Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 7 страница



Восьмицветный тест М. Люшера, по мнению практи­ков, имеет значительную диагностическую ценность, по­скольку освещает сущностные стороны психических со­стояний именно в тех случаях, когда имеют дело с фи­зиологическим или психологическим стрессом, — метод обращает внимание и проливает свет на его зоны.

Для непосвященного пользователя поясним основ­ной смысл тестирования по восьмицветной мето­дике, при этом сошлемся на " Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера", предложенное В. И. Тимофеевым и Ю. И. Филимоненко (Ленинград, 1990).

В полной методике М. Люшера содержатся три суб­теста. Наибольшее распространение получил один из них — второй, в котором испытуемый высказывает свое отношение к восьми разным цветам (четыре основных и четыре вспомогательных): серый цвет — 0, темно-синий — 1, зеленый — 2, оранжево-красный — 3, желтый — 4, фиолетовый — 5, коричневый — 6, черный — 7. Итак, все восемь цветов пронумерованы на обратной стороне карточек, которые покрыты соответствующим цветом однотонно (важное условие — цвет без блеска, матовый, насыщенный; обязательно используется эта­лонный цвет, а не любые раскрашенные пластинки, ибо интерпретация разрабатывалась автором под эмпириче­ски подобранные цвета).

Процедура тестирования предельно проста. Перед испытуемым раскладываются все восемь цветовых кар­точек в произвольном порядке полукругом. Перед чело­веком ставится задача внимательно присмотреться к ним и выбрать наиболее предпочитаемую по цвету, а выбрав, отложить в сторону, не связывая цвет с какими-либо вещами. Далее повторяются процедуры выбора из оставшихся цветов до полного разбора карточек. В протокол записывается последовательность выбора. По результатам повторной раскладки выполняются обра­ботка и интерпретация, психологическая расшифровка данных. Это — стандартный вариант методики, которую предложил М. Люшер [40].

В экологическом варианте методика Люшера на­ми модифицирована. Наряду с выбором предпочитае­мых по цвету карточек предлагается " разукрасить", т. е. выложить мозаику цветовыми секторами (изготов­ленными в той же цветовой гамме), передав в цвете символику двух понятий — " земля" и " воздух". Взяты наиболее важные категории жизненной среды, в кото­рых пребывает конкретный человек. Для этого была за­готовлена специальная матрица, в которой экосфера земли (внизу) и воздушного пространства (над ней) разделены полудугой радуги. Из предложенных восьми цветов каждого сектора предлагается выбрать наиболее подходящий, взять его из кассеты и уложить в расчер­ченный сектор матрицы последовательно. Таким обра­зом получается цветовая мозаика субъективного отра­жения соответствующего объекта экологической дейст­вительности. Цветовая последовательность полученной мозаики фиксируется в протоколе исследования и затем подвергается психологической дешифровке и интерпре­тации.

В количественной обработке и анализе результатов тестирования целесообразно учитывать обе линии ана­лиза субъективного мироощущения: как по линии обще­го (фонового) психического состояния в стандартной схеме теста (карточки), так и по линии экопсихологиче-ской " радуги" (в работе с секторами по " земле" и " воздуху" ). В этих цветовых предпочтениях, как пока­зывают наши исследования, отражается информация " значащих переживаний" как общего психофункцио­нального тонуса, так и в отношении экологически важ­ных атрибутов жизненной среды на момент обследова­ния.

Полученные таким образом диагностические сведе­ния являются весьма информативными и достоверными, поскольку человек, которого испытывают в тестирова­нии, не знает, что от него ожидают получить, но даже если и догадывается, то все равно осознанно повлиять на результаты никак не может, потому что не знает пси­хологической символики цвета. Единственное, что ему остается, — это отобрать предпочитаемые карточки и выложить сектора так, как именно лично им все это пе­реживается, смутно или явно ощущается в отношении заданных категорий — земли и воздуха.

По ходу выполнения задания люди обычно сопрово­ждают работу с цветом своими комментариями, выска­зываниями, репликами, пояснениями, иногда разверну­тыми монологами. Все это подробно фиксируется, хотя и не запрашивается специально, а потому имеет особо ценное значение для понимания сущности и содержа­ния, направленности экологического сознания конкрет­ного человека. Вся эта содержательная информация подвергается затем контент-анализу. В полевых услови­ях вся методика выполняется за 5—7 минут. Обработка и интерпретация материалов осуществляется на основа­нии " Таблиц интерпретации" в соответствии с оригина­лом цветового теста М. Люшера, а не по какой-то из ныне распространенных репродукций оригинального теста, которые " гуляют" в современных изданиях и пе­реизданиях.

Для обобщенных представлений, как показывает экопсиходиагностический опыт нашей работы, целесо­образно индивидуальные значения предпочитаемых вы­боров синтезировать по конкретной выборке на основа­нии частотности признака по статистической " моде", сопровождаемой процентным ее выражением. Иными словами, на основании преобладающих выборов по ста­тистическому показателю " мода" отфильтровываются репрезентативные цвета последовательных выборов для конкретного села или региона в целом. На основании полученных рядов осуществляется описание массового экологического сознания, характерного для той или иной местности.

 

 

4. 3. Психологическая диагностика экодиспозиций обыденного экологического сознания

Исследования отношения человека к различным природным объектам, выполненные в Даугавпилском университете [12, 34, 35], основанные на дихотоми­ческой парадигме " я" —" не я", показали существо­вание двух независимых и противопоставимых структур экологического сознания: с одной стороны " я и другие люди", а с другой — остальные объекты мира (живот­ные, растения, вещи). Автор из Латвии С. Д. Дерябо ис­пользует им же разработанную методику диагностики степени субъектности восприятия природных объ­ектов. В ситуации предложенных для оценки высказы­ваний относительно вещей и явлений предметного мира в эксперименте предлагается сделать выбор по призна­ку альтернативных полюсов, один из которых есть объ­ектным атрибутом, а другой — субъектным. Например:

А. С ним можно решать общую проблему.

Б. Я не могу представить его партнером.

Таких альтернатив данной методикой задается шесть. Объекты оценивания здесь могут быть самые разные: от человека до письменного стола.

Этот экопсиходиагностический прием позволяет ис­следовать степень субъектности сложившегося у чело­века восприятия. Он также фиксирует влияние личного отношения (по терминологии автора, — референт ноет и) на характер оценивания предметного мира: " любимое животное" и просто " животное" по-разному восприни­мается и может даже противопоставляться.

Тот же принцип дихотомии выбора в отношении к внешнему миру использует другой латышский эко-психолог В. А. Ясвин [34, 35]. В качестве критериальной основы отношения человека к природе он принимает интенсивность такого отношения. В специально разра­ботанном опроснике " Натурофил", включающем че­тыре диагностические шкалы (перцептивно-аффективную, когнитивную, практическую (в нашем по­нимании, это позиция сотрудничества, или коллабора-тивная экодиспозиция) [29] и поведенческую (судя по описанию автора, это натурнализация экологического сознания), В. А. Ясвин осуществляет диагностическую дифференциацию отношения людей к природе. Он ста­вит цель установить диагноз преобладания в отношени­ях к природе эстетических и познавательных потребно­стей, готовности не прагматически, а практически взаи­модействовать с природой или отождествлять себя с ней.

Подходы к изучению экологического сознания эко-психологов Прибалтики интересны сами по себе и больше ориентированы на концептуированные пред­ставления авторов. Реальная практика экологического воспитания ставит перед исследователями (педагогами, учителями, психологами, экологами) задачу получить в диагностике сведения о том, к какой поведенческой тенденции, экодиспозиции предрасположен конкретный человек — полезной или вредной, а может быть, ника­кой, индифферентной.

Наши исследования последнего времени на материа­ле адаптации населения к последствиям Чернобыльской катастрофы, исследования в студенческих аудиториях, школах, детских садах и на взрослых популяциях людей позволили выйти на практическое видение проблемы и выделить диагностически целый ряд существенных эле­ментов, качественных характеристик экологического в обыденном сознании. Они обычно воплощаются нами в так называемых экодиспозициях, предваряющих и пре­допределяющих соответствующее поведение и деятель­ность людей не только по отношению к природе, но и к неприродному (социальному, антропогенному, искусст­венному) окружению.

В наших диагностиках экологического сознания предоставляется возможность с опорой на полученный материал тестирования охарактеризовать индивиду­ально-личностные экодиспозиции испытуемых в трех направлениях:

1) какое место занимает " экология" в сознании че­ловека: по отношению к социальным и моральным кате­гориям, а также к " я-ценностям";

2) какое место занимают в обыденном сознании че­ловека и как соотносятся между собой эмпирически выделенные шесть наиболее типичных для современни­ков экологических диспозиций: совметральная (под­чинять природу), совмиссийная (покоряться ее стихиям), гашенарная (наносить вред, в том числе и неосознан­ный), индифферентная (отстраненная позиция), несеси-тивная (потребительская позиция) и коллаборативная (позиция поддержки и сотрудничества с природой);

3) какими качественными особенностями отличается (характеризуется) конкретное экологическое сознание обыденного уровня конкретного человека.

Предлагаются две тестовые экопсихологические ме­тодики, которые подробно изложены в отдельной рабо­те [29]. Здесь рассмотрим лишь основные принципы их построения и диагностические возможности. Обе мето­дики целесообразно использовать вместе, несмотря на то, что в них использован один и тот же стимульный материал, одни и те же формулировки. Только в первой методике эти формулировки-утверждения предлагаются в открытом варианте (завершить незаконченные пред­ложения экологической направленности на свое усмот­рение), а в другой — ТЭД (тест экоценностных диспо­зиций) — те же формулировки снабжены вариантами возможных ответов: два из четырех по каждому утвер­ждению нужно отклонить, как неподходящие, а из двух оставшихся выбрать в порядке предпочтительности (закрытое тестирование). Например, 10-й вопрос (из всех 23): Мне все равно, что будет в нашем обществе — капитализм или социализм, лишь бы... (в первой ме­тодике испытуемый завершает на свое усмотрение), во второй — выбирает из предложенных вариантов: а) со­хранились культурные, духовные, исторические ценно­сти; б) улучшалось материальное благосостояние моего народа; в) восстановилась природная гармония родного края; г) мне лично и моим родным в нем хорошо жи­лось.

Если в первом варианте, в первой методике испы­туемый волен ориентировать проекции своих суждений в любую плоскость жизнебытия, не обязательно в эко­логическую, но и экологическую в том числе, то во вто­рой методике — он ограничен системой заданных цен­ностей и согласовывает сложившиеся в его представле­нии доминирующие диспозиции с предложенными.

Интерпретация полученных данных осуществляется в обратной последовательности: вначале анализируется материал второй методики, т. е. характер распределе­ния личностных ценностей (социальных, экологических, моральных и " я-ценностей" ), а затем на материале пер­вой методики (незаконченных предложений) подробно исследуется характер экологической ориентации, разу­меется, там, где она есть, где экологическая ценность (тема) проходит (используется) в свободном завершении предложений.

Во второй методике (ТЭД) кроме ценностных ориен­тации диагностики выявляется и перераспределение в индивидуальном сознании экопсихологических дис­позиций:

— коллаборативная экодиспозиция (от франц. collaboration — сотрудничество), в основе которой про­сматривается понимание активной сущности и живой ткани природы. Относительно такого понимания созда­ются условия для согласования действий и решений с закономерностями природного развития, биологических циклов, геопланетарных систем;

— несеситивная экодиспозиция (от франц. né ces­site — потребление, использование) — это такая стра­тегия человеческого видения природной среды, в соот­ветствии с которой природа есть кладовая, а человек — в ней хозяин. Человек берет из природной кладовой все, что ему нужно, не заботясь о пополнении ее ресур­сов;

— индифферентная экодиспозиция (от франц. indefferent — безразличие, отстраненность) заключает­ся в том, что человек будто бы не замечает природу с ее законами и особенностями;

— совмиссийная экодиспозиция (мы ее уже оп­ределяли) — осознанная слабость человеческого суще­ства перед силами и стихиями природы;

— совметральная экодиспозиция (также опреде­лялась выше) — осознанная линия аргументированного, нередко " обоснованного" укрощения природных систем в своих интересах, насилие над природой в целях более эффективной ее эксплуатации;

— гашенарная экодиспозиция (от франц. gâ cher — портить, вредить, извращать) — чаще всего полуосоз­нанная или бессознательная склонность наносить вред тем или другим природным объектам — разрушение ради забавы, подростковая жестокость или умышленная настойчивость (например, желание протянуть автомаги­страль среди векового леса).

От выявления и понимания (в соотношениях) прису­щих данному человеку экодиспозиций диагностическое исследование в дальнейшем концентрируется на изуче­нии того, насколько выразительна в составе созна­ния именно экологическая тематика, насколько и как представлен в нем экосенс. Такое исследование осуществляется в процессе диагностики на материале, полученном посредством первой методики, обработка которого выполняется по алгоритму своеобразно при­мененного контент-анализа. Этот алгоритм подробно представлен в разделе первичной обработки материалов по методике [29] и предполагает разностороннее ис­следование комплицитности экологического созна­ния (личностной причастности к явлениям экологии), таймера комплицитности (как во временной перспек­тиве ориентировано экологическое сознание — в на­стоящее, прошлое или будущее), качества компли-цитной оппозиции (устраивает ли человека то, о чем ему приходится говорить или он осуждает это, а может он устраняется от участия в этих делах — вектор-дефиниция), активности экологического сознания. Этот последний показатель — основа поведенческой экодиспозиций, поэтому методика позволяет развернуть ее в следующих проявлениях:

— констатация — когда есть название предметов или явлений экологического содержания, их сигнифика-ция (обозначение, указание, экоатрибутивность по типу дефиниции, определения);

— эмоционализация — когда в установках на экологию доминируют духовная сущность, гармония, нравственные чувства, настроения, переживания по по­воду природы и ее явлений;

— экзоориентация — " я" в сущности природы или явлений окружающей среды либо природные про­явления относятся к человеческим формам бытия (выразительные натурнализации);

— рационализация — подчеркиваются знания, процессы познания, ум, взгляды, мировоззрение в от­ражении природных явлений, как и обязанности, разви­тие, здоровье связываются со средовыми особенностя­ми жизненного пространства;

— провиденция (от англ. provident — заботли­вый) — заботливость или конкретная работа, бережное охранительное отношение к природе;

— дистанциализация — подмена человеческого участия какими-либо " правилами игры", условными сим­волами, искусственной подменой ценностей;

— шкодализация (от укр. шкода — вред) — ча­ще спонтанное, ситуативное нанесение урона или вреда окружающей среде, когда из-за стереотипности, при­вычки или личностной акцентуации производится нега­тивный эффект — уничтожение или уродство, надруга­тельство, неоправданное насилие, порча;

— укротизация (от рус. укрощение) — тенденция подчинять, укрощать природные явления и стихии. Сюда же относятся все попытки обновления, улучшения и пе­ределки в природе в соответствии с человеческими пра­вилами и потребностями;

— вандализация — осознанное и умышленное вредительство среде своего существования, враждебное отношение к ней, насилие над природным, живым.

Использование обозначенных психодиагностических критериев позволяет содержательно характеризовать экологическую сущность человеческого сознания на момент обследования.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В чем сущность полевого исследования в экологической психо­логии?

2. Какие Вы знаете типы полевых исследований?

3. Какие методы качественного анализа используются в экопсихо-логических исследованиях?

4. Что представляет собой анкета экопсихологического исследова­ния и каковы правила ее составления?

5. Что такое полуструктурированное интервью в экологической психологии? Какие требования предъявляются к экопсихологиче-скому интервьюированию?

6. Что такое экопсихологическое наблюдение, каковы его типы и особенности?

7. В чем заключается главная сущность контент-анализа как метода экологической психологии?

8. В чем сущность и каковы характерные особенности метода се­мантического дифференциала?

9. Какие характерные черты и какую психологическую реальность изучает метод семантического дифференциала?

 

10. В чем заключаются специфика и предмет исследования восьми-цветного теста М. Люшера в экологической психологии?

11. Какие подходы в изучении экопсихологических диспозиций ис­пользуются в экспериментальной психодиагностике экологиче­ской психологии?

12. В чем заключается принцип дихотомического приема экологиче­ской психодиагностики С. Дерябо и В. Ясвина?

13. Какие стороны экологического сознания исследуются по психо­диагностической методике В. Скребца?

14. Какие экопсихологические диспозиции позволяет диагностиро­вать тест экоценностных диспозиций (ТЭД), предложенный В. Скреб-цом?

15. В чем состоит содержательная характеристика экоценностных диспозиций? Дать их описание.

16. Какие особенности экологического сознания раскрывает для анализа диагностическая методика " Незаконченные предложения экологической направленности" В. Скребца?

17. Какая последовательность процедуры обследования и интерпре­тации в экопсиходиагностическом блоке исследования экологи­ческого сознания по методике В. Скребца?

18. Какое место в экопсихологическом исследовании занимают ме­тоды качественного анализа и инструментальное психодиагно­стическое тестирование?

 

 

Раздел V

 

ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ В ПОСТЧЕРНОБЫЛЬСКИЙ

ПЕРИОД

 

При рассмотрении вопроса об экологическом обра­зовании и воспитании важнейшей является категория сознания человека.

Согласно терминологическому определению, созна­ние представляет собой психологическое единство трех взаимосвязанных категорий психики человека (см. рис. 2):

1) психического отражения естественной, социальной и искусственной среды;

2) психического отношения собственного " я" к этой среде;

3) саморефлексии и саморегуляции " я-самости" в окружающей среде существования.

Саморефлексия и саморегуляция порождаются каж­дый раз и в каждом случае отдельно. Точно так же от­дельно и каждый раз в своей конкретике складывается личное отношение, причастность человека к дейст­вительности. Подчеркивая именно это качество — при­частность личности к действительности, мы не только придаем сознанию экологический смысл, но и фокуси­руем на нем внимание при любом внешнем




(педагогическом, психологическом, информационном) воздействии. Выше уже говорилось о том, что сознание как психологическая категория, как явление человече­ской психики, есть просто сознание, которое не может быть по своей природе " экологическим", " экономическим", " политическим" или еще каким-либо. Но сознание, как и мышление, может определяться со­держанием и направленностью доминирующих отноше­ний человека (или людей) к действительности. В таком понимании сущности экологической направленности, именно относительно экологического содержания пси­хического отражения действительности, можно говорить об экологическом сознании.

Термин " комплицитность восприятия" (в данном слу­чае — комплицитность экологического сознания) ис­пользуется нами для того, чтобы содержательно очер­тить и подчеркнуть психологическую в экологическом смысле направленность третьего звена — экологиче­ской саморефлексии, а именно — механизма самореф­лексии, экологически детерминированного или экоатри-бутивного поведения и деятельности людей. Регулятив­ная функция экологического сознания не может осуще­ствляться в отсутствие этого компонента. Таким обра­зом, для экологического сознания, особенно экологиче­ского просвещения и воспитания, комплицитная атрибу-тированность психики, т. е. отношение человека и его причастность к окружающей среде в своем жизненном пространстве, — особенно важны.

Как и категория " я-отношения" к действительности комплицитность экологического сознания опреде­ляется и опосредуется, как минимум, следующими со­ставляющими (показаны на рис. 2):

— субъективным состоянием человека, которое представляет собой обобщенную характеристику эмо­ционально-волевых процессов в совокупности с процес­сами познания и сферы деятельности в заданном вре­менном интервале;

— содержанием объективной действительности (экологии), но в большей степени не столько самой объективной реальностью (как она измеряется прибо­рами), а субъективным отражением этой объективности в сознании людей. Именно этим субъективным содер­жанием, разумеется, исходящим от объективного, и оп­ределяется направленность (интенциированность) со­знания, а последнее, собственно, благодаря этому и становится экологическим по смыслу;

— соотношением четко рефлексивных (осознавае­мых) и нечетко определенных или же совсем неосозна­ваемых, а субъективно значимых ценностей и установок. Относительно уровней осознавания таких ценностей и само экологическое сознание, как уже говорилось, мо­жет быть имплицитным (со скрытым смыслом, неявным для саморефлексии) или эксплицитным, где есть четкие смыслосформированные, содержательно развернутые экоценностные представления;

— характером вербально-мысленного обобщения, логико-семантической интеграции, уровнем постижения разумом экоценностных представлений, т. е. характером и уровнем интеграции субъективного и объективного в понимании событий и явлений, происходящих в окру­жающей среде. Это способность человеческого созна­ния к глубинным и сущностным обобщениям, экзоген­ной интеграции, адаптивной целесообразности в вос­приятии и ментальной переработке экологической ин­формации;

— опытом, симультанно складывающимся из субъ­ективной карты мира (о чем уже говорилось) и навыков жизнеприспособительной деятельности.

Мы умышленно не нумеруем эти пункты, потому что все эти звенья в сознании рядоположены, а не иерархи­зированы. Названные три категории и пять состав­ляющих экологического сознания здесь представлены как обобщение, выведенное нами из экопсихологиче-ских исследований, более чем семилетних наблюдений естественного адаптоэкосоциогенеза массового и инди­видуального экологического сознания населения, по­страдавшего от последствий Чернобыльской катастро­фы (см. рис. 2).

В процессе этих исследований было установлено, что вследствие экстремальности экологической ситуа­ции, сложившейся после аварии на ЧАЭС, как индиви­дуальное, так и массовое сознание мгновенно переста­ло удовлетворяться " беспричастной" схемой " я-отношения" к своей жизненной среде. Из публикаций известно, что среагировало сознание людей на аварию мгновенно и залпово [23, 24], но приспособление к ее последствиям происходило очень сложно и длительно, протекало болезненно и далеко не прямолинейно.

Известно, что экстремальность экологической ситуа­ции первых послеаварийных дней мощно сфокусировала экологическое сознание людей на психическом отраже­нии той естественной, искусственной и социальной сре­ды, которая образовалась, внезапно возникла. В вос­приятии нового состояния окружающей среды было слишком много эмоционального, поскольку происходи­ло оно при полном незнании, отсутствии истинной ин­формации и большом нервном напряжении. Такая са­морефлексия создавала соответствующую ей саморегу­ляцию, где актуализировалось чрезмерно высокое пси­хоэмоциональное состояние возбуждения. Отсюда и первая реакция людей на экологическую ситуацию — реакция эмоционально-чувственного начала (рис. 2, ле­вый контур, стрелка сплошной линии). Эмоционально-чувственный контур саморегуляции, как самый непо­средственный, хотя, очевидно, и не самый рентабель­ный акт приспособления, включился самопроизвольно.

Сразу после аварии именно эмоциональное начало

стало опосредовать адаптацию. Отследим ее развитие.

грел д

/и, „1и„, Г. =о       ОЦЕНКА                        ^ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

и непонятная)

(изменчивая —^ 4                                                       —?.           .

(угроза)           СОСТОЯНИЕ (напряжение)

^   " Я"                ^ ЭКОДИСТРИБУТИВНОЕ ^ паника,

(в опасности)                   ПОВЕДЕНИЕ                   отчаяние

 

Поскольку звено " оценок" в данной цепи саморегу­ляции, как оказалось, — категория угрожающая, преж­де неизвестная обыденному сознанию и не обеспечен­ная информационно, то эмоциональный фон своим про­рывом создает все условия для тревожной саморефлек­сии: " Я" — в опасности. С учетом того, что аналогич­ных или близких к таковым адаптивных форм поведе­ния в опыте людей не было, а общественное сознание своими институтами науки, медицины, информации не способствовало их своевременному нахождению, то экологическому обыденному сознанию ничего не оста­валось как стохастически, ситуативно и неупорядоченно, да еще под влиянием эмоционального стресса прояв­лять экодистрибутивное поведение — панику, уход в себя, глубокие депрессии или агрессию, неврозы. Такую форму реакции, отражающей конкретное содержание " я-отношения" на тот момент, можно отнести к форме поведения панического типа (П-типа).

Со временем развитие сознания данного контура са­морегуляции, у которого доминировало эмоционально-чувственное начало, приходит к необходимости накап­ливать и расширять сферу собственных оценок в усло­виях новой экологической реальности. Но при отсутст­вии научных представлений и дефицита объективной информации люди используют доступные обыденному сознанию формы познания — слухи, догадки, интуи­цию, применяют метод " проб и ошибок", накапливают непосредственные эмпирические наблюдения. Благода­ря этому синтезируется определенный опыт жизнедея­тельности применительно к изменившимся условиям су­ществования. Опыт приобретается как индивидуальным, так и массовым сознанием. Индивидуальные наблюде­ния людей постоянно пребывают в активном обмене, они синтезируются массовым сознанием своего насе­ленного пункта, оттуда же селекционируют для себя значимые фрагменты приспособительного поведения, т. е. целесообразные паттерны эмпирического опыта. Со временем на уровне здравого смысла обыденного эко­логического сознания складывается прагматический ос­тов адаптивного поведения. Процесс эмпирических, жи­тейских наблюдений существовал всегда и он бесконе­чен, однако особенное значение приобретает здесь жи­тейское наблюдение в условиях дисстрессовой дезадап­тации. В процессе поиска адекватности в эмпирическом активе здравого смысла начинают ограниваться и осе­дать крупицы целесообразного опыта, в итоге поведе­ние и деятельность людей становятся более устойчивы­ми, расширяется контур саморегуляции (состояние — оценки — опыт) и путем " проб и ошибок" пострадав­шие пытаются дифференцировать экодистрибутивные формы и избегать их, все отчетливее различая экоатри-бутивность. Данная фаза адаптоэкосоциогенеза обы­денного экологического сознания показана на рис. 2 — третий блок книзу в цепи психологических механизмов " я" - отношения.

Экологическое сознание нового уровня саморегуля­ции формирует эмпирический тип (Э-тип) приспосо­бительного поведения, а в составе " я" -отношения про­должают накапливаться жизненные эмпирико-прагма-тические ценности и смыслы. Экологическое сознание продолжает качественно их дифференцировать, учиться у самого себя. На это уходит время, процесс продолжа­ется до тех пор, пока количественные накопления не выходят на стадию осознания и синтеза собственного опыта и приобретенных знаний, новых ценностей — следующий блок на рис. 2 (блок логико-семантических обобщений).

С появлением ценностно-смысловой дифференциа­ции поведение становится все более детерминирован­ным (Д-тип), все больше и отчетливее обретает черты экоатрибутивности, т. е. экологической целесообразно­сти. Экологическое сознание уже на этой стадии полу­чает достаточную определенность, хотя определенность эта еще не столько категориально-ценност-ная, рацио­нальная, сколько эмоционально-эмпиричес-кая, не столько экопсихологическая, сколько адаптивно-прагматическая.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.