|
|||
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 1 страницаСтр 1 из 8Следующая ⇒ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ МАУП
В. А. Скребец ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие
Киев 1998
ББК 88. 4я7 С45 С45 Скребець В, О. Екологічна психологія: Навч. посібник. — К.: МАУП, 1998. — 144 с: іл. — Бібліогр.: с. 140— 141. — Рос. ISBN 966-7312-37-2 У посібнику подано сучасні наукові дані з нової галузі психології — екологічної психології. Це авторська концепція даної сфери наукового знання, що склалась у процесі багаторічного емпіричного й теоретичного дослідження проблеми адаптогене-зу екологічної свідомості населення, яке постраждало від наслідків Чорнобильскої катастрофи. Наведено категоріальні узагальнення наявних даних з екологічної психології. Основну увагу приділено відпрацюванню понятійного апарату. Для студентів МАУП, викладачів, практичних психологів, соціальних працівників, менеджерів. ББК 88. 4я7 В пособии представлены современные научные данные из новой области психологии — экологической психологии. Это авторская концепция данной сферы научного знания, которая сложилась в процессе многолетнего эмпирического и теоретического исследования проблемы адаптогенеза экологического сознания населения, пострадавшего от последствий Чернобыльской катастрофы. Приведены категориальные обобщения имеющихся сведений по экологической психологии. Основное внимание уделено отработке понятийного аппарата. Для студентов МАУП, преподавателей, практических психологов, социальных работников, менеджеров. Рецензенти: В. О. Молят, доктор психологічних наук, професор В. М. Бровдш, доктор біологічних наук, професор Відповідальний редактор А. В. Орехов © В. О. Скребець, 1998 © О. В. Овчинніков (дизайн обкладинки), 1998
Раздел I
ПРЕДМЕТ И НАУЧНЫЕ СВЯЗИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1. 1. Экологическая психология как наука Экологическая психология (от греч. oikos — окружение, среда; psyche — душа; logos — наука, учение) — наука, изучающая характер и особенности психологических воздействий на человека со стороны природного, социального и антропогенного окружения, связанных с этим психических переживаний, внутренних состояний человека и общества. Как следует из этого определения, область экологической психологии — это не просто отражение среды органами чувств и не просто отношение к окружению, а влияние среды, влекущее за собой изменения комплексного характера — от эмоций и настроений до мотивов деятельности, устремлений, ценностных ориентации, поступков, предпочтений, волеизъявления. Подобные влияния среды еще недостаточно изучены, поскольку наука, о которой идет речь, находится в начальной стадии своего формирования. В этой сфере научного знания еще нет устоявшихся теорий, концептуальной оформленности понятийного и терминологического аппарата. Однако жизнь к концу XX в. поставила этот специфический круг проблем, а экологическое состояние планеты выдвигает их в ранг приоритетных. Экологическую психологию нельзя игнорировать, поскольку ее вызывают к жизни нарушение естественного природного баланса жизненного пространства и те проблемы, львиная доля которых связана с пониманием или непониманием происходящего человеком. Хотя, казалось бы, для всех совершенно очевидно, что загрязнение воздушного бассейна, химизация, потепление климата, радиация влияют не только на здоровье, но и на психику. Факт непосредственного физико-химического и биологического воздействия на людей радиации переживается каждым индивидом по-разному. Фон переживаний будет либо усиливать, либо ослаблять объективное влияние. Изучает такие явления экологическая психология. Экологическая психология — новое научное направление, складывающееся в обострившейся экологической обстановке конца XX в. на основе интеграции научных знаний смежных социологических, медицинских, философских, психолого-педагогических наук. Экопсихоло-гия сама еще нуждается в теоретических исследованиях, разработке собственного понятийного тезауруса, установлении законов развития психики под влиянием экологической действительности. Особенно актуальна экологическая психология в связи с последствиями аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Без преувеличения можно сказать, что экологическое сознание не в одном поколении людей будет испытывать влияние этих последствий. Психология человека оказалась слишком уязвимой, склонной к развитию морально-упаднических, астенодепрессив-ных, пессимистических умонастроений. Однако только по истечении доброго десятка лет общество пришло к пониманию того, что наряду с медико-социальной реабилитацией пострадавшего населения столь же злободневна и необходима психолого-педагогическая, информационная, собственно психологическая поддержка людей. Следует отметить, что само понятие " экологическая психология" уже в наши дни становится привычным, оно — на слуху у людей, однако в отечественной науке как самостоятельно очерченное направление до сих пор практически не существует. Между тем в последнее время оно интенсивно разрабатывается в Украине и других государствах бывшего Советского Союза, а на Западе уже достаточно выразительно определилось. Итак, экологическую психологию мы определяем как самостоятельное направление психологической науки, изучающее характер и особенности психологических воздействий на сознание (индивидуальное и общественное) природного, искусственного и социального окружения, а также внутренней среды и психических состояний самого человека. Данным определением вводятся три ключевых понятия: сознание (будем говорить, экологическое сознание, хотя далее дадим отдельное определение этому понятию), среда (природная; искусственная — созданная человеком; социальная и внутренняя — биологическая, функциональная, психическая), психологические влияния (имеются в виду как односторонние влияния среды на человеческое сознание, так и обратные влияния человека на среду). Исходя из этого рабочего определения, предметом экологической психологии следует считать не само по себе сознание (это предмет общей психологии), а именно экопсихологическое его содержание в контексте взаимодействия человека со средой, разумеется, в активном их взаимодействии, взаимосвязи и взаимовлиянии. Иными словами, предметом экологической психологии является взаимодействие человека с жизненной средой, взаимовлияние, порождающее явления психических переживаний. Если содержательно аккумулировать сказанное, то предметом экологической психологии становится категория значащих переживаний. Понятие " значащие переживания" обсуждалось в начале XX в. в философском направлении экзистенциализма; в отечественной психологии впервые поставлено Ф. В. Бассиным [7] в дискуссии советских психологов начала 70-х годов. Это понятие стало рассматриваться в связи с личностными смыслами (А. Н. Леон-тьев) [17], ценностными ориентациями (А. В. Петров-ский) [26], установками (Д. Н. Узнадзе) [32], другими понятиями направленности личности, выражающими внутреннюю основу ее отношений к действительности. Объектом исследования экологической психологии является сам человек, а также группы, общности людей. Не природа и не окружающая среда находятся в центре внимания экологической психологии, а то, что в центре человеческого сознания, что занимает разум и затрагивает чувства человека, его переживания относительно экологической действительности, а также он сам в своей жизненной среде. Объект экологической психологии не вне человека, а в нем самом, в его чувствах, мыслях и переживаниях, в его сознании и подсознании. В личностных смыслах экологического сознания складываются определенные представления, создаются оценочные критерии, эталоны, модели, суждения, которые так или иначе переживаются и используются в интерпретации объективной действительности. Объективное и субъективное здесь не всегда совпадают и чаще не совпадают. Однако то, что выстрадано, т. е. свое, глубоко личное, индивидуальное, всегда для человека гораздо важнее и дороже, чем то, что существует вне его, т. е. внешнее, пусть и объективное, и очень правильное. Известно, что в истинности объективного всегда присутствует элемент сомнения, особенно там, где речь идет об экологии. Основные задачи экологической психологии состоят в изучении, разработке и внедрении средств и методов познания, коррекции и управлении развитием вышеназванных психических явлений экологического сознания, включая цели формирования экоатрибутивно-го (экологически целесообразного) поведения и деятельности людей. Решает поставленные задачи экологическая психология посредством создания и разработки специальных информационных, психолого-педагогических, социальных, медико-психологических, административных, хозяйственных, управленческих, иных интеллектуальных технологий с акцентом на ключевом слове " психолого-". Все названные технологии по содержанию являются интеллектуальными, а по форме и организации, принципам реализации все они — педагогические, независимо от того, где используются — в коррекции или экспертизе, в обучении или воспитании и т. д. Актуальность экологической психологии назрела давно. Это обусловлено прежде всего производственно-экономической и техногенной активностью человека, неуемной тенденцией современной цивилизации к искусственной трансформации естественной, природной среды обитания. А поскольку все это человеком осознается и переживается, предметом анализа в экологической психологии становятся не столько внешние средовые факторы, сколько их внутренние детерминанты, психологические " пространства" душевных переживаний — печалей и обид, раздумий и тревог, а возможно, и радости, любви, восторга. Но — по отношению к тому, что есть вовне. Это значит, что у человека есть собственное видение всего сущего, есть своя субъективная картина мира, свое представление о нем. Субъективная картина мира также входит в предмет экологической психологии, поскольку закрепляет в образе, чувстве и языке не что иное, как обобщенное отражение " очеловеченной" жизненной среды, т. е. не вообще среды, а среды, соотносимой с человеческими нуждами, интересами, потребностями. Возьмем, к примеру, слово " дом", т. е. " жилище". Это обобщенная форма понятия о том, где живут. В зависимости от потребностей и обстоятельств жизнедеятельности под домом можно понимать и скромную городскую квартиру, и особняк или виллу, коттедж, пещеру, хижину, дворец. Все это подходит для жилья. Однако, если это жилище приятно нам психологически и " встроено" в наш образ жизни, то мы будем чувствовать себя " дома", т. е. уютно, и в хижине, и в царской палате, и в скромной квартире. Пространство квартиры, мебель и интерьер оказывают психологическое влияние на людей всегда, но особенно ощутимо тогда, когда обретают личный психологический смысл, субъективную значимость: после трудового дня, трудного экзамена, длительной командировки и т. д. В эти часы интерьер жилища, социальное пространство семьи, близкое и родное окружение оказывают сильное восстановительное влияние. Но если интерьер не " по душе" и создавался он по принципу " чтобы не хуже, чем у других", а в семье нервозные, сухие или грубые отношения, то человек, расслабившись, попадает в западню. Человек всегда стремится переделать среду своего обитания так, чтобы она максимально устраивала его психологически. Подобные вмешательства в естественную среду продиктованы исключительно благими намерениями. Но природа стала исправлять, компенсировать наши поправки ответными действиями. Пожалуй, можно сказать, что экологическая психология людей — та, что сложилась на сегодня, — неадекватна их действиям. Она примитивна, не позволяет даже задумываться о том, что в экое (от греч. о/коз — окружающая среда) грубо вторгаться нельзя, как и нельзя обмануть прироДУ- Век научно-технической революции стер в сознании " человека-властелина" чувство причастности к своим природным корням, подавил глубинное переживание сути этого явления. Экология значится где-то на уровне понятий и представлений, а не в душе и чувстве. А ведь так не было прежде. Объяснить эти вещи важно, однако еще важнее найти пути преобразования представлений об экологии из внешних, знаемых, во внутренние, личные, психологически значимые. Экологическая психология в конечном итоге призвана решать задачи " внедрения" экологической категории в психологическую сущность индивидуального и общественного, массового сознания, чтобы выступала она во всех и в каждом на уровне личностных смыслов. Понятие " экология" из абстрактного и отвлеченного представления должно занять надлежащее ему психологическое пространство в сознании и чувствах людей. Поэтому экологическая психология, решая свои практические задачи, призвана изучать закономерности становления и развития экологического сознания людей. Теперь становится очевидным, что основным предметом экологической психологии является индивидуальное и массовое, общественное сознание эко-ценностной ориентации, а также культурно-исторический опыт, который накапливается и реализуется поколениями людей в их отношении к природной, искусственной и социальной жизненной среде. Экологическое сознание не может быть идеологизированным, оно может быть более или менее полным, более или менее зрелым, более или менее действенным. Единство воззрений планетарного экологического сознания восходит к биологической природе человека. Доминанта социального в происхождении человека из-за опасений критики биологизаторства отодвинула на задний план природную сущность человека, потому что в советской психологии многие десятилетия культивировалась материалистическая мировоззренческая парадигма научного знания. Естественного, натурального и природного, собственно биологического и живого в человеке мы стали стесняться, отторгали на периферию сознания, оставляли в тени. Биологические потребности относили к низшим, а среди высших обсуждали социальные, духовные, интеллектуальные, культурные. Но вряд ли вторые, или вторичные, т. е. духовные потребности, являются более значимыми для жизни человека, чем " примитивные" потребности в пище, жилище, продолжении рода и т. п. Их просто нельзя сопоставлять. Экологическая психология призвана не только признать, но и возродить примат биологического в природе человека, поддержать сохранение и воспроизведение самой жизни, всего сущего в этом мире, в том числе человека и человечества в целом. Вначале надо жить. Но чтобы понять эту простую истину, современной цивилизации понадобилось встать перед неотвратимой угрозой самой жизни. Только после этого она стала бить тревогу. Но проявлять тревогу и озабоченность по поводу самосохранения — это еще не экологическое сознание, это не " чувство природы", это лишь осознание угрозы, состояние растерянности, инстинктивного, неупорядоченного сопротивления глобальной экологической катастрофе. Сейчас " венец природы" подрастерялся, но не потерял еще своей былой уверенности в необходимости вмешательства в нее. Он просто пытается сориентироваться по-новому, а значит, может еще наделать много бед, если не попадет под влияние экологической психологии. Экологическая психология как наука и учебная дисциплина в этих условиях должна как можно быстрее состояться, чтобы предотвратить дезэкологические умонастроения, которые будут искать и находить ложные пути экоспазмогнозиям, когнитивным и установочным артефактам, исходящим от недооценки степени экологического неблагополучия в природе. Сегодня нет альтернативы экологическому просветительству, экопсихо-терапевтической работе с обыденным, хозяйственным, управленческим сознанием. Экологическая психология работает с сознанием, отражающим условия существования, личностные отношения, когнитивные смыслы. Здесь уместно использовать понятие " личностный конструкт" Дж. Келли [38], расширив его до рамок экологической проблематики. Личностный конструкт экологического сознания создает образные, оценочно-критериальные эталоны, модели, представления, посредством которых осуществляется понимание соответствия средовых условий условиям биологически и психологически приемлемых форм существования. Личностный конструкт экологического сознания отражает характер перцепции (чувственного восприятия) окружающего мира и внутренних переживаний, а также обеспечивает их сопоставление на предмет соответствия адаптивным паттернам психических состояний (подавленность, оптимизм, тревога и т. п. ). Концептуально-методологической основой в изучении экологического сознания может служить психология субъективного образа, которая интенсивно разрабатывается в последние десятилетия [5, 18, 31]. На основных теоретических положениях психологии образа мы остановимся отдельно. Итак, экологическая психология — сложная и самостоятельная область прикладной психологии и, как всякая наука, имеет свои задачи, предмет и объект исследования, вступает в тесные взаимосвязи со множеством других научных дисциплин: психологией, социологией, философией, педагогикой, историей, правом. Важны для нее и научные достижения естественнонаучных дисциплин, которые объясняют законы существования органического и неорганического мира, наук медико-биологического цикла, агротехнических наук и др. Трудно назвать такую область знаний, с которой экологическая психология не находилась бы в прямых взаимозаинтересованных отношениях.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Экологическая психология — одна из наиболее актуальных проблем современной цивилизации. В чем это выражается? 2. Что является предметом и объектом исследования экологической психологии? 3. В чем состоят задачи экологической психологии? 4. При каком условии проблемы экологии становятся предметом экологической психологии?
1. 2. Понятия и принципы экологической психологии
Категориальный аппарат экологической психологии — система понятий, в которых отражаются предмет, объект и основные задачи психологической науки об экологии, ее знания, методы и научные проблемы относительно такой реальности, которой является экологическое сознание. Категориальный аппарат экологической психологии, судя по публикациям [5, 18, 25, 28, 30], находится в стадии становления и разработки. Строится он на познавательных принципах теории отражения [17, 28]. Вполне естественно, что категории, законы и принципы психологической науки используются в этом процессе в качестве основополагающих [17]. Вместе с тем, категориальный аппарат экологической психологии по содержанию, системно-логической организации, уровням познания и психосоциальной феноменологии должен обозначать новую область научного знания, где на первый план выступают проблемы экологии в своеобразной форме психического отражения человеком своей жизненной среды. Поэтому экологическая психология, как и другие науки, широко использует философские понятия [9, 21], применяет терминологию медицины и педагогики [20, 16, 14], социологии [15, 30], этики и эстетики [15, 9, 7], а вместе с тем создает собственную разветвленную сеть понятий и представлений типа " экологические натурнализации", " совметральные" и " совмиссийные" экодиспозиции, " экосентенции" и др. Совершенно очевидно, что в таком важном деле, как разработка тезауруса и глоссария новой отрасли исследований, не обойтись без научных дискуссий, однако практика не ждет, а побуждает использовать " рабочие" варианты терминов в решении актуальных проблем экопсихологической действительности, в частности, тех, которые связаны с последствиями Чернобыльской катастрофы. Бытовое сознание спонтанно породило понятие " чернобыльский синдром". И хотя это понятие собственно психологическое, специалисты-психологи еще не осмыслили и не объяснили его достаточно полно. Требуют изучения и понятия " экологическое сознание", " экологическое мышление", которые широко употребляются в обыденной практике и в печати. Следует здесь отметить, что и сознание, и мышление, как и другие психологические явления, не преобразуются и не " перерождаются" в своем значении от сочетания их с термином " экологическое" в категории экологии, экономики или политики (как, например, горбачевское " новое политическое мышление" ). Если обыденное сознание может устраивать подобная реверсивность специальных понятий, что делает их расхожими, то экологическая психология никак не может удовлетвориться этим и пытается понять ту сущностную основу сознательной деятельности человека, благодаря которой она интенциирована экологическим смыслом. Трудности создания и развития экологической психологии как новой отрасли психологической науки состоят прежде всего в формировании понятийного аппарата и концептуального ее строя. Это — фундамент любой науки, и создается он годами, десятилетиями, а возможно, и тысячелетиями. Издавна закладывался и понятийный фундамент экологической психологии. От древних мифов и легенд, сказок и былин, поговорок и притч доходят до нас представления экологического сознания наших предков. Если внимательно всмотреться в исторические представления как в прообразы экопсихологических понятий, то можно выделить в них четыре существенных элемента: 1) ценности; 2) отношения; 3) правила или нормы организации отношений; 4) понятия как формы организации опыта. Ценности, отношения, правила и опыт наполняли экологическое сознание людей даже в древнейшие времена. Давайте рассмотрим это более детально. Ценности в архаическом экологическом сознании выделяются как такие, которые имеют важное значение для удовлетворения базовых потребностей жизнедеятельности. Это не только принципиальные, самые значимые, но и самые существенные для жизни категории. Синтезируясь в представлениях людей, они отражают конкретный, определенный образ жизни. Чаще всего проецировались такие представления (понятия) на предмет верований, ожиданий, табу, поклонений либо угроз и опасений. Содержательно складывались они в те или иные представления человека о себе, своем окружении, родной природе и о том, что, откуда и как произошло. Отношения учитывают взаимную или одностороннюю связь причинно-следственного характера. Центральное место в такого рода отношениях занимал сам человек, однако такое же активное начало приписывалось и природным явлениям. Отношения упорядочивались правилами, нормами, регулирующими поведение в соответствии с ценностями культуры. Отсюда христианские заповеди: " не убий" — норма сохранения жизни, " не прелюбодействуй" — норма сохранения супружеской верности, " чти отца своего и мать свою" — норма отношения к старшим, опытным, мудрым и т. п. Понятия в древнем экологическом сознании выступают как обобщенные и синтезированные в языке конструкты опыта людей. Благодаря понятиям упорядочивался опыт, вырабатывалась определенная культура ценностно-нормативных отношений. Как видим, ценности и нормы, правила и отношения в составе упорядоченного опыта входили в " понятие" древних (выражение " не иметь понятия" означало " не иметь опыта" ). До сих пор такое выражение можно встретить у пожилых людей. Итак, благодаря понятию не требовалось каждый раз искать форму действия, ориентироваться на ожидания или санкции, а можно было поступать уверенно, достигая конкретного результата, поскольку он уже многократно был проверен предшествующим опытом и закреплен в понятии. Помимо существовавшей в древности перцептивно-ориентировочной функции понятия, современное представление о нем выделяет и другие стороны, связанные с обобщающей его сущностью. Согласно современным представлениям в каждом понятии (научном или житейском) выделяют три звена, или три критерия, которые характеризуют определяемое явление по полноте, точности и обобщенности. Критерий полноты определяемого понятия характеризуется тремя уровнями: предметной отнесенностью, значением и смыслом. Предметная отнесенность обозначает ту категорию или класс явлений, к которой определяемое явление по праву принадлежит. Значение понятия отражает сущностную, главную, а не второстепенную или видимую, внешнюю сторону явления, которое определяется понятием. Смысл — это контекстуальная включенность понятия, предмета или явления в какие-то обстоятельства, и через эту включенность определяется либо уточняется сущность определяемого. Все три уровня одинаково важны при определении понятия, и только тогда оно представлено достаточно полно, когда характеризуется с позиций всех трех критериев. Если в определяемом понятии используется только смысл, то очевидно, что понятие не раскрывается по существу, а лишь обозначается. Этот уровень мы называем уровнем ситуационной сигнификации (лишь обозначения, указания на предмет), а не определения его понятием. Вторым критерием в определении понятий выступает критерий точности. Под этим критерием подразумевается качество исходных предпосылок, которые используются в основе представлений об определяемом предмете, событии или явлении. Здесь также выделяем три уровня: научное представление, эмпирическое представление и представление, основанное на догадке. Разумеется, последний случай — не из лучших для научного анализа и понятийного мышления, однако и он может иметь свою ценность, если не противоречит логике здравого смысла и способен стимулировать дальнейшее исследование описываемого феномена. По содержанию практически все понятия в экопсихологии объясняются нами исходя из научных представлений, основанных на объективных данных научного знания если не экопсихологии, то смежных научных дисциплин. Такие представления в понятиях доказательны и аргу-ментированны. Не исключается (и мы также к нему прибегаем) толкование эмпирических представлений, основанных на житейском опыте, разрозненных наблюдениях обыденного сознания. Такие представления (подобно ответам иного студента) не отличаются глубиной анализа и не проникают в глубинную сущность явления, поскольку используют преимущественно внешнюю картину мира. Третий критерий — критерий обобщенности определяемых понятий — указывает на степень аналитико-синтетической об работай ноет и или осмысленности того, что определяется. Здесь также выделяем три уровня: ассоциативно-аналоговое умозаключение, систематизация и теоретическое обобщение. Уровень ассоциативно-аналоговых умозаключений, или простых ассоциаций, применяется тогда, когда объективная информация о явлении на момент его осмысления не позволяет проникнуть вглубь его по полноте и точности, а проявляется лишь эмпирико-ситуационной формой существования. Аналоговое умозаключение позволяет работать с понятием на уровне той самой (что и в первом критерии) смысловой сигнификации (обозначения, называния, представления, т. е. репрезентации по внешним, видимым признакам), а не на уровне глубинно-сущностной характеристики. В таком случае посредством простых аналогий выявляется частичное сходство без достаточного обсуждения и понимания других обстоятельств. При этом признаки определяемого явления если и называются, то часто лишь номинально, предположительно. В отличие от ассоциативно-аналогового умозаключения, при систематизации определяемых понятий используется аналитико-синтетический план обобщений, когда в понятии наряду с категоризацией обозначается расположение предметов или явлений в определенном порядке (последовательности) или(и) представляется порядок зависимости одного понятия от другого в соответствии с объективно существующими между ними взаимосвязями. В таком определении понятий прослеживается оперирование главными, сущностными компонентами и признаками, свойствами. Объяснения в таких случаях упорядоченны, логичны, последовательны. Третий уровень — уровень теоретических обобщений — характеризуется тем, что в определениях суждения и умозаключения строятся от известных науке общих положений, закономерностей и правил к объяснению частных (описываемых) случаев. Это дедуктивный путь теоретических умозаключений. Он широко используется в науке и всегда весьма продуктивен, особенно в начальной стадии развития, отпочковавшихся дочерних направлений. Поэтому экологическая психология активно применяет дедуктивные обобщения от смежных научных дисциплин как для обозначения проблем, так и для объяснения явлений, определения своих понятий. Второй путь теоретических умозаключений — индуктивный, когда идут от сбора и накопления фактов, частных случаев, исследования форм и разнообразия конкретных ситуаций. Для экологической психологии на данном этапе ее развития он может быть одним из основных, поскольку новая область научных знаний еще не изобилует богатой феноменологией. Нужны конкретные и многоплановые исследования, чтобы от частных случаев можно было идти к общим заключениям о сущности изучаемых явлений. Названные принципы и критерии использованы нами в освещении основных понятий экологической психологии, они же применяются автором в развитии понятийного мышления студентов и служат основой для оценки их знаний.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Каково состояние разработанности понятийного аппарата экологической психологии к концу XX в.?
|
|||
|