|
|||
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 3 страницаЭкологическая диспозиция (лат. сИзроз/Ь'о, от сЛвропо — размещаю, распределяю) — определенный план поведения, способ действий относительно тех или иных экологически значимых факторов. Как правило, экодиспозиция является культивируемым в процессе воспитания качеством личности, определяющим соответствующую ее направленность, но может выступать в разной степени выраженности — от явной доминанты до полного отсутствия. В случае ее выраженности экодиспозиция конкретного содержания становится деятельностью в ее потенциальной форме, ибо это — склонность, установка, ценностная ориентация, предрасположенность*. Формируя нужные экодиспози-ции, можно заранее предвидеть причины и следствия, вероятностные формы экологического поведения человека или целых групп, категорий населения. На сегодня нам известно, что экопсихологические диспозиции, как определенным образом фиксированные установки, формируются постепенно и не только путем направленной учебно-воспитательной работы, но и посредством закрепления распространяемых в обществе идей и перевода их из области " знаемых" в содержание привычек и склонностей оценивать и относиться к средовым явлениям определенным образом. Адекватная биологическим принципам адаптации экопсихологическая диспозиция предполагает согласование, поощрение, поддержку, содействие природным явлениям, а не переделку, подчинение их, но вместе с тем и не слепую покорность. Как ни странно, но человек советского периода стереотипно занимал эти две крайние позиции с перевесом тенденции к превосходству над природой, подчинению ее своим интересам. Обозначим это совметральной экодиспозицией. Совметральная экодиспозиция (от франц. soumettre — покорять и лат. dispositio, от dispono — располагаю) — готовность или предрасположенность подчинять природу своим целям и интересам. Как правило, сов-метральное отношение к природе побуждается и обосновывается благоразумными намерениями, маскируется гуманными принципами, обосновывается расчетами, но в конечном итоге оборачивается губительными и разрушительными, а нередко и необратимыми последствиями.
Более подробно об экодиспозициях, их формах и методах тестовой психодиагностики см. научно-методическое пособие [29]. Та же Чернобыльская авария моментально вызвала обратную по отношению к совметральности экосов-миссийную диспозицию (от франц. soumission — подчинение, зависимость), а именно: предрасположенность покорно следовать стихии природы, пассивное следование природным законам. Такая покорность естественно обусловлена биологической доминантой в природе человека, а также ограниченностью его познаний. Следует отметить, что предшествующая идеология позаботилась о том, чтобы в " атомных" экодиспозициях советского народа был создан подсознательный устрашающий образ последствий ядерного взрыва, ибо долгое время нагнетался страх перед его поражающим действием, в том числе и перед радиационным заражением. Формированию таких экодиспозиций в то время уделяли внимание, поскольку они были нужны для оправдания гонки ядерных вооружений, а создавать экоп-сихологический иммунитет против них — не считали нужным. Поэтому обыденное сознание в первое время после Чернобыльской катастрофы оказалось подавленным и стало активно искать выход из беды в различного рода домыслах, прибегая к слухам и догадкам. В условиях остро возникшей необходимости адаптации аффективное состояние паники со временем сменилось экопсихологической напряженностью, под которой мы понимаем категорию психического состояния людей, обусловленную предвосхищением неблагоприятного развития экологической обстановки. Такое состояние сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, страха. Однако, в отличие от паники, экопси-хологическое напряжение характеризуется готовностью овладеть ситуацией, действовать в ней определенным образом. Степень выраженности психической напряженности тогда определялась многими моментами: силой мотивации (стремлением изменить ситуацию), значимостью и личностным ее смыслом, отсутствием опыта подобных переживаний, ригидностью (негибкостью) психических состояний. Сочетание этих психических форм состояния людей проецировалось на проявления фрустрации, логически отражалось конфликтами в сфере личностных ценностей. По характеру влияния психического напряжения в поведении и деятельности формировались две линии развития: операциональная, когда процессуально мобилизовывалась мотивация выживания, что способствовало сохранению высокого уровня работоспособности, и эмоциональная, дезорганизующая. Развитие эмоциональной напряженности отражалось на тонусе поведения чаще всего отрицательно, что приводило к ломке мотивационных структур, снижению эффективности деятельности, ее дезорганизации. Психологическая напряженность экологической поставарийной обстановки была связана прежде всего с экопсихологической незащищенностью людей. Эко-психологическая незащищенность в данном случае определялась как эмоциональное переживание витальной угрозы последствий экологического бедствия, как состояние ожидания неблагоприятных результатов, которые невозможно предотвратить. Чувство экологической незащищенности обусловлено запоздалым осознанием своей биологической принадлежности, резким снижением, даже по отношению к бывшим повседневным самооценкам, уровней притязания, понижением со-циально-деятельностной атрибуции, атрофированием жизненных смыслов и резким повышением тревожности, страхов, опасений. Вполне вероятно, что на этом фоне может разыгрываться целый комплекс специфических явлений экологического сознания. Первейшим его фактором, наиболее доступным и наиболее распространенным, становится явление экологической конфабуляции (от лат. confabulo — болтаю) — бессмысленное философствование вокруг острых проблем, связанных с изменившейся экологической обстановкой. Чаще всего это обыденные представления, возводимые в сложные нагромождения смысловых конструкций с примесью фантасмагории и мистики. Подобного рода конфабуляции запутывают и заостряют сложные экологические проблемы, используются в качестве ширмы для отвлечения общественного сознания (первые после Чернобыльской катастрофы выступления советского правительства и специалистов), либо реализуются в качестве катализатора для нагнетания массового психоза (нашлись и здесь " ходоки", которые разносили всевозможные слухи и догадки с целью усиления значимости происходящего). Обыденные пересуды также следует относить к тем самым явлениям экологической конфабуляции, в основе которых лежат гностические контаминации (от греч. gnosis — познание и лат. contaminatio — смешение, ошибочное воспроизведение), алогизмы обыденного мышления, проблемные парадоксы, другие искажения действительности, эмоционально обнадеживающие, хотя по сути своей создающие психологические барьеры в экологическом сознании людей. Каково бы ни было отрицательное значение радиоэкологических конфабуляции, они способны порождать в экологическом сознании так называемый " эпифеномен", или, иными словами, явление экопсихо-логического инсайта. Экопсихологический инсайт (от англ. insight — постижение, озарение) — внезапное и невидимое из прошлого опыта, но подготовленное им постижение, открытие для себя значимости человеческой жизни или своей первозданной биологической природы (это как воздух: пока он есть, его не замечают). И вдруг на фоне впечатляющих явлений происходящего люди осознают в себе ту самую природу, а через это осознание — и свою причастность к чему-то чрезвычайному. Экопсихологический инсайт в таком варианте оставляет глубокое душевное потрясение, переживается сильно, нередко трагически и безысходно. По глубине эмоционального переживания такого рода " эпифеномен" оставляет заметный след, у иного человека, как мы видели в полевых исследованиях, на всю жизнь, побуждает сознание всеми силами отрицать случившееся либо " открыть" глаза на нечто ранее не замечаемое. В отдельных случаях (не таких уж и редких) " эпифеномен", или экопсихологический инсайт, обусловливает инициацию экологического сознания (от лат. initio — начинаю, посвящаю в таинство) — приобщение человека к области экологических ценностей, побуждение к познанию среды своего существования, к появлению экологического мышления, экоатрибутивного образа жизни. В ключе развития экопсихологических инициации возникает острая потребность в формировании действенных экоатрибутивных форм поведения в новых условиях существования, реорганизуются ценностные установки, мотивы и смыслообразующие цели всей последующей жизни. Возникает острая необходимость в адекватной информации, а при ее дефиците встают не менее серьезные барьеры и ограничения процессов ин-териоризации обыденного опыта, адаптации как общественного, так и индивидуального сознания. Содержание интериоризированных (переведенных во внутренний план) экопсихологических диспозиций чаще всего затруднено во внешней развернутой речи, хотя и дает возможность человеку оперировать обра-зами, схемами, символами случившегося. На этом уровне интериоризации символика и образность внутреннего содержания позволяют оперировать ими не столько в реальной плоскости восприятия, сколько в проекциях на глубинных, амодальных уровнях субъективных представлений, на искаженных пространствах, смещенных временных отрезках, эмоциональных акцентуациях, иных " провокационных" формах психического отражения. Поэтому и само по себе отражение нуждается во внешних " подпорках"; наиболее вероятными и доступными теперь являются групповые явления экологического сознания, как и массовидные экоустановки. Групповое экологическое сознание — целостная составляющая диалектической суммы индивидуальных представлений определенной социальной группы (отдельного села или региона, категории пострадавших и др. ). Поскольку социальные группы образуются прежде всего для осуществления определенной деятельности или отражают некоторый образ жизни, то и групповое экологическое сознание сущностно будет выступать в основе ведущих идей и представлений, оценок, надежд и чаяний людей, придерживающихся того или иного жизненного стиля. Однако групповое экологическое сознание не сводится к простой арифметической сумме взглядов отдельных членов группы, а составляет новое качество как отражение наиболее существенных экологических проблем, тревог и опасений, свойственных всей группе или социальному сословию. Помимо собственных, присущих только этой группе, проблем групповое экологическое сознание может выступать и носителем так называемых массовидных явлений экологического сознания. Массовидные явления экологического сознания представляют собой однородные оценки, совпадающие установки, принятые стереотипы и внутренне внушенные образы экологических бедствий, связанные с одновременно переживаемыми психическими состояниями людей. К массовидным явлениям экологического сознания относятся доминирующие среди населения представления о вредных последствиях каких-либо вредных производств (вред реальный или вымышленный), преобладающие в данной социальной среде экологические настроения (экодисфории, экоипохондрии), общественное мнение в экологическом сознании, экосентенции. Следует заметить, что массовидные явления широко изучаются в психологии народов, а также в психологии больших групп относительно тематики рекламы, торговли, предвыборных кампаний и совершенно не изучены в области экологической психологии. Не менее выразительным источником интериориза-ции экологического сознания в процессе его естественного социогенеза выступает общественное экологическое сознание — преобладающее состояние чувств и мыслей тех или иных общественных групп относительно экологических проблем. Экологическое настроение в экологическом общественном сознании — это не только самое массовидное социально-психологическое явление, но и одна из наиболее влиятельных сил, объединяющих и побуждающих людей к определенной деятельности: производственной, бытовой, культурной, просветительской, созидательной или разрушительной. Определенное экологическое настроение в обществе часто объединяет людей на митингах и демонстрациях, оно способно захватывать и группировать людей в единое социальное, политическое или экологическое движение (например, Партия зеленых Украины). В такие объединения могут входить различные группы и слои общества. Экологическое настроение характеризуется выраженной природоохранной направленностью или вполне определенным содержанием и уровнем эмоционального накала (апатия, депрессия или подъем, энтузиазм). Наряду с глобальными либо более или менее значительными массовыми явлениями экологическое настроение может иметь и региональное, локальное содержание. Это обычно находит свое отражение в инте-риоризации экологического сознания, эмоционально заряжая экодиспозиции в той мере, в какой личностью разделяются общие тенденции (упадничество, психоз, безысходность либо уверенность, надежда, оптимизм). На формирование экодиспозиции в процессе инте-риоризации экологических ценностей прямо или косвенно оказывает влияние и такая составляющая, как геопсихические явления, возникающие вследствие воздействия на психику факторов Земли — атмосферного давления, магнитной активности, температуры воздуха, грунтовых вод, ветров, климата в целом. Трудно переоценить влияние на формирование экологического сознания средств массовой информации и коммуникации. Следовательно, с учетом вышеназванных влияний и складывается экологическое сознание обыденного уровня, которое в конечном итоге составляет когнитивную карту мира (от лат. содпШо — знание, познание) — образ пространственного окружения, который создается и видоизменяется в результате активного взаимодействия человека с окружающей средой. Когнитивная карта, или субъективная картина мира, как образ-представление экологии еще не разработана в экопсихологическом контексте. Однако совершенно очевидно, что экологическая карта мира в когнитивных структурах самосознания не есть обезличенная, беспристрастная, чисто объективированная данность, — она субъективируется и уходит в область глубинных амо-дальных структур индивидуального сознания. " Олицетворение" когнитивной карты мира, в том числе и экологического содержания, осуществляется сквозь призму личностных смыслов экологического сознания. Понятие личностного смысла в общей психологии обозначает индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность. Изначально понятие личностного смысла связывалось Л. С. Выготским с динамическими смысловыми системами индивидуального сознания и представлялось в единстве аффективных и интеллектуальных процессов [11]. А. Н. Леонтьев, развивая теорию деятельности в общей психологии, выводит понятие личностного смысла на уровень категориальных единиц самого сознания [17], что, несомненно, расширило методологическое значение термина. Оказалось, что личностные смыслы имеют прямое отношение к побуждениям человека к деятельности (смыслообразующие мотивы), отношениям человека к действительности (значимость, субъективная ценность), смысловым установкам, а через них — к поступкам и действиям. Если установлено, что личностные смыслы индивидуального сознания производны от места человека в системе общественных отношений и от его социальной позиции, то не приходится сомневаться, что они непосредственно связаны с экологическим статусом того же индивидуального, как впрочем и общественного, сознания. Если изменение социальной позиции человека в мире влечет за собой переосмысление его отношений к действительности, нередко связанных с " потерей себя" и утратой смысла существования, то и в экологическом контексте, например последствий Чернобыльской катастрофы, не учитывать значение личностных смыслов будет величайшей ошибкой. Понятие личностных смыслов используется нами в составе других категорий экологически измененных форм бытия, изучающих отношение человека в изменившихся условиях существования, что также в экологической психологии специально не обсуждалось. Поскольку личностные смыслы экологического сознания составляют ядро складывающихся отношений человека к среде своего существования, то одной из форм его проявления будут намерения экологического сознания. Намерение в структуре экологического сознания — особое функциональное образование психики человека, возникающее под влиянием установок, механизмов целеполагания. И в том, и в другом случае намерение будет зависеть от содержания экологического сознания, а именно: от экодиспозиций, личностных смыслов, знаний и представлений (эко-логического образования), эмпирических, опытным путем сложившихся ценностей. Намерения экологического сознания пострадавших от Чернобыльской катастрофы берут на себя функцию регуляции поведения в условиях ожидания неприятностей от сложившейся особо сложной экологической ситуации. Целеполагание осуществляется в затянувшихся по времени непривычных и субъективно трудных, динамично меняющихся обстоятельствах, которые вызывают целый ряд порой противоречивых мотивов деятельности. В случае борьбы мотивов намерение нередко выступает в качестве решающего момента, предваряющего фазу исполнения действия: в одних случаях, как это видно из наших исследований, оно заменяет стадию подготовки от целеполагания к исполнению, в других — увеличивает эту стадию, особенно тогда, когда намерение имеет обратный знак направленности по отношению к цели актуальной деятельности. Наряду с понятием намерения экологического сознания следует обратить внимание и на категорию экологической дееспособности личности как одну из важных детерминант, проявляющихся в векторе направленности соответствующего действия, той или иной экологической активности. Экологическую дееспособность следует дифференцировать по уровням выраженности: — в скрытом внутреннем плане, на уровне экологических диспозиций, склонностей, предрасположен-ностей, установок; — на уровне социальном: в общении, организованной совместно с другими деятельности, в четко выраженной жизненной позиции, мировоззрении, убеждениях, идейности; — на уровне повседневной активности, когда знае-мое и принятое в сознании неизменно реализуется в действиях и поступках, образе жизни. Если первый уровень экодиспозиций изучался нами с помощью специально созданных проективных тестов, второй — с использованием диагностических опросников, то третий уровень, который охватывает потребно-стно-мотивационную сферу и выразительно проявляется в повседневной активности людей, успешно изучается методом наблюдений, бесед, специальных интервью, полуструктурированных анкет. Устойчивые намерения всех трех уровней кумулиру-ют в себе категорию экологической, исходящей от глубинных психологических структур, направленности личности. Экологическая направленность личности — совокупность устойчивых мотивов и намерений, ориентирующих деятельность человека в экологически опосредованном плане, особенно в тех случаях, когда субъект не зависит непосредственно от существующих экологически вредных обстоятельств. Конечно, и в условиях негативной экодетерминации мы можем наблюдать отстраненность, индифферентность личности к проблемам экологии, но так бывает реже. Экологическая направленность личности характеризуется соответствующими интересами, склонностями, убеждениями, в которых выражается экологическое мировоззрение человека. Под влиянием экологической направленности личности формируются навыки экоадекватного поведения или навыки экоатрибутивной деятельности. А коль скоро это навыки, то им присущи структуры действий экологической направленности, которые складываются в отсутствие поэлементной сознательной регуляции и контроля. Навыки экологического поведения формируются путем повторения и закрепления в индивидуальном опыте перцептивных интеллектуальных и двигательных действий, которые в соответствующей активности доводятся до автоматизированных стереотипов. С учетом направленности личности и на базе эмпирически сложившихся экологических навыков формируется линия либо экоатрибутивного, либо экодистри-бутивного поведения, основные их тенденции. Экологически обусловленное поведение, или поведенческая экоатрибуция, выразительно может иметь два варианта: либо это эконормативное поведение, либо экодевиант-ное. Экодевиантное поведение (от франц. deviation — отклонение) — поведение, в основе которого отслеживаются черты, наносящие вред природной или антропогенной среде. Экодевиант — человек с отклоняющимся от здравого экологического смысла поведением. Не всякое экодевиантное поведение подпадает под криминальную ответственность (разрушение гнезда птицы, муравейника, сломанная ветка дерева либо сооружение плотины). Потребление заведомо вредного продукта (скажем, наркотика) или использование радиационно зараженных предметов и вещей, материальных ценностей (к примеру, из радиационных " могильников" ) — тоже экодевиация. Поэтому экодевиация оказывает на человека более пагубное влияние, чем правонарушение, — своей безнаказанностью, а в итоге закрепляет черты экологической деменции, притупляет нравственное сознание, препятствует развитию эмоциональной восприимчивости, волевой сферы, здоровых потребностей и духовных ценностей. В свою очередь, дефицит названных психологических понятий индивидуального самосознания способствует развитию психики девиантного типа: низкий уровень интеллектуальности, незавершенность или несформированность эмоций, ограниченность, конформность (зависимость поступков от внешнего влияния), ослабленный оценочно-критериальный контроль, внутренняя противоречивость личности. Следует, однако, признать, что иногда экологическая девиация сочетается с хорошим знанием нравственных норм. Примерами экологических девиаций могут быть экосовмет-ральные диспозиции. Эконормативное поведение (от лат. norma — руководящее начало, точное предписание, образец) — поведение, в основе которого лежит совокупность правил и требований рационального взаимодействия человека с природным, социальным и искусственным окружением своего существования, даже в экологически неблагоприятных условиях. В экологической психологии это понятие далеко не В связи с этим поведение человека становится в ряд производных зависимостей, где, с одной стороны, сохраняется природная предрасположенность приспособиться, а с другой, — на передний план выступает социально обусловленная, опосредованная речью и мышлением сознательная деятельность, возможности которой несравнимо мощнее сугубо биологических актов приспособления. Иногда, а порой и нередко, они дают сбои в виде переоценки своих возможностей, расщепления вербального (знаемого в данном случае) и реального планов, ослабления критичности при контроле за реализацией программ, непредвиденности получаемых результатов при вмешательстве в экосистемы. Все это отрицательно сказывается на первой линии приспособительного поведения и побуждает человека к выработке соответствующих правил и норм, которые играли бы роль ориентировочных средств в регуляции экологического поведения и взаимодействия с природой. Следование этим нормам и формирует эконормативное поведение.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ В чем разница между понятиями " экология" и " экологическая психология"? Каковы сущностные характеристики и как соотносятся понятия " обыденное сознание" и " здравый смысл"? Какое отношение они имеют к экологическому сознанию? Дать определение понятию " экологическое сознание". Как соотносятся понятия индивидуального и общественного экологического сознания? Какие методологические противоречия содержит в себе экологическое сознание? Раскрыть содержание и три основных свойства экологического сознания: охарактеризовать его со стороны имплицитности, эксплицитное™ и комплицитности. Что такое интериоризация экологического сознания и каково ее главное назначение? Что такое экологическая диспозиция? Раскрыть содержание совметральных и совмиссийных экодиспозиций. Психологические механизмы первичной адаптации в условиях экологического бедствия: экопсихологическая напряженность, фрустрация, экопсихологическая незащищенность. В чем они проявляются? Каковы социально-психологические формы экологического сознания, порождаемые в процессе адаптации к последствиям экологического бедствия? Раскрыть сущность понятий " экологические конфабуляции", " гностические контаминации", " экопсихологичес-кий инсайт" (эпифеномен). Как соотносятся понятия " экопсихологический инсайт" и " инициация экологического сознания"? Их значение в экологической психологии. Дать определение понятию общественных форм экологического сознания: групповое экологическое сознание, массовидные явления экологического сознания, общественное экологическое сознание. Индивидуально-личностные формы проявления экологического сознания: когнитивная карта мира, личностный смысл и намерение экологического сознания. Раскрыть сущность и содержание. Охарактеризовать поведенческие формы проявления экологического сознания: экологическую дееспособность и экологическую направленность личности. Экопсихологическая нормотония экологического сознания: экодевиантное и эконормативное поведение. Раскрыть сущность, привести примеры.
Раздел III
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
3. 1. Субъективный образ мира — основа методологии и теоретическая база экологического сознания Будем исходить из того, что понятие " образ мира" — это прежде всего образ или психическое представление в сознании человека. У каждого человека есть свое представление о мире вещей, о жизни и ее качестве. Поэтому изначально следует определиться с понятием и сущностью психического представления, которое в современной научной литературе употребляется в разных выражениях и трактовках: " образ мира", " субъективная карта мира", " когнитивная карта", " когнитивный образ" и т. п. Ментальный или субъективный образ становится, таким образом, предметом исследования и методологической основой экологической психологии. Еще в 70-е годы нынешнего столетия А. Н. Леонтьев поставил проблему образа как одну из принципиальных проблем восприятия предметного мира [18]. В последующем эти идеи получили свое развитие, теоретическое и экспериментальное обоснование [5, 25, 31]. Следует отметить, что А. Н. Леонтьев не был первооткрывателем идеи образа в психологии, однако он едва ли не впервые в научно-психологическом плане стал исследовать эту категорию генетически. Каждая вещь первично существует объективно, а вторично представлена в субъективном, чувственном плане, в сознании человека. Если для животных предметный мир выступает в его четырехмерном измерении (трехмерное пространство плюс время, проявляющееся в движении), то для человека тот же предметный мир существует еще и в пятом измерении, по Леонтьеву, в " квазиизмерении", т. е. открывается еще и своим " смысловым полем", системой значений. Для человека не только чувственные признаки ощущений комбинируются в восприятии, а может быть, и не это главное, — главное в другом — в сути субъективно создаваемых образов, в которые с неизбежностью привносятся свои сложившиеся личностные смыслы. Проблема значения и смысла — традиционная для психологии и столь же традиционно рассматривалась в психолингвистическом плане применительно к речи, слову, контексту. Впервые обратился к понятию смысла французский психолог Ф. Полан. Согласно Полану, смысл представляет собой совокупность всех психологических фактов, возникающих в нашем сознании благодаря слову. Значение же есть неподвижный и неизменный пункт, который остается устойчивым при всех изменениях слова в различном контексте. Слово, независимо от того, взято оно в контексте или отдельно, всегда имеет определенное значение. Вместе с тем реализуется слово в контексте уже своим смыслом. Отсюда следует, что значение есть не более как потенция того, что может стоять за ним. Л. С. Выготский, используя суждения Ф. Полана, уточняет соотношение понятий " значение" и " смысл". Он пишет: " Слово приобретает свой смысл только во фразе, но сама фраза приобретает смысл только в контексте абзаца, абзац — в контексте книги, книга — в контексте всего творчества автора" [11, с. 270]. Еще более определенно трактует это А. Н. Леонтьев. Он пишет, что значение — есть то, что открывается в предмете или явлении объективно и существует в форме безличного языкового понятия. В значении закрепляется объективное, обобщенное, синтезированное человечеством исторически отражение действительности в форме понятия, знания, умения, нормы поведения и др. Иными словами, значение — это нечто объективное, в смысле же это " нечто" обретает субъективную окрашенность, исходящую от реального взаимодействия реального субъекта с реальной действительностью. Смысл вбирает в себя субъективное отношение к содержанию значения, придавая ему тем самым многозначность, своеобразие.
|
|||
|