![]()
|
|||||||
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 4 страницаРассматривая слово как одухотворенную вещь, можно отметить в нем как объективное, так и субъективное, где объективное обретает черты субъективного посредством отношения субъекта к объекту, смещения объективного значения понятия к субъективному его смыслу. В предметном мире вещей смысловые смещения опосредуются механизмами чувственного познания. Во взаимодействиях с вещами человек постигает их свойства разномодальными своими рецепторами. В этой связи свойства предметного мира А. Н. Леонтьев условно делит [18] на две категории: те, которые проявляются во взаимодействиях неживых вещей с неживыми — " объект-объектные", и те, которые обнаруживаются во взаимодействиях с нашими органами чувств — " объект-субъектные" взаимоотношения. Но даже первые открываются человеческому познанию лишь благодаря участию рецепторов. Потому их трудно отнести к собственно объектным, ведь описываются они признаками, проявляющимися исключительно во взаимодействиях с органами чувств, а это — субъективное звено. Вместе с тем они не являются и чисто субъективными, поскольку исходят от объективно существующих вещей, явлений, событий. Например, гладкость, ровность, плоскость поверхности может ощущаться нами как " скользкость" при ощупывании и как " блесткость" в зрительном отражении. Ясно, что эти два качества представлены нам разными сенсорными системами и не являются сугубо объектными, потому что выступают лишь свойствами, проявляющимися во взаимодействии объекта, у которого гладкая поверхность, с соответствующими органами чувств человека. Объекты материального мира проявляют бесконечное множество свойств, не все из которых могут обнаруживаться естественным образом, т. е. органами чувств. Многие свойства часто вообще не открываются на основе восприятия, но они в сознании человека есть. Такие свойства и признаки носят отчетливый амодальный характер, а с другой стороны, они фиксируются, сохраняются и передаются по-особому: в понятиях, символах, предметах культуры и усваиваются индивидуальным опытом в готовом виде, ментально, возможно даже и не присутствуя совсем в чувственной сфере. Это так называемые " свойства второго рода" [16]. Свойства второго рода наряду с чувственно воспринимаемыми свойствами первого рода непосредственно входят в структуру образа мира, в тот целостный конструкт сознания, который позволяет осуществлять синтез чувственного образа из хаоса отдельных и разрозненных ощущений. Образ восприятия с самого начала строится как целостное образование, а не составляется из отдельных элементов. Целостный образ предполагает наличие конкретного ощущения в своей, уже сложившейся структуре [5, 34]. Одни и те же ощущения могут не противореча входить в разные целостные образы. Следовательно, наше восприятие " предвзято" изначально, желаем мы того или нет. Предвзято оно, или, образно говоря, " схвачено", еще задолго до образования конкретного представления. Эта предварительность обеспечивается уже имеющимся в сознании образом мира. Значит, конкретному восприятию предшествует уже сложившийся образ мира. КАК ВОЗНИКАЕТ ОБРАЗ МИРА? Рассматривая этот вопрос, С. Д. Смирнов объясняет, чем отличается чувственная картина мира обычного человека от хаотической смены зрительных ощущений только что прозревшего слепого [31]. У слепого от рождения, несмотря на вдруг открывшиеся возможности зрительного восприятия, отсутствует способность без предварительного обучения предвидеть характер изменения ощущений. В этом главное. Обычный человек в процессе развития естественным образом без постороннего вмешательства вовлекается в течение внешних событий, изменения предметного мира и условия их восприятия и таким образом участвует в динамичных переменах точек наблюдения, сменах позиций, всевозможных смещениях воспринимаемого им мира. Он присутствует либо непосредственно участвует в том или ином воздействии на мир вещей, событий и явлений. Он активно действует в объективном и субъективном пространстве. В процессе этого активного взаимодействия в восприятии открываются не отдельные качества и даже не отдельные предметы, а целостный мир объектов со своими законами и системными связями, со своими глубинными структурами. Иными словами, в восприятии образуется не мир отдельных образов, а целостный образ мира на уровне ядерных, а не поверхностных образований. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОБРАЗА МИРА В психологии образа современной наукой выделяется ряд наиболее важных фактов и принципиальных положений. 1. Человек с рождения и на протяжении всей жизни, познавая или не познавая мир, уже действует в нем и тем самым постоянно наполняет свой субъективный опыт различными схемами, ориентировками, представлениями, образами. Эти представления не обязательно и не всегда должны быть рациональными конструкциями, но всегда отражают практическую " вовлеченность" человека, " сопричастность" его индивидуальной жизни миру вещей, событий и явлений [5, 18]. 2. Воспринимает и познает мир не глаз и не мозг, а человек как целостная психическая реальность. Весь окружающий мир также должен предстать в сознании в виде целостной, хотя и иного рода, психической реальности. Представление мира тем самым обретает сущность психического образа, упорядоченного и целостного, как и сам физический мир. Образ становится своеобразным субъективным слепком, фоном, постоянно существующим и никуда не исчезающим. Этот фон или образ мира предваряет любое чувственное впечатление, упорядочивает его по своему образу и подобию [31]. 3. Реальность образа мира в его субъективном представлении выступает не только содержанием обычной житейской или научной рефлексии, доступной эксплицированному чувственному познанию, но и предметным содержанием непосредственно не воспринимаемой действительности — амодально. Иначе говоря, " образ мира является ядерным образованием по отношению к тому, что на поверхности выступает в виде чувственно (модально) оформленной картины мира" [25, с. 61]. 4. Ядерные представления мира и поверхностные знания о нем — различающиеся структуры. Поверхностные структуры образа мира могут оформляться не только чувственно, но и словами, т. е. рационально. Ядерные же, как фундаментальные опоры существования, отражают преимущественно действенные связи человека с миром, не зависящие от рефлексии по их поводу. Сопричастность человека к своему жизненному миру универсальна [31, с. 15]. Поскольку представление мира, его образ есть опорное условие психической жизни, которое обычно не осознается, то обнаружение его " для себя" происходит в виде специфических переживаний и чувствований. Внешне такие переживания как бы не имеют предметной отнесенности, к примеру, чувство внутренней неопределенности, чувство уверенности или сомнения, однако, как установлено, такие и им подобные чувствования, составляя универсальный фон любого предметного знания, предшествуют каждому восприятию и точному знанию. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТЫ (КАРТИНЫ) МИРА Главный предрассудок — считать образ восприятия исходным " строительным" элементом, из которого складывается наше представление о действительности. Это отнюдь не так. Образ восприятия, взятый сам по себе, вне контекста, есть психологически мертвое образование, оно не может ориентировать ни одного движения, действия, поступка. Ориентирует не образ, а вклад этого образа в субъективную картину мира. Отдельные сенсорные импульсы, исходящие от реальности, не формируют наше представление о мире, а лишь подтверждают, дополняют или исправляют его. Предметный мир, вещи и явления, объекты, субъекты и события существуют неисчислимым множеством связей и переходов с бесконечным множеством других объектов и явлений (образов). Понимание этих связей, закрепленных в субъективной карте мира, и знание законов взаимодействий и взаимопереходов от одних к другим дает нам возможность предсказывать и предвидеть очень многое. Эти предвидения могут быть очень разными по точности и достоверности — от чрезвычайно точных до крайне неуверенных и приблизительных гипотез, предположений. Именно в этом и заключается главная функция образа — еще в процессе восприятия порождать гипотезы, предположения, экспекта-ции (ожидания), на основании которых и будет структурироваться новое чувственное впечатление. Если гипотеза ошибочна и наши ожидания относительно чувственных впечатлений не подтверждаются, то происходит смена перцептивной гипотезы на основе ранее не учтенных связей либо за счет расширения или изменения контекста. Без наличия предварительного представления, гипотезы процесс восприятия вообще не может начаться. Построение образа мира есть прежде всего актуализация той или иной части уже имеющегося образа, и лишь затем осуществляется процесс уточнения, исправления, обогащения, расширения, модификации существующей картины мира. Мы не строим заново образ на основе существующего в данный момент отражения действительности, а напротив, используем то предметное значение, тот эмоциональный и личностный смысл, который уже существует, предшествует новому сен-сомоторному образу, его актуальному переживанию [31]. По выражению В. В. Сталина, мы ищем именно нужные нам стимулы, а не занимаемся поиском подходящих значений для навязанных нам извне стимулов. Из сказанного следует, что образ мира — это вовсе не " картинка", которую можно наблюдать на фотографии, это нечто более сложное, динамичное, имеющее не столько контурные грани, сколько содержание функциональных связей и отношений. Психический образ мира к тому же характеризуется активностью, избирательностью, упорядоченностью своей логики, он постоянно пополняется и развивается под влиянием чувственного и (или) рационального познания. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗА МИРА К идее структурной организации субъективных представлений человека прибегали еще в 50-е годы Ч. Осгуд [39] и Дж. Келли [38]. Если Ч. Осгуд выделял в субъективном образе инвариантные подструктуры дихотомических плеяд в виде оценочных критериев, то Дж. Келли исходил из индивидуально специфических конструктов сознания. В психосемантике субъективного образа мира в теоретических идеях А. Н. Леонтьева [18] и Е. Ю. Артемьевой [5] также предпринимаются попытки структурировать данную категорию психики [5, 19, 25, 31]. С. Д. Смирнов [28] различает в образе мира поверхностные и ядерные структуры: поверхностные — чувственные представления, а ядерные — отторгнутые от чувственных, амодальные, интегрально-знаковые системы. В. В. Петухов [25] делит их по " языку" описания: поверхностные — " представления о мире" и ядерные — " представления мира". Если поверхностные структуры образа мира у большинства авторов связываются с эксплицитностью чувственного и рационального познания (это незначительная, " видимая" часть айсберга — когнитивная), то ядерные (нижняя, огромная часть этого айсберга) с трудом поддаются изучению и классификации. Тем не менее эта, т. е. ядерная часть образа мира, структурируется, хотя и описывается разными авторами по-разному. Д. А. Леонтьев [19] увязывает означенную амодаль-ность субъективного образа мира со смыслообразова-нием, различая при этом понятия " жизненный смысл", как объективную характеристику места и роли отражаемого мира вещей и явлений в жизнедеятельности субъекта, и " личностный смысл" — как составляющую сознания, репрезентирующую субъекту жизненный смысл того или иного объекта, явления или события. Об этом мы уже говорили: если первая составляющая больше тяготеет к объективному " значению", то вторая — к субъективному " смыслу". Источники смыслообра-зования Д. А. Леонтьев усматривает в трех механизмах: мотивационном, атрибутивном и диспозиционном (см. рис. 1). Мотивационный механизм субъективного образа связан со смыслообразующей функцией мотива. Это известный и хорошо описанный в психологической теории деятельности механизм. Атрибутивный механизм образа-представления связывается со значимыми параметрами, качествами, атрибутами объектов и явлений под углом зрения их ценностей. Диспозиционный же механизм смыслообразования представляет собой обобщенную смысловую установку, или диспозицию отношения субъекта к объективно отражаемому миру действительности.
В атрибутивном смыслообразовании Д. А. Леонтьев, вслед за Е. Ю. Артемьевой, выделяет два компонента: гностические, или смысловые, образования (на языке реальных оценок качества или атрибуции) и эмоционально-оценочные, или метафорические (на языке ассоциирующихся признаков объектов, как, например, геометрические свойства приписываются человеческим качествам: " человек — квадратный, тупой" и т. д. ). Диспозиционное смыслообразование, в отличие от атрибутивного, привносит в категорию образа мира индивидуально-личностное отношение [19]. Е. Ю. Артемьева в образе мира отдельно выделяет категорию субъективного опыта, поскольку представление мира, его субъективный образ включает в себя " следы всей психической жизни субъекта" [5, с. 21]. В структуру субъективного образа, по Артемьевой, входят три иерархических слоя (уровня): перцептивный, семантический и амодальный (см. рис. 1). Перцептивный слой включает отражение мира в четырехмерном пространстве и времени плюс еще значения и смыслы (созвучно с А. Н. Леонтьевым) [18]. Семантический слой характеризуется тем, что качества и свойства отраженного в индивидуальном опыте атрибутированы субъективным отношением. Это системы отношений, отторгнутые от модальностей, но еще членимые по ним (например, модель шкалирования по семантическому дифференциалу). В оценках вещей и событий мы прибегаем к проекции своего отношения типа " хороший — плохой", " сильный — слабый" и т. п. И самый глубокий слой в субъективном образе — слой амодальных структур, когда в представлении симультанно интегрируется материал первого и второго уровней, а на базе перцептивно-семантической конструкции субъективный опыт обретает черты амодальности, оторванности от конкретного чувственного " слепка" предмета или явления, события. На уровне амодальности образа от конкретных признаков, но в их " отсутствие" в сознании создается целостная ситуация, схема, некий модус реально существующего явления. Обозначенные Е. Ю. Артемьевой иерархические слои субъективного опыта позволяют рассматривать психический образ генетически и отслеживать организацию психического материала в экологическом сознании, а точнее, экологического содержания человеческого сознания от его чувственной основы до более глубоких амодальных структур, таких, которые мы уже описали: экодиспозиции, экоустановки, альтернатурнализации, эконамерения и пр. В современном научном знании достаточно изученными являются перцептивные механизмы, механизмы психосемантического уровня интенсивно разрабатывались в советской психологии 80-х — начала 90-х годов, о глубинных же амодальных структурах психологического образа мира известно мало. Однако известно, что помимо предметного образа у человека формируется еще и образ субъективного представления о социальной жизни. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Образ жизни как психосоциальная категория также существует в субъективном представлении или психологической, ментальной картине мира. Однако он есть и конкретная данность бытия. И, вероятно, между этими планами реалий — того, что вкладывается в понятие " образ жизни", и тем, что он есть на самом деле, существуют сходные моменты и элементы различия. С ранних лет человек включается в социальные взаимодействия, хотя не все они, не всегда и не в должной полноте осознаются. Вероятно, большая часть из них вообще не осознается. Однако будет ли " бесследной", индифферентной для субъективного опыта та часть социального бытия, которая не осознается? Видимо, безразличной и безучастной она не бывает, поскольку так или иначе получает свое отражение в нашем субъективном мировосприятии. Не будем заострять внимание на подсознательном или бессознательном. Даже тогда, когда находясь в полном сознании и здравом уме мы взаимодействуем со сложной, динамичной и субъективной по содержанию тканью социальной жизни, то вряд ли способны воспринимать всю ее видимую (сенсорно отражаемую) часть в достаточной полноте, не говоря уже о многообразии комбинаций смыслоценностных, коммуникативных, информационных и других составляющих. И тем не менее в нашем опыте это остается. Это значит, что пластичность и резервная мощность нашей психики способны фиксировать производные от непосредственных чувственных схем модусы, вариативные тонкости и нюансы многообразия всех форм социальной жизни, которые не всегда отчетливо представлены в саморефлексии, но запечатлеваются в виде каких-то своеобразных контуров, общих или обобщенных очертаний. Сказанное больше относится к имплицитности, т. е. свернутости саморефлексии субъективных образов, стилей, стереотипов действования, характера организации реального существования. В типичных для обыденной жизни условиях дефицита информации люди приписывают (как бы присваивают) воспринимаемым фактам скрытые от наблюдения причины. Явление дополнения или приписывания стихийного и не сопряженного с поиском доказательного объяснения получило в социальной психологии наименование каузальной атрибуции (в буквальном переводе с латинского — приписывание причин). В когнитивной психологии выделяют несколько типов каузальной атрибуции [13]. Мифологический Если человек интересуется соци- уяснить их причины. В условиях информационного дефицита он будет мыслить по принципу конфигуративной (по терминологии Келли) [38] атрибуции, приписывая причины либо исключительно действиям определенных групп людей (персонифицированная атрибуция), либо обстоятельствам (ситуативная атрибуция), либо тому и другому одновременно. Выбор виновников производится как на основе сложившихся стереотипов, так и на каких-то собственных впечатлениях. Так возникает мифологический тип экопсихологических представлений, где во всем и вся виноват, скажем, Чернобыль. Стихийно- Для этого типа приписывания при- реалистический чин характерно то, что интерес на- ные проблемы. Предпочтение отдается собственному опыту и прагматическим интересам. В оценках событий приводятся такие тезисы, которые соответствуют собственным предпочтениям, симпатиям и антипатиям. Представления чаще всего противоречивы, нередко алогичны, разрозненны, нецелостны. Дело здесь не в отсутствии системного видения, а в ином основании связующего принципа, в частности, не в логическом, а в ситуативном или эмоциональном, отсюда и склонность ориентироваться на свои интересы. Рефлексивный Рефлексивный способ приписыва- целостность системы представлений сконцентрирована на какой-то идее. Идея позволяет порой иметь логически организованные и адекватные представления, а порой — догматические, стереотипи-зированные воззрения или некие крайности, в которые люди глубоко уверовали. Инертно- Этот тип приписывания причин фаталистический наиболее примитивный. Характер- сферы действия сил и процессов, не поддающихся ни пониманию, ни управлению, ни контролю. Представления о конкретных событиях зависят от внешних интерпретаций, чужих мнений, социальных стереотипов, источников и средств массовой информации, слухов, догадок и пр. Все типы каузальной атрибуции в социальном гнози-се либо взаимно связаны при некотором доминировании какого-то из них, либо проявляются почти в " чистом виде". Учитывая их влияние на жизнедеятельность и внутренний план организации, в экологической психологии следует не только ориентироваться на них, но и системно изучать. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СУБЪЕКТИВНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Традиции психологии субъективного образа жизненного пространства складывались на протяжении последних 80—90 лет в направлении гуманитарно-экологической ориентации. К середине 70-х годов сформировалось самостоятельное направление — психология среды, хотя еще в 1916 году Р. Парк отмечал, что психологи начинают употреблять средовые понятия и категории в качестве системообразующих для исследования влияния среды на поведение человека [4]. Развитие данной научной парадигмы прошло ряд узловых этапов — от идей " географии человека" А. Канта (1837) через понятие " социальная экология" (Д. Милль и Г. Спенсер, 20-е годы) до оформления самостоятельного научного направления — экологической психологии [2]. Представление о субъективном образе жизненного пространства исходно занимало одно из центральных мест в работах по средовой психологии. Понятие " субъективная карта мира" как образ пространственного окружения одним из первых употребляет С. Троубридж (1913), называя ориентации людей в окружающем их городском пространстве " умственными образными картами", затем у Э. Толмена (1948) появляется понятие " когнитивная карта", под которой автор подразумевает особую ментальную структуру переработки информации, поступающей от сенсорных систем, и которая указывает линии поведения, маршруты и ответные реакции животных и человека в физическом пространстве. С появлением работ К. Левина (30-е годы), в которых значительное место отводится не столько внешнему объективному окружению, сколько индивидуальному характеру восприятия этого пространства, начинает развиваться отдельное направление в психологии — сре-довая персонология. Ее задачей становится нахождение своеобразного общего " поля" и анализ взаимосвязей между личностью, ее внутренним миром и тем пространством, той средой, где находится субъект. Дальнейшее развитие психологической науки в рамках когнитивной психологии, неофрейдизма, бихевиориальной школы, деятельностного подхода, гуманистической психологии и других научных направлений определило многоплановую дифференциацию в подходах к изучению взаимодействия человека и среды. Теперь на передний план выступили задачи преемственности и целостности, интеграции со смежными областями научных знаний и классическими традициями в создании адекватных принципов оценки различных типов сред, как и их влияния на формирование и развитие личности [4]. В этом отношении заслуживают внимания исследования немецкого психолога гуманистической ориентации X. Томэ [4], российского психолога К. А. Абуль-хановой-Славской [3] и др. На основании психобиографического метода, используемого в рамках когнитивной теории личности, X. Томэ интегрировал " теорию поля" К. Левина о психологическом единстве человека с окружающей средой, основные позиции когнитивной психологии и идеи Г. Мюррея о тематическом структурировании личностью своих жизненных проблем с собственными разработками по исследованию личности в повседневной практике. Исходя из основных когнитивистских постулатов, Томэ выводит целый ряд адаптивных форм приспособления человека к социально-средовым условиям бытия или, как он их называет, " техник бытия". Среди этих техник Томэ различает две категории: те, которые реализуют общепсихологическую систему приспособления, и те, которые являются ситуативно специфическими реакциями. Они взаимодополняют друг друга и составляют некий " репертуар" конкретных техник, когнитивных репрезентаций, доминирующих форм поведения. Это дало автору основания для своеобразной личностной классификации по типам. 1. Личность первого типа ориентирована на достижение, на изменение окружающего мира, на использование шансов и апробирование собственных возможностей. 2. Личность второго типа принимает свое положение таким, каково оно есть, и ориентируется на внутреннее изменение. 3. Для личности третьего типа характерна покорность судьбе, деятельная сторона выражена очень слабо. 4. Четвертый тип личности определяется чувством горечи и разочарования с выбором техники сопротивляться всему, отсутствием заинтересованности в будущем. К. А. Абульханова-Славская, исследуя индивидуально-личностные стратегии адаптивного поведения россиян в условиях социальных преобразований [3], приходит к выводу, что сознание и мышление есть обобщенные личностью категории " того способа жизни, которого она сама сумела достичь в конкретных социальных условиях" [3, с. 40]. На основании большого эмпирического материала автор, как и X. Томэ, выделяет четыре типа людей по критерию субъект-объектных отношений с обществом в их собственном представлении. 1. Тип человека, представляющий себя в качестве объекта, от которого ничего не зависит, воспринимает общество как субъект управления или произвола. У людей этого типа (О—С), согласно данному исследованию, в основном сохранилось старое ценностное сознание с ориентацией на социализм, жизненная позиция не адаптирована к новым условиям, мышление преимущественно констатирует социальные проблемы, чаще узкопрофессионально направленно, пассивно. Представители: профессиональные служащие, рабочие, специалисты среднего социального статуса. 2. Тип людей, который и себя, и общество видит в качестве объекта (О—О). Сознание таких людей отчуж-дено, построено на безличной функциональной (рутинной, бюрократической) связи себя с обществом. Мышление противоречиво или не соответствует новым ценностям, консервативно, с потерей понимания происходящего, утратой смысла и способности смыслообра-зования, жизненная позиция не адаптирована. Законопослушные пенсионеры, служащие, специалисты. 3. Тип адаптивного поведения, когда сам человек выступает как субъект, а общество — объект взаимодействия (С—О). Для таких людей характерно сознание, которое совсем недавно было типичным для миссионеров и диссидентов: считать себя призванным спасти народ. Сегодня — это сознание народившегося класса предпринимателей, изменилась только модальность: из объекта спасения общество превратилось в объект использования. Мышление активно, консервативно, направлено на конкретно-ситуативные проблемы. Жизненная позиция обладает двойной адаптированно-стью — по линии ценностей и по линии социального престижа. 4. Тип людей, у которых в самосознании и общество, и " я-представление" выступают в качестве субъектов взаимодействия (С—С). Для них характерна изначальная противоречивость, поскольку " логика" общества и " логика" субъекта не совпадают, всегда образуют противоречия, требующие разрешения, аргументации, урегулирования, согласования. Но поскольку и общество, и субъект предполагают уважение взаимных " прав", то сознанию такого типа свойственна склонность к плюрализму, теоретизации, проблематизации. Измененная позиция не адаптирована к динамике рыночных отношений. Однако благодаря склонности к теоретическому мышлению и плюрализму жизненной позиции люди такого типа, по мнению К. А. Абульха-новой-Славской, способны не только успешно адаптироваться, но и выполнять определенную конструктивную роль в обществе. Это люди науки. Как явствует из двух последних подходов, экопси-хологическая проблематика не ограничивается при-родно-средовыми взаимоотношениями, а выходит в более широкую плоскость эколичностного и социального пространства. Такая проблематика актуальна и в Украине в связи с последствиями Чернобыльской катастрофы. Типы жизнедеятельности, как и техники бытия, их субъективные образы в экологическом сознании ждут своих исследований в экологической психологии.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Что такое образ мира? Субъективный образ мира и психологический процесс восприятия: сущность и соотношение понятий. 2. В каких измерениях представлен субъективный образ мира у человека? Чем открывается предметный мир для человека в так называемом пятом " квазиизмерении"? 3. Как психологически соотносятся понятия " значение" и " смысл"? 4. Что такое " свойства второго рода" в субъективном образе мира? 5. Как строится образ восприятия? 6. Как возникает у человека образ мира? 7. Из чего состоит психологическая структура субъективного образа мира? Осознаются ли ядерные структуры? В каких формах они проявляются? 8. Какую функцию осуществляет субъективный образ-представление? Как он соотносится с сенсомоторным отражением? 9. Какие структуры субъективного образа объективно изучаются традиционными средствами психодиагностики? Какие из них не диагностируются на сегодняшний день? Почему?
10. Как представлена в субъективном образе мира психология образа жизни? Как соотносятся понятия " субъективный образ жизни" и " субъективный образ мира"? 11. В каких взаимоотношениях находятся индивидуально-личностные и социальные представления в субъективном образе мира у человека? 12. Какие типы каузальной атрибуции выделяют в социальных представлениях обыденного сознания? 13. В чем главный смысл и характерные особенности индивидуально-центрированной типологии личности X. Томэ и социально-ориен-тированной типологии личности К. А. Абульхановой-Славской?
|
|||||||
|