Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 8 страница



Постепенно, по мере накопления опыта и с учетом расширившегося контура саморегуляции (субъективные состояния — оценки — опыт — ценности) приспособ­ление становится более результативным, поведение экологически атрибутированным. Однако обыденное сознание все еще пребывает под значительным влияни­ем неопределенности, смутных подсознательных уста­новок, настроений, интуитивности, поэтому и жизнедея­тельность не отличается устойчивостью. Характерно, что сами ценности, которые складывались и складываются ситуативно и стохастически, оказались значительно де­формированными, с оттенками радиофобийной зависи­мости. И надо сказать, по истечении времени, когда вы­разительно обозначился Д-тип адаптивных реакций на последствия аварии (через 7—9 лет после нее), стали явно или неявно обозначаться две тенденции одновре­менно: первая — " сползание" деформированных эко-ценностей (т. е. радиофобийной зависимости) в глубины подсознания человеческой психики и вторая — инте­грация, осмысление, потребность разобраться в активе приобретенного опыта выживания в изменившихся ус­ловиях.

Здесь также возникло некое противоречие или, точ­нее, несогласованность: общество своими институтами науки продвинулось достаточно далеко в понимании происходящего, но это на уровне научного мировоззре­ния, обыденное же сознание на уровне повседневной практики не может воспользоваться научной информа­цией, хотя и остро нуждается в ней. Поэтому в даль­нейшем приспособлении экологическое сознание выну­ждено обращаться к доступному на обыденном уровне здравому смыслу — анализу и синтезу, обобщениям, логической обработке всего того, что есть в опыте эм­пирического, жизненного, практического. Эту стадию социальной адаптации экологического сознания в про­цессе приспособления к новым условиям существования можно отнести к этапу интеллектуализации или интегра­ции (И-тип) приобретенного опыта. Ясно, что степень выраженности интеграции экологического сознания за­висит от актуализации и развития экологического мыш­ления. Уровень обыденного мышления известен, мы его уже обсуждали.

В данном случае экологическое мышление в составе здравого смысла обыденного сознания с неизбежно­стью проявляет свои ограничения: опирается на эмпири­ческие, а не теоретические фундации, ограничено в возможностях из-за необразованности его носителей, отличается ретиальностью (очаговостью) и диффузно-стью (разобщенностью), не сконцентрировано на про­блеме и большей частью носит не организованный, а стихийный характер. В обобщениях через массовое сознание своего населенного пункта оно, как правило, узколокально, нередко предвзято и гиперотрофно в ка­ких-то акцентах. И тем не менее, это тенденция к синте­зу, обобщению. Для нас важно то, что экологическое сознание естественным путем, самопроизвольно, самим ходом адаптации с неизбежностью приходит к стадии логико-ценностной интеграции, к необходимости по­знать и понять, к осмыслению. Таким образом контур саморегуляции поведения и деятельности расширяется еще до одного блока (см. рис. 2) и обретает разверну­тую формулу: состояние — оценка — опыт — ценности — мышление. Поведение при этом приобретает черты экоатрибутивного.

Итак, если кратко резюмировать естественный адап-тогенез экологического сознания в реакции на Черно­быльскую катастрофу, то он в своем развитии проходит ряд последовательных этапов. От начала субъективных психоэмоциональных состояний, которые, безусловно, находились под влиянием выраженной фрустрации, обыденное сознание выходило на соответствующие оценки экологической реальности. Они непосредственно влияли на дезадаптивные поведенческие формы паниче­ской ориентации — экодистрибутивное поведение. По­степенно накапливался индивидуальный и общественный экологический опыт приспособления. В составе этого опыта точно так же эмпирически очерчивались экологи­ческие ценности как в области подсознательных ориен­тации, так и осознанных установок. Некоторое время полученные таким образом ценности-установки обеспе­чивали понимание возникшей экологической опасности. Но они не могли удовлетворять людей долго, ибо слишком неутешительными представлялись перспективы выживания. Исходя из этого обыденное экологическое сознание с необходимостью ищет логико-семантических обобщений. Они осуществляются на уровне здравого смысла, используя неподготовленное для этого мышле­ние. Но и эти обобщения открывают более широкие возможности приспособления в изменившихся условиях существования. Даже тогда, когда используются эмпи­рические, а не научные знания, даже тогда, когда они самопроизвольны и находятся под психоэмоциональным влиянием, даже тогда, когда базируются исключительно на здравом смысле. Здравый смысл в составе обыден­ного сознания накапливает практически оправданный и необходимый человеку в повседневной жизни опыт. Но главное заключается в том, что в экстремальных усло­виях у людей предыдущего опыта адаптации не было и они вынуждены были ориентироваться по обстоятельст­вам. Для более эффективного ориентирования в таких или подобных случаях целесообразно иметь развитое, научно подготовленное экологическое мышление. Фор­мирование и развитие такого мышления и должно со­ставлять основной предмет экологического образова­ния.

Развитие культуры экологического мышления, как и процесса познания действительности вообще, станет более эффективным, если будет базироваться на со­временных научных знаниях, теоретических представле­ниях. Следовательно, предметом педагогических тех­нологий экологического образования должны быть комплексные, интегрированные, междисциплинарные научные предметы естественного, управленческо-техно-логического, социально-педагогического, эколого-пси-хологического и другого знания. Посредством этих зна­ний надлежит формировать, развивать и совершенство­вать навыки экологического мышления. Другие зве­нья экологического сознания (психические состояния, субъективные оценки, ценностные ориентации, опыт), в соответствии с нашей концепцией формирования ком-плицитности экологического сознания, должны быть от­несены к компетенции экологического воспитания.

Как следует из наших материалов и обобщений, ко­торые позволили концептуально схематизировать рис. 2, в процессе экологического образования и воспитания сознание воспитуемого должно пройти все обозначен­ные стадии, но в обратном порядке и, конечно же, безо всяких катастроф.

На базе всестороннего научного экологического знания и культуры мышления специальными дидактиче­скими средствами нужно формировать личностно зна­чимые экологические ценности. Сначала они создаются на уровне осознаваемых понятий и категорий с опорой на принципы целесообразности, адаптивности, прогно-стичности, закрепляются в этом качестве и постепенно переводятся в стереотипные, автоматизированные фор­мы ценностного отношения, достигая, где это возмож­но, уровня навыков, непроизвольных действий. Исполь­зуя базу экологического мышления и смыслоценност-ные установки экоатрибутивного поведения, можно ме­тодично формировать соответствующий опыт, прибегая к моделированию условий существования, их вариатив­ности. Собственно, это и будет та работа, которая соз­дает эффект системного и целенаправленного влияния на духовное состояние человека, " окультуривание" его экологического сознания.

Объединяя линию развития экологического мышле­ния и создавая мировоззренческие корни опытно-ценностного постижения экологии (экологическое обра­зование), можно выработать критериальную базу субъ­ективных оценок не только экологической действитель­ности, но и человеческих поступков по отношению к ней. В этом плане имеет смысл прибегать к различным мониторингам, моделированию, математическому про­гнозированию, решению экотематических задач, тренин­гам и пр. (экологическое воспитание). Все это еще на уровне программ можно было бы согласовывать не только с научными представлениями, закономерностями и логикой развития природных явлений, но и с личност­ным, мировоззренческим контекстом, ценностными ори-ентациями, опытом экоатрибутивного поведения. О субъективных психоэмоциональных состояниях при этом отдельно говорить даже не приходится, поскольку они всегда будут соответствовать состоянию экологического сознания. Там, где будут адекватные представления и чувство уверенности в изменяющейся ситуации, там бу­дет позитивное самоощущение и эффективная саморе­гуляция. Если достичь этого, то даже внезапность эко­логического события не способна вывести из равнове­сия ранее подготовленную психику: сознание найдет возможность сориентироваться за счет навыков само­рефлексии и саморегуляции, а не за счет моделируемых ранее аналоговых случаев. В таком воспитании и разви­тии главное не образец или аналогия, а способность ориентироваться, т. е. ориентировочная основа экоат­рибутивного мышления.

Экологическое мышление в контексте развития ком-плицитности экологического сознания должно удовле­творять условию выхода его за пределы ситуативно за­данных проблем и проникать в сферу экологической действительности надситуативно.

Традиционно педагогика и психология рассматрива­ют процессы мышления в связи с конкретными усло­виями и требованиями конкретной ситуации, конкретной задачи. В соответствии с этим аналитико-синтетическая деятельность осуществляется в диапазоне соотношения полученного результата и условия задачи с переходами на новые этапы, с поиском и применением новых форм, но при сохранении схемы. Выход за пределы заданной проблемной ситуации в этой методологической пара­дигме невозможен, поскольку в рамках традиционного подхода невозможна смена самого предмета анализа. Мышление в этом случае конвергентное, ситуативное, репродуктивное, т. е. такое, от которого не ожидается " спонтанного открытия".

Затянувшийся кризис в решении проблемы творче­ского мышления находит альтернативу в методологиче­ском плане концепции дивергентного мышления Дж. Гилфорда [36, 37]. В соответствии с этой концепци­ей дивергентность мышления определяется как склонность мыслить в разных направлениях, что удов­летворяет ожидаемому явлению выхода в более широ­кое пространство. Гилфорд усматривает в дивергентном мышлении такие его возможности, которые обеспечи­вают " боковое", побочное, или латеральное, видение проблемы. По мнению автора, классические представ­ления об индуктивном и дедуктивном мышлении не мо­гут удовлетворить или обеспечить дивергентность, по­скольку базируются исключительно на законах логики и используют ассоцианизм памяти. Именно поэтому оно не может допускать изменчивости или дополнительно­сти самого предмета мышления.

В отличие от такого (конвергентного) мышления, Дж. Гилфорд предлагает другую модель — дивергент­ное мышление. В экологической психологии вполне уместны идеи Гилфорда о дивергентности мышления, такой его модели, в которой мыслительный процесс не зажат рамками образца, а способен расширять горизон­ты видения проблемы " в пространстве", т. е. усматри­вать кроме проблемно очерченных еще и другие сторо­ны явления. Тем и ценна идея Гилфорда для развития экологического мышления, что она предлагает такую интеллектуальную деятельность, благодаря которой от­крытие нужного решения возможно лишь при условии выхода за пределы заданных проблемой требований в область " вокруг", " около", " в связи", " по поводу" и т. д.

Именно эта идея Гилфорда относительно принципи­альности выхода дивергентного мышления за пределы эксплицированной ситуации в имплицитную ее плоскость представляет ценность для нашей концепции, поскольку реализует разноплановые формы проявления как эко­логического мышления, так и экологического сознания. Впрочем, она содержательно ориентирует развитие эко­логического мышления за счет интеграции системных знаний природоведческих учебных дисциплин в область их экологической имплицитности.

Экспликация как развертка, дробная детализация природоведческих химико-биологических или физико-географических дисциплин в их дискретности обнару­живает себя в учебном процессе со всей своей очевид­ностью.

Дискретность учебных дисциплин состоит в том, что в них раскрывается содержание природного единства по форме и по существу его отдельными частями дис­кретно, инвариантно, нередко изолированно. Именно так представлены все научные дисциплины в учебном процессе, по-другому нельзя. В действительности же, в реальной жизни рассматриваемые значения, как и сами явления, изучаемые учебными предметами, существуют имплицитно — сродненно, логично и гармонично, во взаимосвязях и взаимных зависимостях — таких глубо­ких, что их нельзя разъединить. Выделяются они искус­ственно и лишь ради дидактических целей.

Но если каузальную имплицитность эколого-при-родоведческих явлений понимать (изучать) отдельно, то и представления (знания) об их предметности чаще все­го (без специальной обработки) отражаются в составе сознания дискретно, изолированно, отдельно, экспли­цитно. Поэтому одной из наиболее важных методологи­ческих и психолого-дидактических задач создания ком­плексных программ экологического образования и вос­питания в соответствии с нашей концепцией является экологическая импликация предметно эксплицитирован-ных дисциплин природоведческого и общественно-гуманитарного циклов. Не столько комплексность, сколько именно породненность предметов с экологиче­ской их сущностью должна войти в основу создания та­ких программ. " Надситуативность", внутреннее родство, имплицитность в самой своей исходное™ — питатель­ная почва для развития дивергентного экологического мышления. Это и должно стать основной целью эколо­гического образования и воспитания в будущем. Именно благодаря обозначенной надситуативной экологической идее, дивергентности экологического мышления, импли-цитности научного знания в составе человеческого соз­нания психика будет в состоянии не только реализовать свою адаптивную функцию в изменяющихся экологиче­ских условиях существования, но и обеспечить этим ус­ловиям относительную стабильность и восстановление.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Экопсихологическая структура сознания: три категории и пять составляющих экологического сознания. Раскрыть их сущность.

2. Психологические составляющие понятия " комплицитность эколо­гического сознания" как методологическая основа экологическо­го образования и воспитания.

3. Чему научила нас Чернобыльская катастрофа? Как изменилось отношение людей к своей жизненной среде?

4. Какой контур психической саморегуляции стал доминировать в адаптации к последствиям Чернобыльской катастрофы на первых порах?

5. Какие стадии адаптогенеза проходит обыденное экологическое сознание в дистрессовой постчернобыльской ситуации жизнедея­тельности?

6. Какие тенденции адаптогенеза экологического сознания намети­лись в его развитии по истечении 10 лет после аварии на ЧАЭС?

Закономерно или случайно то, что обыденное сознание в своей экологической адаптации приходит от эмоционального начала к рациональному?

Психолого-дидактическое значение этапности адаптивного эво-люциогенеза экологического сознания в постчернобыльский пе­риод для концептуального решения вопроса экологического об­разования и воспитания. Обосновать теоретически. Что общего и в чем различия между предметом экологического образования и предметом экологического воспитания в концеп­туальной парадигме комплицитности экологического сознания? Какое экологическое мышление по существу должно сложиться в системе экологического образования постчернобыльской эпо­хи?

Какие дидактические изменения ожидают педагогику в связи с формированием и развитием дивергентного экологического мышления?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устой­чивости человека. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1987. — 262 с.

2. Абрамова Ю. Г. Психология среды: источники и направления развития // Вопр. психологии. — 1995. — № 2. — С. 130—136.

3. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. — 1994. — Т. 15. — № 4. — С. 39—55.

4. Анциферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и техники ее бытия // Психол. журн. — 1993. — Т. 14. — № 2. — С. 3—16.

5. Артемьева £. Ю. Психология субъективной семантики. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 128 с.

6. Бабій Л. Т. Діалектика розвитку історичних типів культури: філософсько-соціологічні проблеми. — Львів: Світ, 1991. — 157 с.

7. Басейн Ф. В. " Значащие" переживания и проблема обществен­но-психологической закономерности // Вопр. психологии. — 1972. — № 3. — С. 105—124.

8. Браус Д., Вуд Д., Герман М., Вилсон Э. Экологическое образо­вание в школе: Главы из книги. — К.: Инф. агентство " Эхо-Восток", 1995. — 60 с.

9. Брутян Г. А. Актуальные проблемы теории аргументации // Филос. науки. — 1991. — № 5. — С. 17 — 19.

 

10. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Изд-во МГУ, 1976. — 143 с.

11. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Педагогика, 1982.

12. Дерябо С. Д. Антропоморфизация природных объектов // Пси­хол. журн. — 1995. — № 3. — С. 61—69.

13. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. — М.: Высш. шк., 1996. — 352 с.

14. Костюк Г. С. Про предмет і завдання психології // Наук, за­писки НДІ психології. Питання загальної психології. — К., 1956. — Т. IV.

15. Кравченко С. М., Костицький М. В. Екологічна етика і психо­логія людини. — Львів: Світ, 1991. — 104 с.

16. Куратова Т. С, Грубінко В. В., Скребець В. О. Концепція підго­товки вчителя хімії та екології // 36. ст., присвяч. 80-річчю Чернігів, пед. ін-ту. — Чернігів, 1996. — С. 132—143.

17. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Мысль, 1965. — 570 с.

18. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вести. МГУ. Сер. 14. Психология. — 1979. — № 2. — С. 3—13.

19. Леонтьев Д. А Субъективная семантика и смыслообразование // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. — 1990. — № 3. — С. 33—42.

20. Лурия А. Р. О месте психологии в ряду социальных и биологиче­ских наук // Вопр. философии. — 1977. — № 9. — С. 68—77.

21. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. — М.: Про­гресс, 1990. — 365 с.

22. Мансуров Н. С. О системообразующих понятиях общественной психологии // Методол. пробл. социальной психологии. — М., 1975. — С. 17—31.

23. Молят В А Психологические последствия Чернобыльской катастрофы // Психол. журн. — 1992. — Т. 13. — № 1. — С. 135—146.

24. Моляко В. А. Формирование образа экологической катастрофы на примере Чернобыльской атомной аварии // Вопр. психоло­гии. — 1992. — № 5—6. — С. 16—22.

25. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышле­ния // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. — 1984. — № 4. — С. 13—21.

26. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических поня­тий. — М.: Высш. шк., 1984. — 174 с.

27. Раппопорт А Системный подход в психологии // Психол. журн. — 1994. — Т. 15. — № 3. — С. 3—16.

28. Рубинштейн С Л. Основы общей психологии. — М., 1946. — 704 с.

29. Скребець В. О. Екологічна свідомість: історичний розвиток, су­часний стан, психологічна діагностика: Наук. -метод. посібник. — Чернігів, 1997. — 66 с.

30. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — 688 с.

31. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психи­ческого отражения. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 231 с.

32. Узнадзе Д. Н. Психология установки. — М., 1968.

33. Черноушек М. Психология жизненной среды: Пер. с чеш. — М.: Мысль, 1982. — 174 с.

34. Левин В. А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте // Вопр. психологии. — 1995. — № 4. — С. 19—28.

35. Левин В. А. Исследование структурных характеристик личностно­го отношения к природе // Психол. журн. — 1995. — Т. 16. — № 3. — С. 70—73.

36. Guilford J. P. Intellectual Factors in Productive Thinkink // Explovations in Geativity. — N-Y., 1967. — P. 95—107.

37. Guilford J. P. The Analisis of Intelligence. — Mc. Grow-Hill, 1971.

38. Kelly G. A The Psychology of Personal Constructs. — N-Y.: Norton, 1955.

39. Osgood Ch. £. The nature and measurement of meaning // Psychol. Bull. — 1952. — V. 49. — P. 192— 237.

40. Luscher M. The Luscher colortest. — L. -Sydney, 1983. — 207 p.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел I. Предмет и научные связи экологической

психологии                                                                                                 3

1. 1. Экологическая психология как наука............................... 3

1. 2. Понятия и принципы экологической

психологии................................................................... 12

1. 3. Объективное логико-диалогическое
знание и эмоция в экологической

психологии................................................................... 19

Раздел II. Категория экологического сознания —

ключевое понятие экологической психологии................... 28

Раздел III. Психологические и этнопсихологические основы

формирования экологической психологии........................ 53

3. 1. Субъективный образ мира — основа методологии

и теоретическая база экологического сознания................ 53

3. 2. Экопсихологические корни украинской
национальной культуры и ментальное™........................... 74

Раздел IV. Исследование экологического сознания

методом психодиагностических измерений...................... 90

4. 1. Методические возможности и средства психодиагностики экологического сознания. Методы сбора и анализа смысловой экопсихологической информации................................................................................... 90

4. 2. Методы и организация инструментального экопсихологического исследования      102

4. 3. Психологическая диагностика экодиспозиций обыденного экологического сознания                  114

Раздел V. Экопсихологический подход к экологическому

образованию и воспитанию в постчернобыльский
период......................................................................... 123

Список использованной

и рекомендуемой литературы............................................................... 140

Навчальне видання

СКРЕБЕЦЬ Василь Олексійович ЕКОЛОГІЧНА ПСИХОЛОГІЯ Навчальний посібник

Educational edition SKREBETS, Vasyl О. ECOLOGICAL PSYCHOLOGY Educational manual

The manual presents contemporary scientific data from a new sphere of psychology — ecological psychology. It's the author's concep­tion of this sphere of scientific knowledge, which has formed in the process of long-standing empirical and theoretical research of the problem as for adaptogenesis of ecological conscionsness of popula­tion, which hab suffered from the conseguences of Chernobyl catastro­phe.

Categorial generalization of existing data in ecological psychology is given.

Much attention is paid to the study of fundamental definitions and concepts.

For students of IRAPM, lectureres, practical psychologists, social workess, managers.

 

Редактор Г. М. Шевченко

Коректори: О. М. Грибаков, А. Ф. Луговська

Комп'ютерна верстка  Н. С. Лопач

Оформлення обкладинки    О. В. Овчинніков

 

Підписано до друку 06. 10. 98. Формат 70x100 1/з2- Папір офсетний. Друк офсетний. Облік. -вид. арк. 6, 0. Тираж 5000 прим. Зам. № 8-271

Міжрегіональна Академія управління персоналом (МАУП) 252039 Київ-39, вул. Фрометівська, 2, МАУП АТЗТ " Книга" 254655 МСП Київ-53, вул. Артема, 25

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.