|
|||
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 2 страница2. Какие источники формирования основных терминов и понятий используются в экологической психологии? 3. Что означало слово " понятие" в древние времена? 4. Какие требования предъявляются к определяемым понятиям на современном этапе? 5. Охарактеризуйте структурно-содержательное строение научного понятия.
1. 3. Объективное логико-диалогическое знание и эмоция в экологической психологии
Экологическая психология обязана использовать не просто знание, а знание активное, убедительное, способное воздействовать на сознание и чувства человека. Такое знание должно быть не только доказательным, не только объективным, но и субъективно значимым, не только интересным, но и волнующим. В работе с экопсихологической информацией следует иметь в виду как логические, так и эмоционально-чувственные психологические механизмы восприятия. Логическое доказательство включает в себя три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы и демонстрацию, или способ рассуждения. Любая информация может исходить либо от фактов, либо от мнений, хотя одна и та же информация может быть представлена как фактами, так и мнениями. При работе с информацией в экологической психологии важно разводить, разграничивать факты и мнения. Факт — это действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. Мнение — это суждение, выражающее оценку, взгляд на что-либо. Факты существуют сами по себе, на мнения влияют социальные установки, личностные ориентиры, особенности характера, психические состояния, образование, общая осведомленность и многое другое. Мнения могут быть предвзятыми, необъективными, ошибочными. В экопсихологической практике часто используют доводы. Доводы, или доказательства, могут быть прямыми и опосредованными, или косвенными. Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений. Факты являются более надежными аргументами, к мнениям же необходимо относиться критически. В экопсихологической взаимодействии всегда нужно учитывать, с каким уровнем сознания предстоит " работать": на уровне научно сложившегося мировоззрения или на уровне здравого смысла обыденного сознания. " Работать" опять же на что — на доказательство или на убеждение в чем-то. Иногда требуется переубедить человека или группу людей, которые имеют твердые, но ошибочные или предвзятые мнения. Доказательство и убеждение — это разные процессы. Доказывать — означает устанавливать истинность информации или сообщения, а убеждать — вселять уверенность, создавать впечатление, что истинность доказательства не вызывает сомнений, обращать людей в единомышленников. Логически правильно выстроенная, правдивая и точная информация может никого ни в чем не убедить. И в то же время могут убеждать простые рассуждения, основанные не на доказательствах, а на предрассудках, на неосведомленности людей, на вере в авторитеты или, напротив, на недоверии к ним. Иными словами, можно что-то доказать, но не убедить, можно убедить не доказывая, а можно и доказать, и убедить. Дело не в количестве доводов, а в их качестве. Поэтому различают доводы сильные и слабые. Применение доводов определяется целями экопси-хологического взаимодействия. Цели могут быть разные: просто дать сообщение, проверить сообщением истинность какой-то мысли или мнения, завязать полемику, убедить или переубедить кого-то в чем-то, доказать и изменить чье-то мнение, снять или вызвать затруднение по поводу какого-то вопроса. Преследуя цели формирования экологического сознания, нельзя обойти и принципиальные вопросы принятия нового знания человеком. При этом следует помнить, что достичь успеха " извне" невозможно, если экологическое самосознание конкретного индивида не будет готово воспринимать предлагаемые ценности, новые экологические ориентиры или отношения к ним. Необходима соответствующая настроенность, которую каждый создает в себе сам. Механизмы психологической настроенности имеют свои правила и по сути своей не терпят ускорения, давления, штурмовщины. В этом деликатном деле индивидуальное сознание требует и должно пройти все стадии работы с новым: непроизвольного, а затем вполне отчетливого и осознанного отрицания новых идей, внимания и интереса к ним с применением их на практике, сравнения и приближения — так называемого психологического " поглаживания" — и, наконец, принятия либо отрицания. Если на каком-то этапе новое не проходит, то ему не судьба быть " своим", оно становится " чужим", т. е. еще на пороге сознания всегда будет отторгаться — явно или неявно, дипломатично или открыто оспариваться. Внешние проявления этого могут быть малозаметны, но суть такого взаимодействия с новым в его " поглаживании" и упрямой, почти инстинктивной защите прежних своих убеждений. Со временем подобная самозащита может ослабевать. Хотя прием " поглаживания" нового может успешно использоваться и для маскировки истинной работы самосознания по его усвоению, и для косвенного уклонения от предлагаемого, но в любом случае он должен состояться. Опыт показывает, что ускорение или давление на этой стадии работы сознания с новым дают, как правило, негативные результаты: отторжение, невосприятие или даже активное нежелание постичь предлагаемое. В экопсихологическом контексте стадию " поглаживания" можно и даже целесообразно затягивать, удлинять, обеспечивая при этом не столько логическую, сколько эмоционально-чувственную поддержку. Рациональное и эмоциональное в логико-диалогическом контексте экологической психологии составляют, как, впрочем, и в природе, органическое целое. Обратимся (тезисно, конспективно) к анализу роли и значения эмоционального в экопсихологическом контексте. Род человеческий своими естественными возможностями жизнедеятельности, не говоря уже о диапазонах адаптации, обязан тому, что с появлением и развитием психики раздражимость дополняется чувствительностью [17]. В допсихическом отражении приспособляемость живых организмов к условиям существования обретала целесообразность исключительно за счет раздражимости. Раздражимость — это способность живых организмов (например, растений) отвечать на средовые воздействия, имеющие для них биологическое значение, оставляя без ответа индифферентные (абиотические) воздействия. За счет раздражимости белковые молекулы положительно реагируют на питательные вещества, отрицательно — на сильные механические и химические воздействия и не реагируют на воздействия, не участвующие в обмене веществ. Со временем появляется способность реагировать не только на биотические (биологически важные), но и на индифферентные раздражители, если они указывают на связь с биологически значимыми свойствами среды. Способность или свойство живого организма отвечать на биологически индифферентные воздействия, указывающие на связь их с жизненно значимыми обстоятельствами, получила название " чувствительности". С появлением чувствительности несоизмеримо расширяются возможности живых организмов ориентироваться в изменчивых условиях существования. Дорецепторные гедонистические переживания являются механизмами регуляции активности уже у самых простейших организмов. Вначале была эмоция [10]. В психологии принято считать чувствительность прообразом эмоциональной сферы [1, 10, 28]. Первичные формы чувствительности, преобразуясь филогенетически в эмоциональные структуры более высокой организации, не теряют, а напротив, развивают адаптивные возможности, усложняются, дополняются, т. е. изменяясь качественно, вместе с тем сохраняют свои первоначальные функции [17, 20]. Эмоции непосредственно связаны с жизнедеятельностью человека. Сопровождают практически все его проявления, присутствуют в каждом психическом процессе. Познавательные и эмоционально-мотивационные проявления едины. По словам С. Л. Рубинштейна, " эмоциональные моменты чувства, выражающего в субъективной форме переживания, отношение человека к окружающему, включаются в каждый интеллектуальный процесс и своеобразно его окрашивают" [28, с. 347]. В объективной психологии соотношение эмоциональных и интеллектуальных процессов рассматривается в их единстве, где исходным элементом есть эмоциональное начало. Воплощаясь в высших психических функциях, представлениях и образах, в абстрактно-логических формах мышления, первичная роль эмоции — оценочная — не упрощается и не замещается логическим содержанием, а усложняется, дополняется и совершенствуется им, обретая смысл личного отношения. " Эмоция, — как замечает В. К. Вилюнас, — может быть даже превосходит по своему значению компонент интеллекта" [10, с. 6]. Если в процессе мышления предметы и явления отражаются в виде образов, а операции опосредуются понятиями, то в эмоциональном постижении действительности объекты не " познаются", а " чувствуются", выступают в виде эмоциональных переживаний. Эмоциональная связь с действительностью ближе и короче, поскольку суть отражаемого заключается не в каких-то признаках, а в сигнале тональности воспринимаемого образа, в индивидуальном, личностном к нему отношении. Психологический механизм эмоционального отражения описан у Л. М. Аболина [1]. Он истолковывает эмоциональный гнозис (от греч. gnosis — познание) с выделением в переживаниях объективной действительности, с одной стороны, и субъективного " я" (" я" и " не-я" ) — с другой, с учетом соотнесенности субъективного опыта (знания, интересы) и формированием собственного отношения к реальной ситуации. Автор буквально имплицирует в эмоции категорию самого сознания. Вероятно, в этом есть резон: с сознанием эмоции еще более родственны, чем с мышлением. Об этом свидетельствует функциональная преемственность эмоций в сфере сознания. Эмоции, будучи в филогенезе первыми, не упраздняются при возникновении сознания, а лишь по мере его развития отходят на второй план, вовлекая в сферу своего влияния преимущественно подкорку (глубинные уровни подсознания). Из этого следует, что роль эмоций в сознании второстепенна, однако в напряженных ситуациях эмоции " срабатывают" первыми и сами по себе. Неправомерно поэтому сводить роль эмоций лишь к признанию их влияния на психику, важно учитывать еще и то, что эмоции не просто связаны с познавательными или волевыми процессами, но и являются их обязательными регуляторами, сливаются с ними. Эмоции осуществляют оценочную и регуляторную функции в субъективном отношении человека к действительности. Характерная особенность регуляторной функции эмоций заключается в том, что они могут оказывать как положительное (организующее), так и отрицательное (дезорганизующее) влияние. Положительное либо отрицательное влияние эмоций на деятельность зависит от насыщенности эмоциональных состояний, от их качественной характеристики и от степени сложности деятельности. Как слабый, так и сильный уровень эмоциональной мотивации ухудшают деятельность, — необходим оптимальный уровень эмоционального напряжения. При низком уровне эмоционально-мотивационного возбуждения недостаточная продуктивность деятельности объясняется малой вовлеченностью адаптационных резервов. При высоком уровне эмоционального напряжения, к тому же негативного содержания, поведение характеризуется пассивностью, общей подавленностью, скованностью, замедленностью психических процессов или повышенной суетливостью, нервно-психической несдержанностью, раздражительностью. Дезорганизуются сложные функции целенаправленных форм поведения, их оценка и предвидение событий. Наблюдается также тенденция к понижению устойчивости психических процессов. Подобное поведение людей, напоминающее состояние эмоционального паралича, описано в работах В. А. Моляко [23, 24]; оно наблюдалось им как массовое в первые дни после Чернобыльской катастрофы. Экоэкстремальные ситуации, видимо, могут обострять до запредельных уровни эмоционального возбуждения, вызывать блокаду перцептивной, интеллектуально-мне-стической и волевой сфер личности, провоцировать тревогу, страхи, чувство отчаяния даже при сохраненной деятельности интеллекта. В свою очередь, психика в своем отражении среды, в принципе, располагает колоссальными резервами для позитивной, " мягкой" психоэмоциональной стимуляции тонизирующего характера. Отсюда следует, что одной из задач экологической психологии являются поиск и реализация этих резервов. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Какова роль объективного знания в экологической психологии? 2. Чем отличается факт от мнения? 3. Какими могут быть доказательства? Из чего складывается доказательство? 4. В чем разница между доказательством и убеждением? 5. Что нужно для того, чтобы переубедить человека в чем-то? Какие стадии проходит индивидуальное сознание в принятии нового? 6. Какая форма психической регуляции поведения и деятельности наряду с рациональным началом в человеке заслуживает внимания экологической психологии? 7. Что такое " раздражимость" и " чувствительность", и чем отличаются эти понятия? 8. Какова форма психического отражения филогенетически предваряла появление эмоциональной сферы человека? 9. Какова роль эмоций в жизнедеятельности человека?
10. Как соотносится эмоциональное и рациональное в естественном адаптогенезе человека к условиям своего существования? Что из них первично? 11. Какие воздействия могут оказывать эмоции на деятельность человека? 12. Каковы адаптивные возможности эмоций в экоэкстремальных ситуациях? 13. Почему экологическая психология ориентируется не только на рациональное, но и на эмоциональное в человеке?
Раздел II
КАТЕГОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ — КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Если экопсихология — наука о психическом отражении природной, социальной и духовной жизни человека в реальных экологических условиях, то предметом ее, как уже отмечалось, является индивидуальное и общественное (массовое, групповое) сознание в отражении природной, искусственной и социальной среды, биологической, психической и социальной его составляющих. Объектом анализа здесь становятся поведение и деятельность включенных в экологическую конкретику бытия человека и общества. Поэтому в экологической психологии изучаются закономерности формирования и развития экологического сознания людей, происхождение и формы проявления экологических стереотипии, биологические, социальные и психологические корни экологического мышления, мотивация экоатрибутивного поведения и т. п. Содержание экопсихологических исследований большей частью должно ориентироваться на обыденное сознание, как наиболее распространенное и массовое. В обыденном сознании людей помимо психологической сущности, стиля и образа жизни так или иначе представлена и экологическая сущность, или экология. Экология — область научного знания о закономерностях связи живых организмов с окружающей средой. Центральной категорией экологии является понятие экосистемы, которая сложилась в процессе длительной эволюции и пребывает в динамическом балансировании биологического с неорганическим и сама является важным регулятором экологического равновесия. Обыденное сознание, как правило, не особенно вникает в закономерности этого равновесия, однако стихийно-разрушительный стиль отношения к экологии, получивший губительные формы совметральности (покорять, подчинять природные ресурсы и стихии), заострил проблему разумного вмешательства человека в природные системы, разумного взаимодействия общества и природы. Не только научное мировоззрение, но и обыденное сознание проникается остротой обозначенной проблемы. Разобраться в этом также входит в задачи экологической психологии. Обыденное сознание — преимущественно эмпирический уровень отражения внешнего мира. Оно формируется на почве эмпирического (житейского) познания явлений и включает в себя совокупность чувств и переживаний, эмоций и представлений, в которых отражается отношение людей к конкретной и естественной форме своего бытия. В обыденном сознании могут иметь место отдельные идеи аналитического и абстрактного содержания, однако оно связано главным образом с конкретикой общественного, группового и личного опыта людей. Поэтому обыденное сознание представляет собой совокупность представлений, знаний, установок, мнений и стереотипов, основанных на непосредственном повседневном опыте людей. Обыденному сознанию не чуждо в какой-то мере и научное познание мира, однако оно не наполняет его своим содержанием. И если на уровне обыденного сознания интересуются научными данными, то они воспринимаются не системно, а только как факты. Отсюда становится понятной ошибочность, иногда поверхностность, а иногда удивительно точная интуитивность, наивность, видимая логичность и убежденность суждений на уровне обыденного сознания. Обыденное сознание удовлетворяет человека на уровне бытовой, повседневной жизни и выступает в обычных условиях как достаточный эквивалент удовлетворения познавательной потребности. Следует признать, что в обыденном сознании есть много рационального, что многократно фиксировалось и закреплялось в образовании характерных связей и получало отражение в объяснениях и толкованиях, традициях, мифах, народной мудрости. Вместе с тем, в отличие от научного познания мира, обыденное сознание может фиксировать иллюзорное, внешнее, несущественное и способствовать сохранению, укоренению предрассудков, суеверий, заблуждений. Хотя обыденное сознание и не проникает в сущностные связи, оно все же способно делать выводы, удовлетворяющие повседневную практику. Реализуется обыденное сознание в виде чувств, эмоциональных переживаний, бытовых, большей частью поверхностных, суждений, очевидного здравого смысла. Здравый смысл обыденного сознания — совокупность общепринятых, часто неосознаваемых, но целесообразных способов отражения и оценки природных, социальных и других явлений. Как категория обыденного сознания, здравый смысл суммирует значимые, необходимые человеку в его повседневной жизни накопления эмпирически и исторически доступного опыта. В здравом экологическом смысле отражаются представления, касающиеся взаимодействий с природой, — экосентен-ции, ощущения экозащищенности или эконезащищенности, различного рода экодоминанты, натурнализации и т. п. Поскольку в здравом экологическом смысле обыденное сознание кумулирует как экологические, так и психологические тенденции повседневного и исторического опыта, экологическая психология должна использовать его критично, перерабатывая, подвергая анализу, упорядочивая и дополняя научным содержанием все, что стихийно складывается. Особо интересной и значимой проблемой экологической психологии может стать изучение экологических стереотипии общественного сознания, которые недостаточно исследованы как в общей, так и в социальной психологии. Для экологической психологии понятия " экология", " психология", " обыденное сознание" и его " здравый смысл" представляют особый интерес, поскольку являются источниками, из которых черпает свое содержание экологическое сознание. Их соотношение и предметное влияние на формирование экологического сознания еще надлежит исследовать, однако определим понятие, опираясь на те знания, которые существуют сегодня. Экологическое сознание — высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия относительно места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного отражения. Экологическому сознанию присущи все признаки сознательной деятельности человека вообще с той лишь разницей, что оно инициировано экологическим содержанием. Экологическое сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых и аналитически создаваемых экологически значимых представлений о категориях и явлениях, непосредственно наполняющих индивидуальный либо общественный экологический опыт, который предвосхищает экологическую практику. Экологической психологии еще предстоит изучить происхождение, структуру, формирование как индивидуального, так и общественного экологического сознания. Индивидуальное экологическое сознание уникально, но не произвольно, а обусловлено внешними по отношению к сознанию и независимыми от него экологическими факторами, преломленными сквозь призму внутреннего мира человека. Оно включает в себя ценности, личностные смыслы, доминирующие установки, социальные стереотипы, личные желания, стремления, т. е. все многообразие психических процессов, личностных свойств и состояний. В структуре общественного экологического сознания представлены обобщенные суждения, идеи, представления и стереотипы, отражающие отношение больших социальных групп или общества в целом к явлениям и проблемам экологии. Общественное экологическое сознание возникает как продукт обобщенного видения назревших и требующих разрешения экологических проблем. Индивидуальное экологическое сознание не лишено внутренних противоречий, но в отношении к тем или иным экологическим проблемам оно однозначно и определенно либо амбивалентно (безучастно), в то время как общественное экологическое сознание проявляется в сопоставлении, иногда в столкновении различных взглядов и позиций, в одобрении, поддержке или отрицании и осуждении складывающихся, как и привычных, форм суждения, линий поведения, норм. Но и общественное, и индивидуальное экологическое сознание по своей сущности причастно, а значит, мотивированно, эмоционально окрашено, направленно и всегда отличается активностью. В изучении и понимании экологического сознания (в отличие от сознания в общей психологии) следует иметь в виду по меньшей мере два возможных методологических противоречия. С одной стороны, все психологические явления в экологическом сознании так или иначе рефлексируются самосознанием, в том числе и те, которые потенциально находятся в области бессознательного, поскольку проявляются они в поведении и деятельности, а значит, обнаруживают себя там и опосредованно становятся достоянием того же обыденного сознания или научного мировоззрения (тонкости этого еще надлежит экспериментально уточнять). С другой стороны, обыденное сознание может лишаться собственно экологического содержания, когда фиксируются поступки, а не результаты действий (имплицитная форма экологического сознания). Нередко в обыденном сознании происходит смещение смыслообразующих мотивов при фиксации результатов без учета самих действий, когда экологическое сознание неправомерно отождествляется с какой-либо хозяйственной, социальной, иной практической деятельностью, с которой непосредственно связано. Сознание, как высшая форма психического отражения, по К. К. Платонову [26], интегрирует все предшествующие ему формы отражения (физическое, химическое, этологическое, т. е. инстинктивное, индивидуальное и общественное) с учетом саморефлексии, организующей поведение. Экологическое сознание реализуется в структуре складывающихся отношений человека с окружающей средой, обусловливает и детерминирует поведение и деятельность на основе саморефлексии (знания своего знания, своих возможностей, идентификации вербального, мысленного и реального планов), управления и коррекции. Реализуется оно критичностью в контроле за реализацией программ взаимодействия человека с природной, искусственной и социальной средой. Экологическое сознание имеет социокультурный характер, формируется филогенетически, закрепляется в культурно-историческом опыте человечества и усваивается индивидуально в процессе онтогенетического развития. Индивидуальное экологическое сознание дополняется и субъективной практикой экологического взаимодействия конкретного человека в процессе жизнедеятельности, отражая ту среду, реальное окружение, в котором живет индивид. В структуру экологического сознания входят как чувственные, так и рациональные атрибуты социального культурно-исторического опыта (социальная регламентация, орудийная и знаково-символическая опосредо-ванность), субъективная принадлежность (индивидуальный и общественный опыт экологического взаимодействия данного поколения), направленность на предметы и явления экологической действительности. Основными свойствами, или признаками, экологического сознания следует считать: социальный характер, опосредованность символикой, знаками, в том числе вербальными средствами речи, саморефлексию, внутренний диалогизм, предметность, натуртрадиционизм. По направленности и уровням саморефлексии экологическое сознание может быть имплицитным или эксплицитным. Имплицитность экологического сознания (лат. implí cito, от implico — сплетаю) определяется скрытностью смысла, неявностью того экологического содержания, которое может быть выявлено лишь опосредованно через свои связи с другими объектами или процессами. Имплицитность экологического сознания проявляется: — в широком смысле слова — как совокупность неявных и недоказанных представлений людей (группы людей или отдельного человека) о содержании и факторах окружающей среды, экологических загрязнениях, экозагрязнителях, а также их последствиях; — в узком смысле слова — как такое же неявное эмпирическое представление о соотношении и удельном значении преимущества того или иного экологически вредного фактора по отношению к другим. К примеру, аллоафферентации, альтернатурнализации — когда фактор радиации заслоняет собой восприятие вредности других экозагрязнителей, в частности химического, промышленного или транспортного. В экологическом сознании многие неизвестные, многие неявные или непонятные явления либо " туманные" представления, смутные сведения о среде, вредных ее факторах, характере их действия также характеризуют его со стороны имплицитности, ибо существуют в психике большей частью скрыто, латентно, имплицитно. Тем не менее они могут достаточно действенно влиять на мотивы поведения, выбор поступков, направленность действий. Импли-цитность экологического сознания имеет свои характерные особенности проявления: иерархичность (например, ощущения вредности факторов), оценочность (выраженность угрозы), дифференцированность (" когнитивная сложность", когда человек затрудняется в осознании чего-то конкретного, но подспудно его ощущает, как говорят, " чувствует нутром" ), адекватность либо неадекватность, устойчивость. Имплицитное экологическое сознание доступно для изучения преимущественно с применением проективных психодиагностических методов. Эксплицитность экологического сознания (лат. explí cito, от explico — развертываю) предполагает явный, четкий, развернутый вид суждений, как и доступные внешнему наблюдению формы экологических поступков и действий. Чаще всего проявляется в шутках, поговорках, присказках, притчах, суевериях и, разумеется, в осмысленных суждениях. Кроме названных двух форм проявления экологического сознания, ему присуща еще одна особенность — отражать личное отношение к экологической действительности. Такая особенность может быть обозначена свойством комплицитности. Комплицитность экологического сознания (от франц. complice — причастный) — причастность, личная включенность, переживаемость того, что воспринимается объективно и реально. Комплицитность обеспечивает субъективную значимость того, что есть в составе имплицитного или эксплицитного содержания сознания, и формирует основу для принятия решений, направленности поступков, отдельных действий и деятельности в целом. Выработка и усвоение, формирование экологических ценностей — сложный процесс, в котором можно выделить целый ряд явлений. Обозначим хотя бы категориально основные из них. Интериоризация экологического сознания (от лат. interior — внутренний) — процесс самопроизвольного (здесь чаще неуправляемого, в отличие от педагогического процесса) превращения наблюдаемых фактов внешней среды, реальных действий (как и опасений) во внутренние, идеальные, образные представления, т. е. в субъективную ментальность. Интериоризация экологических ценностей направлена на создание когнитивной картины мира (подробно об этом будет идти речь ниже), обусловлена взаимодействием индивидуального сознания с групповыми и массовыми экологическими установками, общественным настроением, а также геопсихическими явлениями общественного сознания. В процессе такого превращения внешнего во внутреннее происходят специфические трансформации (обобщения, вербализации, сокращения, эллипсисы), а главное — внешние и ранее развернутые представления получают дальнейшее развитие, которое превосходит возможности внешне развернутой деятельности. При отсутствии опыта общественно-исторической практики взаимодействия с такого или аналогичного рода явлениями (что чаще всего бывает) индивидуальное сознание теряет естественную связь с внутренней логикой явления, и деятельность обретает черты непосредственной зависимости от внешне развернутых форм взаимодействия, а также субъективно скрытых подсознательных установок и диспозиций. В понимании данного явления существенное значение имеют основные положения культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский) [11]: инструментальная структура деятельности (знаковое ее опосредование) и включенность в систему экологических взаимоотношений с другими людьми. В этих взаимоотношениях с другими индивид, вероятнее всего, будет пытаться восполнить отсутствующие звенья самой интериоризации (через общение) и нарабатывать хоть какой-то индивидуальный опыт приспособительного поведения. Субъективно заимствованная смысловая символика обращения с фактическими смыслами и содержанием среды формирует собственные экопсихоло-гические диспозиции.
|
|||
|