Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 2 страница



2. Какие источники формирования основных терминов и понятий используются в экологической психологии?

3. Что означало слово " понятие" в древние времена?

4. Какие требования предъявляются к определяемым понятиям на современном этапе?

5. Охарактеризуйте структурно-содержательное строение научного понятия.

 

1. 3. Объективное логико-диалогическое знание

и эмоция в экологической психологии

 

Экологическая психология обязана использовать не просто знание, а знание активное, убедительное, спо­собное воздействовать на сознание и чувства человека. Такое знание должно быть не только доказательным, не только объективным, но и субъективно значимым, не только интересным, но и волнующим.

В работе с экопсихологической информацией следу­ет иметь в виду как логические, так и эмоционально-чувственные психологические механизмы восприятия.

Логическое доказательство включает в себя три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы и демон­страцию, или способ рассуждения. Любая информация может исходить либо от фактов, либо от мнений, хотя одна и та же информация может быть представлена как фактами, так и мнениями. При работе с информацией в экологической психологии важно разводить, разграни­чивать факты и мнения.

Факт — это действительное, невымышленное явле­ние, событие, то, что произошло на самом деле. Мне­ние — это суждение, выражающее оценку, взгляд на что-либо. Факты существуют сами по себе, на мнения влияют социальные установки, личностные ориентиры, особенности характера, психические состояния, образо­вание, общая осведомленность и многое другое. Мне­ния могут быть предвзятыми, необъективными, ошибоч­ными.

В экопсихологической практике часто используют доводы. Доводы, или доказательства, могут быть пря­мыми и опосредованными, или косвенными.

Косвенное доказательство предполагает обоснова­ние истинности тезиса посредством опровержения про­тиворечащего положения. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи допол­нительных построений.

Факты являются более надежными аргументами, к мнениям же необходимо относиться критически.

В экопсихологической взаимодействии всегда нужно учитывать, с каким уровнем сознания предстоит " работать": на уровне научно сложившегося мировоз­зрения или на уровне здравого смысла обыденного сознания. " Работать" опять же на что — на доказатель­ство или на убеждение в чем-то. Иногда требуется пе­реубедить человека или группу людей, которые имеют твердые, но ошибочные или предвзятые мнения.

Доказательство и убеждение — это разные процес­сы. Доказывать — означает устанавливать истинность информации или сообщения, а убеждать — вселять уверенность, создавать впечатление, что истинность до­казательства не вызывает сомнений, обращать людей в единомышленников. Логически правильно выстроенная, правдивая и точная информация может никого ни в чем не убедить. И в то же время могут убеждать простые рассуждения, основанные не на доказательствах, а на предрассудках, на неосведомленности людей, на вере в авторитеты или, напротив, на недоверии к ним. Иными словами, можно что-то доказать, но не убедить, можно убедить не доказывая, а можно и доказать, и убедить.

Дело не в количестве доводов, а в их качестве. По­этому различают доводы сильные и слабые.

Применение доводов определяется целями экопси-хологического взаимодействия. Цели могут быть раз­ные: просто дать сообщение, проверить сообщением истинность какой-то мысли или мнения, завязать поле­мику, убедить или переубедить кого-то в чем-то, дока­зать и изменить чье-то мнение, снять или вызвать за­труднение по поводу какого-то вопроса.

Преследуя цели формирования экологического соз­нания, нельзя обойти и принципиальные вопросы приня­тия нового знания человеком. При этом следует пом­нить, что достичь успеха " извне" невозможно, если экологическое самосознание конкретного индивида не будет готово воспринимать предлагаемые ценности, но­вые экологические ориентиры или отношения к ним. Необходима соответствующая настроенность, которую каждый создает в себе сам.

Механизмы психологической настроенности имеют свои правила и по сути своей не терпят ускорения, дав­ления, штурмовщины. В этом деликатном деле индиви­дуальное сознание требует и должно пройти все стадии работы с новым: непроизвольного, а затем вполне от­четливого и осознанного отрицания новых идей, внима­ния и интереса к ним с применением их на практике, сравнения и приближения — так называемого психоло­гического " поглаживания" — и, наконец, принятия либо отрицания.

Если на каком-то этапе новое не проходит, то ему не судьба быть " своим", оно становится " чужим", т. е. еще на пороге сознания всегда будет отторгаться — явно или неявно, дипломатично или открыто оспариваться. Внешние проявления этого могут быть малозаметны, но суть такого взаимодействия с новым в его " поглаживании" и упрямой, почти инстинктивной защите прежних своих убеждений. Со временем подобная са­мозащита может ослабевать. Хотя прием " поглажи­вания" нового может успешно использоваться и для маскировки истинной работы самосознания по его ус­воению, и для косвенного уклонения от предлагаемого, но в любом случае он должен состояться. Опыт пока­зывает, что ускорение или давление на этой стадии ра­боты сознания с новым дают, как правило, негативные результаты: отторжение, невосприятие или даже актив­ное нежелание постичь предлагаемое.

В экопсихологическом контексте стадию " поглажи­вания" можно и даже целесообразно затягивать, удли­нять, обеспечивая при этом не столько логическую, сколько эмоционально-чувственную поддержку. Рацио­нальное и эмоциональное в логико-диалогическом кон­тексте экологической психологии составляют, как, впрочем, и в природе, органическое целое.

Обратимся (тезисно, конспективно) к анализу роли и значения эмоционального в экопсихологическом контексте.

Род человеческий своими естественными возможно­стями жизнедеятельности, не говоря уже о диапазонах адаптации, обязан тому, что с появлением и развитием психики раздражимость дополняется чувствительностью [17]. В допсихическом отражении приспособляемость живых организмов к условиям существования обретала целесообразность исключительно за счет раздражимо­сти. Раздражимость — это способность живых орга­низмов (например, растений) отвечать на средовые воз­действия, имеющие для них биологическое значение, оставляя без ответа индифферентные (абиотические) воздействия. За счет раздражимости белковые молеку­лы положительно реагируют на питательные вещества, отрицательно — на сильные механические и химические воздействия и не реагируют на воздействия, не участ­вующие в обмене веществ.

Со временем появляется способность реагировать не только на биотические (биологически важные), но и на индифферентные раздражители, если они указывают на связь с биологически значимыми свойствами среды. Способность или свойство живого организма отвечать на биологически индифферентные воздействия, указы­вающие на связь их с жизненно значимыми обстоятель­ствами, получила название " чувствительности". С по­явлением чувствительности несоизмеримо расширяются возможности живых организмов ориентироваться в из­менчивых условиях существования. Дорецепторные ге­донистические переживания являются механизмами ре­гуляции активности уже у самых простейших организ­мов. Вначале была эмоция [10].

В психологии принято считать чувствительность про­образом эмоциональной сферы [1, 10, 28]. Первичные формы чувствительности, преобразуясь филогенетиче­ски в эмоциональные структуры более высокой органи­зации, не теряют, а напротив, развивают адаптивные возможности, усложняются, дополняются, т. е. изменя­ясь качественно, вместе с тем сохраняют свои первона­чальные функции [17, 20].

Эмоции непосредственно связаны с жизнедеятельно­стью человека. Сопровождают практически все его про­явления, присутствуют в каждом психическом процессе. Познавательные и эмоционально-мотивационные прояв­ления едины. По словам С. Л. Рубинштейна, " эмоциональные моменты чувства, выражающего в субъективной форме переживания, отношение человека к окружающему, включаются в каждый интеллектуаль­ный процесс и своеобразно его окрашивают" [28, с. 347]. В объективной психологии соотношение эмо­циональных и интеллектуальных процессов рассматри­вается в их единстве, где исходным элементом есть эмоциональное начало.

Воплощаясь в высших психических функциях, пред­ставлениях и образах, в абстрактно-логических формах мышления, первичная роль эмоции — оценочная — не уп­рощается и не замещается логическим содержанием, а усложняется, дополняется и совершенствуется им, об­ретая смысл личного отношения. " Эмоция, — как заме­чает В. К. Вилюнас, — может быть даже превосходит по своему значению компонент интеллекта" [10, с. 6]. Если в процессе мышления предметы и явления отра­жаются в виде образов, а операции опосредуются поня­тиями, то в эмоциональном постижении действительно­сти объекты не " познаются", а " чувствуются", выступа­ют в виде эмоциональных переживаний. Эмоциональная связь с действительностью ближе и короче, поскольку суть отражаемого заключается не в каких-то признаках, а в сигнале тональности воспринимаемого образа, в ин­дивидуальном, личностном к нему отношении. Психоло­гический механизм эмоционального отражения описан у Л. М. Аболина [1]. Он истолковывает эмоциональный гнозис (от греч. gnosis — познание) с выделением в пе­реживаниях объективной действительности, с одной стороны, и субъективного " я" (" я" и " не-я" ) — с дру­гой, с учетом соотнесенности субъективного опыта (знания, интересы) и формированием собственного от­ношения к реальной ситуации. Автор буквально импли­цирует в эмоции категорию самого сознания. Вероятно, в этом есть резон: с сознанием эмоции еще более род­ственны, чем с мышлением. Об этом свидетельствует функциональная преемственность эмоций в сфере соз­нания.

Эмоции, будучи в филогенезе первыми, не упразд­няются при возникновении сознания, а лишь по мере его развития отходят на второй план, вовлекая в сферу своего влияния преимущественно подкорку (глубинные уровни подсознания). Из этого следует, что роль эмо­ций в сознании второстепенна, однако в напряженных ситуациях эмоции " срабатывают" первыми и сами по себе. Неправомерно поэтому сводить роль эмоций лишь к признанию их влияния на психику, важно учитывать еще и то, что эмоции не просто связаны с познаватель­ными или волевыми процессами, но и являются их обя­зательными регуляторами, сливаются с ними. Эмоции осуществляют оценочную и регуляторную функции в субъективном отношении человека к действительности.

Характерная особенность регуляторной функции эмоций заключается в том, что они могут оказывать как положительное (организующее), так и отрицательное (дезорганизующее) влияние.

Положительное либо отрицательное влияние эмо­ций на деятельность зависит от насыщенности эмо­циональных состояний, от их качественной характери­стики и от степени сложности деятельности. Как сла­бый, так и сильный уровень эмоциональной мотивации ухудшают деятельность, — необходим оптимальный уровень эмоционального напряжения.

При низком уровне эмоционально-мотивационного возбуждения недостаточная продуктивность деятельно­сти объясняется малой вовлеченностью адаптационных резервов. При высоком уровне эмоционального напря­жения, к тому же негативного содержания, поведение характеризуется пассивностью, общей подавленностью, скованностью, замедленностью психических процессов или повышенной суетливостью, нервно-психической не­сдержанностью, раздражительностью. Дезорганизуются сложные функции целенаправленных форм поведения, их оценка и предвидение событий. Наблюдается также тенденция к понижению устойчивости психических про­цессов.

Подобное поведение людей, напоминающее состоя­ние эмоционального паралича, описано в работах В. А. Моляко [23, 24]; оно наблюдалось им как массо­вое в первые дни после Чернобыльской катастрофы. Экоэкстремальные ситуации, видимо, могут обострять до запредельных уровни эмоционального возбуждения, вызывать блокаду перцептивной, интеллектуально-мне-стической и волевой сфер личности, провоцировать тре­вогу, страхи, чувство отчаяния даже при сохраненной деятельности интеллекта. В свою очередь, психика в своем отражении среды, в принципе, располагает ко­лоссальными резервами для позитивной, " мягкой" пси­хоэмоциональной стимуляции тонизирующего характе­ра. Отсюда следует, что одной из задач экологической психологии являются поиск и реализация этих резервов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какова роль объективного знания в экологической психологии?

2. Чем отличается факт от мнения?

3. Какими могут быть доказательства? Из чего складывается дока­зательство?

4. В чем разница между доказательством и убеждением?

5. Что нужно для того, чтобы переубедить человека в чем-то? Ка­кие стадии проходит индивидуальное сознание в принятии ново­го?

6. Какая форма психической регуляции поведения и деятельности наряду с рациональным началом в человеке заслуживает внима­ния экологической психологии?

7. Что такое " раздражимость" и " чувствительность", и чем отлича­ются эти понятия?

8. Какова форма психического отражения филогенетически пред­варяла появление эмоциональной сферы человека?

9. Какова роль эмоций в жизнедеятельности человека?

 

10. Как соотносится эмоциональное и рациональное в естественном адаптогенезе человека к условиям своего существования? Что из них первично?

11. Какие воздействия могут оказывать эмоции на деятельность че­ловека?

12. Каковы адаптивные возможности эмоций в экоэкстремальных си­туациях?

13. Почему экологическая психология ориентируется не только на рациональное, но и на эмоциональное в человеке?

 

Раздел II

 

 

КАТЕГОРИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ — КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Если экопсихология — наука о психическом отра­жении природной, социальной и духовной жизни чело­века в реальных экологических условиях, то предметом ее, как уже отмечалось, является индивидуальное и об­щественное (массовое, групповое) сознание в отраже­нии природной, искусственной и социальной среды, биологической, психической и социальной его состав­ляющих. Объектом анализа здесь становятся поведение и деятельность включенных в экологическую конкретику бытия человека и общества. Поэтому в экологической психологии изучаются закономерности формирования и развития экологического сознания людей, происхожде­ние и формы проявления экологических стереотипии, биологические, социальные и психологические корни экологического мышления, мотивация экоатрибутивного поведения и т. п. Содержание экопсихологических ис­следований большей частью должно ориентироваться на обыденное сознание, как наиболее распространен­ное и массовое.

В обыденном сознании людей помимо психологиче­ской сущности, стиля и образа жизни так или иначе представлена и экологическая сущность, или экология. Экология — область научного знания о закономерно­стях связи живых организмов с окружающей средой. Центральной категорией экологии является понятие экосистемы, которая сложилась в процессе длительной эволюции и пребывает в динамическом балансировании биологического с неорганическим и сама является важ­ным регулятором экологического равновесия. Обыден­ное сознание, как правило, не особенно вникает в за­кономерности этого равновесия, однако стихийно-разрушительный стиль отношения к экологии, получив­ший губительные формы совметральности (покорять, подчинять природные ресурсы и стихии), заострил про­блему разумного вмешательства человека в природные системы, разумного взаимодействия общества и приро­ды. Не только научное мировоззрение, но и обыденное сознание проникается остротой обозначенной пробле­мы. Разобраться в этом также входит в задачи экологи­ческой психологии.

Обыденное сознание — преимущественно эмпири­ческий уровень отражения внешнего мира. Оно форми­руется на почве эмпирического (житейского) познания явлений и включает в себя совокупность чувств и пере­живаний, эмоций и представлений, в которых отражает­ся отношение людей к конкретной и естественной фор­ме своего бытия. В обыденном сознании могут иметь место отдельные идеи аналитического и абстрактного содержания, однако оно связано главным образом с конкретикой общественного, группового и личного опы­та людей. Поэтому обыденное сознание представляет собой совокупность представлений, знаний, установок, мнений и стереотипов, основанных на непосредственном повседневном опыте людей. Обыденному сознанию не чуждо в какой-то мере и научное познание мира, одна­ко оно не наполняет его своим содержанием. И если на уровне обыденного сознания интересуются научными данными, то они воспринимаются не системно, а только как факты. Отсюда становится понятной ошибочность, иногда поверхностность, а иногда удивительно точная интуитивность, наивность, видимая логичность и убеж­денность суждений на уровне обыденного сознания. Обыденное сознание удовлетворяет человека на уровне бытовой, повседневной жизни и выступает в обычных условиях как достаточный эквивалент удовлетворения познавательной потребности. Следует признать, что в обыденном сознании есть много рационального, что многократно фиксировалось и закреплялось в образо­вании характерных связей и получало отражение в объ­яснениях и толкованиях, традициях, мифах, народной мудрости. Вместе с тем, в отличие от научного познания мира, обыденное сознание может фиксировать иллю­зорное, внешнее, несущественное и способствовать со­хранению, укоренению предрассудков, суеверий, за­блуждений. Хотя обыденное сознание и не проникает в сущностные связи, оно все же способно делать выводы, удовлетворяющие повседневную практику. Реализуется обыденное сознание в виде чувств, эмоциональных пе­реживаний, бытовых, большей частью поверхностных, суждений, очевидного здравого смысла.

Здравый смысл обыденного сознания — совокуп­ность общепринятых, часто неосознаваемых, но целесо­образных способов отражения и оценки природных, со­циальных и других явлений. Как категория обыденного сознания, здравый смысл суммирует значимые, необхо­димые человеку в его повседневной жизни накопления эмпирически и исторически доступного опыта. В здра­вом экологическом смысле отражаются представления, касающиеся взаимодействий с природой, — экосентен-ции, ощущения экозащищенности или эконезащищенно­сти, различного рода экодоминанты, натурнализации и т. п.

Поскольку в здравом экологическом смысле обы­денное сознание кумулирует как экологические, так и психологические тенденции повседневного и историче­ского опыта, экологическая психология должна исполь­зовать его критично, перерабатывая, подвергая анализу, упорядочивая и дополняя научным содержанием все, что стихийно складывается. Особо интересной и значи­мой проблемой экологической психологии может стать изучение экологических стереотипии общественного сознания, которые недостаточно исследованы как в общей, так и в социальной психологии.

Для экологической психологии понятия " экология", " психология", " обыденное сознание" и его " здравый смысл" представляют особый интерес, поскольку явля­ются источниками, из которых черпает свое содержание экологическое сознание. Их соотношение и предметное влияние на формирование экологического сознания еще надлежит исследовать, однако определим понятие, опи­раясь на те знания, которые существуют сегодня.

Экологическое сознание — высший уровень пси­хического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия относительно мес­та и роли человека в биологическом, физическом и хи­мическом мире, а также саморегуляция данного отра­жения. Экологическому сознанию присущи все призна­ки сознательной деятельности человека вообще с той лишь разницей, что оно инициировано экологи­ческим содержанием.

Экологическое сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых и аналитически создаваемых экологически значимых представлений о категориях и явлениях, непосредственно наполняющих индивидуальный либо общественный экологический опыт, который предвосхищает экологическую практику. Экологической психологии еще предстоит изучить про­исхождение, структуру, формирование как индиви­дуального, так и общественного экологического сознания.

Индивидуальное экологическое сознание уни­кально, но не произвольно, а обусловлено внешними по отношению к сознанию и независимыми от него эколо­гическими факторами, преломленными сквозь призму внутреннего мира человека. Оно включает в себя цен­ности, личностные смыслы, доминирующие установки, социальные стереотипы, личные желания, стремления, т. е. все многообразие психических процессов, личност­ных свойств и состояний.

В структуре общественного экологического соз­нания представлены обобщенные суждения, идеи, представления и стереотипы, отражающие отношение больших социальных групп или общества в целом к яв­лениям и проблемам экологии. Общественное экологи­ческое сознание возникает как продукт обобщенного видения назревших и требующих разрешения экологи­ческих проблем. Индивидуальное экологическое созна­ние не лишено внутренних противоречий, но в отноше­нии к тем или иным экологическим проблемам оно од­нозначно и определенно либо амбивалентно (без­участно), в то время как общественное экологическое сознание проявляется в сопоставлении, иногда в столк­новении различных взглядов и позиций, в одобрении, поддержке или отрицании и осуждении складывающих­ся, как и привычных, форм суждения, линий поведения, норм. Но и общественное, и индивидуальное экологиче­ское сознание по своей сущности причастно, а значит, мотивированно, эмоционально окрашено, направленно и всегда отличается активностью.

В изучении и понимании экологического сознания (в отличие от сознания в общей психологии) следует иметь в виду по меньшей мере два возможных методологи­ческих противоречия. С одной стороны, все психоло­гические явления в экологическом сознании так или иначе рефлексируются самосознанием, в том числе и те, которые потенциально находятся в области бессоз­нательного, поскольку проявляются они в поведении и деятельности, а значит, обнаруживают себя там и опо­средованно становятся достоянием того же обыденного сознания или научного мировоззрения (тонкости этого еще надлежит экспериментально уточнять). С другой стороны, обыденное сознание может лишаться собст­венно экологического содержания, когда фиксируются поступки, а не результаты действий (имплицитная форма экологического сознания). Нередко в обыденном соз­нании происходит смещение смыслообразующих моти­вов при фиксации результатов без учета самих дейст­вий, когда экологическое сознание неправомерно ото­ждествляется с какой-либо хозяйственной, социальной, иной практической деятельностью, с которой непосред­ственно связано.

Сознание, как высшая форма психического отраже­ния, по К. К. Платонову [26], интегрирует все предшест­вующие ему формы отражения (физическое, химиче­ское, этологическое, т. е. инстинктивное, индивидуаль­ное и общественное) с учетом саморефлексии, органи­зующей поведение. Экологическое сознание реализует­ся в структуре складывающихся отношений человека с окружающей средой, обусловливает и детерминирует поведение и деятельность на основе саморефлексии (знания своего знания, своих возможностей, идентифи­кации вербального, мысленного и реального планов), управления и коррекции. Реализуется оно критичностью в контроле за реализацией программ взаимодействия человека с природной, искусственной и социальной средой.

Экологическое сознание имеет социокультурный ха­рактер, формируется филогенетически, закрепляется в культурно-историческом опыте человечества и усваива­ется индивидуально в процессе онтогенетического раз­вития. Индивидуальное экологическое сознание допол­няется и субъективной практикой экологического взаи­модействия конкретного человека в процессе жизнедея­тельности, отражая ту среду, реальное окружение, в ко­тором живет индивид.

В структуру экологического сознания входят как чувственные, так и рациональные атрибуты социального культурно-исторического опыта (социальная регламен­тация, орудийная и знаково-символическая опосредо-ванность), субъективная принадлежность (индиви­дуальный и общественный опыт экологического взаи­модействия данного поколения), направленность на предметы и явления экологической действительности.

Основными свойствами, или признаками, экологи­ческого сознания следует считать: социальный характер, опосредованность символикой, знаками, в том числе вербальными средствами речи, саморефлексию, внут­ренний диалогизм, предметность, натуртрадиционизм.

По направленности и уровням саморефлексии эколо­гическое сознание может быть имплицитным или экс­плицитным. Имплицитность экологического сознания (лат. implí cito, от implico — сплетаю) определяется скрытностью смысла, неявностью того экологического содержания, которое может быть выявлено лишь опо­средованно через свои связи с другими объектами или процессами. Имплицитность экологического сознания проявляется:

— в широком смысле слова — как совокупность не­явных и недоказанных представлений людей (группы людей или отдельного человека) о содержании и фак­торах окружающей среды, экологических загрязнениях, экозагрязнителях, а также их последствиях;

— в узком смысле слова — как такое же неявное эмпирическое представление о соотношении и удельном значении преимущества того или иного экологически вредного фактора по отношению к другим. К примеру, аллоафферентации, альтернатурнализации — когда фактор радиации заслоняет собой восприятие вредно­сти других экозагрязнителей, в частности химического, промышленного или транспортного. В экологическом сознании многие неизвестные, многие неявные или не­понятные явления либо " туманные" представления, смутные сведения о среде, вредных ее факторах, ха­рактере их действия также характеризуют его со сторо­ны имплицитности, ибо существуют в психике большей частью скрыто, латентно, имплицитно. Тем не менее они могут достаточно действенно влиять на мотивы поведе­ния, выбор поступков, направленность действий. Импли-цитность экологического сознания имеет свои характер­ные особенности проявления: иерархичность (например, ощущения вредности факторов), оценочность (выраженность угрозы), дифференцированность (" когнитивная сложность", когда человек затрудняется в осознании чего-то конкретного, но подспудно его ощу­щает, как говорят, " чувствует нутром" ), адекватность либо неадекватность, устойчивость. Имплицитное эколо­гическое сознание доступно для изучения преимущест­венно с применением проективных психодиагностиче­ских методов.

Эксплицитность экологического сознания (лат. explí cito, от explico — развертываю) предполагает яв­ный, четкий, развернутый вид суждений, как и доступ­ные внешнему наблюдению формы экологических по­ступков и действий. Чаще всего проявляется в шутках, поговорках, присказках, притчах, суевериях и, разуме­ется, в осмысленных суждениях.

Кроме названных двух форм проявления экологиче­ского сознания, ему присуща еще одна особенность — отражать личное отношение к экологической действи­тельности. Такая особенность может быть обозначена свойством комплицитности. Комплицитность экологи­ческого сознания (от франц. complice — причастный) — причастность, личная включенность, переживаемость того, что воспринимается объективно и реально. Ком­плицитность обеспечивает субъективную значимость то­го, что есть в составе имплицитного или эксплицитного содержания сознания, и формирует основу для приня­тия решений, направленности поступков, отдельных действий и деятельности в целом.

Выработка и усвоение, формирование экологических ценностей — сложный процесс, в котором можно вы­делить целый ряд явлений. Обозначим хотя бы катего­риально основные из них.

Интериоризация экологического сознания (от лат. interior — внутренний) — процесс самопроизвольного (здесь чаще неуправляемого, в отличие от педагогиче­ского процесса) превращения наблюдаемых фактов внешней среды, реальных действий (как и опасений) во внутренние, идеальные, образные представления, т. е. в субъективную ментальность. Интериоризация экологических ценностей направлена на создание ког­нитивной картины мира (подробно об этом будет идти речь ниже), обусловлена взаимодействием индивиду­ального сознания с групповыми и массовыми экологи­ческими установками, общественным настроением, а также геопсихическими явлениями общественного соз­нания. В процессе такого превращения внешнего во внутреннее происходят специфические трансформации

(обобщения, вербализации, сокращения, эллипсисы), а главное — внешние и ранее развернутые представления получают дальнейшее развитие, которое превосходит возможности внешне развернутой деятельности. При отсутствии опыта общественно-исторической практики взаимодействия с такого или аналогичного рода явле­ниями (что чаще всего бывает) индивидуальное созна­ние теряет естественную связь с внутренней логикой яв­ления, и деятельность обретает черты непосредственной зависимости от внешне развернутых форм взаимодейст­вия, а также субъективно скрытых подсознательных ус­тановок и диспозиций. В понимании данного явления существенное значение имеют основные положения культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский) [11]: инструментальная структура деятельности (знаковое ее опосредование) и включенность в систему экологических взаимоотношений с другими людьми. В этих взаимоотношениях с другими индивид, вероятнее всего, будет пытаться восполнить отсутствующие звенья самой интериоризации (через общение) и нарабатывать хоть какой-то индивидуальный опыт приспособительно­го поведения. Субъективно заимствованная смысловая символика обращения с фактическими смыслами и со­держанием среды формирует собственные экопсихоло-гические диспозиции.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.