Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 3 страница



Экологическая диспозиция (лат. сИзроз/Ь'о, от сЛвропо — размещаю, распределяю) — определенный план поведения, способ действий относительно тех или иных экологически значимых факторов. Как правило, экодиспозиция является культивируемым в процессе воспитания качеством личности, определяющим соот­ветствующую ее направленность, но может выступать в разной степени выраженности — от явной доминанты до полного отсутствия. В случае ее выраженности эко­диспозиция конкретного содержания становится деятельностью в ее потенциальной форме, ибо это — склонность, установка, ценностная ориентация, предрасположенность*. Формируя нужные экодиспози-ции, можно заранее предвидеть причины и следствия, вероятностные формы экологического поведения чело­века или целых групп, категорий населения. На сегодня нам известно, что экопсихологические диспозиции, как определенным образом фиксированные установки, формируются постепенно и не только путем направлен­ной учебно-воспитательной работы, но и посредством закрепления распространяемых в обществе идей и пе­ревода их из области " знаемых" в содержание привы­чек и склонностей оценивать и относиться к средовым явлениям определенным образом.

Адекватная биологическим принципам адаптации экопсихологическая диспозиция предполагает согласо­вание, поощрение, поддержку, содействие природным явлениям, а не переделку, подчинение их, но вместе с тем и не слепую покорность. Как ни странно, но чело­век советского периода стереотипно занимал эти две крайние позиции с перевесом тенденции к превосходст­ву над природой, подчинению ее своим интересам. Обозначим это совметральной экодиспозицией.

Совметральная экодиспозиция (от франц. soumettre — покорять и лат. dispositio, от dispono — располагаю) — готовность или предрасположенность подчинять приро­ду своим целям и интересам. Как правило, сов-метральное отношение к природе побуждается и обос­новывается благоразумными намерениями, маскируется гуманными принципами, обосновывается расчетами, но в конечном итоге оборачивается губительными и разру­шительными, а нередко и необратимыми последствиями.

 

Более подробно об экодиспозициях, их формах и методах тесто­вой психодиагностики см. научно-методическое пособие [29].

Та же Чернобыльская авария моментально вызвала обратную по отношению к совметральности экосов-миссийную диспозицию (от франц. soumission — подчинение, зависимость), а именно: предрасположен­ность покорно следовать стихии природы, пассивное следование природным законам. Такая покорность ес­тественно обусловлена биологической доминантой в природе человека, а также ограниченностью его позна­ний. Следует отметить, что предшествующая идеология позаботилась о том, чтобы в " атомных" экодиспозициях советского народа был создан подсознательный устра­шающий образ последствий ядерного взрыва, ибо дол­гое время нагнетался страх перед его поражающим действием, в том числе и перед радиационным зараже­нием. Формированию таких экодиспозиций в то время уделяли внимание, поскольку они были нужны для оп­равдания гонки ядерных вооружений, а создавать экоп-сихологический иммунитет против них — не считали нужным. Поэтому обыденное сознание в первое время после Чернобыльской катастрофы оказалось подавлен­ным и стало активно искать выход из беды в различно­го рода домыслах, прибегая к слухам и догадкам.

В условиях остро возникшей необходимости адапта­ции аффективное состояние паники со временем смени­лось экопсихологической напряженностью, под ко­торой мы понимаем категорию психического состояния людей, обусловленную предвосхищением неблагоприят­ного развития экологической обстановки. Такое состоя­ние сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, страха. Однако, в отличие от паники, экопси-хологическое напряжение характеризуется готовностью овладеть ситуацией, действовать в ней определенным образом. Степень выраженности психической напряжен­ности тогда определялась многими моментами: силой мотивации (стремлением изменить ситуацию), значимо­стью и личностным ее смыслом, отсутствием опыта по­добных переживаний, ригидностью (негибкостью) пси­хических состояний.

Сочетание этих психических форм состояния людей проецировалось на проявления фрустрации, логически отражалось конфликтами в сфере личностных ценно­стей. По характеру влияния психического напряже­ния в поведении и деятельности формировались две линии развития: операциональная, когда процессуаль­но мобилизовывалась мотивация выживания, что спо­собствовало сохранению высокого уровня работоспо­собности, и эмоциональная, дезорганизующая. Развитие эмоциональной напряженности отражалось на тонусе поведения чаще всего отрицательно, что приводило к ломке мотивационных структур, снижению эффективно­сти деятельности, ее дезорганизации.

Психологическая напряженность экологической пост­аварийной обстановки была связана прежде всего с экопсихологической незащищенностью людей. Эко-психологическая незащищенность в данном случае определялась как эмоциональное переживание виталь­ной угрозы последствий экологического бедствия, как состояние ожидания неблагоприятных результатов, ко­торые невозможно предотвратить. Чувство экологиче­ской незащищенности обусловлено запоздалым осозна­нием своей биологической принадлежности, резким снижением, даже по отношению к бывшим повседнев­ным самооценкам, уровней притязания, понижением со-циально-деятельностной атрибуции, атрофированием жизненных смыслов и резким повышением тревожности, страхов, опасений.

Вполне вероятно, что на этом фоне может разы­грываться целый комплекс специфических явлений эко­логического сознания.

Первейшим его фактором, наиболее доступным и наиболее распространенным, становится явление эко­логической конфабуляции (от лат. confabulo — бол­таю) — бессмысленное философствование вокруг ост­рых проблем, связанных с изменившейся экологической обстановкой. Чаще всего это обыденные представления, возводимые в сложные нагромождения смысловых кон­струкций с примесью фантасмагории и мистики. Подоб­ного рода конфабуляции запутывают и заостряют сложные экологические проблемы, используются в ка­честве ширмы для отвлечения общественного сознания (первые после Чернобыльской катастрофы выступления советского правительства и специалистов), либо реали­зуются в качестве катализатора для нагнетания массо­вого психоза (нашлись и здесь " ходоки", которые раз­носили всевозможные слухи и догадки с целью усиле­ния значимости происходящего). Обыденные пересуды также следует относить к тем самым явлениям экологи­ческой конфабуляции, в основе которых лежат гности­ческие контаминации (от греч. gnosis — познание и лат. contaminatio — смешение, ошибочное воспроизве­дение), алогизмы обыденного мышления, проблемные парадоксы, другие искажения действительности, эмо­ционально обнадеживающие, хотя по сути своей соз­дающие психологические барьеры в экологическом соз­нании людей.

Каково бы ни было отрицательное значение радио­экологических конфабуляции, они способны порождать в экологическом сознании так называемый " эпи­феномен", или, иными словами, явление экопсихо-логического инсайта. Экопсихологический инсайт (от англ. insight — постижение, озарение) — внезапное и невидимое из прошлого опыта, но подготовленное им постижение, открытие для себя значимости человече­ской жизни или своей первозданной биологической природы (это как воздух: пока он есть, его не замеча­ют). И вдруг на фоне впечатляющих явлений происхо­дящего люди осознают в себе ту самую природу, а че­рез это осознание — и свою причастность к чему-то чрезвычайному. Экопсихологический инсайт в таком ва­рианте оставляет глубокое душевное потрясение, пере­живается сильно, нередко трагически и безысходно. По глубине эмоционального переживания такого рода " эпифеномен" оставляет заметный след, у иного чело­века, как мы видели в полевых исследованиях, на всю жизнь, побуждает сознание всеми силами отрицать слу­чившееся либо " открыть" глаза на нечто ранее не заме­чаемое.

В отдельных случаях (не таких уж и редких) " эпи­феномен", или экопсихологический инсайт, обусловли­вает инициацию экологического сознания (от лат. initio — начинаю, посвящаю в таинство) — приобщение человека к области экологических ценностей, побужде­ние к познанию среды своего существования, к появле­нию экологического мышления, экоатрибутивного об­раза жизни. В ключе развития экопсихологических ини­циации возникает острая потребность в формировании действенных экоатрибутивных форм поведения в новых условиях существования, реорганизуются ценностные установки, мотивы и смыслообразующие цели всей по­следующей жизни. Возникает острая необходимость в адекватной информации, а при ее дефиците встают не менее серьезные барьеры и ограничения процессов ин-териоризации обыденного опыта, адаптации как обще­ственного, так и индивидуального сознания.

Содержание интериоризированных (переведенных во внутренний план) экопсихологических диспозиций чаще всего затруднено во внешней развернутой речи, хотя и дает возможность человеку оперировать обра-зами, схемами, символами случившегося. На этом уровне ин­териоризации символика и образность внутреннего со­держания позволяют оперировать ими не столько в ре­альной плоскости восприятия, сколько в проекциях на глубинных, амодальных уровнях субъективных пред­ставлений, на искаженных пространствах, смещенных временных отрезках, эмоциональных акцентуациях, иных " провокационных" формах психического отраже­ния. Поэтому и само по себе отражение нуждается во внешних " подпорках"; наиболее вероятными и доступ­ными теперь являются групповые явления экологическо­го сознания, как и массовидные экоустановки.

Групповое экологическое сознание — целостная составляющая диалектической суммы индивидуальных представлений определенной социальной группы (отдельного села или региона, категории пострадавших и др. ). Поскольку социальные группы образуются преж­де всего для осуществления определенной деятельности или отражают некоторый образ жизни, то и групповое экологическое сознание сущностно будет выступать в основе ведущих идей и представлений, оценок, надежд и чаяний людей, придерживающихся того или иного жизненного стиля. Однако групповое экологическое сознание не сводится к простой арифметической сумме взглядов отдельных членов группы, а составляет новое качество как отражение наиболее существенных эколо­гических проблем, тревог и опасений, свойственных всей группе или социальному сословию. Помимо собст­венных, присущих только этой группе, проблем группо­вое экологическое сознание может выступать и носите­лем так называемых массовидных явлений экологиче­ского сознания.

Массовидные явления экологического сознания представляют собой однородные оценки, совпадающие установки, принятые стереотипы и внутренне внушенные образы экологических бедствий, связанные с одновре­менно переживаемыми психическими состояниями лю­дей. К массовидным явлениям экологического сознания относятся доминирующие среди населения представле­ния о вредных последствиях каких-либо вредных произ­водств (вред реальный или вымышленный), преобла­дающие в данной социальной среде экологические на­строения (экодисфории, экоипохондрии), общественное мнение в экологическом сознании, экосентенции. Сле­дует заметить, что массовидные явления широко изуча­ются в психологии народов, а также в психологии больших групп относительно тематики рекламы, торгов­ли, предвыборных кампаний и совершенно не изучены в области экологической психологии.

Не менее выразительным источником интериориза-ции экологического сознания в процессе его естествен­ного социогенеза выступает общественное экологи­ческое сознание — преобладающее состояние чувств и мыслей тех или иных общественных групп относи­тельно экологических проблем. Экологическое настрое­ние в экологическом общественном сознании — это не только самое массовидное социально-психологическое явление, но и одна из наиболее влиятельных сил, объе­диняющих и побуждающих людей к определенной дея­тельности: производственной, бытовой, культурной, просветительской, созидательной или разрушительной. Определенное экологическое настроение в обществе часто объединяет людей на митингах и демонстрациях, оно способно захватывать и группировать людей в еди­ное социальное, политическое или экологическое дви­жение (например, Партия зеленых Украины). В такие объединения могут входить различные группы и слои общества. Экологическое настроение характеризуется выраженной природоохранной направленностью или вполне определенным содержанием и уровнем эмоцио­нального накала (апатия, депрессия или подъем, энтузи­азм). Наряду с глобальными либо более или менее зна­чительными массовыми явлениями экологическое на­строение может иметь и региональное, локальное со­держание. Это обычно находит свое отражение в инте-риоризации экологического сознания, эмоционально заряжая экодиспозиции в той мере, в какой личностью разделяются общие тенденции (упадничество, психоз, безысходность либо уверенность, надежда, оптимизм).

На формирование экодиспозиции в процессе инте-риоризации экологических ценностей прямо или кос­венно оказывает влияние и такая составляющая, как геопсихические явления, возникающие вследствие воз­действия на психику факторов Земли — атмосферного давления, магнитной активности, температуры воздуха, грунтовых вод, ветров, климата в целом. Трудно пере­оценить влияние на формирование экологического соз­нания средств массовой информации и коммуни­кации.

Следовательно, с учетом вышеназванных влияний и складывается экологическое сознание обыденного уровня, которое в конечном итоге составляет когни­тивную карту мира (от лат. содпШо — знание, позна­ние) — образ пространственного окружения, который создается и видоизменяется в результате активного взаимодействия человека с окружающей средой. Когни­тивная карта, или субъективная картина мира, как об­раз-представление экологии еще не разработана в экопсихологическом контексте. Однако совершенно очевидно, что экологическая карта мира в когнитивных структурах самосознания не есть обезличенная, беспри­страстная, чисто объективированная данность, — она субъективируется и уходит в область глубинных амо-дальных структур индивидуального сознания. " Олицетворение" когнитивной карты мира, в том числе и экологического содержания, осуществляется сквозь призму личностных смыслов экологического сознания.

Понятие личностного смысла в общей психологии обозначает индивидуализированное отражение действи­тельного отношения личности к тем объектам, ради ко­торых развертывается ее деятельность. Изначально по­нятие личностного смысла связывалось Л. С. Выготским с динамическими смысловыми системами индивидуаль­ного сознания и представлялось в единстве аффектив­ных и интеллектуальных процессов [11]. А. Н. Леонтьев, развивая теорию деятельности в общей психологии, выводит понятие личностного смысла на уровень категориальных единиц самого сознания [17], что, несомненно, расширило методологическое значе­ние термина. Оказалось, что личностные смыслы имеют прямое отношение к побуждениям человека к деятель­ности (смыслообразующие мотивы), отношениям чело­века к действительности (значимость, субъективная цен­ность), смысловым установкам, а через них — к поступ­кам и действиям. Если установлено, что личностные смыслы индивидуального сознания производны от места человека в системе общественных отношений и от его социальной позиции, то не приходится сомневаться, что они непосредственно связаны с экологическим статусом того же индивидуального, как впрочем и общественно­го, сознания. Если изменение социальной позиции чело­века в мире влечет за собой переосмысление его отно­шений к действительности, нередко связанных с " потерей себя" и утратой смысла существования, то и в экологическом контексте, например последствий Черно­быльской катастрофы, не учитывать значение личност­ных смыслов будет величайшей ошибкой. Понятие лич­ностных смыслов используется нами в составе других категорий экологически измененных форм бытия, изу­чающих отношение человека в изменившихся условиях существования, что также в экологической психологии специально не обсуждалось.

Поскольку личностные смыслы экологического соз­нания составляют ядро складывающихся отношений че­ловека к среде своего существования, то одной из форм его проявления будут намерения экологическо­го сознания. Намерение в структуре экологического сознания — особое функциональное образование пси­хики человека, возникающее под влиянием установок, механизмов целеполагания. И в том, и в другом случае намерение будет зависеть от содержания экологическо­го сознания, а именно: от экодиспозиций, личностных смыслов, знаний и представлений (эко-логического об­разования), эмпирических, опытным путем сложившихся ценностей.

Намерения экологического сознания пострадавших от Чернобыльской катастрофы берут на себя функцию регуляции поведения в условиях ожидания неприятно­стей от сложившейся особо сложной экологической си­туации. Целеполагание осуществляется в затянувшихся по времени непривычных и субъективно трудных, дина­мично меняющихся обстоятельствах, которые вызывают целый ряд порой противоречивых мотивов деятельно­сти. В случае борьбы мотивов намерение нередко вы­ступает в качестве решающего момента, предваряющего фазу исполнения действия: в одних случаях, как это видно из наших исследований, оно заменяет стадию подготовки от целеполагания к исполнению, в других — увеличивает эту стадию, особенно тогда, когда намере­ние имеет обратный знак направленности по отношению к цели актуальной деятельности.

Наряду с понятием намерения экологического созна­ния следует обратить внимание и на категорию эколо­гической дееспособности личности как одну из важ­ных детерминант, проявляющихся в векторе направлен­ности соответствующего действия, той или иной эколо­гической активности. Экологическую дееспособность следует дифференцировать по уровням выраженно­сти:

— в скрытом внутреннем плане, на уровне экологи­ческих диспозиций, склонностей, предрасположен-ностей, установок;

— на уровне социальном: в общении, организован­ной совместно с другими деятельности, в четко выра­женной жизненной позиции, мировоззрении, убеждени­ях, идейности;

— на уровне повседневной активности, когда знае-мое и принятое в сознании неизменно реализуется в действиях и поступках, образе жизни.

Если первый уровень экодиспозиций изучался нами с помощью специально созданных проективных тестов, второй — с использованием диагностических опросни­ков, то третий уровень, который охватывает потребно-стно-мотивационную сферу и выразительно проявляется в повседневной активности людей, успешно изучается методом наблюдений, бесед, специальных интервью, полуструктурированных анкет.

Устойчивые намерения всех трех уровней кумулиру-ют в себе категорию экологической, исходящей от глу­бинных психологических структур, направленности лич­ности.

Экологическая направленность личности — со­вокупность устойчивых мотивов и намерений, ориенти­рующих деятельность человека в экологически опосре­дованном плане, особенно в тех случаях, когда субъект не зависит непосредственно от существующих экологи­чески вредных обстоятельств. Конечно, и в условиях не­гативной экодетерминации мы можем наблюдать от­страненность, индифферентность личности к проблемам экологии, но так бывает реже. Экологическая направ­ленность личности характеризуется соответствующими интересами, склонностями, убеждениями, в которых вы­ражается экологическое мировоззрение человека. Под влиянием экологической направленности личности фор­мируются навыки экоадекватного поведения или навыки экоатрибутивной деятельности. А коль скоро это навы­ки, то им присущи структуры действий экологической направленности, которые складываются в отсутствие поэлементной сознательной регуляции и контроля. На­выки экологического поведения формируются путем по­вторения и закрепления в индивидуальном опыте пер­цептивных интеллектуальных и двигательных действий, которые в соответствующей активности доводятся до автоматизированных стереотипов.

С учетом направленности личности и на базе эмпи­рически сложившихся экологических навыков формиру­ется линия либо экоатрибутивного, либо экодистри-бутивного поведения, основные их тенденции. Эколо­гически обусловленное поведение, или поведенческая экоатрибуция, выразительно может иметь два варианта: либо это эконормативное поведение, либо экодевиант-ное.

Экодевиантное поведение (от франц. deviation — отклонение) — поведение, в основе которого отслежи­ваются черты, наносящие вред природной или антропо­генной среде. Экодевиант — человек с отклоняющимся от здравого экологического смысла поведением. Не всякое экодевиантное поведение подпадает под крими­нальную ответственность (разрушение гнезда птицы, муравейника, сломанная ветка дерева либо сооружение плотины). Потребление заведомо вредного продукта (скажем, наркотика) или использование радиационно зараженных предметов и вещей, материальных ценно­стей (к примеру, из радиационных " могильников" ) — тоже экодевиация. Поэтому экодевиация оказывает на человека более пагубное влияние, чем правонарушение,

— своей безнаказанностью, а в итоге закрепляет черты экологической деменции, притупляет нравственное соз­нание, препятствует развитию эмоциональной восприим­чивости, волевой сферы, здоровых потребностей и ду­ховных ценностей. В свою очередь, дефицит названных психологических понятий индивидуального самосозна­ния способствует развитию психики девиантного типа: низкий уровень интеллектуальности, незавершенность или несформированность эмоций, ограниченность, кон­формность (зависимость поступков от внешнего влия­ния), ослабленный оценочно-критериальный контроль, внутренняя противоречивость личности. Следует, одна­ко, признать, что иногда экологическая девиация соче­тается с хорошим знанием нравственных норм. Приме­рами экологических девиаций могут быть экосовмет-ральные диспозиции.

Эконормативное поведение (от лат. norma — ру­ководящее начало, точное предписание, образец) — поведение, в основе которого лежит совокупность пра­вил и требований рационального взаимодействия чело­века с природным, социальным и искусственным окру­жением своего существования, даже в экологически не­благоприятных условиях.

В экологической психологии это понятие далеко не
само собой разумеющееся. Дело в том, что поведение,
как форма направленного взаимодействия живых су-
ществ с окружающей средой, детерминировано внешней
(двигательной) и внутренней (психической) активностью.
Эволюционная теория Ч. Дарвина объясняет биологиче-
скую суть приспособительного поведения животных
инициирующим началом среды, где важное место отво-
дится          именно условиям                       существования.
С появлением сознания у человека расширяется диапа-
зон регуляции своего взаимодействия со средой. Каче-
ственно иными становятся и внутрипопуляционные взаимоотношения индивидов, взаимодействия между биологическими видами, между субъектами и объектами жизнедеятельности. Поиск первородных истоков гармо­нии становится обременительным, и человек изобретает, ищет и находит другие правила приспособления, в част­ности приспособления за счет использования среды в своих интересах, а точнее, приспособления ее к своим интересам, нуждам и потребностям.

В связи с этим поведение человека становится в ряд производных зависимостей, где, с одной стороны, со­храняется природная предрасположенность приспосо­биться, а с другой, — на передний план выступает со­циально обусловленная, опосредованная речью и мыш­лением сознательная деятельность, возможности кото­рой несравнимо мощнее сугубо биологических актов приспособления. Иногда, а порой и нередко, они дают сбои в виде переоценки своих возможностей, расщеп­ления вербального (знаемого в данном случае) и реаль­ного планов, ослабления критичности при контроле за реализацией программ, непредвиденности получаемых результатов при вмешательстве в экосистемы. Все это отрицательно сказывается на первой линии приспособи­тельного поведения и побуждает человека к выработке соответствующих правил и норм, которые играли бы роль ориентировочных средств в регуляции экологиче­ского поведения и взаимодействия с природой. Следо­вание этим нормам и формирует эконормативное пове­дение.


 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

В чем разница между понятиями " экология" и " экологическая психология"?

Каковы сущностные характеристики и как соотносятся понятия " обыденное сознание" и " здравый смысл"? Какое отношение они имеют к экологическому сознанию?

Дать определение понятию " экологическое сознание". Как соот­носятся понятия индивидуального и общественного экологиче­ского сознания? Какие методологические противоречия содер­жит в себе экологическое сознание?

Раскрыть содержание и три основных свойства экологического сознания: охарактеризовать его со стороны имплицитности, экс­плицитное™ и комплицитности.

Что такое интериоризация экологического сознания и каково ее главное назначение?

Что такое экологическая диспозиция? Раскрыть содержание совметральных и совмиссийных экодиспозиций. Психологические механизмы первичной адаптации в условиях экологического бедствия: экопсихологическая напряженность, фрустрация, экопсихологическая незащищенность. В чем они проявляются?

Каковы социально-психологические формы экологического соз­нания, порождаемые в процессе адаптации к последствиям эко­логического бедствия? Раскрыть сущность понятий " экологические конфабуляции", " гностические контаминации", " экопсихологичес-кий инсайт" (эпифеномен). Как соотносятся понятия " экопсихологический инсайт" и " иници­ация экологического сознания"? Их значение в экологической психологии.

Дать определение понятию общественных форм экологического сознания: групповое экологическое сознание, массовидные явле­ния экологического сознания, общественное экологическое соз­нание.

Индивидуально-личностные формы проявления экологического сознания: когнитивная карта мира, личностный смысл и намере­ние экологического сознания. Раскрыть сущность и содержание. Охарактеризовать поведенческие формы проявления экологиче­ского сознания: экологическую дееспособность и экологическую направленность личности.

Экопсихологическая нормотония экологического сознания: эко­девиантное и эконормативное поведение. Раскрыть сущность, привести примеры.

 

 

Раздел III

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

3. 1. Субъективный образ мира — основа методологии и теоретическая база экологического сознания

Будем исходить из того, что понятие " образ ми­ра" — это прежде всего образ или психическое представление в сознании человека. У каждого чело­века есть свое представление о мире вещей, о жизни и ее качестве. Поэтому изначально следует определиться с понятием и сущностью психического представления, которое в современной научной литературе употребля­ется в разных выражениях и трактовках: " образ мира", " субъективная карта мира", " когнитивная карта", " ког­нитивный образ" и т. п. Ментальный или субъективный образ становится, таким образом, предметом исследо­вания и методологической основой экологической пси­хологии.

Еще в 70-е годы нынешнего столетия А. Н. Леонтьев поставил проблему образа как одну из принципиальных проблем восприятия предметного мира [18]. В после­дующем эти идеи получили свое развитие, теоретиче­ское и экспериментальное обоснование [5, 25, 31].

Следует отметить, что А. Н. Леонтьев не был перво­открывателем идеи образа в психологии, однако он ед­ва ли не впервые в научно-психологическом плане стал исследовать эту категорию генетически.

Каждая вещь первично существует объективно, а вторично представлена в субъективном, чувственном плане, в сознании человека. Если для животных пред­метный мир выступает в его четырехмерном измерении (трехмерное пространство плюс время, проявляющееся в движении), то для человека тот же предметный мир существует еще и в пятом измерении, по Леонтьеву, в " квазиизмерении", т. е. открывается еще и своим " смысловым полем", системой значений. Для человека не только чувственные признаки ощущений комбиниру­ются в восприятии, а может быть, и не это главное, — главное в другом — в сути субъективно создаваемых образов, в которые с неизбежностью привносятся свои сложившиеся личностные смыслы.

Проблема значения и смысла — традиционная для психологии и столь же традиционно рассматрива­лась в психолингвистическом плане применительно к речи, слову, контексту.

Впервые обратился к понятию смысла французский психолог Ф. Полан. Согласно Полану, смысл представ­ляет собой совокупность всех психологических фактов, возникающих в нашем сознании благодаря слову. Зна­чение же есть неподвижный и неизменный пункт, кото­рый остается устойчивым при всех изменениях слова в различном контексте.

Слово, независимо от того, взято оно в контексте или отдельно, всегда имеет определенное значение. Вместе с тем реализуется слово в контексте уже своим смыслом. Отсюда следует, что значение есть не более как потенция того, что может стоять за ним.

Л. С. Выготский, используя суждения Ф. Полана, уточняет соотношение понятий " значение" и " смысл". Он пишет: " Слово приобретает свой смысл только во фразе, но сама фраза приобретает смысл только в кон­тексте абзаца, абзац — в контексте книги, книга — в контексте всего творчества автора" [11, с. 270]. Еще более определенно трактует это А. Н. Леонтьев. Он пи­шет, что значение — есть то, что открывается в пред­мете или явлении объективно и существует в форме безличного языкового понятия. В значении закрепляет­ся объективное, обобщенное, синтезированное челове­чеством исторически отражение действительности в форме понятия, знания, умения, нормы поведения и др. Иными словами, значение — это нечто объективное, в смысле же это " нечто" обретает субъективную окра­шенность, исходящую от реального взаимодействия ре­ального субъекта с реальной действительностью. Смысл вбирает в себя субъективное отношение к со­держанию значения, придавая ему тем самым много­значность, своеобразие.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.