Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 5 страница



14. Какие характерные черты развития исследований в экологиче­ской психологии XX в.?

 

3. 2. Экопсихологические корни украинской национальной культуры и ментальности

Становление и развитие экологической ментальности возможно при условии содержательной ориентации ин­дивидуального и общественного сознания на человека, нацию, духовную культуру, общечеловеческие интересы, морально-этические, эстетические ценности. В сочета­нии с духовными экологические категории сознания не­посредственно участвуют в создании и проявлении ук­раинского менталитета.

Известно, что самореализация человека осуществля­ется через различные формы деятельности, совокуп­ность которых составляет понятие " образ жизни". А с другой стороны, реализация способностей и возможно­стей всех сущностных сил человека в разных видах жизнедеятельности есть не что иное, как культура. Жизнедеятельность является смыслообразующим ком­понентом и в понятии образа жизни, и в понятии куль­туры. Исходя из сказанного образ жизни можно опре­делить как совокупность устойчивых, типичных для дан­ного общества видов жизнедеятельности, которые про­являются в определенной форме труда и производства, поведения и действий, во всех формах и сферах жизни — экономической, политической, экологической и др. Образ жизни и культура характеризуют человеческую деятельность и определяются ею. Но образ жизни — понятие более широкое, чем культура. Если образ жизни — совокупность всех проявлений человеческой жизни и деятельности, то культура рассматривает дея­тельность людей как реализацию и самореализацию, воплощение творческого потенциала людей и человече­ства во всех разнообразных формах. Сфера духовных интересов чрезвычайно широка и включает помимо культурных мировоззренческие, познавательные, этиче­ские, экологические, моральные, религиозные и другие ценности. Но чтобы определить понятие духовности, нужно обратиться к социальной сущности общественно­го бытия. Известно, что духовность одновременно мо­жет пребывать как в составе, так и за пределами созна­ния, ибо духовная жизнь наполняет и осознаваемые, и подсознательные, и полуосознаваемые установки. Предметно же духовное подразделяется на три боль­шие области: мир чувств, мир мыслей и мир человече­ской воли. В составе духовности выделяются сенсоцен-ностные, интуитивные, эмоциональные, целеобразующие и волевые компоненты, которым присущи черты позна­вательной, ценностно-целеобразовательной, коммуника­тивно-социальной активности. Совершенно очевидно, что духовное входит в состав культуры.

Культура — это исторически определенный уровень развития общественной жизни, творческих сил и спо­собностей человека, а также создаваемых им матери­альных и духовных ценностей. В широком смысле поня­тие " культура" употребляется для характеристики исто­рических эпох, конкретных обществ, народностей, на­ций, специфических видов деятельности или жизнедея­тельности. Наиболее распространенное представление о культуре используется в его узком смысле, как о сфере духовной жизни людей, включающей в себя результаты познания, нормы морали и права, человеческие силы и способности — знания, умения, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения.

Будучи культурогенным по своему происхождению и сущности, экологическое сознание, как и сознание во­обще, реализуется в человеческом мировоззрении. С другой стороны, культура есть порождение сознания, а также его составляющая, неотъемлемая сущность чело­веческого опыта. Поскольку данные понятия тесно взаимосвязаны, но не идентичны, в них можно выделить целый ряд общих признаков.

1. Вектор направления — в постижении действи­тельности " изнутри", от " я" индивида, ибо оттуда формируется отношение личности и общества, создает­ся целостное мировосприятие, представление о предме­тах и явлениях действительности в их взаимосвязях, гармонии, целесообразности.

2. Признание значимости категории ценностей как нормативной модели целенаправленной активности, как ориентировочной основы психического действия по отношению к действительности. Знаково-символическая опосредован ность восприятия действительности (сознание — речь; культура — ценность).

3. Целеобразование интенциировано извечно про­блемным вопросом " смысла жизни", что проявляется в характере видения жизни, того, что в ней происходит и достигается.

4. Непрерывное развитие, рост, последовательное выявление потенциально скрытых, ранее неизвестных граней действительности, в том числе собственных ре­зервов, способностей, возможностей.

5. " Инструментальность" опосредования выбора и решения, а также связанного с ним чувства ответст­венности в действиях, поведении и деятельности. Как сознание, так и культура в составе субъективных ценно­стей (в каком бы виде они не существовали, они прича-стны к сознанию) опосредуют принятие решений или направление их выбора и обоснования.

6. Направленность на будущее через постижение настоящего и прошлого ради перспективы за счет опре­деления и обобщения того единичного, оригинального и неповторимого, что есть в природе и в каждом индиви­де.

7. Стремление к целостности и гармонии через постижение действительности с учетом интуиции, сопе­реживания, общения, понимания и отождествления себя (как индивидуального, так и общественного бытия) с явлениями экоса, природы, космоса.

Учитывая эти основания сущностного единства куль­туры и сознания, народная традиция всегда использо­вала формирование одного через другое, создавая и развивая фундаментальные ценности массового созна­ния, которые содержатся в понятии " менталитет".

Ментальность отражает духовный мир человека или социальной общности в контексте соответствующей эпохи или этнокультуры. К этому духовному миру отно­сятся субъективные представления людей, верования, установки, направление мыслей, манера чувствований, стереотипы восприятий и поведения, стандартные спо­собы решения различных жизненных проблем. Мента­литет моделирует не только направление мыслей, но и создает мотивационно-смысловую ориентацию самосоз­нания, не только концептуализирует внутренний мир людей, но и объединяет сознание индивида с коллек­тивным сознанием.

При изучении понятия менталитета исходят из того, что данная категория общественного сознания характе­ризует именно специфику психологического отражения внешнего мира, а также особенности типичного реаги­рования достаточно большой общности людей. Мента­литет, однако, не сводится к категории общественного сознания, а лишь характеризует определенную особен­ность этого сознания. В самом общем плане менталь­ное™ может быть определена как заданная, харак­терная для определенной культуры специфика психиче­ской жизни, мироощущения и социального бытия, обу­словленных всей совокупностью жизнедеятельности — экономической, политической, культурной, экопсихоло-гической и др. Такое понимание перекрещивается с по­нятием " национальный характер", под которым име­ют в виду присущее представителям данной нации со­держание основных личностных черт, систему домини­рующих в этносе представлений, установок, ценностных ориентации, направленностей, верований, умонастрое­ний и т. п.

В состав менталитета входят когнитивные состав­ляющие в виде знаний, которыми владеет общность людей, верований и миропредставлений, в том числе и экологических. Эти основания вместе с архетипами кол­лективного подсознательного составляют иерархию ценностей, характерных для данного этноса. Можно оп­ределить и национальный характер как составную часть менталитета, как интегрированную характеристику психологических особенностей, специфическое совпа­дение устойчивых личностных свойств представителей конкретного народа.

Украинский менталитет — это итог отображения специфики взаимодействия украинцев с исторически сложившимися природными и геоклиматическими усло­виями существования и сосуществования с другими на­родами.

Природные влияния на украинский менталитет осо­бенно значительны. Сложилось так, что сама природа обусловила множество традиций, обрядов, народных праздников. Специфика украинской ментальности во многом определяется спецификой опорных ее элемен­тов — значений, смыслов, образов, ассоциаций. При­родная детерминация украинской ментальности прояв­ляется и в развитом образном мышлении украинцев. Явления окружающей среды воспринимаются и осозна­ются украинцами при помощи определенных " по­средников", в качестве которых нередко выступают солнце и земля, дождь, деревья, растения, вода, река, пруд, животные и т. п. В украинском фольклоре содер­жится множество устойчивых растительных и животных образов, которые стали символом определенных чело­веческих качеств: барвинок — символ молодости, явор — символ красоты и любви и т. д. Природа влияет на формирование украинской ментальности посредством подобных символов своеобразно и действенно. Поэтому важным фактором украинской ментальной этно-культуры стали природно-натурального происхож­дения народные традиции, нормы поведения, ценно­сти, идеи, а также обычаи, обряды, ритуалы. По­скольку природа, ощущение, чувствование и понимание ее, сознательное следование ей повлияли и влияют на специфику украинской ментальности, то основными природно детерминированными ее характеристи­ками стали: хозяйственный индивидуализм, обост­ренное чувство собственности, интроверсия, стремление разнообразить подворье, трудолюбие, доброжелательность, чуткость, мягкость, разви­тое воображение, сентиментальность. Украинская душа пребывает в чувственной плоскости настроения и находит себе выражение в лирической песне. Поэтиче­ский песенный лиризм в украинском народе испокон веков живет, вновь и вновь рождается, растет, расцве­тает либо грустит, плачет и страдает. Вместе с тем ис­следователи черт национального характера отмечают в украинцах надежность и спокойную сосредоточен­ность, наблюдательность. Но как замечено, опять-таки в специальных исследованиях, сила эмоционально­го мечтательства может понижать в украинском характере роль рационально-волевой компоненты, что создает предпосылки для нерешительности, трудностей с выбором, иногда неопределенности. В геопсихическом контексте чувственного восприятия мяг­кости лесостепи и обширных просторов полей усматри­вается созерцательность украинцев. Вчувствование в степные просторы порождает " эрос" — осязание любви к бесконечному, абсолютному, великому.

ЯВЛЕНИЕ НАТУРНАЛИЗАЦИИ В УКРАИНСКОМ МЕНТАЛИТЕТЕ

На протяжении всей давней истории украинского на­рода отмечается стремление людей жить в согласии с природой. В Украине издавна понимали, что человек — неотъемлемая частица природы, поэтому между свойст­вами природных условий и народной психикой устано­вилась тесная связь.

Природные условия и ресурсы обусловливают не только характер материального производства, но и ду­ховную активность, мировоззрение.

Что касается человека как составной части природы, то, по мнению О. М. Бабия [6], он представляет собой открытую систему. Этим человек отличается от других живых существ, которые находятся в замкнутой системе — в среде, которая для каждого вида является специ­фической. Постоянный выход человека за пределы су­ществующего, за пределы самого себя, способность к мышлению дает ему возможность подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Все человеческое существование обусловлено, определено средовыми условиями. Но собственно человеческим оно становится лишь тогда, когда и поскольку оно возвы­шается над собственной определенностью, выходит за ее пределы.

В исторической жизни славян возникала гомогенная культурно-этическая целостность духовно-чувственных отношений, где человек был не только измерением про­странства, но и его творцом. В славянском православ­ном мироотношении человек переносил свою духов­ность на мир и своеобразно преобразовывал его в сфе­ре собственных переживаний и представлений.

В украинском менталитете веками складывался архе­тип отношения к природе как к родительскому, родно­му, самому ценному, исходящему от исключительной важности всего природного в жизни вообще. Это побу­ждало как к диалогу с природой, так и к обращению к ее мудрости, использованию этой мудрости в практиче­ских делах, гнозисе, творчестве. Записи народных пе­сен, легенд, рассказов, гаданий, народных верований, пословиц и т. п. составляют ценный материал для изу­чения народной экопсихологии.

Актив исторической народной мудрости, архаиче­ской культурной традиции представляет для нас интерес не только как историческая памятка, но и как материал для изучения древнего народного экологического мыш­ления, специфического экоречеобразования, собственно экологического миропонимания. Это познание всего то­го, что способно помочь в постижении будущего через понимание прошлого и настоящего.

Верования, приметы и поговорки, пословицы и ле­генды лежат в основе мировоззренческих представле­ний людей и наполняют их духовную жизнь. Устное на­родное творчество вобрало в себя все богатство жизне­утверждающих идей отношения к природной и социаль­ной, культурно-бытовой атмосфере своего времени, иными словами, к экологической действительности в широком смысле этого слова.

Экологическое сознание в Украине складывалось как инвариантное, поскольку опосредовалось целым рядом региональных особенностей (полесский, подоль­ский, карпатский, средненадднепрянский, южноукраин­ский и другие варианты).

Обращаясь к истокам народного творчества, нетруд­но заметить, что симптоматичным для него есть то, что в нем в той или иной форме практически всегда присут­ствует контекст, который сегодня мы называем экопси-хологическим. Жизнь в соответствии с природой в Ук­раине всегда считалась добропорядочным и достойным человека делом.

Экологическое сознание наших предков в украин­ском народном эпосе приобретает характер натура­лизации, т. е. склонности к сопоставлению, сравнению, идентификации социальной и духовной жизни с явле­ниями природы. Благодаря натурнализациям, путем причинно-следственных или аналоговых обобщений личность или(и) ее качества относятся к какому-либо классу природных явлений (говорят " калина красная", если хотят подчеркнуть девичью красу, или " дуб-дубом", когда имеют в виду низкий уровень личности, " вьюн" передает вертлявость человека, или, скажем, " ясное солнышко" — желание образно выразить свое позитивное отношение к человеку). Много таких и по­добных им выражений-натурнализаций мы употребляем, даже не подозревая, что это явления экологической психологии, аллегорическое отнесение себя к природ­ной сущности.

Натурнализации могут быть и парциальными, к при­меру, " у него железные нервы". И в том, и в другом случае натурнализации являются продуктом аналитико-синтетической деятельности человеческого мышления. В создании специфических обобщений, тождеств или классификаций типичных человеческих проявлений, их идентификации с явлениями природной среды угадыва­ется намерение не отмежевываться от натуральной сво­ей сущности, а быть ею. Аллегории аналогичного со­держания могут переходить в состав общественного сознания, и тогда они обретают специфическое значе­ние экосентенций (от греч. oikos — среда и лат. sentencia — суждение) в виде присказок, поговорок, хотя могут существовать и на уровне индивидуального сознания, не приобретая значения социальных стерео­типов.

Каждый может вспомнить, сколько мы непроизволь­но делаем подобного рода натурнализаций, а потом даже удивляемся, как удачно это у нас получилось. Психологическая природа натурнализаций обыденного сознания указывает на ее причастность к экологиче­ской, природной действительности, а корнями своими она уходит в эмоционально-когнитивные, условные сим-волико-знаковые стороны " я-отношения" человека к природным своим истокам. Именно благодаря этому че­рез аллегорию эмоциональных связей натурнализация реализует процесс единения человека с каким-либо яв­лением природы (мы говорим " цвету-щая весна" или " пора золотой осени", отождествляя человека опреде­ленного возраста, имея в виду юность или зрелость).

Так сложилось, что натурнализация создает обрат­ное явление: усматривать в природных событиях про­должение, " очеловечение" природы (весной " земля дышит" или " одевает кожух" зимой). Через натурна­лизаций люди склонны также наделять себя такими природными качествами, которые им не свойственны, и метафорически переноситься в иные плоскости своего природного бытия (ученику, который задумался и от­влекся от урока, мы делаем замечание: " Не летай в облаках, вернись на землю" ).

Натурализации разного содержания и значения, ес­ли являются удачными, порождают стремление людей употреблять их повторно. Став достаточно распростра­ненными, они обретают новое качество, создавая пого­ворки, присказки, т. е. становятся экосентенциями. Примером таких стереотипизированных экосентенций могут быть выражения типа: " крепкий орешек", " быстрый как смерч" и др., поговорки типа: " телячьи нежности", " медвежья услуга", " заячье сердце" и т. п. С точки зрения экосентенций — это метафориче­ские обобщения в культурно-историческом опыте здра­вого смысла определенных категорий биологической, природной или первично-натуральной сущности челове­ка, отождествления его с природными явлениями.

Не менее выразительными и распространенными проявлениями массового сознания в отношении природ­ного источника являются легенды, мифы, пересказы, притчи, сказки, обрядовые песни, пословицы, заклинания и другие формы устного народного творче­ства.

С древних времен особо почитаемой людьми была земля. Не было большего союзника, защитника и друга, чем земля. Поэтому в присказках и пословицах ее на­зывают матушкой. Образы земли и воды присутствуют во многих пожеланиях: " Будьте здоровы как вода и богаты как земля" или " Земля — самая богатая, а вода — самая сильная. Чего и вам желаем".

Вода в народном сказании стала своеобразным культом. С особенной тщательностью люди охраняли и приукрашивали родники и криницы, колодцы. Всегда считалось святотатством плевать в воду, говорить не­пристойности у воды. Или даже любоваться собою в ее зеркале — " затянет водяная баба", " хорошиться над водой — обсядет на щеках оспа". И здесь не за­пугивание, а почтение и уважение к природному — во­да, ведь она всегда была чистой. И пословица о том же: " Не плюй в криницу — придется напиться".

А сколько песен в украинском фольклоре о кринице. Возле криницы загорается жар любви, у колодца уха­живает козак за дивчиной. Вспомним хотя бы: "... Розпрягайте, хлопці, коней та й лягайте спочи­вать, а я піду в сад зелений, в сад криниченьку ко­пать... ". И далее у той самой криницы разыгрывается лирическая сцена объяснения молодых. Или всем из­вестная украинская народная песня " Туман яром, ту­ман долиною": "... Під тим дубом криниця стояла, в тій криниці дівка воду брала... ". Снова в лирико-поэтической форме развертывается сцена ухаживания: поводом тому была криница, спущенное в воду ведерко, а лейтмотивом — девичья гордость, чистота отношений, надежда, своеобразный призыв к любви, глубина чело­веческих чувств, кристальных как вода.

У наших предков господствовал культ дерева. Вспомним, в той же песне: "... Тільки видно дуба зеле­ного... ". В самом деле, в традициях украинского народа образ дуба занимал видное место, ибо отождествлялся он с силой и могуществом. Как и у других народов, особенно у восточных славян, дубу поклонялись как очагу и храму, могуществу самого большого божества. В Киеве на Михайловской горе (ныне Владимирская горка) язычники поклонялись дубу-великану в одинна­дцать обхватов. Запорожские казаки собирали воинские советы, осуществляли ритуалы, просто отдыхали под вековым дубом, который простоял более 400 лет, жи­вой и ныне, но, к великому сожалению, засыхает на наших глазах (специалисты считают, что не без давле­ния на него современной экологической ситуации: духо­ты и смога).

Среди тотемов-деревьев большим уважением поль­зовалась сосна. Под ней хоронили усопших, правили тризну, осуществляли обряд жертвоприношения. При­родные свойства этого дерева всегда ценились — и как строительного материала, и как оздоровительного фак­тора атмосферы.

Но особым вниманием и уважением в Украине все­гда пользовалась верба. Пословица гласит: " Будь высо­ким как верба, а богатым как земля". Трудно пред­ставить себе традиционное украинское село без вербы. Ею обсаживали огороды, проселочные мостики и пру­ды, берега рек, аллеи, заливные луга, болота. Верба в поле — это не только пейзаж, оазис прохлады для труженика, но и пристанище для гнездования птиц, ук­рытие зверюшкам. Верба служит природным фильтром для воды, и не случайно люди брали воду для питья именно под вербой. С вербовой лозы сплетали огоро­жи, и вскоре подворье обрастало густым кружевом де­ревьев. Как в одной из песен: " На город/ верба рясна, там стояла д/вка красна". Вербу человеческое созна­ние отождествляло с девичьей красотой, ее святят в предпасхальное Вербное воскресенье, букетом ее пу­шистых почек украшают домашний очаг, даже мастерят из вербовых черенков свистки. Говорят: " Зацвела вер­ба — пришла весна".

Тополь — любимое дерево в народном украинском эпосе. В народных песнях с этим деревом (которое в украинском языке женского рода — " тополя" ) сравни­вается красивая, стройная девушка или молодая замуж­няя женщина. Широкоизвестный сказочный мотив об­ращения девушки в тополь использовал Т. Г. Шевченко в своей балладе " Тополя". В первой половине XIX в. существовал обряд " Водить тополю", который исполь­зовался на Троицу " Зеленое воскресенье".

В украинском фольклоре одним из любимых поэти­ческих образов была и остается поныне калина. Ее все­гда сопровождает эпитет " червона" (" красная" ), что символизирует девичью красоту, потенциальную темпе­раментность, невинность, природную свежесть. Калина всегда широко использовалась в народных обрядах, особенно свадебных. Вместе с тем, склоненная над во­дой, калина — символ печали, уныния, кручины. Мно­жество народных песен оплакивают судьбу девичью, прибегая именно к образу калины.

В народных украинских поверьях считалось грехов­ным строить из дерева, пораженного молнией. Липу принимали как защитницу от грома и молнии, поэтому именно ее чаще всего высаживали вдоль дорог, возле подворий или у культовых сооружений и дворцов.

Своеобразную символику получила и осина, которую сажали вблизи жилища, поскольку она, как считалось, отпугивает и отгоняет нечистую силу. К слову, этические нормы украинского народа запрещали без особой нуж­ды вырубать деревья, а тем более уничтожать зверей и птиц, убивать их по прихоти.

Около сельских хат украинцы испокон веков сажали чабрец, мяту, руту, любисток, и это стало традицией, что свидетельствует о высокой эстетической культуре жителей украинской земли.

Издавна в Украине придерживались обычая, соглас­но которому при рождении сына отец высаживал два желудя, а если рождалась дочь — калиновое зерно, поскольку дуб олицетворял мужество и силу, а калина — семейное счастье.

Многие растения получили в народе свою символику и признаки экопсихологических примет натурнализации: береза — символ женственности, дуб — мужественно­сти, мята, рута и лебеда — символ девственности, хмель — непостоянства, василек — знак любви и т. п. Много символов и животного происхождения: го­лубь — птица любви, ласточка — хозяйственности, ку­кушка — долголетия, куница —  невеста и т. д.

Всего не перечислить, однако все это — определенные формы натурнализации обыденного экологического сознания.

В традиционных представлениях украинцев видное место занимал богатый и разнообразный мир животных. Звери, птицы и пресмыкающиеся, земноводные и насе­комые присутствуют в народных обрядах, гуляниях и играх, в системе примет и предсказаний. Есть все осно­вания усматривать в этом рудименты языческого культа животных в сращивании его с более поздним наслоени­ем христианского мировоззрения и практического опы­та, эмпирического познания.

Вопросы истоков народного творчества чрезвычайно интересны не только своими прямыми аллегориями, но и анализом причин, которые пробуждают в человеке его творческое начало, обусловливают обращение к своей природной сущности, реализацию их в жизни и повседневной практике.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое образ жизни (сравните его с понятиями " субъективный образ" и " образ" как представление)?

2. Как можно определить понятие " культура", используя понятие " образ жизни"?

3. Является ли образ жизни составным элементом культуры или, наоборот, культура входит в образ жизни людей?

4. Какова функция культуры в развитии общественного сознания?

5. Что общего имеют сознание и культура, если рассматривать их в составе субъективного образа жизни? Назовите семь наиболее существенных общих признаков культуры и сознания.

6. В чем сущность понятия " этническая культура"?

7. Как определяется понятие " менталитет"? В чем его психологиче­ская сущность и родство с понятием субъективного образа-представления?

8. Как соотносятся понятия " менталитет" и " национальный харак­тер"? Место образа жизни в структуре этих понятий.

Какие специфические черты можно выделить в содержании ук­раинской ментальное™? Раскрыть содержательно. Детерминированы ли черты национального характера специфи­кой украинской ментальности? Как это выглядит? Какова роль природного, экологического начала в украинской ментальности? Раскрыть содержательно, проиллюстрировать примерами.

Что такое " натурнализация" экологического сознания? Обосно­вать и проиллюстрировать примерами.

Что такое " экосентенции" обыденного экологического сознания? В чем они проявляются?

Какая роль в украинской национальной традиции отводится при­родным объектам (привести примеры и объяснить психологиче­скую природу). Не является ли это этническим источником эко­логической психологии украинцев?

Какова роль экологической психологии в формировании и раз­витии экологического сознания наших современников? Имеет ли отношение экологическая психология к экологическому обуче­нию и воспитанию? Если имеет, то какое?

 

Раздел IV

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЕТОДОМ

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

 

 

4. 1. Методические возможности и средства психодиагностики экологического сознания.

Методы сбора и анализа смысловой экопсихологической информации

В экологической психологии наиболее результатив­ным методом исследования являются полевые исследо­вания массового экологического сознания. Полевое исследование в экологической психологии — это форма или тип исследования социально-психологичес­ких явлений, связанных с экологической ориентацией, поведением и деятельностью тех или иных сообществ людей в естественных условиях проживания. Полевое исследование — это прежде всего изучение экоценно-стных ориентации ограниченных в пространстве об­щностей людей, социальных или профессиональных групп, в естественных повседневных заботах, обычных условиях и рамках жизнедеятельности. Основная цель

полевых экопсихологических исследований — открытие еще неизвестных процессов, явлений и определяющих факторов экологического сознания. В зависимости от задач, используемых организационных и психодиагно­стических средств в экологической психологии выделя­ют три типа полевых исследований.

1. Пилотажное исследование — предусматривает сбор разнообразной информации, подробное описание феноменологии, частных случаев, исключительных яв­лений в экологической сфере, особенно их отражения в сознании людей, в их переживаниях, мыслях и сужде­ниях.

2. Диагностическое исследование — в полевых условиях осуществляется уточнение экопсихологической феноменологии с применением специальных методик, открываются новые явления, которые невидимы из на­блюдений и бесед, уточняются психологические или со­циальные механизмы их действия, даются пояснения фактам, устанавливается истинная картина эко­психологической действительности.

3. Экспериментальное исследование — направ­лено в основном на проверку гипотез, теоретических представлений, сложившихся или выдвигаемых концеп­ций, но может быть также ориентировано и на внедре­ние неких коррекционных программ, информационных блоков, приемов психологической поддержки, социаль­но-педагогических, медико-психологических и других новаций. Экспериментальное исследование призвано проверить, уточнить, оценить экопсихологическое явле­ние, в отдельных случаях выполнить экспертизу пред­принимаемых мер, определить направления профилак­тики нежелательных вариантов развития.

Полевое исследование предполагает обеспечение та­кого присутствия наблюдателя, которое не искажает ес­тественный ход наблюдаемых процессов. В опыте " Черниговской экопсихологической инициативы" (об­щественно-научной психологической организации) сло­жился вариант студенческих велосипедных экоэкспеди-ций, когда небольшая группа студентов экобиологов во главе с преподавателем на своих велосипедах во время летних каникул выезжает в населенные пункты, отне­сенные к разным зонам радиактивного загрязнения, и в непроизвольной форме осуществляет спланированные исследования. Это воспринимается в качестве естест­венного любопытства и познания, интереса к жизни и быту простых людей, обмена мнениями и взаимного информационного обогащения.

В экологической психологии разными исследовате­лями и научными коллективами применяются все типы полевых исследований, хотя продолжают доминировать пилотажные и диагностические. В арсенале эко-психологических исследований — множество общепси­хологических, личностных и социально-психологических диагностик в соответствующих модификациях под эко­логическую проблематику, разрабатываются также ори­гинальные методы [12, 29, 35]. Однако исследования экопсихологических проблем выполняются не только в полевых условиях, но и в лабораториях, студенческих аудиториях и школах, в трудовых коллективах, в прак­тической работе и при психологических консультирова­ниях.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.