![]()
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «КАЛИНИНСКИЙ ЯСЛИ-САД» ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОНА БЕИМБЕТА МАЙЛИНА» УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ 5 страница• выставка методической литературы по ознакомлению дошкольников с ПДД и ППБ; • чтение художественной литературы «Кошкин дом», «Путанница», «Сказка о том, как огонь с человеком подружился»; • сюжетно – ролевые игры по ознакомлению с правилами пожарной безопасности; • просмотр мультфильмов «Торопыжка на улице», Уроки тетушки совы»;
• инструктаж «Охрана жизни и здоровья детей в зимний период»; • инструктаж по охране жизни и здоровья детей в летний период»; • инструктаж по пожарной безопасноти; • инструктаж по предупреждению детского травматизма. В работе с родителями: • консультация «Что нужно знать об игрушках»;
Семьи воспитанников КГКП «Калининский ясли- сад» отдела образования района Беимбета Майлина по социальному статусу:
Данные мониторинга социального состава семей воспитанников По результатам анкетирования для основного контингента родителей В дошкольной организации работает Попечительский совет, который принимает активное участие в создании благоприятных условий для воспитания и развития детей. В работе с родителями ДО имеет свои традиции. Два раза в год проводятся «Дни открытых дверей», обобщается опыт семейного воспитания. Для родителей воспитанников ДО создана система психолого-педагогического просвещения, включающая консультации, семинары-практикумы, собрания и т. д.
5. Деятельность психологической службы. Педагог-психолог сада Маркова Наталья Викторовна. Педагогический стаж –15лет. Окончила социально-технический университет имени З. Алдамжар, по специальности «педагог-психолог». Присвоена степень бакалавр педагогики и психологии. С 2011года работает педагогом-психологом в КГКП «Калининский ясли-сад» отдела образования района Беимбета Майлина» Управления образования акимата Костанайской области. Владеет знаниями нормативно-правовых документов в области дошкольного образования, ориентируюется в современных достижениях педагогической науки и практики. Постоянно повышает свой профессиональный уровень через изучение научно-методической литературы, посещение семинаров, онлайн-конференций, прохождение курсов повышения квалификации.
Основная цель профессиональной деятельности - это сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством обеспечения безопасной и психологически комфортной образовательной среды. Обозначенная цель реализуется через следующие задачи: 1. Содействовать устранению или ослаблению недостатков в эмоционально-личностной и поведенческой сфере проблемных категорий дошкольников коррекционными средствами воздействия. 2. Исследование динамики интеллектуального и личностного развития дошкольников, используя современные психологические диагностики. 3. Сохранение психологического здоровья детей: а) Своевременное выявление детей, нуждающихся в психологической помощи; б) Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам на всех этапах педагогического процесса (адаптация, взаимодействие, подготовка к школе); 4. Способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять психолого-педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений. 5. Создать условия, способствующие эффективному подбору и реализации компонентов психологической безопасности для сохранения и укрепления психофизического здоровья воспитанников в условиях ДОУ. 6. Создать условия для естественного всестороннего развития детей, их творческого потенциала и индивидуальных особенностей. 7. Повысить уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ, содействовать формированию психологической компетентности педагогов ДО и родителей в вопросах развития и воспитания дошкольников. Основные функции работы психолога в детском саду - это создание условий, которые будут способствовать охране психического и физического здоровья детей, сохранению и укреплению психологического здоровья участников образовательного процесса, обеспечении их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей каждого ребёнка, коррекции нарушений в развитии, обеспечении готовности к школе. Работа педагога-психолога осуществляется по основным пяти направлениям: диагностическая работа, коррекционно-развивающая, консультативно-просветительская, экспертная, организационно-методическая. Для эффективного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса и достижения положительных результатов в развитии воспитанников была разработана программа психолого-педагогического сопровождения КГКП «Калининский ясли- сад» отдела образования района Беимбета Майлина» Управление образования акимата Костанайской области действует с 01. 12. 2011 года, которая включает в себя следующие ступени деятельности педагога-психолога: • психологическое просвещение педагогов, с целью повышения профессиональной компетентности воспитателей через «психологизацию» образовательного процесса в соответствии с ГОСО РК ДО; • взаимодействие с родителями через психологическое просвещение и занятия с элементами тренинга по имеющимся вопросам и выявленным проблемам в результате проведенных исследований, знакомство с возрастными и психологическими особенностями дошкольников, улучшение детско-родительских отношений; • адаптация детей раннего младшего возраста к детскому саду при поступлении, основываясь на методическую литературу " Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия" И. В. Лапина. - Изд. 2-е, г. Волгоград: " Учитель", 2015; А. С. Роньжина, г. Тула 2007г. • развитие личностной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер у воспитанников, психических процессов детей (" Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет" Ю. В. Веприцкая, изд. " Учитель", г. Волгоград, 2011; " Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий" авт. -сост. Ю. В. Полякевич, Г. Н. Осинина, изд. 2-е, издательство " Учитель", 2014; " Комплексные занятия с детьми 3-7 лет, формирование мелкой моторики, развитие речи" авт. -сост. Н. Л. Стефанова, г. Волгоград, изд. " Учитель", 2014); • снятие тревожности и страхов, агрессивности у детей, основываясь на программу " Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет" авт. -сост. Н. Ф. Иванова, изд. " Учитель", г. Волгоград, 2009, а также решение данных проблем через реализацию здоровьесберегающего проекта с применением сказкотерапии «Волшебная шкатулка» (совместно с воспитателем старшей группы); • формирование психологической готовности воспитанников к обучению в школе, основываясь на специальную психологическую литературу «Готовимся к школе. 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников» Н. П. Локалова, Д. П. Локалова, М. : Генезис, 2014; «Практический психолог в детском саду» А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова, изд. Мозайка-Синтез, г. М., 2014. Коррекционно-развивающие занятия А. А. Гейер с детьми старшей группы по развитию памяти, внимания, мышления и психологической подготовке к школьному обучению. Важным аспектом в реализации рабочей Программы педагога-психолога является внедрение фронтальных занятий с воспитателями. При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка: - Культурно-исторический подход Л. С. Выготского. - Деятельностный подход (Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков, Д. Б. Эльконин и др. ). - Личностный подход (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, Д. Б. Эльконин и др. ).
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для: • сохранения и укрепления здоровья воспитанников; • формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира; • формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка; • развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека; • развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
Основные методы, используемые в коррекционной работе:
Воспитанники. 1. В период реализации адаптационного блока программы для детей 2-3 лет и их родителей после проведенного первичного и повторного диагностирования детей, посещающих адаптационную группу, выявлена положительная динамика уровня адаптированности малышей к детскому саду. 2. В результате взаимодействия педагога-психолога с детьми 4-5 лет в рамках реализации личностно-коммуникативного блока программы сформировано позитивное межличностное взаимодействие детей в группе, признана ценность и уникальность каждого ребенка, сформировано умение вслушиваться в речь окружающих. 3. По итогам реализации эмоционально-волевого блока программы с детьми 4-6 лет у воспитанников развиты такие качества, как усидчивость, терпение, целеустремленность, развита мелкая моторика и повышена произвольность внимания, развита способность выражать свои эмоции и чувства мимикой, пантомимикой, речевой интонацией, улучшение взаимоотношений в детском коллективе. 4. В результате реализации коррекционно-развивающего блока программы преодолены у детей 5-7 лет тревожность, страхи и психическое напряжение через управление отрицательными эмоциями, ориентирование воспитанников на собственные возможности в преодолении страхов путем рисования, освоены навыки творческой саморегуляции и повышен уровень уверенности в себе, снижена агрессивность. 5. В старшей группе в рамках реализации психолого-педагогического блока программы «Скоро в школу! » достигаются следующие результаты: - формируется реальное представление о себе и своих возможностях; - формируется мотивационные предпочтения, инициативность и самостоятельность; - развивается наглядно-образное мышление; - развивается зрительная координация и тонкая моторика руки; - формируется положительное отношение к предстоящему обучению в школе; - формируется устойчивость, произвольность и переключение внимания и увеличивается объем запоминания.
Родители. Через проведение родительских собраний, консультаций и психолого-педагогических мероприятий сформировали положительную динамику в: - преодолении конфликтных ситуаций посредствам умения использовать эффективные методы общения, разработали необходимую стратегию поведения в данной ситуации; - период адаптации/дезадаптации детей к детскому саду через создание психологических условий успешной адаптации, преодоление негативного отношения к детскому саду, преодоление у ребенка самоизоляции, тревожности и страхов; - организации игрового общения между родителями и детьми и художественно-творческой деятельности ребенка в семье, организации предметно-развивающей среды, преодолении трудностей во взаимоотношениях с окружающими. - повышении родительской компетентности по вопросам возрастных и индивидуальных особенностях детей, использовании приемов эффективного общения; - формировании компонентов готовности к школе. Педагоги. Через активное взаимодействие с педагогами в рамках фронтальных занятий, педагогических советов, круглых столов, индивидуальных консультаций, совместных мероприятиях были достигнуты следующие результаты: - представлены современные подходы к проблеме психологической безопасности, причинах её нарушения в образовательном процессе и условиях её обеспечения в учреждении; - сформировано представление о показателях психического здоровья детей разного возраста и признаках его нарушения; - расширили навыки взаимодействия педагогов с детьми в рамках внедрения ГОСО ДО (репрезентативная система познания окружающего мира детьми и педагогами) через практические игры и упражнения; - приобретены навыки использования эффективных способов саморегуляции своих психических состояний через проведение релаксационных упражнений с педагогами; - определены стили взаимодействия педагога с детьми как условие охраны и укрепления их психического здоровья.
Формы психолого-педагогического сопровождения участников Программы: • консультирование; • психодиагностика; • коррекционно-развивающая работа; • психопрофилактика; • просвещение; • релаксация. Консультативная работа ведётся с педагогами, воспитателями и детьми на протяжении всего учебного года по двум направлениям –это индивидуальное консультирование и групповое. Темы индивидуального и группового консультирования определяются по методической теме детского сада, по запросу родителей и педагогов. Родители консультируются по вопросам взаимоотношений в семье, поведения ребёнка в группе и др. педагоги обращаются с вопросами адаптации воспитанников, взаимоотношения с коллективом, профессионального самосовершенствования и в целом поведения воспитанников. С детьми чаще всего проводятся беседы по поведению и межличностному взаимоотношению в группе. Помимо консультирования проводится работа по психопрофилактике и психологическому просвещению. Проводятся различные тренинги, тематические встречи, лекции, семинары, практикумы и родительские собрания. С педагогами просвещение проходит по теме взаимодействия с родителями и детьми и профессиональному выгоранию. С родителями – на тему правильного развития детей, организации свободного времени дошкольника, состояния эмоционально-волевой сферы ребёнка.
В 2017-2018 учебном году проводилась следующая просветительская работа с родителями и педагогами: Тема родительских собраний: - «Причины дезодаптации в ДО» - мини-тренинг «Родители, начните с себя! » - «Адаптация с улыбкой» Консультации и рекомендации для работы с родителями: - тренинг «Тропинкой родительской мудрости» - игровой тренинг «Ждёт нас школа» - «Маленькие задиры или в чём причина драчливости дошкольников» - тренинг «Радость воспитания» - тренинг «Мы вместе» Работа с педагогами: - «Успешная адаптация к детскому саду» - тренинг «Полотно счастья» - семинар-практикум «Тренинг позитивного решения педагогических конфликтов»
В 2018-2019 учебном году проводилась следующая просветительская работа с родителями и педагогами: Тема родительских собраний: - мини –тренинг «Вместе с мамой» - «Особенности адаптации детей к условиям ДО» - «Я- будущий школьник! » Консультации и рекомендации для работы с родителями: - «Успешная адаптация к детскому саду» -тренинг «Детско-родительские отношения» -тренинг «Эмоциональное развитие детей» -тренинг «Радость воспитания! » - «Десять заповедей для родителей» - «Страхи-ступеньки детства» - «Не спешите наказывать» Работа с педагогами: - семинар-практикум «Кризис трёх лет» - тренинг «Психологический комфорт в группе» - семинар-практикум «Познай себя»
В 2019-2020 учебном году проводилась следующая просветительская работа с родителями и педагогами: Тема родительских собраний: - «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» - тренинг «Сплочение родительского коллектива» - «Я – будущий школьник! » Консультации и рекомендации для работы с родителями: - тренинг «Детско-родительские отношения» - «Десять заповедей для родителей» - «Адаптация детей к ДО» - «Психологическая готовность к школе» - тренинг «Психологическая безопасность дошкольника» Работа с педагогами: - семинар-практикум «Вопросы адаптации ребёнка в ДО» - консультация «Успешная адаптация к детскому саду» - тренинг «День психологической разгрузки»
В 2020-2021 учебном году проводилась следующая просветительская работа с родителями и педагогами: Тема родительских (онлайн) собраний: - «Оптимизация процесса адаптации ребёнка к детскому саду» - «Методические рекомендации по организации работы с детьми раннего возраста» - «Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе» - «Я – будущий школьник! » Консультации и рекомендации для работы с родителями: - тренинг «Если что – я с тобой» - «Как воспитать любознайку» - «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» - «Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДО и семьи» - «Как помочь ребёнку заговорить» Работа с педагогами: - семинар- практикум «Шаги навстречу» - «Овладение приёмами гимнастики Брейн Джим для повышения эффективности обучения» - Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду» - «Подготовка и проведение открытых занятий в ДО»
В 2021-2022 учебном году проводилась следующая просветительская работа с родителями и педагогами: Тема родительских собраний: - «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» - «Я – будущий школьник! » Консультации и рекомендации для работы с родителями: - «Формирование адекватного восприятия родителями собственных детей» - «Если ребёнок плохо ведёт себя дома, на улице и в гостях…» - «Детские страхи, причины и последствия» - «Готовимся к школе» - «Компьютерная зависимость дошкольников» - «Песочная игровая терапия (сендплей) Работа с педагогами: - деловая игра «Воспитатель раннего возраста - какой он? » - консультация «Успешная адаптация к детскому саду» - тимбилдинг по командообразованию - мини-тренинг «День психологической разгрузки» - семинар- практикум «Шаги навстречу»
Методы, используемые на занятиях: • метод практических заданий по положению Л. С. Выготского; • игра (как основной прием в дошкольном возрасте); • этюды; • наглядные, словесные методы (чтение, рассматривание); • прослушивание музыкальных произведений, соответствующих возрасту, обсуждение; • рисование по заданной теме, под музыку и чтению рассказов, стихотворений и отрывков из художественных произведений; • психогимнастика; • аутотренинг; • пальчиковая гимнастика; • сказкотерапия (чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребёнком); • куклотерапия (проигрывание сюжета, который является травмирующим для ребёнка); • пескотерапия (игра с песком) • психокоррекционные игры; • эмоциональные качели (переход от состояния опасности к состоянию безопасности); • выставка рисунков и коллективно-творческих работ; • наблюдение, беседа, собеседование, тестирование; • анализ результатов деятельности. Воспитательно-образовательный процесс с детьми организуется в соответствии с годовыми задачами учреждения и согласно комплексно-тематическим планам. Приоритет отдан интеграции образовательных областей, используя различные виды детской деятельности. Во взаимодействии со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса применяются современные технологии: - здоровьесберегающая (проведение психогимнастики, релаксационных упражнений, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковых игр); - социо-игровая (игры на развитие коммуникативной и эмоционально – волевой сфер детей); –личностно-ориентированная (с учетом типа личности и индивидуальным подходом к каждому участнику). Систематически применяются и информационно-компьютерные технологии, позволяющие расширить возможности организации работы со всеми участниками образовательного процесса, в соответствии с современными возможностями. В рамках повышения профессионального уровня организовано: • изучение научно-методической литературы; • посещение сетевых методических сообществ, районных методических объединений; • семинаров: • самообразование через реализацию здоровьесберегающего проекта «Волшебная шкатулка» с применением методов сказкотерапии, куклотерапии и пескотерапии на тему «Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы дошкольного учреждения». Результативность деятельности психолога отслеживается в процессе анализа эффективности всех блоков Программы, изучения эмоционального благополучия воспитанников, отзывов и рекомендаций педагогов и родителей, а также по результатам диагностики сформированности у детей навыков и умений, адекватной самооценки, инициативы и самостоятельности, а также развития психических процессов (входящая и исходящая диагностика по каждому блоку Программы). Работа с детьми выстраивается с учётом результатов первичных диагностик. Психологическая диагностика направлена на изучение психического развития и становления личности воспитанников: -познавательные процессы; -эмоционально-волевая и личностная сфера; -межличностные отношения и коммуникативные способности; -психологической готовности ребёнка к обучению в школе. Психокоррекционно-развивающая работа с детьми проводится на всех возрастных этапах и направлена на следующие сферы воздействия: -эмоционально-волевая (повышенная тревожность, страхи, агрессивность, низкий самоконтроль); -познавательная (низкий уровень развития познавательных процессов); -коммуникативная (нарушения во взаимодействиях со сверстниками и значимыми взрослыми) В группе раннего возраста для облегчения протекания периода адаптации и развития психических процессов проходит цикл игровых занятий по программе А. С. Роньжиной.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|