Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 4 страница



Рассматривая слово как одухотворенную вещь, мож­но отметить в нем как объективное, так и субъективное, где объективное обретает черты субъективного посред­ством отношения субъекта к объекту, смещения объек­тивного значения понятия к субъективному его смыслу. В предметном мире вещей смысловые сме­щения опосредуются механизмами чувственного позна­ния.

Во взаимодействиях с вещами человек постигает их свойства разномодальными своими рецепторами. В этой связи свойства предметного мира А. Н. Леонтьев условно делит [18] на две категории: те, которые про­являются во взаимодействиях неживых вещей с нежи­выми — " объект-объектные", и те, которые обнару­живаются во взаимодействиях с нашими органами чувств — " объект-субъектные" взаимоотношения. Но даже первые открываются человеческому познанию лишь благодаря участию рецепторов. Потому их трудно отнести к собственно объектным, ведь описываются они признаками, проявляющимися исключительно во взаи­модействиях с органами чувств, а это — субъективное звено. Вместе с тем они не являются и чисто субъектив­ными, поскольку исходят от объективно существующих вещей, явлений, событий. Например, гладкость, ров­ность, плоскость поверхности может ощущаться нами как " скользкость" при ощупывании и как " блесткость" в зрительном отражении. Ясно, что эти два качества представлены нам разными сенсорными системами и не являются сугубо объектными, потому что выступают лишь свойствами, проявляющимися во взаимодействии объекта, у которого гладкая поверхность, с соответст­вующими органами чувств человека. Объекты матери­ального мира проявляют бесконечное множество свойств, не все из которых могут обнаруживаться есте­ственным образом, т. е. органами чувств. Многие свой­ства часто вообще не открываются на основе воспри­ятия, но они в сознании человека есть. Такие свойства и признаки носят отчетливый амодальный характер, а с другой стороны, они фиксируются, сохраняются и пе­редаются по-особому: в понятиях, символах, предметах культуры и усваиваются индивидуальным опытом в го­товом виде, ментально, возможно даже и не присутст­вуя совсем в чувственной сфере. Это так называемые " свойства второго рода" [16].

Свойства второго рода наряду с чувственно воспри­нимаемыми свойствами первого рода непосредственно входят в структуру образа мира, в тот целостный конст­рукт сознания, который позволяет осуществлять синтез чувственного образа из хаоса отдельных и разрознен­ных ощущений. Образ восприятия с самого начала строится как целостное образование, а не составля­ется из отдельных элементов. Целостный образ предпо­лагает наличие конкретного ощущения в своей, уже сложившейся структуре [5, 34]. Одни и те же ощущения могут не противореча входить в разные целостные об­разы.

Следовательно, наше восприятие " предвзято" изна­чально, желаем мы того или нет. Предвзято оно, или, образно говоря, " схвачено", еще задолго до образова­ния конкретного представления. Эта предваритель­ность обеспечивается уже имеющимся в сознании образом мира. Значит, конкретному восприятию пред­шествует уже сложившийся образ мира.

КАК ВОЗНИКАЕТ ОБРАЗ МИРА?

Рассматривая этот вопрос, С. Д. Смирнов объясняет, чем отличается чувственная картина мира обычного че­ловека от хаотической смены зрительных ощущений только что прозревшего слепого [31]. У слепого от ро­ждения, несмотря на вдруг открывшиеся возможности зрительного восприятия, отсутствует способность без предварительного обучения предвидеть характер изме­нения ощущений. В этом главное.

Обычный человек в процессе развития естественным образом без постороннего вмешательства вовлекается в течение внешних событий, изменения предметного мира и условия их восприятия и таким образом участвует в динамичных переменах точек наблюдения, сменах пози­ций, всевозможных смещениях воспринимаемого им ми­ра. Он присутствует либо непосредственно участвует в том или ином воздействии на мир вещей, событий и яв­лений. Он активно действует в объективном и субъек­тивном пространстве. В процессе этого активного взаи­модействия в восприятии открываются не отдель­ные качества и даже не отдельные предметы, а цело­стный мир объектов со своими законами и систем­ными связями, со своими глубинными структурами. Иными словами, в восприятии образуется не мир от­дельных образов, а целостный образ мира на уровне ядерных, а не поверхностных образований.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОБРАЗА МИРА

В психологии образа современной наукой выделяет­ся ряд наиболее важных фактов и принципиальных по­ложений.

1. Человек с рождения и на протяжении всей жизни, познавая или не познавая мир, уже действует в нем и тем самым постоянно наполняет свой субъективный опыт различными схемами, ориентировками, представ­лениями, образами. Эти представления не обязательно и не всегда должны быть рациональными конструкция­ми, но всегда отражают практическую " вовлеченность" человека, " сопричастность" его индивидуальной жизни миру вещей, событий и явлений [5, 18].

2. Воспринимает и познает мир не глаз и не мозг, а человек как целостная психическая реальность. Весь окружающий мир также должен предстать в сознании в виде целостной, хотя и иного рода, психической реаль­ности. Представление мира тем самым обретает сущ­ность психического образа, упорядоченного и целостно­го, как и сам физический мир. Образ становится свое­образным субъективным слепком, фоном, постоянно существующим и никуда не исчезающим. Этот фон или образ мира предваряет любое чувственное впечат­ление, упорядочивает его по своему образу и подобию [31].

3. Реальность образа мира в его субъективном представлении выступает не только содержанием обыч­ной житейской или научной рефлексии, доступной экс­плицированному чувственному познанию, но и предмет­ным содержанием непосредственно не воспринимаемой действительности — амодально. Иначе говоря, " образ мира является ядерным образованием по отноше­нию к тому, что на поверхности выступает в виде чувст­венно (модально) оформленной картины мира" [25, с. 61].

4. Ядерные представления мира и поверхностные знания о нем — различающиеся структуры. Поверхно­стные структуры образа мира могут оформляться не только чувственно, но и словами, т. е. рационально. Ядерные же, как фундаментальные опоры существо­вания, отражают преимущественно действенные свя­зи человека с миром, не зависящие от рефлексии по их поводу. Сопричастность человека к своему жизнен­ному миру универсальна [31, с. 15].

Поскольку представление мира, его образ есть опорное условие психической жизни, которое обычно не осознается, то обнаружение его " для себя" проис­ходит в виде специфических переживаний и чувст­вований.

Внешне такие переживания как бы не имеют пред­метной отнесенности, к примеру, чувство внутренней неопределенности, чувство уверенности или сомнения, однако, как установлено, такие и им подобные чувство­вания, составляя универсальный фон любого предмет­ного знания, предшествуют каждому восприятию и точ­ному знанию.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТЫ (КАРТИНЫ) МИРА

Главный предрассудок — считать образ восприятия исходным " строительным" элементом, из которого складывается наше представление о действительности. Это отнюдь не так. Образ восприятия, взятый сам по себе, вне контекста, есть психологически мертвое обра­зование, оно не может ориентировать ни одного движе­ния, действия, поступка. Ориентирует не образ, а вклад этого образа в субъективную картину мира.

Отдельные сенсорные импульсы, исходящие от реаль­ности, не формируют наше представление о мире, а лишь подтверждают, дополняют или исправляют его.

Предметный мир, вещи и явления, объекты, субъекты и события существуют неисчислимым множеством свя­зей и переходов с бесконечным множеством других объектов и явлений (образов). Понимание этих связей, закрепленных в субъективной карте мира, и знание за­конов взаимодействий и взаимопереходов от одних к другим дает нам возможность предсказывать и предви­деть очень многое. Эти предвидения могут быть очень разными по точности и достоверности — от чрезвычай­но точных до крайне неуверенных и приблизительных гипотез, предположений. Именно в этом и заключается главная функция образа — еще в процессе воспри­ятия порождать гипотезы, предположения, экспекта-ции (ожидания), на основании которых и будет структу­рироваться новое чувственное впечатление. Если гипо­теза ошибочна и наши ожидания относительно чувст­венных впечатлений не подтверждаются, то происходит смена перцептивной гипотезы на основе ранее не учтен­ных связей либо за счет расширения или изменения контекста. Без наличия предварительного представле­ния, гипотезы процесс восприятия вообще не может на­чаться.

Построение образа мира есть прежде всего актуали­зация той или иной части уже имеющегося образа, и лишь затем осуществляется процесс уточнения, исправ­ления, обогащения, расширения, модификации сущест­вующей картины мира. Мы не строим заново образ на основе существующего в данный момент отражения действительности, а напротив, используем то предмет­ное значение, тот эмоциональный и личностный смысл, который уже существует, предшествует новому сен-сомоторному образу, его актуальному переживанию [31]. По выражению В. В. Сталина, мы ищем именно нужные нам стимулы, а не занимаемся поиском подхо­дящих значений для навязанных нам извне стимулов.

Из сказанного следует, что образ мира — это вовсе не " картинка", которую можно наблюдать на фотогра­фии, это нечто более сложное, динамичное, имеющее не столько контурные грани, сколько содержание функциональных связей и отношений. Психический об­раз мира к тому же характеризуется активностью, изби­рательностью, упорядоченностью своей логики, он по­стоянно пополняется и развивается под влиянием чувст­венного и (или) рационального познания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗА МИРА

К идее структурной организации субъективных пред­ставлений человека прибегали еще в 50-е годы Ч. Осгуд [39] и Дж. Келли [38]. Если Ч. Осгуд выделял в субъективном образе инвариантные подструктуры дихо­томических плеяд в виде оценочных критериев, то Дж. Келли исходил из индивидуально специфических конструктов сознания. В психосемантике субъективного образа мира в теоретических идеях А. Н. Леонтьева [18] и Е. Ю. Артемьевой [5] также предпринимаются по­пытки структурировать данную категорию психики [5, 19, 25, 31].

С. Д. Смирнов [28] различает в образе мира по­верхностные и ядерные структуры: поверхност­ные — чувственные представления, а ядерные — от­торгнутые от чувственных, амодальные, интегрально-знаковые системы. В. В. Петухов [25] делит их по " языку" описания: поверхностные — " представления о мире" и ядерные — " представления мира". Если по­верхностные структуры образа мира у большинства ав­торов связываются с эксплицитностью чувственного и рационального познания (это незначительная, " види­мая" часть айсберга — когнитивная), то ядерные (нижняя, огромная часть этого айсберга) с трудом под­даются изучению и классификации. Тем не менее эта, т. е. ядерная часть образа мира, структурируется, хотя и описывается разными авторами по-разному.

Д. А. Леонтьев [19] увязывает означенную амодаль-ность субъективного образа мира со смыслообразова-нием, различая при этом понятия " жизненный смысл", как объективную характеристику места и роли отра­жаемого мира вещей и явлений в жизнедеятельности субъекта, и " личностный смысл" — как составляющую сознания, репрезентирующую субъекту жизненный смысл того или иного объекта, явления или события. Об этом мы уже говорили: если первая составляющая больше тяготеет к объективному " значению", то вторая — к субъективному " смыслу". Источники смыслообра-зования Д. А. Леонтьев усматривает в трех механиз­мах: мотивационном, атрибутивном и диспозиционном (см. рис. 1).

Мотивационный механизм субъективного образа связан со смыслообразующей функцией мотива. Это известный и хорошо описанный в психологической тео­рии деятельности механизм. Атрибутивный механизм образа-представления связывается со значимыми пара­метрами, качествами, атрибутами объектов и явлений под углом зрения их ценностей. Диспозиционный же механизм смыслообразования представляет собой обобщенную смысловую установку, или диспозицию от­ношения субъекта к объективно отражаемому миру дей­ствительности.




В атрибутивном смыслообразовании Д. А. Леонтьев, вслед за Е. Ю. Артемьевой, выделяет два компонента: гностические, или смысловые, образования (на языке реальных оценок качества или атрибуции) и эмоцио­нально-оценочные, или метафорические (на языке ассо­циирующихся признаков объектов, как, например, гео­метрические свойства приписываются человеческим ка­чествам: " человек — квадратный, тупой" и т. д. ).

Диспозиционное смыслообразование, в отличие от атрибутивного, привносит в категорию образа мира ин­дивидуально-личностное отношение [19].

Е. Ю. Артемьева в образе мира отдельно выделяет категорию субъективного опыта, поскольку представле­ние мира, его субъективный образ включает в себя " следы всей психической жизни субъекта" [5, с. 21].

В структуру субъективного образа, по Артемьевой, входят три иерархических слоя (уровня): перцептив­ный, семантический и амодальный (см. рис. 1). Перцеп­тивный слой включает отражение мира в четырехмер­ном пространстве и времени плюс еще значения и смыслы (созвучно с А. Н. Леонтьевым) [18]. Семанти­ческий слой характеризуется тем, что качества и свой­ства отраженного в индивидуальном опыте атрибутиро­ваны субъективным отношением. Это системы отноше­ний, отторгнутые от модальностей, но еще членимые по ним (например, модель шкалирования по семантическо­му дифференциалу). В оценках вещей и событий мы прибегаем к проекции своего отношения типа " хороший — плохой", " сильный — слабый" и т. п. И самый глубокий слой в субъективном образе — слой амодальных структур, когда в представлении симуль­танно интегрируется материал первого и второго уров­ней, а на базе перцептивно-семантической конструкции субъективный опыт обретает черты амодальности, ото­рванности от конкретного чувственного " слепка" пред­мета или явления, события. На уровне амодальности образа от конкретных признаков, но в их " отсутствие" в сознании создается целостная си­туация, схема, некий модус реально существующего яв­ления.

Обозначенные Е. Ю. Артемьевой иерархические слои субъективного опыта позволяют рассматривать психиче­ский образ генетически и отслеживать организацию психического материала в экологическом сознании, а точнее, экологического содержания человеческого соз­нания от его чувственной основы до более глубоких амодальных структур, таких, которые мы уже описали: экодиспозиции, экоустановки, альтернатурнализации, эконамерения и пр.

В современном научном знании достаточно изучен­ными являются перцептивные механизмы, механизмы психосемантического уровня интенсивно разрабатыва­лись в советской психологии 80-х — начала 90-х годов, о глубинных же амодальных структурах психологиче­ского образа мира известно мало. Однако известно, что помимо предметного образа у человека формируется еще и образ субъективного представления о социальной жизни.

ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Образ жизни как психосоциальная категория также существует в субъективном представлении или психоло­гической, ментальной картине мира. Однако он есть и конкретная данность бытия. И, вероятно, между этими планами реалий — того, что вкладывается в понятие " образ жизни", и тем, что он есть на самом деле, суще­ствуют сходные моменты и элементы различия.

С ранних лет человек включается в социальные взаимодействия, хотя не все они, не всегда и не в должной полноте осознаются. Вероятно, большая часть из них вообще не осознается. Однако будет ли " бесследной", индифферентной для субъективного опы­та та часть социального бытия, которая не осознается? Видимо, безразличной и безучастной она не бывает, поскольку так или иначе получает свое отражение в на­шем субъективном мировосприятии.

Не будем заострять внимание на подсознательном или бессознательном. Даже тогда, когда находясь в полном сознании и здравом уме мы взаимодействуем со сложной, динамичной и субъективной по содержанию тканью социальной жизни, то вряд ли способны вос­принимать всю ее видимую (сенсорно отражаемую) часть в достаточной полноте, не говоря уже о многооб­разии комбинаций смыслоценностных, коммуникатив­ных, информационных и других составляющих. И тем не менее в нашем опыте это остается. Это значит, что пла­стичность и резервная мощность нашей психики способны фиксировать производные от непосредст­венных чувственных схем модусы, вариативные тон­кости и нюансы многообразия всех форм социальной жизни, которые не всегда отчетливо представлены в саморефлексии, но запечатлеваются в виде каких-то своеобразных контуров, общих или обобщенных очер­таний. Сказанное больше относится к имплицитности, т. е. свернутости саморефлексии субъективных образов, стилей, стереотипов действования, характера организа­ции реального существования.

В типичных для обыденной жизни условиях дефици­та информации люди приписывают (как бы присваива­ют) воспринимаемым фактам скрытые от наблюдения причины. Явление дополнения или приписывания сти­хийного и не сопряженного с поиском доказательного объяснения получило в социальной психологии наиме­нование каузальной атрибуции (в буквальном переводе с латинского — приписывание причин).

В когнитивной психологии выделяют несколько ти­пов каузальной атрибуции [13].

Мифологический Если человек интересуется соци-
тип каузальной альными явлениями, то он не огра-
атрибуции            ничивается оценками, а пытается

уяснить их причины. В условиях ин­формационного дефицита он будет мыслить по принци­пу конфигуративной (по терминологии Келли) [38] атри­буции, приписывая причины либо исключительно дейст­виям определенных групп людей (персонифицированная атрибуция), либо обстоятельствам (ситуативная атрибу­ция), либо тому и другому одновременно. Выбор винов­ников производится как на основе сложившихся стерео­типов, так и на каких-то собственных впечатлениях. Так возникает мифологический тип экопсихологических представлений, где во всем и вся виноват, скажем, Чер­нобыль.

Стихийно-                  Для этого типа приписывания при-

реалистический чин характерно то, что интерес на-
тип каузальной правлен не на самые острые, а пре-
атрибуции            имущественно на близкие и актуаль-

ные проблемы. Предпочтение отда­ется собственному опыту и прагматическим интересам. В оценках событий приводятся такие тезисы, которые соответствуют собственным предпочтениям, симпатиям и антипатиям. Представления чаще всего противоречивы, нередко алогичны, разрозненны, нецелостны. Дело здесь не в отсутствии системного видения, а в ином ос­новании связующего принципа, в частности, не в логи­ческом, а в ситуативном или эмоциональном, отсюда и склонность ориентироваться на свои интересы.

Рефлексивный Рефлексивный способ приписыва-
тип каузальной ния причин отличается высокой со-
атрибуции            гласованностью представлений. Здесь

целостность системы представлений сконцентрирована на какой-то идее. Идея позволяет порой иметь логически организованные и адекватные представления, а порой — догматические, стереотипи-зированные воззрения или некие крайности, в которые люди глубоко уверовали.

Инертно-                       Этот тип приписывания причин

фаталистический наиболее примитивный. Характер-
тип каузальной ным для него является восприятие
атрибуции              социальной действительности как

сферы действия сил и процессов, не поддающихся ни пониманию, ни управлению, ни контролю. Представле­ния о конкретных событиях зависят от внешних интер­претаций, чужих мнений, социальных стереотипов, ис­точников и средств массовой информации, слухов, до­гадок и пр.

Все типы каузальной атрибуции в социальном гнози-се либо взаимно связаны при некотором доминирова­нии какого-то из них, либо проявляются почти в " чистом виде". Учитывая их влияние на жизнедеятель­ность и внутренний план организации, в экологической психологии следует не только ориентироваться на них, но и системно изучать.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Традиции психологии субъективного образа жизнен­ного пространства складывались на протяжении по­следних 80—90 лет в направлении гуманитарно-экологической ориентации. К середине 70-х годов сформировалось самостоятельное направление — пси­хология среды, хотя еще в 1916 году Р. Парк отмечал, что психологи начинают употреблять средовые понятия и категории в качестве системообразующих для иссле­дования влияния среды на поведение человека [4]. Раз­витие данной научной парадигмы прошло ряд узловых этапов — от идей " географии человека" А. Канта (1837) через понятие " социальная экология" (Д. Милль и Г. Спенсер, 20-е годы) до оформления са­мостоятельного научного направления — экологической психологии [2].

Представление о субъективном образе жизненного пространства исходно занимало одно из центральных мест в работах по средовой психологии. Понятие " субъективная карта мира" как образ пространственно­го окружения одним из первых употребляет С. Троубридж (1913), называя ориентации людей в ок­ружающем их городском пространстве " умственными образными картами", затем у Э. Толмена (1948) появля­ется понятие " когнитивная карта", под которой автор подразумевает особую ментальную структуру перера­ботки информации, поступающей от сенсорных систем, и которая указывает линии поведения, маршруты и от­ветные реакции животных и человека в физическом пространстве.

С появлением работ К. Левина (30-е годы), в кото­рых значительное место отводится не столько внешнему объективному окружению, сколько индивидуальному характеру восприятия этого пространства, начинает раз­виваться отдельное направление в психологии — сре-довая персонология. Ее задачей становится нахожде­ние своеобразного общего " поля" и анализ взаимосвя­зей между личностью, ее внутренним миром и тем про­странством, той средой, где находится субъект.

Дальнейшее развитие психологической науки в рам­ках когнитивной психологии, неофрейдизма, бихевиори­альной школы, деятельностного подхода, гуманистиче­ской психологии и других научных направлений опреде­лило многоплановую дифференциацию в подходах к изучению взаимодействия человека и среды. Теперь на передний план выступили задачи преемственности и це­лостности, интеграции со смежными областями научных знаний и классическими традициями в создании адек­ватных принципов оценки различных типов сред, как и их влияния на формирование и развитие личности [4].

В этом отношении заслуживают внимания исследо­вания немецкого психолога гуманистической ориентации X. Томэ [4], российского психолога К. А. Абуль-хановой-Славской [3] и др. На основании психобиогра­фического метода, используемого в рамках когнитивной теории личности, X. Томэ интегрировал " теорию поля" К. Левина о психологическом единстве человека с ок­ружающей средой, основные позиции когнитивной пси­хологии и идеи Г. Мюррея о тематическом структуриро­вании личностью своих жизненных проблем с собствен­ными разработками по исследованию личности в повсе­дневной практике. Исходя из основных когнитивистских постулатов, Томэ выводит целый ряд адаптивных форм приспособления человека к социально-средовым усло­виям бытия или, как он их называет, " техник бытия".

Среди этих техник Томэ различает две категории: те, которые реализуют общепсихологическую систему при­способления, и те, которые являются ситуативно специ­фическими реакциями. Они взаимодополняют друг дру­га и составляют некий " репертуар" конкретных техник, когнитивных репрезентаций, доминирующих форм пове­дения. Это дало автору основания для своеобразной личностной классификации по типам.

1. Личность первого типа ориентирована на дости­жение, на изменение окружающего мира, на использо­вание шансов и апробирование собственных возможно­стей.

2. Личность второго типа принимает свое положение таким, каково оно есть, и ориентируется на внутреннее изменение.

3. Для личности третьего типа характерна покор­ность судьбе, деятельная сторона выражена очень сла­бо.

4. Четвертый тип личности определяется чувством горечи и разочарования с выбором техники сопротив­ляться всему, отсутствием заинтересованности в буду­щем.

К. А. Абульханова-Славская, исследуя индивидуаль­но-личностные стратегии адаптивного поведения росси­ян в условиях социальных преобразований [3], приходит к выводу, что сознание и мышление есть обобщенные личностью категории " того способа жизни, которого она сама сумела достичь в конкретных социальных ус­ловиях" [3, с. 40]. На основании большого эмпириче­ского материала автор, как и X. Томэ, выделяет четыре типа людей по критерию субъект-объектных отношений с обществом в их собственном представлении.

1. Тип человека, представляющий себя в качестве объекта, от которого ничего не зависит, воспринимает общество как субъект управления или произвола. У людей этого типа (О—С), согласно данному исследо­ванию, в основном сохранилось старое ценностное соз­нание с ориентацией на социализм, жизненная позиция не адаптирована к новым условиям, мышление преиму­щественно констатирует социальные проблемы, чаще узкопрофессионально направленно, пассивно. Предста­вители: профессиональные служащие, рабочие, специа­листы среднего социального статуса.

2. Тип людей, который и себя, и общество видит в качестве объекта (О—О). Сознание таких людей отчуж-дено, построено на безличной функциональной

(рутинной, бюрократической) связи себя с обществом. Мышление противоречиво или не соответствует новым ценностям, консервативно, с потерей понимания проис­ходящего, утратой смысла и способности смыслообра-зования, жизненная позиция не адаптирована. Законо­послушные пенсионеры, служащие, специалисты.

3. Тип адаптивного поведения, когда сам человек выступает как субъект, а общество — объект взаимо­действия (С—О). Для таких людей характерно созна­ние, которое совсем недавно было типичным для мис­сионеров и диссидентов: считать себя призванным спа­сти народ. Сегодня — это сознание народившегося класса предпринимателей, изменилась только модаль­ность: из объекта спасения общество превратилось в объект использования. Мышление активно, консерва­тивно, направлено на конкретно-ситуативные проблемы. Жизненная позиция обладает двойной адаптированно-стью — по линии ценностей и по линии социального престижа.

4. Тип людей, у которых в самосознании и общест­во, и " я-представление" выступают в качестве субъектов взаимодействия (С—С). Для них характерна изначаль­ная противоречивость, поскольку " логика" общества и " логика" субъекта не совпадают, всегда образуют про­тиворечия, требующие разрешения, аргументации, уре­гулирования, согласования. Но поскольку и общество, и субъект предполагают уважение взаимных " прав", то сознанию такого типа свойственна склонность к плюра­лизму, теоретизации, проблематизации. Измененная по­зиция не адаптирована к динамике рыночных отноше­ний. Однако благодаря склонности к теоретическому мышлению и плюрализму жизненной позиции люди та­кого типа, по мнению К. А. Абульха-новой-Славской, способны не только успешно адаптироваться, но и вы­полнять определенную конструктивную роль в общест­ве. Это люди науки.

Как явствует из двух последних подходов, экопси-хологическая проблематика не ограничивается при-родно-средовыми взаимоотношениями, а выходит в более широкую плоскость эколичностного и соци­ального пространства. Такая проблематика актуальна и в Украине в связи с последствиями Чернобыльской катастрофы. Типы жизнедеятельности, как и техники бытия, их субъективные образы в экологическом созна­нии ждут своих исследований в экологической психоло­гии.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое образ мира? Субъективный образ мира и психологи­ческий процесс восприятия: сущность и соотношение понятий.

2. В каких измерениях представлен субъективный образ мира у че­ловека? Чем открывается предметный мир для человека в так называемом пятом " квазиизмерении"?

3. Как психологически соотносятся понятия " значение" и " смысл"?

4. Что такое " свойства второго рода" в субъективном образе мира?

5. Как строится образ восприятия?

6. Как возникает у человека образ мира?

7. Из чего состоит психологическая структура субъективного об­раза мира? Осознаются ли ядерные структуры? В каких формах они проявляются?

8. Какую функцию осуществляет субъективный образ-представление? Как он соотносится с сенсомоторным отражени­ем?

9. Какие структуры субъективного образа объективно изучаются традиционными средствами психодиагностики? Какие из них не диагностируются на сегодняшний день? Почему?

 

10. Как представлена в субъективном образе мира психология об­раза жизни? Как соотносятся понятия " субъективный образ жиз­ни" и " субъективный образ мира"?

11. В каких взаимоотношениях находятся индивидуально-личностные и социальные представления в субъективном образе мира у че­ловека?

12. Какие типы каузальной атрибуции выделяют в социальных пред­ставлениях обыденного сознания?

13. В чем главный смысл и характерные особенности индивидуаль­но-центрированной типологии личности X. Томэ и социально-ориен-тированной типологии личности К. А. Абульхановой-Славской?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.