Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 1 страница



МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

МАУП

 

 

В. А. Скребец

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

 

Киев 1998

 

ББК 88. 4я7 С45

С45 Скребець В, О. Екологічна психологія: Навч. посіб­ник. — К.: МАУП, 1998. — 144 с: іл. — Бібліогр.: с. 140— 141. — Рос.

ISBN 966-7312-37-2

У посібнику подано сучасні наукові дані з нової галузі пси­хології — екологічної психології. Це авторська концепція даної сфери наукового знання, що склалась у процесі багаторічного емпіричного й теоретичного дослідження проблеми адаптогене-зу екологічної свідомості населення, яке постраждало від нас­лідків Чорнобильскої катастрофи.

Наведено категоріальні узагальнення наявних даних з еко­логічної психології. Основну увагу приділено відпрацюванню понятійного апарату.

Для студентів МАУП, викладачів, практичних психологів, соціальних працівників, менеджерів.

ББК 88. 4я7

В пособии представлены современные научные данные из новой области психологии — экологической психологии. Это авторская концепция данной сферы научного знания, которая сложилась в процессе многолетнего эмпирического и теорети­ческого исследования проблемы адаптогенеза экологического сознания населения, пострадавшего от последствий Чернобыль­ской катастрофы.

Приведены категориальные обобщения имеющихся сведе­ний по экологической психологии. Основное внимание уделено отработке понятийного аппарата.

Для студентов МАУП, преподавателей, практических психо­логов, социальных работников, менеджеров.

Рецензенти: В. О. Молят, доктор психологічних наук, професор В. М. Бровдш, доктор біологічних наук, професор

Відповідальний редактор А. В. Орехов

© В. О. Скребець, 1998 © О. В. Овчинніков

(дизайн обкладинки), 1998
© Міжрегіональна Академія управ
ISBN 966-7312-37-2              ління персоналом (МАУП), 1998

 

Раздел I

 

ПРЕДМЕТ И НАУЧНЫЕ СВЯЗИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

1. 1. Экологическая психология как наука

Экологическая психология (от греч. oikos — ок­ружение, среда; psyche — душа; logos — наука, уче­ние) — наука, изучающая характер и особенности пси­хологических воздействий на человека со стороны при­родного, социального и антропогенного окружения, связанных с этим психических переживаний, внутренних состояний человека и общества. Как следует из этого определения, область экологической психологии — это не просто отражение среды органами чувств и не про­сто отношение к окружению, а влияние среды, влеку­щее за собой изменения комплексного характера — от эмоций и настроений до мотивов деятельности, устрем­лений, ценностных ориентации, поступков, предпочте­ний, волеизъявления. Подобные влияния среды еще не­достаточно изучены, поскольку наука, о которой идет речь, находится в начальной стадии своего формирова­ния. В этой сфере научного знания еще нет устоявших­ся теорий, концептуальной оформленности понятийного и терминологического аппарата. Однако жизнь к концу XX в. поставила этот специфический круг проблем, а экологическое состояние планеты выдвигает их в ранг приоритетных.

Экологическую психологию нельзя игнорировать, по­скольку ее вызывают к жизни нарушение естественного природного баланса жизненного пространства и те про­блемы, львиная доля которых связана с пониманием или непониманием происходящего человеком. Хотя, ка­залось бы, для всех совершенно очевидно, что загряз­нение воздушного бассейна, химизация, потепление климата, радиация влияют не только на здоровье, но и на психику.

Факт непосредственного физико-химического и био­логического воздействия на людей радиации пережива­ется каждым индивидом по-разному. Фон переживаний будет либо усиливать, либо ослаблять объективное влияние. Изучает такие явления экологическая психоло­гия.

Экологическая психология — новое научное направ­ление, складывающееся в обострившейся экологической обстановке конца XX в. на основе интеграции научных знаний смежных социологических, медицинских, фило­софских, психолого-педагогических наук. Экопсихоло-гия сама еще нуждается в теоретических исследовани­ях, разработке собственного понятийного тезауруса, ус­тановлении законов развития психики под влиянием экологической действительности.

Особенно актуальна экологическая психология в связи с последствиями аварии на Чернобыльской атом­ной электростанции. Без преувеличения можно сказать, что экологическое сознание не в одном поколении лю­дей будет испытывать влияние этих последствий. Психо­логия человека оказалась слишком уязвимой, склонной к развитию морально-упаднических, астенодепрессив-ных, пессимистических умонастроений. Однако только по истечении доброго десятка лет общество пришло к пониманию того, что наряду с медико-социальной реа­билитацией пострадавшего населения столь же злобо­дневна и необходима психолого-педагогическая, ин­формационная, собственно психологическая поддержка людей.

Следует отметить, что само понятие " экологическая психология" уже в наши дни становится привычным, оно — на слуху у людей, однако в отечественной науке как самостоятельно очерченное направление до сих пор практически не существует. Между тем в последнее время оно интенсивно разрабатывается в Украине и других государствах бывшего Советского Союза, а на Западе уже достаточно выразительно определилось.

Итак, экологическую психологию мы определяем как самостоятельное направление психологической науки, изучающее характер и особенности психологических воздействий на сознание (индивидуальное и обществен­ное) природного, искусственного и социального окру­жения, а также внутренней среды и психических со­стояний самого человека.

Данным определением вводятся три ключевых по­нятия: сознание (будем говорить, экологическое соз­нание, хотя далее дадим отдельное определение этому понятию), среда (природная; искусственная — создан­ная человеком; социальная и внутренняя — биологиче­ская, функциональная, психическая), психологические влияния (имеются в виду как односторонние влияния среды на человеческое сознание, так и обратные влия­ния человека на среду). Исходя из этого рабочего оп­ределения, предметом экологической психологии следу­ет считать не само по себе сознание (это предмет об­щей психологии), а именно экопсихологическое его со­держание в контексте взаимодействия человека со сре­дой, разумеется, в активном их взаимодействии, взаи­мосвязи и взаимовлиянии. Иными словами, предметом экологической психологии является взаимодействие че­ловека с жизненной средой, взаимовлияние, порож­дающее явления психических переживаний. Если со­держательно аккумулировать сказанное, то предметом экологической психологии становится категория значащих переживаний.

Понятие " значащие переживания" обсуждалось в на­чале XX в. в философском направлении экзистенциа­лизма; в отечественной психологии впервые поставлено Ф. В. Бассиным [7] в дискуссии советских психологов начала 70-х годов. Это понятие стало рассматриваться в связи с личностными смыслами (А. Н. Леон-тьев) [17], ценностными ориентациями (А. В. Петров-ский) [26], ус­тановками (Д. Н. Узнадзе) [32], другими понятиями на­правленности личности, выражающими внутреннюю ос­нову ее отношений к действительности.

Объектом исследования экологической психологии является сам человек, а также группы, общности людей. Не природа и не окружающая среда находятся в центре внимания экологической психологии, а то, что в центре человеческого сознания, что занимает разум и затраги­вает чувства человека, его переживания относительно экологической действительности, а также он сам в сво­ей жизненной среде. Объект экологической психоло­гии не вне человека, а в нем самом, в его чувствах, мыслях и переживаниях, в его сознании и подсоз­нании. В личностных смыслах экологического сознания складываются определенные представления, создаются оценочные критерии, эталоны, модели, суждения, кото­рые так или иначе переживаются и используются в ин­терпретации объективной действительности. Объектив­ное и субъективное здесь не всегда совпадают и чаще не совпадают. Однако то, что выстрадано, т. е. свое, глубоко личное, индивидуальное, всегда для человека гораздо важнее и дороже, чем то, что существует вне его, т. е. внешнее, пусть и объективное, и очень пра­вильное. Известно, что в истинности объективного все­гда присутствует элемент сомнения, особенно там, где речь идет об экологии.

Основные задачи экологической психологии со­стоят в изучении, разработке и внедрении средств и ме­тодов познания, коррекции и управлении развитием вы­шеназванных психических явлений экологического соз­нания, включая цели формирования экоатрибутивно-го (экологически целесообразного) поведения и дея­тельности людей. Решает поставленные задачи эколо­гическая психология посредством создания и разработ­ки специальных информационных, психолого-педагогических, социальных, медико-психологических, административных, хозяйственных, управленческих, иных интеллектуальных технологий с акцентом на клю­чевом слове " психолого-". Все названные технологии по содержанию являются интеллектуальными, а по форме и организации, принципам реализации все они — педа­гогические, независимо от того, где используются — в коррекции или экспертизе, в обучении или воспитании и т. д.

Актуальность экологической психологии назрела давно. Это обусловлено прежде всего производственно-экономической и техногенной активностью человека, неуемной тенденцией современной цивилизации к ис­кусственной трансформации естественной, природной среды обитания. А поскольку все это человеком осоз­нается и переживается, предметом анализа в экологи­ческой психологии становятся не столько внешние средовые факторы, сколько их внутренние детерминан­ты, психологические " пространства" душевных пе­реживаний — печалей и обид, раздумий и тревог, а возможно, и радости, любви, восторга. Но — по отно­шению к тому, что есть вовне. Это значит, что у челове­ка есть собственное видение всего сущего, есть своя субъективная картина мира, свое представление о нем.

Субъективная картина мира также входит в предмет экологической психологии, поскольку за­крепляет в образе, чувстве и языке не что иное, как обобщенное отражение " очеловеченной" жизненной среды, т. е. не вообще среды, а среды, соотносимой с человеческими нуждами, интересами, потребностями. Возьмем, к примеру, слово " дом", т. е. " жилище". Это обобщенная форма понятия о том, где живут. В зави­симости от потребностей и обстоятельств жизнедея­тельности под домом можно понимать и скромную го­родскую квартиру, и особняк или виллу, коттедж, пе­щеру, хижину, дворец. Все это подходит для жилья. Однако, если это жилище приятно нам психологически и " встроено" в наш образ жизни, то мы будем чувство­вать себя " дома", т. е. уютно, и в хижине, и в царской палате, и в скромной квартире. Пространство квартиры, мебель и интерьер оказывают психологическое влияние на людей всегда, но особенно ощутимо тогда, когда обретают личный психологический смысл, субъективную значимость: после трудового дня, трудного экзамена, длительной командировки и т. д. В эти часы интерьер жилища, социальное пространство семьи, близкое и родное окружение оказывают сильное восстановитель­ное влияние. Но если интерьер не " по душе" и созда­вался он по принципу " чтобы не хуже, чем у других", а в семье нервозные, сухие или грубые отношения, то че­ловек, расслабившись, попадает в западню.

Человек всегда стремится переделать среду своего обитания так, чтобы она максимально устраивала его психологически. Подобные вмешательства в естествен­ную среду продиктованы исключительно благими наме­рениями. Но природа стала исправлять, компенсировать наши поправки ответными действиями. Пожалуй, можно сказать, что экологическая психология людей — та, что сложилась на сегодня, — неадекватна их действиям.

Она примитивна, не позволяет даже задумываться о том, что в экое (от греч. о/коз — окружающая среда) грубо вторгаться нельзя, как и нельзя обмануть приро­ДУ-

Век научно-технической революции стер в сознании " человека-властелина" чувство причастности к своим природным корням, подавил глубинное переживание су­ти этого явления. Экология значится где-то на уровне понятий и представлений, а не в душе и чувстве. А ведь так не было прежде. Объяснить эти вещи важно, однако еще важнее найти пути преобразования представлений об экологии из внешних, знаемых, во внутренние, лич­ные, психологически значимые. Экологическая психоло­гия в конечном итоге призвана решать задачи " внедрения" экологической категории в психологиче­скую сущность индивидуального и общественного, мас­сового сознания, чтобы выступала она во всех и в каж­дом на уровне личностных смыслов. Понятие " экология" из абстрактного и отвлеченного представле­ния должно занять надлежащее ему психологическое пространство в сознании и чувствах людей. Поэтому экологическая психология, решая свои практические за­дачи, призвана изучать закономерности становления и развития экологического сознания людей.

Теперь становится очевидным, что основным пред­метом экологической психологии является индивиду­альное и массовое, общественное сознание эко-ценностной ориентации, а также культурно-исторический опыт, который накапливается и реализует­ся поколениями людей в их отношении к природной, искусственной и социальной жизненной среде.

Экологическое сознание не может быть идеологизи­рованным, оно может быть более или менее полным, более или менее зрелым, более или менее действен­ным. Единство воззрений планетарного экологического сознания восходит к биологической природе человека.

Доминанта социального в происхождении человека из-за опасений критики биологизаторства отодвинула на задний план природную сущность человека, потому что в советской психологии многие десятилетия культивиро­валась материалистическая мировоззренческая пара­дигма научного знания. Естественного, натурального и природного, собственно биологического и живого в че­ловеке мы стали стесняться, отторгали на периферию сознания, оставляли в тени. Биологические потребности относили к низшим, а среди высших обсуждали соци­альные, духовные, интеллектуальные, культурные. Но вряд ли вторые, или вторичные, т. е. духовные потреб­ности, являются более значимыми для жизни человека, чем " примитивные" потребности в пище, жилище, про­должении рода и т. п. Их просто нельзя сопоставлять. Экологическая психология призвана не только признать, но и возродить примат биологического в природе чело­века, поддержать сохранение и воспроизведение самой жизни, всего сущего в этом мире, в том числе человека и человечества в целом. Вначале надо жить. Но чтобы понять эту простую истину, современной цивилизации понадобилось встать перед неотвратимой угрозой самой жизни. Только после этого она стала бить тревогу.

Но проявлять тревогу и озабоченность по поводу самосохранения — это еще не экологическое сознание, это не " чувство природы", это лишь осознание угрозы, состояние растерянности, инстинктивного, неупорядо­ченного сопротивления глобальной экологической ката­строфе.

Сейчас " венец природы" подрастерялся, но не поте­рял еще своей былой уверенности в необходимости вмешательства в нее. Он просто пытается сориентиро­ваться по-новому, а значит, может еще наделать много бед, если не попадет под влияние экологической психо­логии. Экологическая психология как наука и учебная дисциплина в этих условиях должна как можно быстрее состояться, чтобы предотвратить дезэкологические умо­настроения, которые будут искать и находить ложные пути экоспазмогнозиям, когнитивным и установочным артефактам, исходящим от недооценки степени эколо­гического неблагополучия в природе. Сегодня нет аль­тернативы экологическому просветительству, экопсихо-терапевтической работе с обыденным, хозяйственным, управленческим сознанием.

Экологическая психология работает с сознанием, от­ражающим условия существования, личностные отноше­ния, когнитивные смыслы. Здесь уместно использовать понятие " личностный конструкт" Дж. Келли [38], рас­ширив его до рамок экологической проблематики. Лич­ностный конструкт экологического сознания создает образные, оценочно-критериальные эталоны, модели, представления, посредством которых осуществляется понимание соответствия средовых условий условиям биологически и психологически приемлемых форм су­ществования. Личностный конструкт экологического сознания отражает характер перцепции (чувственного восприятия) окружающего мира и внутренних пережи­ваний, а также обеспечивает их сопоставление на пред­мет соответствия адаптивным паттернам психических состояний (подавленность, оптимизм, тревога и т. п. ).

Концептуально-методологической основой в изуче­нии экологического сознания может служить психоло­гия субъективного образа, которая интенсивно раз­рабатывается в последние десятилетия [5, 18, 31]. На основных теоретических положениях психологии образа мы остановимся отдельно.

Итак, экологическая психология — сложная и само­стоятельная область прикладной психологии и, как вся­кая наука, имеет свои задачи, предмет и объект иссле­дования, вступает в тесные взаимосвязи со множеством других научных дисциплин: психологией, социологией, философией, педагогикой, историей, правом. Важны для нее и научные достижения естественнонаучных дис­циплин, которые объясняют законы существования ор­ганического и неорганического мира, наук медико-биологического цикла, агротехнических наук и др. Трудно назвать такую область знаний, с которой экологическая психология не находилась бы в прямых взаимозаинте­ресованных отношениях.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Экологическая психология — одна из наиболее актуальных про­блем современной цивилизации. В чем это выражается?

2. Что является предметом и объектом исследования экологической психологии?

3. В чем состоят задачи экологической психологии?

4. При каком условии проблемы экологии становятся предметом экологической психологии?

 

1. 2. Понятия и принципы

экологической психологии

 

Категориальный аппарат экологической психоло­гии — система понятий, в которых отражаются предмет, объект и основные задачи психологической науки об экологии, ее знания, методы и научные проблемы отно­сительно такой реальности, которой является экологи­ческое сознание. Категориальный аппарат экологиче­ской психологии, судя по публикациям [5, 18, 25, 28, 30], находится в стадии становления и разработки. Строится он на познавательных принципах теории отра­жения [17, 28]. Вполне естественно, что категории, за­коны и принципы психологической науки используются в этом процессе в качестве основополагающих [17]. Вместе с тем, категориальный аппарат экологической психологии по содержанию, системно-логической орга­низации, уровням познания и психосоциальной феноме­нологии должен обозначать новую область научного знания, где на первый план выступают проблемы эколо­гии в своеобразной форме психического отражения че­ловеком своей жизненной среды. Поэтому экологиче­ская психология, как и другие науки, широко использу­ет философские понятия [9, 21], применяет терминоло­гию медицины и педагогики [20, 16, 14], социологии [15, 30], этики и эстетики [15, 9, 7], а вместе с тем соз­дает собственную разветвленную сеть понятий и пред­ставлений типа " экологические натурнализации", " совметральные" и " совмиссийные" экодиспозиции, " экосентенции" и др.

Совершенно очевидно, что в таком важном деле, как разработка тезауруса и глоссария новой отрасли иссле­дований, не обойтись без научных дискуссий, однако практика не ждет, а побуждает использовать " рабочие" варианты терминов в решении актуальных проблем экопсихологической действительности, в частности, тех, которые связаны с последствиями Чернобыльской ката­строфы.

Бытовое сознание спонтанно породило понятие " чернобыльский синдром". И хотя это понятие собст­венно психологическое, специалисты-психологи еще не осмыслили и не объяснили его достаточно полно. Тре­буют изучения и понятия " экологическое сознание", " экологическое мышление", которые широко употреб­ляются в обыденной практике и в печати. Следует здесь отметить, что и сознание, и мышление, как и другие психологические явления, не преобразуются и не " перерождаются" в своем значении от сочетания их с термином " экологическое" в категории экологии, эко­номики или политики (как, например, горбачевское " новое политическое мышление" ). Если обыденное соз­нание может устраивать подобная реверсивность специ­альных понятий, что делает их расхожими, то экологи­ческая психология никак не может удовлетвориться этим и пытается понять ту сущностную основу созна­тельной деятельности человека, благодаря которой она интенциирована экологическим смыслом.

Трудности создания и развития экологической пси­хологии как новой отрасли психологической науки со­стоят прежде всего в формировании понятийного аппа­рата и концептуального ее строя. Это — фундамент любой науки, и создается он годами, десятилетиями, а возможно, и тысячелетиями. Издавна закладывался и понятийный фундамент экологической психологии. От древних мифов и легенд, сказок и былин, поговорок и притч доходят до нас представления экологического сознания наших предков.

Если внимательно всмотреться в исторические пред­ставления как в прообразы экопсихологических по­нятий, то можно выделить в них четыре существенных элемента:

1) ценности;

2) отношения;

3) правила или нормы организации отношений;

4) понятия как формы организации опыта. Ценности, отношения, правила и опыт наполняли

экологическое сознание людей даже в древнейшие времена. Давайте рассмотрим это более детально.

Ценности в архаическом экологическом сознании выделяются как такие, которые имеют важное значение для удовлетворения базовых потребностей жизнедея­тельности. Это не только принципиальные, самые зна­чимые, но и самые существенные для жизни категории.

Синтезируясь в представлениях людей, они отражают конкретный, определенный образ жизни. Чаще всего проецировались такие представления (понятия) на предмет верований, ожиданий, табу, поклонений либо угроз и опасений. Содержательно складывались они в те или иные представления человека о себе, своем ок­ружении, родной природе и о том, что, откуда и как произошло.

Отношения учитывают взаимную или односторон­нюю связь причинно-следственного характера. Цен­тральное место в такого рода отношениях занимал сам человек, однако такое же активное начало приписыва­лось и природным явлениям. Отношения упорядочива­лись правилами, нормами, регулирующими поведение в соответствии с ценностями культуры. Отсюда христиан­ские заповеди: " не убий" — норма сохранения жизни, " не прелюбодействуй" — норма сохранения супруже­ской верности, " чти отца своего и мать свою" — норма отношения к старшим, опытным, мудрым и т. п.

Понятия в древнем экологическом сознании высту­пают как обобщенные и синтезированные в языке кон­структы опыта людей. Благодаря понятиям упорядочи­вался опыт, вырабатывалась определенная культура ценностно-нормативных отношений.

Как видим, ценности и нормы, правила и отношения в составе упорядоченного опыта входили в " понятие" древних (выражение " не иметь понятия" означало " не иметь опыта" ). До сих пор такое выражение можно встретить у пожилых людей. Итак, благодаря понятию не требовалось каждый раз искать форму действия, ориентироваться на ожидания или санкции, а можно было поступать уверенно, достигая конкретного резуль­тата, поскольку он уже многократно был проверен предшествующим опытом и закреплен в понятии.

Помимо существовавшей в древности перцептивно-ориентировочной функции понятия, современное пред­ставление о нем выделяет и другие стороны, связанные с обобщающей его сущностью.

Согласно современным представлениям в каждом понятии (научном или житейском) выделяют три звена, или три критерия, которые характеризуют определяе­мое явление по полноте, точности и обобщенности.

Критерий полноты определяемого понятия харак­теризуется тремя уровнями: предметной отнесенностью, значением и смыслом. Предметная отнесенность обозначает ту категорию или класс явлений, к которой определяемое явление по праву принадлежит. Значе­ние понятия отражает сущностную, главную, а не вто­ростепенную или видимую, внешнюю сторону явления, которое определяется понятием. Смысл — это контек­стуальная включенность понятия, предмета или явления в какие-то обстоятельства, и через эту включенность определяется либо уточняется сущность определяемого.

Все три уровня одинаково важны при определении понятия, и только тогда оно представлено достаточно полно, когда характеризуется с позиций всех трех кри­териев.

Если в определяемом понятии используется только смысл, то очевидно, что понятие не раскрывается по существу, а лишь обозначается. Этот уровень мы назы­ваем уровнем ситуационной сигнификации (лишь обо­значения, указания на предмет), а не определения его понятием.

Вторым критерием в определении понятий выступает критерий точности. Под этим критерием подразумева­ется качество исходных предпосылок, которые исполь­зуются в основе представлений об определяемом пред­мете, событии или явлении. Здесь также выделяем три уровня: научное представление, эмпирическое представление и представление, основанное на до­гадке. Разумеется, последний случай — не из лучших для научного анализа и понятийного мышления, однако и он может иметь свою ценность, если не противоречит логике здравого смысла и способен стимулировать дальнейшее исследование описываемого феномена. По содержанию практически все понятия в экопсихологии объясняются нами исходя из научных представлений, основанных на объективных данных научного знания если не экопсихологии, то смежных научных дисциплин. Такие представления в понятиях доказательны и аргу-ментированны. Не исключается (и мы также к нему при­бегаем) толкование эмпирических представлений, осно­ванных на житейском опыте, разрозненных наблюдени­ях обыденного сознания. Такие представления (подобно ответам иного студента) не отличаются глубиной анали­за и не проникают в глубинную сущность явления, по­скольку используют преимущественно внешнюю картину мира.

Третий критерий — критерий обобщенности опре­деляемых понятий — указывает на степень аналитико-синтетической об работай ноет и или осмысленности того, что определяется. Здесь также выделяем три уровня: ассоциативно-аналоговое умозаключение, система­тизация и теоретическое обобщение. Уровень ассо­циативно-аналоговых умозаключений, или простых ассоциаций, применяется тогда, когда объективная ин­формация о явлении на момент его осмысления не по­зволяет проникнуть вглубь его по полноте и точности, а проявляется лишь эмпирико-ситуационной формой су­ществования. Аналоговое умозаключение позволяет ра­ботать с понятием на уровне той самой (что и в первом критерии) смысловой сигнификации (обозначения, на­зывания, представления, т. е. репрезентации по внеш­ним, видимым признакам), а не на уровне глубинно-сущностной характеристики. В таком случае посредст­вом простых аналогий выявляется частичное сходство без достаточного обсуждения и понимания других об­стоятельств. При этом признаки определяемого явления если и называются, то часто лишь номинально, предпо­ложительно.

В отличие от ассоциативно-аналогового умозаключе­ния, при систематизации определяемых понятий ис­пользуется аналитико-синтетический план обобщений, когда в понятии наряду с категоризацией обозначается расположение предметов или явлений в определенном порядке (последовательности) или(и) представляется порядок зависимости одного понятия от другого в соот­ветствии с объективно существующими между ними взаимосвязями. В таком определении понятий просле­живается оперирование главными, сущностными компо­нентами и признаками, свойствами. Объяснения в таких случаях упорядоченны, логичны, последовательны.

Третий уровень — уровень теоретических обоб­щений — характеризуется тем, что в определениях су­ждения и умозаключения строятся от известных науке общих положений, закономерностей и правил к объяс­нению частных (описываемых) случаев. Это дедуктивный путь теоретических умозаключений. Он широко исполь­зуется в науке и всегда весьма продуктивен, особенно в начальной стадии развития, отпочковавшихся дочерних направлений. Поэтому экологическая психология актив­но применяет дедуктивные обобщения от смежных на­учных дисциплин как для обозначения проблем, так и для объяснения явлений, определения своих понятий. Второй путь теоретических умозаключений — индуктив­ный, когда идут от сбора и накопления фактов, частных случаев, исследования форм и разнообразия конкрет­ных ситуаций. Для экологической психологии на данном этапе ее развития он может быть одним из основных, поскольку новая область научных знаний еще не изоби­лует богатой феноменологией. Нужны конкретные и многоплановые исследования, чтобы от частных случаев можно было идти к общим заключениям о сущности изучаемых явлений.

Названные принципы и критерии использованы нами в освещении основных понятий экологической психоло­гии, они же применяются автором в развитии понятий­ного мышления студентов и служат основой для оценки их знаний.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Каково состояние разработанности понятийного аппарата эколо­гической психологии к концу XX в.?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.