский учебный округ в 1812 г.: Документы Архива М-ва нар. Просвещения. / Сост. и ред. К.А. Военский. СПб., 1912, с. 335–336.

20 Там же, с. 339–344 и др.

21 Московские ведомости, № 51, 26 июля.

22 Пример: ЦИАМ. Ф. 46. Оп. 8. Д. 511. Л. 69–69 об., 83.

23 Гусаров А.Ю. Петербург в Отечественной войне 1812 года. С.-Пб., 2012, с. 287.

24 Там же.

25 Аскиноф С. Московские французы в 1812 году. От московского пожара до Березины. М., 2012, с. 35.

26 Там же, с. 36–37.

27 Военский К. Исторические очерки и статьи, относящиеся к 1812 году. М., 2011, с. 213–215. Детальнее о Е.С. Семеновой: Беньяш Р.М. Катерина Семёнова: (200-летию со дня рождения первой русской трагической актрисы посвящается) / Художник Д.М. Плаксин; Фотосъемка В.Б. Оникула, Л.В. Гронского, Н.И. Сюльгина; Подбор иллюстраций Е.И. Грушвицкой. Л., 1987; Данилов С.С. Русский драматический театр XIX века. Т. 1, Л.—М., 1957.

28 О ней подробнее: Laplace R. Mademoiselle George, ou Un demi-siècle de théâtre, Fayard, 1987; Tierchant H. Mademoiselle George, la tragédienne de Napoléon, éd. Auberon, 2008.

29 Военский К. Указ. соч., с. 222.

30 Искюль С.Н. Указ. соч., с. 155.

31 Домерг Л.А. Воспоминания о России (1805–1807). // ИВ, 1881, № 7, с. 607–608 и др.

32 Растопчинские афишки. Собрал и издал П.А. Картавов. СПб., 1904, с. 60.

33 Искюль С.Н. Указ. соч., с. 159.

34 Там же.

35 1812 год в воспоминаниях современников… с. 165–166.

36 Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. М., 2007, с. 312.

37 Записки графа Е.Ф. Комаровского. М., 1990, с. 18.

38 О первом периоде жизни Ростопчина (до 1801 г.) — см. подробнее: Васькин А.А. Московские градоначальники. М., 2012, с. 16–30.

39 Лякишева С.И. 1812 год: ростопчинские афиши и издания походной типографии. // ПРО Книги. Журнал библиофила. 2012, № 3, с. 6–15.

40 Одна из его современных биографий: Любченко О.Н. Граф Ростопчин. М., 2000.

41 Подробнее об этом: Земцов В.Н. Михаил Верещагин. Житие «несвятого» мученика. // Сборник материалов к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Том 9. Эпоха 1812 года. Исследования. Источники. Историография. Труды Государственного исторического музея. Выпуск 183. М., 2010, с. 198–199.

42 Отечественная война и ее причины и следствия. М., 1912, с. 153.

43 Там же.

44 Там же.

45 Там же, с. 154.

46 Там же, с. 155.

47 Там же.

48 Там же.

49 Мартыненко А. Тайная миссия Кутузова. Киров, 2011, с. 244.

50 Отечественная война и русское общество. 1812–1912. М., 1912, т. 4, с. 184–185.

51 Там же, с. 184.

52 Липранди И.П. Материалы для истории Отечественной войны 1812 г. С.-Пб., 1867, с. 102.

53 Троицкий Н.А. Фельдмаршал Кутузов: мифы и реальность. М., 2002, с. 220.

54 Портной Л.М. Граф Ростопчин. М., 2017, с. 241.

55 Там же, с. 342–343.

56 Тургенев Н. Россия и русские. М., 2001, с. 23.

57 Архив Президента Российской Федерации. Ф. 55. Оп 1. Д. 5. Л. 13.

58 Москва военная, 1941–1945. Сост. Буков К.И., Горинов М.М., Пономарев А.Н. М.: Изд-во Мосгосархива, 1995, с. 123.

59 Громова Н.А. Эвакуация идет…: 1941–1944. М., 2008, с. 64.

60 Жирнов Е. Бегство с препятствиями. // Коммерсантъ-Власть, 10.10.2005.

61 Военский К. Указ соч., с. 240–242.

62 Рэй М.-П. Страшная трагедия. Новый взгляд на 1812 год. М., 2015, с. 277.

63 Маевский С.И. Мой век. 1793–1826. М., 2015, с. 34.

64 Там же.

65 Современная его биография: Бондаренко А. Милорадович. М., 2008.

66 Гусаров А.Ю. Указ. соч., с. 112.

67 Там же.

68 О ней подробнее: Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. М., 1958.

69 См. соотв. главу в издании: Бахрушин Ю.А. История русского балета. М.,1965.

70 Маевский С.И. Указ. соч., с. 33.

71 ЦИАМ. Ф. 46. Оп. 8. Д. 888. Л. 3–3об.

72 ЦИАМ. Ф. 46. Оп. 8. Д. 888. Л. 4–4об.

73 ЦИАМ. Ф. 46. Оп. 8. Д. 888. Л. 5–5об.

74 ЦИАМ. Ф. 46. Оп. 8. Д. 888. Л. 6–6об — 15–15об.

75 Военский К. Указ. соч., с. 194.

76 Там же.

77 Рассказы о двенадцатом годе, собранные Т. Толычевой. М., 1912, с. 102.

78 Мельгунов С.П. Александр I. М., 2010, с. 171.

79 Мы были дети 1812 года. Записки, страницы воспоминаний. Воронеж, 1989, с. 41.

80 Портной Л. Указ. соч., с. 341.

81 Отечественная война 1812 года глазами современников. М., 2012, с. 207.

82 1812 год. Воспоминания воинов русской армии. М., 1991, с. 377.

83 1812 год в воспоминаниях современников… с. 169.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.