|
|||
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 7 страницаВосьмицветный тест М. Люшера, по мнению практиков, имеет значительную диагностическую ценность, поскольку освещает сущностные стороны психических состояний именно в тех случаях, когда имеют дело с физиологическим или психологическим стрессом, — метод обращает внимание и проливает свет на его зоны. Для непосвященного пользователя поясним основной смысл тестирования по восьмицветной методике, при этом сошлемся на " Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера", предложенное В. И. Тимофеевым и Ю. И. Филимоненко (Ленинград, 1990). В полной методике М. Люшера содержатся три субтеста. Наибольшее распространение получил один из них — второй, в котором испытуемый высказывает свое отношение к восьми разным цветам (четыре основных и четыре вспомогательных): серый цвет — 0, темно-синий — 1, зеленый — 2, оранжево-красный — 3, желтый — 4, фиолетовый — 5, коричневый — 6, черный — 7. Итак, все восемь цветов пронумерованы на обратной стороне карточек, которые покрыты соответствующим цветом однотонно (важное условие — цвет без блеска, матовый, насыщенный; обязательно используется эталонный цвет, а не любые раскрашенные пластинки, ибо интерпретация разрабатывалась автором под эмпирически подобранные цвета). Процедура тестирования предельно проста. Перед испытуемым раскладываются все восемь цветовых карточек в произвольном порядке полукругом. Перед человеком ставится задача внимательно присмотреться к ним и выбрать наиболее предпочитаемую по цвету, а выбрав, отложить в сторону, не связывая цвет с какими-либо вещами. Далее повторяются процедуры выбора из оставшихся цветов до полного разбора карточек. В протокол записывается последовательность выбора. По результатам повторной раскладки выполняются обработка и интерпретация, психологическая расшифровка данных. Это — стандартный вариант методики, которую предложил М. Люшер [40]. В экологическом варианте методика Люшера нами модифицирована. Наряду с выбором предпочитаемых по цвету карточек предлагается " разукрасить", т. е. выложить мозаику цветовыми секторами (изготовленными в той же цветовой гамме), передав в цвете символику двух понятий — " земля" и " воздух". Взяты наиболее важные категории жизненной среды, в которых пребывает конкретный человек. Для этого была заготовлена специальная матрица, в которой экосфера земли (внизу) и воздушного пространства (над ней) разделены полудугой радуги. Из предложенных восьми цветов каждого сектора предлагается выбрать наиболее подходящий, взять его из кассеты и уложить в расчерченный сектор матрицы последовательно. Таким образом получается цветовая мозаика субъективного отражения соответствующего объекта экологической действительности. Цветовая последовательность полученной мозаики фиксируется в протоколе исследования и затем подвергается психологической дешифровке и интерпретации. В количественной обработке и анализе результатов тестирования целесообразно учитывать обе линии анализа субъективного мироощущения: как по линии общего (фонового) психического состояния в стандартной схеме теста (карточки), так и по линии экопсихологиче-ской " радуги" (в работе с секторами по " земле" и " воздуху" ). В этих цветовых предпочтениях, как показывают наши исследования, отражается информация " значащих переживаний" как общего психофункционального тонуса, так и в отношении экологически важных атрибутов жизненной среды на момент обследования. Полученные таким образом диагностические сведения являются весьма информативными и достоверными, поскольку человек, которого испытывают в тестировании, не знает, что от него ожидают получить, но даже если и догадывается, то все равно осознанно повлиять на результаты никак не может, потому что не знает психологической символики цвета. Единственное, что ему остается, — это отобрать предпочитаемые карточки и выложить сектора так, как именно лично им все это переживается, смутно или явно ощущается в отношении заданных категорий — земли и воздуха. По ходу выполнения задания люди обычно сопровождают работу с цветом своими комментариями, высказываниями, репликами, пояснениями, иногда развернутыми монологами. Все это подробно фиксируется, хотя и не запрашивается специально, а потому имеет особо ценное значение для понимания сущности и содержания, направленности экологического сознания конкретного человека. Вся эта содержательная информация подвергается затем контент-анализу. В полевых условиях вся методика выполняется за 5—7 минут. Обработка и интерпретация материалов осуществляется на основании " Таблиц интерпретации" в соответствии с оригиналом цветового теста М. Люшера, а не по какой-то из ныне распространенных репродукций оригинального теста, которые " гуляют" в современных изданиях и переизданиях. Для обобщенных представлений, как показывает экопсиходиагностический опыт нашей работы, целесообразно индивидуальные значения предпочитаемых выборов синтезировать по конкретной выборке на основании частотности признака по статистической " моде", сопровождаемой процентным ее выражением. Иными словами, на основании преобладающих выборов по статистическому показателю " мода" отфильтровываются репрезентативные цвета последовательных выборов для конкретного села или региона в целом. На основании полученных рядов осуществляется описание массового экологического сознания, характерного для той или иной местности.
4. 3. Психологическая диагностика экодиспозиций обыденного экологического сознания Исследования отношения человека к различным природным объектам, выполненные в Даугавпилском университете [12, 34, 35], основанные на дихотомической парадигме " я" —" не я", показали существование двух независимых и противопоставимых структур экологического сознания: с одной стороны " я и другие люди", а с другой — остальные объекты мира (животные, растения, вещи). Автор из Латвии С. Д. Дерябо использует им же разработанную методику диагностики степени субъектности восприятия природных объектов. В ситуации предложенных для оценки высказываний относительно вещей и явлений предметного мира в эксперименте предлагается сделать выбор по признаку альтернативных полюсов, один из которых есть объектным атрибутом, а другой — субъектным. Например: А. С ним можно решать общую проблему. Б. Я не могу представить его партнером. Таких альтернатив данной методикой задается шесть. Объекты оценивания здесь могут быть самые разные: от человека до письменного стола. Этот экопсиходиагностический прием позволяет исследовать степень субъектности сложившегося у человека восприятия. Он также фиксирует влияние личного отношения (по терминологии автора, — референт ноет и) на характер оценивания предметного мира: " любимое животное" и просто " животное" по-разному воспринимается и может даже противопоставляться. Тот же принцип дихотомии выбора в отношении к внешнему миру использует другой латышский эко-психолог В. А. Ясвин [34, 35]. В качестве критериальной основы отношения человека к природе он принимает интенсивность такого отношения. В специально разработанном опроснике " Натурофил", включающем четыре диагностические шкалы (перцептивно-аффективную, когнитивную, практическую (в нашем понимании, это позиция сотрудничества, или коллабора-тивная экодиспозиция) [29] и поведенческую (судя по описанию автора, это натурнализация экологического сознания), В. А. Ясвин осуществляет диагностическую дифференциацию отношения людей к природе. Он ставит цель установить диагноз преобладания в отношениях к природе эстетических и познавательных потребностей, готовности не прагматически, а практически взаимодействовать с природой или отождествлять себя с ней. Подходы к изучению экологического сознания эко-психологов Прибалтики интересны сами по себе и больше ориентированы на концептуированные представления авторов. Реальная практика экологического воспитания ставит перед исследователями (педагогами, учителями, психологами, экологами) задачу получить в диагностике сведения о том, к какой поведенческой тенденции, экодиспозиции предрасположен конкретный человек — полезной или вредной, а может быть, никакой, индифферентной. Наши исследования последнего времени на материале адаптации населения к последствиям Чернобыльской катастрофы, исследования в студенческих аудиториях, школах, детских садах и на взрослых популяциях людей позволили выйти на практическое видение проблемы и выделить диагностически целый ряд существенных элементов, качественных характеристик экологического в обыденном сознании. Они обычно воплощаются нами в так называемых экодиспозициях, предваряющих и предопределяющих соответствующее поведение и деятельность людей не только по отношению к природе, но и к неприродному (социальному, антропогенному, искусственному) окружению. В наших диагностиках экологического сознания предоставляется возможность с опорой на полученный материал тестирования охарактеризовать индивидуально-личностные экодиспозиции испытуемых в трех направлениях: 1) какое место занимает " экология" в сознании человека: по отношению к социальным и моральным категориям, а также к " я-ценностям"; 2) какое место занимают в обыденном сознании человека и как соотносятся между собой эмпирически выделенные шесть наиболее типичных для современников экологических диспозиций: совметральная (подчинять природу), совмиссийная (покоряться ее стихиям), гашенарная (наносить вред, в том числе и неосознанный), индифферентная (отстраненная позиция), несеси-тивная (потребительская позиция) и коллаборативная (позиция поддержки и сотрудничества с природой); 3) какими качественными особенностями отличается (характеризуется) конкретное экологическое сознание обыденного уровня конкретного человека. Предлагаются две тестовые экопсихологические методики, которые подробно изложены в отдельной работе [29]. Здесь рассмотрим лишь основные принципы их построения и диагностические возможности. Обе методики целесообразно использовать вместе, несмотря на то, что в них использован один и тот же стимульный материал, одни и те же формулировки. Только в первой методике эти формулировки-утверждения предлагаются в открытом варианте (завершить незаконченные предложения экологической направленности на свое усмотрение), а в другой — ТЭД (тест экоценностных диспозиций) — те же формулировки снабжены вариантами возможных ответов: два из четырех по каждому утверждению нужно отклонить, как неподходящие, а из двух оставшихся выбрать в порядке предпочтительности (закрытое тестирование). Например, 10-й вопрос (из всех 23): Мне все равно, что будет в нашем обществе — капитализм или социализм, лишь бы... (в первой методике испытуемый завершает на свое усмотрение), во второй — выбирает из предложенных вариантов: а) сохранились культурные, духовные, исторические ценности; б) улучшалось материальное благосостояние моего народа; в) восстановилась природная гармония родного края; г) мне лично и моим родным в нем хорошо жилось. Если в первом варианте, в первой методике испытуемый волен ориентировать проекции своих суждений в любую плоскость жизнебытия, не обязательно в экологическую, но и экологическую в том числе, то во второй методике — он ограничен системой заданных ценностей и согласовывает сложившиеся в его представлении доминирующие диспозиции с предложенными. Интерпретация полученных данных осуществляется в обратной последовательности: вначале анализируется материал второй методики, т. е. характер распределения личностных ценностей (социальных, экологических, моральных и " я-ценностей" ), а затем на материале первой методики (незаконченных предложений) подробно исследуется характер экологической ориентации, разумеется, там, где она есть, где экологическая ценность (тема) проходит (используется) в свободном завершении предложений. Во второй методике (ТЭД) кроме ценностных ориентации диагностики выявляется и перераспределение в индивидуальном сознании экопсихологических диспозиций: — коллаборативная экодиспозиция (от франц. collaboration — сотрудничество), в основе которой просматривается понимание активной сущности и живой ткани природы. Относительно такого понимания создаются условия для согласования действий и решений с закономерностями природного развития, биологических циклов, геопланетарных систем; — несеситивная экодиспозиция (от франц. né cessite — потребление, использование) — это такая стратегия человеческого видения природной среды, в соответствии с которой природа есть кладовая, а человек — в ней хозяин. Человек берет из природной кладовой все, что ему нужно, не заботясь о пополнении ее ресурсов; — индифферентная экодиспозиция (от франц. indefferent — безразличие, отстраненность) заключается в том, что человек будто бы не замечает природу с ее законами и особенностями; — совмиссийная экодиспозиция (мы ее уже определяли) — осознанная слабость человеческого существа перед силами и стихиями природы; — совметральная экодиспозиция (также определялась выше) — осознанная линия аргументированного, нередко " обоснованного" укрощения природных систем в своих интересах, насилие над природой в целях более эффективной ее эксплуатации; — гашенарная экодиспозиция (от франц. gâ cher — портить, вредить, извращать) — чаще всего полуосознанная или бессознательная склонность наносить вред тем или другим природным объектам — разрушение ради забавы, подростковая жестокость или умышленная настойчивость (например, желание протянуть автомагистраль среди векового леса). От выявления и понимания (в соотношениях) присущих данному человеку экодиспозиций диагностическое исследование в дальнейшем концентрируется на изучении того, насколько выразительна в составе сознания именно экологическая тематика, насколько и как представлен в нем экосенс. Такое исследование осуществляется в процессе диагностики на материале, полученном посредством первой методики, обработка которого выполняется по алгоритму своеобразно примененного контент-анализа. Этот алгоритм подробно представлен в разделе первичной обработки материалов по методике [29] и предполагает разностороннее исследование комплицитности экологического сознания (личностной причастности к явлениям экологии), таймера комплицитности (как во временной перспективе ориентировано экологическое сознание — в настоящее, прошлое или будущее), качества компли-цитной оппозиции (устраивает ли человека то, о чем ему приходится говорить или он осуждает это, а может он устраняется от участия в этих делах — вектор-дефиниция), активности экологического сознания. Этот последний показатель — основа поведенческой экодиспозиций, поэтому методика позволяет развернуть ее в следующих проявлениях: — констатация — когда есть название предметов или явлений экологического содержания, их сигнифика-ция (обозначение, указание, экоатрибутивность по типу дефиниции, определения); — эмоционализация — когда в установках на экологию доминируют духовная сущность, гармония, нравственные чувства, настроения, переживания по поводу природы и ее явлений; — экзоориентация — " я" в сущности природы или явлений окружающей среды либо природные проявления относятся к человеческим формам бытия (выразительные натурнализации); — рационализация — подчеркиваются знания, процессы познания, ум, взгляды, мировоззрение в отражении природных явлений, как и обязанности, развитие, здоровье связываются со средовыми особенностями жизненного пространства; — провиденция (от англ. provident — заботливый) — заботливость или конкретная работа, бережное охранительное отношение к природе; — дистанциализация — подмена человеческого участия какими-либо " правилами игры", условными символами, искусственной подменой ценностей; — шкодализация (от укр. шкода — вред) — чаще спонтанное, ситуативное нанесение урона или вреда окружающей среде, когда из-за стереотипности, привычки или личностной акцентуации производится негативный эффект — уничтожение или уродство, надругательство, неоправданное насилие, порча; — укротизация (от рус. укрощение) — тенденция подчинять, укрощать природные явления и стихии. Сюда же относятся все попытки обновления, улучшения и переделки в природе в соответствии с человеческими правилами и потребностями; — вандализация — осознанное и умышленное вредительство среде своего существования, враждебное отношение к ней, насилие над природным, живым. Использование обозначенных психодиагностических критериев позволяет содержательно характеризовать экологическую сущность человеческого сознания на момент обследования.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. В чем сущность полевого исследования в экологической психологии? 2. Какие Вы знаете типы полевых исследований? 3. Какие методы качественного анализа используются в экопсихо-логических исследованиях? 4. Что представляет собой анкета экопсихологического исследования и каковы правила ее составления? 5. Что такое полуструктурированное интервью в экологической психологии? Какие требования предъявляются к экопсихологиче-скому интервьюированию? 6. Что такое экопсихологическое наблюдение, каковы его типы и особенности? 7. В чем заключается главная сущность контент-анализа как метода экологической психологии? 8. В чем сущность и каковы характерные особенности метода семантического дифференциала? 9. Какие характерные черты и какую психологическую реальность изучает метод семантического дифференциала?
10. В чем заключаются специфика и предмет исследования восьми-цветного теста М. Люшера в экологической психологии? 11. Какие подходы в изучении экопсихологических диспозиций используются в экспериментальной психодиагностике экологической психологии? 12. В чем заключается принцип дихотомического приема экологической психодиагностики С. Дерябо и В. Ясвина? 13. Какие стороны экологического сознания исследуются по психодиагностической методике В. Скребца? 14. Какие экопсихологические диспозиции позволяет диагностировать тест экоценностных диспозиций (ТЭД), предложенный В. Скреб-цом? 15. В чем состоит содержательная характеристика экоценностных диспозиций? Дать их описание. 16. Какие особенности экологического сознания раскрывает для анализа диагностическая методика " Незаконченные предложения экологической направленности" В. Скребца? 17. Какая последовательность процедуры обследования и интерпретации в экопсиходиагностическом блоке исследования экологического сознания по методике В. Скребца? 18. Какое место в экопсихологическом исследовании занимают методы качественного анализа и инструментальное психодиагностическое тестирование?
Раздел V
ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ВОСПИТАНИЮ В ПОСТЧЕРНОБЫЛЬСКИЙ ПЕРИОД
При рассмотрении вопроса об экологическом образовании и воспитании важнейшей является категория сознания человека. Согласно терминологическому определению, сознание представляет собой психологическое единство трех взаимосвязанных категорий психики человека (см. рис. 2): 1) психического отражения естественной, социальной и искусственной среды; 2) психического отношения собственного " я" к этой среде; 3) саморефлексии и саморегуляции " я-самости" в окружающей среде существования. Саморефлексия и саморегуляция порождаются каждый раз и в каждом случае отдельно. Точно так же отдельно и каждый раз в своей конкретике складывается личное отношение, причастность человека к действительности. Подчеркивая именно это качество — причастность личности к действительности, мы не только придаем сознанию экологический смысл, но и фокусируем на нем внимание при любом внешнем (педагогическом, психологическом, информационном) воздействии. Выше уже говорилось о том, что сознание как психологическая категория, как явление человеческой психики, есть просто сознание, которое не может быть по своей природе " экологическим", " экономическим", " политическим" или еще каким-либо. Но сознание, как и мышление, может определяться содержанием и направленностью доминирующих отношений человека (или людей) к действительности. В таком понимании сущности экологической направленности, именно относительно экологического содержания психического отражения действительности, можно говорить об экологическом сознании. Термин " комплицитность восприятия" (в данном случае — комплицитность экологического сознания) используется нами для того, чтобы содержательно очертить и подчеркнуть психологическую в экологическом смысле направленность третьего звена — экологической саморефлексии, а именно — механизма саморефлексии, экологически детерминированного или экоатри-бутивного поведения и деятельности людей. Регулятивная функция экологического сознания не может осуществляться в отсутствие этого компонента. Таким образом, для экологического сознания, особенно экологического просвещения и воспитания, комплицитная атрибу-тированность психики, т. е. отношение человека и его причастность к окружающей среде в своем жизненном пространстве, — особенно важны. Как и категория " я-отношения" к действительности комплицитность экологического сознания определяется и опосредуется, как минимум, следующими составляющими (показаны на рис. 2): — субъективным состоянием человека, которое представляет собой обобщенную характеристику эмоционально-волевых процессов в совокупности с процессами познания и сферы деятельности в заданном временном интервале; — содержанием объективной действительности (экологии), но в большей степени не столько самой объективной реальностью (как она измеряется приборами), а субъективным отражением этой объективности в сознании людей. Именно этим субъективным содержанием, разумеется, исходящим от объективного, и определяется направленность (интенциированность) сознания, а последнее, собственно, благодаря этому и становится экологическим по смыслу; — соотношением четко рефлексивных (осознаваемых) и нечетко определенных или же совсем неосознаваемых, а субъективно значимых ценностей и установок. Относительно уровней осознавания таких ценностей и само экологическое сознание, как уже говорилось, может быть имплицитным (со скрытым смыслом, неявным для саморефлексии) или эксплицитным, где есть четкие смыслосформированные, содержательно развернутые экоценностные представления; — характером вербально-мысленного обобщения, логико-семантической интеграции, уровнем постижения разумом экоценностных представлений, т. е. характером и уровнем интеграции субъективного и объективного в понимании событий и явлений, происходящих в окружающей среде. Это способность человеческого сознания к глубинным и сущностным обобщениям, экзогенной интеграции, адаптивной целесообразности в восприятии и ментальной переработке экологической информации; — опытом, симультанно складывающимся из субъективной карты мира (о чем уже говорилось) и навыков жизнеприспособительной деятельности. Мы умышленно не нумеруем эти пункты, потому что все эти звенья в сознании рядоположены, а не иерархизированы. Названные три категории и пять составляющих экологического сознания здесь представлены как обобщение, выведенное нами из экопсихологиче-ских исследований, более чем семилетних наблюдений естественного адаптоэкосоциогенеза массового и индивидуального экологического сознания населения, пострадавшего от последствий Чернобыльской катастрофы (см. рис. 2). В процессе этих исследований было установлено, что вследствие экстремальности экологической ситуации, сложившейся после аварии на ЧАЭС, как индивидуальное, так и массовое сознание мгновенно перестало удовлетворяться " беспричастной" схемой " я-отношения" к своей жизненной среде. Из публикаций известно, что среагировало сознание людей на аварию мгновенно и залпово [23, 24], но приспособление к ее последствиям происходило очень сложно и длительно, протекало болезненно и далеко не прямолинейно. Известно, что экстремальность экологической ситуации первых послеаварийных дней мощно сфокусировала экологическое сознание людей на психическом отражении той естественной, искусственной и социальной среды, которая образовалась, внезапно возникла. В восприятии нового состояния окружающей среды было слишком много эмоционального, поскольку происходило оно при полном незнании, отсутствии истинной информации и большом нервном напряжении. Такая саморефлексия создавала соответствующую ей саморегуляцию, где актуализировалось чрезмерно высокое психоэмоциональное состояние возбуждения. Отсюда и первая реакция людей на экологическую ситуацию — реакция эмоционально-чувственного начала (рис. 2, левый контур, стрелка сплошной линии). Эмоционально-чувственный контур саморегуляции, как самый непосредственный, хотя, очевидно, и не самый рентабельный акт приспособления, включился самопроизвольно. Сразу после аварии именно эмоциональное начало стало опосредовать адаптацию. Отследим ее развитие. грел д /и, „1и„, Г. =о ОЦЕНКА ^ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
(изменчивая —^ 4 —?. . (угроза) СОСТОЯНИЕ (напряжение) ^ " Я" ^ ЭКОДИСТРИБУТИВНОЕ ^ паника, (в опасности) ПОВЕДЕНИЕ отчаяние
Поскольку звено " оценок" в данной цепи саморегуляции, как оказалось, — категория угрожающая, прежде неизвестная обыденному сознанию и не обеспеченная информационно, то эмоциональный фон своим прорывом создает все условия для тревожной саморефлексии: " Я" — в опасности. С учетом того, что аналогичных или близких к таковым адаптивных форм поведения в опыте людей не было, а общественное сознание своими институтами науки, медицины, информации не способствовало их своевременному нахождению, то экологическому обыденному сознанию ничего не оставалось как стохастически, ситуативно и неупорядоченно, да еще под влиянием эмоционального стресса проявлять экодистрибутивное поведение — панику, уход в себя, глубокие депрессии или агрессию, неврозы. Такую форму реакции, отражающей конкретное содержание " я-отношения" на тот момент, можно отнести к форме поведения панического типа (П-типа). Со временем развитие сознания данного контура саморегуляции, у которого доминировало эмоционально-чувственное начало, приходит к необходимости накапливать и расширять сферу собственных оценок в условиях новой экологической реальности. Но при отсутствии научных представлений и дефицита объективной информации люди используют доступные обыденному сознанию формы познания — слухи, догадки, интуицию, применяют метод " проб и ошибок", накапливают непосредственные эмпирические наблюдения. Благодаря этому синтезируется определенный опыт жизнедеятельности применительно к изменившимся условиям существования. Опыт приобретается как индивидуальным, так и массовым сознанием. Индивидуальные наблюдения людей постоянно пребывают в активном обмене, они синтезируются массовым сознанием своего населенного пункта, оттуда же селекционируют для себя значимые фрагменты приспособительного поведения, т. е. целесообразные паттерны эмпирического опыта. Со временем на уровне здравого смысла обыденного экологического сознания складывается прагматический остов адаптивного поведения. Процесс эмпирических, житейских наблюдений существовал всегда и он бесконечен, однако особенное значение приобретает здесь житейское наблюдение в условиях дисстрессовой дезадаптации. В процессе поиска адекватности в эмпирическом активе здравого смысла начинают ограниваться и оседать крупицы целесообразного опыта, в итоге поведение и деятельность людей становятся более устойчивыми, расширяется контур саморегуляции (состояние — оценки — опыт) и путем " проб и ошибок" пострадавшие пытаются дифференцировать экодистрибутивные формы и избегать их, все отчетливее различая экоатри-бутивность. Данная фаза адаптоэкосоциогенеза обыденного экологического сознания показана на рис. 2 — третий блок книзу в цепи психологических механизмов " я" - отношения. Экологическое сознание нового уровня саморегуляции формирует эмпирический тип (Э-тип) приспособительного поведения, а в составе " я" -отношения продолжают накапливаться жизненные эмпирико-прагма-тические ценности и смыслы. Экологическое сознание продолжает качественно их дифференцировать, учиться у самого себя. На это уходит время, процесс продолжается до тех пор, пока количественные накопления не выходят на стадию осознания и синтеза собственного опыта и приобретенных знаний, новых ценностей — следующий блок на рис. 2 (блок логико-семантических обобщений). С появлением ценностно-смысловой дифференциации поведение становится все более детерминированным (Д-тип), все больше и отчетливее обретает черты экоатрибутивности, т. е. экологической целесообразности. Экологическое сознание уже на этой стадии получает достаточную определенность, хотя определенность эта еще не столько категориально-ценност-ная, рациональная, сколько эмоционально-эмпиричес-кая, не столько экопсихологическая, сколько адаптивно-прагматическая.
|
|||
|