![]()
|
|||||||
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 5 страница14. Какие характерные черты развития исследований в экологической психологии XX в.?
3. 2. Экопсихологические корни украинской национальной культуры и ментальности Становление и развитие экологической ментальности возможно при условии содержательной ориентации индивидуального и общественного сознания на человека, нацию, духовную культуру, общечеловеческие интересы, морально-этические, эстетические ценности. В сочетании с духовными экологические категории сознания непосредственно участвуют в создании и проявлении украинского менталитета. Известно, что самореализация человека осуществляется через различные формы деятельности, совокупность которых составляет понятие " образ жизни". А с другой стороны, реализация способностей и возможностей всех сущностных сил человека в разных видах жизнедеятельности есть не что иное, как культура. Жизнедеятельность является смыслообразующим компонентом и в понятии образа жизни, и в понятии культуры. Исходя из сказанного образ жизни можно определить как совокупность устойчивых, типичных для данного общества видов жизнедеятельности, которые проявляются в определенной форме труда и производства, поведения и действий, во всех формах и сферах жизни — экономической, политической, экологической и др. Образ жизни и культура характеризуют человеческую деятельность и определяются ею. Но образ жизни — понятие более широкое, чем культура. Если образ жизни — совокупность всех проявлений человеческой жизни и деятельности, то культура рассматривает деятельность людей как реализацию и самореализацию, воплощение творческого потенциала людей и человечества во всех разнообразных формах. Сфера духовных интересов чрезвычайно широка и включает помимо культурных мировоззренческие, познавательные, этические, экологические, моральные, религиозные и другие ценности. Но чтобы определить понятие духовности, нужно обратиться к социальной сущности общественного бытия. Известно, что духовность одновременно может пребывать как в составе, так и за пределами сознания, ибо духовная жизнь наполняет и осознаваемые, и подсознательные, и полуосознаваемые установки. Предметно же духовное подразделяется на три большие области: мир чувств, мир мыслей и мир человеческой воли. В составе духовности выделяются сенсоцен-ностные, интуитивные, эмоциональные, целеобразующие и волевые компоненты, которым присущи черты познавательной, ценностно-целеобразовательной, коммуникативно-социальной активности. Совершенно очевидно, что духовное входит в состав культуры. Культура — это исторически определенный уровень развития общественной жизни, творческих сил и способностей человека, а также создаваемых им материальных и духовных ценностей. В широком смысле понятие " культура" употребляется для характеристики исторических эпох, конкретных обществ, народностей, наций, специфических видов деятельности или жизнедеятельности. Наиболее распространенное представление о культуре используется в его узком смысле, как о сфере духовной жизни людей, включающей в себя результаты познания, нормы морали и права, человеческие силы и способности — знания, умения, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения. Будучи культурогенным по своему происхождению и сущности, экологическое сознание, как и сознание вообще, реализуется в человеческом мировоззрении. С другой стороны, культура есть порождение сознания, а также его составляющая, неотъемлемая сущность человеческого опыта. Поскольку данные понятия тесно взаимосвязаны, но не идентичны, в них можно выделить целый ряд общих признаков. 1. Вектор направления — в постижении действительности " изнутри", от " я" индивида, ибо оттуда формируется отношение личности и общества, создается целостное мировосприятие, представление о предметах и явлениях действительности в их взаимосвязях, гармонии, целесообразности. 2. Признание значимости категории ценностей как нормативной модели целенаправленной активности, как ориентировочной основы психического действия по отношению к действительности. Знаково-символическая опосредован ность восприятия действительности (сознание — речь; культура — ценность). 3. Целеобразование интенциировано извечно проблемным вопросом " смысла жизни", что проявляется в характере видения жизни, того, что в ней происходит и достигается. 4. Непрерывное развитие, рост, последовательное выявление потенциально скрытых, ранее неизвестных граней действительности, в том числе собственных резервов, способностей, возможностей. 5. " Инструментальность" опосредования выбора и решения, а также связанного с ним чувства ответственности в действиях, поведении и деятельности. Как сознание, так и культура в составе субъективных ценностей (в каком бы виде они не существовали, они прича-стны к сознанию) опосредуют принятие решений или направление их выбора и обоснования. 6. Направленность на будущее через постижение настоящего и прошлого ради перспективы за счет определения и обобщения того единичного, оригинального и неповторимого, что есть в природе и в каждом индивиде. 7. Стремление к целостности и гармонии через постижение действительности с учетом интуиции, сопереживания, общения, понимания и отождествления себя (как индивидуального, так и общественного бытия) с явлениями экоса, природы, космоса. Учитывая эти основания сущностного единства культуры и сознания, народная традиция всегда использовала формирование одного через другое, создавая и развивая фундаментальные ценности массового сознания, которые содержатся в понятии " менталитет". Ментальность отражает духовный мир человека или социальной общности в контексте соответствующей эпохи или этнокультуры. К этому духовному миру относятся субъективные представления людей, верования, установки, направление мыслей, манера чувствований, стереотипы восприятий и поведения, стандартные способы решения различных жизненных проблем. Менталитет моделирует не только направление мыслей, но и создает мотивационно-смысловую ориентацию самосознания, не только концептуализирует внутренний мир людей, но и объединяет сознание индивида с коллективным сознанием. При изучении понятия менталитета исходят из того, что данная категория общественного сознания характеризует именно специфику психологического отражения внешнего мира, а также особенности типичного реагирования достаточно большой общности людей. Менталитет, однако, не сводится к категории общественного сознания, а лишь характеризует определенную особенность этого сознания. В самом общем плане ментальное™ может быть определена как заданная, характерная для определенной культуры специфика психической жизни, мироощущения и социального бытия, обусловленных всей совокупностью жизнедеятельности — экономической, политической, культурной, экопсихоло-гической и др. Такое понимание перекрещивается с понятием " национальный характер", под которым имеют в виду присущее представителям данной нации содержание основных личностных черт, систему доминирующих в этносе представлений, установок, ценностных ориентации, направленностей, верований, умонастроений и т. п. В состав менталитета входят когнитивные составляющие в виде знаний, которыми владеет общность людей, верований и миропредставлений, в том числе и экологических. Эти основания вместе с архетипами коллективного подсознательного составляют иерархию ценностей, характерных для данного этноса. Можно определить и национальный характер как составную часть менталитета, как интегрированную характеристику психологических особенностей, специфическое совпадение устойчивых личностных свойств представителей конкретного народа. Украинский менталитет — это итог отображения специфики взаимодействия украинцев с исторически сложившимися природными и геоклиматическими условиями существования и сосуществования с другими народами. Природные влияния на украинский менталитет особенно значительны. Сложилось так, что сама природа обусловила множество традиций, обрядов, народных праздников. Специфика украинской ментальности во многом определяется спецификой опорных ее элементов — значений, смыслов, образов, ассоциаций. Природная детерминация украинской ментальности проявляется и в развитом образном мышлении украинцев. Явления окружающей среды воспринимаются и осознаются украинцами при помощи определенных " посредников", в качестве которых нередко выступают солнце и земля, дождь, деревья, растения, вода, река, пруд, животные и т. п. В украинском фольклоре содержится множество устойчивых растительных и животных образов, которые стали символом определенных человеческих качеств: барвинок — символ молодости, явор — символ красоты и любви и т. д. Природа влияет на формирование украинской ментальности посредством подобных символов своеобразно и действенно. Поэтому важным фактором украинской ментальной этно-культуры стали природно-натурального происхождения народные традиции, нормы поведения, ценности, идеи, а также обычаи, обряды, ритуалы. Поскольку природа, ощущение, чувствование и понимание ее, сознательное следование ей повлияли и влияют на специфику украинской ментальности, то основными природно детерминированными ее характеристиками стали: хозяйственный индивидуализм, обостренное чувство собственности, интроверсия, стремление разнообразить подворье, трудолюбие, доброжелательность, чуткость, мягкость, развитое воображение, сентиментальность. Украинская душа пребывает в чувственной плоскости настроения и находит себе выражение в лирической песне. Поэтический песенный лиризм в украинском народе испокон веков живет, вновь и вновь рождается, растет, расцветает либо грустит, плачет и страдает. Вместе с тем исследователи черт национального характера отмечают в украинцах надежность и спокойную сосредоточенность, наблюдательность. Но как замечено, опять-таки в специальных исследованиях, сила эмоционального мечтательства может понижать в украинском характере роль рационально-волевой компоненты, что создает предпосылки для нерешительности, трудностей с выбором, иногда неопределенности. В геопсихическом контексте чувственного восприятия мягкости лесостепи и обширных просторов полей усматривается созерцательность украинцев. Вчувствование в степные просторы порождает " эрос" — осязание любви к бесконечному, абсолютному, великому. ЯВЛЕНИЕ НАТУРНАЛИЗАЦИИ В УКРАИНСКОМ МЕНТАЛИТЕТЕ На протяжении всей давней истории украинского народа отмечается стремление людей жить в согласии с природой. В Украине издавна понимали, что человек — неотъемлемая частица природы, поэтому между свойствами природных условий и народной психикой установилась тесная связь. Природные условия и ресурсы обусловливают не только характер материального производства, но и духовную активность, мировоззрение. Что касается человека как составной части природы, то, по мнению О. М. Бабия [6], он представляет собой открытую систему. Этим человек отличается от других живых существ, которые находятся в замкнутой системе — в среде, которая для каждого вида является специфической. Постоянный выход человека за пределы существующего, за пределы самого себя, способность к мышлению дает ему возможность подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Все человеческое существование обусловлено, определено средовыми условиями. Но собственно человеческим оно становится лишь тогда, когда и поскольку оно возвышается над собственной определенностью, выходит за ее пределы. В исторической жизни славян возникала гомогенная культурно-этическая целостность духовно-чувственных отношений, где человек был не только измерением пространства, но и его творцом. В славянском православном мироотношении человек переносил свою духовность на мир и своеобразно преобразовывал его в сфере собственных переживаний и представлений. В украинском менталитете веками складывался архетип отношения к природе как к родительскому, родному, самому ценному, исходящему от исключительной важности всего природного в жизни вообще. Это побуждало как к диалогу с природой, так и к обращению к ее мудрости, использованию этой мудрости в практических делах, гнозисе, творчестве. Записи народных песен, легенд, рассказов, гаданий, народных верований, пословиц и т. п. составляют ценный материал для изучения народной экопсихологии. Актив исторической народной мудрости, архаической культурной традиции представляет для нас интерес не только как историческая памятка, но и как материал для изучения древнего народного экологического мышления, специфического экоречеобразования, собственно экологического миропонимания. Это познание всего того, что способно помочь в постижении будущего через понимание прошлого и настоящего. Верования, приметы и поговорки, пословицы и легенды лежат в основе мировоззренческих представлений людей и наполняют их духовную жизнь. Устное народное творчество вобрало в себя все богатство жизнеутверждающих идей отношения к природной и социальной, культурно-бытовой атмосфере своего времени, иными словами, к экологической действительности в широком смысле этого слова. Экологическое сознание в Украине складывалось как инвариантное, поскольку опосредовалось целым рядом региональных особенностей (полесский, подольский, карпатский, средненадднепрянский, южноукраинский и другие варианты). Обращаясь к истокам народного творчества, нетрудно заметить, что симптоматичным для него есть то, что в нем в той или иной форме практически всегда присутствует контекст, который сегодня мы называем экопси-хологическим. Жизнь в соответствии с природой в Украине всегда считалась добропорядочным и достойным человека делом. Экологическое сознание наших предков в украинском народном эпосе приобретает характер натурализации, т. е. склонности к сопоставлению, сравнению, идентификации социальной и духовной жизни с явлениями природы. Благодаря натурнализациям, путем причинно-следственных или аналоговых обобщений личность или(и) ее качества относятся к какому-либо классу природных явлений (говорят " калина красная", если хотят подчеркнуть девичью красу, или " дуб-дубом", когда имеют в виду низкий уровень личности, " вьюн" передает вертлявость человека, или, скажем, " ясное солнышко" — желание образно выразить свое позитивное отношение к человеку). Много таких и подобных им выражений-натурнализаций мы употребляем, даже не подозревая, что это явления экологической психологии, аллегорическое отнесение себя к природной сущности. Натурнализации могут быть и парциальными, к примеру, " у него железные нервы". И в том, и в другом случае натурнализации являются продуктом аналитико-синтетической деятельности человеческого мышления. В создании специфических обобщений, тождеств или классификаций типичных человеческих проявлений, их идентификации с явлениями природной среды угадывается намерение не отмежевываться от натуральной своей сущности, а быть ею. Аллегории аналогичного содержания могут переходить в состав общественного сознания, и тогда они обретают специфическое значение экосентенций (от греч. oikos — среда и лат. sentencia — суждение) в виде присказок, поговорок, хотя могут существовать и на уровне индивидуального сознания, не приобретая значения социальных стереотипов. Каждый может вспомнить, сколько мы непроизвольно делаем подобного рода натурнализаций, а потом даже удивляемся, как удачно это у нас получилось. Психологическая природа натурнализаций обыденного сознания указывает на ее причастность к экологической, природной действительности, а корнями своими она уходит в эмоционально-когнитивные, условные сим-волико-знаковые стороны " я-отношения" человека к природным своим истокам. Именно благодаря этому через аллегорию эмоциональных связей натурнализация реализует процесс единения человека с каким-либо явлением природы (мы говорим " цвету-щая весна" или " пора золотой осени", отождествляя человека определенного возраста, имея в виду юность или зрелость). Так сложилось, что натурнализация создает обратное явление: усматривать в природных событиях продолжение, " очеловечение" природы (весной " земля дышит" или " одевает кожух" зимой). Через натурнализаций люди склонны также наделять себя такими природными качествами, которые им не свойственны, и метафорически переноситься в иные плоскости своего природного бытия (ученику, который задумался и отвлекся от урока, мы делаем замечание: " Не летай в облаках, вернись на землю" ). Натурализации разного содержания и значения, если являются удачными, порождают стремление людей употреблять их повторно. Став достаточно распространенными, они обретают новое качество, создавая поговорки, присказки, т. е. становятся экосентенциями. Примером таких стереотипизированных экосентенций могут быть выражения типа: " крепкий орешек", " быстрый как смерч" и др., поговорки типа: " телячьи нежности", " медвежья услуга", " заячье сердце" и т. п. С точки зрения экосентенций — это метафорические обобщения в культурно-историческом опыте здравого смысла определенных категорий биологической, природной или первично-натуральной сущности человека, отождествления его с природными явлениями. Не менее выразительными и распространенными проявлениями массового сознания в отношении природного источника являются легенды, мифы, пересказы, притчи, сказки, обрядовые песни, пословицы, заклинания и другие формы устного народного творчества. С древних времен особо почитаемой людьми была земля. Не было большего союзника, защитника и друга, чем земля. Поэтому в присказках и пословицах ее называют матушкой. Образы земли и воды присутствуют во многих пожеланиях: " Будьте здоровы как вода и богаты как земля" или " Земля — самая богатая, а вода — самая сильная. Чего и вам желаем". Вода в народном сказании стала своеобразным культом. С особенной тщательностью люди охраняли и приукрашивали родники и криницы, колодцы. Всегда считалось святотатством плевать в воду, говорить непристойности у воды. Или даже любоваться собою в ее зеркале — " затянет водяная баба", " хорошиться над водой — обсядет на щеках оспа". И здесь не запугивание, а почтение и уважение к природному — вода, ведь она всегда была чистой. И пословица о том же: " Не плюй в криницу — придется напиться". А сколько песен в украинском фольклоре о кринице. Возле криницы загорается жар любви, у колодца ухаживает козак за дивчиной. Вспомним хотя бы: "... Розпрягайте, хлопці, коней та й лягайте спочивать, а я піду в сад зелений, в сад криниченьку копать... ". И далее у той самой криницы разыгрывается лирическая сцена объяснения молодых. Или всем известная украинская народная песня " Туман яром, туман долиною": "... Під тим дубом криниця стояла, в тій криниці дівка воду брала... ". Снова в лирико-поэтической форме развертывается сцена ухаживания: поводом тому была криница, спущенное в воду ведерко, а лейтмотивом — девичья гордость, чистота отношений, надежда, своеобразный призыв к любви, глубина человеческих чувств, кристальных как вода. У наших предков господствовал культ дерева. Вспомним, в той же песне: "... Тільки видно дуба зеленого... ". В самом деле, в традициях украинского народа образ дуба занимал видное место, ибо отождествлялся он с силой и могуществом. Как и у других народов, особенно у восточных славян, дубу поклонялись как очагу и храму, могуществу самого большого божества. В Киеве на Михайловской горе (ныне Владимирская горка) язычники поклонялись дубу-великану в одиннадцать обхватов. Запорожские казаки собирали воинские советы, осуществляли ритуалы, просто отдыхали под вековым дубом, который простоял более 400 лет, живой и ныне, но, к великому сожалению, засыхает на наших глазах (специалисты считают, что не без давления на него современной экологической ситуации: духоты и смога). Среди тотемов-деревьев большим уважением пользовалась сосна. Под ней хоронили усопших, правили тризну, осуществляли обряд жертвоприношения. Природные свойства этого дерева всегда ценились — и как строительного материала, и как оздоровительного фактора атмосферы. Но особым вниманием и уважением в Украине всегда пользовалась верба. Пословица гласит: " Будь высоким как верба, а богатым как земля". Трудно представить себе традиционное украинское село без вербы. Ею обсаживали огороды, проселочные мостики и пруды, берега рек, аллеи, заливные луга, болота. Верба в поле — это не только пейзаж, оазис прохлады для труженика, но и пристанище для гнездования птиц, укрытие зверюшкам. Верба служит природным фильтром для воды, и не случайно люди брали воду для питья именно под вербой. С вербовой лозы сплетали огорожи, и вскоре подворье обрастало густым кружевом деревьев. Как в одной из песен: " На город/ верба рясна, там стояла д/вка красна". Вербу человеческое сознание отождествляло с девичьей красотой, ее святят в предпасхальное Вербное воскресенье, букетом ее пушистых почек украшают домашний очаг, даже мастерят из вербовых черенков свистки. Говорят: " Зацвела верба — пришла весна". Тополь — любимое дерево в народном украинском эпосе. В народных песнях с этим деревом (которое в украинском языке женского рода — " тополя" ) сравнивается красивая, стройная девушка или молодая замужняя женщина. Широкоизвестный сказочный мотив обращения девушки в тополь использовал Т. Г. Шевченко в своей балладе " Тополя". В первой половине XIX в. существовал обряд " Водить тополю", который использовался на Троицу " Зеленое воскресенье". В украинском фольклоре одним из любимых поэтических образов была и остается поныне калина. Ее всегда сопровождает эпитет " червона" (" красная" ), что символизирует девичью красоту, потенциальную темпераментность, невинность, природную свежесть. Калина всегда широко использовалась в народных обрядах, особенно свадебных. Вместе с тем, склоненная над водой, калина — символ печали, уныния, кручины. Множество народных песен оплакивают судьбу девичью, прибегая именно к образу калины. В народных украинских поверьях считалось греховным строить из дерева, пораженного молнией. Липу принимали как защитницу от грома и молнии, поэтому именно ее чаще всего высаживали вдоль дорог, возле подворий или у культовых сооружений и дворцов. Своеобразную символику получила и осина, которую сажали вблизи жилища, поскольку она, как считалось, отпугивает и отгоняет нечистую силу. К слову, этические нормы украинского народа запрещали без особой нужды вырубать деревья, а тем более уничтожать зверей и птиц, убивать их по прихоти. Около сельских хат украинцы испокон веков сажали чабрец, мяту, руту, любисток, и это стало традицией, что свидетельствует о высокой эстетической культуре жителей украинской земли. Издавна в Украине придерживались обычая, согласно которому при рождении сына отец высаживал два желудя, а если рождалась дочь — калиновое зерно, поскольку дуб олицетворял мужество и силу, а калина — семейное счастье. Многие растения получили в народе свою символику и признаки экопсихологических примет натурнализации: береза — символ женственности, дуб — мужественности, мята, рута и лебеда — символ девственности, хмель — непостоянства, василек — знак любви и т. п. Много символов и животного происхождения: голубь — птица любви, ласточка — хозяйственности, кукушка — долголетия, куница — невеста и т. д. Всего не перечислить, однако все это — определенные формы натурнализации обыденного экологического сознания. В традиционных представлениях украинцев видное место занимал богатый и разнообразный мир животных. Звери, птицы и пресмыкающиеся, земноводные и насекомые присутствуют в народных обрядах, гуляниях и играх, в системе примет и предсказаний. Есть все основания усматривать в этом рудименты языческого культа животных в сращивании его с более поздним наслоением христианского мировоззрения и практического опыта, эмпирического познания. Вопросы истоков народного творчества чрезвычайно интересны не только своими прямыми аллегориями, но и анализом причин, которые пробуждают в человеке его творческое начало, обусловливают обращение к своей природной сущности, реализацию их в жизни и повседневной практике.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Что такое образ жизни (сравните его с понятиями " субъективный образ" и " образ" как представление)? 2. Как можно определить понятие " культура", используя понятие " образ жизни"? 3. Является ли образ жизни составным элементом культуры или, наоборот, культура входит в образ жизни людей? 4. Какова функция культуры в развитии общественного сознания? 5. Что общего имеют сознание и культура, если рассматривать их в составе субъективного образа жизни? Назовите семь наиболее существенных общих признаков культуры и сознания. 6. В чем сущность понятия " этническая культура"? 7. Как определяется понятие " менталитет"? В чем его психологическая сущность и родство с понятием субъективного образа-представления? 8. Как соотносятся понятия " менталитет" и " национальный характер"? Место образа жизни в структуре этих понятий. Какие специфические черты можно выделить в содержании украинской ментальное™? Раскрыть содержательно. Детерминированы ли черты национального характера спецификой украинской ментальности? Как это выглядит? Какова роль природного, экологического начала в украинской ментальности? Раскрыть содержательно, проиллюстрировать примерами. Что такое " натурнализация" экологического сознания? Обосновать и проиллюстрировать примерами. Что такое " экосентенции" обыденного экологического сознания? В чем они проявляются? Какая роль в украинской национальной традиции отводится природным объектам (привести примеры и объяснить психологическую природу). Не является ли это этническим источником экологической психологии украинцев? Какова роль экологической психологии в формировании и развитии экологического сознания наших современников? Имеет ли отношение экологическая психология к экологическому обучению и воспитанию? Если имеет, то какое?
Раздел IV
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЕТОДОМ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
4. 1. Методические возможности и средства психодиагностики экологического сознания. Методы сбора и анализа смысловой экопсихологической информации В экологической психологии наиболее результативным методом исследования являются полевые исследования массового экологического сознания. Полевое исследование в экологической психологии — это форма или тип исследования социально-психологических явлений, связанных с экологической ориентацией, поведением и деятельностью тех или иных сообществ людей в естественных условиях проживания. Полевое исследование — это прежде всего изучение экоценно-стных ориентации ограниченных в пространстве общностей людей, социальных или профессиональных групп, в естественных повседневных заботах, обычных условиях и рамках жизнедеятельности. Основная цель полевых экопсихологических исследований — открытие еще неизвестных процессов, явлений и определяющих факторов экологического сознания. В зависимости от задач, используемых организационных и психодиагностических средств в экологической психологии выделяют три типа полевых исследований. 1. Пилотажное исследование — предусматривает сбор разнообразной информации, подробное описание феноменологии, частных случаев, исключительных явлений в экологической сфере, особенно их отражения в сознании людей, в их переживаниях, мыслях и суждениях. 2. Диагностическое исследование — в полевых условиях осуществляется уточнение экопсихологической феноменологии с применением специальных методик, открываются новые явления, которые невидимы из наблюдений и бесед, уточняются психологические или социальные механизмы их действия, даются пояснения фактам, устанавливается истинная картина экопсихологической действительности. 3. Экспериментальное исследование — направлено в основном на проверку гипотез, теоретических представлений, сложившихся или выдвигаемых концепций, но может быть также ориентировано и на внедрение неких коррекционных программ, информационных блоков, приемов психологической поддержки, социально-педагогических, медико-психологических и других новаций. Экспериментальное исследование призвано проверить, уточнить, оценить экопсихологическое явление, в отдельных случаях выполнить экспертизу предпринимаемых мер, определить направления профилактики нежелательных вариантов развития. Полевое исследование предполагает обеспечение такого присутствия наблюдателя, которое не искажает естественный ход наблюдаемых процессов. В опыте " Черниговской экопсихологической инициативы" (общественно-научной психологической организации) сложился вариант студенческих велосипедных экоэкспеди-ций, когда небольшая группа студентов экобиологов во главе с преподавателем на своих велосипедах во время летних каникул выезжает в населенные пункты, отнесенные к разным зонам радиактивного загрязнения, и в непроизвольной форме осуществляет спланированные исследования. Это воспринимается в качестве естественного любопытства и познания, интереса к жизни и быту простых людей, обмена мнениями и взаимного информационного обогащения. В экологической психологии разными исследователями и научными коллективами применяются все типы полевых исследований, хотя продолжают доминировать пилотажные и диагностические. В арсенале эко-психологических исследований — множество общепсихологических, личностных и социально-психологических диагностик в соответствующих модификациях под экологическую проблематику, разрабатываются также оригинальные методы [12, 29, 35]. Однако исследования экопсихологических проблем выполняются не только в полевых условиях, но и в лабораториях, студенческих аудиториях и школах, в трудовых коллективах, в практической работе и при психологических консультированиях.
|
|||||||
|